Консультация для родителей: Как играть



Скачать 97.68 Kb.
Дата05.08.2018
Размер97.68 Kb.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 23 г. Липецка



Консультация

для родителей:


«Как играть

с агрессивными детьми»

Педагог-психолог:

Пахомова Е.В.

2013-2014 г.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям. Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность… стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей старшей группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: «У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринимал эту ситуацию как угрожающую. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как помочь агрессивному ребенку.

Работа взрослых должна проводиться в трех направлениях:

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Первое направление. Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

1. Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ребенком в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

2. Помочь детям доступным способом выразить гнев может помочь игра «Мешочек для криков». В той ситуации, когда ребенок злится, он может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика в сложной ситуации.

3. Слепить фигуру своего обидчика, разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.



4. Игры с песком. Рассердившись на кого-либо, ребенку можно предложить поиграть с песком. С этой целью можно использовать игрушки из «Киндер-сюрпризов». Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.

Отработка навыков общения


Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью с ребенком можно обсудить, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому. Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, можно разыграть ситуацию: в гости в детский сад (домой) пришли два игрушечных Зайчонка. На глазах они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, которой уже играл его товарищ. Пока Зайчата ссорились, мама позвала их всех на прогулку. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились ещё больше. Взрослый просит ребенка, который наблюдал эту сцену, помирить зайчат. Ребенок предлагает свое решение, и далее совместно со взрослым они обсуждают какой из предложенных вариантов наиболее оптимальный, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Третье направление. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в коллективе детей произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости известных детям литературных героев, похожую на ту, которая произошла в их коллективе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая от - имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Можно разыгрывать ситуации, которые чаще всех вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему. Взрослым тоже не помешает избавиться от привычки обвинять агрессивного ребенка во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы». Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». В таком случае полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки? », можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Вы говорите о чувствах, о своих ощущениях.

Способы выражения гнева

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики и мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Используя «стаканчик («мешочек») для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

6. Пускать мыльные пузыри.

7. Устроить «бой» с боксерской грушей.

8. Полить цветы.

9. Быстрыми движениями руки стереть с доски.

10. Поиграть в «настольный футбол».

11. Устроит соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

12. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

13. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.



Способы саморегуляции

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, поэтому важно обучить приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.


ВВОД ПРАВИЛ


• Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП».

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «Стоп» или просто его представить. Кайму кружка следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «Стоп». Например, к синей кайме подойдет «Стоп» оранжевого или золотого цвета, к голубой - зеленого.

• Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10

• Прежде чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

• Прежде, чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

• Как только почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории важно, чтобы дети освоили релаксационные техники.

Игры для агрессивных детей

«Волшебные шарики» (Павлова Я. А.)

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Ребенок и взрослый сидят напротив друг друга. Взрослый просит его закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает ребенку в ладошки стеклянный шарик – «болик» - и дает инструкцию: «Возьми шарик в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей его своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза. Посмотри на шарик и теперь расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения.


«В Тридевятом царстве»

Цель: игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Содержание. Взрослый и ребенок (мама и ребенок и т.д.), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться.

Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке».

Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя..?, «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь..?»


«Эмоции героев»

Цель: игра способствует формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Содержание. Взрослый читает ребенку сказку. Ребенку заранее получает маленькие карточки с изображениями состояний.

В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.

По окончании чтения ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой группе.

Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.


Серебряное копытце (Павлова Я.А.)

Цель: игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению взрослого и ребенка.

Инструкция. Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке – серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые, с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

Примечание. Данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.

Упражнения на релаксацию:


«Апельсин»

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.) . «Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок, ручка теплая, мягкая, отдыхает)». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты, если оно выполняется только одно.



«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко- накрепко сожми челюсти. Пальцы рук зафиксируй в кулаках, до боли вдави пальцы в ладони. Затаи дыхание на несколько минут. Задумайся: а может, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура. Неприятности позади!».



«Штанга»

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с тобой будем спортсменами - тяжелоатлетами. Представь, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделай вдох, оторви штангу от пола на вытянутых руках, приподними ее. Очень тяжело. Выдохни, брось штангу на пол, отдохни. Попробуем еще раз».


Список используемой литературы:


1. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2000г.

2. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб. : Речь, М. : Сфера, 2008г.

3. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. : Генезис, 2000г.

4. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н /Д: «Феникс», 2004г.

5. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2003г.

6. Чистякова М. И. Психогимнастика /под редакцией И. И. Буянова - М. : Просвещение, 1990г.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница