Контрольная работа по биологии за курс 7 класса



страница1/3
Дата16.06.2019
Размер0.6 Mb.
ТипКонтрольная работа
  1   2   3


Контрольная работа по биологии за курс 7 класса.
1 вариант
Часть «А»

А 1. Наука о грибах называется:

1) цитология 2) ботаника

3) микология 4) зоология

А 2. В состав лишайника входят:

1) два организма 2) три организма

3) четыре организма 4) один организм

А3. Тело водорослей:

1) имеет стебель и листья 2) имеет корень и стебель

3) не расчленено на типичные органы 4)

А1. Эвглена зеленая передвигается с помощью:

1) жгутиков 2) ресничек

3) ложноножек 4) щетинок

А2. К кишечнополостным относится:

1) коралл 2) белая планария

3) дождевой червь 4) инфузория туфельтка

А3. Кровеносная система у планарий:

1) замкнутая

2) незамкнутая

3) с одним кругом кровообращения

4) отсутствует

А4. К моллюскам, обитающим на суше, относится:

1) мидия 2) осьминог

3) голый слизень 4) беззубка

А5. Хитиновый покров НЕ выполняет функцию:

1) защиты

2) внутреннего скелета

3) наружного скелета

4) опоры

А6. Количество отделов головного мозга рыб равно:

1) четырем 2) трем

3) пяти 4) шести

А7. У бесхвостых амфибий в скелете нет:

1) хрящей 2) хвостовой кости

3) шейного отдела 4) ребер

А8. Исключите лишнее понятие из ряда предложенных:

1) веретеница 2) уж

3) квакша 4) кобра

А9. Часть пера, погруженная в кожу, называется:

1) ствол 2) опахало

3) очин 4) бородка

А10. К одному отряду принадлежат:

1) корова и носорог

2) зубр и бегемот

3) синий кит и морж

4) крот и кролик
Часть «В»

В1. Выберите признаки, говорящие о возможном паразитическом образе жизни червей:


  1. отсутствие кровеносной системы

  2. раздельнополость

  3. высокая плодовитость

  4. развитие с промежуточным хозяином

  5. способность к бескислородному дыханию

  6. членистость тела


В2. Выберите правильные утверждения.

  1. Рыбы хорошо видят далеко расположенные предметы.

  2. У акул хорошо развиты органы обоняния.

  3. Переход головного отдела в туловищный хорошо заметен.

  4. В органах боковой линии есть нервные окончания.

  5. У некоторых рыб хорда сохраняется на всю жизнь.

  6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.


В3. Соотнесите особенности земноводных и пресмыкающихся.


Классы животных

Особенности животных

1) Земноводные

2) Пресмыкающиеся



А) Кожа покрыта костными пластинами или роговыми чешуями.

Б) Кожа голая, у некоторых ороговевшая.

В) Развитие на суше.

Г) Развитие с метаморфозом.

Д) Дыхание кожно-легочное.

Е) Дыхание легочное.




Часть «С»

С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кишечнополостные – это трехслойные животные. 2. У них есть кишечная полость. 3. Наружный слой клеток называется энтодермой, внутренний эктодермой, а третий слой называется мезодермой. 4. У кишечнополостных диффузная нервная система. 5. Все кишечнополостные ведут сидячий образ жизни. 6. Медузы дышат жабрами.



С2. Почему клетки животных легко меняют форму?


Контрольная работа по биологии за курс 7 класса.
Вариант 2.
Часть «А»

А1. Кто в списке лишний?

1) инфузория 2) радиолярия

3) хламидомонада 4) амеба

А2. Наружный слой клеток тела медузы называется:

1) энтодерма 2) мезоглея

3) эктодерма 4) эпителий

А3. Пищеварительная система у кольчатых червей:

1) есть и разделена на отделы

2) есть, но не разделена на отделы

3) отсутствует

4) есть, но не имеет анального отверстия

А4. Легкими дышат:

1) перловицы 2) осьминоги

3) слизни 4) беззубки

А5. У речного рака симметрия тела:

1) радиальная 2) лучевая

3) двусторонняя 4) осевая

А6. Из перечисленных рыб к пресноводным рыбам относится:

1) треска 2) пикша

3) форель 4) скат

А7. Кожа земноводных в основном является органом:

1) выделения

2) терморегуляции

3) газообмена и дыхания

4) защиты, газообмена, дыхания

А8. К живородящим пресмыкающимся относится:

1) крокодил 2) слоновая черепаха

3) обыкновенная гадюка 4) уж

А9. Из перечисленных ниже птиц к хищным относится:

1) ястреб 2) тетерев

2) рябчик 4) глухарь

А10. Наиболее редким видом животных является:

1) северный олень 2) барс

3) белка 4) соболь

Часть «В»

В1. Выберите признаки, общие для всех членистоногих и моллюсков:


  1. лучевая симметрия тела

  2. двусторонняя симметрия тела

  3. трехслойное строение тела

  4. сегментация тела

  5. хитиновый покров

  6. незамкнутая кровеносная система


В2. Выберите правильные утверждения.

  1. У мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных.

  2. На Земле около 9000 видов птиц.

  3. В процессе эволюции у птиц развивается головной мозг, и особенно мозжечок.

  4. У всех птиц пища удерживается зубами.

  5. Все птицы теплокровные животные.

  6. Скорость полета птицы зависит от массы ее тела.


В3. Установите соответствие между признаками класса и классом животных.


Классы

Признаки класса

1) Насекомые

2) Кольчатые черви



А) Кровеносная система замкнутая.

Б) Тело покрыто слизистой кутикулой.

В) Покровы из хитина.

Г) Кровеносная система незамкнутая.

Д) Дышат всем телом.

Е) Дышат трахеями.




Часть «С»

С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2 К членистоногим относят креветок, крабов, нереид, клещей, блох, комаров и др. представителей. 3 . Тело ракообразных и паукообразных расчленено на головогрудь и брюшко, тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. 4 . У паукообразных усиков нет, у насекомых две пары усиков, а у ракообразных – одна пара. 5. Членистоногие растут в течение всей жизни.


С2. Если ли у простейших рефлексы?

Контрольная работа по биологии за курс 7 класса.
БЛАНК ОТВЕТОВ
Фамилия, имя………………………………………………………

Класс………………. Школа……………… Вариант……………



Часть «А»


Задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

Ответ































Метка (+;-)
































Часть «В»


Задания

В1

В2

В3

Ответ







1)




2)




Метка (+;-)











Часть «С»


С1

С2








Количество баллов…………….. Оценка……………..


Контрольная работа по биологии за курс 7 класса
ОТВЕТЫ

Часть «А»



Вариант 1




Вариант 2

А1

1

А1

3

А2

3

А2

3

А3

4

А3

1

А4

3

А4

3

А5

2

А5

3

А6

3

А6

3

А7

4

А7

4

А8

3

А8

3

А9

3

А9

1

А10

2

А10

2

Часть «В»



Вариант 1




Вариант 2

В1

АВГД

В1

БВЕ

В2

БГД

В2

БВД

В3

1) БГД

2) АВЕ

В3

1) ВГЕ

2) АБД

Часть «С»



Вариант 1

Вариант 2




С1

Ошибки допущены в предложениях:

1, 3, 5, 6

Список ошибок:

1) Кишечнополостные – двухслойные животные.

2) Мезодермы у них нет, наружный слой называется эктодермой, а внутренний – энтодермой.

3) Большинство из них ведут подвижный образ жизни.

4) Дышат всем телом.


С1

Ошибки допущены в предложениях:

2, 4, 5

Список ошибок:

1) Нереиды – представители отряда многощетинковых класса кольчатые черви.

2) У насекомых одна пара усиков, а у ракообразных - две пары.

3) Рост членистоногих ограничен хитиновым покровом.






С2

Клетки животных окружены только тонкой клеточной мембраной. Она легко изменяет свою форму в отличие от клеточной стенки растений.

С2

Рефлекс – это ответная реакция организма на сигналы из внешней среды. Простейшие реагируют на химические (амеба, инфузория) или световые раздражения (эвглена).







Оценочные материалы по биологии 7 класс



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии.

Критерии оценивания:

1. Правильность и самостоятельность определение цели данной работы-1

2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений-1

3. самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов-1

4. Грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ-1

5. Правильность формулировки выводов-1

6. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений -2

7. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений-1

8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ-1

Оценивание:

- низкий уровень — менее 40 % (оценка «плохо», отметка «1»)

- пониженный — 40-49 % (оценка «неудовлетворительно», отметка «2»)

- базовый - 50-74 % (оценка «удовлетворительно», отметка «3»)

- повышенный - 75-90 % (оценка «хорошо», отметка «4»)

- высокий уровень - 91-100% (оценка «отлично», отметка «5»)




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.
Тема: Изучение строения и передвижения одноклеточных животных

Цель: рассмотреть особенности строения и процессы жизнедеятельности различных

простейших и сравнить их между собой.


Оборудование: культуры: инфузории - туфельки, амёбы, сувойки, эвглены зелёной,

микроскопы, предметные стёкла, кусочки ваты, пипетки.



Ход работы
ЗАДАНИЯ:

1.Приведите микроскоп в рабочее положение. Для этого поставьте микроскоп

штативом к себе на расстоянии 5-8 см от края стола, с помощью зеркала

направьте свет в отверстие предметного столика.


2.Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки

поместите каплю культуры; положите в капельку несколько волокон ваты,

накройте её покровным стеклом.
3.Положите микропрепарат на предметный столик и с помощью винта плавно

опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии,

близком от препарата.
4.Найдите в поле зрения представителя простейших. Для этого с помощью

винта медленно регулируйте положение тубуса до тех пор, пока не появится

чёткое изображение простейшего на препарате.
5.Определите форму тела туфельки, рассмотрите её передний (тупой) и задний

(заострённый) концы тела, предротовое углубление.


6.Пронаблюдайте за передвижением простейших и сделайте вывод о роли

жгутиков и ресничек в передвижении простейших.


7.Зарисуйте увиденных простейших в тетради и подпишите поподробнее

увиденные вами их части тела.




Эвглена Амёба Инфузория - Сувойки Бурсария

зелёная обыкновенная туфелька




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.
Тема: Знакомство с многообразием круглых червей
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение свободноживущих и паразитических

червей.


Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, культура

свободноживущих нематод, коловраток, влажные препараты аскарид.


Тип Круглые черви

Представители: свободноживущие нематоды, коловратки.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите без увеличительных приборов культуру

свободноживущих нематод, выращенную на белом хлеб.

Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер

движения.
2.На влажном препарате аскарид найдите самца и самку.

Отметьте, в чём их различие, в чём сходство с теми круглыми

червями, которых вы только что рассматривали.

3.Поместите нескольких животных из культуры коловраток в каплю

воды и рассмотрите при малом увеличении микроскопа. Отметьте сходство и различие

во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.
4.Пронаблюдайте за передвижением коловраток и сделайте вывод о роли

ресничек при движении и питании коловраток.


5.Зарисуйте коловраток в тетради (несколько видов) и подпишите увиденные

вами части её тела.






ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.
Тема: Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения
Цель: изучить строение и жизнедеятельность кольчатых червей; найти черты сходства и

различия между малощетинковыми и многощетинковыми кольчатыми червями.



Оборудование: чашки Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, дождевые черви,

пиявки, трубочник.



Ход работы.

ЗАДАНИЕ I.

1.Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры,

сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок.

2.Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно

проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего

к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью

лупы прикосновение щетинок на теле червя.

3.Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная?

Сделайте вывод о значении такой кожи и щетинок для жизни червя в почве.



*ЗАДАНИЕ II (дополнительно)

1.Поместите пиявку стеклянную банку, заполненную водой.



2.При помощи лупы рассмотрите внешний вид пиявки. Обратите внимание

на форму и окраску тела, число и расположение присосок. Постарайтесь

измерить длину пиявки в её спокойном состоянии.

3.Рассмотрите и опишите устройство рта у присосавшейся к стеклу пиявки.



4.Попытайтесь мягкой кисточкой сбросить пиявку в воду со стенки банки.

5.Понаблюдайте за перемещением пиявки в банке с водой.

Опишите движение пиявки.

6.Выявите другие (помимо плавания) способы передвижения пиявки.



ЗАДАНИЕ III.

1.Рассмотрите с помощью лупы трубочника.

Отметьте окраску тела, размеры, форму тела. Найдите передний и задний

конец тела. Отметьте наличие щетинок.

2.Обратите внимание на особенности поведения трубочника (держатся вместе

или одиночно).Дотроньтесь до трубочника кисточкой. Отметьте его реакцию.

Таблица

Сравнительная характеристика классов кольчатых червей



Характерные признаки

Классы

Дождевые черви

Пиявки

Трубочник

1.Среда обитания










2.Форма тела










3.Окраска тела










4.Размеры тела










5.Особенности строения










6.Движение










7.Питание










8.Дыхание











ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.
Тема: Изучение строения раковин моллюсков. *Особенности строения жизни моллюсков
Цель: выявить характерные черты строения двустворчатых и брюхоногих

моллюсков и их приспособленность к среде обитания.


Оборудование: чашки Петри с раковинами и живыми моллюсками.

Ход работы

Задание I.

1.Рассмотрите предложенные вам раковины моллюсков. Разделите их на группы:

брюхоногих и двустворчатых.

2.У брюхоногих отметьте:



- наличие и отсутствие симметрии_______________________________________________

- вправо или влево закручена раковина___________________________________________

- имеется ли разница в числе завитков____________________________________________

- окраска ____________________________________________________________________

- размеры ____________________________________________________________________

- наличие выростов (бугорки, шипы т.д)__________________________________________

- перечислите из них виды, встречающиеся в нашей области _________________________

3. У двустворчатых моллюсков опишите:



- наружный слой створок раковин ____________________________________

- внутренний слой раковины ________________________________________

- количество лет ___________________________________________________

- форма раковин ___________________________________________________

- окраска __________________________________________________________

размеры_________________________________________________________

4.Перечислите виды местных моллюсков. *ЗАДАНИЕ II.

1.Рассмотрите водных брюхоногих моллюсков: катушку и прудовика.

Сравните их строение и запишите результаты: Таблица





Катушка

Прудовик

Наличие раковины







Форма раковины







Наличие выступающих завитков







Окраска







Размеры






2.Понаблюдайте за моллюсками, ползающими по стеклу.

- Опишите характер перемещения______________________________________________

- Понаблюдайте, поднимается ли моллюск к поверхности воды______________________

- если поднимается, то отметьте, через сколько минут подъем повторяется ____________________________________________________________________________

- наличие ноги________________________________________________________________

- наличие щупальцев на ноге____________________________________________________

- площадь подошвы ползающего моллюска_______________________________________



ЗАДАНИЕ III.

Наблюдения за наземными моллюсками.


1.Проведите наблюдения за голым слизнем, используя лупу.

Отметьте следующее:

- наличие раковины_____________________________________________

- наличие большого количества слизи на теле__________________________

- симметрия тела _________________________________________________

- отделы тела_____________________________________________________

- волнообразные сокращения мускулатуры подошвы____________________

- сколько щупалец на голове_____________________________________________

- наличие и вид ротового отверстия_______________________________________
2.Поместите к слизням кусочки капусты и томатов.

Наблюдайте :

- скорость перемещения _________________________________________________

- какую пищу предпочитают _____________________________________________

3.Используя лупу, проведите наблюдение за улиткой.

Укажите:


- наличие раковины _________________________________________

- симметрия тела____________________________________________

- наличие ноги с тёркой ______________________________________

- где держатся моллюски (на растениях, на земле, на стекле)


- дотроньтесь до моллюска мягкой кисточкой. Опишите реакцию моллюска.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выводы по работе (о приспособлениях моллюсков к обитанию в различной среде, о строении, о передвижении) ___________________________________


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.
Тема: Знакомство с многообразием ракообразных

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности различных ракообразных,

выявить основные черты сходства и различия.


Оборудование: живые объекты- культуры дафний, циклопов, влажные препараты: раки,

креветки, микроскоп, предметные стёкла, препаровальные иглы, лупы,

пипетки.

Тип Членистоногие

Представители: дафнии, циклопы, речной рак, креветка.


Ход работы

ЗАДАНИЯ:

I.Внешний вид рака.

1.Какую окраску имеет тело живого рака? Сравните (на ощупь) твёрдость его покрова с

покровом дождевого червя.

II.Головогрудь.

2.Найдите головогрудь и борозду (шов) между головой и грудью. Выясните соединение.

Какие органы находятся на головогруди рака (усики, глаза, ротовые органы,

ходильные ноги, их количество и строение)?

3.Осмотрите головогрудь и бока (под ногами) рака. Найдите щель, ведущую в жаберные

полости.


III. Брюшко

4. Сосчитайте количество члеников брюшка. Найдите ножки и сосчитайте их количество.

Сравните их с ходильными. Найдите хвостовой плавник и заднепроходное отверстие.

Какой вывод вы сделаете о роли конечностей?

IV.Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках.

5.Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.

6.Поместите по очереди нескольких животных из культуры в каплю воды и рассмотрите

их при малом увеличении микроскопа. Отметьте сходства и различия во внешнем

строении тела, в характерных движениях, окраске.

7.Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков.

Выявите сходство и различие во внешнем строении.

8.Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в

типе членистоногих.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
Тема: Изучение внешнего строения насекомого. *Изучение представителей отряда насекомых.
Цель: выяснить характерные особенности класса насекомых и черты отрядов таракановые и прямокрылые на примере рыжего таракана и полевого сверчка.
Оборудование: коллекция насекомых, живые объекты: тараканы, сверчки, лупа, стеклянная палочка, кусочки тыквы.
Отряд таракановые

Представитель: рыжий таракан.


Ход работы

ЗАДАНИЕ I.

1.Рассмотрите покров тела, его прочность, окраску, размер

2.Отметьте, насколько свободные движения может производить

голова животного.

3. Рассмотрите, какие органы чувств находятся на голове:

найдите членистые усики и глаза, отметьте их количество.

4. Положите на стеклянную палочку кусочек тыквы и

поднесите его ко рту рыжего таракана, подробно опишите,

как ощупав его ротовыми щупиками, он облизывает и грызёт их.

5. Под лупой рассмотрите ноги насекомого, подвижность их

сочленений, лапки с присосками и щетинками. Отметьте для

себя, что на лапках тараканы переносят микробы, в том числе

и болезнетворные.

6. Рассмотрите брюшко таракана и определите пол насекомого.

7. Рассмотрите и отметьте в таблице тип ротового аппарата.


Отряд прямокрылые

Представитель: сверчок полевой.


ЗАДАНИЕ II.

1.Рассмотрите особенности крыльев и надкрыльев, сравните

их длину и окраску.

2.Сравните длину передних и задних ног, пронаблюдайте за

передвижением и отметьте тип движения.

3.Рассмотрите строение ротового аппарата при помощи лупы.

4.Рассмотрите усики, отметьте их количество, пронаблюдайте

их движение, сделайте вывод об их значении.

*ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6



(продолжение)
Тема: Изучение представителей отряда насекомых.
Цель: выяснить характерные особенности класса насекомых и черты типа

членистоногих на примере майского жука.


Оборудование: коллекция насекомых, живые объекты: личинка, взрослое насекомое

майский жук, лупа, стеклянная палочка, кусочки хлеба (тыквы).



Отряд жуки.

Представитель: майский жук.



Ход работы
I.ЛИЧИНКА

ЗАДАНИЕ I.

1.Рассмотрите личинку, форму тела, окраску, длину.



2.Рассмотрите червеобразное тело, разделённое на членики.

Подсчитайте количество грудных и сколько их на брюшке

(грудные членики с конечностями).

3. Подсчитайте сколько на груди личинки членистых ножек

и сколько их пар. Предложите тип передвижения (ползающий,

прыгающий, летающий).

4. Найдите на члениках брюшка - овальные дыхательные отверстия,

через которые воздух поступает в трахеи личинки?


II. ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ


ЗАДАНИЕ II.

1. Рассмотрите форму тела, окраску, длину, покров.


2. Рассмотрите и отметьте на голове число глаз, усики,

найдите мощные ротовые придатки.

3. Возьмите кусочки пищи (хлеб) и осторожно на

палочке поднесите её ко рту майского жука - определите тип

ротового аппарата.
4. Рассмотрите три пары конечностей, какого типа конечности

(плавательные, ходильные).


Лабораторная работа № 7

Изучение типов развития насекомых
Цель работы:

познакомиться с типами развития насекомых;

выявить особенности различных типов развития насекомых.

Для работы необходимы:

коллекции “Развитие насекомых”, “Медоносная пчела”, “Вредители сельскохозяйственных культур” или фиксированные личинки, куколки и взрослые насекомые, ручная лупа.

Ход работы



  1. Рассмотрите коллекцию “Развитие насекомых”, определите, какие фазы жизненного цикла характерны для насекомых с полным и неполным превращением. Чем объяснить различие в количестве фаз жизненного цикла у разных насекомых?

  2. Зарисуйте представителей каждой фазы жизненного цикла насекомых с полным и неполным превращением, сделайте обозначения.

  3. Рассмотрите коллекции “Медоносная пчела” и “Вредители сельскохозяйственных культур”. Заполните таблицу:

 

Вид насекомого

Тип развития

Особенности строения личинки

Особенности строения куколки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Объясните, как вы определили тип развития насекомого.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
Тема: Изучение внешнего строения и передвижения рыб

Цель: выявить во внешнем строении рыбы черты приспособленности к жизни в воде.
Оборудование: живые рыбы из аквариума или водоёма, размещенные в банках. Ход работы
Ход работы:

1.Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке с водой, определите её

форму тела и объясните, какое значение имеет такая форма в жизни рыбы.
2.Рассмотрите покровы тела рыбы. Объясните, какое значение имеет чешуя

в жизни рыбы.


3.Определите окраску рыбы на брюшной и спинной сторонах её тела.

Объясните значение разной окраски брюшной и спинной сторон тела рыбы.


4.Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост.
5.На голове рыбы найдите глаза и ноздри. Определите, какое значение они

имеют в жизни рыбы. Есть ли веки? Есть ли органы слуха?

Постучите по стеклу банки и установите, слышит ли рыба.
6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные и непарные плавники.

Объясните, их значение в жизни рыб. Понаблюдайте за работой плавников

при передвижении рыбы в воде.
7.Найдите боковую линию. Ознакомьтесь по рисунку и тексту учебника с

строением и значением её.


8.Рассмотрите форму головы. Как она переходит в туловище?
9.Найдите жаберные крышки. Пронаблюдайте дыхательные движения -

попеременное открывание и закрывание рта и жаберных крышек.



Сделайте вывод.




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
Тема: Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.

Цель: найти во внешнем строении птицы черты приспособленности к полёту.
Оборудование: живой объект - живая птица.
Класс Птицы.

Представитель: любая птица.



Ход работы

ЗАДАНИЯ:
1.Рассмотрите внешний вид птицы. Установите, из каких отделов состоит тело птицы.

Обратите внимание на характерные особенности внешнего строения птицы:

перьевой покров, веретенообразная форма тела, наличие хвоста и перьев.
2.Рассмотрите голову птицы. Какие органы расположены на ней? Какое значение имеет

подвижная шея?


3.Рассмотрите передние конечности птицы? Какой вид они имеют? Каким органам

наземных позвоночных соответствуют крылья птиц? Найдите в крыле отделы,

характерные для передних конечностей позвоночных животных.
4.Рассмотрите ноги птицы. Чем они покрыты? Сколько пальцев на ногах?

Чем они оканчиваются?


5.Рассмотрите расправленные крылья и хвост. Обратите внимание на большую

летательную поверхность, лёгкость и прочность этих органов. Одинаковы ли

по внешнему виду различные перья крыла и хвоста.
6.Обратите внимание на черепицеобразное расположение покровных перьев.

Сравните с расположением чешуи на теле рыбы. Какое значение имеет такое

расположение перьев?
7.Есть ли разница во внешнем виде маховых, рулевых и покровных перьев?

С чем это связано?




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10.
Тема: Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих

Цель работы:  изучить особенности внешнего строения представителей класса Млекопитающие.

Оборудование: скелет млекопитающего, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, презентация «Особенности строения млекопитающих».

Ход работы:

  1. Изучить общий план строения тела млекопитающих.





  1. Изучить особенности внешнего строения млекопитающих. Ознакомиться с особенностями строения волосяного покрова.

Перечислите, какие органы расположены на голове млекопитающего? Какое значение они имеют для млекопитающих?

Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте приведенные ниже данные. Результаты отразите в таблице.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.
2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы.
3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.
      А. Выполняют функцию органов осязания.
      Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.
      В. Предохраняет кожу от повреждения.

3. Ознакомиться с разнообразием форм тела различных представителей класса Млекопитающие.

Назовите, изображенных на рисунках животных и выберите из предложенных вариантов те, которые характеризуют их форму тела. Определите, к каким условиям обитания приспособлены их разные формы тела.



А Б В Г

1 2 3 4


  1. 6 7 8

4.Изучить особенности строения скелета млекопитающих, изучить осевой скелет, скелет конечностей.

1. Рассмотрите строение черепа млекопитающего. Найдите мозговую и лицевую части черепа. Что можно сказать о развитии головного мозга млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися на основании строения черепа?

2. Определите основные элементы строения скелета млекопитающих (рис. А).

Укажите, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих (рис. Б).

Укажите, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих (рис.В).

Укажите, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих (рис. Г).



А Б


В Г


5.Изучить особенности строения зубов млекопитающих.

  1. Рассмотрите строение зубов млекопитающих. На какие группы по выполняемым функциям их можно разделить? Как это влияет на процесс питания и пищеварения млекопитающего?

  2. Найдите информацию, как по строению зубов можно различать представителей различных отрядов млекопитающих. Установите с помощью учебника и других источников информации, каковы особенности зубной системы следующих отрядов:

грызуны, зайцеобразные, насекомоядные, хищные, парнокопытные, непарнокопытные, китообразные.

5. Сделать вывод из проделанной работы.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11.
Тема: Изучение особенностей покрова тела
Цель: выявить сходство и различия в покровах различных животных.
Оборудование: животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск,

ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее);

лупа, спички, препаровальная игла; чешуя язя, перо, шерсть, кожа,

волос, рог.



Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале невооруженным

глазом, затем - с помощью лупы.

Выявите сходство и различия в покровах различных животных.

Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных

животных.


2. Поместите на стекло или лист бумаги дождевого червя или брюхоногого моллюска.

Обратите внимание на влажный след, оставляемый этими животными при движении;

покрытую слизью кожу; раковину моллюска, её прочность, внешнюю и внутреннюю

поверхность, окраску.


3. Возьмите в руки насекомого (лучше, если это будет жук), рассмотрите их покровы

невооруженным глазом и с помощью лупы.

Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов членистоногих по

сравнению с червями и моллюсками.


4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуёй, панцирь черепахи.

Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи;

наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах

тела у рыб и черепахи.

Таблица

Особенности покровов животных в связи с выполняемыми функциями

Представители животных
Покровы тела
Выполняемые функции

1.Дождевой червь







2.Моллюск







3.Насекомое







4.Рыба







5. Черепаха







6.Птица







7.Млекопитающие







Каталог: upload -> storage -> org1504 -> files
storage -> По инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей
storage -> Положение разработано в соответствии с
storage -> Бронхиальная астма
storage -> Программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана на основе нормативных документов
storage -> Вопросы для диф
storage -> К рабочей программе по химии (профильный уровень) 10-11 класс
storage -> Министерство внутренних дел по республике татарстан республикасы
files -> Анализ результатов единого государственного экзамена выпускников 11-х классов 2015/2016 учебный год


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница