Экономика, модуль 1



страница1/15
Дата26.09.2018
Размер3.48 Mb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса
___________________________________________________


Практикум

по


ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Модуль 1

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014
УДК 330.101.542

ББК 65.011


Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Д.К. Шевченко;

доктор экономических наук, профессор Владивостокского государственного университета

экономики и сервиса В.А. Осипов.


Красова Е.В. Практикум по экономической теории, модуль 1: Практикум.– Владивосток: Изд-во ВГУЭС. – 2014. – 110 с.

ISBN

Настоящий практикум содержит комплекс практических задач, заданий и упражнений, необходимых для успешного усвоения дисциплины «Экономическая теория» и развития навыков решения современных экономических задач. Практикум является неотъемлемой частью учебно-методического обеспечения дисциплины «Экономическая теория», формируемого в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения по широкому ряду направлений подготовки высшего профессионального образования.



В практикуме отражены все темы, включенные ФГОС в обязательный минимум содержания дисциплины «Экономическая теория» в рамках модуля 1. Практикум может использоваться в качестве наглядного пособия на практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к зачетам и экзаменам и других формах активной работы. В рамках каждой темы представлены задания на закрепление понятий и определений, упражнения на усвоение сути изучаемых явлений, задачи по определению различных экономических параметров, тестовые задания.

Практикум предназначен для студентов и преподавателей дисциплины «Экономическая теория», а также ряда других смежных дисциплин.

УДК 330.101.542

ББК 65.011

© Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014

ISBN
ВВЕДЕНИЕ

Экономика стоит в ряду фундаментальных общественных наук, постулаты которых оказывают непосредственное влияние на развитие современного общества. Формирование экономического образа мышления с целью накопления и рационального использования материальных и духовных богатств является особенностью современного человечества. Курс теоретической экономики является обязательным элементом высшего образования во всём мире, а изучение практических аспектов экономики не просто расширяет кругозор студентов, но и прививает способность принимать грамотные, взвешенные решения в отношение многих жизненных ситуаций, связанных с хозяйственной деятельностью.

Практикум представляет собой учебное пособие, содержащее комплекс практических задач, заданий и упражнений, необходимых для успешного усвоения дисциплины «Экономическая теория» и развития на этой основе общекультурных и профессиональных компетенций у студентов. Модуль 1 данной дисциплины содержит такие разделы экономики, как «Введение в экономическую теорию» и «Микроэкономика», которая, в свою очередь, включает раздел «Рынки факторов производства».

Практикум является неотъемлемой частью методического обеспечения учебного процесса в вузе, формируемого в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения по широкому ряду направлений подготовки высшего профессионального образования, в том числе: 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 38.03.05 Бизнес-информатика, 38.03.06 Торговое дело, 09.03.03 Прикладная информатика, 23.23.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов и других.

Главной целью практикума является формирование у студентов базовых практических навыков в области экономической деятельности. Работа с практикумом позволит студентам:



        • закрепить полученные на лекции знания;

        • грамотно применять экономическую терминологию и лексику;

        • овладеть методами решения разного рода экономических задач;

        • использовать экономические знания для анализа социально значимых проблем и процессов, решения профессиональных задач;

        • развивать экономическое мышление и профессиональные качества, умение работать самостоятельно.

В практикуме отражены все основные темы, включенные ФГОС в обязательный минимум содержания дисциплины «Экономическая теория» в рамках разделов «Введение в экономическую теорию» и «Микроэкономика», и представлены все основные типы заданий, способствующие эффективному усвоению материала. Практикум может использоваться в качестве практического пособия в независимости от методики преподавания и предпочитаемой учебной литературы, а также при любых формах работы: на занятиях, в ходе самостоятельной работы студентов, при подготовке к зачетам и экзаменам и т.д. В рамках каждой темы даются задания на закрепление понятий и определений, упражнения на усвоение сути изучаемых явлений, задачи по определению различных экономических параметров, тестовые задания, а также перечень тем для рефератов, сообщений и выступлений.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Практикум включает 17 тем в соответствии с учебной программой дисциплины «Экономическая теория, модуль 1». Прежде, чем начать выполнение заданий, следует познакомиться с лекциями и другими теоретическими материалами. Каждая тема начинается с преамбулы, отражающей важнейшие изучаемые понятия, категории и явления. В рамках каждой темы представлены следующие виды заданий:

1) закрепить понятия и определения. Необходимо каждому определению найти соответствующее понятие и выбрать правильную букву для каждой цифры;

2) вставить в текст пропущенное слово или словосочетание, правильное отражающее смысл предложения;

3) ответить на вопрос, выполнить задание и/или решить практическую задачу. На вопросы следует давать развернутые ответы, которые отражали бы степень понимания сущности вопроса. Цель большей части задач – найти какие-либо экономические параметры на основе исходных данных. Все задачи с расчетами имеют уровень сложности не выше среднего и требуют выполнения несложных математических действий;

4) выполнить тестовые задания. Тестовые задания имеют единственно верный вариант ответа, за исключением тех, в которых указано «выберите несколько вариантов ответа».

Для достижения наилучшего эффекта в процессе выполнения заданий задач целесообразно пользоваться презентационными материалами преподавателя, учебниками и учебно-методическими пособиями по дисциплине «Экономическая теория».
Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Тема 1. Развитие экономической мысли.

Предмет и метод экономической науки

Этапы развития экономической теории. Основные направления и школы экономической теории.

Понятия политической экономии, экономики, экономикс, экономической теории. Предмет экономической теории. Место экономической теории в системе общественных наук. Практическая значимость и основные функции экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика как разделы экономической науки. Позитивная и нормативная экономика.

Метод экономической теории. Понятия проблемы, гипотезы, теории. Исторический и логический подходы. Формальная логика и ее элементы. Логические методы познания экономических процессов. Основные логические ошибки. Допущение «при прочих равных условиях». Экономические модели. Экономические эксперименты.




1.1 Основные понятия и определения
Каждому из определений подберите соответствующий термин или понятие.
1. Часть экономической теории, которая исследует поведение отдельных хозяйствующих субъектов, предприятий, отраслей, рынков.

2. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов (от частного к общему).

3. Направление экономической теории, исследующее текущие тенденции экономического развития.

4. Настроенность сознания человека на принятие рациональных решений на основе сопоставления затрат и выгод.

5. Научный метод, основанный на разделении целого на отдельные части с целью их исследования.

6. Исследование какого-либо явления в совокупности взаимосвязанных с ним элементов.

7. Описание идеальных параметров экономического процесса или явления, структура и содержание которого определяется конкретно заданными целями исследования.

8. Изучение поведения людей и системы взаимоотношений между ними в условиях безграничности потребностей и ограниченности ресурсов.

9. Направление экономической теории, изучающее вопросы, какой должна быть экономика и экономическая политика.

10. Научный подход, основанный на изучении конкретных особенностей возникновения и форм развития какого-либо явления.

11. Метод умозаключений, предполагающий движение мысли от общего к частному, от теории к фактам.

12. Искусственное воспроизведение какого-либо явления или процесса с целью его дальнейшего изучения.

13. Раздел экономической теории, исследующий общие закономерности и тенденции, присущие национальным экономикам.

14. Научный подход, основанный на изучении объективного причинно-следственного механизма развития какого-либо явления.

15. Способность экономической теории описывать, обобщать и объяснять экономические процессы.

16. Научный метод, основанный на соединении отдельных составляющих какого-либо явления в единое целое.

17. Способность экономической теории выступать научным фундаментом прикладных экономических наук, предоставляя им богатый научный инструментарий.

18. Сознательное отвлечение от несущественных признаков какого-либо явления с целью определения его сути.




а) Предмет экономической теории

б) Системный подход

в) Исторический подход

г) Анализ

д) Синтез

е) Индукция

ж) Дедукция

з) Абстрагирование

и) Эксперимент


к) Методологическая функция экономической теории

л) Микроэкономика

м) Макроэкономика

н) Позитивная экономика

о) Нормативная экономика

п) Экономическое моделирование

р) Экономическое мышление

с) Познавательная функция экономической теории

т) Логический подход



1.2 Вставьте пропущенные слова и словосочетания
1. Концепцию «экономического человека» впервые сформулировал _________________.

2. Появлению микроэкономики экономическая наука обязана представителям _________________, а появлению макроэкономики – _________________.

3. Теория рыночного спроса впервые была сформулирована _________________.

4. Основоположниками _________________ являются А.О. Курно, Г.Г. Госсен.

5. На основе _________________ возникли такие научные направления, как теория общественного выбора и теория прав собственности.

6. Единственным советским ученым, получившим _________________, был Л.В. Канторович.

7. Первый конвейер в истории был установлен на заводе _________________.

8. Экономика изучает _________________ хозяйствующих субъектов.

9. Люди осуществляют хозяйственную деятельность в условиях _________________ ресурсов и _________________ потребностей.

10. Аристотель говорил об экономике как о __________________ хозяйстве.

11. Общество может существовать и развиваться только благодаря _________________ возобновлению производственного процесса.

12. Экономические отношения – это отношения между _______________, возникающие в процессе их _______________ деятельности.

13. Процесс описания, обобщения и объяснения фактов составляет сущность _________________ функции экономической теории.

14. Анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия – все это методы _________________ логики.

15. Методы индукции и дедукции _________________ друг друга.

16. Допущение «при прочих равных условиях» означает, что все переменные, кроме исследуемых, являются _________________.

17. Критическая функция экономической теории позволяет выявить и устранить _________________ существующих взглядов.

18. Наука экономика учит людей _________________. Наука экономика не учит людей _________________.

19. Экономические категории – это _________________ абстракции, отражающие _________________ экономических явлений.

20. _________________ - это логические ошибки, осуществляемые преднамеренно, с умыслом. _________________ - логическая ошибка непреднамеренного характера.

21. Анализ деятельности угледобывающего предприятия относится к _________________. Исследование рынка угля относится к _________________. Определение вклада угольной промышленности в национальный объем производства относится к _________________.

22. Позитивная экономика изучает _________________, а нормативная – _________________.

23. Необоснованное отождествление хронологических и причинно-следственных связей порождает ошибку _________________.

24. Экономические зависимости можно представить в виде функций. Независимые переменные откладываются на _________________ оси, зависимые – на _________________ оси.

25. Функция достигает максимума, когда ее _________________ равна нулю.

26. Линейная функция графически отражается _________________, степенная функция с целой четной степенью – _________________, степенная функция с целой нечетной степенью – _________________, а функция, обратная от аргумента - _________________.

27. Научная гипотеза считается доказанной, если подтверждается _________________.

28. Тот, кто использует эмоциональные доводы в споре, может допустить логические ошибки _________________ и/или _________________.

29. Апория – логически _________________ утверждение, которое не отражает действительность.

30. Термин «политическая экономия» появился в _________________ году, а «экономикс» - в _________________ году.



1.3 Вопросы и задания
1. Что изучает экономика? Дайте развернутый ответ.

2. Каково значение того, что экономическая теория не является прикладной наукой? Поясните, какова ее роль в системе общественных наук.

3. Заполните таблицу недостающими данными.

Ученый

Время жизни и деятельности

К какой экономической школе принадлежал

Основные взгляды на экономическое устройство

Фома Аквинский










Франсуа Кенэ










Адам Смит










Томас Мальтус










Карл Маркс










Карл Менгер










Леон Вальрас










Альфред Маршалл










Джон М. Кейнс










Милтон Фридмен










Фридрих фон Хайек










Торстейн Веблен










Рональд Коуз










Джон К. Гэлбрейт










Николай Кондратьев










Леонид Канторович











4. Заполните таблицу недостающими данными.


Экономическая школа

Период возникновения и развития

Главные

представители

Основные взгляды на экономическое устройство

Канонизм










Меркантилизм










Физиократы










Классическая школа










Марксизм










Маржинализм










Неоклассическое направление










Кейнсианство










Монетаризм










Институционализм










Теория человеческого капитала











5. Ниже представлен перечень наиболее известных трудов по экономической теории, написанных и изданных в разное время. Определите, какому мыслителю принадлежит та или иная книга.
1. «Капитал»

2. «Покупательная сила денег»

3. «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения»

4. «Принципы экономикс»

5. «Исследование о природе и причинах богатства народов»

6. «Природа фирмы»

7. «Экономика „затраты — выпуск“»

8. «Исследование математических принципов теории богатства»

9. «Благосостояние для всех»

10. «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов»

11. «Экономическая таблица»

12. «Общая теория занятости, процента и денег»

13. «Начала политической экономии и налогового обложения»

14. «Кое-что о деньгах»

15. «Опыт о законе народонаселения»

16. «Экономическая теория несовершенной конкуренции»




а) Уильям Петти (1623 – 1687)

б) Франсуа Кенэ (1694 – 1774)

в) Адам Смит (1723 – 1790)

г) Давид Рикардо (1772 – 1823)

д) Томас Мальтус (1766 – 1834)

е) Карл Маркс (1818 – 1883)

ж) Антуан Огюстен Курно (1801 – 1877)

з) Альфред Маршалл (1842 – 1924)

и) Ирвинг Фишер (1867 – 1947)


к) Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946)

л) Николай Дмитриевич Кондратьев (1892 – 1938)

м) Людвиг Эрхард (1897 – 1977)

н) Джоан Робинсон (1903 – 1983)

о) Василий Васильевич Леонтьев (1906 – 1999)

п) Рональд Коуз (р. 1910)

р) Леонид Витальевич Канторович (1912 – 1986)



6. Определите, какие утверждения являются позитивными, какие – нормативными.

а) За последние 7 лет численность населения Дальнего Востока России уменьшилась более, чем на 2 млн. человек (_______________).

б) Переход России к рыночной экономике в 1990-х годах обеспечил большую свободу предпринимательства, что отразилось в существенном росте числа предприятий частной формы собственности (_______________).

в) Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года должна отвечать долгосрочным экономическим интересам России (_______________).

г) Инвестиционной стратегической программой России до 2020 года предусматривается существенное увеличение вложений в инновационный сектор экономики (_______________).

д) 3а последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции (_______________).

е) Необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции (_______________).

7. На каком уровне (макро- либо микро- либо и макро- и микро-) могут решаться следующие экономические проблемы:

а) зависимость объемов производства от объемов используемых ресурсов (_______________),

б) зависимость объемов национального производства от запасов нефти и природного газа (_______________),

в) распределение ресурсов между производством различных групп товаров (_______________),

г) увеличение дохода в связи с проведением рекламной компании (_______________),

д) стимулирование свободного предпринимательства (_______________),

е) эффективность национальной экономики (_______________),

ж) ухудшение качества продукции в связи с ненадлежащими условиями ее хранения (_______________),

з) развитие экспортоориентированного производства (_______________),

и) изменение ставки рефинансирования Банком России (_______________),

к) возникновение финансовых проблем вследствие нарушения поставщиком сроков поставки товара (_______________),

л) рост продаж в связи с уходом конкурентов с рынка (_______________),

м) «утечка мозгов» (_______________),

н) обеспечение экономической безопасности (_______________),

о) увеличение затрат в связи с ростом арендной платы (_______________).

8. Укажите, какое из следующих утверждений относится к макроэкономике, а какое - к микроэкономике:

а) уровень безработицы в отдельных районах России достигает 10% (_______________);

б) закрытие шахт в результате структурной перестройки отечественной экономики привело к массовому увольнению рабочих (_______________);

в) на рынке теплой одежды произошло расширение ассортимента товаров (_______________);

г) руководство предприятия приняло решение выплатить сотрудникам премиальное вознаграждение (_______________);

д) ВНП России за пять лет сократился почти на 40% (_______________);

е) Почти 40% производственных мощностей завода «Лотос» являются изношенными и требуют замены (_______________).

9. Что такое прямая и обратная математические зависимости? Как будет вести себя функция Y = f (X), если ее производная больше нуля? Если меньше нуля? Если равна нулю?

10. Какой является функция вида y = kx + b? Каковы ее основные свойства и графическое отображение?

11. Зависимость между двумя экономическими параметрами описана функцией: y = 2x² - 24x + 40. Определите, при каком значении х данная функция достигнет своего максимума.

12. Подумайте, есть ли связь между явлениями:

а) уровнем рождаемости и потребностью в детских садах;

б) качеством жизни и уровнем заболеваемости;

в) суммой денег в кармане и количеством купленных шоколадок;

г) уровнем дохода и уровнем потребления сублимированной лапши.

Если связь есть, то каков ее характер? Условно отразите ее с помощью графиков.



13. Рассмотрите следующие зависимости. Что является причиной, а что – следствием? Могут ли причины и следствия меняться местами?

а) уровень дохода и степень образованности;

б) уровень благосостояния и объем сбережений в семьях;

в) благосостояние общества и благосостояние каждого члена общества.



14. Определите, какие логические ошибки присутствуют в выводах.

а) Сотрудникам рыбоперерабатывающего завода «Рыбка моя» подняли зарплату. Значит, всем работникам рыбной промышленности тоже скоро поднимут зарплату (_____________________________________________).

б) Петр и Василий – студенты одной группы. Петр купил два учебника по экономике. Значит, и Василию надо купить два учебника по экономике (_____________________________________________).

в) Николай неправильно ответил на вопрос преподавателя. Следовательно, Николай глуп и невежественен (_____________________________________________).

г) Кризис производственных отраслей наступил после распада СССР. Значит, в основах кризиса лежат политические причины (_____________________________________________).

д) Джон М. Кейнс не считал, что рыночная экономика способна к саморегулированию. Значит, Кейнс выступал за командно-административную экономику (_____________________________________________).

е) С наступлением осени у меня ухудшилось настроение. Значит, мое настроение зависит от времени года (_____________________________________________).

ж) Инфляция предполагает рост цен. В нашей стране поднялись цены на бензин. Следовательно, в нашей стране инфляция (_____________________________________________).

з) Развитие рыночной экономики предполагает дифференциацию доходов и социальное расслоение. В стране Танзании рынок не развивается, господствует традиционный уклад общества. Следовательно, в Танзании нет дифференциации доходов и социального расслоения (__________________________________).

и) Наша Вселенная (кроме Земли) необитаема, так как нет доказательств, что это не так (_____________________________________________).

к) На заводе «Гудок» принята к реализации программа стратегического развития. Однако, заявленные программой результаты не были достигнуты. Значит, программа была составлена неверно (_____________________________________________).

1.4 Тестовые задания
1. Согласно учению меркантилистов, источник богатства нации лежит в сфере:

а) производства; б) земледелия;

в) торговли; г) технологий.

2. Согласно учению Франсуа Кенэ, чистый продукт создается в:

а) сельском хозяйстве; б) бизнесе;

в) торговле; г) промышленности.

3. В основе взглядов представителей классической школы лежит:

а) трудовая теория стоимости; б) закон денежного обращения;

в) созидательные силы природы; г) рост ресурсной базы общества.

4. Автором учения об идеальном государстве, в котором правители и воины заботятся об общественном благе, а крестьяне и ремесленники – о частном благе, является:

а) Аристотель; б) Платон;

в) Конфуций; г) Фома Аквинский.

5. Адаму Смиту принадлежат следующие взгляды на экономическое устройство общества (выберите несколько вариантов ответа):

а) принцип роста богатства нации за счет поддержания активного торгового баланса;

б) процветание общества за счет эгоистичного стремления человека увеличить свое благосостояние;

в) принцип свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику;

г) теория сравнительных преимуществ в международной торговле;

д) принцип «невидимой руки» рынка.



6. Основоположником теории научного социализма (коммунизма) является:

а) Адам Смит; б) Давид Риккардо;

в) Карл Маркс; г) Томас Мальтус.

7. Согласно взглядам Карла Маркса, в обществе существуют два класса:

а) класс производителей и класс торговцев;

б) класс капиталистов и класс наемных рабочих;

в) класс рабочих и класс служащих;

г) класс создателей прибавочной стоимости и класс ее потребителей.

8. Отметьте положение, несвойственное учению Карла Маркса:

а) разница между стоимостью, которой произвел рабочий, и стоимостью его рабочей силы называется прибавочной стоимостью;

б) прибыль, получаемая капиталистом, является формой прибавочной стоимости;

в) развитие капитализма ведет к равномерному распределению национального богатства между классами общества;

г) кризис капитализма возникает в результате противоречия между расширенным воспроизводством товаров и ограниченностью платежеспособного спроса населения.

9. Отметьте положение, несвойственное учению Томаса Мальтуса:

а) согласно закону убывающего плодородия почв, темпы роста продуктов питания очень низки и не успевают за ростом численности населения;

б) каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою несостоятельность;

в) наделяя людей способностью к безграничному размножению, природа посредством особых механизмов (болезней, порочной жизни, нищеты, войн и т.д.) регулирует рост численности населения;

г) путем социального реформирования человеческое общество может быть улучшено, усовершенствовано.

10. В качестве причины краха капиталистического строя Карл Маркс указывал:

а) недопотребление, т.е. незначительное расходование текущего дохода на потребление;

б) противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения;

в) перенакопление, т.е. производство товаров производственного назначения в больших масштабах, чем производство потребительских товаров;

г) изменение пропорции «запас товаров / товарооборот».

11. Впервые экономические явления с позиций отдельного потребителя (в рамках «субъективного направления» политической экономии) были рассмотрены представителями:

а) меркантилизма; б) марксизма;

в) маржинализма; г) монетаризма.

12. Общей чертой учений марксизма и кейнсианства является:

а) усиление регулирующей роли государства в экономике;

б) ликвидация частной собственности;

в) упразднение рыночной системы хозяйствования;

г) стимулирование сбережений населения с целью долгосрочного инвестирования.

13. Основная идея Джона М. Кейнса в части государственного воздействия на экономику заключалась в следующем:

а) главной задачей государственного вмешательства в экономику является стимулирование хозяйствующих субъектов к сбережениям;

б) основой государственной политики является принцип невмешательства государства в регулирование экономики;

в) государственная экономическая политика должна быть направлена на поддержание устойчивого платежеспособного спроса в стране с помощью государственных инвестиций;

г) главной задачей государственного вмешательства в экономику является ликвидация рыночной системы хозяйствования и установление жесткого государственного регулирования всех экономических процессов.

14. Экономический подъем Германии (ФРГ) после Второй мировой войны стал результатом реформ, проведенных:

а) Джоном М. Кейнсом; б) Милтоном Фридменом;

в) Рональдом Рейганом; г) Людвигом Эрхардом.

15. В своей работе «Природа фирмы» (1937 год) Рональд Коуз исследует:

а) методы уменьшения производственных издержек фирмы;

б) проблемы государственного регулирования деятельности фирмы;

в) природу трансакционных издержек рыночных субъектов;

г) концепцию длинных волн конъюнктуры.

16. В качестве главного инструмента государственного регулирования экономики монетаристы рассматривали:

а) активное осуществление государственных инвестиций;

б) контроль над денежной массой;

в) активную социальную политику;

г) развитие и поддержку новых технологий.

17. Тесная взаимосвязь экономических проблем и неэкономических факторов, влияющих на поведение человека и различных коллективов, исследуется в рамках:

а) неокейнсианства; б) маржинализма;

в) монетаризма; г) институционализма.

18. Представителями институционализма являются:

а) Т. Веблен, Р. Коуз, Дж. К. Гэлбрейт; б) Дж. Р. Хикс, Н. Калдор;

в) И. Фишер, М. Фридмен; г) К. Маркс, Ф. Энгельс.

19. Теория предельной производительности была сформулирована ___________ в работе «Распределение богатства» (1899 г.).

а) Джоном К. Гэлбрейтом; б) Карлом Марксом;

в) Джоном Б. Кларком; г) Томасом Мальтусом.

20. Впервые экономико-математическую модель применил:

а) Франсуа Кенэ; б) Давид Рикардо;

в) Карл Маркс; г) Милтон Фридмен.

21. Впервые термин «экономикс» применил в 1891 году:

а) Карл Маркс в своей книге «Капитал»;

б) Леон Вальрас в своей книге «Элементы чистой политической экономии»;

в) Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»;

г) Альфред Маршалл в своей книге «Принципы экономикс».

22. Появлением концепции длинных волн экономического развития (больших циклов конъюнктуры) экономическая наука обязана:

а) Г.В. Плеханову; б) Н.Д. Кондратьеву;

в) А.В. Чаянову; г) В.В. Леонтьеву.

23. Советский ученый Л.В. Канторович в 1975 г. получил Нобелевскую премию по экономике за вклад в:

а) изучение экономики сельского хозяйства;

б) исследование моделей макроэкономического развития;

в) теорию оптимального распределения ресурсов;

г) концепцию неэквивалентного обмена в мировой торговле.

24. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:

а) экономика изучает сферу производства товаров;

б) экономика изучает экономическое поведение хозяйствующих субъектов;

в) экономика изучает факторы, воздействующие на состояние народного хозяйства;

г) экономика изучает систему потребностей человека и общества в целом.

25. Экономика как наука предполагает и базируется на следующих положениях, за исключением:

а) рациональное поведение хозяйствующих субъектов;

б) удовлетворение потребностей людей;

в) эффективное использование ресурсов;

г) неограниченность ресурсов.

26. Экономическая наука не изучает:

а) способы зарабатывать деньги;

б) принципы рационального поведения хозяйствующего индивидуума;

в) способы материального производства;

г) характер отношений между хозяйствующими субъектами.

27. Экономическая теория:

а) рассматривает абстрактные экономические категории, не связанные с другими науками;

б) систематизирует правила увеличения богатства нации;

в) является методологическим фундаментом целого комплекса экономических наук;

г) абстрагируется от связи с постоянно меняющимся историческим развитием общества в целях «чистоты» исследования.

28. Описание и обобщение отдельных экономических процессов и явлений составляет основу ___________ функции экономической теории.

а) познавательной; б) методологической;

в) практической; г) социальной.

29. Экономическая теория служит основой изучения прикладных экономических наук, выполняя ___________ функцию.

а) познавательную; б) методологическую;

в) практическую; г) социальную.

30. Практическая функция экономической теории предполагает:

а) наблюдение и систематизацию экономических фактов;

б) разработку научного инструментария для исследования различных экономических явлений;

в) глубокое исследование законов и закономерностей социально-экономического развития общества;

г) выработку методов рациональной хозяйственной деятельности и осуществления экономической политики.

31. Микроэкономика не изучает:

а) особенности функционирования конкурентного рынка;

б) динамику мировых цен;

в) динамику рыночных цен;

г) классификацию издержек.

32. Инструменты экономической политики государства изучаются в курсе:

а) микроэкономики; б) теории управления;

в) макроэкономики; г) политологии.

33. Экономика не использует методы:

а) формальной логики; б) диалектики;

в) спектрального анализа; г) социологических опросов.

34. Утверждение «Бюджет России, принятый на 2012-2015 годы, предусматривает уровень инфляции не выше 7% в год» относится к:

а) нормативным; б) позитивным;

в) гипотетическим; г) прогнозным.

35. Теоретические обобщения на основе фактов характерны для такого способа познания, как:

а) наблюдение; б) эксперимент;

в) дедукция; г) индукция.

36. Хронологическую последовательность возникновения и развития экономических явлений исследует:

а) логический анализ; б) дедуктивный метод;

в) исторический подход; г) экономическое моделирование.

37. При определении состава потребительской корзины хлеб, овощи и мясо были признаны продуктами питания первой необходимости. Такое выделение их главного общего свойства стало возможным на основе:

а) метода абстрагирования; б) экономического моделирования;

в) составления прогноза потребления; г) дедуктивного метода.

38. Попытку создания Робертом Оуэном в XIX веке идеальной промышленной общины можно назвать:

а) экономической моделью; б) экономическим экспериментом;

в) экономической революцией; г) экономической ошибкой.

39. Изучение зависимости уровня потребления от уровня дохода, а также зависимости объема спроса на товар от его цены, относится к:

а) сравнительному методу познания;

б) экспериментальным методам изучения экономических явлений;

в) систематическому наблюдению;

г) функциональному анализу в рамках экономико-математических моделей.

40. Ярким примером использования метода опроса с целью сбора информации для изучения социально-экономических явлений является:

а) составление платежного баланса страны;

б) перепись населения;

в) предоставление скидок в период рекламных акций;

г) установление цен на потребительские товары.



    1. Темы для выступлений, сообщений и рефератов




  1. Учение Адама Смита и Давида Рикардо: основные тезисы

  2. Взгляды Томаса Мальтуса: истины и заблуждения

  3. Теория эффективного спроса Джона М. Кейнса

  4. Карл Маркс: основные постулаты экономического учения

  5. Особенности и актуальность современного институционализма как направления экономической мысли

  6. Концепция «экономического человека» в истории экономической мысли

  7. Знаменитые эксперименты в экономической истории

  8. Нобелевская премия по экономике: история и современность

  9. Российская экономическая мысль: краткий экскурс

  10. Жизнь и деятельность Н.Д. Кондратьева





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница