Дипломатии в целях реализации сценария «Военно-силового противоборства западной лчц»



страница1/11
Дата28.11.2017
Размер1.32 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Том I. Часть IV. Средства и методы публичной дипломатии
в целях реализации сценария
«Военно-силового противоборства западной ЛЧЦ» в XXI веке


Оглавление

Глава XXII. Влияние социальных сетей и веб 2.0 технологий
на международную безопасность 60


Глава XXIII. Сетевые СМИ, веб 2.0 технологии и публичная дипломатия 102

Основные выводы 181

Приложение № 1.
Пример практическая рекомендация НПО для работы со СМИ 182



Глава XXII. Влияние социальных сетей и веб 2.0 технологий
на международную безопасность


США – сильнейшая нация в мире,
обладающая несопоставимым
преимуществом в области технологий, энергии, союзах, партнерах и демографии1

Национальная военная стратегия США. 2015.

… «мир» вовсе не означает полного
отсутствия какого бы то
ни было насилия2

В. Захаров,
профессор

Спектр возможностей влияния социальных сетей и веб 2.0 технологий га национальную и международную безопасность чрезвычайно широк и объясняется структурой и характером современной международной и военно-политической обстановки, о которых говорилось выше3, в т.ч. и в I–III частях настоящей работы, а именно:

– влиянии социальных сетей на субъектов МО и ВПО;

– влиянии социальных сетей на развитие глобальных тенденций;

– влиянии социальных сетей на акторов МО и ВПО;

– наконец, влиянии социальных сетей на развитие национального человеческого капитала.

Необходимо отметить изначально, что влияние социальных сетей и веб 2.0 технологий сказывается на всех четырех группах факторов, причем, если о том, что оно стало заметным, можно говорить с начала второго десятилетия XXI века, то о его политическом значении – уже через несколько лет. События в странах Северной Африки и Ближнего Востока, на Украине, с одной стороны, и на Манежной площади, с другой, – свидетельствуют о реальной политической значимости этого фактора.

Национальная и международная безопасность, рассматриваемые как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз4, характеризует современную МО и ВПО как неустойчивую, нестабильную, в лучшем случае, и как ухудшающуюся сознательно под воздействием политики западной ЛЧЦ – в более реалистическом понимании. Эти условия превращают социальные технологии вообще и сетевые, в частности, в наиболее востребованные инструменты влияния и принуждения;

– во-первых, потому, что они относительно дешевы и не требуют значительных незапланированных расходов;

– во-вторых, потому, что они наименее рискованны и не связываются с непосредственной агрессией.

Социальные сети и веб 2.0 технологии в XXI веке превращаются уже не только в конкурентов телевидению, занимая те ниши, которые не охватывают телевизионные каналы и программы, но и формируют свою аудиторию. О том, что таких ниш достаточно на телевидении много свидетельствует следующая статистика1.

Они таким образом, формируют психологию массы и толпы, манипулируя общественным сознанием аудитории. В этих условиях социальные сети выступают альтернативным источником информации и со временем коммуникации целых социальных групп граждан, которые нередко начинают игнорировать телевидение и радио, формируя собственную социальную среду.

Во многом это объясняется тем, что СМИ, действуя по государственному или коммерческому заказу, не отвечают запросам аудитории, у которой, как правило, есть собственные представления. Об этом свидетельствуют, например, следующие данные.

1

Указанные выше причины создают условия для целенаправленного использования возможностей сетевых СМИ и веб 2.0 интернета в политических целях в качестве эффективного инструмента политики, в т.ч. её силового аспекта. Влияние этого фактора стало активно ощущаться уже в первом десятилетии XXI века, но стало для всех очевидным в ходе «цветных революций», событий 2013–2016 годов на Украине и в Сирии.




22.1. Предмет исследования: влияние социальных сетей
и веб 2.0 технологий на международную безопасность


… поддержка тех или иных экстремистских группировок со стороны Ирана имеет в гораздо большей степени внешнеполитические и геополитические основания, нежели религиозно-идеологическую ориентацию1


…грядущие войны и вооруженные
конфликты будут определяться
возрастающей ролью всего комплекса средств информационной войны,
включая радиоэлектронную,
высокоточное оружие и нелегальные средства ведения войны2

Группа экспертов

Для того, чтобы ответить на вопрос о влиянии сетевых СМИ и веб 2.0 технологий на национальную и международную безопасность, необходимо:

во-первых, определить их место среди других инструментов внешней политики и политики безопасности;

во-вторых, попытаться сформулировать политические цели, которых добиваются с помощью этих инструментов;

в-третьих, описать структуру функции и возможности понимании, что собственно технологии, сами по себе, не являются политическими средствами, тем более силовыми и даже военными. Они становятся ими, когда возникает политическая потребность в их использовании, а также способы их применения.

Сеть по типу цепи напоминает очередь, поток товаров или информации в одну линию, где контакты разделены и для того, чтобы пройти цепь от начала до конца, необходимо пройти через все взаимосвязанные узлы. Сеть по типу звезды или колеса действует по принципу франшизы или картеля, где совокупность действующих лиц связаны с центральным (но не иерархичным) узлом или актором, и должны для координации или связи друг с другом проходить через этот узел. Всеканальная цепь напоминает речевой интерфейс какой-то группы, где каждый актор имеет связь со всеми другими.

Также могут быть гибридные формы сетей и иерархические формы организаций. Например, традиционные иерархические системы могут быть внутри отдельных узлов сети1.

Все сети имеют четыре уровня: организационный, доктринальный, технологический и социальный2.

– Организационный уровень – отвечает на вопрос каков размер актора или их комбинации, организованной в сеть. Это стартовая точка для оценки действующего лица. Особенно, какие члены сети и как могут действовать автономно, есть ли иерархическая динамика, препятствующая автономии и как она может быть совмещена с сетевой динамикой.

– Доктринальный уровень связан с вопросом почему предполагаемые члены организуются в сеть. Это преднамеренно или случайно? Какие есть доктрины, идеологии, интересы и другие причины или мотивации для того, чтобы они использовали такую форму. Этот уровень анализа важен для объяснения того, что удерживает сеть от распада и позволяет ее членам действовать стратегически и тактически без центрального управления или лидера. Доктрина может отражать обязательства к сотрудничеству и нахождению в сети (но без перехода к иерархическим отношениям). Как бы ни было, согласно распространенной точке зрения, сеть может включать членов, которые отличаются по приоритетам, специфическим целям и выборе средств.

– Технологический уровень отвечает на вопрос, какой является модель, ее способности, плотность информационных и коммуникационных потоков. Какие технологии ее поддерживают? Насколько хорошо они удовлетворяют организационной модели? Этот уровень может включать в себя смесь старых и новых, высоко- и низкотехнологических возможностей, но в основном это новые технологии, которые делают осуществимыми новые формы организации и доктрины. Более высокая пропускная способность, более продвинутые средства связи, восприятия, памяти и поиска означают лучшие перспективы для сетевой коммуникации и организации. Элементы структуры и возможности на этом уровне могут значительно повлиять на организационный и доктринальный уровни.

– Социальный уровень отвечает на вопрос, насколько хорошо и как члены сети лично знают друг друга и связаны между собой. Это классический уровень анализа социальной сети, где сильные персональные связи, часто на основе родства, этнической принадлежности, дружбы и совместного опыта помогают гарантировать более высокий уровень межличностного доверия, чем в других формах организаций, например, иерархических. Этот традиционный уровень остается важным в информационную эпоху1.

Следовательно, существует три типа и четыре уровня сетей, которые могут комбинироваться.

Усиление сети, возможно, особенно при всеканальной структуре, зависит от того, насколько хорошо функционируют все четыре уровня. Сильнейшие сети – это те, в которых организационный уровень поддерживается пропитывающей его доктриной или идеология гармонична всей структуре и где все это прослоено продвинутыми телекоммуникациями и имеют на базовом уровне традиционные сети персональных и социальных уз. Каждый уровень и общая структура могут получить преимущество от обилия и разнообразия. Характеристики каждого уровня влияют на другие уровни.

При хорошо развитой сети она сама по себе может быть более влиятельной и значительной, чем любой из ее членов (динамика может помочь отодвинуть каждого отдельного члена от доминирования в сети). Всеканальные сети часто имеют особенные преимущества в ситуациях, где цели членов, направленные на сохранение своей автономии и независимости и уклонение от иерархического контроля вписываются в повестку дня взаимозависимости и преимуществ от координации. Такая сеть может стать наиболее прочной и долговечной. Когда ее члены разрабатывают стратегические и коллективные интересы, являющиеся частью сети, это может преобладать над индивидуальными интересами и когда они предпочитают сохранять такую форму, а не сливаться в иерархическую организацию, сети укрепляют власть и влияние.

Следовательно, нормативные документы, регулирующие права и свободы, личное желание граждан быть более независимыми и одновременно иметь возможность принимать участие в принятии решений являются стимулирующими факторами для развития сетевой модели государственного управления.

Если рассматривать типы политических сетей, то принято выделять шесть разновидностей, которые характеризуются различными моделями взаимодействия государства и групп интересов: 1) корпоративистские;

2) плюралистические;

3) клиентельные;

4) «железные треугольники»;

5) «проблемные сети»;

6) политические сообщества1.

Сети и власть

Центральным вопросом в понимании любого типа сети, состоит ли она из лиц, групп, организаций или даже страны, является признание – какой из акторов в сети является властью. Способность актора оказывать влияние на других акторов, чтобы они делали то, что они не могут делать иначе, или чтобы избежать влияния, оказываемого таким образом, влияет на многие аспекты поведения акторов и последующие результаты. Исследователи, пытаясь определить сильных акторов, часто сосредотачиваются на его атрибутах – характеристике актора или формальном распределении ролей актора в организации или сети, которые могут разрабатывать дифференциалы власти между субъектами или на поведенческих стратегиях власти и тактике, которую акторы используют, чтобы получить влияние. Тем не менее, власть по своей сути – это явление структурного характера, где влияние одного актора над другим требует рассмотрения в рамках более широкой сети отношений. «Нахождение в нужном месте» в сети тесно связано с властью потому, что некоторые сетевые позиции позволяют акторам иметь более широкий доступ к ресурсам, проходящим через сети или больший контроль над этими потоками в зависимости от того как зависят другие акторы от фокусного актора2.

Иными словами, во-первых, политическое и даже военное использование социальных сетей и веб 2.0 технологий определяется политическими задачами, а не технологическими возможностями, которые могут: развиваться, приспосабливаться, создаваться заново. С этой точки зрения можно сказать, что (также как и терроризм и экстремизм) использование сетевых СМИ и веб 2.0 технологий представляют собой инструменты внешней политики и даже геополитики. Поэтому в качестве рабочей гипотезы использования этих средств против России можно взять геополитический прогноз Stratfor для России на долгосрочную перспективу: «Россия все десятилетие будет пытаться укрепиться и обеспечить собственную безопасность … пишут авторы прогноза … – Она постарается перейти от сырьевого экспорта к экспорту переработанного сырья, продвигаясь вверх по цепочке наращивания стоимости для укрепления своей экономики, пока ей еще позволяет демография. Россия также будет стремиться объединить бывшие советские республики в некую связную общность, дабы отсрочить свои демографические проблемы, расширить свой рынок и прежде всего возродить некоторые территориальные буферы. Россия видит, что находится под прицелом, а поэтому торопится…

Главной зоной внимания для России останется Среднеевропейская равнина, издавна являющаяся маршрутом вторжения в эту страну. Ее внимание к этому региону будет усиливаться, так как Европа в политическом отношении становится более непредсказуемой. Россия не будет оказывать на Центральную Европу непреодолимое военное давление, но психология центральных европейцев очень тонко настроена на угрозы. Мы считаем, что это постоянное и нарастающее давление будет стимулировать экономическое, социальное и военное развитие в Центральной Европе»1 (подч. – А.П.).

Иными словами социальные сети и веб 2.0 технологий выступают универсальным средством в политике западной ЛЧЦ по отношению к России в период реализации силового сценария развития международной обстановки (МО). Для того, чтобы сделать это необходимо прежде всего дать содержательное определение понятиям социальных сетей и веб 2.0 технологий.

Во-вторых, ответ на вопрос о политических целях которые будут пытаться добиться с помощью этих технологий, лежит не столько в их технологических возможностях, сколько в конкретных задачах, вытекающих из этих целей. В самом общем виде эти задачи заключаются в следующем:

– деформировать представления о национальной идентичности, национальных интересах и политических целей и общества, его отдельных социальных сетей и веб 2.0 технологий можно не только исказить существующие реалии (например, отношение к истории, национальному наследию, образованию и т.п.), но и сформулировать новую политическую реальность, которая изначально будет враждебна по отношению к национальным интересам и власти;

– дезориентировать отдельные социальные группы в отношении политики власти и государства, сознательно дезинформировать общественное мнение;

– создать социальные группы и сообщества (т.е. выступить организатором), которые выступают в интересах инвестора. Так, например, в 2016 году оппозиция в России и за рубежом начала кампанию по дискредитации выборной системы и власти в России, организовав сообщества в Facebook и Twitter, которые добились отмены местных выборов в Барвихе 20 апреля 2016 года1.

– сформировать систему связи и коммуникаций между отдельными социальными группами и организациями;

– создать сеть информации и мониторинга происходящих событий и состояния дел в стране, регионе, организации и т.п.;

– сформулировать альтернативные идеи и стратегии, выгодные для инвестора и внешнего участника, направленные против интересов национальной безопасности;

– др.


Наконец, в-третьих, для ответа на вопрос о влиянии социальных сетей и веб 2.0 технологий на международную и национальную безопасность полезно знать их существующие и будущие возможности, которые нередко опережают постановку задач.

В качестве примера использования сетевых СМИ в политических целях можно привести специальное руководство «Эффективные коммуникации», подготовленное для различных НПО в Центральной Азии1, в котором есть специальный раздел «Новые технологии и правозащитные НПО». В этом руководстве выделяются рекомендации по работе со СМИ, в которых подчеркивается специфика интернет-ресурсов для решения задач, стоящих перед организацией:



Работа с различными видами СМИ

Каждый вид СМИ – печатные СМИ, телевидение, радио или электронные СМИ – имеет свои преимущества и недостатки. Знание этих различий поможет вам в определении направлений вашей деятельности. Ваша целевая аудитория также будет определять то, с какими СМИ вы будете работать. Например, если вашей целевой аудиторией является столичная молодежь, то возможно, что вы захотите больше сосредоточиться на Интернет-СМИ. Если же целевой аудиторией являются парламентарии, то для их охвата вам, возможно, придется работать с национальными газетами. Вряд ли вы захотите тратить свое время и усилия на работу с тем СМИ, которое не будет охватывать вашу целевую аудиторию2.



– Транслирующие СМИ (телевидение и радио) охватывают большие и различные группы населения, включая некоторых людей, у которых, возможно, нет доступа к печатным СМИ – например, население сельской местности или отдаленных районов. Транслирующие СМИ также предлагают широкий спектр форматов программ, такие как новостные программы и ток-шоу. Телевидение и радио имеют определенные временные ограничения и полагаются на звуковые и видеоцитаты и кадры, что влечет за собой определенную компрессию и упрощенное освещение каких-либо тем.

– Телевизионные новостные программы обычно заинтересованы в сюжетах, имеющих визуальный элемент, в то время как теле- и радио- ток-шоу могут предоставить возможность для обмена мнениями или глубокого анализа политических или социальных вопросов.

– Печатные СМИ дают больше возможностей для объяснения или анализа вопроса. Однако в случае с печатными СМИ наличие или отсутствие хороших фотографий может иногда определять размещение на газетной странице и визуальный элемент вашей статьи.

– Интернет включает в себя как визуальный, так и печатный элементы, где пользователь решает, что ему хочется увидеть или прочитать. Некоторые он-лайн новостные сайты дают пользователям возможность комментировать статьи и даже обсуждать их с журналистами. Благодаря скорости, с которой новости появляются в Интернете, он занимает первое место по публикации экстренных новостей еще до того, как они появляются в печатных или вещательных СМИ1.

22.1.а). Предмет исследования веб 2.0 технологий


Сети – относительно стабильные
и длительные взаимоотношения,
позволяющие мобилизовать …
рассеянные ресурсы с тем, чтобы
организовать коллективные
(или параллельные) действия,
направленные на достижение общей
цели в политике)1

П Кенис и В. Шнейдер

Web 2.0 не является технологией или
каким-то особым стилем Web-дизайна.
Для определения сути подходит определение Web 2.0 как комплексного подхода
к организации, реализации
и поддержке
Web-ресурсов

Веб 2.0 технологии – это:

– Сегодня это целая плеяда интернет-сервисов, позиционируемых как справочники и энциклопедии. Так, например, Википедия представляет собой базу справочной информации с предоставлением практически каждому пользователю возможности редактировать данные. Вместе с тем редакция ресурса умело корректирует эту деятельность в нужном направлении.

– Блоги (интерактивные сетевые дневники) представляют собой один из самых ярких примеров использования принципов Web 2.0. Значительная часть Web-контента создается пользователями, а не владельцами ресурса. Для этого активно используют технологии RSS и FOAF, характерные для Web 2.0. Так, технология FOAF (Friend Of A Friend) дает пользователю возможность подписаться на новости и материалы тех пользователей, которые находятся в так называемом «списке друзей». Этим самым поощряется общение пользователей Сети. Технология FOAF является одной из важнейших составляющих социальных интернет-сетей.



RSS (Really Simple Syndication или, дословно, «действительно простое объединение (информации)») – это простая и эффективная технология экспорта гипертекста, используемая для создания новостных лент. Так, например, сервисы обмена. Эти ресурсы наполняются за счет пользователей, предоставляя им место для различных файлов – музыки, фильмов, документации и т.п. Здесь также используются RSS и тэги.

Сайты совместного документопользования. Подобные сервисы дают пользователям возможность одновременного и совместного использования документов – можно создавать, изменять, удалять информацию, доступную для общего пользования. При этом исчезает необходимость в установке программного обеспечения на локальных компьютерах.

В данной области признанным лидером является сервис Writely.

Стоит упомянуть и о веб-приложениях, как о части концепции Web 2.0. Все больше приложений получают свои Web-аналоги, избавляя пользователей от необходимости устанавливать ПО на локальном компьютере. Как правило, пользование web-сервисом обходится дешевле покупки аналогичных «не-web» программ. Приведем некоторые, наиболее известные примеры:



1. Виртуальные доски для групповой работы:

– Conceptboard совместное редактирование, виртуальная доска https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/conceptboard

– DabbleBoard совместное редактирование без регистрации https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/servis-dabbleboard

– FlockDraw – cовместное рисование и работа с виртуальной доской https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/flockdraw

– Notaland виртуальная доска для групповой работы – интеграция различного контента https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/notaland

– Primary Paint виртуальная доска для совместной работы без регистрации https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/primary-paint

– и т.д.

2. Графика онлайн (редакторы, хостинг, анимация, коллажи):

artPad – онлайн рисовалка

Aviary фоторедактор редактируем фото

Aviary Phoenix Совместное редактирование рисунков

BannerSnack создание банеров

Befunky – редактируем фото, создаем коллаж

Blingee – создание анимированных изображений

Doink – мультипликация

Dermandar – фотопанорамы

DisaPainted создание анимации в сети

Drav.to – рисование онлайн

Draw a Shtickman анимация, рисуем на сервисе

Drawi– рисование онлайн

DropMocks быстрый обмен фото

dr.Pic онлайн графический редактор (небольшой набор инструментов)

Dumpr – создание фотоколлажей по шаблонам

EnjoyPic создаем комбинированные изображения с фото и применяем анимационные эффекты к фотографии

FANstudio редактируем фотографии

FotoTricks для создания коллажей, анимации

Fishup – фотохостинг и работа с фото, социальный сервис по интересам и т.д.



3. Презентации, публикации, видеоролики (mix):

280 Slides сервис презентаций, публикаций

Ahead сервис создания презентаций

Animoto слайдшоу с фото, видео, публикация

AuthorSTREAM публикация презентаций, конвертация в видеоформат

Calameo сервис электронных публикаций

Empressr сервис для создания и работы с презентациями

Epubbud сервис детских публикаций

FlixTime создание слайдшоу в формате видеоролика и публикация

FlipSnack – мультимедийный сервис (публикации)

HelloSlide публикация презентаций с синтезированным аудиосопровождением и т.д.

4. Офисные технологии, документ-сервисы:

CrocoDoc документ сервис, совместное редактирование

DocMe документ сервис

Google Документы (Текст Таблицы Презентации)

Ontext публикация текстов

Penzu виртуальный дневник, блокнот для заметок

PrivNote онлайн блокнот для быстрых заметок

SkyDrive документ сервис (документы, фото), создание, редактирование документов, совместный доступ



5. Органайзеры, информеры

Dreams Board информационная виртуальная доска (изображения, стикеры, текст)

Google календарь – онлайн органайзер

Springpad онлайн блокнот и органайзер

Lino It универсальный органайзер, доска со стикерами с возможностью прикрепления фото и видео

Mooscle мэшап онлайн доска со стикерами(заметками), коллекция закладок и блокнот в одном «флаконе»



6. Работа с группами, планировщики, закладки:

BobrDobr закладки

Diarysed организация встреч

Google группы – организация работы с группами

Google блокнот – организация закладок и групп закладок, быстрых записей

Posti.ca виртуальные стикеры

Symbaloo закладки

Stixy виртуальные рабочие столы

Ta-da List формируем и работаем со списками

– Teamer сервис для организации работы над проектом в группе



7. Визуализация (данных, информации, процессов и т.д.)

Сacoo создание различных диаграмм, графиков, карт и др

ChartGo быстрое создание диаграмм

Create a Graph создание диаграмм

Diagramly создание схем, диаграмм, информационных карт и др.

Google Ngram Viewer визуализация частоты упоминания

Mapwing создание интерактивных туров с использованием различных объектов и т.д.

8. Вебинары, уроки, классы, консультирование, конференции, встречи:

AnyMeeting полнофункциональная система организации вебинаров (до 200 участников и 6 в режиме общего видео)

Buzzumi организация видеообщения, конференций, вебинаров, видеоинтервью

EGA – вебинар система видеоконференцсвязи

Joint.me организация демонстрации рабочего стола, общение

Onwebinar организация и проведение вебинаров, конференций

Open-Tok – организация видеосвязи на страницах сайтов, блогов

Quatla – портал онлайн обучения

Speakplace создание и организация аудиоконференций

Tinychat видеоконференции, консультации, чат

Tipmeet онлайн консалтинг

9. Библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение:

EDU-Youtube видеохостинг

Google книги, библиотека

Rutube видеохостинг

Teachvideo видео образовательное

UniverTV образовательное видео

Президентская библиотека

Мировая цифровая библиотека



10. Карты:

Google карты используем и редактируем карты

Quickmaps быстрое редактирование карт

PinPoint привязка тегов к карте, информация, Карты от Google и Яндекса

Wikimapia редактируем карты, объекты добавляем фото и комментарии

11. Сайты, блоги, визитки:

Blogger создать и вести блог

Dinkypage групповая работа с документами создание сайтов, HTML страничек. Домашняя CMS

Google сайт создать сайт и др.



12. Тесты, опросники:

99Polls создание опросов

Flisti – быстрое создание опросов

Google формаорганизация быстрых опросов

QuizSnack – организация опросов

Simpoll – создание опросов, голосований и тестов

Usaura – создание тестов на основе графических изображений

Webanketa создание анкет, тестов

Банк тестов создание тестов

Твой тест – сервис организации, создания и проведения тестирования



13. Мультимедиа сервисы

Aviary Mina совместное редактирование звука, размещение, запись с микрофона

Capzles создание мультимедиа публикаций объединенных во временную линию (фото, видео, музыка, документы)

Blabberize – Озвучивание героев, сценок с элементами анимации

Mp3Cut Обрезка музыки и создание рингтонов онлайн

Musicovery – музыкальное настроение

Playcast Создаём мультимедийные открытки

PodSnack аудиоплеер с плейлистом и др.



14. Видеосервисы (хостинг, редактирование)

Dailymotion видеохостинг с большими возможностями

TED-ed создание интерактивного образовательного видео на основе роликов и Youtube

TubeSnack видеоплеер с плейлистом

Vialogues создание интерактивного опроса, занятия с использованием видеороликов (с ПК или Youtube)

Vimeo – видеохостинг видео высокого разрешения и площадка для общения и др.



15. Создание скринкастов

GoView – создание скринкастов

Screenr – создаём видео с аудио комментариями (Скринкасты)

ScreenCastle создание скринкастов

Screencast-O-Matic создание скринкастов

16. Математика

Everyday Mathematics интерактивная доска онлайн

MathCracker – математика, строим графики, решаем задачи и другое

17. Ленты времени

Dipity создание лент (шкал) событий

Timerime создание лент времени

Timetoast – создание ленты времени



18. Дидактические материалы для уроков в игровой форме

BrainFlips работа с карточками

СlassTools множество инструментов

FlashcardExchage создание и работа с онлайн карточками

Flashcard Machine создание онлайн-карточек для проведения викторин, занятий, тренингов и др.

19. Планировщики, конструкторы

Gliffy создание чертежей, планов, схем, диаграмм онлайн

– Google рисунки – создание графических изображений, схем, диаграмм

PlanningWiz – планировка комнат, помещений



20. Организация форумов, агрегаторы социальных сетей

– .Doter организация форумов для общения, обсуждения

– Forum2x2 организация форумов для общения и обсуждения

FriendFeed агрегатор социальных сетей



21. Прочее:

Box Файловый сервис с возможностью групповой работы с документами и файлами

DrawPR обмен файлами, хранение, коллективная работа с папками

Dropbox файловый сервис

eSnips файловый сервис с элементами социальной сети

Imm.io сервис для хостинга изображений

Logo Maker сервис для генерации логотипов

Metricline – линейки времени (до события или после события)

Minus файловый сервис и пр., пр.

Сервис WEB 1.0 сформировался в 90-е годы во многом хаотично и имел главный качественный скачок – переход от простого размещения документов в виде файлов к созданию сайтов на основе программного обеспечения и баз данных. Своего предела данный сервис достиг примерно к 2005 году.



Web-технологии WEB 2.0 второго поколения стали катализатором революционных изменений в способах взаимодействия людей с Сетью. Множество отдельных приложений для связи пользователя с ресурсами сети, реализуемые через единые стандарты сети, сами стали некой сетевой программной платформой. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью читателей» трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети.

Сервис Web 2.0 – это особая организация представления данных:

– объектно-ориентированный интерфейс

– управляемая выборка и вывод данных на странице по многим параметрам, выбираемым пользователем

– размещение большого количества информации на одной странице

– перезагрузка только той части страницы, которая изменяется

– вывод разнотипной информации в одном окне

Технологии Web 2.0 основаны на интерактивности, понимаемой как обмен информацией между пользователями, между пользователем и поставщиком услуги, между самими поставщиками услуг. Это приводит к взаимному использованию ресурсов или распределённой системе ресурсов.

В своем базовом варианте Web 2.0 означает, что каждый может очень просто создавать и распространять контент в Интернете. Социальные сервисы Web 2.0 ставят в центр учебного процесса взаимодействие студентов между собой и преподавателями на основе инструментов социального программного обеспечения: блогов, вики, общих закладок, подкастов, социальных сетей и виртуальных миров. Сегодня в интернет вместо чтения масштабных документов ученики все чаще предпочитают иметь дело с небольшими объектами информации в самых разных форматах и из самых разных источников: читают посты в блогах, смотрят видеозаписи на YouTube, размещают фотографии на Flickr, слушают подкасты, обмениваются мнениями на форумах, создают собственные социальные сети типа MySpace. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента.

В настоящее время появилась возможность комбинировать все эти объекты в учебных целях, дополняя их собственными постами, статьями на вики-ресурсах, аудио- и видеозаписями. Новая среда позволяет формировать знания совместно, в процессе самостоятельного создания и обсуждения учебного контента и общения по определенным тематикам. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки – повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д.

Проникновению новых технологий в обучение способствует и тот факт, что значительный объем необходимых для работы знаний ученик получает в процессе так называемого неформального обучения – общения с ровесниками, которые считаются экспертами по определенным вопросам, и поиска по различным информационным ресурсам.

Оптимизировать учебный процесс опять же позволяет обращение к новым подходам и технологиям, опирающимся на инструментарий Web 2.0. Первым шагом может стать создание небольших по размеру учебных объектов – модулей, на изучение которых будет тратиться от одной до пяти минут вместо часа-полутора. За эти несколько минут должен быть предоставлен хорошо организованный учебный контент, сфокусированный на одной концепции или проблеме, проиллюстрированный примерами, визуальными данными и анимацией. Из таких модулей может формироваться полная учебная программа, но ее составные компоненты должны быть доступны автономно и в результате контекстного поиска, так чтобы студенты в любой момент могли обратиться к нужному контенту и из небольших блоков сформировать учебный трек, отвечающий их задачам.

Блоги можно использовать как средство общения студентов по поводу расписания, тем контрольных работ и домашних заданий, поддержки различных студенческих инициатив, их можно найти на многих вузовских сайтах. Более глубокие учебные цели преследуют блоги, которые преподаватели ведут для дополнительного обсуждения тем курса, стимулирующего студентов на самостоятельный анализ полученной информации. В таких блогах преподаватели могут формулировать вопросы и задания для студентов, а также давать ссылки на дополнительные материалы и ресурсы по теме. Для самих студентов блог на тему своей научной работы может стать способом привлечения сокурсников и преподавателей к комментированию, критике и коррекции по ходу ее подготовки. В любом случае блог может стать хорошим дополнением к основному курсу как способ привлечения студентов и преподавателей к обсуждению сложных вопросов, включению в материал внешних источников информации и просто как средство организации процесса изучения курса.

Вики-страницы, которые в асинхронном режиме пополняются информацией от группы людей, могут использоваться в качестве средства накопления знаний по определенной теме в процессе коллективной работы над ней. В дальнейшем они могут быть учтены в новой модификации курса или сами составят самостоятельный учебный контент. Вики – хороший инструмент для совместной работы над учебными проектами или, опять же, группового обсуждения вопросов курса с возможностью давать ссылки на дополнительные материалы.

Блог, вики, дополнительные ссылки, подписка на подкасты и сервисы закладок общего пользования со ссылками на важные ресурсы формируют все необходимое информационное наполнение, причем это делается с точки зрения интересов самого студента. Также с помощью этих инструментов у студентов появляется возможность формировать персональные портфолио достижений в учебе и исследованиях, представляя их в электронном виде для обсуждения и комментариев сообществу своих сокурсников и преподавателей.

Первым примером использования сервисов Web 2.0 в учебных целях в Марийском государственном университета может служить учебный проект курса «Тенденции развития информационных технологий», реализованный на сайте wiki.iteach.ru. Он позволил ученикам повысить свои знания в предметной области и освоить новые для них сервисы Web 2.0 при проведении практических занятий и самостоятельной работы в сети. Применение учебной вики-среды позволило расширить границы темы, которые прежде давались для самостоятельного изучения были подготовлены и выложены в сеть для совместного обсуждения, доработок сокурсниками. Реализация курса позволила активизировать самостоятельную работу учащихся, познакомить их с проектным методом работы, научиться оценивать работы других, и защищать собственные работы, если они критиковались. В результате работы над проектами ученики получают навыки и компетенции: умение работать в команде, находить необходимую информацию, планировать свою работу, презентовать результаты деятельности.

Формирование учебных сообществ является одним из примеров применения теории социальных сетей. Учебные сообщества могут создаваться вокруг учебной программы для обсуждения практических вопросов и сложностей курса. Интересным примером комплексной открытой среды для организации электронного обучения с использованием технологий Web 2.0 является среда OpenClass, специально созданная для целей применения технологий Web 2.0 в образовании. Данная среда предоставляет каждому участнику сообщества собственный блог, репозиторий файлов с возможностями подкастинга, онлайн-профайл. Кроме того, контент каждого участника может помечаться ключевыми словами (тегами), с помощью чего могут организовываться связи между пользователями со сходными интересами. В отличие от открытых ресурсов социальных сетей или блогов, OpenClass предоставляет участникам больше свободы в отношении контроля доступа к собственному контенту – любому элементу пользовательского профайла, посту в блоге или загруженному в репозиторий файлу могут быть присвоены свои права доступа.

В качестве примера использования данной среды в учебных целях можно привести групповую исследовательскую работу студентов 1 курса физико-математического факультета по изучению темы «Технические средства реализации информационных процессов». Работая в минигруппе по изучению какого-либо устройства каждый студент подготовил вики-страницу с отчетом по выбранному устройству компьютера, в котором дал определение устройства, отметил основные его характеристики, раскрыл принцип работы, указал фирмы-производители. Также в задачу исследования входило проведение анализа наличия устройств в магазинах компьютерных фирм города. Кроме вики-страницы каждый ученик подготовил вики-альбом и электронную презентацию к выступлению. Все вики-страницы учеников соединены воедино на одной вики-странице посредством оформления гиперссылок.

Данный пример показывает, что простые в использовании инструменты и совместное социальное взаимодействие студентов и преподавателя привели к интересному и полезному результату: посредством коллективного разума подготовлен новый содержательный контент. Это еще раз подтверждает, что Web из платформы для передачи и потребления информации в Сеть превращается в среду, где контент постоянно создается и трансформируется. В применении к обучению возможности Web 2.0 означают переход к такой модели, когда в центре педагогического дизайна оказывается сам студент, который не только становится более автономным с точки зрения контроля за учебным процессом, но и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками обучения.

Однако надо понимать, что в школах эта среда не вытеснит базовый учебный процесс, однако может стать его эффективным дополнением. Важно, что инструменты Web 2.0 открывают новые возможности не только для получения, но и для создания учебного контента, в том числе самими студентами, и во многом перемещают фокус контроля за образовательной траекторией от преподавателя и администрации на студента. При том что для большинства современных студентов работа с инструментарием Web 2.0, сознательное включение в их учебную среду потребует от них определенных усилий по самоорганизации. То же самое и даже в большей степени касается и преподавателей, поскольку, во-первых, для многих из них работа с новыми Web-технологиями может оказаться затруднительной, а во-вторых, они должны будут адаптироваться к ситуации, когда инициатива в организации учебного процесса переходит в руки студентов.

Имеются здесь и серьезные вопросы. Какова роль преподавателя в новых учебных траекториях, которые смогут выстраивать сами ученики? Насколько активно должно быть его участие и поддержка студентов в электронной среде обучения? Как эта среда должна соотноситься с базовыми и специальными курсами и т. д. На эти вопросы пока нет однозначных ответов.

Технологии Web 2.0 обязательно должны быть использованы в образовательном процессе, поскольку они дают большую свободу и студентам, и преподавателям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, а вторым – применять более творческие подходы к обучению. Однако это, пожалуй, не упрощает, а скорее усложняет жизнь обеим сторонам учебного процесса. Многие сторонники идей Web 2.0, которые пока находятся на ранних стадиях проникновения в процессы обучения в высших учебных заведениях, убеждены, что использование этих технологий приведет к серьезнейшей перемене в образовательной среде.

Сетевые образовательные технологии Веб 2,01.


22.1.б). Актуальность исследования





Общее мнение ученых таково: … «именно в конце 1990-х годов происходит формирование новой парадигмы коммуникативного взаимодействия в обществе. Распространение информационных технологий способствовало эволюции коммуникативной практики, появлению новых форм коммуникации и, как следствие, возникновению виртуального пространства социальных взаимодействий»1.


22.1.в). Разработанность проблемы








22.1.г). Современное значение социальных сетей и веб 2.0 технологий
как средств обеспечения безопасности




… в виртуальных (сетевых) сообществах … люди делают все то же самое, что делают
в реальной жизни. Но при этом их тела
не взаимодействуют. В виртуальной
комнате некого поцеловать и некому
ударить вас кулаком в нос1

Х. Рейнгольд

Современное значение социальных сетей определяется прежде всего их политической ролью, которая придается им в качестве средств силовой политики, исходя из их же потенциальной возможности консолидировать усилия для достижения – одновременно им параллельно – общей политической цели.

В общественно-политических и социальных науках сетью принято считать социальную структуру, состоящую из узлов, которыми являются люди и организации, а также связей (взаимоотношений) между ними.

В общем смысле термин «сеть» применяется для обозначения групп (кластеров) субъектов различной природы, которые вступают в те или иные схемы взаимодействия в политической, социальной или экономической сфере2.

Смысл «сети», «сетевого принципа» также состоит в том, что главным элементом всей модели является «обмен информацией» с максимальным расширением форм производства этой информации, доступа к ней, ее распределения, обратной связи. «Сеть», в широком понимании, представляет собой новое информационное пространство, в котором развертываются основные стратегические процессы, а также их медийное, дипломатическое, экономическое и техническое обеспечение. «Сеть» в таком широком понимании включает в себя одновременно различные составляющие, которые ранее рассматривались строго раздельно – все это отныне видится как взаимосвязанные элементы единой «сети», между которыми должен осуществляться постоянный информационный обмен.

Согласно наиболее общему определению, политическая сеть представляет собой сложное сочетание относительно стабильных, децентрализованных, неиерархических отношений, которые связывают разных по природе акторов (государственных и негосударственных). Они обмениваются ресурсами ради достижения общей цели1.





Каталог: sites -> default -> files -> doc
doc -> Образовательная программа по лыжным гонкам для «Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва
doc -> Неумывакин И
doc -> Комиссия Совета контрольно-счетных органов
doc -> «02» августа 2016г. Изменения к закупочной документации от 21. 07. 2016г по открытому одноэтапному запросу предложений электронным способом на право заключения Договора для нужд спб гау «Дирекция по управлению спортивными сооружениями»
doc -> Что нового в Exchange Server 2010


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница