1. Рабочая программа Цели освоения дисциплины



Скачать 468.61 Kb.
страница1/4
Дата17.12.2017
Размер468.61 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


c:\users\секретарь\desktop\экономика_сканы\рп_логика_экономика_страница_1.jpg

c:\users\секретарь\desktop\экономика_сканы\рп_логика_экономика_страница_2.jpg

1.Рабочая программа




1.1. Цели освоения дисциплины


Любая деятельность, связанная с обработкой информации и принятием управленческих решений, в значительной мере зависит от логической культуры специалиста. В комплексе знаний и умений, составляющих профессиональные требования к специалисту по международной юриспруденции, логическим компетенциям принадлежит важная роль.

Основная задача освоения дисциплины «Логика» для студентов международно-правового факультета состоит в формировании логической культуры будущего специалиста. Решение этой задачи предполагает достижение следующих целей:



  • дать учащимся представление о логике как науке;

  • развить навыки осуществления основных интеллектуальных познавательных операций (определения, классификации, умозаключения и т.д.);

  • сформировать умение строить доказательства и опровержения;

  • научить осуществлять логический анализ текста.



1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


С одной стороны, логика влияла на развитие научной методологии управленческих дисциплин, с другой стороны, проблемы, возникающие в области управления, стимулировали появление и развитие таких логических теорий как логика вопросов, логика норм, теория аргументации, логика действий и т.д. Благодаря логике идеалы рационализма оказались в самом фундаменте науки управления персоналом и менеджмента, в свою очередь управленческая деятельность, наиболее широко использующая логический инструментарий, немало способствовала тому, что интерес к логике, ее авторитет в обществе неизменно росли.

Настоящая дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.

Основные положения дисциплины, в силу универсального характера логики, могут быть использованы при изучении различных дисциплин. Особенно важно освоение логики для изучения следующих дисциплин и курсов естественнонаучного и базового циклов:

- Психология делового общения;

- Конфликтология;

- Философия;

- Политология;

- Методы принятия управленческих решений.



1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):




  • знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК – 1);

  • знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК – 2);

  • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 6);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

  • умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать:

  • важнейшие этапы развития логики как науки;

  • место логики среди других наук;

  • основные понятия и методы классической логики;

  • основные формы мышления (понятие, суждение, теория) и интеллектуальные познавательные процедуры (умозаключение, определение, классификация);

уметь:

  • выявлять логическую форму простых и сложных высказываний;

  • выявлять состав и вид простого и сложного высказывания;

  • проверять правильность рассуждений, основанных на структуре сложных высказываний;

  • устанавливать условия истинности и отношения между простыми и между сложными высказываниями;

  • осуществлять непосредственные умозаключения и проверять их правильность;

  • проверять правильность опосредованных силлогистических рассуждений (простой категорический силлогизм и энтимема);

  • устанавливать вид понятий;

  • устанавливать отношения между понятиями с помощью круговых диаграмм;

  • определять правильность определений, делений и классификаций;

владеть:


1.4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Логика».




Вид учебной работы

Всего часов

Дневное отделение

Заочное отделение

Очно-заочное отделение

1 сем.

3 сем.

3 сем.

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

72

72

Аудиторные занятия (всего)

36

36

10

22

В том числе:













Лекции (Л)

20

18

8

12

Практические занятия (ПЗ)

16

18

2

10

Семинары (С)

-

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

36

36

58

50

В том числе:













Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат













И(или) другие виды самостоятельной работы

36

36

58

50

Вид промежуточного контроля (экзамен)

-

зачет

-

зачет

4

зачет

-

зачет



1.4.1 Разделы дисциплин и виды занятий





№п/п

Раздел дисциплины(модуля)

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости ипромежуточной аттестации

Дневное отделение

Заочное отделение

Очно-заочное отделение




Лекции

Практические занятия

Самостоятельные занятия

Лекции

Практические занятия

Самостоятельные занятия

Лекции

Практические занятия

Самостоятельные занятия




1

Логика как наука. Формирование современной логики

1

1-2

2

2

4

1




6

1

1

6

Контрольная работа.

2

Предложение, суждение и высказывание. Виды сложных высказываний

1

3-4

2

2

4

1




6

1

1

5

Контрольная работа.

3

Язык и табличное построение классической логики высказываний.

1

5-6

2

2

4

1




6

2

1

5

Контрольная работа

4

Отношения между сложными высказываниями. Проверка правильности рассуждений.

1

7-8

2

2

4

1

1

8

2

2

5

Контрольная работа.

5

Простые высказывания, их виды.

1

9-10

2

2

4

0,5




6

1

1

6

Контрольная работа.

6

Отношения между простыми атрибутивными высказываниями

1

11-12

2

2

4

0,5




6

1

1

6

Контрольная работа.

7

Силлогистика. Непосредственные умозаключения и простой категорический силлогизм

1

13-14

2

2

4

1

1

8

2

1

6

Контрольная работа

8

Общая характеристика понятий. Виды понятий.

1

15-16

2

2

4

1




6

1

1

6

Тестирование

9

Операции над понятиями. Отношения между понятиями по объему. Деление и определение понятий.

1

17

2

2

4

1




6

1

1

5

Тестирование




Всего







18

18

36

8

2

58

12

10

50






1.4.2 Содержание лекционных занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Содержание раздела

1

Логика как наука. Формирование современной логики.


Донаучный период формирования логики. Основные проблемы, составляющие специфику логического знания. Аристотель и его роль в формировании логики как науки. Процесс познания. Чувственное и рациональное познание. Логика и мышление. Понятие о рассуждении и умозаключении. Структура рассуждений и логическая форма. Представление о классической традиционной формальной логике. Традиционная и символическая логика. Понятие о методе формализации. Логические законы и принципы. Классическая и неклассическая логика. Основные этапы формирования логики. Современная символическая логика и юриспруденция.

2

Предложение, суждение и высказывание. Виды сложных высказываний


Знак, его характеристики (смысл и значение). Виды знаков. Знаковая ситуация. Основные семиотические аспекты языка: семантический, синтаксический и прагматический Предложение как знак языка, смысл и значение предложения. Декларативные предложения, вопросы и императивы. Понятие высказывания. Простые и сложные высказывания. Виды сложных высказываний по типу логического союза. Язык логики высказываний. Выявление логической формы сложных высказываний на языке логики высказываний.

3

Язык и табличное построение классической логики высказываний.


Логические и нелогические термины. Понятие формализованного языка. Алфавит языка классической логики высказываний. Понятие формулы. Условия истинности сложных высказываний. Выполнимые, тождественно-истинные и тождественно-ложные формулы. Законы логики высказываний. Логически истинные, логически ложные и недетерминированные высказывания.

4

Отношения между сложными высказываниями. Проверка правильности рассуждений.

Отношение логического следования. Проверка правильности рассуждений табличным методом. Фундаментальные отношения между высказываниями по форме: следование и совместимость. Производные отношения: подчинение, эквивалентность, противоречие, противоположность, под-противоположность и независимость.

5

Простые высказывания, их виды и условия истинности.

Состав простого высказывания. Атрибутивные и реляционные высказывания. Виды атрибутивных высказываний по количественно-качественной характеристике, их условия истинности. Виды реляционных высказываний.

6

Отношения между простыми атрибутивными высказываниями.

Понятие распределенности термина в высказывании. Отношения между простыми высказываниями по логическому квадрату. Силлогистические таблицы истинности.

7

Силлогистика.

Непосредственные умозаключения и простой категорический силлогизм.




Понятие непосредственного умозаключения. Умозаключения по логическому квадрату. Обращение, превращение и противопоставления субъекту и предикату. Определение простого категорического силлогизма. Его состав, фигуры и модусы. Общие правила силлогизма. Метод круговых схем для опровержения неправильных силлогизмов. Понятие корректной энтимемы. Алгоритм восстановления энтимемы в правильный силлогизм.

8

Общая характеристика понятий. Виды понятий.

Понятие как форма рационального познания. Выражение понятий в языке: описательный термин, смысл термина, понятие. Объем и содержание понятия. Представление о логическом объеме понятий. Виды понятий по объему. Типы обобщаемых в понятии предметов. Виды понятий по содержанию.

9

Операции над понятиями. Отношения между понятиями по объему. Деление и определение понятий.

Обобщение и ограничение понятий. Связь объемов и содержаний понятий при обобщении и ограничении. Сравнимые и несравнимые понятия. Фундаментальные отношения между понятиями по объему. Разновидности производных отношений между понятиями. Структура деления. Виды деления. Правила и ошибки в делении. Деление и классификация. Естественная и искусственная классификация. Процедура определения. Реальные и номинальные определения. Виды определений и условия их правильности. Явные определения. Структура определений через род и видовое отличие. Неявные определения: индуктивные, рекурсивные и аксиоматические.



1.4.3 Содержание практических занятий





№ п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Компетенции

Образовательная технология

Содержание занятий, примеры заданий

1

Логика как наука. Формирование современной логики.


ОК-2

ОК-6


ОК-7

Логическая игра

1. Выявить логическую форму сложного высказывания без учета внутренней структуры простых высказываний:

а) Если у человека есть склонность к абстрактному мышлению, то он способен хорошо освоить логику, а если такой способности у него нет, то хорошо освоить логику такой человек не способен.

2. Выявить логические формы, учитывая внутреннюю структуру простых высказываний:

а) Всякий студент мечтает о каникулах, но некоторые – об аспирантуре.

б) Если все люди станут законопослушными, они будем жить в другом мире.


2

Предложение, суждение и высказывание. Виды сложных высказываний


ОК-1 ОК-2 ОК-6

ОК-11


Практикум, логическая игра с элементами диспута

Определить табличным способом, какими - тождественно-истинными, тождественно-ложными или выполнимыми - являются следующие формулы:

а) (р р),

б) (р  q) & (q  p),

в) (p  q)  (р & q),

г) (р q)  (q & r),

д) ((р  q) & (р  r))  ((q r)  p).




3

Язык и табличное построение классической логики высказываний.


ОК-1 ОК-2 ОК-6

ОК-9


ОК-11

Практикум

Установить, являются ли следующие высказывания логически истинными, логически ложными или логически недетерминированными:

а) Либо Иван любит Марью, но она его не любит, либо Марья любит Ивана, но он ее не любит.

б) Число делится на 2 или не делится на 3, если и только если неверно, что когда оно делится на 3, то делится и на 2.

в) Если сложное высказывание не относится ни к конъюнктивным, ни к дизъюнктивным, ни к импликативным, то нельзя сказать, что оно конъюнктивное или импликативное.

г) Неверно, что хотя бы один из них двоих не имел эту информацию.

2. Определить, в каких логических отношениях находятся высказывания:

а) Если идет снег, то холодно. Не холодно или идет снег.

б) Неверно, что если данный треугольник равносторонний, то он прямоугольный. Данный треугольник прямоугольный и не является равносторонним.

в) Если Петр друг Ивана, то он не является ни другом Федора, ни другом Семена. Если Петр - друг Федора или Семена, то он не является другом Ивана.


4

Отношения между сложными высказываниями. Проверка правильности рассуждений.

ОК-1 ОК-2 ОК-6

ОК-9


ОК-11

Практикум

1. Осуществить табличным методом проверку умозаключений:

а) Если человек удовлетворен работой и счастлив в семейной жизни, то у него нет причин жаловаться на судьбу. У этого человека есть причина жаловаться на судьбу. Значит, он либо удовлетворен работой, но не счастлив в семейной жизни, либо счастлив в семейной жизни, но не удовлетворен работой.

б) Если человек принял какое-то решение и он правильно воспитан, то он преодолеет все конкурирующие желания. Человек принял решение, но не преодолел некоторых конкурирующих желаний. Следовательно, он неправильно воспитан.

2. Проверить рассуждения сокращенным методом:

а) В ИМБП учатся способные или прилежные студенты. Если студенты, обучающиеся в ИМБП, прилежны, то они регулярно занимаются. Значит, если студенты ИМБП не занимаются регулярно, то они способны.

в) Если открывается дверь хранилища, то зажигается сигнальная лампа у дежурного или звенит звонок. Дверь хранилища открывалась, но сигнальная лампа не зажглась. Значит, звенел звонок.

б) Если у студента есть академическая задолженность, то он не получает стипендию. Если у него нет задолженности, то он получает стипендию. Значит, он получает стипендию тогда и только тогда, когда у него нет задолженности.




5

Простые высказывания, их виды и условия истинности.

ОК-1

ОК-2
ОК-6



Практикум

1. Установить вид и логическую форму следующих простых высказываний:

а) Среди студентов имеются неуспевающие.

б) Признаком горения служит наличие пламени.

в) Ни один студент не сильнее какого-нибудь спортсмена.

г) Существуют люди, не доверяющие никому.

2. Определить, в каких логических отношениях находятся следующие высказывания:

а) Ни один студент нашей группы не является отличником.

Всякий студент нашей группы - отличник.

б) Некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами.

Некоторые спортсмены являются олимпийскими чемпионами.

в) Неверно, что каждый из них знает Мэри в лицо.

Каждый из них не знает Мэри в лицо.

г) Среди юристов имеются адвокаты.

Все юристы адвокаты.




6

Отношения между простыми атрибутивными высказываниями.

ОК-1

ОК-2
ОК-6

ОК-10


Практикум

1. Проверить правильность умозаключений по логическому квадрату:

а) Не верно, что некоторые студенты не любят логику, следовательно, некоторые студенты любят логику.

б) Не верно, что некоторые студенты не любят логику, следовательно, всякий студент любит логику.

в) Некоторые кошки серы, следовательно, не верно, что ни одна кошка не является серой.

г) Не верно, что всякий спортсмен мечтает стать олимпийским чемпионом, следовательно, есть такие спортсмены, которые не мечтают стать олимпийскими чемпионами.

д) Ни один удав не боится кроликов, значит, не верно, что существуют удавы, которые боятся кроликов.

е) Не верно, что ни один студент не испытывает волнения на экзамене, следовательно, некоторые студенты волнуются на экзамене.

ж) Есть люди с абсолютным музыкальным слухом, следовательно, не верно, что нет людей, не обладающих абсолютным музыкальным слухом.




7

Силлогистика.

Непосредственные умозаключения и простой категорический силлогизм.



ОК-1 ОК-2 ОК-6

ОК-9


ОК-11

Практикум

1. Выявить вид умозаключения и проверить его:

а) Не все птицы летают. Следовательно, некоторые птицы летают.

б) Некоторые жидкости проводят электрический ток, поскольку неверно, что никакая жидкость не проводит электрического тока.

в) Некоторые космонавты не являются мужчинами, так как некоторые мужчины не космонавты.

г) Всякое существо, обладающее членораздельной речью, разумно. Поэтому некоторые разумные существа не относятся к таким, которые не обладают членораздельной речью.

2. Определить состав, фигуру, модус силлогизма и проверить его:

а) Все металлы - кристаллические вещества, поскольку ни одно кристаллическое вещество не является аморфным, и ни один металл не аморфен.

б) Некоторые учащиеся являются троечниками. Все студенты - учащиеся. Следовательно, некоторые студенты - троечники.

в) Все пацифисты являются сторонниками запрещения ядерного оружия, и каждый из них - противник насилия. Следовательно, всякий противник насилия выступает за запрещение ядерного оружия.

г) Тютькин - политик, так как всем известно, что все политики заинтересованы в собственной рекламе, а Тютькин заинтересован в собственной рекламе.

д) Все люди - братья, а у некоторых братьев есть сестры, следовательно, у некоторых людей есть сестры.

е) Во всех книгах есть опечатки. “Война и мир” - книга. Следовательно, в ней есть опечатки.

ж) Некоторые политики - экстремисты. Все радикалы - политики. Следовательно, некоторые радикалы – экстремисты


8

Общая характеристика понятий. Виды понятий.


ОК-1

ОК-2


ОК-6

ОК-7
ОК-9



Практикум

1. Свяжите с каждым из нижеследующих терминов понятие, определите его вид и укажите какие-либо элементы объема:

а) столица, б) коллектив, в) партнеры, г) скорость,

д) отношение родства, е) экономическая независимость государства.


9

Операции над понятиями. Отношения между понятиями по объему. Деление и определение понятий.


ОК-1

ОК-2


ОК-6

ОК-9



Практикум

1. Учитывая объемы понятий, связанные со следующими ниже терминами, изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между ними:

а) город, населенный пункт, городской район, столица, район Москвы,

б) четырехугольник, многоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, треугольник, трапеция, окружность,

в) банда, преступная группа, бандит, главарь банды, милиционер.

д) сын, отец, мужчина, женщина, юрист, сын юриста

е) женщина, красивая или умная женщина, красивая женщина, умная женщина, красивая и умная женщина

ж) орудие убийства, инструмент, молоток, утюг, огнестрельное оружие

2. Представляют ли члены следующих последовательностей понятий этапы их обобщения или ограничения:

а) ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы, планета Солнечной системы, Солнечная система, солнечная система,

б) частица вещества, молекула, атом, ядро атома.

3. Обобщить и ограничить понятия “треугольник”, “институт”, “понятие”.

4. Установить вид и по возможности проверить правильность следующих определений:

а) лунное затмение - явление, которое возникает, когда Земля оказывается на линии, которое соединяет Луну и Солнце,

б) форма фигуры - это то общее, что есть у всех подобных фигур,

в) деформация есть изменение формы предмета,

г) нефть - это черное золото,

д) психическое - относящееся к психике,

е) среда - третий день недели,

5. Проверить правильность деления:

а) лекции бывают очень интересные, неинтересные, интересные, не очень интересные и скучные.

б) государства делятся на монархические, деспотические, демократические и фашистские.

в) к документам относятся паспорт, аттестат зрелости, удостоверение личности и свидетельство.

г) банки делятся на коммерческие, частные, государственные и международные.






Каталог: upload -> medialibrary
medialibrary -> Авиакомпания свяжет Хабаровск с приморским поселком Кавалерово Это направление включено в список субсидируемых государством маршрутов
medialibrary -> Число пассажиров региональной авиации Приморья приближается к 25 тысячам
medialibrary -> Россия выиграла разбирательство в международном арбитражном суде по иску немецкой компании Sana Consulting
medialibrary -> Перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Операционные системы»
medialibrary -> Карбоновые кислоты и их производные


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница