Фгбоу во «КубГУ» Кафедра гражданского процесса и международного права



страница1/5
Дата01.12.2017
Размер1 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Кафедра гражданского процесса и международного права

Допустить к защите в ГЭК

Заведующий кафедрой

доктор юрид. наук, профессор

___________ С.В. Потапенко

(подпись)

«____» ______________ 2016 г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА бакалавра

ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Работу выполнила__________________________________ Е.Ю. Тяжельникова



(подпись, дата)

Факультет____________________юридический _________________________


Направление 40.03.01 Юриспруденция


Научный руководитель

канд. юрид. наук, доцент _____________________________О.Н.Малиновский



(подпись, дата)

Нормоконтролер

канд. юрид. наук, доцент _____________________________О.Н.Малиновский



(подпись, дата)

Краснодар 2016



СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

Международное право – это система норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного права. Принцип равноправия и самоопределения народов – один из базовых принципов современного международного права. 3

Несмотря на большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных ученых по данной теме, на сегодня все еще существует множество проблем как в толковании, так и в реализации принципа равноправия и самоопределения народов. А в связи с сегодняшними событиями на мировой арене эта тема становится еще более приоритетной, потому как исследований, направленных на разрешение проблем реализации принципа равноправия и самоопределения народов крайне мало. 3

Теоретическую основу работы составили научные достижения в области международного права, а именно работы И.И. Лукашука, Г.И. Тункина, Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова, Э.Карра, А.А. Мережко и других ученых. 3

Основную нормативную базу исследования составили Устав ООН, Декларация о принципах международного права, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, резолюции международных организаций и другие источники. 3

Цель нашего исследования – определить проблемы реализации принципа равноправия и самоопределения народов и найти пути их разрешения. 3

Исходя из вышеуказанной цели, обозначим задачи, которые мы ставим перед собой в данном исследовании: 3

рассмотреть возникновение, становление и развитие принципа равноправия и самоопределения народов с исторической точки зрения; 3

раскрыть нормы и институты, сформировавшиеся под влиянием принципа равноправия и самоопределения народов; 3

выяснить соотношение понятий «народ» и «нация»; 3

определить взаимосвязь и соотношение принципа равноправия и самоопределения народов с иными принципами международного права; 4

установить, какие субъекты обладают легитимным правом на реализацию принципа равноправия и самоопределения народов; 4

выяснить, в каких формах может быть реализован принцип равноправия и самоопределения народов, а также рассмотреть вопрос о значимости признания новых субъектов международного права; 4

обозначить проблемы реализации принципа равноправия и самоопределения народов в реальных исторических ситуациях. 4

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией принципа равноправия и самоопределения народов. 4

В качестве предмета исследования выступает принцип равноправия и самоопределения народов и проблемы его реализации. 4

Методологической основой исследования является диалектический метод познания правовой действительности. Наряду с данным методом при написании работы так же использовались и иные методы, такие как – анализ и синтез, логический, историко-правовой, статистический, сравнительно-правовой и другие. 4

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованных источников. 4

1 Принцип равноправия и самоопределения народов в современном
международном праве и его доктрине 5


1.1 Понятие, становление и развитие принципа равноправия и
самоопределения народов 5


Принцип равноправия и самоопределения народов – базовый принцип современного международного права, под которым понимается право каждого народа и государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику – без вмешательства со стороны других государств. 5

Принципу равноправия и самоопределения народов предшествовал так называемый принцип национальности, зародившийся во времена буржуазных революций в Европе. Великая французская революция заменила идею абсолютной власти монарха идеей народного или национального суверенитета. Принцип национальности возник как политический, экономический и социальный протест молодой национальной буржуазии против феодальных порядков. 5

Этот принцип, несомненно, преувеличивал идею национальности, однако, несмотря на этот недостаток, он сыграл положительную роль в национально-освободительной борьбе европейских народов. Вместе с тем, в эпоху империализма «принцип национальности» перестал отвечать интересам буржуазии, а также, будучи когда-то движущей силой революции, оказался пережитком прошлого. В дальнейшем, переходя к новым колониальным захватам, европейские государства и вовсе отказались от принципа национальности. 5

Дальнейшее развитие и первое нормативное закрепление принцип равноправия и самоопределения народов получил 26 октября 1917 года в Декрете о мире, принятом единогласно на Втором съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов после того, как в результате вооружённого переворота было свергнуто Временное правительство России, получив название «принципа самоопределения наций». 5

Данный принцип был направлен уже не на преодоление классовых устоев, а на возможность любого народа самостоятельно определять свою судьбу. Основными признаками принципа самоопределения выступали: 6

необязательность отделения и образования однонациональных государств, а желательное добровольное объединение народов и наций в крупные государства на началах федерализма и автономии; 6

признание права на самоопределение не только за европейскими, но и за всеми без исключения народами, прежде всего – колонизированными; 6

обеспечение условий реализации принципа самоопределения, а не только его формальное закрепление; 6

признание права не только на национальное, но и на социальное освобождение: каждый народ вправе самостоятельно выбирать направление своего социального развития; 6

признание законности права каждого народа на борьбу за осуществление принципа самоопределения. 6

Проанализировав исторические события 1917 года можно понять, что закрепление данного принципа носило больше политический, нежели правовой характер. Тем не менее, благодаря нормативному закреплению на национальном уровне одного государства, данный принцип со временем приобрел характер обычной нормы в международном праве. 6

Нормой современного международного права принцип равноправия и самоопределения народов становится в 1945 году, когда, благодаря широкому движению борьбы против фашизма во Второй мировой войне, он был закреплен в Уставе ООН (пункт 2 ст.1; ст. 55), который предусмотрел систему мероприятий, направленных на реализацию принципа и на ликвидацию колониального строя. Так, например, Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий, которая является частью Устава (глава XI), рассматривает зависимое состояние колониальных народов как временное. 6

В продолжение развития рассматриваемого принципа появляется Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах человека 1966 года и Декларация о принципах международного права 1970 года, в которых дается развернутое определение и раскрывается содержание принципа равноправия и самоопределения народов: 7

все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие; 8

все государства обязаны уважать это право; 8

все государства обязаны содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов; 8

все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; 8

все государства обязаны воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу, независимость; 8

все народы имеют права требовать поддержки и получать ее в связи с осуществлением борьбы за самоопределение; 8

вводится запрет на подчинение народа иностранному господству. 8

Но, как заметил А.Н. Талалаев, принцип равноправия и самоопределения народов не означает, что какой-либо народ обязан стремиться к созданию самостоятельного государства или государства, объединяющего всю нацию, так как право на самоопределение есть его право, а не обязанность. 8

Таким образом, принцип равноправия и самоопределения народов как право каждого народа самостоятельно определять свою судьбу, зародившись на почве формирования национальной идеи, был отражен в национальном законодательстве некоторых государств, вошел в систему международного права как обычай и, в конечном итоге, был заложен в основу современного международного права. 9

1.2 Нормы и институты, сформировавшиеся под влиянием принципа
равноправия и самоопределения народов 9


В результате установления принципа равноправия и самоопределения народов появилась основа для утверждения новых международно-правовых норм и институтов. Одним из первых документов, базирующихся на принципе равноправия и самоопределения народов, стала Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая закрепляет право любого народа вне зависимости от наличия у него государственности на защиту от полного или частичного уничтожения. 9

С течением времени происходило дальнейшее расширение международного сотрудничества в сфере защиты прав народов, имеющих право на самоопределение. Так, защиту от расовой дискриминации гарантируют Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года и Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года. Благодаря Женевским конвенциям о защите жертв войны и дополнительным протоколам к ним, народам, имеющим право на самоопределение, гарантируется право на защиту во время войн и всех вооруженных конфликтов. 9

Признание колониализма и расизма международными преступлениями было отражено в Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, которая провозгласила необходимость прекращения существования всех форм и проявлений колониализма. Данная Декларация базировалась в основном на положениях и нормах Устава ООН, где закреплены обязательства колониальных народов способствовать развитию самоуправления и становлению независимости колоний и подопечных территорий. Принятие Декларации 1960 года позволило признать колониализм и расизм тягчайшими преступлениями против человечества, что означало категорическую невозможность продолжения политики колониализма и террора по отношению к народно-освободительным движениям. Окончательное закрепление такого толкования подтвердилось резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2621 (XXV) 1970 года, в которой колониализм назван международным преступлением, представляющим собой нарушение Устава ООН и Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. 10

Осуществление принципа равноправия и самоопределения народов неизбежно ставит вопрос об определении международного статуса народов, борющихся за самоопределение, и национально-освободительных движений. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3103 (XVIII) 1973 года, вооруженные конфликты, возникающие в связи с осуществлением народом своего легитимного права на самоопределение, рассматриваются в смысле Женевских конвенций 1949 года в качестве международных. 11

В результате процесса деколонизации в международном праве на тот момент утвердилась позиция о том, что правосубъектность наций, как и государств, не зависит от воли других субъектов международного права, от их признания. 11

Благодаря влиянию принципа равноправия и самоопределения народов, был утвержден институт оказания помощи народам, ведущим борьбу за свое освобождение. Следует отметить, что содержание этого института рознится для различных видов освободительных движений. Национально-освободительные движения против колониализма и расизма имеют право на получение любой помощи, в том числе оружием, поскольку колониализм и апартеид представляют собой международные преступления, государства, согласно Уставу ООН, должны считать своим долгом оказание помощи народам, ведущим борьбу за независимость. 11

Народы и нации в неколониальных и нерасистских государствах вправе получать материальную помощь от других государств только в исключительных случаях (например, в случае геноцида, создающего угрозу международной безопасности). По мнению Г.Б. Старушенко и ряда других ученых, государства вправе предоставлять помощь таким народам только при наличии принятого решения Совета Безопасности ООН. 12

Законное правительство обычно может получать любую помощь от других государств, но только если антиправительственные выступления не носят характер гражданской войны, в таком случае все государства обязаны прекратить оказание помощи правительству, иначе это будет нарушением права народа данной страны па самоопределение, а также неизбежно поведет за собой нарушении принципа всеобщего уважения прав человека. В то же время, при получении антиправительственными силами помощи извне, законное правительство получает право на коллективную самооборону, так как речь пойдет уже о противостоянии внешней агрессии (ст. 51 Устава ООН). 12

Самоопределяющиеся народы получают право на вооруженную борьбу. Как отметил Г.Б. Старушенко, обычно управляющие державы шли на предоставление народам права на самоопределение под давлением вооруженной освободительной борьбы в данной стране или в других странах. Признание за самоопределяющимся народом права на вооруженную борьбу — необходимое условие имплементации принципа самоопределения. 12

С дальнейшим развитием принципа равноправия и самоопределения народов возник вопрос о международном сотрудничестве по защите национальных меньшинств. ООН, руководствуясь принципом равноправия и самоопределения, с первых шагов своей деятельности встала на защиту национальных меньшинств. В 1946 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, призывавшую государства способствовать прекращению религиозных и расовых преследований и дискриминации. 13

Принцип равноправия и самоопределения народов со временем начал приобретать и экономическое содержание. Это объясняется тем, что сохранение экономической зависимости от управляющих держав лишало политическую независимость всякого смысла. Борьба за преодоление этой зависимости, за право распоряжаться хотя бы естественными богатствами, становилось важной целью политики самоопределяющихся народов и развивающихся государств. 13

Таким образом, мы можем сказать, что принцип равноправия и самоопределения народов, сформированный изначально как политический, не только обрел правовой статус, но и стал фактором становления и развития новых норм и институтов. 13

1.3 Соотношение понятий «народ» и «нация» 13

При рассмотрении принципа равноправия и самоопределения народов (наций), нам необходимо определить, как соотносятся между собой понятия «народ» и «нация». 14

Этимологически оба слова происходят от латинского слова «natio», которое обозначало и народ, и нацию, и племя. 14

В соответствии со словарем русского языка С И. Ожегова, нация –исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. Исходя из смысла определения, можно выделить следующие признаки данного понятия: 14

1) исторически сложившаяся общность; 14

2) единство территории; 14

3) экономическая, языковая и культурная связь; 14

4) единый духовный облик. 14

Понятие «народ» имеет более широкое толкование и употребляется в нескольких значениях. Так, народ – это и население государства, жители одной страны; и нация, национальность, народность; и основная трудовая масса населения страны; и люди, группа людей. 14

Нас будут интересовать только первые два толкования: первое с политической точки зрения, вторая – с культурной и этнической. В первом случае единственным признаком понятия будет являться только единство территории. Второй же термин тождественен «нации», и, соответственно, имеет четыре выделенных нами признака. 14

Таким образом, либо понятие «народ» шире и включает себя «нацию», либо эти термины употребляются как тождественные. 15

Преамбула Устава ООН начинается со слов: «Мы, народы объединенных наций…». В таком случае рассматривать «народ» и «нацию» как тождественные понятия невозможно. В связи с чем, понятие «нация» представляется более узким и, соответственно, является частью понятия «народ». В данном контексте слово «народ» идентично «населению». 15

Похожая позиция также была выражена учеными И.П. Блищенко и В.Ф. Шавровым, которые указывают, что под населением обычно понимается совокупность людей на территории одного государства и п6одчиняющихся его юрисдикции. 15

Однако, согласно статье 1 Устава ООН, одной из целей Организации является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Такая формулировка свидетельствует, что употребление понятий «нация» и «народ» в контексте рассмотрения принципа равноправия и самоопределения народов тождественны. 15

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном международном праве не установлено строгое соотношение понятий «народ» и «нация» между собой. В контексте рассматриваемого нами принципа, как правило, данные понятия рассматриваются как тождественные. 16

1.4 Взаимосвязь и соотношение принципа равноправия и
самоопределения народов с иными принципами международного права 16


Современное международное право базируется на десяти принципах, в системе которых нет заранее установленной иерархии. 16

Возникновение коллизий при применении принципа равноправия и самоопределения народов возможно в соотношении с принципом территориальной целостности государства и принципом нерушимости границ. 16

Принцип территориальной целостности государств представлен в Заключительном акте СБСЕ 1975 года, где раскрыты следующие обязанности государств-участников ООН: 16

уважать территориальную целостность других государств-участников; 16

воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника; 16

воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы ее применения. 16

В науке международного права по поводу соотношения между принципом самоопределения народов и принципом территориальной целостности государства сложились три основные точки зрения: 17

принцип территориальной целостности имеет приоритет по отношению к принципу самоопределения народов; 17

принцип самоопределения народов имеет приоритет по отношению к принципу территориальной целостности; 17

оба принципа обладают равной юридической силой. 17

По мнению польских авторов Владислава Чаплинского и Анны Вырозумской, право на самоопределение не может принадлежать национальным меньшинствам и не обосновывает право на сецессию, в практике принцип самоопределения был подчинен принципу территориальной целостности. 17

Похожую позицию занял и Конституционный суд РСФСР, который отметил, что право народа на самоопределение в международном праве существенно ограничивается соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека. Такая позиция скорее подтверждает примат принципа территориальной целостности по отношению к принципу равноправия и самоопределения народов. Однако такой подход чрезмерно умаляет значение принципа равноправия и самоопределения народов и фактически сводит его реализацию к созданию автономий в составе какого-либо государства. 17

По мнению А.А. Мережко, вторая точка зрения является более обоснованной, так как исторически право на самоопределение народов превалировало над правом территориальной целостности. 18

Г.М. Мелков отметил, что принцип равноправия и самоопределения народов, появившийся первоначально инструментом борьбы против колониализма, закреплен во множестве международных и национальных актов, главными положениями которых являлись суверенность народов и их право на самоопределение, никак не связанные с необходимостью соблюдать территориальную целостность. 18

В разрезе данной проблемы третья точка зрения кажется наиболее предпочтительной. В связи с тем, что среди принципов международного права нет иерархии, большинство ученых сходятся на том мнении, что в каждой конкретной ситуации возникновения противоречий принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности стоит рассматривать значимость и легитимность применения каждого из принципов в отдельности. 19

Каталог: sites -> default -> files -> users
users -> Особенности организации образовательного процесса в группах комбинированной направленности доо
users -> Кафедра экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента курсовая работа мотивация и стимулирование персонала
users -> Фгбоу во «КубГУ» Кафедра конституционного и муниципального права
users -> Перечень специализированных организаций-лицензиатов, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на территории Воронежской области
users -> Лабораторная работа 1- ремонт внутренней поверхности гильзы блока цилиндров


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница