Дефектолог docx docx



Скачать 51.65 Kb.
Дата01.12.2017
Размер51.65 Kb.



Развитие памяти дошкольника


Разучивание наизусть стихов или песен, запоминание цепочек никак не связан ных друг с другом слов, вспоминание просмотренных ранее картинок помогают развитию механической памяти. И малыш блистает на утренниках в детском садике, без особого труда справляется с програм мой начальных классов, но уже в средней школе, одной лишь механической памяти становится недостаточно.

Если школьное задание или жизненная ситуация требует творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, ребенок те ряется. Почему же это происходит?

Дело в том, что у ребенка не развита ассоциативная память: умение не просто автоматически запоминать те или иные факты, но и образовывать многочис ленные и разнородные связи между ними.

Поэтому уже с самого раннего детства можно и нужно начинать развивать у малы ша ассоциативную память. Веселые и не сложные на первый взгляд игры активизи руют одновременно несколько каналов вос приятия: зрение, слух, осязание.

Для занятий вам понадобятся дощечки с разной шероховатостью. Сделать их не сложно. Потребуются картон, мех, лоскутки ткани, тонкая веревка и другие подручные материалы. Дощечек с различными поверх ностями может быть несколько: от пяти до десяти и более. На обратной стороне должен быть написан порядковый номер и нарисо вано соответствующее число кружочков.

Дощечка №1

На нее наклеен кусочек натурального или искусственного меха.



Дощечка №2

На нее наклеена наждачная бумага.



Дощечка №3

На нее наклеена ткань типа байки или фланели.



Дощечка №4

На нее накапали расплавленный воск, который, застыв, образовал объемные капли.



Дощечка №5

На нее наклеены спички или маленькие палочки.



Дощечка №6

На нее наклеена фольга, целлофан или клеенка, главное, чтобы поверхность бы ла гладкой.


Эти дощечки используются во всех играх.
Игра №1

1.Разложите дощечки по порядку от пер вой до шестой номером вниз.

Предложите ребенку ощупать и охарактеризовать каждую поверхность, подобрав при этом как можно больше опре делений-прилагательных.

2.Затем дощечки уберите и попросите вспомнить последова тельность их расположения, основываясь на тактильных ощущениях.

Если у ребенка возникнут затруднения, повторите игру, но на этот раз, когда малыш будет ощупывать дощечку, спросите, на что она похожа? Дощечка с мехом может на помнить котенка, шубу и даже газон с моло дой травкой и т.д.

Игра № 2

1.Малыш закрывает глаза и тщательно, не торопясь, ощупывает поверхность каж дой дощечки, стараясь запомнить, каковы они на ощупь и в каком порядке лежат.

2.Тщательно перемешайте дощечки и пред ложите ребенку, не открывая глаз, разло жить их в прежнем порядке.

3.Вместе проверьте, правильно ли выпол нено задание. Для этого дощечки нужно перевернуть номером вверх.



Время от времени возвращайтесь к этой игре. Сравните результа ты.

Игра №3

1.Предложите малышу взять дощечку №1,закрыть глаза и потрогать ее.

2.А теперь пусть он скажет, что ему напоми нает эта дощечка, какая она. То же самое проделайте с остальными дощечками.

Игра№4

Давайте ребенку дощечки по одной и предлагайте ощупать их и нарисовать пред меты, на которые они похожи. Для каждого рисунка берите отдельный лист бумаги.


Например: дощечка №1 - кошка, шубка, травка-дощечка

№2 - дорога, камень...

№3 - платье, кофта, плюшевый мишка...

№4 - кочки, капли варенья, дождик...

№5 - забор, рельсы, шпалы...

№6 - зеркало, ледяная горка, окно...


Игра №5

1. Раскладывайте перед малышом по поряд ку дощечки, а над ними - картинки с изо бражениями:



  • лисы (зайца, кошки, газона...) 

  • облака (болота, капель ..)         

  • забора (шпал, перил, железнодорож ного полотна...)

  • зеркала (окна, катка...)

2.Малыш смотрит на картинки и одновре менно ощупывает дощечки, рассуждая примерно так: «Зеркало такое же гладкое, скользкое, прохладное».

3.Теперь уберите дощечки и предложите ребенку вспомнить, какая из них была первой, какая — второй и т.д.



Игра №6

Разложите дощечки по порядку, а над ними - картинки.

1. Малыш разглядывает картинки и ощупывает дощечки, стараясь уловить между ни ми ассоциативную связь и запомнить ее.

Например:



  • Капля - ткань: когда выжимаю мокрую тряпку, с нее падает капля.

  • Ботинок - наждачная бумага: иду в бо тинках по асфальту.

  • Платок - спички: платок висит на заборе.

Обратите внимание! Смотреть можно только на картинку, а не на дощечку! (ребенок ощупывает нужную дощечку с закрытыми глазами и запоминает ее на ощупь, дощечки можно прикрыть платком)

2. С закрытыми глазами ребенок наугад вы бирает дощечку и вспоминает соответ ствующую ей картинку.



Игра №7

1.Разложите перед малышом ряд картинок. Пусть рассмотрит их, пытаясь представить, каковы изображенные предметы на ощупь.

2.Уберите картинки. Задача ребенка – по памяти восстановить, в каком порядке они лежали. Количество картинок от игры к игре постепенно возрастает.

Игра №8

1.Ребенок раскладывает дощечки в любом порядке. Вы записываете номера дощечек в том порядке, в каком их разложил ма лыш.

2.Закрыв глаза, кроха ощупывает каждую дощечку, представляя себе образ и рас сказывая о нем.

3.Перемешайте дощечки. Ребенок, вспом нив образы и рассказы о них, восстанав ливает ряд дощечек.



Игра №9

Предложите малышу разложить до щечки, начиная с самой «неприятной». При этом пусть он опишет свои ощущения и по пытается объяснить, чем эта дощечка непри ятна. (Например, трогая дощечку №1, я вспоминаю собаку и расстраиваюсь, что мне ее не купили). Закончите ряд дощечкой, вызывающей самые приятные ощущения, объяснив их. (Например, трогая дощечку №2, я вспоминаю, что мне подарили вело сипед, и я катаюсь на нем по дороге).



Игра№10

1.Назовите ряд слов (не менее шести). Ма лыш в это время ощупывает дощечки и строит ассоциативные связи.

2.Ребенок повторяет словесный ряд, ощу пывая при этом дощечки (это помогает вспомнить слова).

Игра №11

1.Рассмотрите вместе с малышом картинку, где изображено много разных предме тов. Например: лампа, стол, стакан с чаем, кактус, кресло, телевизор, тапочки, одеж да, мокрые сапоги.


2.Попросите ответить на вопросы:

  • Какие предметы теплые, а какие - хо лодные?

  • Какие предметы твердые, а какие - мягкие?

  • Какие предметы гладкие, шерохова тые, колючие?

3.Уберите картинку и попросите ребенка вспомнить, опираясь на тактильную па мять, что на ней было изображено.

Игра №12

1.Попросите малыша ощупать разные пред меты.



2.Через некоторое время, скажем, на следу ющий день, предложите ребенку вспом нить, что именно он трогал, и рассказать о своих ощущениях. Например: диван мяг кий; ручка от двери мягкая, холодная и твердая; стекло на окне скользкое, про хладное и твердое и т.п.

Если предложенные игры понравились вашему ребенку, вы вполне можете придумать свои, похожие, соблюдая принцип ассоциативной связи.

Не скупитесь на похвалу и поощрения и не слишком переживайте   из-за неудач!
Каталог: upload -> images -> files
files -> Н. И. Сулейманов Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения профессионального модуля разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
files -> Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
files -> Программа подготовки по плаванию для начальных классов маоу «сош №16» г. Альметьевска. Рт
files -> Дополнительного образования города набережные челны «детско-юношеская конно-спортивная школа «тулпар» им. Р. С. Хамадеева»
files -> Ротавирусная инфекция (рви)
files -> Инфекционные заболевая
files -> Слухоречевое развитие детей после кохлеарной имплантации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница