 Обоснование выбора темы исследования  Определение значимости и актуальности  Методика исследования



Скачать 373.34 Kb.
Дата09.08.2019
Размер373.34 Kb.


Оглавление
1.     Введение………………………………………………………............ ………3

        Обоснование выбора темы исследования

        Определение значимости и актуальности

        Методика исследования



2.     Основная часть

        Глава 2.1. «На яму подводы держати...»………………………………4

        Глава 2.2. История города и церкви…………………………………..5

        Глава 2.3. Советский и постсоветский период ……………………..10

        Глава 2.4. Экскурсия в храм………………………………………….12
3.     Заключение и выводы……………………………………………………...14

4.     Список используемой литературы……………………………………….15

5.     Приложение………………………………………………………………….16






Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.



Тема исследовательской работы – «История церкви Воскресения Христова и Архистратига Божия Михаила ».

Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках ОПК и ИЗО учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.



Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день возрождающегося храма и показать историческую значимость церкви в жизни людей.

Задачи:

  • Найти сведения об истории строительства церкви Воскресения Христова и Архистратига Божия Михаила в Касимове, восстановить хронику событий.

  • Исследовать события, происходящие в храме в советский и постсоветский период.

  • Определить значимость восстанавливающегося храма

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

Избранные методы исследования: При изучении истории церкви использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, экскурсия по территории церкви, сравнение, анализ, синтез, обобщение, беседа.

В своей исследовательской работе мы попытались узнать историю церкви Воскресения Христова и Архистратига Божия Михаила. Это было не так просто, как нам казалось в начале работы. Все приходские книги, содержащие данные, были уничтожены. Многое рассказала местный краевед, и прихожанка этого храма Монахова Е.А., что-то узнали у служителя храма иерея Дмитрия, очень помогла дополнительная литература - книга Н. Шишкина «История города Касимова» , материалы сайтов «Касимов православный» и «Град новомученников» . В работе приводятся выдержки непосредственно из писцовых книг, архивных документов. На основании этих данных попытаемся воссоздать историю Церкви и рассказать о ее буднях.



Объект: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.

Предмет: Церковь Воскресения Христова и Архистратига Божия Михаила в г. Касимове.

Проблема: что является причиной рождения, закрытия и возрождения церкви .

Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.

Касимов – город древнейших православных святынь, город новых исповедников Российских. Его история уникальна и поучительна. Здесь нет больших дорог: железнодорожная магистраль прошла мимо – через Владимир, а Ока сильно обмелела и стала несудоходной. Говорят, богатейшие касимовские купцы и судовладельцы Качковы дали в свое время взятку в Министерство путей сообщения, чтобы железная дорога, которую вели из Москвы, прошла мимо города, дабы не перебивать выгодную речную торговлю. И это сыграло с городом и его жителями злую шутку – про Касимов надолго забыли. Однако именно эта затерянность делает его особенно привлекательным для современных туристов и паломников.

«Если Рим стоит на семи холмах, то Касимов – на семи оврагах», – шутят касимовцы. И действительно, город живописно раскинулся на высоком, изрезанном оврагами берегу Оки. То тут, то там сквозь зелень деревьев мелькают маковки колоколен и купола храмов. Их в городе сейчас семь. А до революции было двенадцать…

30-е годы XX века – переломный период в истории Русской Православной Церкви. Советская власть была против церкви и смогла убедить в этом большую часть общества. Повсеместно закрывались храмы и монастыри. В 1929 году возникает организация, деятельностью которой является работа по закрытию церквей и уничтожение их ценностей. Некоторые храмы передавались местным властям, и им находилось применение, некоторые просто разрушались. Священнослужители подвергались гонениям. К концу 30-х годов большинство из оставшихся в живых священнослужителей находилось в тюрьмах и ссылке. По всей России сохранилось несколько сотен соборных и приходских храмов. Не обошла эта участь и нашего древнего города. К сороковым годам в городе остался один действующий храм.

Когда я родилась, об этом храме Воскресения Христова в Касимове уже мало кто помнил. Но родные часто рассказывали о том, что когда – то на месте городского автовокзала возвышалась красавица-церковь. Мне захотелось узнать об этой исчезнувшей святыни, тем более что сейчас для храма настало время перемен – он возрождается.
Оказалось, что задачи эти не совсем простые. В многочисленных источниках информация об истории скудная, а о самой церкви упоминается в одном - двух предложениях. И всё же за несколько месяцев кропотливой работы удалось добыть сведения, которые, как мне кажется, представляют реальный интерес.

2.1. «НА ЯМУ ПОДВОДЫ ДЕРЖАТИ...»

 

        Как известно, время правления Ивана Грозного, особенно в последние годы, отмечено его энергичными мерами как по расширению и укреплению границ государства, так и мерами по его внутреннему устройству. Так, в шестидесятые годы XVI века царем вводится «Ямская» повинностьСогласно этой повинности, обывателям вменялось в обязанность предоставлять для государственных нужд подводы или же платить так называемые «ямские» деньги. На эти деньги создавались «ямы» или, говоря современным языком, конные почтовые станции. Одна из таких станций была образована в Касимове, в Слободе, на выезде из города в сторону Мурома. Впоследствии эта Слобода была так и названа — Ямская.



    Утверждая в числе прочих эту станцию, Иван Грозный выдал в 1567 году жителям Ямской слободы «Жалованную грамоту». В ней жителям Слободы предоставлялось право на свое самоуправление, свой суд. Отныне дела ямщиков вершили свои приказчики и свои старосты, избираемые из ямщицкой среды. В «Грамоте» в частности говорится:

«Се яз царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал есми слобожан в Касимове городе на посаде Ямской Слободы... Не надобе им моя и великого князя дань, ни ямские деньги, ни посошная служба, ни городовое всякое дело, ни податей моих всяких не дают, с черными людьми и с городскими и с сельскими никоторые проторы не тянут... А пожаловал есми своих слобожан в торханех от всяких своих податей и их дворы и пашни за то, что им в Касимове городе на посаде на яму подводы лержати по трое лошадей с выти, на мое царство и великого князя разное дело и на земское...»

        Так, Касимов, ранее разделенный на две административные части — татарскую и воеводскую, теперь стал иметь еще третью часть, ямскую, подчиненную непосредственно Москве.

«Эта грамота, — пишет Н. Шишкин в своей «Истории города Касимова», — хранилась у старосты Ямской Слободы до 80-х годов XIX века, т. е. свыше 300 лет... Подлинник писан на листе длиной в один аршин, 10 с половиной вершков ширины, в конце привешена печать из красного воска».

В 1567 году ямская слобода представляла жилые строения, построенные в одну линию на протяжении 1500 метров: 50 дворов охотников (ямщиков), 50 дворов дворников (дворовых людей). Если в каждой семье с среднем проживало пять человек, то первое слободское население насчитывало около пятисот человек; в 1627 году в ней стояло 39 дворов, жителей проживало 225 человек, не считая старух и девочек; в 1676 году – 81 двор; в 1735 – 152 двора; к этому времени она была застроена в две линии. В 1769 году – 100 дворов. В этом период, отдельно отведенная территория, в начале ямской слободы, принадлежала только ямщицкому населению и примерно равнялась 10 дворам ямщиков. Остальные дворы принадлежали: духовенству, купцам, мещанам, кузнецам, ремесленникам. 

Первые Ямские охотники (охочие люди, т. е. которые шли на службу с охотой, по собственной воле), были временными людьми «на яму». Отслужив определенный срок, они возвращались домой, в родную деревню, как говорили «на старину», т. е. в свой приход. Можно предположить, что к концу XVI века проживание ямских охотников стало постоянным. Слободская жизнь приняла оседлый образ жизни.



2.2. История города и церкви.

После тяжелого Смутного времени к 1619 года жизнь народа постепенно нормализовалась.   В 1623-1628 годах в России проходила опись государственного и личного имущества. Данные описи были занесены в «Писцовые книги». В Касимове эти книги были составлены в 1627-1628 годах писцом Петром Воейковым и подъячим Посником Раковым.

        Каким же он был, Касимов, в ту далекую средневековую пору? Как жили его обыватели? Чем промышляли? На эти вопросы в той или иной мере и отвечают «Писцовые книги».

«Город Касимов деревянный, - читаем мы, - рублен в одну стену; крыт тесом; около города осыпь; в городе двое ворот; одни проезжие, другие водяные (водяные ворота вели к Оке). На водяных воротах две башни: промеж проезжих и водяных ворот шесть башен глухих. Из башен три крыты тесом, а пять не крыты. В городе два колодца: один у пороховой казны, другой   у водяных ворот. В городе соборная церковь Вознесения Христова, деревянная клетцки... В городе изба съезжая... да амбар, под ним погреб, а в погребе лежат пушки и пушечные запасы и пороховая казна».

        «Писцовые книги» в другом месте дополняют картину города: «...И всего строений внутри города... осадные дворы, двор соборного попа, место дьяконское, двор боярский, двор воеводский, пять дворов стольничьих и дворянских, семь дворов царевичевых служилых людей, восемь дворов служилых мурз татар, двор пушкарский, двор рассылыдиков, да два двора нищих».

В 1627 году в городе числилось промышленных заведений: «Изба, где варили сусло, квас, уксус (на площади), салодельный двор, салотопка, воскобойня, винокурня на 16 ведер, сарай на Оке соляной (24х4 сажен), сапожные мастерские (десять)».

        «Писцовые книги» далее сообщают, что «На старом посаде и на новом четыре церкви с пением, да три без пения, да церковь с приделом строится вновь, да на церковной земле четыре двора церковников, да одиннадцать дворов нищих, сто десять дворов посадских тягловых людей... да не тяглых пятьдесят три двора...»
Появляется потребность в строительстве своей приходской церкви и в Ямской слободе. В каком году был построен первый слободской приходской храм в честь святых мучеников Фрола и Лавра, доподлинно неизвестно. Первое официальное упоминание о нем относится к 1627 году, хотя в 1621 году Фроло-Лаврская церковь уже существовала и стояла в конце Ямской слободы (недоезжая магазина «Дикси»).

В 1676 году в слободе упоминается вторая деревянная церковь – в честь Воскресения Христова, престольный праздник которого празднуется 13 сентября (ст. ст.). Храм был освящён в честь Воскресения Славущего – обновления храма Воскресения Христово в Иерусалиме (эта летняя, холодная церковь стояла в начале слободы, где ныне магазин «Океан»).  В 1681 году ямщикам дана была выпись с писцовых книг на владение землей; в этой выписи сказано: «В Касимове на посаде Ямская слобода, а в ней церковь Воскресения Христова в приделе Архангела Михаила, деревянная и т.д... а нынешняго 189 (1681) году по дозору писца Якова Петровича Доводчикова да подъячаго Петра Безсонова... церковныя земли, что преж сего бывала флоровская земля, а ныне приходской ямской церкви Воскресения Христова, пятнадцать четвертей в поли, а в дву потому ж».

Позднее рядом с деревянной Воскресенской церковью была построена другая теплая деревянная церковь, в честь Архистратига Михаила (она упоминается в 1746 году), которая во время пожара, бывшего в Ямской Слободе, сгорела. Между ними стояла общая колокольня. Вместо сгоревшей в 1747 году было решено строить новую деревянная, с сохранением названия (храмоименования). С разрешения преосвященного Алексия, прихожане приискали в городе Касимове же упраздненную церковь деревянную Благовещенскую, вместо которой была выстроена каменная и из нее собрали с прибавлением нового леса церковь Михаила Архистратига на прежнем же месте.

По получении благословенной грамоты в 1768 году каменную церковь почему-то не начинали строить, за скудностью ли средств, или по другим каким-либо причинам. Существует предание, что в то время был в Касимове влиятельный барин, воевода Губарев; этот Губарев имел силу не дозволить постройку каменной Воскресенской церкви на том же месте, где были деревянные церкви вследствие того, будто бы, что Воскресенская церковь, будучи в недалеком расстоянии от Соборной Вознесенской церкви, отнимала у последней денежный доход. Губарев же был прихожанином Соборной Церкви, поэтому и радел об ея интересах. Таким образом, когда прихожане Ямской слободы, в 1768 г. получив разрешение на построение каменной церкви, думали основать на том же месте, где были и деревянные их церкви, Губарев, имея ввиду вышеозначенную цель, запретил им постройку церкви на прежнем месте, а указал им для строения далеко от Собора болотистое место. Вероятно, в виду неблагоприятных этих условий прихожане Ямской слободы и отложили постройку новой каменной церкви до более удобного времени. Так было до 1789 года, т. е. 21 год, но обстоятельства дела не изменились; волею не волею, а пришлось начинать строить каменную церковь на новом, хотя и на неудобном месте; на Рязанской еписк. кафедре к тому времени был новый епископ Симон; поэтому нужно было вновь просить благословенную грамоту на разрушение постройки, каковая просьба и была подана в 1789 г., на которую последовало разрешение .



Через 10 лет храм выстроился (ныне автовокзал) и один из приделов во имя св. Архистратига Михаила был уже приготовлен к освящению. 9 февраля 1800 года преосвященным Симоном было разрешено освятить придел Архистратига Михаила. Освятить придел было предписано соборному иерею Сергию Яковлеву, что и было сделано 14 февраля (ст. ст.) 1800 года. Придел направо, в честь Воскресения Христова и иконы Божией Матери Тихвинская освящен в октябре 1811 года, иереем Успенской церкви г. Касимова Иоанном Васильевым. На левой стороне придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1817 году уже значился освященным. На левой стороне придел в честь св. жен Мироносиц освящен в 1832-х годах.


1.jpg

До 1823 года колокольня была деревянной, от времени пришла в ветхость и грозила падением. Староста Воскресенской церкви Семен Кондратьев Живилов 17 мая(ст. ст.) 1822 года испрашивал дозволение на постройку каменной колокольни и покрытие церкви новым тесом, что ему немедленно было разрешено. Но как означенных средств на постройку колокольни оказалось недостаточно, то им в июне того же года подана была просьба о разрешении употребить на означенный предмет «прикладную и кошельковую суммы», которых тогда при Воскресенской церкви числилось 2233 руб. 1 коп. Консистория постановила: за разрешением этого вопроса обратится к Преосвященному». Какое определение по этому делу было сделано Преосвященным Сергием неизвестно. Каменная колокольня была построена в 1823г.   С 1881 г, начинается сбор пожертвований на возобновление иконостаса в трапезной части храма. С 1888 года начинается перестройка трапезной части храма. Был произведен ремонт рам и дверей. В 1890 году в новоустроенной трапезной, по приложенным к прошению рисункам, были установлены два новых иконостаса. В том же году, местному протоиерею Николаю Глебову было разрешено освятить вновь устроенный предельный храм (в честь Архистратига Божия Михаила ).. А в 1892 году Протоиерею г.Касимова Сергию Чучкину разрешено освятить устроенный предел в трапезном храме Воскресенской церкви города Касимова, на старом антиминсе, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1895 году на средства прихожан причту и церковному старосте Воскресенской г.Касимова церкви разрешено окрасить церковные стены масляною краскою, своды расписать священными изображениями и переделать духовую церковную печь, находящуюся под полом, а самый пол вновь сделать из цементных и каменных плит. В 1896 году была преобретена взамен старой, новая церковная печь. В том же году г.Касимов посетил епископ Иустин, он побывал в церкви. В описании визита есть такие слова: «Особенно замечена «Архангельская». Просторная и даже обширная, светлая с двумя новыми иконостасами в трапезной, с бетонными полами, — она производит радостное впечатление, — это по истине дом Божий. Таким устройством своим эта церковь обязана единственно старанию своего священника Владимира Виссонова, который приступил к украшению церкви без всяких средств и который надеется привести в такое же благолепное состояние и «настоящую», холодную церковь, ремонтировка которой уже началась.» В 1900 году был заменен на новый, разбитый колокол. В описании визита епископа Рязанского и Зарайского Никодима в г.Касимов в 1909 году, видно что ситуация осталась прежней. В холодной части продолжался ремонт. Добавлено только что: «десятки тысяч рублей церковного капитала, употреблены старостою Касимовским купцом второй гильдии Иваном Павловичем Самгиным на приведение Архангельского храма в столь благолепный вид». В 1912 году город вновь посетил правящий Архиерей, на этот раз епископ Димитрий. В описании визита есть такие слова: «Церковь каменная, снаружи еще не оштукатурена, как недавно построенная. Внутри просторно, светла, благолепна, с двумя новыми иконостасами в трапезной и прекрасным бетонным полом. Настоящая еще не отделана. Иконостаса нет. Но церковный староста и священник, видимо, заботятся о скорейшем окончании отделки храма».

1915 год Воскресенская церковь, как же она выглядела на тот момент? Настоящая тщанием прихожан и разных благотворителей трапезная теплая, вновь построена вместо старой в 1889 году, колокольня в 1904 г. Здание каменное с такою же колокольнею в одной связи. Крыша покрыта железом. Престолов в ней два, в трапезной церкви: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святых жен Мироносец на одном антимине и Святого Архистратига Божия Михаила. В настоящей после ремонта и постройки новой, здесь имеет быть устроен престол такого же храмонаименования. По штатному расписанию при ней положено: священник, диакон и псаломщик. Жалования нет, кружечный доход за 1915 год получено? , других источников содержания членов причта и количество поставляемых от них доходов – нет. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 2025 кв. сажень, пахотной и сенокосной земли нет. Плана за церковную землю нет, т. к. земля занята остатками строительного материала после ремонта церкви; здание, принадлежащее церкви – ветхая сторожка. Почтовый адрес: г. Касимов, ул. Ямская, Воскресенская церковь. Копии с метрических книг хранятся с 1780 г. Книги, до церковного круга подлежащие, есть все, в церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 428 томов, церковные деньги в целостности за ключом церковного старосты и печатию церковной. Имеются школы: одноклассная церковно-приходская учрежденная в сентябре месяце 1896 года; четыре городских начальных, две из них мужские, учрежденные в ноябре месяце 1910 года; и в сентябре 1914 года; две женские учрежденные в сентябре 1909 года; и в октябре 1913 года. Церковная школа посещается в наемном доме, на содержание ея отпускается от Касимовского Уездного отделения Епархиального Училищного совета – 765 руб. В сем году в ней обучалось 30 мальчиков; девочек – нет. При церкви состоит старостою церковным касимовский мещанин Владимир Васильевич Уваров, который должность свою проходил с октября 1903 года. Протоиерей Воскресенской церкви Владимир Тимофеевич Виссонов. Из братского кружечного дохода в 1915 году получил 575 рублей 1 коп. Диакон – Николай Петрович Каливин (зять диакона Ф. Д. Хватова) – 21 год получил жалование 383 рубля 34 коп. Псаломщик Иван Андреевич Экземпляров, жалование в 1915 году – 191 руб. 67 коп.

Из памятников древности до закрытия храма в 1917 году находились: иконы Казанской Божией Матери и Архангела Михаила, евангелие 1688 г, пролог 1677г, служебник 1668г, и октоих 1699г.

В Приложении мы разместили интересные хронологические факты, касающиеся истории церкви, дана информация о священнослужителях Михайло- Воскресенской и Флоро-Лаврской храмов, откуда поступали денежные средства и как они расходовались, какие ремонтные и реставрационные работы велись на протяжении всего существования храма. Также помещен материал о посещении возрождающейся церкви родственниками последнего настоятеля протоирея В.Виссонова (1884-1917).



2.3. Советский и постсоветский период.

В России все с начала

Не впервые начинать –

Истреблялась, исчезала,

А потом, глядишь опять.

Из-под пепла, из-под праха

Где чернела пустота,

После крови, после страха

Вырастала – Красота.

И.А. Мельников

После смены режима в стране, положение осложнилось, но в храме продолжались службы. В 1934 году храм еще действовал, но в августе был запрещен колокольный звон, так как он яко бы мешал нормальному ходу занятий в первом ямском колхозе, сельсовете и клубе. А в 1940 году храм был закрыт. Сохранились воспоминания, как после закрытия церкви, верхнюю часть колокольни сломали трактором. В здании храма  разместили  пожарное  депо, позднее  оно было приспособлено  под автовокзал, который и  располагается  в нем  по настоящее время.

За 70  с лишним лет здание утратившее главу и колокольню, претерпело значительные изменения, и внешний вид здания с трудом говорит о его религиозном назначении. В начале 2000-х годов, когда город отмечал свой 850 летний юбилей, поднимался вопрос о восстановлении храма. Но тогда решили, что лучше отремонтировать автовокзал. В то время о религиозном назначении напоминала разве что церковная лавка в зале ожидания, и общие контуры очертания здания. Но прошло еще около 10 лет. И была образована Касимовская и Сасовская епархия, правящим Архиереем был назначен Архимандрит Иоанно-Богословского монастыря Дионисий (Петр Николаевич Порубай). Его указом № 10 от 22 февраля 2013 года, «в надежде возвращения здания указанного храма Церкви и возрождения этой городской святыни», была проведена юридическая регистрация с наименованием: «Архиерейское подворье Архистратига Божия Михаила г. Касимова Касимовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

С 22 февраля по 1 ноября 2013 года первым настоятелем в новейшей истории, был тогда еще директор Православной школы г .Касимова (ныне клирик Георгиевской церкви г.Касимова) протоиерей Андрей Правдолюбов.

Указом №91 от 01 ноября 2013 г, настоятелем церкви назначен нынешний директор Православной школы г. Касимова, иерей Иоанн Игнатов. 21 ноября 2013 года, впервые за много лет епископом Дионисием, в сослужении иерея Иоанна Игнатова и клириков г. Касимова, при большем количестве народа, в освободившейся алтарной части храма, прошел первый молебен. С тех пор по Благословению Владыки каждую субботу в 11.00, и в будние дни по большим праздникам, в молебной комнате в Алтарной части храма, регулярно стали проходить молебны. Начала проводится работа по поиску архивных данных, с целью восстановления исторического облика прихода.

С 8 февраля 2013 года молебны стал совершать иерей Димитрий Уляшин, который указом правящего Архиерея №29 от 18 марта 2014 года был назначен настоятелем прихода, и является им по настоящее время. Была продолжена работа по поиску архивных данных. Закуплены иконы, церковная утварь. Стала расти активность на приходе. Появились постоянные прихожане, которые и составляют костяк прихода. В сентябре 2014 года, со стороны посадочных платформ в притворе храма, удалось освободить небольшую комнату, где и стали совершать молебны. В это же время в алтарной части началась подготовка к восстановительным работам, которые и были начаты в октябре. 21 ноября 2014 была, на еще не освященном престоле в Алтарной части храма, была совершена первая Божественная Литургия. К концу января 2015г. были закончены восстановительные работы в Алтарной части храма.31 января 2015 года епископ Дионисий совершил малое освящение Михайло-Воскресенского храма г.Касимова и в сослужении благочинного Касимовского городского благочиния протоиерей Иоанна Бобикова, возглавил Божественную Литургию в освященном храме. С этой поры, более чем через год, как на приходе зазвучала молитва, и установилась приходская жизнь, стали регулярно проводится Божественные Литургии.

22 октября 2015 года указами правящего Архиерея № У-107 и № У-108, в границах Касимовского городского благочиния, учрежден Приход храма Архистратига Божия Михаила и при нем Приходской Совет. Настоятелем и Председателем Приходского Совета назначается иерей Дмитрий Уляшин. Проведена государственная регистрация с наименованием: Местная религиозная организация православный Приход храма Архистратига Божия Михаила города Касимова Касимовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Престольные праздники:

19 сентября – Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

26 сентября – Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)

21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных


2.4. Экскурсия в храм.
  Храм является очень красивой архитектурной и культурной достопримечательностью, но все, же главное его предназначение – духовное.

           Итак, мы на пороге православного храма (молельной комнаты)... За ним удивительный мир со своей особой историей и выразительной символикой. Здесь все обращает на себя внимание. Здесь нет ни одной мелочи, ни одной детали, лишенного глубокого духовного смысла.

   Медленно поднимаемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдем в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой за милость Божию.

Заходил я в притвор и смиренно в дверях становился,

И смотрел в глубину, погруженную в сумрак на треть.

замирала душа, и дрожало свечное мерцанье,

А гремящие хоры свергали волну за волной.

И все чудилось мне, что вступил я в предел Мирозданья,

и что вечность сама возжигала огни предо мной...

                                                   Н. Тряпкин

   Да, здесь все поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперед, к царским вратам, распахнутым во время богослужения. В их освещенном проеме мы видим образ спасителя, облаченного в белые, сверкающие одежды.

   Главная часть храма – это алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. С правой стороны алтаря расположилась ризница, в которой хранятся священные одежды, церковные сосуды и книги, используемые во время богослужения.

Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, называемых пределами. Они освящены в память каких-либо событий или в честь определенных святых.

   Средняя часть Храма, где находятся все молящиеся прихожане. Здесь стоит аналой, на котором лежит храмовая икона или икона православного праздника.       Слева и справа от аналоя расположены подсвечники для моления о живых и в честь православных праздников.  В правой части Храма стоит канунный стол, сюда ставят свечи об упокоении и кладут  различные поминовения.  

В Храме имеется  много икон, каждая из которых несет определенный смысл.

Обязательно справа от иконостаса располагается икона святого, в честь которого назван Храм, а слева - икона Божьей Матери.

     Распятие или "Голгофа", холм в окрестности Иерусалима, на котором по христианскому преданию был распят Иисус Христос.  Слово Голгофа означает череп (вероятно лысый холм). Ведь именно как синоним мученичества и страданий стало употребляться слово Голгофа.
И тьма была. И час настал.

Разверзлась надвое завеса храма.

И кровь Христа стекала со Креста

На череп первобытного Адама.

И омывала первородный грех,

Смывая смерти беспощадной тленье.

Его любовь – Крестом объяла всех, -

Все человечество на сотни поколений.

В его любви была заключена

Вселенная, которой нет предела;

И наступила в мире тишина.

И Бог покинул человечье тело.

И содрогнулись звездные часы,

И правосудие спустилось с трона,

Любовь Христа восстала над законом,

И истина пришла: «Он – Божий Сын!»

Словами римского центуриона...

   


В храме так же есть лавка, где можно приобрести свечи, крестики, иконки, православную литературу.

  С какой бы целью прихожане не посещали храм, его красота, таинственность, умиротворение никого не оставят равнодушным.


Настоятель храма иерей Димитрий Уляшин провел экскурсию по зданию, поделился планами по восстановлению и расширению площади помещения молельной комнаты, рассказал о судьбе святынь разрушенного храма. Сведения и факты, полученные в результате беседы с настоятелем, несомненно, были полезными при написании исследовательской работы, сделали ее содержание более достоверным и правдивым.

Значение храмовой архитектуры в нашем городе не однозначно. В первую очередь оно конечно духовное, возрождение старых традиций (культурное) тоже не мало значимо,  и дань моде имеет место.  В жизни каждого жителя города Храм играет свою роль.  Для большинства населения  это духовная пристань и  жизненно важная необходимость. Меньшая часть воспринимает его, как объект культуры со своими традициями, обрядами, атрибутами. Для некоторых храм является просто модной достопримечательностью, но это тоже хорошо, когда красивое архитектурное здание радует глаз прохожего.  Даже если человек посещает Храм, потому что это модно - он невольно становится его культурным и духовным соучастником.

Вдумайтесь в слова историка А.Г. Тинского «…храмы строили приходами, общинами, на мирские копейки, часто отказывая себе в самом необходимом. Способны ли мы, сегодняшние, разобщённые, собраться и в добром согласии и на свои кровные восстановить падающие храмы? Восстановить и содержать их, что сложнее и многократно дороже? Содержать в прежнем качестве среди опустевших и заброшенных деревень? Если «нет», то и плакать незачем. А память сохранить мы обязаны…»

Памятник – это память. А видимая память – это наш храм, создатели которого трудились, по словам древних мастеров, «на радость себе и во славу, а детям и правнукам на изумление»!  Пусть эта работа станет призывом помнить и хранить. Мы на это надеемся…

3. Заключение и выводы.

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма. Предположение оправдалось.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения занятий по курсу «ОПК» и касимоведения, на классных часах по краеведению, а так же при подготовке занятий по истории, МХК, литературе.

История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то свое в развитие общества, страны. В своей работе мы провели исследования актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия города, родного края. Каким только гонениям не подвергалась церковь! Ее пытались разрушить извне. Ее пытались разложить изнутри … Какие только общества организации и учреждения не возникали среди людей за два долгие тысячелетия. Но все это приходило и уходило, а церковь Христова стояла и стоит. Значит — и дальше будет стоять, а вместе с ней будет стоять и наша Россия, и мы будем иметь надежную точку опоры, станем жизнеспособны в любых обстоятельствах. Конечно, уже много времени прошло, закончился советский период, в истории России ознаменовавшийся гонениями на церковь. Но забывать то, что было, не стоит, это наше прошлое. Мы должны его знать, возможно, для того, чтобы не повторить таких ошибок в будущем.

В нашей работе нам хотелось рассказать об архитектурном и духовном памятнике церкви Воскресения Христова и Архистратига Божия Михаила.

Работа написана под руководством педагога ОПК Маняткиной.О.В. Преподаватель давала рекомендации по каждому этапу работы. Краеведческая работа предполагает непосредственное межличностное общение с людьми разных профессий.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа . Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков — одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.

Касимовская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколение воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отсчет — процесс культурного воспоминания.


Промчатся столетья, и нас позабудут, 
Сотрутся слова на граните веков.
 
Но верю! Стоять обязательно будут
 
Старинные храмы таких городов.

Пока ещё есть на просторах святые


Места, где божественный светоч разлит.
 
Жива и пребудет в грядущем Россия,
 
Земля, где История в Вечность глядит!

   Список используемой литературы:

1. Добролюбов И.В.: Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии Том 4.с 34-39

2. Шишкин Н.И. «История города Касимова с древнейших времен» (издание 2-е исправленное и дополненное, Рязань, Типо-Литография Н.Д.Малашкина, 1891 года) 

3. Рязанские Епархиальные Ведомости 1865-1917гг. №1-24.

4. Указы епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, с сайта Касимовской Епархии. (kaseparh.ru)

5.Информация (репортажи с Михайло-Воскресенского храма), с сайта Касимовской епархии. kaseparh.ru

6.Информация (репортажи с Михайло-Воскресенского храма), с сайта Касимовского Городского Благочиния. (kasblag.ortox.ru)

7.Возрождение Михайло-Воскресенского храма – репортаж Касимов-ТВ

8.Храм на автовокзале репортаж Касимов-ТВ

9. Журнал Министерства внутренних дел Ч. 41 (LXI) 1841. № 7 (июль) Смесь. c 15
 Приложение
Хронологические сведения из истории Михайло-Воскресенской церкви

28 марта 1789 года была дана храмозданная грамота на построение новой каменной Воскресенской церкви (ныне автовокзал). Первоначально строилась трапезная (теплая) из дикого серого камня. Крыша крыта тесом без колокольни. 14 февраля 1800 года в трапезной был освящен правый предел в честь архистратига Михаила. В указе от 1800 года: церковный староста ямщик Дмитрий Прокопьев сын Живилов. В 1811 году освятили летнюю и престол Воскресения Христово и Тихвинской иконы Божьей Матери на одном антиминсе. 1816 год – служит отец Пётр, дьячок – Иван Андреевич Воскресенский, пономарь – Андрей Алексеев. В 1817 году в летней освятили левый предел, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1818 году в новой каменной церкви служили: отец Пётр Сергеев, дьякон – Иоанн Лукин Ляров, дьячок – Иван Андреевич Воскресенский, пономарь – Михаил Емельянович Перов. Староста Воскресенской церкви Семён КондратьевЖивилов 17 мая 1822 года испрашивал дозволение на построение каменной колокольни и по покрытие церкви тесом «на средства прихожан и доброхотных дателей».

1818 год: дворов – 202; жителей – 896 человек.

1826 год: ямщицких дворов – 7; купеческих и мещанских – 46; жителей всего – 360 человек.

1829 год. Ямская слобода находится близ г. Касимова и продолжением поселением от Собора версты на две, а церковь с версту. В Воскресенской церкви престолов три: в настоящей холодной по правую сторону во имя Воскресения Христово и Тихвинской иконы Божьей Матери на одном антиминсе; по левую в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в пределе теплой по правую сторону во имя Михаила Архистратига, а по левую назначено быть по имя св. жён Мироносиц. Воскресенская церковь зданием каменная, с такою же колокольнею. Церковь построена тщанием прихожан и прибавлением церковных доходов.

1829 год в церкви числится три престола, штат тот же, а Ямская Слобода называется Новомещанская, но это название не прижилось.

1830 год – престолов три, штат: священник, дьякон, дьячок, пономарь, содержание их бедное.

1831 год – престолов три.

1832 год – престолов четыре; в настоящей холодной по правую сторону Воскресение Христово и Тихвинской на одном антиминсе; по левую Покрова; в пределе тёплом по правую Михаил Архангел; по левую святых жён Мироносиц. Содержание скудное до 100 рублей.

Январь 1834 год: наличных денег – 34 руб. 57 коп.; за проданные свечи – 196 руб. 76 коп.; от подаяний в кошельки и кружки – 272 руб. 3 коп. Итого: 468 рублей. На содержание священнослужителей жалования и постоянного оклада ни откуда не получается, и от прихода полагается примерно получать в год до 100 рублей, содержание их скудное.

С 1833 года по 1839 староста Воскресенской церкви становится купец Иван Михайлович Живилов. 21 июня 1869 года 3 гильдии купец Иван Михайлович Живилов Воскресенской церкви завещал серебром 100 рублей.

В 1842 году пономаря Михаила Емельянова Перова прослужившего в 1818 по 1842 годы, заменяет Яков Степанович Алфеев; с июня 1844 году о. Петра Сергеева заменяет священник Иоанн Фомин Ижевский.

Что известно о первом священнике, новой Воскресенской церкви:

Священник Петр Сергеев, 1768 г.р., священнический сын, в 1779 году в июне месяце определен из церковного пономаря в Николаевскую церковь; а в 1791 году мая 30 переименован в дьячки; в 1792 году ноября 14 в соборе посвящен в дьяконы; в 1793 году апреля 10 посвящен в священники в Воскресенской церкви (старая деревянная); в 1812 году исправлял требы в военном, полковом и градском лазарете, за что в 1829 году получил крест бронзовый на Владимирской ленте. Жена его- Прасковья Ивановна, 1775 г. Рождения; сын- Александр Магнитский 1814 г. Рождения; дом собственный на собственной земле. В 1844 году 23 июня в Воскресенскую ( Михаилоархангельскую) каменную церковь был переведен из монастыря священник Иоанн Ижевский. Значит, он сменил о. Петра Сергеева; в 1848 году о. Петр Сергеев числится умершим. В Воскресенской церкви о. Петр прослужил пятьдесят лет- с 1793-го ( начинал служить в старой деревянной церкви) закончил свою службу в 1844 году ( в каменной Воскресенской церкви). (К.П. № 3471, 1848 г).

Священник – Иоанн Фомин Ижевский, сын диакона, по окончании курса наук в Рязанской семинарии получил аттестат 2-го разряда; в 1828 году служит в Успенской церкви дьяконом, в 1831 году принял сан священника, в 1844 году 23 июня переведён из монастыря в настоящее место; безвозмездно учитель в народном училище; в 1843 – преподаватель женском училище; в 1849 году – вдовец.

О. Иоанн служил в Воскресенской церкви с 1844 по 1853 гг. С 1800 года рождения.

С 1830 г. значится богадельня, в которой проживают три престарелые женщины, здание ветхое в 1833 году означается «вновь выстроенная деревянная богадельня», в которой проживают три престарелых женщины, пропитывающие подаяние прихожан. В 1848 году проживает одна престарелая женщина, в 1849 году зданий при сей церкви никаких не находится.

В 1846 году освятили и повесили колокол в 100 пудов 37 фунтов.

1846 год –17 ноября 1846 года Касимовская вдова мещанка Ирина Федоровна по мужу Верховцева добровольно сдала в Воскресенскую церковь вклад серебром 1142 рубля 85 копеек дала на колокол, староста нашей церкви в Нижегородской ярмарке по просьбе сей Верховцевой и купил оный колокол во 100 пудов и 37 фунтов.

В 1846 году престолов четыре, священник Иоанн Ижевский, дьякон – Ляров, дьячок – Иван Андреев, псаломщик Я. С. Алфеев (служил с 1842 года по 1849). Церковный староста – касимовский мещанин Константин Яковлев (староста с 1839 по 1869 гг.). Содержание было скудное, 100 рублей в год, а с 1848 года от прихода полагалось примерно в год до трехсот рублей серебром.

В 1849 году 24 августа пономарём был зачислен Василий Семенович Покровский, при согласии, что он возьмет вдову умершего пономаря Марию Семёнову. В то время существовал закон, что место умершего пономаря сохраняется за его женой, и чтобы получить вакантное место, надо жениться на вдове пономаря, что и сделал В. С. Покровский.

4 октября 1853 года на должность священника поступил Федор Васильевич Бильдинский. В 1866 году выдано священнику Федору Васильевичу Бильдинскому свидетельство Московского страхового общества от огня.

В 1854 году – ямщики не значатся.

Настоятель Ф. В. Бильдинский, с 1827 г. р. закончил Духовную Рязанскую семинарию, 4 октября 1853 году рукоположен в священники Воскресенской церкви, бронзовый крест на Владимирской ленте креста, установленный в память войны с Англией, Францией и оттоманского порта, бывшего в 1853 – 1856 годах. 1 декабря 1858 года, в собственном доме школа с 1862 по апрель 1878 годы.

В 1864 году старосте Воскресенской церкви мещанин Константин Яковлев получил серебряную медаль на Станиславской ленте, («взять за медаль 7 руб. 50 коп.серебром»).

В 1865 году мещанину Василию Осиповичу Баранаеву разрешили на свой счёт возобновить предел во имя Святых жён Мироносиц.

1867 по 1881 год Иван Дмитриевич Аманов с 1846 г. р., закончил семинарию; в 1867 года 26 августа посвящён в дьяконы в настоящее место (Воскресенская церковь). Прослужил дьяконом до 1884 года. Со 2 мая 1884 года становится причетником при кладбищенской церкви. Он имеет собственный дом в г. Касимове, в Ямской Слободе, в 5 квартале, под № 6. Усадебной земли мерою по улице 9 сажень, в глубину квартала 45 сажень.

С 1869 году церковным старостой становится Сергей Леонтьевич Салазкин. В 1871 году 23 октября – Сергей Салазкин пишет «о дозволении ему в означенной (Воскресенской) церкви перемостить полы; в 1871 году церковный староста касимовский купец Сергей Салазкин удостоен благословения св. Синода с выдачей грамоты за пожертвования в пользу церквей Рязанской епархии.

В 1869 году кружечного сбора – 2 руб. 43 коп.;

кошелькового сбора – 137 руб. 60 коп.;

на устроительство церкви – 3632 руб.;

за призрение бедного духовенства – 2 руб. 32 коп.;

на гроб Господень - 0 руб. 45 коп.;

на восстановление православного Кавказа – 0 руб. 47 коп.;

на Полестинских поклонников – 1 руб. 98 коп.;

на содержание церквей и школ в западных губерниях – 0 руб. 89 коп..

Итого: 3778 руб. 14 коп.; 77 рублей 24 коп. похищено.

1872 год – за неправильное ведение метрик штраф три рубля.

1874 год. 30 июня церковный староста касимовский 1-ой гильдии купец Сергей Салазкин награждён золотой медалью для ношения им на Аннинской ленте за заслуги по духовному ведомству («выслать 30 руб. 35 коп. за медаль»).

1875 год – преподано благословение св. Синода без выдачи грамоты касимовскому городскому голове купцу Сергею Леонтьевичу Салазкину за пожертвование в пользу церкви.

1877 год – жена коллежского секретаря Ольга Минская (урожденная Сахарова) пожертвовала 700 рублей с обращением процента в пользу причта за помин её с родственниками.

1878 год – преподано Архипастырское благословение с изъявлением благодарности за пожертвование на приобретение нового колокола: Клёнову Николаю, Касимовскому 2-ой гильдии купцу – 400 рублей; Понамарёву Василию, касимовскому мещанину – 100 рублей; Резвяковым Алексею, Илье, Николаю, Василию и Михаилу, касимовским купеческим братьям – 300 рублей.

1871 год – дьячки переименовали в пономари.

1873 год – по штату положено: 1 священник со званием настоятель и псаломщик – диакон.

1879 год – престолов четыре, крыша железная выкрашена зеленою краскою, крепка.

1880 год – престолов четыре, по штату 1873 года положено 1 священник с званием настоятель и один псаломщик. На лицо состоит священник-настоятель Бильдинский и исправляющий должность псаломщика диакон Иоанн Дмитриев Аманов, церковный староста 1 гильдии купец С. Л. Салазкин (с 1869 г. по 1881 гг.)

В 1881 году - И. Д. Аманова заменяет псаломщик-диакон Иван Васильевич Цветнёв, поступил 28 июня 1881 года, церковный староста Иван Павлович Самгин (ул. Советская, д. 41 – старая музыкальная школа).

1881 год – престолов 4; священник Бильдинский, псаломщик – диакон Иван Васильевич Цветнёв, сын дьячка, рукоположен в дьяконы в 1868 году.

В 1881 году Николаем Яковлевичем Клёновым, Алексеем Михайловичем Пустоваловым, И. М. Живиловым, касимовским мещанином Дмитрием Андреевичем Салазкиным и печником Владимирской губернии, Владимирского уезда Г. Н. Париловым был заключен договор об устройстве при Воскресенской церкви города Касимова механической печи за 400 рублей.

2 декабря 1882 года поступает псаломщиком Иван Андреевич Экземпляров (ул. Советская, д. 141). Взаимное перемещение: Цветнёв переходит в г. Рязань, а Экземпляров – приезжает в Касимов.

1882 год – четыре престола, по штату 1873 года.

1883 год – четыре престола, по штату 1873 года.

1883 год сборы за год Воскресенской церкви:

Кружечный доход – 187 руб. 10 коп.;

На распространение православия – 52 коп.;

На Гроб Господень – 53 коп.;

На восстановление православия на Кавказе – 50 коп.;

На Палестинских поклонников – 1 руб. 34 коп.;

На содержание церквей, школ в западных губерний – 76 коп.

Итого: 190 руб. 95 коп.

1883 год – был запрос, почему не заплатила церковь за землю. Ответ: «Что Воскресная церковь сдаёт землю в аренду, а т. к. арендатор понёс в этом году убытки, то отдал деньги в 1884 году.

31 июня 1884 г. – прошение отца Федора Бильдинского по состоянию здоровья отпустить взаштат; 10 августа 1884 года – прошение Владимира Виссонова на священническую должность (ул. Советская, д. №89).

5 декабря 1885 года – по-своему прошению перемещён на диаконскую вакансию в Воскресенскую церковь Федор Дмитриевич Хватов (ул. Советская, д. №119) из кладбищенской Преображенской церкви. Штат: отец Владимир Виссонов, дьякон – Ф. Д. Хватов, псаломщик И. А. Экземпляров.

1885 год отец Владимир хлопочет о квартире для дьякона о. Федора Хватова.

1886 год – штат тот же.

1886 год – священник и диакон живут на квартире на свои средства, собственный дом у псаломщика И. А. Экземплярова.

1887 -1886 год. Престолов 4, земля сдается под бахчи.

1888 год – престолов осталось два.

1888 году отец Феодор Хватов живет в собственном доме.

1889 год – престолов в настоящей два: по правую Воскресения Христова и Тихвинской Пресвятой Богородицы, по левую во имя Покрова. Вместо старой трапезной построена, но пока еще вчерне, новая, такая же каменная.

1889 год – перестройка вновь трапезной, ремонт рам и дверей; 4 мая 1890 года – о дозволении в новоустроенной трапезной церкви устроить два иконостаса с живописными иконами.

19 марта 1889 года – «что все церковные суммы израсходованы старостой на перестройку теплой трапезной и к 1 января 1889 год осталось только 21 копейка. Консистория, мотивируя тем, что служба в церкви не прекращалась, требует вернуть долг до 1 мая 1889 года: 25 процентов сбор за 1888 год, в Касимовское духовное училище 40 рублей, долг по свечной лавочке – 200 рублей.

Позднее из епархии пишут, что свечной долг 200 руб. раскидать по благочинному округу.

1889 год: купцов и мещан – 99 дворов; крестьян – 23; военных – 14 дворов; статских – 1 двор; жителей – 1 129 человек.

1889 год в настоящей престолов два; священник на квартире; земля не сдается; денег 337 руб. 21 коп.

1890 год: престолов три, в настоящей – два, в трапезной теплой, по правую сторону во имя Святого Архистратига Божия Михаила, по левую сторону предполагается четвёртый престол.

1890 год – настоящая летняя в 1811 году, а трапезная теплая в 1889 году, та и другая церковь строилась на средства прихожан и разных благотворителей.

1891 год – престолов три, на ремонт церкви 1891 года – 216 рублей, на покупку красного вина, масла, ладана и просфор – 57 руб. 25 коп., на разные мелочные и случайные потребности – 33 руб. 5 коп., процент со сбора в замен свечного дохода – 36 руб. 26 коп., на духовные училища Епархии – женское училище – 65 руб.

1891 год – неурожайный.

1892 год – престолов три, в городе холера.

1892 г. 29 февраля – Самгин внёс на устройство храма 5 000 рублей.

1892 год – в год: священнику 294 руб., дьякону – 147 ркб., псаломщику – 98 руб. Итого: 539 рублей.

25 февраля 1893 года пожалован золотой медалью на Станиславской ленте за постройку трапезной церковный староста Самгин Иван Павлович.

В 1891 году церковная библиотека приобрела книгу Н. И. Шишкина «История г. Касимова с древних времен» один экземпляр.

1893 год – престолов три.

1895 год – 1 марта № 2537 о разрешении причту и старосте Воскресенской церкви исполнить предполагаемые переделки (на ремонте).

1896 году – церковь зданием каменная, с такого же колокольнею, покрыта железом. В виду перестройки настоящей летней церкви имеющей быть в скором времени, старый иконостас холодной летней церкви с разрешения Епархиального Начальства от 28 сентября 1896 года передать в новостроенную церковь деревни Гришино, Рязанского уезда во вновь строенную церковь.

1896 года, 9 декабря, чтобы составление исповеданных росписей обозначались действительных присвоенных прихожанам фамилий.

1896 год летняя на ремонте. В теплой по левую сторону Покрова Пресвятой Богородицы и Святых жен Мироносиц на одном антиминсе; по правую во имя Святого Архистратига Божия Михаила. Причт: отец Владимир, диакон – Хватов, псаломщик – Экземпляров, церковный староста Самгин, за заслуги оказанным им при постройке трапезной наградить золотой медалью на Станиславской ленте (возможно вторая)

1896 год престолов три. В настоящей во имя Воскресения Христова и Тихвинской Божьей Матери на одном антиминсе; из летней перенесли в теплую и объединили Покров Пресвятой Божьей Матери и Святых Жен Мироносиц на одном антиминсе, правый во имя Архистратига Божия Михаила. Причт: священник, диакон, псаломщик, земли 2025 кв. сажень, часть под церковным зданием, а другая большая в арендном содержании, на содержание причта настоящего оклада ни откуда не получается, кроме процентов от капитала в 2225 рублей. Два флигеля построены на церковной земле, в них помещаются квартиры церковных сторожей.

1899 год 15 февраля – сборы пожертвований в память А. С. Пушкина.

1900 год – долг 414 рублей 40 копеек на свечной Епархиальный завод; в марте 1900 года церковного старосту И. П. Самгина (с 1881 по 1900 гг.) заменяет касимовский купец Николай Яковлевич Клёнов (бывший староста кладбищенской церкви).

Для Воскресенской церкви было взято свеч с Епархиального завода в 1899 году – 45 пудов; 1900 – 45 пудов 13 ¼ фунта; в 1901 году – 12 пудов

1901 год 25 января утверждает комитет, для строительства новой каменной колокольни и паперти.

1902 год – перестройка на алтаре летней церкви.

6 октября 1903 г. – церковный староста касимовский мещанин Владимир Васильевич Уваров – 41 год. По выбору прихожан и причта утвержден на должность церковного старосты (ул. Советская, д. 57).

1904 год – новая каменная колокольня.

1904 год – престолов в церкви в настоящее время два, в трапезной по левую сторону во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святых жен Мироносиц на одном антиминсе и по правую сторону во имя Святого Архистратига Михаила. В настоящей летней церкви престолов во имя Воскресения Христова на рушен, по окончания ремонта ея, здесь имеет быть устроен престол такого же храмонаименования.

1904 год Воскресенская церковь:

В пользу беднейших православных церквей империи – 20 коп.

На восстановление православия на Кавказе – 35 коп.

На улучшение быта православных поклонников в Палестине – 1 рубль

На распространение православия между язычниками в империи – 25 коп.

Кружечного и кошелькового сбора – 283 руб. 20 коп.

На раненых и больных воинов – 2 рубля.

Итого: 287 рублей.

1904 год на красный крест – 7 руб. 20 коп.

В пользу комитета на усиление Российского военного флота. В 1904 г. Воскресенская церковь перечислила сумму 381 рубль. Май 1904 год мещанин Николай Яковлевич Клёнов представляет завещание душеприказчику священнику Воскресенской церкви г. Касимова Владимиру Висонову. Завещаю: - икону Николая Чудотворца в Касимовскую Воскресенскую церковь и 300 рублей денег.

1909 год – Настоящая летняя церковь построена в 1811 году, ремонтирована с перестройкой вновь алтаря в 1902 году и трапезная теплая вновь построена вместо старой в 1889 году. Престолов в церкви два. В настоящей летней церкви престол во имя Воскресения Христово в 1895 году нарушен, по окончании ремонта ея, престол с этим храмоноименованием.

18 августа 1908 году прошение «о поднесении иконы церковному старосте Владимиру Уварову, за его труды по благоукрашению храма, 46 лет от роду, жалование не получает, имеет деревянный дом с усадьбой. Образованием получил в начальной школе.

1910 год – церковная земля занята строительным материалом оставшегося от ремонта церкви; ветхая сторожка.

1911 год. Выдано Городской Думой на предмет выдачи пособия бедным по свидетельству священника и похоронам и на выдачу невест авансом члену Совета В. В. Уварову – 150 рублей, по Воскресенскому Архангельскому приходу: выдано на похороны бедных жителей г. Касимова

Клёнова Пелагея Федоровна – 3 руб.;

Сборенкова Анна Александровна – 3 руб.;

Медведева Евгения Васильевна – 3 руб.;

Беляева Анна Ивановна – 3 руб.;

Жукова Александра Петровна – 3 руб.;

Сорокин Иван Артёмович – 3 руб.;

Юмакова Акулина Петровна – 3 руб.;

Беляев Василий Иванович – 3 руб.;

Минин Василий Иванович– 3 руб.;

При выходе в замужество:

Клавдия Алексеевна Ульянова – 3 руб.;

Антонина Александровна Жукова – 3 руб.;

Марья Васильевна Юсова – 3 руб.;

Александра Александровна Муратова – 3 руб.;

18 человек получили пособие к праздникам Рождеству Христову и Пасхе от 1 рубля до 4 рублей.

30 человек получили ежемесячно за 1911 год от 1 до 24 рублей.

1912 год: 245 дворов; жителей – 1 357 человек.

Современные события из жизни храма

ПОТОМКИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ ВЛАДИМИРА ВИССОНОВА ПОБЫВАЛИ В КАСИМОВЕ.


12 августа заместитель председателя Духовно-просветительского центра Касимовской епархии, настоятель Архангельского храма иерей Димитрий Уляшин посетил открытие выставки касимовского живописца Алексея Васильевича Лейбена «Мещерские просторы», которое состоялось в Касимовском историко-культурном музее-заповеднике. О. Димитрий был приглашен организаторами выставки неспроста - художник Лейбен является потомком протоиерея Владимира Виссонова  - последнего настоятеля храма Михаила Архангела в г.Касимове. До начала официальной части иерей Димитрий тепло  пообщался с родственниками и пригласил их посетить Михайло-Воскресенский храм.

https://www.prkas.ru/assets/images/novosni%202014%20-1/2016---3/dsc02100.jpg


13 августа храм Михаила Архангела г. Касимова посетили потомки последнего настоятеля храма, до его разорения, протоиерея Владимира Виссонова. Это внучка Елена Юрьевна Мач, член Союза художников Москвы, лауреат Всероссийского конкурса «Наши имена» в номинации «Дорога к храму», её супруг Григорий Суренович Мальян, художник, ювелир, музыкант, а также правнучка священника - Галина Мальян, студентка Московской консерватории. Их сопровождала подруга семьи Надежда Васильевна Переслегина.

Гостей встретил настоятель храма иерей Димитрий Уляшин. Он отслужил панихиду по усопшим сродникам протоиерея Владимира Виссонова. Прихожанка храма и краевед Евгения Монахова рассказала об истории Ямской слободы. Елена Юрьевна, в свою очередь, поделились воспоминаниями о семье последнего настоятеля, предложила передать храму копии писем из семейного архива. Специалист Духовно-просветительского центра М.В. Муравьева провела экскурсию по зданию храма, занимаемому автовокзалом, по старому православному кладбищу. Гости посетили могилы своих родственников - протоиерея Владимира Виссонова и его супруги Веры Владимировны



https://www.prkas.ru/assets/images/novosni%202014%20-1/2016---3/p1010120.jpg

https://www.prkas.ru/assets/images/novosni%202014%20-1/2016---3/p1010123.jpg




Экскурсия в церковь

В ходе подготовки к конкурсу по историко- церковному краеведению, который проводится в рамках проекта «Не предадим забвению» 12 ноября учащиеся 7 класса МБОУ «СШ№3» посетили молельную комнату Михайло-Воскресенского храма, располагающуюся в здании городского автовокзала. Учащиеся для своего исследования выбрали тему, связанную с историей и возрождением этого храма.



https://www.prkas.ru/assets/images/novosni%202014%20-1/2016---3/p1010124.jpgc:\users\пользователь\desktop\о.дмитрию уляшину\img_9411.jpg




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница