«Когда сияли купола» Работу выполнил



Скачать 115.4 Kb.
Дата05.03.2019
Размер115.4 Kb.
ТипРеферат

Муниципальное образовательное учреждение

«Коськовская основная общеобразовательная школа»

ул. Школьная, 4, д. Коськово, Тихвинский район, Ленинградская область

тел. (8-813-67) 43160. Е-mail: koskovo_scola.ru@mail.ru


«Когда сияли купола»


Работу выполнил:

Изотов Даниил Игоревич, 8 класс

187 514 д. Исаково, Тихвинский район,

Ленинградская область



Руководитель проекта:

Жукова Любовь Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

руководитель школьного музея



lyubovzhukova@mail.ru

тел. 8-931-354-22-26


д. Коськово

2014 г.

Содержание








Стр.

1.

Введение……………………………………………………………

3

2.

Глава 1. Первое упоминание о Шиженском погосте………….

5

3.

Глава 2. Церковь Преображения Господня……………………..

6

4.

Глава 3. Никольская церковь…………………………………….

9

5.

Заключение…………………………………………………………

10

6.

Список приложений……………………………………………….

11

7.

Список литературы………………………………………………..

12

8.

Приложения ……………………………………………………….

13

Так говорит Господь: остановитесь на путях

ваших и рассмотрите, и расспросите о путях

древних, где путь добрый, и идите по нему, и

найдете покой душам вашим.

Библия, Ветхий Завет, «Книга пророка Иеремии»

Введение.

Деревня Исаково Тихвинского района Ленинградской области - это 30 дворов, в которых проживает около 70 человек. В начале деревни стоит церковь Николая Чудотворца. Нечасто она открывает свои двери для немногочисленных прихожан. Но, по словам старожилов, так было не всегда. А как было? На этот вопрос я попытался найти ответ в архивных документах.



Тема исследовательской работы: «Когда сияли купола».    

Данная  исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения и сохранения наших духовных и исторических ценностей. Но в первую очередь, на мой взгляд, важны ценности того края, где ты живешь, ведь они – связующее звено между прошлым, настоящим и будущим земли, где родился и вырос. В своей работе я попытался восстановить историю православных церквей деревни Исаково, отразить их особенности, их влияние на жизнь людей, понять реальные факты исторического прошлого. При написании работы были использованы архивные источники,  фонды библиотек, воспоминания старожилов, материалы школьного музея.



Цель работы: изучение и анализ истории церквей деревни Исаково Тихвинского района Ленинградской области на основе архивных источников.

Задачи:

  • Используя архивные документы и материалы школьного музея «Истоки», изучить имеющиеся сведения об истории Спасского на Шижне погоста;

  • Отметить упоминания Шиженской волости в документах 14-18 веков;

  • Проследить историю церквей, находившихся на данной территории (церковь Успения Пресвятой Богородицы, храм Спаса Преображения, Никольская церковь);

Избранные методы исследования: работа с архивными документами в школьном музее, в сети Интернет, в ТИМАХМ (Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей, Ленинградская область);  экскурсия по территории церкви, сравнение, анализ, обобщение, беседа.

Объект исследования: хроника событий, связанных с Шиженской волостью.

Предмет исследования: церкви деревни Исаково Шиженской волости

Проблема исследования: сбор и обобщение архивных материалов по краеведению Шиженской волости.

Глава 1.

Первое упоминание о Шиженском погосте.

Наш край имеет многовековую историю. Территория нынешней деревни Исаково до 20-х гг прошлого столетия относилась к Новгородским землям: к Обонежской пятине Нагорной половине. В книге К. А. Неволина «О пятинах и погостах новгородских в XVI веке» указаны географические координаты Спасского погоста на Шижне, именно так именовалась эта территория.

Шижня – небольшая речка, правый приток реки Паша. Издавна по берегам рек селились люди, осваивая эту лесистую местность. Первое упоминание о шижнянах находим в новгородской грамоте, датированной рубежом 14-15 веков.

«Поклон от шижнян и от братиловичей господину Якову. Поезжай, господин, за своим хлебом, чтобы, господин, не гнил. А мы, господин, теперь погибли (разорены): хлеб померз, сеять, господин, нечего, и есть тоже нечего. Вы, господин, между собой никак не договоритесь, а мы между вами погибли» .1

Упоминается Спасский погост на Шижне и в более поздних документах. Например, в материалах Земского собора 1575 года читаем ввозную грамоту № 3 «великого князя всеа Руси» Симеона Бекбулатовича Н.М., В.А., Н.А., Т.С. Обернибесовым на поместья в Воскресенском, Дмитровском и др. погостах Обонежской пятины: «Да в Спаской погост, на Шижню, в деревню в Шижне, против погоста, Терехово, Медведево, в деревню в Кукой на Мяприе ручью, в обеих деревнях на две обжи с третью, в деревню в Лухте на реке на Шижне, на обжу без трети, в деревню на Паше, на Старом пороге, на обжу, в деревню Терехово, словет Медведево, на обжу, в деревню в Горбушку, Юхново, на треть обжи, в деревню на Мегрине ручью, словет Угол, на обжу, в деревню в Горку, словет Банковых, на полторы обжи, в деревню в Завражье, Еримино, на треть обжи, в деревню в Фекину Горку, на ручью на Телнуе, на обжу без трети, в деревню [в] Малышово, в Братловичах, на реке на Паше, на обжу, в деревню в Рекосар, на волоке, в Братловичах, в Верхнем конце, Ивана Секирина, словет Кайсарово, на обжу, в деревню [в] Мягрино на полторы обжи. Всего на двенадцать обеж с третью, что были те деревни за Самсоном за Онр[д]ревым сыном Волосатого. И всего в пяти погостех на сорок на шесть обеж с третью, а четвертной пашни на четыреста на шездесят на три четверти. — Всем крестьянам, которые в тех деревнях живут»2

Глава 2.

Церковь Преображения Господня

Шиженский церковный приход входил в Новгородскую епархию, одну из старейших в Российской церкви. В книге «Земля Невская Православная» указаны 3 храма на территории нынешней деревни Исаково: «Преображения Господня (деревянная, до 1582 года), Успения Пресвятой Богородицы (деревянная, до 1582 г.) и Святого Николая Чудотворца (деревянная, 1906 г.)»3. Следовательно, уже в 15 веке Шиженский приход был основан.

Церковь Николая Чудотворца построена в 1906 году, когда стала непригодной для проведения службы церковь Успения.

Эти церкви - Преображенская (летняя) и Никольская (зимняя) - были деревянными, но прекрасной постройки. Храм Преображения Господня имел высокие центральные купола, трехъярусные иконостасы, позолоченные царские врата, клиросы, люстры, серебряные и позолоченные церковные сосуды, кресты, комплекты разноцветных одежд (облачений), изготовленных из парчи и дорогих материй.

Над входом в храм Преображения была пристроена колокольня с семью колоколами: 3 большими и 4 малыми. Отличительной чертой этих колоколов являлась звучность и певучесть, что достигалось точной пропорцией меди, олова и серебра при сплаве и особым искусством их отливки. Звон самого большого колокола весом 58 пудов и 15 фунтов был слышен за 10 километров.

Звон, помимо церковной службы, совершался иногда летом, когда жители уходили далеко в лес за грибами и ягодами. Кто-либо из родственников поднимался на колокольню и давал сигнал заблудившимся.

Вокруг церкви Преображения располагалось благоустроенное кладбище с крестами при каждой могиле. Здесь совершались панихиды - обряды поминовения усопших.

Фундамент храма Преображения сохранился на кладбище в деревне Исаково. Здесь же можно увидеть старые кресты на могилах. Надписи датируются второй половиной 19 века.

О деятельности служителей храма сведений сохранилось немного. Основной источник - воспоминания Евгения Константиновича Розова, профессора НовГУ им. Ярослава Мудрого. Три поколения Розовых служили в храме Преображения. Дед, псаломщик Василий Федорович Розов, вел метрические книги, в которые заносил данные о родившихся, умерших, о сочетавшихся браком. Эти книги хранятся в Тихвинском историко-мемориальном и архитектурно-художественном музее. В них - бесценный материал для тех, кто создает родословную своей семьи, интересуется историей родного края.

Ведение сельского хозяйства, помощь в лечении больных, обучение сельских ребятишек, ткачество и рукоделие – священник В. Ф. Розов, его близкие, другие церковнослужители не боялись никакой работы.

Следует отметить просветительскую деятельность, которую вели на территории прихода служители церкви.

В 1887 году при храме открыли церковно-приходскую школу, в которой преподавал псаломщик В. Ф. Розов.

В начале 1900-х годов на окраине деревни Исаково открыли земскую начальную школу. В ней преподавала Семенова Анна Васильевна, жена Розова Константина Васильевича, священника, сына Розова В.Ф.

Псаломщик В. Ф. Розов собрал большую библиотеку, книги из которой, по словам Е. К. Розова, были доступны всем желающим.

После Октябрьской революции 1917 года отношение к религии, к церковнослужителям изменилось. Постепенно церковь утрачивала свое влияние на жителей. В 1930 году псаломщик храма Преображения Розов В. Ф. был арестован и сослан в Коми АССР. О других служителях ничего не известно.

Церковь закрыли в 1933 году.

Какое-то время помещение храма использовалось под овощехранилище. Это здание сгорело во время грозы.

Из воспоминаний старожилов:

«Во время сильной грозы в церковь ударила молния, она вспыхнула и поднялась в небо в виде уменьшенной своей копии. Эта копия была огненной. Старожилы вспоминали, что люди очень боялись пожара, огонь мог распространиться на жилые дома. Но церковь горела, как свечка: ни одна искра не отлетела в сторону».

До сих пор сохранился обычай бросать в огонь пасхальное яйцо, которое хранится в домах у иконы. Тогда огонь тоже приобретает форму яйца и не распространяется дальше.



Глава 3.

Никольская церковь.

Церковь Николая Чудотворца расположена на поляне, окруженной по всему периметру березами. Она открылась в 1906 году и вместе с жителями пережила революцию, раскулачивание, высылку церковнослужителей. В 1929 году ее закрыли и переоборудовали под сельский клуб. Там, где раньше преклоняли головы перед святыми образами, теперь плясали и пели песни. К сожалению, ничего из убранства церкви не сохранилось. Предположительно, в семье Арефьева Ю. А., жителя деревни Исаково, есть икона из этой церкви, бережно сохраненная его матерью. Однако сказать с точность, что это так, нельзя.

Но справедливое время все расставляет по своим местам. В 1996 году здание было возвращено приходу. Много сил и средств нужно было приложить прихожанам, чтобы храм вновь принял почитателей Всевышнего. Неоценимую помощь в восстановлении церкви оказал Кузнецов Н.И.. Для внутреннего убранства часть икон принесли жители деревни. В 2006 году, к столетнему юбилею, здесь вновь начались службы.

Раньше храм был голубого цвета. Сейчас церковь будто надела свадебное платье, белая с нежно-голубой каемочкой. Сделали крылечко, покрасили купола в золотистый цвет. Одним словом, церковь стала красавицей. Она особенно хорошо смотрится летом, когда утопает в зелени травы и берез.

Во время православных праздников в храме проводят богослужения. Возродилась традиция в Крещение освящать прорубь на реке Шижня и омываться святой крещенской водой.
Заключение.

Многовековая история Коськовского сельского поселения неразрывно связана с православными храмами, находившимися на его территории. Православная культура, образование, сельское хозяйство, гражданское состояние населения, торговля, внешние связи - обо всем этом мы узнаем, изучая архивные материалы, относящиеся к истории церквей. Исследуя, сравнивая документы, в очередной раз убеждаешься, насколько тесно связаны история огромной страны и маленького сельского поселения.

Исследовательская работа осуществляет связь времён. Приоткрыв страницы прошлого, задумываешься о будущем. Работая с различными документами, лишний раз убеждаешься, что история – это не статьи учебника, это жизнь, частью которой являются мои родственники, односельчане, люди, живущие или жившие со мной рядом, учишься ценить и беречь то, что создали наши предки. По-настоящему близкими и понятными становятся слова А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу;

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Я люблю свой край, мне интересна его история. И хочется верить, что наша церковь, вновь возрождённая, не будет разрушена.


Список приложений.

Приложение 1.

  1. Грамота 361 Содержание: Челобитная от шижнян и братиловичей к Якову. Новгород, {1380–1400}

  2. Храм Спаса Преображения. Первая четверть 20 века.


Приложение 2.

  1. Отсканированные копии метрических записей, предоставленные ТИМАХМ (Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей).

  2. Из книги Неволина А.К. «О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке».


Приложение 3.

  1. Никольская церковь в д. Исаково. 2007 г.

Список литературы.

  1. Грамота 361. Новгород, {1380–1400} . Раскоп Неревский, усадьба «И-1» Литература: Анкудинов 1986; Буров 1979; Вермеер 1999; Мещерский 1962; Мещерский 1969; Попр.-VIII; Янин 1986. Том НГБ: VI

  2. «Земля Невская Православная» . Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Краткий церковно-исторический справочник. Издательство «Православная Русь». С-Пб, 2000 г.

  3. Материалы школьного музея «Истоки». Воспоминания старожилов.

  4. Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке, с приложением карты. СПб. Издательство Тип. Имп. Акад. наук . 1853 г.

  5. Перепись 1710 года: Новгородского уезд: Обонежская пятина: Нагорная половина: Сказки, поданные переписчику Роману Ивановичу Чоглокову.(РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.8594. Л.1-287) http://www.familytree.ru/

  6. Розов Е.К. «О времени и о себе». Новгород. 2008 г.

  7. Розов Е.К. Серия «Ученые университета». Великий Новгород. 2007 г.

  8. ТИМАХМ (Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей. Архивные документы.

  9. ЦГАДА, ф. Новгородская приказная изба, стб. № 42753, ч. III, дело из 12 лл., лл. 10-12. — Копия. http://www.vostlit.info/

Приложение 1.



  1. Грамота 361 Содержание: Челобитная от шижнян и братиловичей к Якову. Новгород, {1380–1400}



  1. Храм Спаса Преображения. Первая четверть 20 века.

Приложение 2.



  1. Отсканированные копии метрических записей, предоставленные ТИМАХМ (Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей).



  1. Из книги Неволина А.К. «О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке»

Приложение 3.



  1. Никольская церковь в д. Исаково. 2007 г.

1 Грамота 361. Новгород, {1380–1400} . Раскоп Неревский, усадьба «И-1»

Условная дата: 1380–1400, cтратиграфическая дата: кон. XIV в. – 1400-е гг. , внестратиграфическая дата: предпочт.

посл. 20-летие XIV в.

Категория: письма

Содержание: Челобитная от шижнян и братиловичей к Якову.

Сохранность: целый документ

Статья ДНД: Г60

Литература: Анкудинов 1986; Буров 1979; Вермеер 1999; Мещерский 1962; Мещерский 1969; Попр.-VIII; Янин 1986

Том НГБ: VI

Место хранения: НГОМЗ




2По склейкам: Дьяк Дмитрей Алябьев.

На об. по склейкам: К сему списку Никита руку приложил.



ЦГАДА, ф. Новгородская приказная изба, стб. № 42753, ч. III, дело из 12 лл., лл. 10-12. — Копия.



3 «Земля Невская Православная» . Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Краткий церковно-исторический справочник. Издательство «Православная Русь». С-Пб, 2000 г.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница