Коррекционные занятия



Скачать 67.68 Kb.
Дата09.08.2019
Размер67.68 Kb.
ТипРабочая программа

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для коррекционных занятий в 1 – 4 классах СКК VII вида составлена на основе инструктивного письма министерства народного образования РСФСР от 30. 06.89 г. № 17 – 154 – 6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития».

Система специального обучения детей с задержкой психического развития предусматривает проведение индивидуальных или групповых занятий с учащимися, включённых в Типовые учебные планы специальных школ и классов выравнивания для детей указанной категории.

Цели занятий – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Коррекционная задача должна чётко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей ребёнка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приёмами.

Система проведения коррекционных занятий направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов воспитания, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности и активизацию познавательной деятельности учащихся.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в развитии, отставания в обучении. При изучении школьников обращается внимание на состояние различных сторон их психической деятельности – памяти, внимания, мышления, речи; отмечается интерес ребёнка к учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий. Отмечаются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбудимости или, наоборот, пассивности, заторможенности. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать коррекционную работу с ними. Коррекция опирается на данные изучения ребёнка. Целесообразна коррекция с опорой на ЗБР (зону ближайшего развития). Желательно определить основу для компенсации, выявить, на какие сохранные качества ребёнка можно опереться.

Коррекция отклонений в мыслительной деятельности включает в себя создание у ребёнка мотива достижения результата, помощь в построении плана будущего действия, обучения мыслительным операциям, сопоставлению различных способов действий и т. д.

В работе с педагогически запущенными детьми надо устранить пробелы в знаниях, довести до необходимого уровня учебную деятельность, стимулировать самооценку, создавать возможность выбора.

В коррекционной работе со школьниками с низкой обучаемостью важно предусмотреть специальные, разделённые на мелкие этапы упражнения с опорой на схемы, проговаривание, применение развёрнутой инструкции с регулярным контролем; использование не только подсказок, но и стимулирование активности учащихся, обучение их постановке целей.

С детьми с акцентуациями характера – психотерапевтическая индивидуальная работа, карточки с индивидуальными заданиями.

В случаях «вынужденной беспомощности» (пробелы в знаниях, низкая успеваемость, невладение мыслительными операциями, заблокированные по причине ошибок учителя умственные способности) – восстановить мотивацию, устраняя ошибки учителя, подкрепляя даже небольшие успехи ребёнка.

Коррекционная работа с ребёнком включает в себя формирование у него ведущей и продуктивных видов деятельности. Основу в этих направлениях составляет онтогенетический подход, в котором соблюдаются принципы поэтапного формирования всех видов деятельности, учитываются и темп индивидуального созревания личности ребёнка. Работа по формированию ведущей и продуктивных видов деятельности является неотъемлемой частью современных программ обучения и развития детей, а в специальных классах компенсирующего вида она сочетается с коррекционными целями и задачами обучения и воспитания.

Логика построения коррекционного занятия – это отработка тех приёмов, той информации, которая затем включается в работу на следующих этапах, но в иных вариантах. Поэтому целесообразно ориентировать построение занятий на преобладание продуктивных методов учебной деятельности над репродуктивными методами.

В содержании познавательной линии развития отражаются направления работы педагога с ребёнком по развитию разных видов восприятия, мышления, количественных представлений, речи, его познаний об окружающем мире. Содержание индивидуальных коррекционных занятий должно исключать «натаскивание», формальный механический подход, быть максимально направлено на развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. В некоторых случаях индивидуальные коррекционные занятия необходимы для обучения приёмам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, опорами, а также алгоритмами действий по тем или иным правилам, образцам.

Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции. Успешная коррекционная работа при безразличном отношении к ней невозможна, поэтому необходимо обеспечить личностную включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что и является основным условием успеха.



В программе отражаются следующие блоки задач:

  • формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нём: формирование сенсорного восприятия (умения различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций и действий;

  • формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемной ситуации (формирование целенаправленных действий с предметами, в том числе вспомогательного назначения, представлений о функциональном назначении бытовых предметов; обучение практическим задачам с использованием известных способов их решения в проблемных ситуациях);

  • формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия;

  • ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребёнка;

  • развитие речи, её культуры и языковых способностей.


Основные направления коррекционной работы.

  1. Совершенствование движений и сенсорного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.


  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет,

форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование

звукового анализа.


  1. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными

родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторских способностей.



  1. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно- логического мышления (умение видеть и

устанавливать логические связи между предметами, явлениями и

событиями.



  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация,

чтение по ролям и т. д.).



  1. Развитие речи, овладение техникой речи.

  2. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

  3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Содержание программы.

Количество часов в год – 68

Количество часов в неделю – 2

Количество часов в I триместре – 24

Количество часов во II триместре – 21

Количество часов в III триместре – 23


Коррекционные занятия проводятся по разделам:

  • по математике – 34 часа (1 час в неделю);

  • по русскому языку – 34 часа (1 час в неделю);

  • по развитию речи – 34 часа (1 час в неделю);



Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  • С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. «Развиваем внимание».

Издательство «Академия развития», Ярославль, 2007 г.

  • И.Е. Светлова. «Логика». Издательство «ЭКСМО – Пресс», Москва, 2000 г.

  • А. А. Шабанова. Коррекционное обучение. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 4 класса начальной школы. «Учитель», Волгоград, 2007 г.

  • В. П. Трушина. Коррекционное обучение. 4 класс. Занятия по развитию речи. «Учитель», Волгоград, 2009 г.

  • И. В. Фомина, И. В. Щербакова. Коррекционное обучение. Русский язык. 1 – 4 классы. Развитие устной речи. Инновационные подходы. «Учитель», Волгоград, 2009 г.

  • Е. В. Языканова. Развивающие задания. «Экзамен», Москва, 2010 г.

  • Л. Кобзева, М. Резунова, Г. Юшина. Система упражнений по коррекции письма и чтения. «Учитель», Воронеж, 2003 г.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница