Эволюция идеологии петербургского тайного общества декабристов по направлению подготовки



страница1/4
Дата10.06.2018
Размер0.8 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)

Выпускная квалификационная работа на тему:



ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТАЙНОГО ОБЩЕСТВА ДЕКАБРИСТОВ

по направлению подготовки 030600 – История

образовательная программа бакалавриата История

профиль: Отечественная история








Выполнила:

студентка 4 курса

очного отделения

Кузнецова Светлана Дмитриевна







Научный руководитель:

к.и.н., доцент

Белоусов Михаил Сергеевич







Санкт-Петербург

2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Прусское тайное общество Тугендбунд в восприятии декабристов 8

Глава 2. Образование Северного общества 30

Глава 3. Цель организации в представлении принимаемых членов Северного общества 45

Заключение 61

Список источников и литературы 64

ВВЕДЕНИЕ


В 1813-1814 гг. состоялся заграничный поход, который способствовал развитию общественного движения в Российской империи. В ходе кампании будущие участники тайных организаций узнали о деятельности тайных масонских лож и национально-освободительных обществ типа немецкого Тугендбунда. Союз Доблести, как иначе его называют, возник в 1808 г. в Пруссии. Целью этого тайного общества было восстановление патриотического духа населения после поражения Пруссии в IV коалиционной войне. Кроме того, Тугендбунд преследовал идею восстановления статуса Пруссии, который она потеряла после побед Наполеона. По образцу Пруссии в Российской империи начинают создаваться подобные тайные организации.

Период с 1821 г. по начало 1823 г. отчетливо выделяется в движении декабристов. Это этап распада Союза Благоденствия и возникновения, становления как Южного, так и Северного обществ. Исходная дата этого периода - 1821 г. представляет собой начальный момент нового этапа: год Московского съезда и начала серьезной перестройки тайной организации, которая и осуществлялась в Северном обществе с 1821 г. по начало 1823 г.

Идейными руководителями этих изменений были Н.М. Муравьев и Н.И. Тургенев, которые противопоставляли свою умеренную программу более демократическим решениям юга. В 1821-1822 гг. возник первый дошедший до настоящего времени вариант конституции Никиты Муравьева, отразивший эту работу. Этот программный документ является наиболее выдающимся проявлением конституционных течений в Северном обществе. 1822 год для Северного общества является последним годом «муравьевского периода», кануном вступления в общество К.Ф. Рылеева и создания той рылеевской группы, которая и «вынесет на своих плечах организацию восстания 14 декабря 1825 г.»1.

Актуальность темы заключается в том, что в наши дни непрерывно растет интерес к теме движения декабристов в целом. В.С. Парсамов отмечает, что заинтересованность к данной проблеме возникла на фоне общего повышенного внимания к либерализму2. Так, существует достаточно много работ, освещающих данную проблему. Помимо этого, выступление декабристов было самым заметным и значительным фактом общественно-политической истории Российской империи первой четверти XIX в., а политико-правовые программы тайных обществ по-новому ставили вопрос о решении ряда коренных проблем развития России.

Движение декабристов в своей истории прошло несколько этапов развития. Возникали тайные общества как в столице, так и на периферии. Из последних особую роль играла Тульчинская управа Союза Благоденствия, на основе которой позже возникло Южное общество. При этом во главе Петербургских декабристских организаций на разных этапах мы обнаруживаем и С.П. Трубецкого и Н.М. Муравьева. Так, можно поставить вопрос об идеологической преемственности.

Цель работы - рассмотреть процесс формирования и эволюции идеологии петербургского тайного общества декабристов.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:



  • распознать черты Тугендбунда, которые проявляются в петербургском тайном обществе декабристов;

  • рассмотреть процесс возникновения Северного тайного декабристов;

  • проанализировать представления о целях принимаемых членов Северного общества.

Источниковую базу работы составили мемуары, где представлены воспоминания декабристов о событиях 1815-1825 гг., о самом освободительном движении в целом.

Кроме того, в списке представлены материалы Следственной комиссии по делу декабристов. В массовом историческом сознании декабристы – это, прежде всего, 120 человек, осужденных по приговору. Однако только привлеченных к следствию было значительно больше. Так, мы имеем 257 следственных дел членов тайной организации. Декабристы в своих показаниях, письмах и докладных записках во время следствия дали, в сущности, чрезвычайно яркую и полную характеристику социального быта и политического уклада современной им России — тех «бедствий отечества», по выражению П.Г. Каховского, которые толкали их на революционное выступление3. И это сделали не только те, которые, может быть, головою стояли выше рядовых участников движения, — это говорили все

В настоящей работе следственный процесс 1825-1826 гг. рассматривается в контексте исследования представлений декабристов о целях и о времени возникновения Северного тайного общества.

Необходимо отметить, что в отечественной историографии расходятся мнения, касательно влияния Тугендбунда на идеологию петербургского тайного общества декабристов. Так, А.Н. Пыпин утверждает: «Тугендбунд имел свое влияние и на основателей нашего тайного общества»4. Однако В.И. Семевский, в свою очередь, считает, что Тугендбунд оказал большое влияние на формирование декабристского движения, но основные положения и идеи были значительно переработаны5. Однако историки в итоге приходят к единому мнению и соглашаются в том, что таковое воздействие прусского тайного общества присутствовало и его нельзя отрицать.

Так же не существует единого мнения об определенности цели Северного тайного общества и о времени возрождения этой организации. Поставленная проблема в дореволюционной историографии была наиболее разработана А.Н. Пыпиным. Так, он представлял конституцию Н.М. Муравьева и проект П.И. Пестеля всего лишь «рассуждениями о разных формах правления»6. А все совещания, по мнению А.Н. Пыпина, были всего лишь «простым разговором без всякой особенной цели»7. Кроме того, сложилось мнение, что возрождение тайной организации в Петербурге, т.е. Северного тайного общества, произошло в 1822 г.

Эту точку зрения поддерживают многие исследователи, такие как Е.В. Сказин8 и А.Е. Пресняков9. Они утверждали, что в 1821 г. никакой тайной организации не существовало, или, что она находилась в полнейшем бездействии.

В послевоенный период М.В. Нечкина создает новую интерпретацию этой проблематики. Она отмечает, что цель тайного общества была предельна ясна: «Введение в действие конституции <…> стало в центре политической идеологии. Во имя этого предпринималось опасное дело тайной политической организации, во имя этого можно было и пожертвовать собой в случае необходимости, так как добывать все это нужно было открытой борьбой, это было уже ясно»10.

Касаясь вопроса о времени возникновения Северного тайного общества декабристов. М.В. Нечкина считает, что «было бы неточным считать 1822 год годом основания Северного общества, — это лишь год усиления и активизации его работы. Возникновение Северного общества произошло почти одновременно с возникновением Южного, и их общий генезис — только совсем по-разному — связан с решениями Московского съезда 1821 г.»11. Такой же точки зрения придерживались и А.Н. Пыпин12, и С.С. Ланда13.

В современной историографии также не мало внимания уделено проблеме эволюции идеологии петербургской тайной организации. Наиболее обширно эта тема представлена в работах Т.В. Андреевой14 и В.С. Парсамова15.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.


ГЛАВА 1.

ПРУССКОЕ ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО ТУГЕНДБУНД В ВОСПРИЯТИИ ДЕКАБРИСТОВ

Окончание Отечественной войны 1812 г. оказало огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни Российской империи, способствовало росту национального самосознания, дало мощный толчок развитию передовой общественной мысли в стране.

Заграничные походы дали возможность народу, в том числе и декабристам, познакомиться с Западной Европой. Существует множество свидетельств о неизгладимом влиянии, которое произвело на декабристов пребывание за границей.

Как писал Н.И. Тургенев, «происшествия 1812, 13, 14 и 15 года сблизили нас с Европою… И никакая человеческая сила не может уже обратить нас вспять»0. Он также обращает внимание на тот факт, что русский народ стремится не только больше узнавать о жизни Запада, но и «хотят ныне участвовать в судьбе просвещенной Европы; хотят знать не только о ее благополучии, о ее бедствиях, но также и о причинах сего благополучия и сих бедствий»0.

Н.И. Тургенев, живя в Париже, записал 25 апреля 1814 г. в дневнике: «Теперь возвратятся в Россию много таких русских, которые видели, что без рабства может существовать гражданский порядок и могут процветать царства, что можно сделать умными распоряжениями и постановлениями!»0.

С.И. Муравьев-Апостол считает «трехлетнюю войну, освободившую Европу от ига Наполеона» и ее «последствие – введение представительного правления в некоторых государствах» первыми «источниками революционных мнений»0.

По словам И.Д. Якушкина, «пребывание целый год в Германии и потом несколько месяцев в Париже не могло не изменить воззрения сколько-нибудь мыслящей русской молодежи… каждый из нас хоть сколько-нибудь вырос»0.

Князь С.Г. Волконский, когда останавливался в Дюссельдорфе, часто общался с Ю. Грунером, сподвижником Г. Штейна, в беседах с ним С.Г. Волконский много узнал об обязанностях гражданина к Отечеству. Он считал, что все, что мы видели в 1813-1814 гг. в Европе, создало чувство, что Россия отстала от других стран, и знакомство с Европой было просто необходимо.

После окончания борьбы с Наполеоном освобожденные народы начали предъявлять свои требования. В то же время они прекрасно понимали, что скорого исполнения их желаний не произойдет. Правители же стали действовать наоборот и противоречить тому, что сами прежде обещали. Тогда общество было вынуждено действовать само. Именно так появились первые тайные общества. В Пруссии, Франции, Италии возникли такие организации под разными названиями: карбонариев, Тугендбунд и пр.

Создание Тугендбунд было вызвано пробуждением национального чувства: ненавистью к Франции, распространившей свое влияние в те времена на Пруссию. Однако это общество частично подчинялось правительству и было мирным. В его задачи входила только помощь правительству, учредители Тугендбунда стремились к нравственному пробуждению нации, считая, что именно так они смогут избавиться от чужеземного гнета.

По словам Ф. Шлоссера, Тугендбунд был только орудием реакционеров, которым обманывали действительных патриотов и низший слой народа, чтобы воспользоваться их одушевлением и усилиями для восстановления старого порядка. Но, в конце концов, Ф. Шлоссер прибавляет: «В Тугендбунде важнейшим делом было то, что он пробуждал умы. В этом состояла важность тайных обществ. Крик, поднятый Наполеоном против Тугендбунда, дал этому союзу политическую важность; свирепое преследование, организованное в Германии Наполеоном, князем Экмюльским (Даву) и его агентами и шпионами, ожесточало умы, а когда Пруссия принуждена была запретить Тугендбунд, таинственность стала придавать новую заманчивость патриотическим обществам»0.

О знакомстве многих русских офицеров во время освободительной войны 1813 г. «с германскими офицерами, членами прусского тайного союза (Tugendbund), который так благотворно приготовил восстание Пруссии и содействовал ее освобождению», писал декабрист М.А. Фонвизин0.

Тугендбунд существовал около полутора года: был основан 16 апреля 1808 г. в Кенигсберге. Основатели просили у короля утверждения их статутов, король дал на это согласие и официально признал существование Союза добродетели 30 июня 1808 г., после чего общество открыло свои действия. Наибольшее сочувствие идея союза нашла в Силезии и Померании, меньшее в Бранденбурге и очень малое в Берлине. Однако 31 декабря 1809 г. Тугендбунд был закрыт, по некоторым свидетельствам, вследствие требования Наполеона, в союзе было 738 членов, но большой роли он сыграть не успел. Тем не менее, после падения Наполеона, когда в Германии и Австрии начала свирепствовать реакция, Тугендбунд подвергся еще большему преследованию0.

Князь С.П. Трубецкой в своем показании говорил, что Союзу Добродетели приписывали «ополчение Шилля и после того, в 1813 г., скорое восстание Пруссии против Франции»; «начальником» его «почитали известного министра Штейна» и полагали, что в числе членов его находится А. Гнейзенау и многие другие известные люди0. Однако это неправильно: майор Ф. Шилль в 1809 г. предпринял попытку восстания для освобождения Пруссии от Наполеона, в последствии чего погиб, тем не менее он хорошо знал дела Союза, ему даже было предложено вступить в него, однако он отказался из-за подготовки восстания. А. Гнейзенау и Г. Штейн также не были его членами.

Союз Добродетели состоял из «коренного общества» - собрания его членов в Кенигсберге. Лица, выступившие в общество, должны были выбрать себе отрасль деятельности по программе союза. Собрание членов одной такой отрасли называлось «камерой», а собрание камер в Кенигсберге – «главной камерой». В каждой камере работал цензор, который следил за тем, чтобы законы общества находились в пределах государственного закона и собирал сведения о новых членах общества.

Цель этого общества заключалась в том, чтобы «создать улучшение нравственного состояния и благосостояния прусского и затем немецкого народа единством и общностью стремлений честных людей. Средства общества – слово, письмо и пример»0.

Союз Добродетели, видимо, имел в основании политическую цель - содействовать национальному отпору против Франции, но должен был очень скрывать эту задачу и ограничить свою деятельность нравственно-общественными предметами, в союзе с правительством.

Деятельность Тугендбунда распадалась на несколько отраслей, это деление передается по-разному в разных источниках о Тугендбунде, однако общие положения деятельности передаются довольно сходно. По К. Фойгту, деятельность общества распадалась на 6 направлений: 1) воспитание; 2) народное образование; 3) наука и искусство; 4) народное благосостояние; 5) внешняя полиция; 6) внутренняя полиция. По уставу, который был опубликован в журнале Freimuthige Blatter, эти отрасли были следующими: 1) воспитание; 2) народное образование; 3) литература; 4) земледелие; 5) торговля, промышленность и государственные долги; 6) полиция и распространение союза0.

В отделе воспитания главной задачей являлся поиск и распространение лучших методов воспитания и обучения, при которых юношество достигнет наиболее полного употребления всех своих духовных и телесных сил.

В отделе народного образования – распространение правильных понятий об обязанностях человека для сохранения и развития его сил и его обязанностях во всех жизненных отношениях. Особую отрасль здесь составляли военные люди, которые изучали военные науки, подготавливали молодых офицеров в научном и нравственном отношениях, заботились о солдатах, обучали их обязанностям их звания. Для руководства этой отраслью совет камеры должен был выбрать одного из самых опытных офицеров.

В отделе науки и искусства – изучение важных предметов науки и искусства и распространение правильных понятий о них. Члены общества, которые работали в этой отрасли, обращали внимание на замечательнейшие произведения древних и новых времен, издавали журналы для возбуждения чувства истины, добродетели, любви к Отечеству, свободы мысли и совести. В отрасли народного благосостояния должны были собираться члены из людей, которые хорошо знали различные отрасли городской и сельской промышленности, чтобы находить свои источники благосостояния, вводить и поощрять новые промыслы, оказывать помощь обедневшим посредством кредита, задатков и т.п.

В отделе внешней полиции стремились к тому, чтобы убедить народ в том, что все законы будут действительны и смогут достигать своей цели только тогда, когда все будут соблюдать их; с этой целью планировалось создать книгу, в которой бы объяснялась вся благотворность полицейского порядка.

В отделе внутренней полиции – исключительное наблюдение за нравственным и законным поведением членов союза, что и поручалось цензорам камер.

В Freimuthige Blatter, которым пользовались декабристы при составлении устава Союза Благоденствия, представлена лишь первая редакция устава Союза добродетели, чуть позже он был пересмотрен и значительно переработан.

Власть была неправа тем в своем мнении о программе Союза, что высказывала недоверие к самому принципу общественной самодеятельности. «Ни «государство», ни «церковь», в той форме, как на них ссылался Г. Штейн, никогда не могут вполне удовлетворить материальным и духовным потребностям нации, - если понимаются таким внешним образом и остаются недоступны влиянием и требованиям общества: одно принуждение и повиновение никогда не доставит государству и нации столько сил, сколько может принести содействие, исходящее из свободного убеждения, из самодеятельного общественного мнения. Основатели Тугендбунда именно угадывали и выражали необходимость участия самого общества в своих делах и интересах»0.

После официального запрещения Тугендбунда в 1809 г. он стал тайным обществом, в котором наряду с задачами национального освобождения страны от наполеоновского ига была поставлена необходимость политического переустройства Германии. В ответ на наступление реакции активизировалась деятельность Тугендбунда, взгляды его членов становились более радикальными.

После 1815 г. в печати началось освещение Союза Добродетели, в связи с этим складывалось впечатление, что именно в это время тайные общества и явные союзы стали особенно распространяться - снова появляется Ян и его гимнасты, возникает буршеншафт, общество «безусловных» и т.д., в которых прежнее брожение, направлявшееся против французов, обращается против домашней реакции во имя романтическо-народных и конституционных идеалов0.

Прусское правительство королевским указом от 18 января 1816 г. подтвердило запрет Тугендбунда, а также публикацию о нем каких-либо сведений в печати. Александр I положительно отнесся к этому указу, даже поздравил прусского короля с успехом. Все это свидетельствует о том, что со временем Тугендбунд становился все менее умеренно-либеральной организацией, какой она представлялась, например, А.Н. Пыпину0.

О новых целях Союза Добродетели немецкий историк Б. Нибур высказался так: «мыслилось как государство в государстве, и если бы оно пришло к жизни, то было бы в состоянии свергнуть правительство, если бы было это желательным»0.

Таким образом, непосредственное участие многих будущих декабристов в освободительных походах, пребывание их в первые послевоенные годы за границей полнее раскрыли перед ними общие пути исторического развития европейских народов. Такие события, конечно, еще больше развивали их интерес к жизни общества, особенно к опыту национально-освободительной борьбы в Европе. Ввиду этой борьбы, в Западной Европе возникали тайные общества такие, как Тугендбунд, члены которого стремились улучшить нравственное состояние прусского народа, а также имели скрытую цель – содействовать национальному отпору против Франции.

Появление первых тайных организаций в соседних государствах не могло не оказать влияния на Россию, и ее постигла та же участь. Многие участники заграничного похода 1813-1814 гг., вернувшись в Российскую империю, принесли с собой новые идеи и задумались о положении России и стали применять к ней теории заграничных тайных обществ.

Именно пребывание за границей, европейские события, сближение с европейскими людьми, с их понятиями и нравами дали первый толчок либеральным идеям. Русские либералы интересовались тем, что происходило в Европе, потому что совсем недавно на их глазах решалась судьба этой Европы: чуть позже, они чувствовали единство европейской реакции, которая от западных событий отразилась и в России. Но нельзя утверждать, что они хотели «<…>пересадить Францию в Россию»0. Наоборот, русская жизнь стояла для них на первом плане: они понимали недостатки русской жизни, искали средства для их исправления, и это настроение, безусловно, сыграло большую роль в развитии той «народности», которая вскоре стала лозунгом литературы.

Что касается действий самого правительства, то во время войн и в первые годы после них Александр I стремился к освобождению народов. Действия императора на Венском конгрессе отличались уважением к желаниям народов. Он даровал Польше конституцию, что возбудило в русском обществе надежду на подобные преобразования и учреждения в России.

Однако надежды не оправдались, и стремление противодействовать недостаткам русской жизни привело к возникновению тайных обществ. Русские тайные организации в первое время не думали ни о каких политических переворотах, не желали никаких перемен в государственных учреждениях, они стремились к нравственному возрождению общества, поэтому и была принята программа Тугендбунда, потому что она совпадала с интересами русского общества на тот период времени.

В Донесении следственной комиссии представлено несколько попыток основания тайного общества. Первая попытка была совершена в 1816 г., когда был создан Союз Спасения, однако просуществовал он не так долго и вскоре распался. В итоге, в январе 1818 г. образовался Союз Благоденствия, где общество в первый раз получило правильную организацию0. В этой окончательной форме, которую приняло теперь тайное общество, обнаружилось уже более прямое влияние времени, потому что образцом для Союза Благоденствия послужил отчасти немецкий Тугендбунд.

О знакомстве с опытом Тугендбунда существуют свидетельства П.И. Пестеля, С.П. Трубецкого, А.Н. Муравьева, М.А. Фонвизина и других декабристов. Как отмечал С.П. Трубецкой, сначала их привлекала та сторона деятельности Тугендбунда, которая, как им казалось, не носила в себе ничего такого, «что бы могло подать повод к обвинению членов в себялюбии или в действии, опасном для спокойствия отечества»0. Видимо, здесь подразумевалась та задача Тугендбунда, которая была известна членам самых низших степеней и сводилась к «просвещению и воспитанию народа» без указания конечных политических целей, преследуемых обществом0.

В отличие от Союза Спасения, а также Северного и Южного обществ, Союз Благоденствия не носил четко выраженной революционной направленности и действовал гласно. О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно, а в её рядах насчитывалось около двухсот человек. Членами общества могли стать только мужчины старше 18 лет, исповедовавшие христианство. При вступлении в общество брались 2 расписки, затем тайно сжигались в интересах конспирации. Принимать новых членов мог не любой желающий, а только тот, кто имел письменное полномочие. Кроме того, каждый член Союза Благоденствия уплачивал членские взносы – 4% от своего дохода, к концу существования общества взнос вырос до 10%. Все рассчитывалось на честность члена общества, при тяжелом финансовом положении взнос можно было не платить0.

Мнения историков о характере Союза Благоденствия с течением времени менялись. Дореволюционные ученые рассматривали декабристские организации в качестве либеральных организаций: «В первое время наши тайные общества тоже не думали ни о каких политических планах, не желали никаких перемен в существующих учреждениях. Их настроение было совершенно мирное; это был идеалистический патриотизм, хотевший действовать чисто нравственной пропагандой и образованием, думавший только помогать правительству»0.

В советской историографии Союз Благоденствия рассматривался как революционная организация. М.В. Нечкина считает, что «Союз Благоденствия был конспиративной организацией, противопоставлявшей себя правительству», а цель союза – «ликвидация в России крепостничества и абсолютизма, самодержавия, введение политического строя, основанного на твердых и неизменяемых законах и народном представительстве, введение конституции»0.

С.С. Ланда в своем труде «Дух революционных преобразований» отмечает, что «старый спор о Союзе Благоденствия, было ли это тайное революционное общество либо мирная ассоциация либерально настроенных людей, убедительно решен в советской исторической науке в пользу первого утверждения»0.

В современной историографии Т.Н. Жуковская считает, что Союз Благоденствия – это организация, которая намеревалась постепенно реформировать общество0.

По мнению Т.В. Андреевой, «в декабризме в различные периоды и в различных политических обстоятельствах сосуществовали и по-разному проявляли себя конституционно-либеральные и республиканско-революционные тенденции, но в целом всегда сохранялся либерально-конституционный характер движения»0.

Руководящую роль в Союзе Благоденствия, так же, как и в Тугендбунде, играл «Коренной союз» - организация членов-учредителей. Именно от них зависела вся деятельность союза. Коренной союз имел законодательную власть в организации, право «верховного судилища» и право «выбора чиновников». Также учреждалась «временная Законодательная палата Союза», назначаемая Коренным союзом для «рассмотрения, пояснения и исполнения законов Союза»0. Однако Коренной союз Союза Благоденствия не осуществлял практическое управлением обществом. Для этого избирались шесть членов, которые составляли Совет Коренного союза и осуществляли повседневное управление. Пять членов именовались заседателями, шестой был блюстителем. Каждые 4 месяца по жребию выбывали два заседателя и на их место приходили новые из Коренного союза.

Союз Благоденствия делился на управы. Управы «находились в Петербурге, в Москве и в Тульчине»0. С.П. Трубецкой, И.А. Долгоруков, Н.М. Муравьев были главными членами Союза Благоденствия в Петербурге. Руководящими членами в Москве были А.Н. Муравьев, М.А. Фонвизин, П.И. Колошин, Ф.П. Шаховский. В Тульчине – П.И. Пестель, И.Г. Бурцев, Ф. Вольф и С.Г. Волконский. Коренной союз и все члены Коренного союза составляли Коренную управу Союза Благоденствия. Члены Коренного союза должны были учредить несколько управ, а затем возглавить их. Число членов управы должно быть не меньше 20. Управы делились на деловые, побочные и главные. После создания управы, ей давалось 6 месяцев, чтобы набрать в нее 10 человек, после чего она получала название деловой и право учреждения побочной управы. В свою очередь побочная управа не имела права прямого общения с Коренной управой, только через управу-создателя. Как только побочная управа набирала свыше 10 членов, то она становилась самостоятельной. Управа, которая учреждала 3 побочные управы или вольные общества, сразу же получала название главной.

«Цель, изложенная в сем новом уставе, приближалась к той, которую предполагали при самых началах Общества, то есть благо России; главные средства к достижению оной были следующие: сближение дворянства с мыслию освободить крепостных людей, образование сих последних и вообще людей низшего состояния распространением школ и наконец образование общего мнения, обратив внимание всех к пользе общественной»0.

М.А. Фонвизин на следствии говорит так о целях организации: в конце 1817 г. ему сообщили «о учреждающемся тайном обществе, которого крайнею целию должно быть достижение наших тогдашних любимых идей: Конституции, Представительства Народного, свободы книгопечатания…»0.

Кратко и четко освещает цели общества М.С. Лунин: «введение конституции или законно-свободного правления»0.

В Союзе Благоденствия, как и в Тугендбунде, в первое время, политическая цель также стояла на втором плане; они надеялись, что политическая реформа будет произведена самим правительством, и думали только содействовать его планам, стараясь распространять новые идеи, возбуждать нравственную самостоятельность общества, истреблять предрассудки и злоупотребления.

Устав Союза Благоденствия - «Зеленая книга» - представлял собой переработанный устав Союза Добродетели. Декабристы давно знали о Тугендбунде, некоторые познакомились с ним в течение заграничных походов 1813-1814 гг.

М.А. Фонвизин рассказывает, что во время войн многие из русских «познакомились с германскими офицерами, членами прусского тайного союза (Tugendverein)», что в Петербурге известны были статуты разных тайных обществ, существовавших во Франции и Германии, и что один из членов русского общества «ездил в Германию и вошел в сношения с членами Союза Добродетели», которые и сообщили ему свои статуты0.

Н.М. Муравьев во время следствия заявил, что устав пригодился декабристам во время кризиса организации в 1817 г. Член Союза Спасения князь П.П. Лопухин в Петербурге получил книжку немецкого журнала «Freimuthige Blatter», там и был опубликован устав Тугендбунда0. Однако, по мнению И.Д. Якушкина, «было положено приступить к сочинению устава и при этом руководствоваться печатным немецким уставом, привезенным кн. Ильей Долгоруким из-за границы и служившим пруссакам для тайного соединения против фрацузов»0.

И. Колошин перевел его на русский язык, а М.Н. Муравьев, М.А. Фонвизин и И.Д. Якушкин потребовали применение устава к состоянию России и народному характеру. Комиссию, которая составила текст «зеленой книги», составили Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой и М.Н. Муравьев, и проработала она около 4-х месяцев.

В первой части «Зеленой книги» нет содержания, противоречащее самодержавию и крепостному праву, потому что Союз Благоденствия стремился оградить себя от преследования со стороны правительства: «вступление в такие общества, которые не одобрены правительством, членам союза запрещается, ибо он, действуя к благу России и, следовательно, к цели правления, не желает подвергнуться его подозрению»0.

В первой редакции устава Союза добродетели этому соответствует постановление, что он представляет «общество, которое старается пользоваться одобрением каждого правительства». Впрочем, устав Союза Благоденствия повторяет правило устава Тугендбунда, что никто не имеет права с посторонними говорить о занятиях и делах Союза и не имеет права письменно излагать свое мнение за или против союза0.

Союз Благоденствия основывался на доверии к власти, его основатели даже собирались сообщить о нем правительству, чему абсолютно точно соответствовали правила Союза Добродетели.

Однако С.П. Трубецкой все же показывает, что члены Союза Благоденствия «должны были истолковывать незнающим, что такое конституционное правление и изъяснять необходимость освобождения крестьян от крепостного права»0. Тем не менее, в «Зеленой книге» нет упоминания ни о конституционном правлении, ни об отмене крепостного права.

Первая часть устава, предоставленная А.И. Чернышевым, была известна Александру I0. В ней указывается на необходимость соблюдения общего блага. Союз Благоденствия считает своей обязанностью распространение среди соотечественников истинных правил нравственности и просвещения, которые способствуют правительству к возведению России на степень величия и благоденствия.

Так, деятельность Союза Благоденствия распадалась на несколько отраслей: 1) человеколюбие; 2) образование; 3) правосудие; 4) общественное хозяйство.

Те, кто состоял в отрасли «человеколюбия» должны были вступить в «человеколюбивые» общества и создавать новые, а так как таких обществ на тот момент уже существовало много, то, так, Союз Благоденствия мог получить огромную силу к воздействию на общественное мнение. Также члены этой отрасли были заинтересованы в поисках работы безработным, которые могли бы помочь своим трудом государству. Кроме того, в уставе относительно этой отрасли указывалось, что крепостные крестьяне – такие же люди и что «никаких в мире отличных прав не существует, которые дозволили бы властителям жестоко с подвластными обходиться»0.

Вторая отрасль – «образование» - ставила обширные цели. Члены этой отрасли должны были распространять знания, просвещение и нравственность во всех сословиях. Основная задача – воспитание юношества и распространение знаний. Под надзором этой отрасли находились все народные учебные заведения. Кроме того, эта отрасль была обязана выпускать журналы, посвященные вопросам воспитания и образования.

Третья отрасль деятельности – «правосудие» охватывала не меньший круг действия. «Все дела по разным частям управления в отечестве состоят под надзором членов сей отрасли»0. Основная цель – борьба за победу справедливости и искоренение злоупотреблений. Члены этой отрасли следили за тем, чтобы не продавали крепостных в рекруты, вникали в дела военных судов.

Последняя отрасль «общественного хозяйства» - следила за хозяйством, собирала о нем различные сведения, боролась с монополиями, совершенствовала хлебопашество. Члены этой отрасли описывали отечественную промышленность, торговлю и состояние земледелия, они были обязаны сообщать через сочинения и журнальные статьи о новых и полезных открытиях.

Союз Благоденствия был обязан не только образовать эти отрасли, а также должен окружить себя литературными, просветительными, женскими обществами, а также обществами молодежи.

Тайное общество «Зеленая лампа» было отраслью Союза Благоденствия. В обществе Зеленой Лампы, которое собралось у Н.В. Всеволожского, помимо рассуждений о литературе и театре, чтения литературных произведений, выражались мечты о вольности. Как правило, основание общества относят к 1818-1819 гг. Название свое оно получило от того, что комната, где проходили собрания, была освещена лампой зеленого цвета. Девизом общества были просвещение и надежды, члены общества должны были носить перстень с выгравированным изображением лампы. Общество Зеленой Лампы не имело никакой политической цели, и все члены обязывались молчать об его существовании. Заседания проходили в квартире Н.В. Всеволожского, в его отсутствие – в квартире Я.Н. Толстого. Предположительно, общество «Зеленой Лампы» было уничтожено до 1821 г.

Главное дело тайного общества – пропаганда мысли о необходимости политических и социальных реформ. И.Д. Якушкин говорил, что «явные цели общества изменялись с преобразованием самого общества, но главная цель оставалась всегда одна: приготовить государство к правлению представительному»0. Е.П. Оболенский показал, что «дальняя цель общества была образование конституционного образа правления в государстве»0. Я.Н. Толстой в приложении к письму из Парижа императору Николаю I от 17 октября 1826 г. заявил, что одной из целей общества «добра и Правды» было «сочинение полных конституций, приспособленных к нуждам и обычаям народа»0. По словам М.С. Лунина, «объявленная цель тайного общества <…> благотворительность, сокровенная же цель – водворение законно-свободного правления в России»0.

А.Н. Пыпин доказал, что в основу устава Союза Благоденствия была положена первая редакция Союза добродетели. Тем не менее он отметил, что в уставе русского тайного общества были опущены два важных параграфа, в которых обязательным условием вступления в Союз для земледельцев, имеющих своих подданных. Было освободить их от подданнических отношений и обратить их условное владение землей в свободную собственность. 9 октября 1807 г. окончательно прекращалось существование наследственной зависимости в Пруссии.

В России в уставе Союза Благоденствия составители не решились открыто говорить об отмене крепостного права. Возможно, это связано с тем, что в Пруссии на момент выхода устава уже была отменена наследственная зависимость, а на момент выпуска устава Союза Благоденствия крепостное право было уничтожено только в Царстве Польском. «Известно также, что главной целью своей деятельности огромное большинство членов Союза Благоденствия считало уничтожение рабства в России»0.

Участники улучшали быт своих крестьян, создавали для них училища. Так, в январе 1819 г. был утвержден устав «Санкт-Петербургского общества учреждения училищ по методу взаимного обучения Бэля и Ланкастера». Двое из главных деятелей Ф.П. Толстой и Ф.П. Глинка были членами Союза Благоденствия. Общество открыло в 1819 г. в Петербурге училище для бедных мальчиков на 150 человек, просуществовало до 1827 г. и закрылось из-за недостатка средств. Члены Союза Благоденствия преследовали злоупотребления помещиков, уничтожали или смягчали телесные наказания солдат, пропагандировали идеи о преобразовании судопроизводства, распространяли идеи о необходимости политической свободы.

Попытку обращения к правительству по этому вопросу предпринял Н.И. Тургенев, написав записку «Нечто о состоянии крепостных крестьян в России» в 1818 г. Он приходит к мнению, что крепостное право возникло незаконно. В этой записке отмечается спасительность самодержавия, восхваляются освобождения крестьян в Прибалтике и т.д. Однако из русской программы отбрасывались части устава, где говорилось о преданности монарху, защите царственного дома, защите политического строя.

Многочисленные свидетельства декабристов показывают, что изложение «сокровенной цели» общества было сделано в письменном виде и проект второй части «Зеленой книги» существовал, подвергался обсуждению, но так и не успел получить официального утверждения0.

Во второй части «Зеленой книги» управы Союза Благоденствия представлялись опорой для государственного переворота. «Весь переворот в целом представлялся как строго централизованный акт, а члены Союза Благоденствия, новаторы из разных сословий, теперь уже организованные в общегосударственном масштабе, являлись основной движущей силой государственного переворота»0.

Тайное общество стремилось к созданию антиправительственного «общественного мнения», которое, по их мнению, сможет сломать старый общественный строй. Для этого в «Зеленой книге» присутствовали положения, которые говорили о необходимость использовать все средства для создания передового общественного мнения. В «Записке о государственном правлении», созданной в 1818-1819 гг. П.И. Пестелем, автор предстает сторонником конституционной монархии, в очень сдержанной форме он говорит, что необходимо иметь основной государственной закон, чем и является конституция. Также в «Записке» подробно рассмотрены вопросы о судоустройстве, организации государственной безопасности и о военной реформе.

Декабристы старались, с одной стороны, убедить власти в существовании общественного мнения в России, а, с другой, стремились в самом обществе подготовить благоприятную почву для реформ сверху. В целях установления контроля над текущим литературным процессом Устав Союза Благоденствия предписывал его членам «с дозволения Союза вступать во все правительством одобренные, о нравственности пекущиеся общества и извещать Союз о всех их действиях, дабы сей последний мог употребить надлежащие меры к соглашению оных с своею целию»0.

Также Союз Благоденствия боролся с беззаконием царского суда, особо этим занимался Ф. Глинка, будучи адъютантом у петербургского генерал-губернатора имел непосредственное соприкосновение с судебными решениями, наблюдая за делопроизводством и тюрьмами.

Что касается вопроса о форме конституционного правления, - монархической или республиканской, состоялось собрание коренной управы в 1820 г. в Петербурге в квартире Ф.П. Глинки, большая часть высказалась за республиканский строй. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями, которую предложил П.И. Пестель. Возник вопрос о устройстве республики, возникла задача составления республиканского конституционного проекта, чем и занялись П.И. Пестель и Н.М. Муравьев.

В январе 1821 г. в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов Союза Благоденствия. На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

Обращаясь к вопросу о влиянии Тугендбунда на Союз Благоденствия, нельзя говорить, что русские тайные общества были напрямую связаны с немецкими, т.е. имели какую-нибудь общую политическую цель, однако в их характере можно найти общие черты, которые объясняются духом времени. В отличие от Пруссии, Россия не находилась под чужеземным давлением и испытала меньше бед, чем Германия. Однако, в русском быту существовали едва ли не более мрачные явления, против которых правительство было уже бессильно и которые вызывали сильное недовольство в обществе.

Стремление противодействовать этим недостаткам русской жизни и возбудить нравственность общества привело к образованию тайных обществ. Понятно, почему либералы взяли за основу нового устава программу именно Тугендбунда, который ставил себе целью нравственное возрождение общества для службы тому же интересу государства и народа.

Программа Тугендбунда принята была не из слепого подражания, а именно потому, что она как раз совпадала с патриотическим одушевлением, которое уже было готово в тогдашнем молодом поколении, полном надеждами, мало искушенном опытами и мало испытавшем разочарований. Союз Благоденствия основывался с доверием к власти, основатели его намеревались даже заявить о нем правительству и просить его содействия, - и этому совершенно отвечали правила Тугендбунда. Однако в прусском уставе больше практических указаний, чем в уставе Союза Благоденствия.

Деятельность обществ одинаково делилась на отрасли, которые охватывали определенные сферы влияния. Внешнее устройство Союза благоденствия также представляет большое сходство с устройством Тугендбунда. Что касается крестьянского вопроса, то в отличие от Тугендбунда, который настаивает на освободительных мерах относительно крестьян, требует освободить своих крестьян и наделить их землей, Союз Благоденствия рекомендует помещикам просто человечески относиться к крестьянам и заботиться о их просвещении.

Таким образом, Союз Благоденствия возник под влиянием западных идей, имел довольно четко сформулированную цель – нравственное возрождение общества и его просвещение, однако, помимо главной цели, имел еще и скрытый мотив – изменение существующего государственного строя и ликвидация крепостного права. Это тайное общество было многочисленно и имело довольно широкую организацию, вся деятельность общества делилась на несколько отраслей, которые охватывали какую-либо определенную сферу жизни общества. Кроме того, Союз Благоденствия – это первая организация, выступавшая за установление республиканской формы правления в России, однако это тайное общество было распущено и не смогло достигнуть значительных результатов.


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Проблемы перевода пользовательских соглашений
11701 -> Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
11701 -> Притулюк Юлия Леонидовна Туризм в Абхазии: основные аспекты и перспективы развития Выпускная квалификационная работа бакалавра
11701 -> Оценка выводов компьютерной экспертизы и их использование в доказательстве мошенничества
11701 -> Костная пластика на нижней челюсти с использованием малоберцовой кости и гребня подвздошной кости
11701 -> Выбор вида и способа анестезии на детском стоматологическом приеме


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница