А. В. Ковыршин Византийская цивилизация. Империя религиозного вдохновения



Скачать 265.33 Kb.
Дата25.09.2018
Размер265.33 Kb.

А.В. Ковыршин

Византийская цивилизация. Империя религиозного вдохновения.



Свыше 1100 лет в Восточном Средиземноморье существовала цивилизация, сыгравшая исключительно важную роль в становлении современного мира, цивилизация, которая предопределила глобальный характер человеческого сообщества в 20-21 вв. 1. Еще большее влияние Византия оказала на русскую историю и культуру. Однако для современного человека и на Западе, и в Россииона лишь незначительный эпизод мировой истории 2 пятисотлетней давности.

Для русских такое забвение Византии подобно отречению несмышленого подростка от наследия праотцов. Как славянство стало телесностью России, Киевская Русь - лоном материнским, так Византия вдохнула в это тело новую жизнь, подарив варварам с севера Православную Душу, традиции высокой культуры, высокой жертвенности и жесткой государственности. «Москватретий Рим» и сегодняне по пословице, а по сути своей. Мы до сих пор несем в своих социогенах и болезни великой империи, и благословление ее Духа Святого.

Византия была глубоко религиозным обществом. Ее императоры и крестьяне, священники и солдаты были такими же людьми, как и все мы, - жертвами тех же слабостей и искушений. Но в первую очередь византийцев по жизни вела вера: Христос, Его Мать и все святые для них были столь же живыми, реальными личностями, как и члены их собственных семей. С момента возникновения и до 20 века цивилизация не знала столь образованного общества. Неграмотности – по крайней мере в высшем и среднем классах – практически не существовало, а императоры славились своей ученостью. Это было единственное государство, в значительной мере сохранившее античное наследие в те века, когда на Западе свет знания почти угас 3. Наконец Восточная империя произвела на свет поразительный феномен византийского искусства. Такие шедевры, как деисус 4 в южной галерее собора Св. Софии и «Анастасис» (воскресение из мертвых) в церкви монастыря Спасителя в Хоре, можно отнести к самым возвышенным творениям человеческого духа. Византийские художники «должны были воспроизводить дух Божий». Западные художники весьма редко предпринимали попытки такого рода. А вот в церквях и монастырях христианского востока мы видим, что поставленная перед художниками задача была выполнена с блеском 5.



Византийцы совершили немало безрассудств и предосудительных деяний, но многое должно быть им прощено и за ту красоту, которую они оставили после себя и тот героизм, с которым они и их храбрый император встретили свой конец, - об этом великом подвиге с равной гордостью вспоминают как победители, так и побежденные. Вот почему и через пять с половиной столетий во всем греческом мире вторник продолжает считаться самым несчастливым днем недели. И вот почему на турецком флаге до сих пор изображен не полумесяц, а луна в ущербе – напоминая нам о том, что луна была в последней четверти, когда Константинополь пал 6.

I. Рождение Византии: Константин I равноапостольный 7 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/05/constantine_musei_capitolini.jpg/180px-constantine_musei_capitolini.jpg

и христианизация Рима.


Голова (2,5 метра) колосса императора Константина
Вначале 4 века Римская империя оказалась под властью четырех законных правителей 8 и узурпатора Максенция, сына одного из бывших императоров. Его власть после нескольких лет правления выродилась в жестокую тиранию. Порочный и праздный, он задавил народ непосильными налогами, доходы от которых тратил на пышные празднества и грандиозные строительства. Однако он обладал большим войском, состоящим из преторианцев 9, мавров и италиков.

Знамение и битва у Мульвийского моста. В 312 году август Константин со своими легионами перешел Альпы и разбил полководцев Максенция, который в этот момент давал в Риме игры в честь своего дня рождения. Но и оставшиеся войска узурпатора двукратно превосходили константиновы легионы. Армии противников встретились в местечке Красные Скалы (Сакса-Рубра) неподалеку от Рима. Здесь произошло событие, которое стало водоразделом всей мировой истории. Римский историк Евсевий описывает его так: «Самый удивительный знак явился к нему [Константину] с небес… Он сказал, что примерно в полдень, когда солнце начало убывать, он увидел своими собственными глазами светоносный крест на небе, над солнцем, - над ним надпись: hoc vinces («сим победиши»). Он сам был изумлен, и также вся его армия». Возможно, как утверждают другие авторы, это был не крест, а монограмма имени Христа10. Перед боем Константин приказал солдатам нанести этот знак на свои щиты, а впоследствии сделал его государственным знаменем императорского Рима. Он сам повел в атаку кавалерию и смял вражескую конницу. Увидев это, италики стали покидать свои места в строю, а затем паника стала всеобщей. Многие погибли в давке при переправе через мост или были сброшены в реку собственными товарищами. В их числе оказался и Максенций, чье тело было позднее найдено прибитым к берегу11. labarum of constantine the great.svg

Константин приписал эту победу знаку Христа и в 313 году провозгласил христианство наряду с другими культами «religio licita», т.е. разрешенной религией: «Имея намерение явить почтение и уважение к божеству, мы предоставляем христианам и всем прочим право свободно отправлять любую форму культа, которую только они пожелают, так чтобы, какое бы божество не пребывало на небесах, оно было милостиво к нам и ко всем тем, кто находится под нашей властью»12. В течение нескольких лет император принимал законы благоприятствующие христианству. Клир был освобожден от обычных муниципальных обязанностей, а епископальные суды получили статус апелляционной инстанции при рассмотрении гражданских дел. В 319 году было запрещено убийство рабов, в 321 - воскресенье13 было объявлено официальным праздником и стало днем отдыха. Он, так же, запретил распятия, бои гладиаторов и жертвоприношения животных.



Утверждение христианства. Никейский собор 325 года. К этому времени Константин избавился от соправителей и стал единственным императором Рима. Он не хотел принуждения – язычники могли исповедовать старую веру. С другой стороны не должно быть и ересей. Если христианству суждено стать духовной основой империи, то как она могла быть разделена? Уже несколько лет Константин безуспешно боролся против еретиков в Северной Африке14 и Египте15. Теперь появилась еще и третья группа раскольников, угрожавшая посеять еще больший раздор в христианстве – ариане 16. И тогда Константин нашел решение: место множества синодов провинциальных епископов займет Вселенский церковный собор. Авторитет и мера власти всемирного собрания епископов заставит любого раскольника принять его установления.

В 325 году в один из крупнейших городов Малой Азии Никею съехались сотни епископов из разных уголков Римской империи. Константин сыграл важную роль в развернувшихся дебатах. Стараясь произвести впечатление на слушателей он даже перешел на греческий, который не слишком хорошо знал, но который был близок его аудитории. Он настойчиво делал упор на исключительной важности единства церкви. А для этого нужен был одобренный всеми Символ веры – перечень идей, которые не подлежали сомнению – д'огматов. Именно Константин предложил вставить в текст Символа веры слово «единосущный», которое описывало отношения Сына с Отцом 17. Это сделало догмат о Троице сердцевиной христианского вероучения. Его принимают и сегодня все православные, католики и большинство протестантов. Вокруг этого догмата выстраивается система ценностей христианства, а значит и сегодня Святая Троица остается духовной основой, по крайней мере, трех цивилизаций – Западной, Православной (Российской) и Латиноамериканской.



Единосущный Бог – это тот Бог (в ипостаси Отца), который изгнал человека из рая, но простил его и его прегрешения; он же (в ипостаси Сына) принял мученическую смерть во спасение человека и из любви к человеку; он же (в ипостаси Святого Духа) и своей победой над смертью (в ипостаси Сына) показал приоритет духовного. Таким образом, прощение и терпимость, любовь, гуманизм и антропоцентризм, духовность как основа морали и критерий в искусстве стали фундаментальными ценностями христианских цивилизаций.

С 331 по 334 гг. Константин закрыл все языческие храмы империи.



Второй Рим. Император редко бывал в древнем Риме - события удерживали его на Востоке. Сарматы на Дунае, остготы в северном Причерноморье, великая империя Сасанидов (персы) – все основные угрозы и все основные ресурсы (людские и материальные) в ту пору концентрировались в восточной части Римской империи. Древняя столица сдавала свои позиции как культурный и интеллектуальный центр библиотекам и академиям Александрии, Антиохии, Пергама и вымирала от хронических эпидемий малярии. Более того, столичные жители были верными сторонниками традиционной религии. Они порицали уход Константина от старых богов и принятие им презренной христианской веры, которая ассоциировалась у римлян с уличной чернью и отбросами общества. Республиканские и языческие традиции Рима явно не вписывались в образ новой христианской империи.

Выгодное географическое и стратегическое положение Виз'антия предопределило выбор места для новой столицы. Центром нового города Константина стал Милион, или Первый Мильный Камень. Он состоял из четырех триумфальных арок, соединенных куполом. В центре, образовавшийся таким образом крытой площади, была установлена самая почитаемая христианская реликвия – Честной Крест Господень, вывезенный из Иерусалима. От Милиона отмерялись все расстояния в империи, по сути, это был центр мира. Неподалеку Константин построил величественный форум 18 овальной формы, весь выложенный мрамором. В центре стояла порфировая19 колонна высотой свыше 300 метров. Колонна была установлена на шестиметровом цоколе, в котором хранились замечательные реликвии: топорик при помощи которого Ной построил ковчег; корзины с остатками хлебов, которыми Христос накормил множество людей; кувшин с благовониями Марии Магдалины и скульптура Афины, привезенная Энеем из Трои. На вершине колонны – статуя с телом Апполона, работы Фидия и головой императора Константина, в его левой руке – фрагмент Креста Господня.

Десятки тысяч людей и днем, и ночью работали над созданием императорского дворца, ипподрома, церкви св. Ирины. В результате массового «разграбления» многих городов Европы и Азии, в ходе которого они лишились красивейших статуй и других произведений искусства, новая столица стала обретать облик утонченного и благородного города. На специальном каменном столпе было высечено его название: «Новый Рим». Но еще при жизни Константина горожане чаще именовали его Константинополем - под этим неофициальным названием великий город вошел в историю. То же самое случилось и с название империи: повсеместно известная как Византийская, официально она именовалась Римской (Ромейской), а ее граждане – римлянами (ромеями).

Новая столица была освящена на праздновании серебряного юбилея императора 11 мая 330 года. Еще пять лет назад Византий был маленьким греческим городком, теперь он стал Константинополем - огромной столицей, посвятившей себя Деве Марии и центром величайшей империи – Византийской.



II. Империя религиозного вдохновения.

С момента ее основания и до последних дней Византию, как всякую империю, сотрясали внешние вторжения, внутренние социальные конфликты, бесконечные дворцовые перевороты, но самое удивительное – нескончаемые религиозные диспуты, которые порою превращались в религиозные мятежи. Многие императоры сами были искушенными теологами, а Лев VI Мудрый (и не только он) читал проповеди в храме Святой Софии. Более того – все классы общества были вовлечены в споры о проблемах, которые сегодня воспринимается как малопонятная теологическая тонкость.



В 448 году Евтихий игумен одного из константинопольских монастырей, выступая на Вселенском соборе, сказал: «Я исповедую, что Господь наш состоял из двух природ до соединения [с Богом-Отцом], а после соединения исповедую одну природу». То есть, человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, «растворилась в природе Божества как капля меда в океане и потеряла свое бытие»20. Его последователями – монофизитами 21 были не только простые люди, но и епископы, позднее - императоры22 и полуполитическая партия Зеленых23. Отрицая человеческую природу Сына Божьего, они отрицали реальность Его плоти, страданий и Воскресения, поэтому монофизиты были объявлены еретиками.

Религиозные конфликты. Прямым следствием монофизитской ереси было появление иконоборцев24 в первой половине VIII века: если принимается только божественная природа Христа, то по логике вещей, не следует одобрять его изображения как человеческого существа. У них были и другие более серьезные причины. Культ икон в это время стал приобретать опасные для христианского учения черты. Многие открыто поклонялись святым образам как чему-то самоценному и порой они даже исполняли роль крестных во время крещений. Поэтому ряд епископов Малой Азии в знак протеста против того, что они считали вопиющим идолопоклонством, приняли иконоборческий манифест.

Их поддержал правящий император Лев III. В своих проповедях он осудил иконопочитателей за нарушение Второй заповеди Моисея, а в следующем (726) году перешел к действиям: приказал уничтожить огромную золотую икону Христа, висевшую над главным входом в императорский дворец. Ответом императору стали многолюдные протестные демонстрации в Константинополе и мятежи в армии. Солдаты гарнизонов, расквартированных в Италии, выбрали себе новых командиров, убили византийского экзарха и заявили о своей независимости от империи. Тем не менее, через три года (в 730 г.) Лев III все-таки обнародовал иконоборческий эдикт. На Востоке главный удар пришелся по монастырям, которые имели великолепные собрания древних икон и священных реликвий. Сотни монахов бежали в Италию, Грецию и пустыни Каппадокии 25, захватив с собой лишь те сокровища, которые могли спрятать под рясами.

Приемники императора иконоборца ужесточили его политику. Игумен Стефан был забит камнями до смерти. Тысячи монахов и монахинь, защищавших иконы, были отлучены от церкви, претерпели осмеяния, увечья и смерть: их заставляли жениться, им поджигали бороды, целые библиотеки предавались огню. Фактически правящая Исаврийская династия повела планомерное наступление на позиции церкви. Никифор I предписал провинциальным чиновникам обращаться с епископами «как с рабами», имущество многих монастырей отбиралось без компенсации, был введен подушный налог на всех монахов и работников монастырей, в обителях размещались войска на постой. Согласно эдикту императора Льва V (815 год) любой человек мог разбить священный образ, не опасаясь наказания. В итоге началась вакханалия насилия. Ризы26 с изображением Христа, Богоматери и святых разрывались в клочья и растаптывались, расписные доски икон пачкались экскрементами, разбивались топорами и сжигались. Лазаря, ведущего иконописца первой половины IX века, бичевали, а на ладонях выжгли клейма 27.

Почти целое столетие преследований иконопочитателей, не истребило религиозного влечения верующих к святому образу. Последний император-иконоборец (Феофил), ощущая собственное бессилие, заботился только о соблюдении внешних приличий: запрещалось публичное исповедание культа икон в столице, но не в собственных домах. После его смерти на Вселенском соборе в 843 году все видные иконоборцы, включая императоров, были преданы анафеме 28. Несмотря на многие страдания, которые претерпел новый патриарх Мефодий, отстаивая иконы, он не выказал никакого желания мстить. Для потерпевших поражение икононенавистников осталось одно утешение: византийское искусство возродилось, но без скульптуры – мир теперь уже никогда не увидит новых шедевров византийских резчиков по дереву и скульпторов.

Чудовища и подвижники на троне. Так часто бывает в истории - зло поселяется в самой цитадели искренней и праведной веры. В сердце христианского мира на троне правителей-подвижников и наследников равноапостольного Константина порою восседали чудовища в человеческом облике.

В 603 году взбунтовавшиеся солдаты провозгласили императором одного из своих центурионов - Фоку. Это был развратный, много пьющий и патологически жестокий человек. Ничто не доставляло ему такого удовольствия как вид крови. До времени его правления пытки в империи были редкими, именно Фока стал применять дыбу, ослепление и нанесение увечий. И у него нашлись «достойные» продолжатели. В борьбе за трон, императрица Ирина (в 792 году) приказала выколоть глаза своему сыну Константину так, чтобы у него не было шансов выжить. Изощренная жестокость достигла своего апогея в правление Льва V, известного императора-иконоборца. Когда его войска (в 813 году) продвинулись вглубь вражеской территории (Болгарии) он приказал пощадить взрослое население, но были схвачены все дети, которых только могли найти - им разбивали головы о скалы. Василий II, прозванный Балгаробойцем (в 1014 году), взял в плен 15000 болгар. Из каждых ста пленных девяносто девять подверглись ослеплению; одному человеку оставляли один глаз – что бы он мог отвести остальных к Самуилу - болгарскому царю. Увидев своих воинов, царь потерял сознание из-за инсульта29 и через два дня умер. Конечно, ожесточение было взаимным и уничтожение десятков тысяч ни в чем не повинных людей было свойственно и противникам Византии: болгарам, русам, арабам и т.д. Удивительно другое – в эту эпоху кровавых войн и коварных тиранов на Византийском престоле все чаще появлялись люди достойные основателя этой империи Константина.

Иоанн Цимисхий - один из самых блистательных правителей и полководцев Византии, победитель Киевского князя Святослава, болгар, халифов Багдада и Каира был человеком глубоко религиозным. Первое что он сделал, придя к власти, - раздал большую часть своего состояния тем, кто пострадал от недавнего неурожая. Затем, объектом его постоянной благотворительности стал лепрозорий (больница для прокаженных), он регулярно посещал его, порой собственноручно омывая больным их язвы. На его слово мог положиться даже Варда Фока, который пытался свергнуть Иоанна с престола. Сдавшимся мятежникам сохранили жизнь (обычно казнили, отрезали нос или выкалывали глаза), а неудачливого претендента на престол выслали вместе с семьей на Хиос, один из самых восхитительных островов Эгейского моря. После покорения Болгарии в 972 году, он устроил по древнему римскому обычаю триумфальную процессию в Константинополе. Однако почетное место в золоченой колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадьми и первоначально предназначавшейся для самого Иоанна, он предоставил самой почитаемой в Болгарии иконе Богоматери. Император в сияющих доспехах ехал прямо за ней. В 975 году после самого успешного похода (захват Сирии, Палестины и Ливана) Цимисхий умирал. К тому времени, когда он достиг Константинополя, то уже с трудом дышал. Каким-то образом он отстоял службу в соборе Св. Софии для того, что бы передать на хранение два главных трофея, добытых им на Востоке, - сандалии Христа и волосы Иоанна Крестителя. Все свое личное состояние он завещал бедным и больным 30.

Политический противник Иоанна Цимисхия – патриарх Константинопольский Василий вел жизнь исключительно праведную: питался ягодами и водой, носил одну рясу, пока она совсем не приходила в негодность, спал на голой земле. Не ел мяса, спал во власянице, ежедневно молился по нескольку часов в день и Никифор Фока – предшественник Иоанна Цимисхия на императорском троне.

«В течении 1123 лет и 18 дней существования Византийской цивилизации 88 персон мужского и женского пола занимали императорский трон. Из этих восьмидесяти восьми несколько императоров – сам Константин, Юстиниан, Ираклий, два Василия, Алексей Комнин – обладали подлинным величием; считанное число правителей – Фока, Михаил III, Зоя и Ангелы 31 - были вполне презренными личностями. Подавляющее же число императоров являлись храбрыми, честными, богобоязненными людьми, которые делали все, что в их силах, для блага государства – с большей или меньшей степенью успеха» 32.



III. Взлеты и падения великой империи.

Попытки воссоздания Римской империи. Юстиниан I Великий. В 395 году произошел «окончательный» раздел Римской империи на западную и восточную части. А спустя 80 лет Западная Римская империя прекратила свое существование 33. Номинально власть над ней оказалась в руках правителей Византии, но фактически ее поделили между собой германские короли вандалов, свевов, франков, бургундов и готов. Вплоть до 800 года (более трех веков) фантом единой великой империи от Гибралтара до Месопотамии будет жить в сознании императоров Византии. флавий пётр савватий юстиниан

Через два года (в 482 г.) после убийства последнего августа Западной Римской империи в семье фракийских34 крестьян родился Юстиниан. Его восхождение к вершинам власти стало возможным благодаря покровительству дяди - Юстина, который проделал путь от рядового солдата, до начальника дворцовой стражи и взошел на престол в 512 году. В детском возрасте Юстиниана забрали в столицу, где он получил хорошее образование, стал офицером кавалерийской гвардии, а после интронизации своего дяди – начальником его дворцовой стражи. С этого момента и началась реальная власть Юстиниана.

Его первым шагом стало восстановление единства христианской церкви: после переговоров с послами римского папы35 патриарх константинопольский Иоанн объявил, что «церкви Старого и Нового Рима являются единой и неделимой церковью». Спустя несколько лет стартовала монументальная программа строительства религиозных сооружений: возведение и восстановление девяти крупнейших церквей империи, жемчужиной которой стал храм Святой Софии36.

Вместе с архитекторами Исидором и Анфимием, Юстиниан разработал принципиально новую концепцию собора37. Губернаторам провинций было велено отправить в столицу все сохранившиеся элементы классических построек, которые можно было бы использовать в строительстве. Из Рима прислали восемь порфировых колонн, некогда являвшихся частью храма Солнца, из Эфеса – восемь колонн зеленого мрамора. Всю поверхность над мраморной облицовкой покрыли мозаикой. Но великолепие церкви не сводилось к одним лишь украшениям. В архитектурном плане она представлялась прихожанам чудом. Более всего поражал купол: 32,5 метра в диаметре, на высоте около 50 метров он был в несколько раз шире и выше любого другого. Он напоминал блюдо, вдоль ободка которого, пробито 40 окошек, так что казалось, будто оно «подвешено к небу на золотой цепи». Взору потрясенных византийцев представали также: 15-метровый иконостас из цельного серебра, алтарь инкрустированный золотом и драгоценными камнями, бессчетное множество золотых светильников. Собор Св. Софии не имел себе равных по количеству и ценности реликвий: Честной Крест Господень, пелены Христа; стол, за которым Он и Его апостолы сидели во время Тайной вечери. Не удивительно, что Юстиниан, войдя в здание первый раз после окончания строительства, долгое время стоял молча, а затем прошептал: «Соломон, я превзошел тебя»38.

За несколько месяцев до смерти Юстина I в 527 году Юстиниан и его жена Феодора были коронованы как соправители старого императора. Феодора стала не просто супругой, но действительно соправителем: по важнейшим государственным делам они принимали совместные решения. Так было и в самый трудный период правления нового императора. В 532 году недовольство жесткой налоговой политикой39 сплотило бедных и богатых, и даже Синих и Зеленых (см. сноску №23). «Ника! Ника!» («Побеждай!») стали кричать зрители на ипподроме при появлении императора. Обычно этим призывом подбадривали возниц, но сейчас он прозвучал как сигнал к мятежу. Возбужденная толпа освободила из тюрем всех узников, а затем начались поджоги. Административные корпуса, соборы Св. Ирины, Св. Софии и бесчисленное множество других зданий вскоре превратились в руины. Пять дней город застилал густой дым. Наконец мятежники предъявили требования: убрать творцов налоговой реформы и городского префекта. Но получив согласие, не успокоились – решили избрать нового августа. Юстиниан был готов бежать из столицы и тогда, на заседании императорского совета, слово взяла Феодора: «Как вообще император может позволить себе стать беженцем? Да никогда по своей воле я не сброшу императорскую мантию! Я буду придерживаться древнего изречения: порфира – вот самый благородный саван!» После такой речи было решено прибегнуть к оружию. Уверенные в своем превосходстве мятежники не ожидали нападения и вскоре началась резня. Никто из 30 000 человек собравшихся на ипподроме не смог покинуть его живым. Восстание «Ника» стало для Юстиниана хорошим уроком - с этого времени размеры налогов уже никогда не выходили за разумные пределы, а подданные осознали, что императоров нельзя так просто назначать и смещать.



Утвердившись в столице, Юстиниан приступил к возвращению Западной империи, куда были брошены колоссальные силы. В 533-534 его лучший полководец Велисарий разгромил государство африканских вандалов, в 535-555 (за 20 лет) было уничтожено государство остготов в Италии. В результате под власть римской державы вернулся и сам Рим, и многие из западных земель в Италии, Северной Африке, Испании, в течение ста лет принадлежавшие германским племенам.

Энергия императора поражала всех, кто его знал, а в способности работать долго и напряженно он, очевидно, вообще не имел себе равных. В 534 был издан Свод гражданского права (Corpus juris civilis или Кодекс Юстиниана), давший нормативное изложение римского права и основ имперской государственности. Путанные или противоречащие христианскому учению формулировки были устранены. Кодекс Юстиниана стал фундаментом всей системы европейского средневекового права после 1100 года, а многие из его принципов и идей живут до сих пор в современных правовых системах. Он полагал, что слава империи должна выражаться весомо и зримо – отсюда его страсть к строительству. Юстиниан стремился извлекать прибыль из торговли империи с Востоком: проложил новые пути, которые обходили Персию стороной (через Крым и Кавказ). Когда же православные монахи привезли тутового шелкопряда вместе с секретами технологии шелкопрядильного производства, император инвестировал строительство фабрик и ввел монополию государства на изготовление шелка. Еще многие века она приносила казне огромные доходы.

1 Г. Терборн писал о «второй волне глобализации» в 3-7 веках (после Древнего Рима), вызванной распространением мировых религий. Однако роль Византии не сводится только к продвижению христианства, хотя другие центры (Рим, Ирландия, Киев) и в этом вряд ли могут сравниться с нею. О прочих аспектах византийского влияния на процессы глобализации см. в конце работы.

2 См.: Knieger L.S., Neill K., Jantzen S.L.. World history. Perspectives on the past (Teacher’s edition). – Lexington, Massachusetts Toronto, Ontario: D.C. Heath and Company, 1992. P. 178-185.

3 Карл Великий – «император Запада» (Франкского королевства) с 800 года - был не способен даже поставить свою подпись, кроме как прочертив ее по трафарету через пластину.

4 Деисус – в христианской церкви иконописная композиция, в центральной части которой изображен Христос, а по сторонам – обращенные к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоан Предтеча.

5 Норвич Д. История Византии. – Москва: АСТ, 2013. С. 542.

6 Там же. С. 11, 541-543.

7 Равноапо́стольный (греч. Ισαπόστολος, лат. aequalis apostolis) — наименование святых, особо прославившихся проповедью Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

8 Согласно порядку, установленному Диоклетианом в 3 веке, императорская власть в Риме находилась в руках двух августов (старших правителей) и двух цезарей (младших правителей). Так, август, надзиравший за Западной частью империи, выделял часть провинций (обычно Галлию и Британию) цезарю, и нечто подобное было на Востоке. При этом один из четырех императоров доминировал, оставляя принятие наиболее важных решений за собой.

9 Преторианцы - 14 когорт гвардии, личные телохранители императора. Префект претория – почти всегда участник дворцовых переворотов и убийца свергнутого императора.

10  Монограмма  Христа – один из христианских символов. Состоит из двух начальных греческих букв его имени (ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой.

11 См. статью в Википедии «Битва у Мульвийского моста».

12 Норвич Д. Указ.соч. С.23.

13 День назван в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия. Во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей» (польск. niedziela, укр. неділя, белор. нядзеля, чеш.neděle и т. д.), то есть днём, когда «не делают», то есть не работают.

14 Донатисты считали, что действительны только те таинства, которые совершаются праведным епископом. Таинства теряют свою силу, даже если священник потом провинился перед церковью.

15 Мелетиане считали, что падшие (священники, отказавшиеся от христианства во время гонений) не имеют права вновь принять сан.

16 Ариане – последователи епископа Ария. Он считал, что Иисус Христос был создан Богом отцом как инструмент для спасения мира – то есть Сын находился в подчиненном положении, а его природа была скорее человеческая, чем божественная. Суд ста епископов отлучил Ария от церкви как еретика. Но надо иметь ввиду, что в те времена теологические дискуссии вызывали неподдельный интерес во всем обществе. На улицах раздавались листовки, на рыночных площадях произносились подстрекательские речи, на стенах зданий мелом писались призывы и лозунги. В результате учение Ария с неимоверной быстротой распространилось по всей империи.

17 «Веруем… И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле». 

18 Форум - центральная городская площадь, сформированная несколькими общественными зданиями, где проходила городская жизнь, уличная жизнь под открытым небом, заключались сделки, велись переговоры.

19 Порфир – горная порода вулканического происхождения пурпурного цвета.

20 http://ru.wikipedia.org/wiki/Монофизитство

21 Монофизиты (от др.-греч. μόνος — «только один, единственный» + φύσις — «природа, естество») – христиане настаивающие только на одной – божественной природе Христа.

22 Анастасий I на рубеже 5-6 вв., Лев III в 8 веке.

23 Синие и Зеленые существовали как политические партии во всех основных городах империи, которые иногда создавали совместные отряды местной милиции. В 5-7 вв. Синие представляли собой партию крупных землевладельцев и старой греко-римской аристократии, тогда как Зеленые рекрутировали сторонников из числа торгового сословия, промышленников, чиновников. Многие вышли из восточных провинций, где монофизитская ересь была особенно распространена. Синие ассоциировались с православием.

24 Иконоборцы - религиозно-политическое движение в Византии в VIII  — начале IX веков, направленное против «почитания идолов».  Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон и святых реликвий  — идолопоклонством. При этом, они ссылались на  Вторую заповедь Моисея   «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» - (Исх. 20:4-5).

25 Каппадокия - область на востоке Малой Азии (современной Турции).

26 Риза - покрывало аналоя (подставки для иконы) или престола (стола для совершения причастия)

27 Норвич Д. Указ.соч. С. 162-164, 187-189, 200-202.

28 Анафема - отлучение христианина от таинств, которое требует соборного решения.

29 Инсульт – массивное внутримозговое кровоизлияние, часто – следствие психического перенапряжения.

30 Норвич Д. Указ.соч. С. 286-289.

31 Династия византийских императоров (1185-1204 гг.)

32 Норвич Д. Указ.соч. С.541-542.

33 Одоакр (варвар на службе Византийского императора Зенона) во главе германских наемников был отправлен в Италию для подавления мятежного magíster mílitum (главнокомандующего) Ореста, который вместо законного императора возвел на престол в Риме своего сына Ромула Августа. Одоакр выполнил приказ: подавил мятеж, казнил Ореста, сослал в ссылку Ромула и установил полный контроль над Италией. Затем он обратился к  Зенону  с просьбой назначить его правителем Италии. Тот согласился, но выставил встречное условие — чтобы Одоакр признал законного императора Юлия Непота. Обладая реальной властью, Одоакр чеканил монеты с изображением Юлия Непота, но не допустил его возвращения в Рим. Вскоре, в 480 году император погиб от рук собственных телохранителей. Сразу после его смерти Одоакр отправил инсигнии (диадему и пурпурную мантию) в Константинополь с просьбой назначить нового императора. Однако Зенон решил этого не делать и стал единственным правителем «единой» Римской империи.

34 Фракийцы - одно из индоевропейских племен, северные соседи древних греков; предки румын, молдаван и, отчасти, болгар.

35 Все императоры и патриархи Востока признавали папу главой христианства.

36 Он был построен на месте сгоревшего во время восстания «Ника» одноименного храма, заложенного еще Константином I Великим.

37 Сохраняя в целом облик своих предшественников, новое здание должно было стать крупнейшим культовым центром христианского мира. Церковь должна стать квадратной, а не прямоугольной. Вершинная точка должна была приходиться не на апсидное святилище в восточном конце, а на центральный купол.

38 Норвич Д. Указ.соч. С.99-100.

39 Жесткая экономия в снабжении армии, новые налоги; тюрьма, пытки и порка, для укрывающихся от налогов – так приближенный Юстиниана префект претория Иоанн Каппадокийский собирал средства на грандиозные проекты императора.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Свод правил по безопасной работе сотрудников органов исполнительной власти Самарской области, государственных органов Самарской области
2017 -> Руководство по эксплуатации общие сведения. «Жидкий акрил»
2017 -> О восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы
2017 -> Решение по гражданскому делу по моему иску к Петрову А. Н о выселении. В удовлетворении исковых требований мне было отказано в полном объеме
2017 -> Ротавирусная инфекция Профилактика острой кишечной инфекции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница