Фигурное катание сложно координационный вид конькобежного спорта



страница1/17
Дата15.05.2019
Размер2.71 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

\\uch-avdalyan\cyss\программы\фигурное катание.jpg

\\uch-avdalyan\cyss\программы\фигурное катание1.jpg\\uch-avdalyan\cyss\программы\фигурное катание2.jpg
\\uch-avdalyan\cyss\программы\фигурное катание3.jpg
\\uch-avdalyan\cyss\программы\фиг.катание5.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Фигурное катание -   сложно координационный вид конькобежного спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращения, прыжков, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.

Фигурное катание, преследующее эстетические цели в двух направлениях (орнамент и «искусство движений»), представляющее в своих методах полную аналогию методике почти каждого вида искусства, является своеобразным «мостом» между спортом и искусством.

Фигурное катание содержит в себе все главные достоинства зимнего спорта в его оздоровительном значении. Фигурное катание вырабатывает весьма необходимые не только для спортсмена, но для каждого человека, качества — ловкость, равновесие, исключительное владение своим телом, чувство ритма. Сложно координационные элементы приучают фигуриста к умению свободно распоряжаться своим телом, сохраняя равновесие в самых трудных положениях. Отличительной особенностью фигурного катания на коньках является связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм

Фигурное катание – зрелищный вид спорта и является не только мощным спортивно-агитационным средством, но и средством массового физического, эстетического и ритмического воспитания.

Дополнительная предпрофессиональная программа спортивной подготовки по виду спорта фигурное катание на коньках МБУ ДО «ДС «Северная Звезда» призвана объединить в себе интересы обучающихся, семьи, общества и государства, являющегося основным социальным заказчиком. Предпрофессиональная программа и учебный план составлены с учетом потребностей обучающихся, родителей и  учреждения дополнительного образования.

Данная программа реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в ст. 3 № 329-ФЗ:
- непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
- учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;
- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций.

Цель и задачи программы

Цель – многолетняя подготовка спортивных резервов для фигурного катания , подготовка спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных сил.

Задачи:


  1. Формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

  2. Профессиональное самоопределение;

  3. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

  4. Достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков;

  5. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости.

Современные технологии, формы и способы решения поставленных задач нашли свое отражение в характеристике и видах программ реализуемых учреждением, а именно предпрофессиональной программы спортивной подготовки по виду спорта «Фигурное катание» Содержательное обеспечение программы объединено в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы, которая базируется на основе действующих нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования, обобщения передового опыта работы с юными фигуристами и результатов научных исследований. В этом документе нашли отражение поэтапное построение процесса обучения и тренировки юных спортсменов основные задачи на различных этапах годичного цикла подготовки, распределение объёмов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах, ранжирование соревнований по значимости. Особенностью программы являются тренировочные задания, сгруппированные в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств, а также на обучение и совершенствование спортивного мастерства юных фигуристов.

Специфика организации тренировочного процесса в фигурном катании заключается в интеграции ледовой и внеледовой подготовки. Внеледовая подготовка включает в себя тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности фигуриста, занятия по изучению хореографического искусства и теоретические занятия. В процессе ледовой подготовки юные фигуристы овладевают техникой всех элементов фигурного катания - шагами, спиралями, вращениями, прыжками; осваивают выполнение сложных композиций под музыкальное сопровождение.

Система многолетней подготовки фигуристов в МБУ ДО «ДС «Северная Звезда» включает в себя 3 этапа: этап начальной подготовки , тренировочный этап (этап спортивной специализации) и этап совершенствования спортивного мастерства.

Задачами этапа начальной подготовки являются:

- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

- освоение основ техники по виду спорта фигурное катание на коньках;

- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

- укрепление здоровья спортсменов;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта фигурное катание на коньках.

Задачами тренировочного этапе (этапа спортивной специализации) являются:

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта фигурное катание на коньках;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья спортсменов.
Задачами этапе совершенствования спортивного мастерства являются:

- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;

- совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;

- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;

- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;

- сохранение здоровья спортсменов.


В целом программа, при соблюдении изложенных в ней требований, обеспечивает последовательность и непрерывность многолетнего процесса обучения и тренировки юных фигуристов в МБУ ДО ДС «Северная звезда».



  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Дополнительные предпрофессиональные программы спортивной подготовки должны содержать нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования и основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов, поэтому программа для отделения «Фигурное катание» МБУ ДО «ДС «Северная Звезда» разработана на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Фигурное катание на коньках», утвержденного приказом Министерства спорта РФ от 30 августа 2013 г. № 688. Программа для отделения «Фигурное катание» МБУ ДО «ДС «Северная Звезда» основывается так же на директивных и нормативных документах, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273 Ф3, Федеральным законом от 04. 12. 2007 №329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 26.06.2012 г. №504 г. Москва),приказами регламентирующими деятельность образовательных организаций в области физической культуры и спорта: № 730 от 12.09.2013 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», № 731 от 12.09.2013 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта», № 1125 от 27.12.2013 «Об утверждении особенностей организаций и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», нормативными документами Министерства образования РФ Нижегородской области и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (за № 329 от 04.12.2007г.). Программа разработана на основе «Примерной программы многолетней подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва».

Условия реализации программы

Программа занятий рассчитана на 9 лет комплексного обучения и воспитания детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет.

Срок реализации программы может сокращаться в зависимости от возраста поступления ребенка в МБУ ДО «ДС «Северная звезда» и качества освоения программы (выполнение нормативов и требование ЕВСК).

Программа для отделения «Фигурное катание» МБУ ДО «ДС «Северная Звезда» разработана с учетом основополагающих принципах спортивной подготовки спортсменов:



  • Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

  • Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.

  • Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

Формирование групп на протяжении всего срока обучения представляет собой целостную систему, интегрирующую в себе 3 последовательных и взаимосвязанных этапов:

1) Этап начальной подготовки - период до 3-х лет.

На данный этап обучения зачисляются:

-учащиеся, успешно освоившие дополнительную общеразвивающую программу по сложно-координационным видам спорта;

- желающие заниматься по предпрофессиональной программе, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие просмотр и тестирование по виду спорта фигурное катание на коньках. Продолжительность обучения на этапе начальной подготовки осуществляется на следующих условиях:

а) До одного года:

- минимальная наполняемость группы – 14 человек;

- максимальный состав группы -20 человек;

- максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах – 6 часов.

б) Свыше одного года:

- минимальная наполняемость группы – 12 человек;

- максимальный состав группы -18 человек;

- максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах – 8 часов.



2) Тренировочный этап обучения продолжительностью до 5 лет, из которых:

а) Этап начальной специализации составляет 1-ый и 2 –ой годы обучения. Условия обучения на данном этапе:

- зачисляются учащиеся не имеющие медицинских противопоказаний, успешно прошедшие аттестацию и выполнившие второй юношеский разряд;

- минимальная наполняемость группы – 12 человек;

- максимальный состав группы -16 человек;

- максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах – до 12часов

б) Этап углубленной специализации составляет 3-ий, 4-ый, 5-ый годы обучения. Условия обучения на данном этапе:

- зачисляются учащиеся не имеющие медицинских противопоказаний , успешно прошедшие аттестацию и имеющие положительную динамику итогов выступления на соревнованиях;

- минимальная наполняемость группы – 10человек;

- максимальный состав группы -14 человек;

- максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах – до 18часов.

Этап совершенствования спортивного мастерства продолжительностью до 3-х лет. Открывается по согласованию с Учредителем. Условия обучения на данном этапе:

- зачисляются учащиеся, мотивированные на преодоление больших тренировочных нагрузок, выполнившие спортивный разряд Кандидат в мастера спорта и переходящие на обучение спортивной подготовки.

- минимальная наполняемость группы – 2 человек;

- оптимальный состав группы 4-6 человек;

- максимальный состав группы -8 человек;

- максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах –до до 24 часов.

Все вышеперечисленные данные систематизированы в таблице 1.

Таблица 1

Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта фигурное катание на коньках


Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Минимальное количество человек в группе

Максимальное количество человек в группе

Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах

Этап начальной подготовки (до 1 года)

3


6


14

20

6

Этап начальной подготовки

(свыше года)



12

18

8

Тренировочный этап (этап начальной специализации)

2

7

12

16

12

Тренировочный этап (этап углубленной специализации)

3

10

14

16

Этап совершенствования спортивного мастерства

без ограничений

11

2

8

24

Перевод учащихся на следующий год обучения, этап обучения производится при условии освоения образовательной программы и успешного прохождения итоговой аттестации в форме соревнований, тестирования, сдачи контрольных нормативов.

Учащимся, получившим неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или непрошедшим промежуточную аттестацию (при отсутствии уважительной причины) эти результаты признаются академической задолженностью. Учреждение, родители (законные представители учащегося обеспечивающие получение образование, обязаны создать условия для ликвидации академической задолженности. Учащиеся имеющие академическую задолженность, в праве пройти промежуточную аттестацию не более двух раз в сроки, установленные Учреждением, в пределах одного года, в пределах образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни учащегося. Учащиеся не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность переводится на следующий год или на следующий этап обучения условно.

Учащиеся не соответствующие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, выполнившие контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовки, программные требования следующего года обучения, этапа обучения, при наличии разрешения врача письменного заявления учащегося или родителей (законных представителей) могут переводиться раньше срока при составлении индивидуального плана подготовки, по программе ускоренного обучения и решения Педагогического совета Учреждения.

Учащиеся распределяются в учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.

Для более эффективной подготовки юных фигуристов, тренировочный процесс в МБУ ДО «ДС «Северная Звезда» строится по следующим направлениям:



  • повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к фигурному катанию и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;

  • усиление работы по овладению техникой катания на льду упражнений и совершенствованию навыков выполнения сложно координационных элементов;

  • повышение роли и объема специальной физической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала фигуристов;

  • осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической и физической подготовки, с целью решения основных задач по видам подготовки;

  • повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся и качества работы как отдельных тренеров, так и учреждения в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях.

В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке фигуристов высокого класса.

Выполнение задач, поставленных перед отделением «Фигурное катание» МБУ ДО «ДС «Северная Звезда», предусматривает:



  • систематическое проведение практических и теоретических занятий;

  • обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов;

  • регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных выступлений;

  • осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;

  • просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинокольцовок, кинограмм, соревнований фигуристов высокого класса;

  • прохождение инструкторской и судейской практики;

  • создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий;

  • использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.

Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал систематизирован с учетом взаимосвязи физической подготовки и техники, а также последовательности изучения технических приемов и элементов фигурного катания как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план – это основной документ, в котором распределены по этапам и годам обучения средства многолетней подготовки юных фигуристов. Распределение времени на основные разделы подготовки по годам обучения происходит в соответствии с конкретными задачами, поставленными на каждом этапе многолетней тренировки.

Соотношение общей и специальной физической подготовки, технической подготовки определяется в первую очередь задачами каждого этапа подготовки, что представлено в таблице 2

Таблица 2
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта фигурное катание на коньках


Разделы подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

этап начальной подготовки

тренировочный этап (этап спортивной специализации)

этап совершенствования спортивного мастерства

1 год

свыше года

до двух лет

свыше двух лет




Общая физическая подготовка (%)

25-33

25-33

17-23

10-14

9-11

Специальная физическая подготовка (%)

16-20

18-22

17-23

17-23

13-17

Техническая подготовка (%)

44-56

42-54

46-58

49-62

54-69

Тактическая, теоретическая, психологическая

подготовка (%)



1-3

1-3

2-4

3-5

2-4

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)

1-2

1-2

4-6

7-9

9-11

На этапе начальной подготовки 1 года обучения объемы физической и специальной физической подготовки составляют до 50 % от общего объема тренировочной работы. На тренировочном этапе значительно возрастает объем технической подготовки: на льду и в зале. Причем на данном этапе подготовки постепенно изменяется соотношение средств физической и технической подготовки в соответствии с повышением уровня подготовленности спортсменов. В связи с этим объемы технической подготовки возрастают за счет уменьшения объемов общей и специальной физической подготовки.

При планировании содержания общей и специальной физической подготовки необходимо учитывать возраст спортсменов (как паспортный, так и биологический) и сенситивные периоды развития физических качеств. Необходимо увеличивать объемы работы по развитию тех качеств, которые хорошо поддаются тренировке в данный период.
Особое внимание следует уделять развитию скоростных и скоростно-силовых качеств, которые обеспечивают качественное выполнение сложных прыжков, комбинаций и каскадов прыжков.

Планирование объемов работы должно осуществляться при соблюдении принципа постепенности, чтобы не допустить серьезных перегрузок. Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 46 недель занятий и 6 недель работы в условиях спортивно-оздоровительного лагеря или по индивидуальным планам учащихся в период активного отдыха.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Распределения часов на 52 недели тренировочных занятий





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница