Департамент образования Владимирской области



страница1/4
Дата27.11.2017
Размер0.53 Mb.
ТипНаучно-исследовательская работа
  1   2   3   4


Департамент социального развития администрации Корсаковского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Краснофлотская 1, тел. 4-39-65, 4-33-91




Научно-исследовательская работа:

«Анализ и оценка чистоты воздуха в школьном помещении».
Автор работы: Козак Дмитрий, ученик 8в класса МБОУ «СОШ № 1» г. Корсакова
Руководитель: Гридасова Светлана Георгиевна

учитель биологии МБОУ «СОШ №1»

Корсаковского городского округа

Корсаков,2016

С О Д Е Р Ж А Н И Е


1.

Введение


3




Возникновение проблемы.


3




1.2. Целевые установки исследования.


4




1.3. Этапы работы над решением проблемы.


4

2.

Методика проведения исследования.


5




2.1. Определение загрязнённости воздуха бактериями.

5




2.2. Валеологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.

6

3.

Результаты исследований.


6




3.1. Определение загрязнённости воздуха бактериями.

7




3.2. Валеологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.

9

4.

Выводы.


12

5.

Вместо заключения.


13

6.

Список использованной литературы.


14


Единственная красота, которую

я знаю - это здоровье.

Г. Гейне

1. Введение

1.1 Возникновение проблемы (актуальность исследования).

Богатство государства измеряется природными ресурсами, материально-культурными ценностями. Но есть ценности намного важнее, чем перечисленные, - это люди. Ибо от состояния людских ресурсов зависит всё остальное: и культура, и уровень развития хозяйства. Получается, что здоровье человека является главной ценностью его жизни. На состояние здоровья влияют такие факторы, как генетический, образ жизни человека, внешняя среда, уровень оказания медицинских услуг. При подготовке к урокам биологии мне пришлось знакомиться с материалами ежегодного доклада «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Сахалинской области в 2012-13 году». Картина состояния атмосферного воздуха меня не очень-то и обрадовала. Несмотря на то, что суммарный выброс автотранспортом таких загрязняющих веществ, как сажа, углеводороды, оксиды серы практически не изменился за последние 5 лет, содержание оксидов углерода и азота резко возросло. Отрадно, что более, чем в 2 раза уменьшились выбросы загрязняющих веществ в г. Ноглики, п.г.т. Анива за период с 2013 по 2015 годы . Хотя эти факты несколько устарели, но общая тенденция загрязнения атмосферы химическими веществами сохраняется и сегодня. Но ведь в воздухе кроме веществ есть и живые организмы. И среди них, конечно же, болезнетворные бактерии, которые распространяются воздушно-капельным путём или относятся к пылевой инфекции. А сколько их? Вообще, кто-то учитывал их содержание в воздухе? Знаю, что «ловить, подкармливать и выращивать» бактерии и их колонии пытался немецкий микробиолог Роберт Кох (1843-1910). И у него это получилось! Так, может быть, попробовать каким-нибудь способом подсчитать количество этих самых бактерий и мне? Да и причина на то веская есть. В нашей школе за последние три года увеличилось количество заболеваний органов дыхания учащихся (Приложение №1). Так, может быть, мы сами себе поможем, и не будем дожидаться, когда потребуется неотложная медицинская помощь?

Для начала, необходимо определить, насколько «богат» бактериями наш родной школьный воздух.

1.2 Целевые установки исследования.

Тема моего исследования: «Анализ и оценка чистоты воздуха в школьном помещении».

Цель исследования: оценить состояние воздуха в школьных помещениях для составления рекомендаций школьникам по мерам сохранения собственного здоровья.

Задачи моей работы:

А) провести бактериологическое исследование воздуха в школьных помещениях;

Б) определить степень запылённости воздуха в школьных помещениях;

В) выявить предполагаемые причины загрязнения воздуха в школьных помещениях;

Г) составить рекомендации по улучшению экологического состояния воздушной среды и гигиенического состояния помещений;

Д) способствовать осознанному отношению школьников к своему здоровью.

1.3 Этапы работы над решением проблемы.

Я выделил следующие этапы при решении проблемы сохранения чистоты воздуха:

А) формулирование темы исследования:

Б) определение цели и задач для достижения положительного результата (достижения цели);

В) выдвижение предположений, как можно «поймать» бактерии, пылинки в воздухе;

Г) изучение литературы, методик по обозначенной проблеме;

Д) проведение исследования в учебных кабинетах и местах общего пользования Рождественской средней общеобразовательной школы (решено провести двукратное исследование для сравнения: в марте и сентябре 2015 года);

Е) оформление результатов исследования;

Ж) выступление перед учащимися школы с предложениями и рекомендациями (в рамках межпредметной декады «Здоровому образу жизни «ДА!»).

2. Методика проведения исследования.

Было решено провести «ловлю» бактерий и пылинок два раза: 1-ое исследование - в марте 2015 года, 2-ое исследование - в сентябре 2015 года. Но как? С подбором методик мне помогла наш учитель биологии Светлана Георгиевна, предложив определить загрязнённость воздуха по описанию в предметном журнале «Биология в школе».

2.1. Определение загрязнённости воздуха бактериями.

Чашки Петри стерилизуют в кипящей воде и заливают желатином (1ст. л. на 0,5 ст. воды), оставляют закрытыми до загустения желатина. Чашку Петри располагают в кабинете на горизонтальной поверхности и оставляют открытой на 20 минут, после чего закрывают и помещают в термостат на 3-4 суток. Через промежуток времени подсчитывают количество колоний бактерий. Контрольное измерение проводят до начала учебных занятий, опытное – после 5-ого урока и сравнивают результаты .

Все чашки Петри необходимо пронумеровать в соответствии с кодом. Цифровой номер соответствует номеру школьного помещения, указанному в сводной таблице результатов исследования, индекс «а» соответствует проведению исследования до 1-ого урока, индекс «б» - проведению исследования после 5-ого урока. Например, «2б» означает, что эта чашка Петри выставляется в учительской после 5-ого урока.

2.2. Валеологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.

В качестве пылеулавливателей используются предметные стёкла, намазанные вазелином в центре (диаметр 2 см). Вазелин можно заменить гигиенической помадой. Пылеулавливатели оставляют на 5 минут на открытой горизонтальной поверхности. Используя лупу, подсчитывается осевшее количество пылинок. Контрольное измерение проводят до начала учебных занятий, опытное – после 5-ого урока и сравнивают результаты .

Все предметные стёкла необходимо пронумеровать в соответствии с кодом. Цифровой номер соответствует номеру школьного помещения, указанному в сводной таблице результатов исследования, индекс «а» соответствует проведению исследования до 1-ого урока, индекс «б» - проведению исследования после 5-ого урока. Например, «4а» означает, что это предметное стекло выставляется в кабинете биологии до 1-ого урока.



  1. Результаты исследований.

Исследование начиналось с предварительной подготовки оборудования: стерилизации чашек Петри в закрытой кастрюле с горячей водой в течение 10 минут, протирания предметных стёкол, выполнении кодирующих надписей на чашках и стёклах.

В качестве питательной среды для бактерий готовилось желатиновое желе. Желатин при помешивании заливался холодной кипячёной водой (из расчёта 1ст. л. желатина на 0,5 ст. воды), в которой он настаивался и разбухал в течение 40 минут. Затем водно-желатиновая смесь слегка доводилась до кипения и в горячем виде разливалась по чашкам Петри.

3.1. Определение загрязнённости воздуха бактериями.

Спустя 3-4 суток нахождения чашек с бактериями в термостате (при t=250 С) я увидела интересную картину: на поверхности желатина появились вкрапления жёлтого, зеленоватого, коричневатого цвета. Это были колонии бактерий, ведь бактерии находились в благоприятных условиях и активно размножались делением клетки (Приложение №2). В некоторых чашках подсчёт произвести было очень трудно (практически невозможно), поэтому для таких образцов выбрала обозначение «сплошные заросли». Все подсчёты оформила в виде таблицы№1.



Таблица №1
Сводная таблица

по результатам определения загрязнённости воздуха бактериями.




Помещения школы

12.01.2016 год

23.01.2016 год

Количество колоний бактерий

Количество колоний

бактерий


До 1-ого урока

После 5-ого урока

До 1-ого

урока


После 5-ого урока

1. Кабинет директора




2

10



1

8

2. Учительская



4

15



4

14


3. Кабинет русского языка 2-ой этаж


3

8



4

8

4. Кабинет биологии



2

7



4

6


5. Кабинет информатики и ИКТ


3

3



4

2


6. Спортзал


2

2



3

4


7. Рекреация, 1-ый этаж


4

«сплошные

заросли»




8

«сплошные

заросли»



8. Рекреация, 2-ой этаж


2

10



3

10

9. Раздевалка



5

«сплошные

заросли»



15

11

10. Столовая



2

16



3

«сплошные

заросли»


Как видно из данных, представленных в таблице №1, количество бактерий, находящихся в воздухе до начала занятий, меньше количества бактерий в воздухе после 5-ого урока. В таких помещениях, как рекреация 1-ого этажа, раздевалка, столовая, учительская, кабинет директора (т.е. с массовым пребыванием людей) количество бактерий к концу учебных занятий резко увеличивается. Одной из гипотез увеличения загрязнённости воздуха бактериями в рекреации 1-ого этажа по сравнению со 2-ым является активное нахождение учащихся начальной школы (кабинеты 2-4-ых классов располагаются на 1-ом этаже).

В таких помещениях, как спортзал и кабинет информатики количество бактерий в течение дня не изменяется или возрастает незначительно, что предположительно объясняется: в спортзале прохладным температурным режимом и регулярной влажной уборкой в перемену после 2-ого урока, а в кабинете информатики влиянием излучений, возникающих при работе компьютерной техники, и малым количеством учебных занятий в течение дня. Сравнивая данные исследования в марте и сентябре, отмечается снижение загрязнённости воздуха в раздевалке, возможной причиной этого явления стала двукратная влажная уборка в течение учебного дня. Настораживает большое количество бактерий в воздухе раздевалки до 1-ого урока. Одна из версий причин такого противоречия – занятие учащихся в после урочное время в кружках, т.е. после выполнения влажной уборки помещения тех служащими. А вот загрязнённость воздуха к концу дня в столовой возросла резко (по результатам исследования в сентябре), что можно объяснить возросшей нагрузкой на данное помещение (увеличилось количество учащихся, питающихся в столовой после 5-ого урока, до 40 человек).

В исследованиях от 28.01. 2015 года использовалась ещё одна чашка Петри – дубль чашки, предназначенной для исследования воздуха в раздевалке. После 20-тиминутного нахождения в помещении (раздевалке) желатин в этой чашке окуривался дымом сигареты. Для этого в крышке пластиковой бутылки (0,33 л) просверлили отверстие, по диаметру не превышающее диаметр сигареты. Вставили сигарету в это отверстие и раскурили её, сжимая и отпуская бутылку (имитируя вдох и выдох курильщика). Дым направили на желатин. Через трое суток насчитали не 11 колоний, а только 4, что подтвердило распространённое мнение о вреде курения. Бактерии погибли, а что же говорить о клетках в организме курильщика! (Приложение №3)



3.2. Валеологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.

«Ловля» пылинок на вазелиновый круг предметного стекла - более скоростной вид работы, однако он требует от исследователя достаточного внимания, сосредоточенности, сформированных навыков обращения с лупой (при неправильном размещении лупы на линзе появляются блики). Подсчёт пылинок происходил сразу по истечении 5-ти минут пребывания стекла в помещении (Приложение №4). Результаты своих подсчётов я оформил в виде таблицы №2.



Таблица №2
Сводная таблица

по результатам определения загрязнённости воздуха

пылевыми частицами


Помещения школы

14.01.2016 год

29.01.2016 год

Количество осевших пылинок

Количество осевших пылинок

До 1-ого урока

После 5-ого урока

До 1-ого

урока


После 5-ого урока

1. Кабинет директора




1

4



1

5

2. Учительская



1

6



0

10


3. Кабинет русского языка 2-ой этаж


1

7



0

6

4. Кабинет биологии



1

6



0

4


5. Кабинет информатики и ИКТ


1

2



0

0

6. Спортзал



0

9



1

10


7. Рекреация, 1-ый этаж


4

13



3

14


8. Рекреация, 2-ой этаж


1

10



1

9

9. Раздевалка



5

15



8

17

10. Столовая



0

12



1

14

Как видно из данных, представленных в таблице №2, количество пылинок, находящихся в воздухе до начала занятий, меньше количества пылинок в воздухе после 5-ого урока. В таких помещениях, как раздевалка, рекреации 1-ого и 2-ого этажа, спортзал, столовая, учительская (т.е. с массовым пребыванием и активным передвижением людей) количество пылинок, поднимаемых в воздух, к концу учебных занятий резко увеличивается. Одной из причин увеличения загрязнённости воздуха пылью является активное передвижение учащихся и учителей из кабинетов в эти помещения. В столовой после 5-ого урока обедает до 40-ка детей. Объяснение «лидерства» раздевалки в этом негласном состязании тоже объяснимо, ведь часть учеников покидают здание школы по окончании 5-ого урока.

Относительно высокое содержание пыли в воздухе раздевалки и рекреации 1-ого этажа до уроков можно объяснить ранним приездом привозных детей по сравнению со временем начала моего исследования.

В кабинете информатики относительно низкое содержание пыли в воздухе после 5-ого урока объясняется малым количеством учебных занятий в период с 1-ого по 5-ый уроки. По сравнению с первым исследованием количество пылинок в воздухе до 1-ого урока уменьшилось:

- в раздевалке, что можно объяснить эффективностью двукратной влажной уборки этого помещения в течение дня и наличием мешков для сменной обуви у большинства школьников;

- в кабинетах русского языка, биологии, что позволяет предположить проведение более качественной влажной уборки .

4. Выводы.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:



а) цель моего исследования достигнута, и почти все задачи выполнены;

б) проводя бактериологическое исследование и определяя степень запылённости воздуха в помещениях школы, выявлены помещения с относительно высокой степенью загрязнённости (раздевалка, рекреации 1-ого и 2-ого этажа, спортзал, столовая, учительская) и помещения с относительно чистой воздушной средой (кабинеты информатики, биологии, спортзал);

в) обозначены предполагаемые причины повышенного уровня загрязнённости воздуха:

- отсутствие сменной обуви у школьников или недостаточная чистота первой обуви (уличной),

- отсутствие мешков для «сменки»,

- нерегулярное проветривание помещений на переменах,

- некачественная влажная уборка кабинетов после уроков,

- однократность влажной уборки рекреаций во время учебных занятий,

- не соблюдение школьниками правил личной гигиены при общении;

г) составлены рекомендации по сохранению чистоты воздушной среды в помещениях и некоторые правила личной гигиены воспитанного человека (о них скажу ниже);

д) знакомство школьников с результатами исследования должно бы повлиять на их поведение и изменить отношение к своему здоровью, но так сразу сказать, что ученики изменились в лучшую сторону нельзя, должен пройти какой-то период времени.

5. Вместо заключения.

Исследование завершилось. А что же осталось? Предлагаю некоторые простейшие на первый взгляд рекомендации по сохранению чистоты воздуха в школьных (и не только!) помещениях:



  • приходить в школу в чистой обуви, иметь мешок для сменной обуви, чтобы пыль с обуви не попадала в воздух;

  • проветривать кабинет и находиться вне кабинета во время перемен, выполнять регулярную влажную уборку в нём для повышения количества кислорода в воздухе (необходимого для спокойного дыхания), уменьшения количества углекислого газа и исключения возбудителей инфекционных заболеваний дыхательных путей таких как, грипп и туберкулёз;

  • организовать озеленение кабинета для насыщения воздуха фитонцидами, убивающими бактерии (лимон, апельсин, карликовые породы хвойных растений);

  • организовать (продолжить) проведение двукратной влажной уборки рекреаций, раздевалок, спортзала школы в течение учебного дня;

  • вдыхать воздух через нос, чтобы загрязнённый пылью и бактериями воздух смог очиститься в носовой полости прежде, чем попадёт в лёгкие;

  • использовать носовой платок или салфетку для прикрывания рта во время кашля или чихания, так как болезнетворные бактерии могут попасть в воздух и с каплей слюны или на пылинках распространиться в нём, став источником заболевания органов дыхания;

  • не курить сигареты, особенно детям, так как компоненты сигаретного дыма ядовиты, могут убивать не только клетки дыхательных органов человека, но и нервные.

Публичное оглашение результатов исследования состоялось перед учащимися 5-7 классов в рамках предметной недели в феврале месяце.

Выражаю благодарность учащимся 7а класса за оказанную техническую поддержку при проведении исследования, а так же ученице 11 класса Каленчуковой Наталье.

И ещё. Анализируя состояние здоровья учащихся моей школы, я обратил внимание на другую проблему – проблему сохранения здоровья органов зрения. Полагаю, что решение этой проблемы станет следующим шагом в моей исследовательской деятельности.


Каталог: uploads -> doc -> 08d5
doc -> Материалы для работы группы
doc -> Методическое пособие по выполнению курсового проекта по пм01. 01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
doc -> Разработал: фио
doc -> Предлагаем Вам бесплатное создание и продвижение сайта
doc -> Методические указания по самостоятельной работе
doc -> Правила наложения давящей повязки и жгута
doc -> А. Г. Битенова Проведен анализ надежности и долговечности систем хранения цифровых
08d5 -> Контрольная работа по биологии №1
08d5 -> Абылай хан


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница