Бюллетень москва Май 2015



Скачать 277.97 Kb.
Дата09.08.2019
Размер277.97 Kb.
ТипБюллетень




Рабочая группа при Председателе Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации
по правовому анализу законодательных процедур
и принимаемых на Украине правовых актов


БЮЛЛЕТЕНЬ

Москва
Май 2015


Содержание

Введение


5

Закон Украины «О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке»

6


Закон Украины «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939 - 1945 годов»

13


Закон Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики»


13


Законопроекты, внесенные на рассмотрение Верховной Рады Украины

16


Постановления и заявления, принятые Верховной Радой Украины



18

В феврале 2015 года в Минске были подписаны исторические соглашения. И после этого международное сообщество, пожалуй, впервые столь четко и авторитетно высказалось в поддержку мирного выхода из тяжелейшего политического кризиса на Украине. Была принята соответствующая резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, причем принята единогласно.

Казалось бы, вектор выхода из кризиса определен, однако киевские власти пытаются повернуть его в обратную сторону. Верховная Рада приняла несколько нормативных актов, которые, по сути, являются отражением курса на срыв Минских договоренностей и прямой провокацией к силовому варианту.

Уже тысячи и тысячи людей заплатили жизнью за воинствующие амбиции Киева, но так называемая партия войны Украины не снижает своей активности, хотя в Декларации лидеров нормандской четверки ясно говорится о безальтернативности исключительно мирного урегулирования проблемы. Очевидно, что такое поведение киевских властей вредит еще и авторитету лидеров двух государств Европейского союза.

Предлагаю сегодня остановиться на ряде актов, принятых Верховной Радой Украины, - по вопросам особого статуса отдельных регионов Юго-Востока Украины, по вопросу особого порядка местного самоуправления, а также обратить внимание на постановление, принятое Верховной Радой, которое определило отдельные районы Юго-Востока Украины как временно оккупированные территории.


Из вступительного слова Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина 26 марта 2015 года на заседании рабочей группы по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых на Украине правовых актов

Введение
Анализ нормотворческой деятельности Верховной Рады Украины за период с 1 апреля по 7 мая 2015 года подтверждает сохранение тенденций нарушения Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года, нагнетания антироссийских настроений в украинском обществе и нарушения прав и свобод граждан Украины.

Примером создания условий для дестабилизации ситуации на Юго-Востоке Украины являются приглашение и законодательное закрепление присутствия ограниченного вооруженного контингента США.



Согласно Указу Президента Украины от 6 марта 2015 года «О Плане проведения многонациональных учений с участием подразделений Вооруженных Сил Украины на территории Украины и их участия в многонациональных учениях за пределами Украины на 2015 год и о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2015 году для участия в многонациональных учениях» (Указ одобрен Законом от 17 марта 2015 года № 255-VIII) принято решение допустить в 2015 году на территорию Украины для участия в многонациональных учениях в рамках военного сотрудничества подразделения вооруженных сил иностранных государств, в том числе Соединенных Штатов Америки (до 1000 военнослужащих с вооружением и военной техникой на срок до 240 суток) в марте - ноябре 2015 года в рамках украинско-американских учений «Фиарлес Гардиан - 2015».

По сообщениям средств массовой информации, в указанных учениях примут участие до 290 инструкторов вооруженных сил США. Допуск на территорию Украины до 1000 военнослужащих США с вооружением и военной техникой на срок до 240 суток (срок, превышающий проведение каких-либо военных учений) фактически означает введение на территорию Украины ограниченного вооруженного контингента США.

9 апреля 2015 года Верховной Радой Украины был принят ряд законов, реализация которых повлечет нарушение прав граждан Украины, для которых подвиг ветеранов Великой Отечественной войны священен, что приведет к разжиганию конфликта внутри украинского общества.

Закон Украины «О правовом статусе и чествовании

памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке»
Согласно нормам Закона Украины «О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке» от 9 апреля 2015 года борцами за независимость Украины в XX веке признаются лица, которые принимали участие во всех формах политической, вооруженной и иной коллективной и индивидуальной борьбы за независимость Украины в XX веке в составе следующих органов власти, организаций, структур и формирований1:

а) органов власти Украинской Народной Республики, включая Украинскую Центральную Раду, Генеральный секретариат Украинской Центральной Рады (Украинской Народной Республики), Совет народных министров Украинской Народной Республики, Правительство Украинской Народной Республики в изгнании (Государственный центр Украинской Народной Республики), генеральные секретарства, министерства, ресорти Украинской Народной Республики, в том числе в изгнании, дипломатические миссии Украинской Народной Республики за рубежом, местные органы власти Украинской Народной Республики, Всеукраинский национальный конгресс, Всеукраинский центральный повстанческий комитет (Центральный украинский повстанческий комитет, ВУЦПК, Цупком), Трудовой конгресс Украины (Конгресс трудового народа Украины, Всеукраинский трудовой конгресс), Директорию Украинской Народной Республики, Государственную народную раду, Совет Республики и Украинской Народной Республики, Украинскую Национальную Раду, Президента Украинской Народной Республики в изгнании;

б) органов власти Украинского Государства (Гетманата), включая Совет министров Украинского Государства, Малый Совет министров Украинского Государства, министерства Украинского Государства, дипломатические представительства и миссии Украинского Государства за рубежом, местные органы власти Украинского Государства, Гетмана, Государственный сенат Украинского Государства, Генеральный суд Украинского государства;

в) органов власти Западноукраинской Народной Республики (Западной области Украинской Народной Республики), включая Украинскую Национальную Раду Западноукраинской Народной Республики, Государственный секретариат Западноукраинской Народной Республики (Западной области Украинской Народной Республики), секретариаты (министерства) Западноукраинской Народной Республики (Западной области Украинской Народной Республики), посольства, дипломатические представительства и миссии Западноукраинской Народной Республики (Западной области Украинской Народной Республики) за рубежом, местные органы власти Западноукраинской Народной Республики (Западной области Украинской Народной Республики), президента (диктатора) Западноукраинской Народной Республики (Западной области Украинской Народной Республики);

г) органов власти Восточно-лемковской (Команчанской, Команецкой) и Гуцульской Республик, включая управу, комендатуру милиции и Комиссариат уезда Саницкого в Вислоке Великом, Гуцульскую Народную Раду;

г1органов власти Карпатской Украины (Подкарпатской Руси), включая Сойм Карпатской Украины, правительство Карпатской Украины, министерства Карпатской Украины, местные органы власти Карпатской Украины, Президента Карпатской Украины;

д) военных или военизированных формирований и частей Украинской Народной Республики, Украинского Государства (Гетманата), Западноукраинской Народной Республики, Восточно-лемковской (Команчанской, Команецкой) и Гуцульской Республик, Карпатской Украины, включая Украинских Сечевых Стрельцов, Действенную армию Украинской Народной Республики, Галицкую армию (Украинскую Галицкую Армию), Повстанческую армию Украины, Организацию народной обороны «Карпатская Сечь»;

е) политических партий, других общественных организаций до образования и во время существования Украинской Народной Республики, Украинского Государства, Западноукраинской Народной Республики (Западной области Украинской Народной Республики), Карпатской Украины (Подкарпатской Руси), целью деятельности которых были получение (восстановление) или защита независимости Украины;

е1повстанческих, партизанских отрядов, которые действовали на территории Украины в 1917 - 1930 годах и целью деятельности которых были борьба за завоевание, защита или восстановление независимости Украины, включая отряды Холодноярской, Медвинской Республик, Волынскую повстанческую армию;

ж) Украинской военной организации (УВО);

з) Организации украинских националистов (ОУН);

и) Народно-освободительной революционной организации (НВРО);

и1Украинской повстанческой армии (УПА);

и2Украинской повстанческой армии атамана Тараса Боровца (Бульбы) «Полесская Сечь», Украинской народной революционной армии (УНРА);

и3Украинской Главной освободительной рады (УГВР), включая Зарубежное представительство Украинского Главного Освободительного Совета (ЗП УГВР);

к) Антибольшевистского блока народов (АБН);

л) Украинского Хельсинского союза (группы);

м) организации украинского освободительного движения второй половины ХХ века, включая группу «Наша смена», организацию «Пробоем», группу Василия Бучковского, группу «Объединенная партия освобождения Украины» (ОПВУ), организацию «Отряд юных повстанцев» (ЗЮП), группу Богдана Стефанюка, подпольную организацию «Объединение» (1956 - 1959 годы), Украинский национальный комитет, Украинский рабоче-крестьянский союз (Ходоровскую группу), Украинскую народную партию, Украинский рабоче-крестьянский союз (УРСС), Украинский национальный фронт, Украинский национально-освободительный фронт, Союз украинской молодежи Галичины, Стебниковскую группу, Росохацкую группу, Украинскую общенародную организацию (УЗНО, УНФ-2);

н) организаций, созданных лицами, которые подверглись политическим репрессиям за участие в борьбе за независимость Украины в ХХ веке в советских тюрьмах, лагерях или лагерных отделениях, для борьбы за свои гражданские или другие права;

о) Народного Руха Украины за перестройку (Народного Руха Украины) до 24 августа 1991 года;

п) других организаций, структур или формирований, которые существовали на протяжении XX века (до 24 августа 1991 года) и целью деятельности которых были получение (восстановление) или защита независимости Украины. Перечень таких организаций, структур и формирований утверждается Кабинетом Министров Украины.

Необходимо отметить, что из документов пятнадцати российских и зарубежных архивов, опубликованных в сборнике «Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы»2, прямо следует, что ряд указанных организаций сотрудничали с гитлеровской Германией.

Составители сборника особое внимание уделили документам по вопросам партнерства украинских националистов с нацистами, их участия в вооруженной борьбе с Красной Армией, в репрессиях против мирного населения. В сборнике представлена точка зрения на украинских националистов советской, германской и польской сторон.

Так, документы Абвера раскрывают, в частности, механизмы сотрудничества ОУН с фашистской Германией. Планы нацистов использовать в своих целях украинских националистов подтверждают также документы советской разведки. Чрезвычайно важными являются документы, принятые накануне нападения Германии на Советский Союз, авторами которых были сторонники С.Бандеры. Согласно им война считалась «подходящей ситуацией для вооруженного восстания против Москвы и создания Украинского государства». Среди документов сборника – откровенное заявление С.Бандеры о том, что ОУН «искренне во всех отношениях сотрудничала со всеми немецкими инстанциями» и «вступила в сражение вместе с Германией».
Закон «О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке» фактически содержит ряд деклараций, которые не нацелены на регулирование общественных правоотношений, а призваны закрепить на законодательном уровне воззрения правящего на Украине режима и установить ответственность за отрицание перечисленных в законе тезисов.

Так, статьей 2 данного Закона установлено, что «государство признает, что борцы за независимость Украины в ХХ веке, которые определены в статье 1 данного Закона, сыграли главную роль в восстановлении украинской государственности, которая провозглашена Актом 24 августа 1991 года, что является основной предпосылкой предоставления правового статуса и чествования памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке. Правовой основой предоставления правового статуса борцам за независимость Украины в ХХ веке являются международные акты и национальное законодательство Украины, согласно положениям которых государство считает правомерными формы и методы борьбы за независимость Украины в ХХ веке».

Анализ статьи 2 данного Закона свидетельствует, что Верховной Радой Украины признаны «правомерными формы и методы борьбы за независимость Украины в ХХ веке» указанных организаций и соответственно признаны правомерными убийства военнослужащих, мирных жителей, в том числе учителей, совершенные бойцами УНА и других военизированных организаций.

Статьями 3 и 4 данного Закона установлены социальные гарантии бойцам указанных военизированных формирований и признаны их награды, а статьей 6 данного Закона установлено, что граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые публично проявляют пренебрежительное отношение к лицам, указанным в статье 1 данного Закона, и препятствуют реализации прав борцов за независимость Украины в XX веке, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины. Публичное отрицание факта правомерности борьбы за независимость Украины в ХХ веке признается надругательством над памятью борцов за независимость Украины в XX веке, унижением достоинства украинского народа и является противоправным.

Данный Закон был принят Верховной Радой Украины, несмотря на отрицательное заключение Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины, в котором указывалось, что «законопроект не в полной мере отвечает требованиям, которые относятся к закону. …Предложенный законопроект состоит в основном из декларативных и публицистических положений, не наполненных конкретным нормативным содержанием, которые не устанавливают конкретных прав и обязанностей участников соответствующих общественных отношений, что не согласуется с природой закона как нормативно-правового акта. При таких условиях есть основания считать, что некоторые положения Закона не отвечают конституционному принципу верховенства права (в части обеспечения правовой определенности, ясности и недвусмысленности норм как составляющих этого принципа). Одновременно следует обратить внимание на то, что в законопроекте не определен механизм реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами его положений и не установлена ответственность за их невыполнение. …Учитывая вышеизложенное, есть основания считать, что проект не содержит достаточных и завершенных правовых механизмов реализации его положений, как того требует конституционный принцип правового государства и на недопущение чего неоднократно обращалось внимание Конституционным Судом Украины (решения от 22 сентября 2005 года № 5-рп/2005, от 30 сентября 2010 года № 20-рп/2010, от 22 декабря 2010 года № 23-рп/2010). …Существенным концептуальным недостатком законопроекта является отсутствие механизма и четких критериев отнесения лиц к категории участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке. Тем более что значительной части самих участников и даже их прямых потомков давно нет среди живых. Кроме того, законопроект не дает ответа на вопрос, какими документами и каким образом подтверждается участие вышеуказанных лиц в составе организаций или индивидуально в борьбе за независимость Украины».



Установление подобных норм, признание правомерным совершение бойцами военизированных формирований преступлений против мирного населения свидетельствуют о желании украинской власти переписать историю под угрозой наказания каждого, кто будет отрицать эту идеологию.

Вместе с тем нормы данного Закона вступают в противоречие с нормами международного права, в частности, статьями 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), согласно которым каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, что включает свободу менять свои убеждения и свободу исповедовать свои убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком; право на свободу убеждений и на свободное выражение их, что включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Эти незыблемые права нашли отражение также в статьях 18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, статьях 9 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября.1950 года.

Соблюдение данных международно-правовых обязательств является необходимым условием для обеспечения равных и неотъемлемых прав и основных свобод в демократическом государстве, гарантированных и охраняемых властью закона.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, особо подчеркивается, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества».

Видимо, Верховная Рада Украины игнорирует уроки истории, в частности уроки Великой Отечественной войны, и в своей деятельности пренебрегает провозглашенным в преамбуле Всеобщей декларации прав человека призывом к созданию «такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды», что «провозглашено как высокое стремление людей».
Закон Украины «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939 - 1945 годов»
Законом Украины «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939 - 1945 годов» от 9 апреля 2015 года также законодательно закреплен ряд провокационных, декларативных тезисов, среди которых можно отметить следующие: «осознавая, что Вторая мировая война 1939 - 1945 годов, которая началась в результате договоренностей национал-социалистического (нацистского) режима в Германии и коммунистического тоталитарного режима СССР, стала величайшей трагедией человечества в ХХ веке»; «учитывая, что во время Второй мировой войны 1939 - 1945 годов национал-социалистическим (нацистским) и коммунистическим тоталитарными режимами на территории Украины были совершены многочисленные преступления против человечества и человечности, военные преступления и преступления геноцида, в результате чего Украине и украинскому народу был нанесен огромный урон».

Названным актом Украина фактически приравнивает политическое движение, каким является коммунистическое движение, к осужденному мировым сообществом нацистскому режиму.

Вместе с тем согласно статье 11 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства.

У Верховной Рады Украины не имелось правовых оснований законодательно закреплять подобные положения, поскольку факт совершения преступлений, так же как и виновность лиц, может устанавливаться только судом.


Закон Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики»
Законом Украины от 9 апреля 2015 года "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики" установлен запрет пропаганды коммунистических идеологии и символики, а также законодательно закреплены положения, ограничивающие права граждан Украины на свободу политической деятельности и высказываний.

Так, статьей 1 указанного Закона установлено, что пропагандой коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов являются публичное отрицание, в частности через средства массовой информации, преступного характера тоталитарного коммунистического режима 1917 - 1991 годов на Украине, национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима, распространение информации, направленной на оправдание преступного характера коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, деятельности советских органов государственной безопасности, установления советской власти на территории Украины или в отдельных административно-территориальных единицах, выступлений против участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке, изготовление и (или) распространение, а также публичное использование продукции, содержащей символику коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов.

Кроме декларативных требований о запрете изготовления, распространения, а также публичного использования символики коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов (в том числе населенных пунктов, улиц), указанный Закон содержит ряд положений, направленных на ограничение права на свободу мысли, совести и убеждений.

В частности, статьей 3 указанного Закона предусмотрено, что в случае невыполнения юридическими лицами, политическими партиями, другими объединениями граждан, печатными средствами массовой информации требований этого Закона их деятельность (выпуск) подлежит прекращению в судебном порядке по иску центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам государственной регистрации юридических лиц, регистрации (легализации) объединений граждан, общественных союзов, других общественных формирований, или иного уполномоченного органа государственной власти.

Статьей 3 указанного Закона также предусмотрено, что политические партии, областные, городские, районные организации или другие структурные образования, предусмотренные уставом политической партии, в отношении которых центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам государственной регистрации юридических лиц, регистрации (легализации) объединений граждан, общественных союзов, других общественных формирований, принято в определенном Кабинетом Министров Украины порядке решение о несоответствии их деятельности, наименования и (или) символики требованиям указанного Закона, не могут быть субъектом избирательного процесса.

Указанным Законом внесены изменения в ряд законодательных актов Украины, в том числе в Уголовный кодекс Украины, который дополнен статьей, предусматривающей наказание до десяти лет с конфискацией имущества за изготовление, распространение, а также публичное использование символики коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, в том числе сувенирной, публичное исполнение гимнов СССР, УССР, других союзных советских республик или их фрагментов на всей территории Украины, кроме случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 4 указанного Закона.

Принятие данного акта Верховной Радой Украины свидетельствует о последовательно проводимой политике правящего режима Украины, направленной на пренебрежение и презрение к правам человека, о грубых нарушениях Всеобщей декларации прав человека.
Законопроекты, внесенные на

рассмотрение Верховной Рады Украины
7 апреля 2015 года на рассмотрение Верховной Рады Украины были внесены ряд законопроектов, действие которых вопреки заявленным в них целям приведет к дестабилизации ситуации на Украине и нарушению прав человека и основных свобод.

В повестку дня пленарного заседания Верховной Рады Украины 7 апреля 2015 года был включен проект закона Украины «О национализации имущества на Украине государства-агрессора и его резидентов», которым предусмотрены основания и порядок национализации имущества на Украине (принудительного изъятия объектов права собственности по мотивам общественной необходимости) государства-агрессора и его резидентов. Законопроект был отклонен.

20 апреля 2015 года был зарегистрирован проект закона Украины «О национализации имущества Российской Федерации и ее резидентов», нормы которого воспроизводят содержание норм отклоненного законопроекта.

27 января 2015 года Верховная Рада Украины одобрила постановление, которым утверждено обращение Верховной Рады Украины к Организации Объединенных Наций, Европейскому парламенту, Парламентской ассамблее Совета Европы, Парламентской ассамблее НАТО, Парламентской ассамблее ОБСЕ, Парламентской ассамблее ГУАМ, парламентам государств мира о признании Российской Федерации государством-агрессором.

При этом текст указанного обращения содержит ряд провокационных тезисов и домыслов, среди которых: «…Украина остается объектом военной агрессии со стороны Российской Федерации, которую она осуществляет, среди прочего, и через поддержку и обеспечение масштабных террористических атак»; «Россия и поддерживаемые ею террористы не желают выполнять Минские договоренности»; «причастность России к таким терактам, как сбивание гражданского пассажирского самолета рейса МН17, трагедиям в Волновахе, Донецке и Мариуполе». В тексте названного постановления Верховная Рада Украины безосновательно признает Российскую Федерацию государством-агрессором и обращается с провокационным призывом к международным партнерам Украины «не допустить безнаказанности виновных за преступления против человечности», по мнению Верховной Рады Украины, «совершенные с начала российской агрессии против Украины», неправомерно признать Российскую Федерацию государством-агрессором, «оказывать Украине необходимую военную помощь в целях усиления ее оборонных возможностей», гуманитарную помощь пострадавшему мирному населению и перемещенным лицам и «содействовать восстановлению критически важной инфраструктуры в Донбассе».

Учитывая позицию Верховной Рады Украины, выраженную в постановлении о признании Российской Федерации государством-агрессором, внесение 20 апреля 2015 года проекта закона Украины "О национализации имущества Российской Федерации и ее резидентов”, текст которого повторяет идеологию ранее отклоненного законопроекта и содержит нормы, использующие термин «государство-агрессор» в отношении Российской Федерации, носит выраженный антироссийский характер и направлено на создание конфликтной ситуации исключительно по популистским, надуманным основаниям.

Текст данного проекта закона Украины противоречит резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии" (принята 14 декабря 1974 года на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), которая является единственным международно-правовым актом, позволяющим квалифицировать как агрессию исключительно применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.



Российская Федерация не осуществляла и не осуществляет никаких действий, которые могли быть квалифицированы как агрессия.

К нарушениям прав и охраняемых законом интересов граждан, отрицающих декларативные, популистские тезисы украинских властей, приведет принятие закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Украины (об уголовной ответственности за публичное отрицание факта военной агрессии страной, которая признана Верховной Радой Украины страной-агрессором)», которым предусмотрено дополнить Уголовный кодекс Украины новой статьей «Публичное отрицание факта военной агрессии страной, которая признана Верховной Радой Украины страной-агрессором», в соответствии с которой публичное отрицание факта военной агрессии страной, которая признана Верховной Радой Украины страной-агрессором, является уголовно наказуемым деянием и влечет наказание до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества. Вопрос о признании деяния преступным при психическом принуждении, когда лицо имеет возможность руководить своими действиями, решается с учетом положений УК о крайней необходимости. В этом правовом контексте вызывает сомнение признание высокой степени общественной опасности такого деяния, как «публичное отрицание факта», влекущее наказание до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества.



Учитывая стремление Украины в Европейский Союз, несоблюдение нормы статьи 49 раздела VI Хартии Европейского Союза об основных правах (принята в городе Страсбурге 12 декабря 2007 года) о принципах законности и пропорциональности в отношении преступлений и наказаний, согласно которой «сила наказаний должна быть соразмерна преступлению», свидетельствует о нежелании Верховной Рады Украины обеспечивать принимаемыми ею нормативными правовыми актами верховенство права на территории Украины.

Нормы указанного законопроекта направлены на создание условий для уголовного преследования большинства жителей Юго-Востока Украины, где сосредоточена значительная часть русскоговорящего населения Украины, сохраняющего исторические традиции взаимоотношений с народами России.
Постановления и заявления, принятые

Верховной Радой Украины
Анализ законодательной деятельности Верховной Рады Украины свидетельствует о том, что на фоне экономического, социального, политического кризиса на Украине высший законодательный орган страны концентрирует основное внимание не на реализации Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года, а на принятии законодательных актов и постановлений, содержание которых носит очевидно провокационный характер и состоит из тезисов с неподтвержденной информацией и призывов, по сути являющихся декларативными, популистскими заявлениями, направленными на разжигание внутриукраинского конфликта, а самое главное, противоречащими принципам и нормам международного права.

21 апреля 2015 года Верховной Радой Украины принято постановление «О заявлении Верховной Рады Украины «Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации и преодолении ее последствий», которым одобрено соответствующее заявление, содержащее ряд декларативных, ничем не подтвержденных тезисов, оскорблений, домыслов и обвинений, недопустимых в межгосударственных отношениях в настоящее время.



В тексте заявления Верховной Рады Украины изложен отличный от исторического взгляд на хронологию и суть событий, согласно которому Российская Федерация обвиняется в агрессии против Украины, а референдум о вхождении Автономной Республики Крым в состав Российской Федерации от 16 марта 2014 года признается псевдореферендумом.

Текст содержит прямое, не подтвержденное фактами обвинение Российской Федерации в причастности к катастрофе, имевшей место 17 июля 2014 года вблизи города Торез Донецкой области. Утверждается, что с помощью российского зенитно-ракетного комплекса «Бук» был сбит пассажирский самолет Boeing 777 авиакомпании «Малайзийские авиалинии», который совершал перелет по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, в результате чего погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Вместе с тем, по данным средств массовой информации, международная комиссия, расследующая факты и причины этой катастрофы, еще далека от выводов и не опубликовала результаты расследования.

В тексте заявления утверждается о нападении на подразделения Вооруженных Сил Украины регулярных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также содержится обвинение Российской Федерации о несоблюдении достигнутых Минских договоренностей, по утверждению украинских законодателей, направленных «на прекращение вызванного российской агрессией вооруженного конфликта». Провокационно утверждается, вопреки Декларации Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германии от 12 февраля 2015 г., что Российская Федерация с большей или меньшей интенсивностью продолжает вооруженную агрессию против Украины.

Тот факт, что Российская Федерация неоднократно официально заявляла о непричастности Российской Федерации к вооруженной агрессии против Украины, предоставляя международному сообществу свои доказательства, которые, по мнению украинских законодателей, являются необоснованными и несостоятельными, полностью игнорируется украинской стороной. В заявлении Верховная Рада Украины безапелляционно обвиняет Российскую Федерацию в нарушении таких международных актов, как Устав ООН, Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный 1 августа 1975 года, и ряда других международно-правовых актов.

Особый цинизм заявлению Верховной Рады Украины придает обвинение Российской Федерации в смерти женщин и детей на территории Украины.

В заявлении ложно утверждается, что «жертвами вооруженной агрессии Российской Федерации стало мирное население, в частности женщины и дети» и, вследствие таких действий, по мнению Верховной Рады Украины, «были совершены многочисленные военные преступления и преступления против человечности».

При этом общеизвестным является факт применения украинскими вооруженными силами запрещенных средств и методов ведения боевых действий, в частности, артиллеристских систем, в том числе систем залпового огня, против гражданского населения Донецкой и Луганской областей. В средствах массовой информации неоднократно была опубликована информация, подтверждающая использование вооруженными силами Украины запрещенных фосфорных боеприпасов против мирных жителей Донецкой и Луганской областей. Эти действия являются серьезным нарушением международного гуманитарного права.

В тексте заявления Верховная Рада Украины, искажая реальные факты, преднамеренно обвиняет Российскую Федерацию в нарушении прав граждан Украины, таких, как право на жизнь, право на уважение чести и достоинства, право не быть подвергнутым пыткам, право не находиться в рабстве или подневольном состоянии, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд, право не быть наказанным без закона, право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли, совести и религии.

Таким заявлением Верховная Рада Украины пытается переложить на Российскую Федерацию ответственность за умышленные действия подразделений вооруженных сил Украины по причинению сильных страданий, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью, за незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванные военной необходимостью, умышленные нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях, умышленные нападения на гражданские объекты, которые не являются военными целями.

Верховная Рада Украины ссылается на статью 8 Римского статута Международного уголовного суда, в котором не участвуют ни Украина, ни Российская Федерация, относящую к юрисдикции Международного уголовного суда военные преступления, влекущие международную уголовную ответственность лиц, причастных к их совершению.

При этом Верховная Рада Украины не обращает внимания на совершаемые Украиной на собственной территории грубые и массовые нарушения прав человека, ответственность государства за которые закреплена в международных договорах в области прав человека и международном гуманитарном праве.

Такие противоправные действия вооруженных сил Украины превратили мирное гражданское население в сотни тысяч украинских беженцев, нашедших приют и помощь на территории Российской Федерации.

В заявлении приветствуется развертывание на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности, мандат которой предусматривает установление международного контроля на пунктах пропуска вдоль всей линии украинско-российской границы, якобы в целях содействия выведению с территории Украины формирований Вооруженных Сил Российской Федерации. Текст данного заявления выстроен на ложных обвинениях во вмешательстве России во внутренние дела Украины и содержит призывы к международному сообществу об усилении санкций в отношении Российской Федерации как государства-агрессора в целях ускорения предоставления Украине расширенной финансовой помощи и поставок оружия.

22 апреля 2015 года Верховной Радой Украины приняты ряд законодательных актов, в числе которых постановление Верховной Рады Украины "Об обращении Верховной Рады Украины к Президенту Российской Федерации о необходимости соблюдения Комплекса мероприятий по выполнению Минских соглашений и освобождения незаконно удерживаемого народного депутата Украины VIII созыва Надежды Савченко" и постановление Верховной Рады Украины "О введении персональных санкций против лиц, ответственных за незаконное заключение в Российской Федерации народного депутата Украины, члена Постоянной делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Надежды Савченко".



Анализ текста постановления Верховной Рады Украины, содержащего указанное выше обращение, свидетельствует, что его разработчики использовали термин "террористическая группировка" по отношению к отрядам самообороны жителей Донецкой и Луганской областей Украины, необоснованные предположения о "незаконном нахождении под стражей", формулировки "переправлена на территорию Российской Федерации" в отношении Н.Савченко и "неготовность отвода тяжелого вооружения под контролем ОБСЕ" в отношении отрядов самообороны жителей Донецкой и Луганской областей Украины. Текст постановления содержит обвинение о возможности влияния Президента Российской Федерации на какие-либо террористические организации, свидетельствующее о том, что авторы указанного постановления ставили перед собой цель спровоцировать развитие конфликта на межгосударственном уровне.

Эти же цели преследуются и упоминавшемся постановлением Верховной Рады Украины «О введении персональных санкций…».


***

Результаты законотворческой деятельности Верховной Рады Украины в течение периода, истекшего с момента принятия Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года, свидетельствуют о нарушении обязательств Украины по основополагающим международным договорам и международным обычаям в области прав человека, соблюдение которых может быть обеспечено только подлинно демократическим политическим строем. Исполнение Всеобщей декларация прав человека от 10 декабря 1948 года определено «…в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества… стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод…».

Нормативные правовые акты принимаются Верховной Радой Украины вопреки положениям Декларации Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германии от 12 февраля 2015 г., свидетельствующей о том, что европейские государства признают непричастность Российской Федерации к вооруженному конфликту на Юго-Востоке Украины и Российская Федерация не является агрессором, а совместно с Французской Республикой и Федеративной Республикой Германией способствует урегулированию кризиса на Украине.

Грубые и массовые нарушения прав человека в ходе вооруженного конфликта на Украине противоречат принципам международного гуманитарного права и не соответствуют декларируемым международным сообществом идеалам свободы, верховенства права, справедливости и всеобщего мира.





1


 Нумерация перечисленных организаций дана с использованием букв русского алфавита и максимально приближена к нумерации источника.

2


 Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В 2 т. Под ред. А.Н.Артизова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.

http://archives.ru/library-oun.shtml






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница