Академия наук республики башкортостан



страница1/17
Дата29.11.2018
Размер3.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

ЗАУРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СИБАЙ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАЙБУЛЛИНСКИЙ РАЙОН

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА


Материалы II Всероссийской научно-практической конференции


( 20 мая 2010 г.)

Сибай 2010

УДК 332.1+33(470.57)+338.46

ББК 65.9 (2 Рос. Баш)



У 80

Редакционный совет:

д-р биол. наук, проф., директор

Зауральского филиала БашГАУ, директор ГАНУ

«Институт региональных исследований» Я.Т. Суюндуков;

д-р экон. наук, проф., зам. директора по науке

Зауральского филиала БашГАУ, ученый секретарь ГАНУ

«Институт региональных исследований» А.А. Барлыбаев;

канд. ист. наук, доц., зам. директора по науке ГАНУ

«Институт региональных исследований» Ф.М. Сулейманов.


У 80

Устойчивое развитие территорий: теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (20 мая 2010 г.). – Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2010. – 233 с.

ISBN 978-5-7501-1083-4

В сборнике представлены научные доклады Всероссийской научно-практической конференции «Устойчивое развитие территорий: теория и практика». Авторы опубликованных статей несут ответственность за патентную чистоту, достоверность и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий и прочих сведений, а также за разглашение данных, не подлежащих открытой публикации.

УДК 338.436.33(470.57)

ББК 65.32 (2 Рос. Баш)




ISBN 978-5-7501-1083-4


© Коллектив авторов, 2010

© ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2010



СЕКЦИЯ I

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО –ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
УДК 338.43

Л.Р. Абдуллина

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, г. Сибай
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ДОСТИЖЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В процессе производства сельскохозяйственной продукции потребляется большое количество разнообразных видов материальных ресурсов. Материально–производственные запасы (МПЗ) представляют собой материалы, предназначенные для использования в производственной деятельности или в процессе управления организацией. Другими словами, МПЗ – это совокупность материального имущества, принадлежащего к оборотным активам.

Основой эффективной деятельности сельхозпроизводителей является получение прибыли, посредством производства и реализации продукции растениеводства и животноводства. Для стабильности производства необходимо его полное обеспечение материальными ресурсами. Для оптимального использования этих материальных ресурсов требуется производить их анализ. Основную роль в сохранности МПЗ играют бухгалтерский учет и контроль на всех этапах их движения. [Бычкова, 2008].

Финансовое положение сельхозпроизводителей находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в материальные ресурсы, превращаются в реальные деньги. Для эффективного использования материальных ресурсов необходимо как можно максимально оптимизировать их покупку и потребление, т.к. при необеспеченности процесса производства материалами страдает весь процесс производства, а при излишке материалов происходит неоправданное отвлечение денежных средств, что также приводит к залежалым и неликвидным материальным ресурсам. Эффективное использование материальных ресурсов характеризует подъем производственной активности сельскохозяйственных предприятий.

Результатом использования материальных ресурсов, как показателя финансовой устойчивости, являются показатели выхода производимой продукции. Чем выше данные показатели, тем выше получаемая прибыль, и как следствие, сельскохозяйственные объединения являются независимыми в финансовом отношении. Нерациональное использование материальных ресурсов вызвано, в основном, следующими проблемами в сельском хозяйстве.



  1. Устаревшая материальная база, которая не позволяет выйти на приемлемый уровень рентабельности.

  2. Ежегодный рост цен, который приводит к увеличению материальных ресурсов в стоимостном выражении и повышает себестоимость производимой продукции. Так, по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации цены на приобретение основных материальных ресурсов, топлива, энергоносителей, минеральных удобрений имеют следующую динамику.

Таблица 1



Динамика цен приобретения топлива, энергоносителей,

минеральных удобрений по России, за 2008 – 2010 гг.

Материальные ресурсы

Средние цены на

01.01.2008 года

Средние цены на

01.01.2009 года

Средние цены на

01.01.2010 года

Масло смазочное дизельное,

рублей за тонну



30 586

34 419

32 684

Электроэнергия для сельскохозяйственных товаропроизводителей,

рублей за киловатт/час



2,06

2,57

3,03

Селитра аммиачная,

рублей за тысячу литров



6 363

5 918

6 807

За счет повышения цен, сокращается объём вносимых минеральных и органических удобрений в почву, что незамедлительно сказывается на количестве и качестве кормов. Корма, заготавливаемые хозяйством, чаще всего 2 либо 3 класса, с низким содержанием питательных веществ, что ведет к увеличению расхода кормов, увеличению себестоимости готовой продукции и снижению рентабельности хозяйства. Сельхозпроизводителям необходимо освоить ресурсосберегающие технологии, обеспечивающие рациональное природопользование и максимальную продуктивность каждого гектара пашни. Оптимизировать структуру посевов зерновых и кормовых культур, для того, чтобы растениеводство обеспечивало животноводство необходимым количеством и качеством кормов.



  1. Высокие транспортные издержки «заставляют» большинство сельхозпроизводителей использовать старую технику и оборудование, т.к. они не имеют возможности обновить машинно-тракторный парк и материально-техническую базу производства. Цены на основную технику представлены в динамике таблице 2.

Таблица 2



Цены приобретения сельхозтехники по России,

за 2008 – 2010 гг., тысяч рублей за единицу техники

Наименование сельхозтехники

Средние цены на

01.01.2008 года

Средние цены на

01.01.2009 года

Средние цены на

01.01.2010 года

Т – 150К

1 389

1 639

1 769

ЕНИСЕЙ – 1200

1 817

2 490

2 536

КАМАЗ – 5410

1 472

1 767

1 822




  1. Низкие государственные закупочные цены на производимую продукцию и несовершенство законодательной базы. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно закупочные цены на молоко и пшеницу снижаются (табл. 3).

Таблица 3



Фактические цены реализации сельскохозяйственной

продукции по России за 2008 – 2010 гг.

Сельскохозяйственная

продукция

Средние цены на

01.01.2008 года

Средние цены на

01.01.2009 года

Средние цены на

01.01.2010 года

Пшеница продовольственная твердая 3 класса,

рублей за килограмм



5,85

5,68

5,68

КРС средней упитанности,

рублей за килограмм



95,72

107,23

115,07

Молоко коровье,

рублей за литр



14,09

12,11

12,29

Кроме того, отсутствует поддержка отечественного сельскохозяйственного производителя государством. Рынок забит дешевой импортной сельскохозяйственной продукцией, в то время как отечественный производитель не имеет возможности реализовать свой товар. Для решения данных проблем необходимо сократить долю импорта сельскохозяйственной продукции и создать условия для сбыта отечественной.



  1. Нехватка квалифицированных кадров в сельском хозяйстве. Молодые специалисты и местная молодежь не желают работать на селе, основными причинами тому являются низкая заработная плата, отсутствие жилья, тяжелые условия труда, ненормированный рабочий день. Для решения данных проблем необходимо создать новые рабочие места, обеспечить эффективную занятость населения, вместе с тем решить вопросы жилья и досуга молодежи.

  2. Недоступность кредитных ресурсов. Решающим шагом, к повышению финансовой устойчивости и расширению доступа сельских товаропроизводителей к кредитным ресурсам стал приоритетный национальный проект "Развитие АПК". Но кредитные институты неактивно поддерживают сельхозпроизводителя и предприятия переработки. Из ведущих банков страны только Россельхозбанк и Сбербанк России проявляют заинтересованность в наращивании и структурировании своих кредитных портфелей за счет агрокредитования. Но некоторые сельские и личные хозяйства не имеют залоговой базы для обеспечения кредита и находятся в большой удаленности от областных и районных центров.

Следовательно, необходимым условием роста стабильности в отрасли сельского хозяйства является государственная поддержка, например, посредством предоставления субсидий для возмещения доли затрат сельхозпроизводителей по уплате кредитов и страховых взносов по договорам страхования рисков утраты (гибели) или частичной гибели сельскохозяйственной продукции.
Список литературы

  1. Бычкова Светлана Михайловна, Д. Г. Бадмаева «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве»: ЭКСМО, Москва, 2008 ISBN 978-5-699-26797-2

  2. Сайт Министерства сельского хозяйства РФ http://www.mcx.ru/

© Абдуллина Л.Р., 2010

УДК 339


Ф.Ф. Айдарбаков

Глава Администрации городского округа, г. Сибай

Р.А. Бикбов

Глава Администрации муниципального района, Хайбуллинский район
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
В современных условиях успех реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития муниципальных территорий во многом определяется желанием и способностью территориальных органов власти создавать условия для стимулирования предпринимательской инициативы, усиления инвестиционной активности, повышения уровня и качества жизни местного населения.

Результаты социально-экономических преобразований привели к усилению дифференциации территорий, выявив тем самым, необходимость поиска и формирования новых, адаптированных к специфике района (города), инструментов экономического роста. В частности, таковыми является совокупность методов и приемов территориального маркетинга, направленного на создание условий для эффективного решения проблем потребителей, бизнесменов, инвесторов, местного населения, для полноценного и рационального использования имеющихся на территории ресурсов и активизации деятельности местной власти по формированию адекватной рыночной экономике системы управления социально-экономическими процессами на местах

Несмотря на несомненную актуальность и стратегическую значимость данного направления развития местной экономики до сих пор нет единого методологического подхода к формированию имиджа территории, ее продвижению и эффективному позиционированию в современной многополярной и разнонаправленной экономической среде, нацеленной на всемерное удовлетворение интересов различных социальных, промышленных и финансовых групп. Одной из причин сложившейся ситуации является значительный разрыв между теорией территориального маркетинга и практическими результатами использования его инструментов.

С точки зрения экономической природы территориальный маркетинг мало отличается от классического маркетинга, с присущим ему понятийным аппаратом и методологией проведения исследований. Однако, особенности продукта, совокупного потребителя, применяемого инструментария выделяют территориальный маркетинг как особый экономический процесс со специфическими, присущими только ему чертами.

Первоначально под маркетингом понималась продажа товаров, для которых имелся достаточный рынок сбыта, основной функцией которого было распределение. По мере насыщения и усложнения рынка менялось понимание маркетинга, который в настоящее время можно определить, во-первых, как принцип поведения предприятия, заключающийся в последовательном направлении всех касающихся рынка решений на требования и нужды потребителей и покупателей (маркетинг как принцип управления предприятием); во-вторых, маркетинг означает усилия по получению преимуществ у потребителей по сравнению с конкурентами с помощью комплекса специальных рыночных мероприятий (маркетинг как средство); в-третьих, маркетинг можно описать как систематический, опирающийся на современный инструментарий поиск решений (маркетинг как метод). Маркетинг сегодня – это целостная концептуально сформированная непрерывно взаимодействующая система отношений предпринимателя и потребителя, направленная на выявление и удовлетворение нужд и желаний потребителя с учетом все возрастающей сложности и насыщенности внешней среды.

Характерными особенностями и принципиально важными составляющими территориального маркетинга являются: осознание и продвижение территории как места осуществления различных проектов в контексте потребностей мировой, национальной и локальной экономики, текущей ситуации и реальных возможностей территории; эффективное решение проблем потребителя, бизнеса и потенциального инвестора, действующих на данной территории; нацеленность на долгосрочное устойчивое территориальное развитие; активное воздействие на формирование потребностей субъектов инвестиционного рынка. Важная особенность маркетинга территорий заключается в том, что, в отличие от классического коммерческого маркетинга, маркетинг территорий должен исходить из интересов граждан данной территории.

Необходимость выделения и внедрения пространственного маркетинга была обусловлена событиями второй половины 80-х гг. XX в. Экономический кризис, спад производства, повышение роли профсоюзов стали основными причинами развития маркетингового подхода на муниципальном уровне, сочетающем плановое регулирование и рыночные механизмы. Эти тенденции усилились благодаря развитию технологий, средств коммуникаций, тотальной информатизации общества, возрастанию роли экологических стандартов жизни, усилению мобильности людей и капитала. Все это привело к возникновению конкуренции между регионами за размещение производительных сил на своей территории.

В сложившейся ситуации наибольшие шансы получения ресурсов для развития города, территории «лежат» в плоскости мирового рынка и, чтобы получить эти ресурсы, территория должна преподнести (продвинуть, продать) себя, как удобное и выгодное место для реализации перспективных инвестиционных проектов. В этом и заключается основная идея территориального маркетинга.

Маркетинг территорий можно определить как деятельность, предпринимаемую с целью создания, поддержания или изменения отношений и (или) поведения субъектов рынка, социальных отношений по поводу конкретных территорий, сосредоточенных там природных, материально-технических, финансовых, трудовых и социальных ресурсов, а также возможности их реализации и воспроизводства.

В настоящее время наиболее актуальными и принципиально важными являются, на наш взгляд, следующие направления межтерриториальной конкуренции:



  • сохранение и привлечение трудоспособного населения, доведение уровня его профессиональной подготовки до соответствия мировым стандартам качества персонала;

  • размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих наукоемкие современные кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;

  • привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, в жилье и социальный комплекс;

  • осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;

  • привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино- теле- и радиостудий и т.д.;

  • привлечение туристических потоков всех типов;

  • проведение крупных культурных, политических, научных, спортивных и других событий и мероприятий, на которые приезжает много людей, которые усиливают позитивный имидж города или района;

  • приращение местного культурного и исторического потенциала, который повышает привлекательность территории;

Конкурентные преимущества муниципальной территории определяются ее геополитическим положением, человеческим капиталом, природными ресурсами, уровнем развития социальной и производственной инфраструктуры. Конкурентные недостатки территории определяются совокупностью факторов и условий, снижающих конкурентоспособность субъектов, хозяйствующих на данной территории, и создающих барьеры и препятствия для тех, кто инвестирует свои средства в проекты, осуществляемые в границах муниципального образования, а также снижающих привлекательность территории для проживания, работы и отдыха. В частности, это – преимущественно сырьевая структура экономики, моноструктурная экономика; некоторая удаленность от центра в силу географического положения (как следствие, повышенные расходы на транспортировку); тяжелая экологическая ситуация (например, высокая вероятность техногенных аварий в связи с перенасыщенностью экологически опасными производствами); низкий уровень менеджмента, культуры (общей, организационной и управленческой), трудовой дисциплины, человеческого капитала; негативная криминальная обстановка.

Наряду с потребителями, важное значение при формировании стратегии муниципального развития имеет продукт территориального маркетинга, идентификация которого основана на точном знании характеристик производимого товара и оказываемых услуг, анализе собственных сильных и слабых сторон, исследовании возможностей и угроз со стороны конкурентов. Для получения всей необходимой информации используют следующие процедуры: сбор и анализ объективных данных о местной экономике, демографии, собственности, местном рынке, инфраструктуре, обучении, стиле жизни и др.; SWOT-анализ; бенчмаркинг.

Бенчмаркинг – процесс сравнения характеристик и свойств продуктов между муниципалитетами для понимания и идентификации реальных возможностей продвижения и улучшения территории. Сравнения могут проводится в различных разрезах и плоскостях, в том числе по таким аспектам, как наличие и цена рабочей силы, уровень поддержки развития бизнеса, наличие земли и собственности, их качество и цена, легкая и тяжелая инфраструктура, база поставщиков, возможности обучения, налоговый режим, отношение местных властей, управленческие технологии, уникальные достопримечательности и объекты развлечения.

Современный инструментарий территориального маркетинга представляет собой набор возможных средств, применяемых для достижения целей устойчивого социально-экономического развития региона.

К инструментам территориального маркетинга можно отнести:


  • информационно-рекламные инструменты (необходимая информация о собственных возможностях и предложениях; путеводители, буклеты и т.д.; публикации в СМИ; прямая почта; интернет-ресурсы; специальные рассылки);

  • лоббирование, или оказание воздействий на официальных лиц, представляющих властные структуры, бизнес для продвижения своих интересов;

  • спонсорство (специальные акции по привлечению внимания и формированию хорошего имиджа территории: поддержка спорта, культуры и искусства, проведение фестивалей, праздников и т.д.);

  • визиты, встречи, презентации; конференции и семинары; выставки ярмарки, международное сотрудничество; специальные проекты;

  • обслуживание потенциальных инвесторов по принципу единого окна, использование высокопрофессионального персонала;

  • курирование, сопровождение и поддержка стратегических инвесторов. К инновационным инструментам маркетинга относят брендинг, интернет-маркетинг, сетевое планирование, концептуальное моделирование развития территорий, АВС-анализ ресурсных возможностей региона.

Одним из стратегически перспективных инструментов привлечения инвесторов и предпринимателей является маркетинг имиджа, основанный на создании и распространении позитивной картины территории. По сравнению с другими направлениями территориального маркетинга эта стратегия считается недорогой, хотя и требующей дополнительных затрат, зависящих от уже сложившегося имиджа, целей его развития или необходимости корректировки. Имидж территории – это взаимосвязанная совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов и оказывающих влияние на формирование определенного образа. Эти представления, основанные на восприятии конкурентных преимуществ или недостатков территории обусловливаются особенностями отраслевой специализации региона, наличием экспортного потенциала, территориальной удаленностью, транспортной освоенностью, состоянием интеллектуального, кадрового, инновационного потенциала, степенью инвестиционной активности, уровнем и качеством развития социальной сферы. Очевидно, что конкурентные преимущества способствуют усилению конкурентоспособности территория, а конкурентные недостатки осложняют процесс ее включения в рыночное пространство.

Инвестиционная привлекательность как составляющая имиджа территории в значительной степени имеет субъективный характер. Это обусловлено, во-первых, оценкой территории отечественными и иностранными инвесторами, политиками, предпринимателями на основе собственных наблюдений и опыта. Эмоциональное восприятие конкурентных преимуществ и недостатков субъектами рыночных отношений может существенно изменить формирующийся образ территории. Так, политическая стабильность в регионе повышает его привлекательность с точки зрения надежности долгосрочных вложений. Напротив, преимущественная ориентация на военно-промышленный комплекс затрудняет экономический рост, который, как правило, начинается с развития легкой и перерабатывающей промышленности, в результате чего многие товары приходится завозить из других регионов. Во-вторых, имидж территории в значительной степени зависит от действий региональных и местных органов власти (положительное восприятие региона во многом зависит от коммуникативных способностей главы администрации, руководителей основных отделов, подразделений, министерств и ведомств). В некоторых случаях используется так называемый «иконный» маркетинг, когда лицом или брендом территории становится известный человек, обладающий способностями в какой-либо сфере (не обязательно политической). В-третьих, образ территории можно усилить через средства массовой информации. Так, обилие негативной информации о политической и социально-экономической обстановке при недостаточном количестве положительных сообщений в канун выборов президента Республики Башкортостан способствовало некоторому снижению интереса и доверия к региону. Учитывая, что имидж территории является важнейшим условием, характеризующим внешнюю среду развития территории, влияние негативной информации сказывается не только на функционировании бизнеса, снижении инвестиционной привлекательности, привлечении туристов, но и в целом на положении в стране.

Эмпирические исследования показывают, что основными направлениями маркетинговой политики в сфере улучшения имиджа территории является оптимальная реализация трех основных ее функций: как места жительства, как места отдыха и как места хозяйствования; улучшение менеджмента и инфраструктуры территории; повышение конкурентоспособности предприятий, расположенных на данной территории. При этом традиционно маркетинг имиджа концентрирует усилия на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде ранее созданных преимуществ территории. Поскольку потребителями территории могут быть как иностранные инвесторы, так и собственное население, необходимо выделять две основные группы объектов маркетинговой деятельности территориальных органов власти. Основными целями работы с «внутренними потребителями» являются повышение доверия к власти, вовлечение населения в процессы управления территорией, получение объективной информации о состоянии и развитии экономики и общества. Для группы внешних объектов целями маркетинга имиджа следует считать демонстрацию открытости территории для контактов и изучения, возможности проверки значимости имеющихся конкурентных преимуществ.

Вышеперечисленные цели должны носить комплексный и системный характер. В качестве инструментов их реализации особое значение имеют продолжительные коммуникационные мероприятия, поскольку создание имиджа процесс сложный и трудоемкий. Причем, особую сложность составляет не столько создание имиджа, сколько его измерение и поддержание на достигнутом уровне. Поэтому с учетом объективной и субъективной составляющих имиджа его улучшение требует решения ряда задач. Среди них: разработка стратегического плана развития на долгосрочную перспективу; подготовка специалистов, владеющих соответствующими знаниями и навыками работы; создание механизмов преемственности в деятельности региональных и муниципальных органов власти; реализация специальных программ по работе средств массовой информации с целевой аудиторией с использованием корректных PR-технологий.

При формировании благоприятного и привлекательного имиджа территории предпочтение необходимо отдавать тем фактам и событиям, которые могут представлять наибольший интерес для потенциальных партнеров и инвесторов, как например: динамичность социально-экономической среды, качество рабочей силы; передовые информационные технологии, проработанная нормативно-правовая база поддержки инвестиционной деятельности. С этой точки зрения важным шагом в формировании положительного образа территории является его продвижение и позиционирование как успешного партнера для бизнеса и реализации национальных социальных программ. Это может быть участие в различных форумах, конференциях и выставках, проведение аналогичных мероприятий на своей территории, сотрудничество с другими территориями и землями в России и за рубежом. Создаваемый с помощью информационного маркетинга имидж территории следует рассматривать как хорошо зарекомендовавший себя товар: он должен быть мгновенно узнаваемым и вызывать у потенциального покупателя чувство доверия, надежности и успешности.

Использование адекватных ситуации инструментов территориального маркетинга должно сыграть особую роль в позиционировании территории, определении стратегии деятельности органов местной власти и населения для развития ее преимуществ и уменьшения конкурентных недостатков. Создание образа территории – это долгосрочная работа, способствующая развитию экономики, созданию благоприятного фона для повышения качества жизни населения, улучшению психологического микроклимата, снижению социальной напряженности.

Таким образом, территориальный маркетинг это постоянная профессиональная деятельность, ориентированная на конкретные источники экономического развития, прежде всего на бизнес-сообщество. Использование территориального маркетинга означает превращение субъектов территориальных органов власти в особого рода партнера для частных предпринимателей, способного не только учитывать индивидуальность своего региона при принятии решений по комплексному социально-экономическому развитию территории, но и осуществлять взаимодействие между органами власти и производителями, потребителями, инвесторами, местным населением, туристами и др.

УДК 332


Ш.Ф.Айдарбеков

И.А.Ситнова

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, г. Сибай
НАЛОГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ
С целью выявления проблем, связанных с налогообложением малого предпринимательства, изучения основных причин уклонения от уплаты налогов, влияния различных факторов на поведение налогоплательщиков и разработки комплекса рекомендаций по совершенствованию существующей системы налогообложения, было проведено экономико-социологическое исследование поведения предпринимателей Республики Башкортостан.

Выбор в качестве объекта исследования представителей малого предпринимательства объясняется следующими обстоятельствами:



  1. Малое предпринимательство играет важную роль в развитии регионов, способствуя эффективному взаимодействию региональных органов власти, местного самоуправления и делового сообщества, созданию оптимальных условий ведения бизнеса во всех сферах деятельности, усилению предпринимательской активности предприятий, фирм, населения.

  2. Именно в сфере малого предпринимательства наблюдается наиболее массовое уклонение от налогов, обусловленное несовершенством существующей системы налогообложения, сложностью учета деятельности небольших и зачастую плохо организованных предпринимателей, гибкостью и изобретательностью предпринимателей в плане ухода от налогов и т.д.

  3. Малые предприятия в силу незначительных размеров, объемов оборота и прочих показателей экономической деятельности наилучшим образом подходят для исследования причин и масштабов налоговых правонарушений, разработки и апробирования мероприятий по совершенствованию системы налогообложения, которые в дальнейшем могут быть использованы на более крупных формах организации бизнеса.

По данным Башкортостанстата в настоящее время в Республике Башкортостан зарегистрированы более 115 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе 24,6 тыс. малых предприятий (с учетом микропредприятий), 86,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, 4,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях республики составляет около 230 тыс. человек. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий составил 5,7 млрд. руб., или 4,8% республиканского объема инвестиций в основной капитал. Общий объем выданных малому бизнесу кредитов за 2008 г. превысил 100 млрд. руб. Доля среднесписочной численности субъектов малого предпринимательства в общей численности экономически активного населения республики превышает 35%. Наибольшее развитие получили малые предприятия оптовой и розничной торговли (30%), строительной (16,7%) и обрабатывающей отраслей (12,3%).

Несмотря на позитивные тенденции в развитии малого предпринимательства в республике еще имеется ряд проблем, тормозящих данный процесс. Среди них – отсутствие помещений, бюрократические барьеры, высокая арендная плата, несовершенство законов, недостаток квалифицированных кадров, коррупция, злоупотребления проверяющих органов, устаревшие техника и технология. На протяжении всего периода становления и развития малого предпринимательства не снижается острота и проблемы несовершенства системы налогообложения.

В результате исследования было установлено, что нарушения налоговой дисциплины предпринимателями имеют значительные масштабы, как по объемам скрываемого дохода, так и по частоте совершаемых правонарушений. Так, полностью или большая часть налогооблагаемой базы (получаемый доход, производственные и торговые площади, заработная плата персонала) учтена налоговыми органами у 32% респондентов, у 26% респондентов учтена лишь половина, у 42% – меньше половины налогооблагаемых объектов (рис. 1).

Рис.1. Процент учтенных единиц налогообложения


Налоговым учетом не охвачена значительная часть объектов налогообложения, подлежащая обязательному учету (доходы, имущество, производственные и торговые площади и т.д.), заработная плата физических лиц (наемных работников и собственно предпринимателей). Но даже начисленные налоговые суммы предприниматели стараются возместить не за счет дохода от собственной предпринимательской деятельности, а из иных источников или путем предоставления неверной информации в налоговые органы.

Рис.2.Предложения предпринимателей по совершенствованию системы налогообложения


При этом лишь 41% предпринимателей считают существующую систему налогообложения справедливой и правильной. Большая часть респондентов (59%) к ней относится негативно, считая ее недоработанной и не учитывающей специфики ведения бизнеса в малых городах и сельской местности (мнение респондентов относительно некоторых направлений повышения эффективности существующей системы налогообложения приведено на рис 2.).

При анализе причин уклонения от налогов на первое место 42% респондентов поставили высокий процент налогообложения, 18% – собственное нестабильное финансовое положение, 14% – слишком большую налогооблагаемую базу, 13% – неэффективную систему налогообложения, 8% – невозможность заплатить налоги в определенный срок в силу специфики сферы деятельности и организации, 3% – существование неэффективной системы контроля налогообложения, что позволяет не выплачивать налоги, 2% – несправедливые действия контролирующих органов по отношению к предприятиям-неплательщикам (рис. 3).

Сложившаяся ситуация характерна для многих регионов, поскольку обе стороны фискальных отношений имеют небольшую по продолжительности историю взаимодействия. Налоговый кодекс в настоящей редакции введен в 2002 году, малое предпринимательство как экономическое явление российской экономики существует около лишь около 30 лет. Поэтому механизм их взаимодействия в налоговой сфере нуждается в значительной доработке и совершенствовании.

Рис. 3. Причины уклонения от уплаты налогов


Особый интерес в ходе проведения исследования представлял анализ поведения предпринимателей в части выполнения ими налоговых обязательств и соблюдения налоговой дисциплины с учетом влияния различных факторов, в том числе институциональных (вид населенного пункта, возраст и образование респондентов, организационно-правовая форма, используемая система налогообложения и сфера предпринимательской деятельности).

Как показали результаты исследования, значительное влияние на поведение налогоплательщиков оказывают такие факторы как образование, система налогообложения и организационно-правовая форма. При этом наблюдается существенная взаимная корреляция этих факторов на налоговое поведение предпринимателей. В меньшей степени оказывает влияние сфера предпринимательской деятельности, возраст и вид населенного пункта. Однако и здесь наблюдаются различия в поведении налогоплательщиков в зависимости от факторов и условий ведения бизнеса. Во многих случаях налогоплательщики ведут себя по-разному в одних и тех же ситуациях, руководствуясь собственными предпочтениям и личностными убеждениями, оказываясь под влиянием больших групп или распределительных коалиций, в силу ограниченности собственного мировоззрения или недостатка информации, т.е. под влиянием различных институциональных факторов.

© Айдарбеков Ш.Ф., Ситнова И.А., 2010

УДК 332.146:330.322



И.В. Арсентьева

Самарский государственный технический университет, г. Самара
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК АСПЕКТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Приоритетной задачей в устойчивом развитии как экономики России в целом, так и в разрезе регионов в настоящее время является привлечение и эффективное вложение инвестиций в социально-экономический потенциал страны.

Системообразующей характеристикой инвестиционного процесса является инвестиционный потенциал. Под инвестиционным потенциалом следует понимать неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов (сбережений), которые могут быть превращены при определенных условиях в инвестиции, приведены в действие для достижения целей экономических субъектов. В отдельных работах термин «инвестиционный потенциал» употребляется по существу только как синоним понятия «инвестиционные ресурсы» [1, 33], [2, 17].

Категория «инвестиционный потенциал» может отражать степень возможности вложения сбережений в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов[3].

Автор предлагает дополнить данное определение и считать инвестиционным потенциалом возможности национальной экономики к развитию и совершенствованию производственной и непроизводственной сферы за счет всех источников сбережений в условиях их ограничений и эффективности использования разными собственниками, при возможности выбора наилучшего варианта в целях достижения более полного удовлетворения благосостояния населения. В данном определении вполне соблюдается научный метод двойственности всех социально-экономических процессов, когда они рассматриваются с точки зрения материально-вещественного содержания и соответствующей собственнической формы.

По мнению автора, инвестиционный потенциал имеет следующие характерные особенности (специфические черты):

- инвестиционный потенциал региона является следствием продуманной и грамотной инвестиционной политики органов власти и управления;

- инвестиционный потенциал каждого региона в силу своих особенностей имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным (именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой);

- инвестиционный потенциал региона зависит от наличия различных видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются они или нет;

- величина инвестиционного потенциала предопределяет конкурентоспособность региона. Очевидно, чем больше эта величина, тем у данного региона благоприятнее предпосылки для успешной деятельности и более устойчивы позиции;

- максимизация величины инвестиционного потенциала достигается через оптимальное использование всех имеющихся в рамках территории ресурсов;

- инвестиционный потенциал – материальная основа обеспечения динамики социально-экономического развития региона (страны). Закономерным результатом использования инвестиционного потенциала является, прежде всего, создание качественно новых основных производственных фондов как перспективных инновационно-технологических систем, дающих высокую отдачу, в том числе социальную;

- реализация инвестиционного потенциала осуществляется не только в процессе создания капитала (в форме основных производственных фондов), но и при образовании специальных ресурсов (например, «человеческого капитала», информатизации);

- при привлечении в регион дополнительных инвестиций (как внутренних, так и внешних), инвестиционный потенциал должен соответствовать балансу интересов, быть стабильным в течение длительного времени и одновременно достаточно гибким (то есть учитывать перемены в соотношении различных видов ресурсов);

- инвестиционный потенциал не должен нарушать комплексные свойства экономической устойчивости и экономической безопасности хозяйственных систем (то есть здесь речь идет о необходимости оптимизации существующей структуры инвестиционного потенциала).

Максимально эффективное вовлечение инвестиционного потенциала в функционирование экономики возможно только при реализации оптимальной инвестиционной политики, стратегическим направлением которой может быть создание благоприятного инвестиционного климата, способного выдержать конкурентную борьбу на межрегиональном, межотраслевом или мировом рынках.

Инвестиционный потенциал формируется на основе интеграции взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (компонентов) и может изменять (количественно и качественно) свои характеристики, в соответствии с воздействием определенного набора факторов. Для установления соотношения, взаимосвязи, взаимозависимости элементов (компонентов), формирующих инвестиционный потенциал, и, факторов, влияющих на изменение инвестиционного потенциала, для всесторонней его характеристики необходимо провести его классификацию.

В зависимости от состава факторов (показателей), формирующих совокупный инвестиционный потенциал, предлагается следующий их минимальный набор, сведенный в систему:


  • факторы экономического развития — объемы и темпы роста производства, структура производственных затрат (материальных, на оплату труда и т.п.), рентабельность, налоговая нагрузка, сальдо платежного баланса; инвестиционная активность;

  • социальные факторы — уровень развития непроизводственной сферы и динамика источников ее содержания, занятость и оценка уровня безработицы, динамика номинальных и реальных доходов населения и структуры его расходов, показатели социальной поддержки населения [4, 190].

Факторы социально-экономического развития — наиболее важные показатели жизнеобеспечения населения, на которые необходимо выйти за тот или иной промежуток времени. По сути, они выступают как плановые ориентиры, и могут быть использованы как в качестве системообразующих факторов инвестиционного потенциала, так и в качестве инструментов управления региональным хозяйством.

В зависимости от масштаба действия можно выделить две группы факторов и условий, определяющих инвестиционный потенциал на уровне территории:

- общенациональные, включающие конкретно реализуемую экономическую модель реформирования страны, институциональные и общественно-политические факторы и условия общенационального масштаба, развитую законодательную базу, конкурентоспособность государства на международном рынке капиталов и др.;

- региональные, включающие социальные, экономические, налоговые, общественно-политические, экологические, этнокультурные, правовые факторы, действующие в границах территориальных образований различного уровня: крупных экономических районов, субъектов федерации, низовых административно-территориальных образований.

Одной из основных тенденций развития современной экономики является непрерывный процесс «встраивания» отдельных регионов в мировую экономическую систему — без этого развитие национальной экономики существенно затрудняется. Сейчас такая задача стоит перед всеми российскими регионами, и каждый регион решает ее в зависимости от своего потенциала. При этом большую роль играют внешние факторы — место страны в мировой экономике, государственная региональная политика и налоговая система, экономическая и политическая стабильность. Вторая группа конкурентных факторов, предопределяющих успешность выхода региона на мировой рынок, относится к внутренним — это уровень экономического развития региона, комплекс его ресурсов, экономико-географическое положение, состояние инфраструктуры, информационная прозрачность, конкурентоспособность экспортной продукции, а также многие другие составляющие. И если решение внешних проблем практически полностью зависит от государства, то некоторые внутренние факторы во многом зависят от самого региона, от его руководства и проводимой им политики. Поэтому имеет место классификация факторов по такому признаку, как субъект формирования.

Инвестиционная привлекательность — понятие достаточно субъективное. Поэтому необходимо понять факторы, делающие страну или регион привлекательными для инвесторов. Базовые условия ведения инвестиционной деятельности в регионе - социально-политические факторы, законодательно-нормативные, организационно-экономические, состояние судебной системы — интересуют всех инвесторов независимо от инвестиционных приоритетов. Однако существуют дифференцирующие составляющие инвестиционной привлекательности, важность которых не одинакова для различных категорий инвесторов.

Так, основные причины недостаточности иностранных инвестиций (или несоответствия российским потребностям) и замедления их темпа роста лежат не столько в региональных условиях, сколько во внешних факторах. Недостаточно стабильная налоговая система и отсутствие твердых гарантий прав собственности приводят к тому, что учитывающие все риски инвесторы просто опасаются вкладывать капитал в российские предприятия. С этими проблемами вряд ли реально справиться на уровне региона — имеет смысл развивать собственные преимущества.

Группировка по характеру воздействия и устойчивости позволяет выделить объективные и субъективные факторы инвестиционного (сберегательного) потенциала.



  • Объективные факторы определяют место региона в общей системе территориальной организации страны, тип освоения и уровень развития региона, его экономико-географическое положение, природные условия и природные ресурсы, население и расселение, структуру, уровень развития и особенности хозяйства региона — производственной (промышленность, сельское хозяйство, строительство), непроизводственной и инфраструктурной сферы. Объективные факторы заданы географией и историей, возможности воздействия на них ограничены, устойчивость этих факторов достаточно велика.

  • Субъективные факторы представляют собой целенаправленную деятельность различных структур, в основном государственных и муниципальных органов власти и управления, оказывающих влияние на развитие региона. Эта деятельность обусловлена складывающейся в регионе институциональной средой, особенностями ее формальных и неформальных институтов. Поэтому, субъективные факторы менее устойчивы, но возможности воздействия на них не ограничены.

Результатом взаимодействия объективных факторов и условий и проводимой региональной политики (субъективных факторов) является складывающаяся в регионе ситуация. Именно она аккумулирует в себе действие различных факторов, определяет различия в уровнях развития регионов и их дальнейшие перспективы.

И хотя способы воздействия на объективные факторы весьма ограничены, они существенно влияют на возможности развития регионов. Полный учет этих факторов позволяет фиксировать начальное распределение регионов по их естественному потенциалу, но ограничен сложностью их формализации. Анализ субъективных факторов позволяет оценить перспективы развития региона, создать предпосылки для оживления производства и инвестиционной активности.

В соответствии со степенью подверженности элементов (факторов) совокупного инвестиционного потенциала изменениям (или по интенсивности таких изменений) совокупный инвестиционный потенциал предлагается разделить на: неизменяемые факторы и изменяемые факторы.

К неизменяемым факторам относятся:

• географическое положение территории (удобство расположения территории, возможность доступа к основным рынкам, транспортным путям и ресурсам);

• наличие природных ресурсов [5, 96].

Другими словами, это те факторы, с которыми приходится мириться.

Изменяемые же факторы поддаются изменениям, но различаются по срокам осуществления таких изменений. В связи с этим изменяемые факторы делятся на две группы:

• медленно изменяемые факторы, такие, как транспортная и техническая инфраструктура территории (наличие дорог, портов, аэропортов, газопроводов и нефтепроводов, линий электропередач, средств связи, очистных сооружений), социальная, политическая и экологическая ситуация, а также интеллектуальный потенциал территории (квалификация рабочей силы, наличие инновационных центров);

• быстро изменяемые факторы, среди которых местное законодательство (система нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории муниципального образования) и политика органов власти и управления в отношении инвесторов (например, создание системы развития и сопровождения бизнеса).

Таким образом, воздействуя на изменяемые факторы, можно изменить общий инвестиционный потенциал региона. Более того, неблагоприятные неизменяемые факторы вовсе не означают того, что регион не может стать инвестиционно-привлекательным. Инвестиционная привлекательность независима от значения неизменяемых факторов, в том случае, если изменяемые факторы улучшаются. Следовательно, в основе инвестиционной политики региона должны лежать методы воздействия на изменяемые факторы.

По характеру влияния на изменение инвестиционного потенциала, факторы могут быть как в высшей степени благоприятными, так и неблагоприятными.

Перелив капитала из сферы производства в сферу обращения и его концентрация в области финансирования спекулятивных операций — мощный фактор, дестабилизирующий инвестиционный процесс. Есть и другие факторы разрушения инвестиционного потенциала: политическая нестабильность, инфляция, систематические неплатежи, использование амортизационного фонда на цели потребления и т.д.

К положительно влияющим на улучшение рейтинга инвестиционного потенциала, относятся такие факторы, как оживление деловой активности в реальном секторе экономики на основе инновационного обновления имеющегося производственного потенциала, повышения конкурентоспособности выпускаемой предприятиями региона продукции, расширение налоговой базы, рост бюджетных доходов, полное выполнение бюджетных обязательств и т.д.

Итак, изучение рассмотренных классификационных признаков в экономической науке и хозяйственной практике позволит не только всесторонне рассмотреть сущность совокупного инвестиционного потенциала региона, но и решить проблему формирования и эффективного использования (воспроизводства) инвестиционного (сберегательного) потенциала в Российской Федерации в целом и в ее регионах, что в свою очередь, является важнейшим условием обеспечения ее экономического роста.
Список литературы


  1. Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 304 с.

  2. Шульга А.В. Совершенствование инвестиционных процессов в регионе. – М., ЦСЭИ,1997. – 167 с.

  3. Федеральный закон 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

  4. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной деятельностью: учебник/ Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова. – М.: КНОРУС, 2005. – 384с.

  5. Бард В.С., Бузулуков С.Н., Дрогобыцкий И.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики/ В.С. Бард, С.Н. Бузулуков, И.Н. Дрогобыцкий, С.Е. Щепетова. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320с.

© Арсентьева И.В., 2010

УДК 330


В.Я. Ахметов

Г.И. Бердникова

ГАНУ «Институт региональных исследований», г. Сибай
ЭФФЕКТИВНАЯ САМОЗАНЯТОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В пореформенный период существенно обострились многие социально-экономические проблемы сельских территорий и приобретают устойчивый характер негативные процессы, приводящие к системной деградации села. Речь идет о таких проблемах и процессах, как рост безработицы, депопуляция населения, разорение сельскохозяйственных предприятий, моноструктурность экономики, неразвитость малого и среднего предпринимательства. В 2007 г. уровень занятости сельских жителей в целом по России не превышал 57,2%, в Республике Башкортостан этот показатель составлял 64,7%. Подавляющая часть нетрудоустроенных сельских жителей, хотя не могут работу по месту жительства, официально не считаются безработными. Поэтому, официальный показатель общей сельской безработицы составляет 9-10% по стране. В Республике Башкортостан, например, этот показатель в 2007 г. был равен 8,3%.

В этих условиях одним из наиболее распространенных способов выживания селян стала самозанятость, т.е. их хозяйственная самодеятельность, направленная на самостоятельное обеспечение себя работой и источником дохода. К самозанятым в России относят предпринимателей, лиц, занятых индивидуально-трудовой деятельностью и ЛПХ, членов кооперативов. По статистическим данным 2007 г. около 50% сельского населения считаются самозанятыми.

Превышение спроса на рабочие места над их предложением на местах сопровождается расширением самозанятости населения. С этих позиций формирование и развитие эффективных институтов самозанятости в сельской местности можно рассматривать в роли своеобразного «встроенного стабилизатора» ее экономики. Эффективная самозанятость, на наш взгляд, является важным фактором устойчивого развития сельских регионов. Она включает в себя, в частности, развитие малого и среднего предпринимательства, формализацию неформального сектора занятости, возрождение и развитие традиционных промыслов и ремесел, исторически характерных и специфических для определенных территорий отраслей сельской экономики, формирование новых, перспективных и альтернативных секторов экономики. К последним, в частности, мы относим сельский туризм, придорожный сервис, рыбоводство, оказание разнообразных услуг населению.

Комплексно-целевые программы развития и поддержки самозанятости сельского населения в регионах России в настоящее время практически отсутствуют. Тенденция же роста безработицы в сельских регионах России вследствие мирового экономического кризиса и ожидаемых в связи с этим кардинальных структурных преобразований на фоне интенсификации процессов глобализации, вызывает реальные опасения за будущее российского села. В условиях отсутствия внятной, системной и целенаправленно реализуемой государственной политики в отношении занятости сельского населения трудно говорить о преодолении социально-экономической деградации сельских территорий, люмпенизации населения, оттока лучшей части селян в города, исчезновения традиций производства изделий народных промыслов и ремесел, навыков производства отдельных видов сельхозпродукции. Эффективная самозанятость является гарантом обеспечения достойного уровня жизни в сельской местности, сохранения здоровья населения, роста образовательного и профессионального уровня селян. В конечном итоге речь идет о сохранении и воспроизводстве человеческого потенциала сельских территорий вообще как основы не только продуктивной деятельности на них, но и сохранения народных традиций, национальной культуры, духовных ценностей, а также территориальной целостности страны. Данный аспект проблемы эффективной самозанятости сельского населения в науке разработан недостаточно.

Эффективная самозанятость предполагает всестороннее развитие человека, поиск и нахождение «точек роста» в экономике, новых или хорошо забытых традиционных отраслей сельской экономики, производство уникальных видов продукции и услуг, не имеющих аналогов в других регионах.

Самозанятость населения, хотя и занимает важное место в социально-экономическом развитии конкретных территорий, практически не учитывается в социально-экономическом управлении регионами, слабо отражается в статистике и не контролируется налоговыми и другими государственными органами, то есть она, в значительной мере, находится в «тени». Такое положение создает благодатную базу для долговременного сохранения в данной сфере архаичных и примитивных форм и методов хозяйствования, устаревших и малоэффективных производственных технологий. Поэтому возникает настоятельная необходимость в определении оптимальных путей и способов модернизации сельской экономики с тем, чтобы самозанятость не стала преградой на пути становления и развития социально-ориентированной рыночной экономики, и органично вписалась в него, приобретая все более рыночно-ориентированный характер, превращаясь в мощный фактор позитивных преобразований в экономике сельских регионов.

© Ахметов В.Я., Бердникова Г.И., 2010

УДК 332.2 (470.57)



А.Г. Атаева

Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, г. Уфа

А.Г. Япарова

Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа,
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В процессе становления системы местного самоуправления в Российской Федерации актуальной становится задача обеспечения устойчивого развития муниципальных образований (МО).

Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланда как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [Урсул; 1998]. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений. Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой.

Предлагая приниципы устойчивого развития и приняв «Повестку на XXI век», призванную обеспечить переход на устойчивое развитие во всемирном масштабе, ученые и политики планируют избежать острых кризисных явлений на пути дальнейшего цивилизационного развития. Можно выделить четыре рода причин возникновения кризисов [Данилов-Данильян; 2000]:


  • истощение внутренних ресурсов развития;

  • дисгармония между активными подсистемами, вызванная их несбалансированным развитием;

  • достижение внешних границ развития (причина этого рода существенна не для всех систем, а лишь для тех, развитие которых содержит элементы экспансии, хотя бы в каком-то аспекте являющиеся экстенсивными, так что в соответствующем направлении система расширяется);

  • внешнее воздействие на систему, активное, целенаправленное или случайное.

Первая, вторая и четвертая причины кризиса устойчивого развития характерны и для муниципального образования на современном этапе.

1 января 2009 года закончился переходный период реализации Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Федеральный закон закрепил новые принципы организации местного самоуправления в России. Однако этих принципов было недостаточно для обеспечения устойчивого развития МО в условиях проведенной реформы [Кириллова; 2006].

Устойчивое развитие предполагает не обязательно постоянный рост, он предусматривает как периоды возрастания, так и кризисные периоды спада. Как раз на подобном кризисном этапе и находятся муниципальные образования на современном этапе.

Устойчивость МО, как такового, определяется рядом экономических, социальных, экологических причин и финансовых факторов, как внешних, так и внутренних (рисунок 1). И чем меньше система зависит от внешних факторов, тем более она устойчива, это касается и МО.



Рис.1 Система составляющих устойчивого развития муниципального образования

Необходимым условием перехода к устойчивому развитию является организация взаимодействия ресурсных подсистем [Пчелинцев; 2001]. Одним из важнейших ресурсов для муниципального образования является земля. Соответственно обретает особое значение в системе местного самоуправления управление земельными ресурсами. Земельные ресурсы как стратегический объект государственной и частной собственности, купли-продажи, аренды, залога, наследования, как предпосылка и определяющее условие формирования экономических отношений заняли прочное место в науке о хозяйстве и хозяйствовании, в макроэкономике и микроэкономике. Управление земельными ресурсами стало неотъемлемой частью управления экономикой.

Основной предпосылкой управления земельными ресурсами на территории муниципального образования является то, что земля – это один из основных резервов общественного развития. Управление земельными ресурсами охватывает весь спектр общественных отношений – от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления.

Глобальной целью управления земельными ресурсами является обеспечение рационального и эффективного функционирования земельных ресурсов страны. Под рациональным использованием земли можно понимать наиболее эффективный (с точки зрения обеспечения потребностей государства и общества) способ ее использования с учетом конкретных природных, экономических, социальных и политических условий в соответствии с объективно существующими принципами взаимодействия общества и природы [Варламов; 2005].

Параллельно с муниципальной реформой в стране проходит земельная реформа, целью которой является ликвидация монополии государственной собственности на землю, введение многоукладной рыночной экономики, платного пользования землей и различных форм хозяйствования на земле. Земельным кодексом РФ заложены основы платного землепользования, мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля.

Особое в системе управления земельными отношениями занимает управления использованием земель сельскохозяйственного назначения, поскольку именно они носят воспроизводственный характер, а это обеспечивает переход от «экономики использования ресурсов» к экономике их системного воспроизводства.
Список литературы


  1. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. Т. 2. Управление земельными ресурсами. – М.: КолосС, 2005. – 528 с.

  2. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, 2000., 416 с.

  3. Кириллова О. С. Совершенствование бюджетных отношений в контексте реформы местного самоуправления. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2006. – №10.

  4. Пчелинцев О. С. Проблемы формирования системы устойчивого развития // Экономическая наука современной России, 2001. – №4.

  5. Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1998. – 500 с.

© Атаева А.Г., Япарова А.Г., 2010




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница