Использование оздоровительных технологий на коррекционных занятиях учителя – дефектолога



Скачать 362.56 Kb.
Дата22.06.2019
Размер362.56 Kb.

Использование оздоровительных технологий на коррекционных

занятиях учителя – дефектолога

М.П.Фешкова

учитель дефектолог,

высшая кв. категория;

В.В.Лазаренко

учитель дефектолог,

высшая кв. категория

МДОУ д/с № 53 КГО

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенку важно быть не только физически здоровым, но и самому ценить своё здоровье и вести здоровый образ жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для приобщения ребенка к проблеме сохранения своего здоровья.

Здоровье – это способность взрослого или ребенка выполнять присущие ему биологические и социальные функции при усло­вии перегрузок и без потерь. Здоровый ребенок — это ребенок, гармонично физически и психомоторно развит в соответствии с возрастом, этическими и средовыми особенностями, редко болеющий, не имеющий анам­нестических и объективных данных, которые могли быть пред­посылками для формирования болезней.

На состояние здоровья ребёнка влияют многие факторы: генетические, природно-климатические, экологические факторы, образ жизни родителей. Не менее важными являются социальные факторы, влияющие на заболеваемость в детском возрасте, к которым относится соблюдение рационального режима умственных нагрузок и отдыха детей. Нарушение такого режима ведёт к разнообразным проявлениям осложнениям здоровья в детском возрасте. Так, уже в дошкольном возрасте отмечаются у детей нарушение осанки, гиподинамия, перепады артериального давления, рост числа сердечных заболеваний и мн. др.

Образовательное учреждение играет большую роль в плане формирования основ здорового образа жизни у детей.

Сохранение здоровья у детей с косоглазием и амблиопией — одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Обусловлено это тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах.

Дошкольники с нарушением зрения характеризуются своеобразием психофизического развития, что проявляется в недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. Детям с косоглазием и амблиопией свойственно особое состояние центральной нервной системы и здоровья в целом. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки и недостатки в ее развитии. Слабовидящим детям свойственна переоценка своих зрительных возможностей, что весьма отрицательно сказывается на успешности их самостоятельной жизненной активности, так как они опираются на неточные, фрагментарные зрительные образы.

В связи с этим необходимо развивать у детей точность зрительного восприятия, научить их внимательно рассматривать предметы, расположенные в осваиваемом пространстве, выделять с помощью нарушенного зрения пространственные признаки предметов, способствовать развитию полисенсорного восприятия.

В рамках сохранения здоровья дошкольников с нарушенным зрением и приобщения их к здоровому образу жизни важно избегать зрительных нагрузок, приучать детей к самостоятельной смене видов деятельности, обучение приемам расслабления, проведения зрительных гимнастик и пр.

Как показывает опыт работы с детьми с нарушением зрения, наиболее эффективной является комплексная система медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь оптимального для него уровня развития.

Комплексная система медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья ребенка с нарушением зрения строится в соответствии с такими принципами, как принцип принятия ребенка и принцип помощи, принцип индивидуального подхода и единства медицинских и психолого-педагогических воздействий. В системе комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья детей данной категории выделяются два самым тесным образом связанных друг с другом направления: медицинское и психолого-педагогическое. В русле каждого направления проводится ряд мероприятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи.

Важнейшим элементом педагогического аспекта комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья дошкольников является организация в ДОУ охранительного педагогического режима. Соблюдение щадящего режима в организации быта и жизни детей, способствующего укреплению здоровья и нервной системы воспитанников, обеспечивается относительно постоянной окружающей обстановкой, планомерностью и предсказуемостью образа и ритма жизни детей, рациональным чередованием обязательных и свободных игр, занятий и отдыха, проведением физкультминуток в процессе занятий, физкультурных упражнений и подвижных игр в течение дня с целью соблюдения необходимого двигательного режима; организацией правильного питания и сна детей. Большое значение имеет также построение отношений «взрослый – ребенок» и отношений между детьми, основанных на единстве требований к ребенку со стороны сотрудников дошкольного учреждения; соблюдении педагогического такта в отношениях с детьми и в отношениях взрослых друг с другом; преобладании в отношениях к ребенку доброжелательности, уважения и разумной требовательности, веры в возможности его развития.

Организация щадящего режима для дошкольников с косоглазием и амблиопией обеспечивается соблюдением таких условий, как малая наполняемость групп, наличие в дошкольном учреждении большого количества специалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели, наличие в учреждении соответствующим образом оснащенных помещений (с учетом зрительных особенностей детей и необходимых для организации коррекционно-воспитательной работы), наличие специальной развивающей среды в ДОУ.

Высокоэффективная организация педагогического процесса, соответствующего возможностям детей с косоглазием и амблиопией и способствующего усвоению ценностей здоровья и здорового образа жизни возможна при активном использовании специальных приемов в ходе организованной детской деятельности под руководством всех педагогов ДОУ. Особое внимание уделяется этому аспекту на коррекционных занятиях тифлопедагогов ДОУ.

При проведении коррекционных занятий, требующих от детей усидчивости и умственного напряжения, организуются разнообразные динамические паузы. Умственное утомление определяется по снижению внимания детей. Дети под воздействием длительного статического напряжения опускают плечи, горбятся, что приводит к нарушению осанки, замедлению кровообращения. Все это негативно отражается на здоровье дошкольников. Снять напряжение помогают динамические паузы. Помимо традиционных физкультминуток и пальчиковой гимнастики тифлопедагоги активно используют в работе с воспитанниками дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж, упражнения на релаксацию.

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Физкульминутки помогают снижению утомляемости, обеспечивают кратковременный отдых, способствуют повышению и удержанию умственной работоспособности на коррекционных занятиях. Состоит физкультурная минутка из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут. Стихотворные физкультминутки не только вызывают эмоциональную поддержку у детей, но и помогают сочетать движения с ритмом дыхания. Выполнение упражнений с пособиями или дидактическим инвентарём повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки. Музыкальное сопровождение оставляет неизгладимый след в памяти детей и способствует наиболее яркому восприятию движений.

Пальчиковая гимнастика положительно влияет на развитие мелкой моторики. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления, памяти, внимания ребенка. Пальчиковый тренинг, проводимый с дошкольниками, должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным.

Дыхательная гимнастика повышает общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям. Также дыхательная гимнастика развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо - и кровообращение в легких. Дыхательная гимнастика включает в себя как статистические дыхательные упражнения, так и динамические. Статистические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища. Такая дыхательная гимнастика фиксирует внимание ребенка на длительном ротовом выдохе. Данные упражнения включают «дутье» на воду, вату, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, задувание свечки. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными активными движениями: это, например, упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков, элементы методики по А.Н. Стрельниковой. Такими дыхательными упражнениями можно заниматься стоя, сидя или даже лёжа на спине.

Гимнастика для глаз является важным и необходимым элементом любого занятия с дети с нарушением зрения и постепенно доводится до автоматизма, когда дети старших групп проводят ее самостоятельно. Гимнастика для глаз является важным способом поддержать функции мышц глаз, улучшить кровоснабжение сосудов органов зрения, снять напряжение с глаз, способствует профилактике глазных заболеваний, что немаловажно для всех детей. Используемые гимнастические комплексы нося тематическую направленность, сопровождаются стихотворными текстами, помогают не только снять усталость с глаз, но и закрепить у детей определенные знания. Гимнастика для глаз проводиться по 1-2 минуте во время занятий, а в ряде занятий в зависимости от нарастания умственного утомления, может проводиться и 2 раза в течение коррекционного занятия.

Тифлопедагогами на занятиях используется профилактическая гимнастика, способствующая повышению функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановлению здоровья. Разнообразные упражнения профилактической гимнастики – так называемые «минутки здоровья» - проводятся во время занятий. Продолжительность их невелика (всего 2-3 минуты), а оздоровительный эффект очень большой. «Минутки здоровья» включают в себя элементы самомассажа. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы. Определённое значение имеет образование биологически активных веществ, стимулирующих адаптационно-трофическую функцию ЦНС. Самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кроветока. Используя на занятиях самомассаж, педагоги в игровой форме учат детей выполнять постукивающие, поглаживающие, разминающие, похлопывающие движения в направлении кроветока.

Также на занятиях тифлопедагогами используются релаксационные упражнения, основная оздоровительная функция которых – это снятие напряжения в мышцах. Релаксация помогает детям расслабиться, отдохнуть, снять эмоциональное и умственное напряжение. Релаксационные упражнения целесообразно проводить в конце занятия, слушая негромко звучащую колыбельную, спокойную классическую или релаксационную музыку.

Таким образом, использование разнообразных оздоровительных технологий на коррекционных занятиях позволяет сохранить физическое и психическое здоровье детей с нарушением зрения, сформировать у них привычку к здоровому образу жизни и обеспечить полноценное развитие.

Зрительная гимнастика как эффективный прием

профилактики нарушений зрения.

С.В.Горобец

учитель-дефектолог

1 кв. категория

МДОУ д/с № 53 КГО

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз -  это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной  гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами. Зрительная гимнастика – эффективный способ помощи в форме упражнений для расслабления глазных яблок, тренировки и укрепления глазодвигательных мышц. Эти упражнения усиливают кровообращение в глазах, снимают глазное, нервное и мышечное напряжение.

Игра является ведущим видом деятельности в период дошкольного детства. Включение игровых приёмов в систему педагогической работы с детьми с нарушением зрения обусловлено необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Одним из игровых приёмов в работе с детьми данной категории является использование стихотворных текстов во время зрительных гимнастик.

В литературе можно найти много различных специальных упражнений для глаз, так называемые зрительные гимнастики, которые, несомненно, приносят пользу, но все они расчитаны на осознанность выполнения детьми школьного возраста и взрослыми. Детям дошкольного возраста трудно управлять глазодвигательными мышцами (голова движется с глазами при переносе взгляда с одного предмета на другой), а также быстро надоедает монотонность последовательных действий. Вместе с тем, дети дошкольного возраста с нарушением зрения имеют свои особенности развития: обедненность речи, невысокая эмоциональная окрашенность речи, маленький словарный запас, низкий уровень запоминания текстов, вербализм. Решая эту проблему, мы нашли следующий выход: связали упражнения для глаз с короткими детскими стихами.

Зрительная гимнастика проводится следующим образом. Дети переводят взгляд с одной картинки на другую, расположенные на тренажёрной стене, произнося при этом стихотворный текст. Картинки раскрывают содержание текста и служат опорой для запоминания стихотворения.

В основе содержания стихов – любимые занятия дошкольников, знакомые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отраженный в стихах, дает возможность уточнять и конкретизировать знания детей о реальной действительности, природе, способствуют расширению активного словарного запаса.






Ждет посылку старший брат,

Я журналу буду рад,

Папа ждет газету,

Мамочка – письмо.

Принесет нам это он –

Наш знакомый почтальон.


Зрительная гимнастика с небольшим стихотворным текстом имеет специфическую направленность на то, чтобы ребенок запоминал и использовал слова, редко встречаемые в обиходе, овладевал обобщающими понятиями и их лексическим содержанием.




На мотоцикле ехали – до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали – до реки доехали.

Тр-р-р! Стоп! Разворот. На реке пароход.

На пароходе ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: «У-у-у»

Стихотворный материал должен соответствовать ряду требований: иметь коррекционную направленность, соответствовать речевым и возрастным возможностям детей, насыщенность номинативной и глагольной лексикой. Так, например, в младшей возрастной группы используется короткие простые стихи с глагольной лексикой:

Это – зайчонок,

Это- лисёнок,

Это – бельчонок,

Это – волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Помимо зрительной гимнастики, данный текст способствует закреплению названий детёнышей животных.

В старшем дошкольном возрасте используются более сложные стихи с развёрнутым содержанием:

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри, прилетели снегири.

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв – стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прилетело семь сорок.

В воскресенье прилетел гонец весенний –

Путешественник скворец,

Вот и песенке конец.

Данное стихотворение насыщено перечислением птиц, помогает закреплять их названия, классифицировать на перелетные – оседлые; дни недели, их очерёдность.

Ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст.

Стихотворный материал подбирается в соответствии с темой занятий и отрабатывается в течение приблизительно 2-х недель, то есть меняется 2 раза в месяц.


На прогулку в лес ходили

И внимательными были.

Вот у дороги березы растут,

Рядом, белея, ромашки цветут.



Осинки в сторонке листвою дрожат,

Дубы горделивые рядом растут

Во время проведения тренажей на стене необходимо следить за правильным выполнением движений глаз, активным участием в работе всех детей. Количество упражнений определяется в зависимости от возраста детей, продолжительности и интенсивности зрительной нагрузки на занятии, содержания учебного материала. Изображения предметов, используемые в тренинге, должны соответствовать всем требованиям использования наглядных пособии (количеством изображенных объектов, их размерам, контрастностью фона, наличием контура и пр). Для четкого и полного восприятия, изображения предметов рассматриваются детьми предварительно, до размещения их на стене.

Система описанной коррекционной работы, направленной непосредственно на развитие глазодвигательных функций и соблюдение режима чередования зрительной работы с расслаблением зрения, позволяет также к концу пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении существенно обогатить словарный запас воспитанников, расширить представления об окружающем мире. Использование стихотворных текстов во время зрительных гимнастик способствует также развитию памяти и внимания дошкольников.

Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним. Задача педагогов воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.

Дуем, дуем, задуваем – звуки речи улучшаем!
Ярема О.Н.,

учитель-логопед,

первая кв. категория

МДОУ д/с №53 КГО

Правильное дыхание очень важно для развития речи ребенка, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.

Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на:

1) увеличение объема дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;

2) автоматизацию нижне-реберного диафрагмального типа дыхания;

3) регулирование дыхательного ритма;

4) формирование навыка правильного дыхания для речи: полноценный вдох - пауза - удлинённый выдох;

5) формирование темпо-ритмических характеристик речи.

Постановка речевого дыхания не является самоцелью работы учителя-логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи дошкольника.

Над формированием правильного дыхания работают не только учитель-логопед и воспитатели, но и инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог.

В основу системы работы над дыханием мы взяли комплексные дыхательно-голосовые упражнения, рекомендованные Коноваленко С.В. , суть которых заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания.

Данная гимнастика проводится не менее двух раз в день, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Время выполнения одного упражнения не должно превышать 7-10с. На начальном этапе дети действуют на основе подражания, помощь оказывается в виде коротких инструкций. По мере усвоения детьми упражнений увеличивается темп выполнения и переносится акцент на самостоятельную работу детей без зрительной опоры на действия взрослого. В дальнейшем возможен переход к самостоятельной работе, в роли ведущих могут поочередно выступать дети



Дыхательные упражнения (по Коноваленко С.В.):

Упражнение №1. И.п. – стоя. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

Упражнение №2. Выполняется аналогично упражнению №1, только со звуком «О».

Упражнение №3. Выполняется аналогично упражнению №1, только со звуком «У».

Упражнение №4. И.п. – стоя. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Повторить еще раз, только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение №5. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вверх). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком «О», руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох носом. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком «А», руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

Упражнение №6. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Во время паузы на вдохе поджать одну ногу (1-2с), опустить, выдохнуть со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Повторить еще раз, поджать и постараться удержать равновесие на другой ноге (1-2с), опустить ногу, сделать глубокий выдох, руки так же в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение №7. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны поднять вверх («надуваем шар»). Задержать дыхание. «Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями, произнося «ХА-ХА-ХА», руки опускаются через стороны вниз в такт выдоху рывками. Задержать дыхание. Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»). Снова задержать дыхание. Выдохнуть резко со звуком «ХА», опустив руки через стороны вниз.

Упражнение №8. Выполняется аналогично упражнению №7, только со звуками «ФА».

Упражнение №9. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Медленный вдох через нос, руки при этом скользят вдоль тела вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержать дыхание. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот с протяжным звуком «У». Руки скользят вдоль туловища вниз.

Упражнение №10. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Медленный вдох через нос, руки при этом медленно поднимаются вверх. Потянуться вверх с силой на задержке дыхания. Медленный выдох через рот с наклоном вправо, руки прямые над головой. Задержать дыхание. Выпрямляясь, сделать медленный вдох через нос. Задержать дыхание. Наклоняясь влево, сделать медленный выдох через рот. Снова задержать дыхание.

Описанные выше упражнения являются чрезвычайно важными в пропедевтической работе по предупреждению дисграфии и дислексии, способствуют развитию произвольной регуляции поведения.

Значительно улучшается общая координация движений и ориентировка в пространстве, увеличивается объем движений и их точность.

Дыхательные упражнения снимают мышечное напряжение и эмоциональную зажатость, способствуют развитию и укреплению голоса, умению управлять им, а также являются средством профилактики острых респираторных заболеваний. Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникативность.



Повышение двигательной активности детей

дошкольного возраста с нарушением зрения

О.В.Косарева,

физинструктор

1 кв. категория

МДОУ д/с № 53, КГО

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладывается прочная основа физического здоровья. Наш детский сад МДОУ № 53 посещают дети с нарушением зрения, что требует от педагогов создания специальных условий для успешной работы, особого подбора дидактического материала, методов и приемов.

Как показывает опыт, дети с нарушением зрения:


  • Скованы в движениях

  • Плохо ориентируются в пространстве

  • Их движения плохо скоординированы, наблюдается замедленность в движениях.

  • Низкий уровень развития физических качеств: скорости, точности, выносливости, равновесия, быстроты.

  • Снижен уровень двигательной активности.

Это в свою очередь обуславливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, сколиозы и т.д.

В связи с этим является актуальным:



  1. Сохранение и укрепление здоровья

  2. Развитие основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.

  3. Обучение наиболее важным, жизненно необходимым двигательным навыкам и умениям.

Выявление уровня физического развития детей с нарушением зрения проводится два раза в год. По результатам диагностики формируются подгруппы детей по группам здоровья, а также с учетом особенностей зрительного восприятия, определяются основные направления работы на год. Для успешного решения задач создала картотеку обще развивающих упражнений, подобрала комплексы: утренней гимнастики, зрительной. Подвижные игры классифицировала по всем видам движений (бег, прыжки, лазанье, метание, игры с мячом по каждой возрастной группе. Пополнила картотеку национальными играми Урала. Это помогает и мне в планировании и проведении занятий.

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю. По рекомендации дефектологов большое внимание уделяю детям с нарушением зрения. На занятиях в коррекционных группах провожу зрительную гимнастику для снятия утомляемости глаз, ограничиваю нагрузку детей в силовых упражнениях, исключаю прыжки, висы и т.д.. Учитывая особенности детей с нарушением зрения при проведении занятий я использую различные яркие ориентиры, мишени, атрибуты для подвижных игр, различные виды дорожек (узкая, волнистая, следы), которые расположены на полу. Это все привлекает внимание детей и помогает им в более точном выполнении движений. Например: детям 4-5 лет очень сложно пройти по узкой перекладине гимнастической скамейки, поэтому для них на полу сделана разметка (пройди по узкой дорожке, по волнистой дорожке покатился Колобок – неотрывно прокатить мяч по дорожке). Физкультурные занятия проводятся под контролем медицинских работников. На основании углубленного медицинского осмотра дети распределяются по подгруппам, по группам здоровья. Медицинские работники контролируют двигательную активность детей на занятии и дают рекомендации по снятию двигательной нагрузки. Это помогает мне и педагогам реализовать индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.


Определение моторной плотности занятия


Группа массового пребывания детей (6-7 лет)

Компенсирующая группа

(6-7 лет)



30 минут – 100%

28 минут – Х

Х = 95 % (что соответствует возрасту)


30 минут – 100%

24 минуты - Х

Х = 80 % (что соответствует возрасту)


Для детей дошкольного возраста подвижная игра является одним из наиболее эффективных методов повышения двигательной активности. Для детей с нарушением зрения я ограничиваю физическую нагрузку и участие в играх, требующих определенных резких движений (прыжки с высоты, резкие наклоны вниз). Для детей дошкольного и младшего возраста характерен достаточно низкий уровень развития выносливости, поэтому характер упражнений и игр чередуется: (быстрый – спокойный). Например: «У медведя во бору» – на одной площадке располагаются дети, на другой живет медведь. Дети направляются к медведю, собирая при этом шишки, ягоды, грибы в корзинки со словами. С последним словом медведь рычит и начинает ловить детей. В игре идет нагрузка на зрительное восприятие, мелкую моторику. «Цветные автомобили» – у каждого ребенка в руках цветные рули. Автомобили выезжают на площадку, ездят в разных направлениях, по сигналу возвращаются в гараж в соответствии с цветом руля – игра на развитие внимания, ориентировка в пространстве, цветовое восприятие. «У кого мяч?» – играющие встают в круг, водящий в центре, дети передают мяч за спинами. Водящий, заметив движение мяча, предлагает ребенку показать руки. Идет тренировка внимания, развитие прослеживающих функций.

Развитие выносливости начинаем с утренней гимнастики. Для детей с нарушением зрения подобрала комплексы упражнение, в которых используются различные предметы (мячи, флажки, гимнастические палки, кегли и т.д.). Во время выполнения упражнений с предметами дети отслеживают глазами движение предметов, тренируя мышцы глаз. При построении детей в колонны учитывается сторона окклюзии.

Эффективность оздоровительной работы зависит от тесной взаимосвязи с воспитателями, которые помогают в организации занятия, в достижении точности выполнения движений. Совместно с педагогами, в начале года планируем праздники и развлечения. Традиционными стали «Здравствуй, осень», «Зимние забавы», «Зимняя олимпиада», «Масленица». Лыжные походы в парк оставляют неизгладимое впечатление, повышают детский интерес к физкультуре (катаемся на лыжах, санках, играем в подвижные игры, пьем чай, настоянный на травах, родители разводят костер и участвуют в соревнованиях).

Традиционным является праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», где дети и родители в совместной деятельности получают заряд бодрости и положительных эмоций. Спортивные достижения детей позволяют сделать радостными, веселыми физкультурные досуги и праздники. В программу физкультурного досуга включаем любимые игры, упражнения, интересные зрелищные спортивные номера с учетом постепенно возрастающей нагрузки. Такие мероприятия благотворно влияют на эмоциональное состояние детей: они становятся более раскрепощенными, исчезает замкнутость, неуверенность в себе, дети становятся более общительными.

В каждой группе оборудован физкультурный уголок, который оснащен всем необходимым (озвученный мяч, мишень, издающая при попадании характерный звук, бубны, браслеты с бубенчиками и т.д.). Силами педагогов и родителей сделано много нестандартного оборудования: дорожка-лесенка, дорожка-змейка, маты-мишени, дорожка из обручей, дорожка-следы и тд.,которое помогает в повышении двигательной активности дошкольников в самостоятельной игровой деятельности.

Ежемесячно педагогам выдаются рекомендации по оптимизации двигательного режима, по подбору упражнений с целью физического совершенствования дошкольников, учитывая индивидуальные особенности зрительного восприятия каждого ребенка. С детьми-инвалидами их в детском саду восемь занятия проходят индивидуально, два раза в неделю по 30 минут. Выполняем такие упражнения, как: перешагивание через яркие предметы, катание большого и малого мяча по дорожкам, ходьба в разных направлениях и т.д.

Результатами систематически проводимых мероприятий является то, что воспитанники ДОУ занимают призовые места и становятся лауреатами спортивных соревнований города и области, таких как «Юнитур 1998, 2000, 2001, 2002, легкоатлетическая эстафета «Гномики 2003, 2005, 2006, 2007,2008,2009, 2010, 2011, 2012, 2013», встречная эстафета, посвященная 1 мая 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014г, встречная эстафета посвященная дню защиты детей 2014г, зимние «Веселые старты» 2013г. За победы детский сад награжден грамотами и кубками.

Формирование у детей мотивации здорового образа жизни

Гусева Е.Г.,

Воспитатель,

высшая кв.категория

МДОУ д/с № 53 КГО

XI век ставит перед нами много новых задач, среди которых сего­дня самая актуальная - сохранение здоровья ребенка. При­общение ребенка к здоровому образу жизни - одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования. Целью работы педагога в ДОУ является воспитание здорового, физически развитого ребенка, чего возможно достигнуть через использование здоро­вьесберегающих технологий.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- формирование у детей адекватного представления об организме человека (о строении собственного тела);

- воспитание у дошкольников способности к самовосприятию собственного тела в доступных для них формах, активизация и развитие познавательных интересов;

- внедрение здорового образа жизни как основы повседневной деятельно­сти;

- привлечение внимание родителей к проблеме укрепления здоровья детей и формирования привычки здорового образа жизни.

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении происходит с опорой на основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования, на при­оритетные педагогические задачи, и непосредственно на состояние здоровья воспитанников, их инте­ресы и предпочтения, а также сотрудничество с родителями.

Работа по формированию у детей мотивации здорового образа жизни начинается с формирования у дошкольников чувства ответственности за собственное здоровье, приучая са­мих заботиться о нем, знакомя их с элементарными понятиями о строении и функциях организма, особенностях поведения в различны­х ситуациях. Наглядно оформленное «Дерево здоровья» с символами и знаками напоминает о том, какие правила следует выполнять, чтобы расти здоровыми. В ходе непосредственной образовательной деятельности эффективными являются занятия «Узнай се­бя», «В гости к капельке», «Глазки - подсказки», «Советы Неболейки», в ходе которых дети в игровой форме изучают части своего тела, знакомятся с играми и упражнени­ями для глаз, узнают названия гигиенических процедур и самостоятельно их вы­полняют. Итогом работы в этом направлении являются развлечения, тематическая «Неделя здоровья» и празщдники праздники, на которых воспитанники с радостью делятся с «Айболитом» и «Мойдодыром» знаниями о своем организме и о пользе воды, рассказывают о предметах туалета и гигиенических принадлежностях.

В рамках педагогической деятельности по формированию у детей мотивации здорового образа жизни показывает свою результативность цикл мероприятий по теме «Знай свое тело», в ходе которых дошкольники знакомятся с правильными названиями и функциями отдельных частей тела, узнают о строении тела, о физиологических потребностях в еде, питье, движении, чистоте, знакомятся с правилами поведения, соблюдение которых способствует сохранению здоро­вья. Знакомство со строением человеческого организма начинается со скелета, при этом особое внимание уделяется позвоночнику, подчеркивается его значимость для дви­жений и необходимость бережного отношения к себе при выполнении различ­ных движений. Дети учатся выполнять упражнения, развивающие подвижность, гибкость и эластичность позвоночника, упражнения для профилактики плоскостопия, чему также способствует тропа здоровья с использованием различных массажных ковриков с наполнением гороха, фасо­ли, камешков. Чтобы ребенок лучше представлял расположение и функциони­рование внутренних органов, в работе используется «анатомический фартук», с помощью которого де­ти получают представление о внутренних органах и об их взаимном располо­жении. Анатомическая информация приобретает личностно-ориентированную направленность: каждый ребенок получает информацию о том, что и где находится именно у него. При ознакомлении с ролью зрения в жизни человека, дети получают представление о функции органов зрения, знакомятся со строением глаз и с гимнастикой для глаз. В игре «Пройди через рифы» дети ощущают, как тяжело передвигаться, не имея возможности видеть. И всегда подводится итог – беседа о правилах, соблюдение которых поможет сохранить остроту зрения. Развитию мелкой моторики рук, способности к координации движений, чувства ритма способствует гимнастика для пальчиков. Дети с большим удовольствием не только разучивают новые «пальчиковые» упражнения, но и придумывают свои. С большим удовольствием дети выполняют упражнения и игры на раз­витие дыхательной системы: надувают воздушные шары, играют с мыль­ными пузырями, устраивают воздушный фейерверк. Работа по формированию у детей мотивации здорового образа жизни активно строится с применением художественного слова.

В групповой комнате важно создать предметно-развивающую среду, которая способствует физическому развитию и оздоровлению детей. Для этого оборудуется уголок здоровья с детской литературой о здоровье и здоровом образе жизни, дидактическими играми. Физкультурный уголок содержит атрибуты к подвижным играм, спортивный инвентарь. Дети совместно с педагогом придумывают и изготавливают игру «Полезные продукты»; подбирают картинки и рассуждают на тему «В чем разница между полезным и вкусным».

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома ведь главные воспитатели ребенка - его родители. От того, сколько внимания они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта малышей. Поэтому в вопросах формирования у детей мотивации здорового образа жизни большое значе­ние принадлежит работе с родителями. Так, в начале каждого учебного года проводится анкети­рование родителей с целью учесть их пожелания и внести возможные коррек­тивы в работу по укреплению здоровья дошкольников. С помощью различных форм работы(папок-передвижек, консультаций, показов фрагментов деятельности де­тей на родительских собраниях, «Дней открытых дверей») родите­ли знакомятся с методами и приемами здоровьесберегающих технологий. При правильно организованной работе педагога родители ак­тивно участвуют в организации и проведении праздников в детском саду, раз­влечений, туристических походов, физкультурных досугов, которые становятся традицией, например, «Папа, мама, я - спортивная семья».

Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строе­нии организма и приобретают первоначальные навыки безопасного поведения, если они представлены в доступной, увлекательной, игровой форме. Результатом систематической работы являются подробные рассказы детей о том, для чего следует делать утреннюю гимнастику, что нужно делать для укрепления организма и как надо заботиться о своём здоровье, а также здоровье родных и близких. У дошкольников формируется осознанное отношение к своему здоровью, расши­ряются их представления о состоянии собственного тела и здоровом образе жизни.

Список литературы:

1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник» социально - ­оздоровительная технология XXI века.

2. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Пензулаева JI. И Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Зырянова А.Г.

Воспитатель,

1 кв. категория,

МДОУ д/с № 53 КГО

В наше время плохая экология, занятость родителей и их некомпетентность в сфере здоровосбережения зачастую приводят к росту заболевае­мости дошкольников. Что включает в себя понятие «здоровый ребенок»? Какие же меры необходимо принимать взрослым, чтобы сберечь здоровье ребенка?

А ведь даже в далеком прошлом люди понимали необходимость укрепления и сохранения здоровья. Так, например, мальчиков готовили стать воинами и прививали смелость, тер­пение, мужество, а также умение переносить все тяготы военных условий. Поэтому большое внимание уделялось всем видам закаливания: детей приучали ходить босиком, плавать в холодной воде, заниматься регуляр­но физическими упражнениями.

В современном мире все иначе: у 90% родителей дети самостоятельно выбирают заниматься им спортом или нет, и только 10% - это те родители, которые по­степенно прививают ребенку любовь и потребность совершенствовать свои физиче­ские данные.

Задача дошкольных учреждений: активное взаимодействие с семьями по вопросам здоровосбережения, создание условий для развития здорового ребенка.

При беседах на родительских собраниях и индивидуальных опросах выясняется, что если ребенок хорошо кушает, настроение веселое, ни на что не жалуется – родители считают, что он здоров. На вопрос «Как этого достичь?» любящие родители отвечают: нужно вкусно кормить, подбирать одежду по сезону, избегать сквозняков. Мало кто вспоминает о регулярных прогулках, закаливаниях водой, занятиях физическими упражнениями. Отсюда вывод: большая ответственность накладывается на детский сад.

Работа детского сада по здоровосберегающей технологии начинается уже ранним утром, когда нет детей - это проветривание помещений и влажная уборка. С детьми каждое утро проводятся беседы, рассматривание картинок (с изображением частей тела, микробов, спортивных иллюстраций и т.д.). Затем наступает время утренней гимнастики, которая проходит в физкультурном зале, а в это время группа вновь освежается сквозным проветриванием. В образовательную дея­тельность включены не только физкультурные занятия, но и познавательные занятия, где происходит целенаправленное знакомство со строением тела, его органов, и с теми функциями, которые они вы­полняют; формируется представление о зависимости здоровья человека от пра­вильного питания, умения определять качество продуктов, основываясь на сен­сорных ощущениях; расширяются представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. В самостоятельной деятельности дети по направлению педагога используют разнообразное спортивное оборудование, массажные коврики и тренажеры.

После каждого приема пищи организуется обязательное полоскание рта. В индивидуальной работе используется гимнастика для зрения, дыхательная гимнастика. Для расслабления организма применяется релаксация ан фоне спокойных музыкаль­ных произведений.

Ежедневная прогулка для здоровья ребенка имеет огромное значение. Это не только пребывание на свежем воздухе, но и активная двигательная деятельность. В летний период на прогулке проводится и активное закаливание: ходьба по сухому и мокрому песку, гладким камням, принятие солнечных ванн, водные процедуры, а также дневной сон на свежем воздухе.

В зимний период сон детей проходит в хорошо проветриваемой спальне, а в не морозную и не ветреную погоду приоткрываются окна. Также в группе прак­тикуется принятие контрастных водных процедур (облива­ние ног теплой - холодной - теплой водой), обширное умывание (шея, руки до плеч). После сна проводиться гимнастика, с применением элементов мас­сажа и использованием всевозможных дорожек для профилактики плоскостопия.

В самостоятельной деятельности дети вовлекаются в сюжетно-ролевые игры соответствующей тематики: «Больница», «Дом», «Скорая помощь», «Пожарная» и др., где расширяются представления о здоровом образе жизни и факторах, разрушающих здоровье, формируются представления о правилах ухода за больными (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы, поручения), воспитываются сочувствие к болеющим людям.

Важным аспектом здоровьесебержения является закаливание. В первую очередь необходимо регулярно разъяснять детям необходимость проведения определенного вида закаливания, например: ходьба по ребристым дорожкам является профилактикой плоскостопия; обливаем ноги водой разной температуры - закаливаем от простудных заболеваний. В ДОУ все ви­ды закаливания проводятся систематически, и постепенно ребенок все выполняет без напоминания. Порой дети даже сами напоминают об этом воспитателю или спрашивают, почему сегодня мы не проводим определенную процедуру. Что касается полоскания рта после еды и горла перед прогулкой, так это дети и не приходиться напоминать. Замечу, если вы правильно вовлекли ребенка в определенный процесс, то он будет все делать с радостью и без принуждения, а так же продолжит закаливание дома, привлекая родителей и объясняя им необхо­димость данной процедуры.

Главнейший пункт в системе закаливания - это индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими данными, а также рекоменда­ции врача. При подборе закаливающих процедур так же учитываются сезоны и климатические условия.

При правильном проведении закаливающих процедур, регулярных прогулок, а также организации ежедневной зарядки и занятий физической культурой, снижается рост заболеваемости, что радует родителей и нас, педагогов.

Для повышения родительской компентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей важным аспектом является наглядная форма родительского образования: фотоотчеты, видеосюжеты, родительские собрания с участием детей, ви­деоопрос детей, консультации. Эффективным является привлечение родителей к участию в спарта­киадах, различных соревнованиях, диспутов.

Таким образом, в течение всего дня ребенок получает не только заряд энергии, но и знания, а также практические навыки и умения для поддержания в орга­низме здорового духа.

Список литературы:

1. Алябьева Н.В. Методические рекомендации по изучению дисциплины С.Д.В. 1.1 Основы зака­ливания юных северян. ФГБОУ ВПО «МГГУ», 2012.

2. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ. - М., 1996.

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.



Проектная деятельность «Витамины вокруг нас»
Бахматова Т.В.,

воспитатель

первая кв. категория

МДОУ д/с № 53 КГО


« Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А.Сухомлинский.


Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребёнок. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей школьного возраста имеют те или иные заболевания. Растёт число заболеваемости среди дошкольников. Увеличивается число детей с врождёнными пороками.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщение его к здоровьесбережению и овладению современными здоровьесберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных в дошкольном образовании.

Поэтому необходим поиск новых подходов к здоровьесбережению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге здоровья ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью.

Основная задача воспитателя - воспитание подрастающего поколения, развитие его физического и нравственного здоровья, которое во многом зависит от рационального питания. Во всех овощах, фруктах и ягодах содержится много полезных веществ и эти продукты особенно большое значение имеют в качестве витаминоносителей. Поэтому воспитание к здоровому образу жизни надо начинать с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

После изучения имеющихся у детей знаний и представлений о здоровом образе жизни, о правильном питание, мы решили реализовать проект «Витамины вокруг нас», направленный на развитие у детей дошкольного возраста стремления к здоровому образу жизни.

Достижение поставленной цели мы реализовывали через следующие задачи:



  1. Расширять представления детей о пользе фруктов, овощей для детского организма;

  2. Продолжать знакомить детей с блюдами, которые готовят из фруктов и овощей;

  3. Воспитывать любознательность, желание вырасти здоровыми и бодрыми.

Проект «Витамины вокруг нас» - долгосрочный, реализуется со 2 младшей до подготовительной к школе группы детского сада.

При правильно подобранной и оформленной развивающей среде у ребенка появляется желание заботиться о своем здоровье, он сам «открывает» для себя разного рода знания и правила укрепления и сохранения жизни, поэтому работу над проектом «Витамины вокруг нас» мы начинали с создания предметно-развивающей среды в группе:

- «Кукла Чиполино», вместе с которой дети узнают о фруктах;

- «Фруктовое дерево» с набором фруктов и ягод;

- Модель «Фруктовой улицы»;

- Карты-схемы улиц: Уральская, Ягодная, Цитрусовая, Экзотических фруктов;

- Картотека (стихи, загадки, потешки, пальчиковые игры, познавательные сказки, пословицы);

- Дидактические игры по теме, муляжи фруктов и ягод;

- Технологические карты приготовления различных блюд, с использованием изучаемых фруктов;

Во 2 младшей группе дети познакомились с «Фруктовыми человечками»: «Мальчик Яблочко», «Девочка Груша», «Сестрички Клубнички», «Бабушка Малина», «Дядюшка Слива», «Тетушка Смородина».

В содержание проекта в средней группе было включено путешествие по «Фруктовой улице», где происходит знакомство детей с другими фруктами и ягодами: « Семейка Винограда», «Девочка Банан», «Господин Апельсин», «Замок принца Лимона», «Графиня Вишенка», «Малышка Киви», «Дядюшка Абрикос». Широко используется устное народное и музыкальное творчество. По сравнению со 2 младшей группой детям среднего возраста предлагаются развернутые, ярко оформленные технологические карты приготовления фруктовых блюд.

В старшем дошкольном возрасте дети классифицируют фрукты: на фрукты ближайшего окружения (уральские), цитрусовые и экзотические фрукты. В содержание проекта включено «путешествие по городу фруктов»: «Улица Уральская», «Улица Ягодная», «Улица Цитрусовых», «Улица Экзотических фруктов».

В подготовительной к школе группе обучение детей направлено на формирование навыков самостоятельного приготовления блюд из фруктов с использованием технологических карт и карточек по технике безопасности. Ребятам и родителям предлагается приготовление разнообразных фруктовых блюд к праздникам и развлечениям.

В содержании проекта «Витамины вокруг нас» во всех возрастных группах используется региональный компонент: с детьми проводятся народные праздники «Яблочный спас», «Русское чаепитие», русские народные подвижные игры, используется устное народное творчество.

Для реализации проекта с начала каждого учебного года подключаются родители детей, они выполняют совместно с ребенком разнообразные домашние задания:

- рисуют изучаемые фрукты для оформления группового альбома «Наши друзья - Фруктовые человечки»;

- подборка родителями материала для оформления «Витаминного календаря»;

- участие в рекламной акции «Мой любимый сорт яблок»

- привлечение родителей к изготовлению костюмов фруктов и др..

Итогом каждого года работы по проекту «Витамины вокруг нас» являются музыкально-познавательные развлечения («Фруктовые человечки», «В гостях у садовника», «Путешествие по городу фруктов»), презентации, выпуск фотогазет, оформление «Книги о вкусной и здоровой пище» на основе лучших семейных рецептов блюд из фруктов и ягод.



Анализ проведенной работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами проекта «Витамины вокруг нас». Дети овладевают необходимым уровнем знаний о важности рационального питания, умением самостоятельно приготовить несложные блюда из фруктов, сведениями о витаминах, которые содержатся в разных фруктах и ягодах.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница