Горшкова Наталия Анатольевна тренер



Скачать 137.63 Kb.
Дата28.11.2017
Размер137.63 Kb.
ТипПояснительная записка





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО МАСТЕРА СПОРТА ГАЛИМЗЯНА САЛИХОВИЧА ХУСАИНОВА НУРЛАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

********

«Утверждаю»

директор МБОУ ДО «ДЮСШ»

им.Г.С.Хусаинова

_____________И.И.Гимадиев


Программа дополнительного образования по плаванию

МБОУ ДО «ДЮСШ» им.Г.С.Хусаинова


Оздоровительное плавание (для взрослых)





Название программы: Оздоровительное плавание в рамках оказания образовательных услуг населению.

Составитель:



Горшкова Наталия Анатольевна – тренер-преподаватель по плаванию

Срок реализации программы: 3 года

Возраст: от 18 лет

г.Нурлат

2017 год

Пояснительная записка.


Оздоровительное плавание - один из самых массовых и популярных видов спорта. В настоящее время плавательная подготовленность населения остается еще очень низкой.

Плавание является одним из важнейших средств всестороннего физического развития. Оздоровительная направленность плавания не вызывает сомнения. Оно широко применяется для закаливания организма, профилактики ряда заболеваний и как средство коррекции функциональных отклонений (сутулость, неправильная осанка, искривление позвоночника и т.д.).



Актуальность программы.

Программа «Оздоровительное плавание (для взрослых)» приобщает к спорту, формирует потребность в здоровом образе жизни.

Систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений, гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе небольших отрезков, а затем средних и длинных дистанций способствует развитию быстроты и выносливости. Цикличность движений гармонично развивает двигательный аппарат, формирует ритмичное глубокое дыхание. Преодоление дополнительного давления воды, ведет к лучшему развитию мышц грудной клетке и увеличению емкости легких. Вода, раздражая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему, что дает ощущение бодрости и повышает работоспособность. Одна из следствий гидростатического давления - большая нагрузка на грудную клетку при вдохе и на дыхательные мышцы при форсированном выдохе в воду. Это стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких, вырабатывает правильный ритм дыхания. Значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы, радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и плоскостопия.

Плавание является эффективным средством закаливания. Плавательные навыки жизненно необходимы в любом возрасте, кроме того - это уникальный по своей

значимости вид физических упражнений. Умение плавать и правильно вести себя в водной среде сохраняет жизнь человеку.

Направленность деятельности программы – социально-педагогическая.



Цель:


укрепление здоровья, приобщение к спорту, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:


  • формирование правильных навыков техники плавательных движений, как необходимому жизненному навыку;

  • формирование и развитие навыков самоконтроля;

  • увеличение двигательного запаса плавательных движений и возможности выбора индивидуального способа плавания;

  • приобретение необходимых теоретических знаний по плаванию, гигиене спорта и простейшим приемам закаливания;

  • улучшение показателей функционального, психофизического состояния;

  • восстановление и укрепление здоровья, повышение сознательного и активного отношения к занятиям по плаванию.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основная задача состоит в укреплении здоровья, улучшении самочувствия, повышении двигательной активности и работоспособности занимающихся посредством занятий плаванием.

Программа «Оздоровительное плавание (для взрослых)» реализуется в рамках оказания образовательных услуг населению и рассчитана на 1 год.




Форма занятий групповая. Комплектование групп производится на основе договора, поэтому состав разновозрастный, с различным уровнем плавательной подготовленности. Группы формируются из числа людей, прошедших курс обучения по программе «Обучение плаванию взрослых» или имеющих базовую плавательную подготовку.

Количественный состав одного сеанса – не более 20 человек (на 3 дорожках 25 м бассейна). Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу, то есть – 60 минут.



Ожидаемые результаты и способы их проверки.


К концу курса обучающиеся должны:

знать:

  • технику безопасности;

  • правила поведения в бассейне и на воде;

  • личную гигиену;

  • основные способы плавания.

уметь:

  • проплывать дистанцию 25 м облегченными способами плавания;

  • проплывать дистанцию 25 м в/с, н/сп, брасс;

  • проплывать дистанцию избранным способом до 50 м и более.


Формы контроля.

На занятиях по оздоровительному плаванию для взрослых осуществляется текущий контроль усвоения программного курса, необходимый для оценки уровня плавательной подготовленности и динамики двигательной активности занимающихся.



Учебно-тематический план на год.


п.п.

Наименование тем

Количество часов в год

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Упражнения для освоения с водой.



2

1

1

2.

Знакомство с техникой спортивных способов плавания.

20

1

19

3.

Упражнения для совершенствования избранного способа плавания.

16

-

16

4.

Итоговое занятие.

Контрольное проплывание (курсовка).



2

-

2

Итого:

40

2

38


Содержание изучаемого курса.

  1. Вводное занятие. Упражнение для освоения с водой.

Правила техники безопасности в раздевалках, душевых, в бассейне, на воде. Предупреждение травматизма на занятиях по плаванию.

Соблюдение правил личной гигиены перед занятиями в бассейне. Соблюдение самоконтроля (наблюдение за самочувствием во время занятий и после них).

Значение закаливания для повышения работоспособности.

Упражнения для освоения с водой.

Очень важно сделать акцент на выполнение таких упражнений, которые будут предупреждать возможность появления у занимающихся негативных ощущений, связанных с воздействием водной среды на организм: чувства страха, водобоязни.



Упражнения на ознакомление со свойствами воды.

Погружение в воду и открытие глаз в воде – упражнения помогают преодолеть страх перед водой, научиться ориентироваться в воде, почувствовать выталкивающую

и подъѐмную силу воды;



Всплываниие на поверхность и лежание на воде – упражнения выполняются для освоения с непривычным состоянием, невесомости, помогают научиться сохранять равновесие тела в горизонтальном положении на груди и спине;
Выдохи в воду – упражнения на умение задержать дыхание на вдохе, передвигаться в воде с произвольным дыханием и выполнять выдохи в воду является основой для ритмичного дыхания при плавании;

Скольжение – выполнение скольжений на груди и спине помогают освоить горизонтальное безопорное положение, научиться принимать обтекаемое положение тела, максимально продвигаться вперед с помощью гребковых движений ногами и руками.
  1. Знакомство с техникой спортивных способов плавания.


В практике сформировано 4 спортивных способа плавания, которые характеризуются внешне как попеременной работой рук и ног – кроль на груди и на спине, так и одновременной – брасс и баттерфляй (дельфин).
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания:

    • движения руками, всеми способами плавания (в движении шагом, в скольжении);

    • движения ногами всеми способами плавания с опорой и в безопорном положении;

    • согласование движений ногами и руками (на задержке дыхания);

    • согласование движений ногами и руками с дыханием;

    • плавание облегченными способами (ноги дельфин + руки брасс, ноги кроль + руки брасс и т. д.);

    • плавание спортивными способами в полной координации.
  1. Упражнения для совершенствования техники плавания.


Основное внимание уделяется целостному выполнению изучаемого способа плавания.

  • проплывание серий отрезков при помощи ног или рук (с плавательной доской или без неѐ) в чередовании с плаванием в полной координации;

  • проплывание серий отрезков в полной координации с задержкой дыхания;

  • проплывание серий отрезков в полной координации и дыханием через несколько циклов в чередованием с плаванием в полной координации;

  • проплывание серий отрезков кролем (брассом) на спине в чередовании с плаванием кролем (брассом) на груди;

  • проплывание серий отрезков при помощи ног в чередовании с плаванием при помощи рук (с поддержкой между ногами);

  • проплывание избранным способом плавания.
  1. Итоговое занятие.


Курсовка (контрольное проплывание дистанции 25 м и 50 м избранным способом плавания без учета времени). Упражнения на расслабление и снятие напряжения.

Методическое обеспечение.


Соблюдение принципов доступности и индивидуальности должно быть тесно связано с принципами последовательности и систематичности в образовательной деятельности.

В процессе оздоровительного плавания применяются следующие методы:



  • словесный: объяснение, команды и распоряжения (подаются громко и четко), использование счета; методические указания ориентиров (направлены на предупреждение и устранение возникающих ошибок);

  • наглядный: помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при изучении спортивной технике плавания;

  • показ: применяется на протяжении всего курса обучения;

  • жестикуляция: применяется как большой арсенал условных сигналов и жестов;

  • практические методы: метод практических упражнений; метод разучивания по частям и в целом;

  • интервальный метод: проплывание серии отрезков заданной длины с определенной интенсивностью и интервалом отдыха между ними;

  • повторный метод: заключается в повторении проплываемых дистанций 25 м, 50 м, паузы отдыха должны обеспечить хорошее восстановление.



Структура занятия.


Занятие плаванием состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

  1. Подготовительная часть:

  • краткий инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях

  • подготовка к выполнению упражнений основной части занятий

  1. Основная часть:

  • знакомство и формирование правильных двигательных навыков техники спортивных способов плавания

  • увеличение двигательного запаса плавательных движений и возможность выбора индивидуального способа плавания

  1. Заключительная часть:

    • постепенное снижение нагрузки,

    • упражнения на расслабление мышц.



Условия реализации программы.


Успех обучения практическим навыкам плавания и уровень его оздоровительного влияния на организм обучающихся зависят от соблюдения основных требований к организации занятий в бассейне, обеспечения мер безопасности, выполнения санитарно- гигиенических правил:

  • бассейн спортивного типа с ванной 25 метров;

  • оснащение ванны бассейна удобными лестницами для спуска в воду и подъема при выходе из воды;

  • разделительные дорожки для ограждения места обучения и как поддерживающее и страхующее средство;

  • вода должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам; наличие специального инвентаря и оборудования:

  • длинный шест 2-2,5 м. для поддержки и страховки обучающихся;

  • плавательные доски.

  • наличие оборудованных душевых и раздевалок.

Каждый обучающийся должен иметь:

  • сменную обувь;

  • резиновые шлепанцы на рифленой подошве;

  • средства личной гигиены (мыло, мочалку, полотенце);

  • плавки/купальник;

  • шапочку для плавания;

  • очки для плавания.

Занимающиеся должны быть ознакомлены с правилами поведения в раздевалках и душевых, техникой безопасности на занятиях в бассейне.

Литература.


  1. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 2001.

  2. Макаренко Л.П. Плавайте на здоровье: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

  3. Модекин И.Я. Человек и вода. Справочник. - Минск: Полымя, 1984.

  4. Плавание: Методическое пособие. Государственный комитет Российской федерации по физической культуре и спорту. - М.: Советский спорт, 2004.

  5. Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде («Физкультура и спорт» 1986 г.)

  6. Фомиченко Т.Г. Совершенствование силовой и технической подготовленности пловцов различных возрастных групп. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница