5 Содержание лекционного курса Раздел I. Теория коммуникации как наука



Скачать 324.66 Kb.
Дата17.02.2019
Размер324.66 Kb.

  1. Содержание дисциплины


5.1. Содержание лекционного курса
Раздел I. Теория коммуникации как наука.

История теории коммуникации. Виды коммуникации.
Тема 1. Теория коммуникации как наука.

Предмет теории коммуникации, ее связи с другими дисциплинами. Теория коммуникации и communication theory: российский и американский подход. Основные категории и законы теории коммуникации. Понятия «коммуникация», «информация», «знание», «коммуникативное время», «коммуникативное пространство».



Тема 2. Теория коммуникации как система.

Виды, формы, типы, функции, средства, сферы коммуникации. Цели, функции и эффекты коммуникации.



Тема 3. Коммуникационный процесс.

Понятие и модели коммуникационного процесса (модель Аристотеля, модель Г. Лассуэлла, модель К. Шеннона, модель М. де Флёра, циркулярная модель У. Шрама – Ч. Осгуда, двухканальная модель В.П. Морозова, двуступенчатая модель (модель лидеров мнений) П. Лазарсфельда – Б. Берельсона – Х. Годэ, модель «ИСКП» и т.д.). Канал, код, обратная связь. Виды коммуникативных барьеров.



Тема 4. Знаковый аспект коммуникации.

Понятие и структура знака, типы и свойства знаков. Концепция языкового знака Ф. Соссюра. Проблема коммуникации в рамках русской семиотической школы (Ю.М. Лотман). Постмодернистская теория знака: понятия «пустой знак», «смерть автора», «означивание», «смерть автора», «симулякр».



Тема 5. Вербальная коммуникация.

Проблема происхождения языка: доантичный период, античность, логосические теории. Проблема происхождения языка в XVII-XIX вв.: ономатопоэтическая, междометная, биологическая, жестовая, трудовая гипотезы; гипотеза общественного договора; гипотеза спонтанного скачка. Современное состояние проблемы: теория генно-культурной коэволюции Ч. Ламсдена – Э. Уилсона; гипотезы Д. Бикертона, С. Пинкера, А.Н. Барулина.



Тема 6. Невербальная коммуникация.

Основные элементы невербальной коммуникации. Отношения с вербальной коммуникацией. Типы невербальных реакций. Кинесика и проксемика. Этнокультурные особенности невербальной коммуникации.



Тема 7. Коммуникативные каналы. Устные, документные, электронные коммуникации: конкуренция и перспектива сосуществования Виды, уровни, формы коммуникации. Формы коммуникативных актов: подражание, управление, диалог. Виды коммуникации с точки зрения субъектной деятельности: микро-, миди- и макрокоммуникация. Коммуникативная деятельность с точки зрения объектной направленности. Межличностная, групповая, массовая коммуникация

Тема 8. Межличностная коммуникация и коммуникация в малых группах.

Типы коммуникативной личности. Понятие коммуникативной компетентности. Структура коммуникативной ситуации. Типология коммуникативных неудач. Слух как канал коммуникации. Структура и динамика коммуникации в малых группах.



Тема 9. Массовая коммуникация.

Структура процесса массовой коммуникации, его специфика. Проблема эффективности массовой коммуникации. Теории массовой коммуникации (теория волшебной пули/подкожных инъекций; теория аккумуляции, теория селективной экспозиции, теория культивирования, теория навязывания повестки дня, теория искажения новостей, теория использования и удовлетворения и т.д.). Интернет как средство массовой коммуникации. Особенности различных форм интернет-коммуникации. Феномен social media, коммуникация в SM. Медиаобразование и медиакомпетентность. Современные тенденции в сфере масс-медиа.


Раздел II. Профессиональные аспекты теории коммуникации.
Тема 10. PR как коммуникативная деятельность.

PR в структуре интегрированных маркетинговых коммуникаций. Основные направления PR-деятельности. Специфика PR-коммуникации в разных сферах.

Тема 11. PR-коммуникация в сфере media relations.

Коммуникативные технологии media relations: основные направления работы, правила сотрудничества с журналистами. Критерии информационного повода, правила его создания. Коммуникативные технологии спиндокторинга. Информационная война. Телевидение, радио и пресса как коммуникативные каналы в PR-кампании. Пресс-релиз, пресс-тур, пресс-конференция, интервью как инструменты PR-коммуникации в сфере media relations.



Тема 12. Внутрикорпоративная PR-коммуникация.

Направления и инструменты внутрикорпоративной PR-коммуникации. Корпоративное СМИ. Коммуникативная технология «Охотники за новостями».

Тема 13. PR-коммуникация в кризисных ситуациях.

Понятие кризисной ситуации, подготовка к кризисным ситуациям, план кризисной коммуникации. Правила PR-коммуникации в кризисных ситуациях.

Тема 14. Событийный маркетинг как форма PR-коммуникации.

Уличные акции и специальные мероприятия как формы PR-коммуникации. Митинги, демонстрации, флэш-мобы, перфомансы и хеппенинги как коммуникативные технологии PR.

Тема 15. Новые коммуникативные технологии PR: вирусные и партизанские кампании. Использование SM в современной практике PR и рекламы.

Вирусные и партизанские кампании как инструмент PR-коммуникации. Social media как инструмент PR. SM в политическом PR: блоги политиков (функции, типичные ошибки), блоги интересующихся политикой (возможности использования в PR-целях). SM в бизнес-PR: корпоративные блоги, внешняя блогосфера. Слух как канал информирования в PR-кампании (основные свойства, типы, модели трансформации слухов).



Тема 16. Специфические формы PR-коммуникации.

Технология проведения мозговых штурмов и фокус-групп. Основные принципы общения PR-специалистов и рекламистов с заказчиками.
5.2. Содержание семинарских занятий.
Семинар №1

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК НАУКА
Литература:

  1. Василик М. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003.

  2. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.

1. Какой из двух подходов к предмету теории коммуникации (суммирующий и синтезирующий) представляется вам наиболее оправданным и почему?

2. Согласны ли вы с точкой зрения М.С. Кагана, определяющего коммуникацию как субъект-объектную связь, а общение – как субъект-субъектные отношения? Объясните свою позицию.

3. Прокомментируйте концепцию А.В. Соколова, различающего такие виды коммуникации, как субъект-субъектные отношения (общение), субъект-объектные отношения (управление) и объект-субъектные отношения (подражание). Соответствует ли эта классификация действительности?

4. По мнению А. Моля, информационная насыщенность сообщения определяется его новизной и непредсказуемостью. Прокомментируйте это утверждение с точки зрения PR и рекламы.

5. Как вы считаете, в какой области PR наиболее актуальна проблема коммуникативного времени?

6. В 1960-е годы М. Маклюэн высказал предположение, что постоянное ускорение коммуникативного процесса приведет к исчезновению традиционных категорий пространства и времени. Согласны ли вы с этим утверждением?

7. Является ли бред актом коммуникации?

8. Можно ли воспринимать закон возрастания коммуникативных потребностей общества как абсолютный?
Семинар №2

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК СИСТЕМА
Литература:


  1. Василик М. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003.

  2. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.

1. Приведите примеры случаев автокоммуникации и квазикоммуникации, встречающихся в художественных произведениях (книги, фильмы).

* задание сдается в письменном виде

2. Расскажите об основных этапах развития средств коммуникации и о концепции М. Маклюэна. Как, по-вашему, соотносится феномен коммуникации с понятиями культуры, цивилизации, прогресса, эволюции? Согласны ли вы с тем, что развитие средств коммуникации является главным фактором развития общества?

3. С чем связан комический эффект ситуации, описанной в рассказе Натальи Толстой «Змея и чаша»?

«Вечером в пятницу, в автобусе, врачиха из отдела интенсивной терапии вдруг встрепенулась, вскочила с места и дёрнула за рукав дядьку в форме железнодорожника, загородившего проход:

 - Больной, вы выходите?

 - Сама ты больная, - ответил дядька без злобы,  и оба вышли в темноту».

4. Охарактеризуйте с точки зрения эффектов коммуникации любую телевизионную программу.

* задание сдается в письменном виде

5. Сравните основной эффект коммуникации, который вызывают новостные программы на официальных телеканалах («Первый», «Россия») и новости на новостных лентах в интернете («Яндекс. Новости», «Лента.ру» и т.п.).


Семинар №3

ИСТОРИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Литература:

  1. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма. – СПб., 2004.

  2. Бодрийяр Ж. Америка // http://www.philosophy.ru/library/baud.html

  3. Бодрийяр Ж. Общество потребления // http://www.philosophy.ru/library/baud.html

  4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть // http://www.philosophy.ru/library/baud.html

  5. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла // http://www.philosophy.ru/library/baud.html

  6. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального // http://www.philosophy.ru/library/baud.html

  7. Василик М. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003.

  8. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  9. Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002.

  10. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.




  1. Приведите примеры слов (не менее 5), обозначающих понятия, актуальные для современной русской культуры, но выраженных новейшими заимствованиями из других языков.

Образец:

Спойлер (от английского to spoil – «наносить ущерб», «портить») – в кино, литературе: преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от фильма/книги и разрушает их интригу; а также лицо, которое эту информацию преждевременно раскрыло.

* задание сдается в письменном виде

2. Как, по-вашему, обстоит ситуация с политкорректностью в России? Есть ли в русском языке выражения, которые можно оценить как политкорректные?

3. Насколько применимы максимы П. Грайса (максима количества информации, максима качества информации, максима способа выражения информации) к реальным ситуациям общения? Распространяются ли эти максимы на сферу PR и рекламы?

4. Прокомментируйте следующее утверждение Ж. Бодрийяра:

«Тот, кто занимается рекламой, просто обязан исходить примерно из следующего: люди к рекламе так или иначе прислушиваются, и поэтому всегда существует хотя бы минимальная возможность того, что послание достигнет своей цели и смысл его будет расшифрован. Всякое сомнение на этот счёт должно быть исключено. Если бы выяснилось, что показатель преломления потока сообщений у получателя равен нулю, здание рекламы рухнуло бы в ту же минуту. Реклама живёт исключительно этой верой, которую она постоянно в себе поддерживает (речь идёт о ставке того же рода, что и ставка науки на объективность мира) и которую даже и не пытается по-настоящему проанализировать из страха обнаружить, что столь же правомерно предположить и обратное, а именно: что огромное большинство рекламных сообщений никогда не доходит по назначению, что тем, кому они направлены, уже безразлично их содержание, преломляющееся теперь в пустоте, что людей интересует только медиум — носители посланий, выступающие эффектами среды, эффектами, движение которых выливается в завораживающий спектакль. Маклюэн когда-то сказал: “Medium is message” («носитель сообщения – это и есть сообщение», англ.). Эта формула как нельзя лучше характеризует современную фазу развития всей культуры средств массовой информации, фазу охлаждения, нейтрализации любых сообщений в пустом эфире, фазу замораживания смысла. Критическая мысль оценивает и выбирает, она устанавливает различия и с помощью селекции заботится о смысле. Массы поступают иначе: они не выбирают, они производят не различия, а неразличённость, требующему критической оценки сообщению они предпочитают погружающий в гипноз медиум». («В тени молчаливого большинства, или конец социального»).


  1. Прочитайте главы «Информация: кинетический образ», «Ураган бестселлеров», «Проектирование информации», «Ускоренный Моцарт», «Полуграмотный Шекспир» из книги Э. Тоффлера «Футурошок» и ответьте на следующие вопросы:

  • Чем можно объяснить феномен «знаменитостей-на-час»?

  • Согласны ли вы с тем, что:

- книга становится все более недолговечным носителем информации, превращаясь в «одноразовый журнал»;

- «каждая новая книга заключает в себе прогрессивно убывающую долю общего знания»;

- сообщения СМИ «более сжаты, жестко организованы и менее расплывчаты», чем сообщения межличностной коммуникации;

- в связи с ускорением процесса обновления словаря новые слова непрерывно вытесняют старые;



  • Как вы понимаете выражение «имиджсодержащая (или имиджнесущая) информация»?

6. Прокомментируйте следующее утверждение Э. Тоффлера с точки зрения известных вам концепций создания рекламы: «Стараясь передавать все более насыщенные имиджнесущей информацией сообщения со всевозрастающей скоростью, специалисты по коммуникации, художники и т.п. сознательно прилагают усилия к тому, чтобы каждое мгновение работы средств массовой информации несло возможно большую информационную и эмоциональную нагрузку».

7. Известный рекламист Игорь Ганжа, доказывая преимущества брендинга перед позиционированием, утверждает следующее: «Традиционная концепция позиционирования перестает работать. Позиционирование – это фашистский, тоталитарный строй в рекламе. Одна всеобъемлющая фраза не может решить все проблемы. Позиционирование насильственно впихивает идею в голову потребителя». Согласны ли вы с такой точкой зрения?

8. Прочитайте главы «Информация, пропаганда и индустрия развлечений» и «Глобализация, гибель СМИ и рост консьюмтариата» из книги А. Барда и Я. Зодерквиста «Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма» Как меняется ситуация в сфере PR, рекламы и СМИ в связи с наступлением эпохи нетократии?

9. Есть ли нетократия в России? Оцените текущее состояние этой проблемы, дайте прогноз ее развития.

10. Назовите три основных вида медиавирусов (с примерами на каждый вид).

* задание сдается в письменном виде

11. Приведите примеры 3-5 интернет-мемов.

* задание сдается в письменном виде



Примечание: приводя примеры конкретных медиавирусов и интернет-мемов, желательно также рассказать об истории их происхождения и распространения.
Семинар №4.

КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Литература:

        1. Василик М. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003.

        2. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.
1. Проанализируйте известные вам модели коммуникационного процесса (модель Аристотеля, модель Лассуэлла, модель Шеннона-Уивера, модель де Флёра, циркулярная модель Шрамма-Осгуда, двухканальная модель Морозова, двуступенчатая модель (модель лидеров мнений) Лазарсфельда-Берельсона-Годэ, модель «ИСКП» и т.д.) с точки зрения их достоинств и недостатков. Какая модель представляется вам наиболее универсальной? Какие модели можно назвать узко специфичными (т.е. описывающими только массовую или, наоборот, только межличностную коммуникацию)?

2. Какие из вышеуказанных моделей, по-вашему, наиболее точно отражают коммуникационный процесс: а) в интернет-форуме; б) в блоге «тысячника»?

3. Приведите 2-3 примера использования фоновых знаний целевой аудитории в рекламе.

* задание сдается в письменном виде

4. Приведите примеры 3-5 коммуникативных эпизодов, осложненных социокультурными различиями между собеседниками (в качестве примеров можно привести как отрывки из фильмов или книг, так и реальные жизненные ситуации).

* задание сдается в письменном виде

5. Опишите барьеры, которые могут возникнуть в следующих коммуникативных ситуациях:

- ученик перешел в новую школу;

- журналист берет интервью у «звезды»;

- человек общается в интернете (можно описать более конкретную ситуацию – общение на форуме, в социальной сети, комментирование чужого блога и т.п.);

- маркетолог проводит телефонный опрос;

- фокус-группа (фокусированное интервью с представителями целевой аудитории);

- маленький ребенок говорит с незнакомым взрослым человеком;

- человек впервые звонит в прямой эфир на радио;

- собеседование при приеме на работу;

- корпоративная вечеринка;

- поездка в общественном транспорте;

- знакомство с лицом противоположного пола.


Семинар №5.

ЗНАКОВЫЙ АСПЕКТ КОММУНИКАЦИИ
Литература:

  1. Барт Р. Система моды // http://yanko.lib.ru/ann/barthes-systeme_de_la_mode-a.htm

  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления // http://www.philosophy.ru/library/baud.html

  3. Василик М. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003.

  4. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  5. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.




  1. Как используется в PR и рекламе эффект неразличения плана выражения и плана содержания знака в массовом сознании?

  2. Семиотика одежды.

Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие знаковый потенциал одежды как средства коммуникации. В поисках примеров можно обратиться к следующим аспектам вопроса:

- история моды;

- семиотика национального костюма;

- функция одежды в молодежных субкультурах;

- феномен дресс-кода;

- феномен гламура.

См. также текст интервью с аналитиком моды и fashion-консультантом А. Аболенкиным на сайте радиостанции «Эхо Москвы»: http://www.echo.msk.ru/programs/zoom/621788-echo.


  1. Семиотика города и территориальный брендинг. Urban studies как актуальное направление исследований. Современная городская культура в аспекте теории коммуникации.

  2. Флэш-моб как коммуникативный феномен.


Семинар №6.

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Литература:

  1. Василик М. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003.

  2. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.

  4. Пинкер С. Язык как инстинкт. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

1. Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие:

- ономатопоэтическую гипотезу

- гипотезу общественного договора

- трудовую гипотезу.

2. Приведите примеры, иллюстрирующие гипотезу А.Н. Барулина о происхождении языка как закономерного продукта коэволюции человеческого организма, социальной структуры человеческого общества и знаковых систем, ее обслуживающих.


Семинар №7.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Литература:

  1. Василик М. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003.

  2. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.

1. Приведите примеры высказываний, иллюстрирующие каждый из трех возможных типов отношений вербальной и невербальной коммуникации.

* задание сдается в письменном виде


  1. Приведите пример на каждый из четырех типов невербальных реакций (произвольные осознаваемые; произвольные неосознаваемые, непроизвольные осознаваемые, непроизвольные неосознаваемые).

  2. Расскажите о национальных особенностях невербальной коммуникации (кинесика, проксемика, паралингвистика) на примере 2-3 стран.

  3. Приведите 3-5 примеров различий в интерпретации одного и того же жеста в разных культурах.

* задание сдается в письменном виде

5. Проанализируйте любой эпизод сериала «Lie To Me» («Теория лжи»). Каким образом знание законов невербальной коммуникации помогают команде доктора Лайтмана в расследованиях? Подготовьте презентацию с разбором ключевых моментов эпизода.


Семинар №8.

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ
Литература:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди // http://psylib.org.ua/books/berne02/index.htm.

  2. Василик М. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003.

  3. Седов К.Ф. Типы языковых личностей и стратегии речевого поведения // Вопросы стилистики. Язык и человек. Вып. 26. – Саратов, 1996.

  4. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  5. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.




  1. Приведите по одному примеру на каждый тип коммуникативной личности по классификациям К.Ф. Седова и Э. Берна (в качестве примеров можно описать коммуникативное поведение персонажей фильмов или книг, теле- или радиоведущих, ваших знакомых или родственников).

* задание сдается в письменном виде

2. Проанализируйте любую коммуникативную ситуацию по схеме «цель – правила – роли – набор элементарных действий – последовательность действий – фоновые знания – физическая среда – язык».

* задание сдается в письменном виде

3. Опишите один из эпизодов фильма Дж. Джармуша «Кофе и сигареты» с точки зрения коммуникативных неудач.

* задание сдается в письменном виде

ПРИМЕЧАНИЕ: для анализа рекомендуются эпизоды «Где-то в Калифорнии» (ч.1; 12.24), «Нет проблем» (ч.1; 32.10); «Кузины» (ч.1; 40.10; продолжение в начале ч.2), «Кузены?» (ч.2; 14.50); «Рене» (ч.1; 27.27).

4. Подготовьте презентацию с отрывком любого фильма (возможно – сериала или телепередачи), иллюстрирующим понятие «коммуникативная неудача». Объясните, к какому типу коммуникативной неудачи относится выбранная вами ситуация и в чем заключается ее причина.



  1. Прочитайте отрывок из статьи современного философа Славоя Жижека, посвященной проблемам межличностной коммуникации в интернете. Согласны ли вы с его точкой зрения?

«Обычный пользователь интернета, сидящий в одиночестве за своим компьютером (…), встречает лишь виртуальные симулякры, пока все глубже увязает в глобальной сети.

(…) Вдобавок ко всему сказанному, человек в сети внутренне расщеплен: я никогда не совпадаю полностью со своим виртуальным образом. Марксисты и прочие критически настроенные мыслители любят указывать, что предполагаемое «равенство» в киберпространстве обманчиво. Оно игнорирует весь комплекс материальных факторов (мой достаток, мое социальное положение, мою власть или ее отсутствие и т.д.). При свободном скольжении в киберпространстве инерция реальной жизни волшебным образом исчезает. Сетевая реальность лишена своего материального наполнения. Кофе, из которого удален кофеин, имеет запах и вкус настоящего кофе, но не является таковым, точно так же и мое экранное «я» всегда остается моей выхолощенной копией.

Но имеется и противоположный, гораздо более обескураживающий эффект. Наш обычный социальный образ – уже маска, потому что он подразумевает подавление недопустимых импульсов. Но в условиях «просто игры», когда законы, регулирующие наше поведение в реальной жизни, отменяются, мы можем позволить себе проявить любые подавленные стремления. Вспомните пресловутого робкого импотента, который, став участником интерактивной игры, превращается в убийцу-садиста. Человек в киберпространстве получает возможность показать свое истинное лицо, совершая поступки, на которые он никогда не отважился бы в реальной жизни. (…) Мое «оно» получает свободу.

То же верно и для моих партнеров, с которыми я общаюсь в киберпространстве: я никогда не знаю наверняка, кто они на самом деле. Такие ли они, какими мне представляются? Стоит ли вообще за экранным образом какая-либо «реальная» личность, или он служит маской сразу нескольким людям? А может, та же самая «реальная» личность владеет и манипулирует еще и другими экранными образами? Или я просто имею дело с цифровым феноменом, не прикрывающим собой никакую личность? Короче говоря, я никогда не встречаюсь с другими лицом к лицу, между нами всегда выступает посредником цифровой интерфейс, обладающий структурой лабиринта.

(…) Лет десять тому назад в Англии появилась замечательная реклама пива. Первая ее часть была инсценировкой хорошо известной сказки: девушка идет вдоль ручья, видит лягушку, сажает ее себе на колени, целует – и безобразная лягушка, конечно, превращается в юного красавца. Однако на этом история не кончалась: юноша бросал на девушку взгляд, полный вожделения, привлекал ее к себе, целовал – и она обращалась в бутылку пива, которую он торжествующе поднимал вверх. (…) Итак, за реальной парой, состоящей из мужчины и женщины, скрывается эксцентрический образ лягушки, обнимающей бутылку. Здесь и кроется наипервейшая угроза игры в киберпространстве: когда мужчина и женщина вступают в виртуальное общение, рядом всегда маячит образ лягушки, обнимающей бутылку пива. А поскольку ни он, ни она этого не осознают, эти расхождения между тем, кто вы на самом деле, и вашим воплощением в цифровом пространстве могут привести к вспышке насилия. В конце концов, если вы внезапно обнаружите, что в ваших объятьях не человек, а лягушка, разве не возникнет у вас соблазна раздавить скользкую гадину?».

  1. В чем, по-вашему, заключается специфика SMS-коммуникации?

  2. Проанализируйте слух о смерти Л. Полежаева (август 2010 г.). Как развивался этот слух, при помощи каких технологий он распространялся, как реагировали на него жители Омской области, местные и федеральные СМИ, представители региональной и федеральной власти?


Семинар №9.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Литература:

  1. Василик М. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003.

  2. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.

  4. Ашманов И., Иванов А. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах. – СПб.: Питер, 2011.

  5. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. – М.: 2010.

  6. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 1999.




  1. Приведите конкретные примеры, подтверждающие теорию навязывания повестки дня.

  2. В чем заключается основной недостаток теорий волшебной пули/подкожных инъекций, аккумуляции, культивирования?

  3. Проанализируйте любую теле- или радиопередачу с точки зрения прогнозирования в ней образа адресата (выбор слов, формул речевого общения, стереотипов поведения ведущего, экстра- и паралингвистических средств коммуникации).

* задание сдается в письменном виде

4. Какие психологические и социокультурные барьеры могут препятствовать восприятию рекламной и PR-информации? Приведите по 3-5 примеров на каждый тип барьера.

5. Согласны ли вы с точкой зрения А.В. Соколова относительно различий книжной и мультимедийной культуры? Аргументируйте свою позицию.

«В настоящее время происходит смена стадии неокультуры стадией постнеокультуры. Эта смена представляет собой социально-культурную революцию, сущность которой состоит, во-первых, в переходе от индустриального способа производства к постиндустриальному, во-вторых, в переходе от книжной культуры к культуре мультимедийной (информационной). Последнее означает, что документная коммуникация на бумажных носителях оттесняется на периферию, а господствующее положение в новой общественной коммуникационной системе занимает безбумажная электронная коммуникация. Компьютер вытесняет книгу.

Хотелось бы, конечно, верить в то, что глобальные информационные сети смогут мирно сосуществовать с национальными литературами в книжной форме, что на рабочем столе русского интеллигента XXI века будут соседствовать компьютерные мониторы, клавиатуры, мыши-манипуляторы с новинками книжного рынка, сочинениями любимых классиков, толстыми и тонкими журналами. Но эта вера обманчива. Человек не может одновременно существовать в двух разных культурах: либо он мыслит и действует как субъект, воспитанный в лоне книжной культуры; либо он мыслит и действует как субъект, взращенный в информационно-компьютерной среде. Третьего не дано. Культурный дуализм, подобно раздвоению личности, — не норма, а патология.

Всякая революция и разрушает, и созидает. Что созидает и что разрушает социально-культурная революция, свидетелями которой мы являемся? Она разрушает традиционную, почти средневековую организацию народного образования и научных коммуникаций, предлагая взамен дистанционное обучение, электронные издания, оптические диски, ресурсы Интернет. Она превращает наивную массовую культуру в духе Чарли Чаплина и Леонида Утесова в тонко рассчитанные и научно обоснованные соблазны паблик рилейшенз. Демократия становится заложницей имиджмейкерских технологий. Наконец, Интернет оказывается могильщиком литературоцентризма. Литературоцентризм жаль более всего, потому что исторически именно он был колыбелью и обителью русской интеллигенции. Судьба русской интеллигенции — от древнерусских книжников до диссидентов 70-х годов XX века — неразрывно связана с книжностью, а русский литературоцентризм — не только социально-культурный, но и социально-политический фактор, сыгравший громадную роль в установлении советского тоталитаризма и в его крушении. Обменивая привычные пенаты литературоцентризма на виртуальные пространства Интернета, русскому интеллигенту нельзя не задуматься над вопросами:

Литературоцентризм основан на доверии к писателю, публицисту, ученому, который выступает не просто в роли автора литературного произведения, а в роли учителя и пророка. Интернет децентрализован, никакого общепризнанного центра нет, а есть множество таинственных провайдеров, искусно управляющих из-за кулис Всемирной паутиной. Интеллигент-книжник мог повесить на стену портреты любимых писателей, пользователь Интернет этого сделать не может; если интеллигента-книжника вводили в заблуждение, рано или поздно он распознавал обманщика, Интернет же в принципе не несет ответственности за доброкачественность передаваемой информации.



Пользователь Интернет одинок и беззащитен в отличие от обитателя уютного и патриархального мира книг.

Литература — национальна, она — важнейшая часть культурного наследия нации; Интернет интернационален и космополитичен, он предвестник общечеловеческой всемирной цивилизации. Поэтому интеллигенты-книжники ощущают родную почву под ногами, а пользователь Интернет — гражданин мира с атрофированным чувством патриотизма.

Интернет, как и всякая интеллектуальная машина, абсолютно рационален и абсолютно аморален, потому что он лишен совести и сочувствия. Литераторы же своей лирой стремились пробудить «чувства добрые» и воспитанные ими русские интеллигенты отличались самоотверженным правдолюбием, но никак не рациональной расчетливостью. Поэтому, если они погибали ради утопической мечты, ради безумных идей, то это было прекрасно. Рациональному же мыслителю, слава Богу, недоступна абсурдная идея самопожертвования.

Вывод напрашивается один: лишаясь литературы как основного социально-коммуникационного института, нынешняя русская интеллигенция утрачивает духовную преемственность с предыдущими поколениями русских интеллигентов и превращается в новую социальную группу, напоминающую западных интеллектуалов. Эта трансформация, происходящая на наших глазах, — лишнее свидетельство могущества социальных коммуникаций. Видимо, она неизбежна».

6. В чем заключается сущность понятий «кликтивизм» (см. англоязычные ресурсы по запросу «clicktivism»), «сетевая демократия», «электронная демократия», «википолитика»?

7. Насколько, по вашему мнению, эффективны попытки государства контролировать интернет? В качестве аргументов можно привести реальные ситуации из зарубежной (см., например, ситуацию в Китае, ОАЭ, Сингапуре и т.д.) и российской практики.


  1. «Твиттер-революции»: суть понятия, история вопроса, перспективы развития.

  2. Приведите примеры российских PR-кампаний, которые были инициированы «снизу» (т.е. начались в социальных медиа, затем вышли за пределы блогосферы и привели к каким-либо реальным изменениям в оффлайне).

  3. Троллинг как явление в интернет-коммуникации.

  4. После того, как на мировом рынке появились всевозможные планшетники типа iPad, эксперты в области медиа заговорили о грядущей смерти бумажной прессы. Как вы считаете, сбудутся ли эти прогнозы? Аргументируйте свою позицию.


Семинар №10

PR-коммуникация в сфере media relations
Литература:

  1. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

  2. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. – М.: Аспект Пресс, 2006.

  3. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 1999.

  4. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000.

  5. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2006.

  1. Приведите примеры на каждый критерий информационного повода.

  2. Составьте рейтинг информационной привлекательности 5-7 новостных поводов, касающихся одного субъекта PR (политик/организация/партия). Для этого оцените каждый новостной повод по девяти параметрам: актуальность, неординарность, новизна, конфликт, близость темы аудитории в пространстве и времени, статус источника информации, сенсация, интрига, провокация. Степень выраженности каждого параметра может быть измерена по пяти- или десятибалльной шкале.

ПРИМЕР

Новостной повод: …

Актуальность: 3

Неординарность: 5

Новизна: 5

Конфликт: 0

И т.д.

3. Выберите любую новость и проследите за тем, как она представлена в 3-5 различных СМИ (какие акценты расставлены, как подается событие, что вынесено в заголовок публикации).

4. Расскажите о технологии спиндокторинга, или менеджмента новостей, о приемах торможения/ускорения события, приведите примеры их использования в современном политическом PR.

5. Опишите один из двух фильмов («Хвост виляет собакой» или «День радио») с точки зрения типичных процедур спиндокторинга (какие действия были предприняты, в какой последовательности, с какой целью и с каким эффектом).

* задание сдается в письменном виде

6. Расскажите о русско-грузинской информационной войне 2008 г. Как представляли события в Южной Осетии российские, грузинские, западные СМИ?



7. Прочитайте пресс-релиз «Газета Metro измеряет коэффициент счастья жителей разных стран». Насколько он соответствуют требованиям, предъявляемым к эффективному пресс-релизу? Отметьте достоинства и недостатки этого пресс-релизов. Что бы вы посоветовали его автору?
Газета Metro измеряет коэффициент счастья жителей разных стран
18 января в Metro-Петербург, как и в газетах Metro во всем мире, выходит специальный выпуск Happy Metro на оранжевой бумаге, посвященный глобальному счастью.
Будут опубликованы результаты беспрецедентного международного журналистского расследования, которое проводилось в более чем двадцати странах. В этот день жители более ста городов мира получат ответ на самый главный вопрос – что такое счастье.
На солнечных рыжих страницах газеты сотни причин, чтобы быть счастливыми. Более ста счастливых интервью с читателями газеты по всему миру и с международными звездами шоу-бизнеса и политики. Исследования журналистов разных стран Metro о том, что делает людей счастливыми на четырех континентах и жители какой точки земного шара наиболее счастливы.
Цель этого глобального проекта – показать, что, несмотря на то, что причины для счастья могут быть разные, нас всех объединяют эмоции. Ощущение счастья стирает границы и соединяет людей во всем мире. Искренний смех и улыбки одинаково понятны на любом языке и в любом государстве.
«По данным ВЦИОМ, оптимизм и вера в счастливое будущее у россиян растет, – говорит Олег Евстафьев, директор по маркетингу газеты Metro-Петербург. – Интересно сравнить эти данные с результатами исследования в других странах. Happy Metro – первый международный проект Metro International в 2008 году. Но не последний. В этом году мы будем ежемесячно проводить различные глобальные акции. И все они будут происходить одновременно в газетах Metro 20 стран».
В феврале газета Metro выпустит три специальных глобальных номера. Один из них будет посвящен дню Святого Валентина. Второй – вручению международной кинопремии Оскар. Третий – совершенно уникальный. Каждый журналист сети Metro International выйдет на улицы своего города и задаст несколько вопросов десяти читателям газеты Metro.
Это будет самое большое мировое маркетинговое исследование. В результатах этого опроса уже сейчас заинтересованы крупнейшие зарубежные рекламные и медиа-агентства.
Семинар №11

Внутрикорпоративная PR-коммуникация
Литература:

  1. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

  2. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. – М.: Аспект Пресс, 2006.

  3. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 1999.

  4. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000.

  5. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2006.




  1. Проанализируйте миссии трех-пяти российских компаний, производящих аналогичные товары/услуги в высококонкурентной среде (например, туристические услуги, сотовая связь, др.). Насколько они отличаются друг от друга? Выполняют ли, на ваш взгляд, эти миссии свою PR-функцию, или скорее напоминают торжественные декларации?

  2. Расскажите об особенностях корпоративной культуры любой российской или зарубежной компании.

  3. Как вы считаете, является ли корпоративный гимн эффективным инструментом внутрикорпоративного PR? Приведите примеры удачных и неудачных корпоративных гимнов.

  4. Проанализируйте корпоративное СМИ любого предприятия России или Омской области. На какую аудиторию оно, по-вашему, нацелено (b2b, b2c, b2p), какие цели преследует, о чем и как рассказывает, интересно ли это СМИ той аудитории, на которую оно рассчитано? Что бы вы изменили в редакционной политике этого СМИ (стиль подачи материала, подбор тем, дизайн)?

  5. Разработайте проект корпоративного СМИ для студентов вашей специальности (концепция, тематика, контент, периодичность выхода). Какие коммуникативные цели оно должно выполнять?

Семинар №12

PR-коммуникация в кризисных ситуациях
Литература:

  1. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. – СПб.: Питер, 2003.

  2. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 1999.

  3. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000.

  4. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2006.

1. Знаменитые «правила Тайленола», ставшие классикой антикризисного PR, были сформулированы в начале 1980-х гг. Актуальны ли они, по-вашему, в современных условиях?

Для ответа на этот вопрос проанализируйте ситуацию с обнаружением битого стекла в банках растворимого кофе Nescafe (Россия, 2010 г.).

2. Выберите для анализа кризисную ситуацию, связанную с деятельностью любой крупной российской компании.



Возможные варианты:

- заявление Алексея Навального о хищениях в компании «Транснефть»;

- движение «Хрюши против» и розничная сеть Х5-Перекресток,

- авария на Ленинском проспекте с участием топ-менеджера «Лукойла» Анатолия Баркова;

- скандалы в компании «Евросеть» (контрабанда телефонов, похищение экспедитора, отъезд Евгения Чичваркина в Лондон, его заочный арест и попытка экстрадиции);

- арест руководства ювелирного холдинга «Алтын»;

- скандал с контрафактной продукцией в сети парфюмерных магазинов «Арбат Престиж»;

- конкурентные войны операторов сотовой связи (Билайн, МТС);

- свой вариант.

Схема анализа:


  1. Как развивалась выбранная вами кризисная ситуация?

  2. Как реагировала на нее компания, в которой произошел кризис?

  3. Какие меры антикризисного PR были предприняты?

  4. Удалось ли компании восстановить ее репутационный капитал?

  1. Как вы считаете, способны ли омские компании на эффективные меры в области антикризисного PR?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте две кризисные ситуации, произошедшие в Омске в 2010 г. (по схеме, указанной в задании 9):

- аварии на линиях сети «Дом.ру» (август и ноябрь 2010 г.);

- скандал с обнаружением сибирской язвы в пельменях «Дарина» (лето 2010 г.).

* ПРИМЕЧАНИЯ К ЗАДАНИЯМ 1-3:

1. Чтобы представить себе максимально полную картину ситуации, необходимо найти в интернете как можно больше информации о ней (публикации в разных источниках, точки зрения разных сторон конфликта, обсуждения на форумах), т.е. пересказа 1-2 пресс-релизов недостаточно.

2. В задании 3 нужно не выбирать одну из двух ситуаций, а проанализировать обе.

Семинар №13

Событийный маркетинг как форма PR-коммуникации
Литература:


  1. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

  2. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. – М.: Аспект Пресс, 2006.

  3. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 1999.

  4. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000.

  5. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2006.




  1. Сделайте аналитический обзор уличных акций любой политической организации современной России (цели акций, их формы, участники, специфика подготовки, освещение в СМИ, конечный результат). Можно ли говорить о том, что уличные акции выбранной вами организации соответствуют ее общей PR-стратегии, или это скорее отдельные, никак не связанные друг с другом выступления (возможно, даже резко отличающиеся друг от друга по стилю)?

  2. Сделайте аналитический обзор политических уличных акций, которые проводились в Омске в течение последних 5-10 лет (инициаторы, цели, подготовка, креатив, результат).

  3. Расскажите о каком-нибудь мероприятии российского event-маркетинга, которое показалось вам интересным (временной интервал – последние 3-5 лет).


Семинар №14

Новые коммуникативные технологии PR: вирусные и партизанские кампании. Использование SM в современной практике PR и рекламы
Литература:

  1. Ашманов И., Иванов А. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах. – СПб.: Питер, 2011.

  2. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. – М.: 2010.

  3. Зуев М., Разваляев Д. Интернет-маркетинг: взгляд практиков. – М., 2008.

  4. Макконнелл Б., Хуб Дж. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере. – М., 2008.

  5. PR 2.0. Shift Communications Media Guide. – San Francisco, CA: Shift Communications, 2007.

1. Оцените интернет-активность следующих PR-субъектов:

А). Участники современного российского политического процесса:

- губернаторы и главы регионов;

- депутаты партии «Единая Россия»;

- оппозиция;

- молодежные организации.

(1-2 примера на каждый тип политического PR-субъекта).

Б). Одна российская и одна зарубежная компания.

Схема анализа: какие инструменты интернет-коммуникации используют выбранные вами PR-субъекты и как именно это происходит (о чем пишут; интересно ли читать; в каких целях конкретные политики/организации используют свой сайт/блог/группу в социальной сети; совершают ли они типичные ошибки интернет-продвижения)? Насколько это, по-вашему, эффективно?

2. Проанализируйте по этой же схеме ситуацию в омской политике (какие инструменты используются, кто пишет, о чем, для кого, зачем, с каким эффектом).

3. Приведите примеры вирусных и партизанских кампаний, проводившихся в России (временной интервал – последние 2-3 года). Насколько они, по-вашему, удачны?


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


    1. Формы текущего контроля:

  • выполнение письменных заданий к семинарам.

  • решение кейсов;

  • деловые игры;

  • защита исследовательских, творческих и экспериментальных проектов.

В процессе изучения дисциплины каждый студент выбирает тему для индивидуального проекта, который может иметь исследовательскую, творческую или экспериментальную направленность. После выполнения проекта работа защищается на занятии. Стоит подчеркнуть, что для более эффективного усвоения курса студентами тематика данных проектов должна предполагать не реферативные, а оригинальные исследования.
Пример деловой игры

Деловая игра «Пресс-конференция»

Задача игры: почувствовать себя в роли ньюсмейкеров и журналистов, побывать «по обе стороны баррикад».

Сценарий игры:


  1. Студенты делятся на две команды.

  2. Каждая команда получает от преподавателя вариант одного из двух субъектов PR, каждому из которых будет посвящена отдельная пресс-конференция.

  3. Каждая команда придумывает новостной повод для своего субъекта PR, назначает модератора, PR-специалиста и спикеров, разрабатывает пресс-релиз, подготавливает текст выступления и сценарий пресс-конференции, проводит медиатренинг со спикерами.

  4. Команды обмениваются пресс-релизами.

  5. Каждый студент получает от преподавателя индивидуальную карточку, в которой указано, какое СМИ он будет представлять в роли журналиста и какой коммуникативной стратегии ему необходимо придерживаться в этой роли.

  6. Каждый студент готовит 2-3 вопроса противоположной команде.

  7. Первая команда выступает в роли ньюсмейкеров, вторая – в роли журналистов.

  8. Команды меняются.

  9. Преподаватель подводит итоги игры.


Пример кейса

Кейс по теме «Событийный маркетинг как форма PR-коммуникации»

В последнее время Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля стал уделять внимание такому вопросу, как event-поддержка выставочных проектов, например:

- открытие выставки «Снежные нежные белые люди»: промоутеры (с участием прохожих) лепили снеговиков в центре города;

- открытие выставки «Summmertime: Электрокислотный прохладительный микс»: посетителям бесплатно раздавали апельсиновый фруктовый лед;

- открытие выставки «Руками трогать разрешается», приуроченной к международному дню слепых: промоутеры с завязанными глазами раздавали листовки на Любинском проспекте.

Вопрос: какое мероприятие вы бы предложили для привлечения внимания к выставочному проекту «Котофест: 303 кота в музее» (живопись, графика, фотография, декоративно-прикладное искусство, предметный дизайн, объекты и инсталляции с изображением котов)?


Темы исследовательских проектов:

  1. Коммуникативная функция рингтона.

  2. Коммуникативная функция юзерпика.

  3. Коммуникативная функция фотоальбомов в SM «ВКонтакте».

  4. Массовая vs межличностная коммуникация: феномен развиртуализации.

  5. Ситком в аспекте теории межличностной коммуникации.

  6. Скетчком в аспекте теории межличностной коммуникации.

  7. Коммуникативное поведение людей в общественном транспорте.

  8. Коммуникативное поведение людей в очереди.

  9. Коммуникативный аспект городской моды на примере Омска.

  10. Феномен троллинга в интернет-коммуникации.

  11. Модель «лидер мнений» в социальных медиа.

  12. Теория навязывания повестки дня в практике российских СМИ.

  13. Программа «Школа злословия» в аспекте теории межличностной коммуникации.

  14. Программа «Шопоголики» в аспекте семиотики моды.


Темы экспериментальных проектов:

  1. Слух как средство коммуникации.

  2. Флэш-моб как средство коммуникации.


Темы творческих проектов:

  1. Коммуникация домашних животных (фотоотчет с комментариями).

  2. Сценарий римейка фильма «Wag The Dog», адаптированный к российской специфике массовой коммуникации.

  3. Мини-энциклопедия «Локальные мемы нашей группы».

  4. Создание серии подкастов.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница