Квест-путешествие по школьному музею истории науки и техники



Скачать 151.03 Kb.
Дата03.09.2018
Размер151.03 Kb.
ТипСценарий



Квест-путешествие по школьному музею истории науки и техники «Самое важное знание»
Сценарий игры предназначен для использования при работе с учащимися средней школы

(Авторы разработки – Фадеев В.А., Филиппова А.В.)


  1. Квест-игра как метод организации учебной деятельности.

В своем классическом значении квест (от англ. quest – поиск) – это командная игра, в которой востребованы эрудиция, сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь в реальном или виртуальном пространстве, выполняют различные задания. Игра включает в себя последовательность точек (локаций) и задач, объединенных общим сценарием. Выполнив задание, команда получает направление на следующую точку или задание, и таким образом продвигается к финишу. Количество точек (уровней) и их сложность определяется для каждой игры в соответствии с ее целью и сюжетными особенностями. Используя свои знания, интеллект, смекалку, команда игроков должна стремиться выполнить все задания и преодолеть маршрут за определенное время.

Какое же отношение квест может иметь к образовательному процессу, и каковы его возможности в этом контексте? На нащ взгляд, технологии создания и организации квест-игр могут быть успешно использованы как эффективный способ реализации интерактивного обучения. В данной разработке преимущественно рассматриваются возможности использования квеста во внеурочных занятиях в экспозиции щкольного музея истории науки и техники.

Можно выделить несколько компонентов образовательного квеста, как метода организации учебной деятельности:


  1. Квест как игра.

Прежде всего, квест обладает всеми преимуществами игры как таковой, то есть дает возможность реализовать все плюсы игрового обучения. Это и пробуждение активности учащихся, и организация свободного творческого пространства, и формирование навыков принятия самостоятельных и коллективных решений. Не стоит забывать и о мотивационных возможностях состязательного характера игры, который, как правило, присутствует в любом квесте.

Игровая ситуация задается на старте квеста и может быть очень разнообразной. Выбирая сюжет игры, необходимо учитывать несколько важных условий. Прежде всего, он определяется целями проведения квеста – как учебными, так и воспитательными. Немаловажен возраст учащихся и психологические особенности группы. Но какими бы ни были сюжет и задачи квеста, важно изначально проектировать его многовариантность, динамику и драматургию, а в ходе проведения стараться поддерживать атмосферу игры, аккуратно управлять ей, не допуская превращение увлекательного приключения в бесконечную череду утомительных учебных заданий.



  1. Квест как исследование.

Квест – это всегда поиск. В буквальном смысле – играющим нужно найти месторасположение объекта, опознавательные знаки, информацию, отдельные детали и т.д. И эта задача, безусловно, развивает не только наблюдательность и внимание, но и привычку внимательного всматривания в окружающий мир. Квест убеждает в том, что вокруг нас много интересного, что не всегда бросается в глаза, что стоит стать чуть зорче, и увидишь больше, чем остальные. При этом, хотя игра носит командный характер, для достижения нужного результата важна поисковая работа каждого из участников. Зачастую в этих условиях неожиданно ярко проявляют себя обычно пассивные учащиеся, не обладающие большим багажом знаний, но обнаруживающие в игре наблюдательность или способность быстро ориентироваться в пространстве.

Исследовательские возможности квеста определяются и полной самостоятельностью учащихся, которая является обязательным условием этого типа игры. Учитель выступает здесь лишь дистанционным модератором – он не направляет действия участников, не участвует в определении стратегии поиска, не распределяет роли внутри группы. Все это школьникам приходится делать самим для успешного достижения результата. В поисках ответа на заданный вопрос или решения задачи ими определяются оптимальные способы действия, актуализируются накопленные знания, анализируется информация и устанавливаются причинно-следственные связи. При этом результат игры может быть гораздо объемнее, чем достижение заданной на старте цели. В поле зрения участников часто оказываются не имеющие отношения к сюжету, но интересные детали и обстоятельства, возникают дополнительные вопросы, которые могут стать предметом дальнейшего обсуждения и исследования.

Чтобы максимально использовать исследовательскую составляющую квеста, важно организовать его поэтапную рефлексию. По завершении игры можно обсудить ее фактические результаты, обозначить самые сложные и сааме интересные задания, отметить самых активных, изобретательных и эрудированных участников. Возможно на этом же этапе предположить возможные темы дальнейших исследований. Зачастую катализатором интересных идей здесь становятся запомнившиеся участникам вопросы или неожиданные наблюдения.

Квест как проект

Квест-игра может быть не только предложена учащимся, но и разработана ими в сотрудничестве с учителем. Эта задача всегда вызывает большой интерес, особенно у тех ребят, которые сами неоднократно участвовали в подобных играх. На первый взгляд создание сценария квеста может показаться им несложным процессом, воспринимаемым, как приятное развлечение. Но знакомясь с правилами и этапами технологии создания поисковой игры, вникая в ее особенности, учащиеся убеждаются в необходимости проведения серьезной подготовительной работы.


Таким образом, как видим возможности образовательного квеста достаточно широки и спектр их не исчерпывается описанием, приведенным выше. Стоит заметить, что, рискнув взяться за подготовку подобных игр, немало приобретает и сам учитель. Открываются интересные факты, рождаются новые идеи. И как всякий творческий процесс, создание квеста – это увлекательное и вдохновляющее, хотя и трудоемкое занятие.

Данная работа представляет опыт по использованию реальной квест игры в пространстве музея истории науки и техники. Как показывает опыт, использование подобных игр в работе с подростками 11-14 лет наиболее эффективно. Именно в этом возрасте проявляется активное стремление учащихся к самостоятельным формам учебной работы, желание проявить себя в решении новых, интересных задач. Активный поиск контактов со сверстниками и формирующаяся готовность к сотрудничеству также располагает к использованию форм командной игры. В то же время подросткам доступны самостоятельная постановка последовательности задач, разработка стратегий и тактик в достижении целей, что позволяет предлагать им просторное поле деятельности, необходимое для реализации квест-игры. Мы не раз имели возможность убедиться, что участие в подобных играх способствует развитию инициативности подростков и мотивирует познавательную активность.

Музейный квест связан с активным и внимательным исследованием экспозиции. На наш взгляд, максимально использовать возможности квеста позволяет его проведение на этапе закрепления знаний, полученных в ходе изучений той или иной учебной темы или в рамках экскурсии. В этом случае, содержанием игры становится не только азартный поиск экспонатов или интересных деталей, но и актуализация багажа знаний, пополняемых в ходе квест-прилючения. При проектировании такой игры можно опираться на освоенный учащимися понятийный аппарат, конкретные представления о предмете или теме исследования, эмоциональное отношение, сформированное на занятиях ранее. Сами участники квеста при этом ощущают себя не случайными несведущими посетителями, а «знатоками», углубляющими свои познания открытий особенных музейных тайн, недоступных легкомысленному зрителю. Так формируется заинтересованное отношение и к музею, как таковому, который предстает увлекательным пространством, открытым для исследования.

2.


«Политехнический музей XX века» Гимназии №1798 «Феникс»


XX век назвали веком атома, космонавтики, научно-технической революции. Политехнический музей XX века создается с первых дней XXI века, чтобы не забывались достижения ученых, инженеров, рабочих века ушедшего, чтобы показать эволюцию многих приборов с начала века до наших дней, привлечь внимание юного поколения к истории науки и техники.

В музее можно познакомиться с историей развития средств связи XIX и XX вв. Об этом рассказывает экспозиция «Связь веков»

Очень разнообразно в музее представлена история развития фотоаппаратов (от первого советского фотоаппарата Фотокор 1 до фотоаппаратов современности).

В экспозиции «Русь. Начало XX в» можно увидеть экспонаты, изготовленные руками учащихся (колодцы, ветряную мельницу, водяную мельницу) и реальные предметы быта прожившие свое столетие.

В коллекции «Радио» привлекают внимание модели от первого радио до трехпрограммного радио конца века, радиоприемники и радиолы (ламповые и полупроводниковые), проигрыватели и магнитофоны.

В музее можно посмотреть на уникальные швейные машины, на коллекцию утюгов, на коллекцию печатных машинок, на коллекцию монет и бумажных денег и много другое, что невозможно описать словами, а можно только увидеть.
За 15 лет работы музея проведено множество встреч, экскурсий для детей от дошкольников до учеников 11 классов. Музей посетили десятки школ Москвы. Всегда с большим удовольствием наш музей посещают зарубежные гости. Все посетители оставляют свои отзывы в специальной книге.

Основные направления работы:

1/ Проведение уроков физики, математики, информатики

2/ Проведение обзорных и тематических лекций, экскурсий

3/ Проектно-исследовательская деятельность (сбор, систематизация информации по истории развития техники, истории изобретений и открытий, об истории экспонатов и их владельцах)



4/ Моделирование - изготовление макетов самими учащимися

Музей был открыт 20 октября 2002 года.Сертифицирован в 2007 году, повторно сертифицирован в 2013 году (сертификат № 876 от 17 июня 2013 года). Руководитель музея Фадеев Владимир Алексеевич

3. КАРТА КВЕСТА «САМОЕ ВАЖНОЕ ЗНАНИЕ»
ЛЕГЕНДА
В аудитории одного старинного европейского университета царила торжественная и немного грустная тишина. Пожилой седовласый профессор, только что завершивший лекцию, внимательно оглядел своих учеников. Сегодня он смотрел на них не так, как всегда. В его обычно чуть ироничном, проницательном взгляде сквозила отеческая тревога. Студенты это чувствовали. Один из них не выдержал:

«Профессор! Сегодня мы завершили свое обучение и эта встреча с Вами – последняя. Дальше мы должны идти по дороге жизни самостоятельно. Вы открыли нам бескрайний мир знаний, но какое из них самое важное?»

Старый ученый кивнул своему ученику, подошел к грифельной доске и написал несколько слов на латыни. Каждый, кто прочел эту надпись, запомнил ее навсегда. А тот студент, что задал вопрос, записал ее в записную книжку.

Наверняка вам интересно, чир же было написано на доске? Вы, безусловно, сможете сегодня удовлетворить свое любопытство, и мы надеемся, что каждый из вас запомнит ответ профессора, как запомнили его ученики. Но сначала нам придется восстановить запись, оставленную юным студентом, которая за много лет оказалась почти утраченной.
Итак, что же нам известно?


  1. Фраза содержит 5 слов

  2. Первое слово нам придется собрать по буквам, и ключ к нему лежит в белом конверте

  3. Второе слово (ключ к нему в зеленом конверте) мы обнаружим с помощью прибора, который позволяет человеку обрести глаз сокола.

  4. Третье слово хранится в синем конверте, но прочесть его мы сможем лишь с помощью предмета, который позволяет человеку увидеть свой нос.

  5. Четвертое слово тоже хранится в синем конверте, но без специального стекла нам его не прочесть.

  6. Пятое слово содержит буквы, которые ученому скажут больше, чем простофиле. В красном конверте нас ждет подсказка.


Удачи!
ХОД ИГРЫ
Участники игры имеют право начать расследование с любого из трех ковертов


  1. Белый конверт. Первое слово

Белый конверт содержит таблицу с ключами к каждой букве первого слова



Номер буквы

Сюда надо вписать букву (игроки их не видят)

Где и как искать

1

U

Возьмите магнит, поставьте его, как арку, и и посмотрите на него через выпуклую линзу. Что произошло с изображением? На какую букву латинского похож магнит?

Запишите эту букву под номером 1
В ходе решения этой загадки учащиеся открывают оптические свойства различных линз и находят им объяснение)


2

N

Напишите букву, с которой начинается имя великого исследователя, иллюстрации к открытиям которого вы найдете на стене музея. (Исаак Ньютон). Поднесите листок с написанной буквой к зеркалу. Перед вами та самая буква!

Интересно поразмышлять вместе с детьми, почему зеркало «переворачивает» изображение

1

U

Эту букву же нашли

3

S

В витрине музея вы найдете несколько линз. Некоторые из них рассеивающие, некоторые – собирающие.

Рассмотрите линзу, через которую видна модель парусника. Какая это линза — собирающая (R) или рассеивающая (S)?
Особенности двух видов линз можно также изучить, обратившись к схемам, расположенным на потолке музея

Приложение 1


4

Q

Текст: «Благодаря линзам возможна работа проектора. Рассмотрите устройство проектора для демонстрации слайдов. Включите проектор и спроецируйте изображение на экран.

Рассмотрите три картины. Это работы разных художников, объединенные одним сюжетом. Женский образ, который встречается на всех трех изображения, занимает в небесной иерархии особенное место. Переведите название этого статуса на английский язык и возьмите первую букву полученного слова».
(Картины русских и европейских мастеров изображают Богоматерь с младенцем Христом. В небесной иерархии она – Царица Небесная. По-английски - QWEEN)


1

U

Уже нашли


5

I

Текст: «Посмотри, как ведет себя луч света, проходя через пластину со скошенными гранями. В нашей экспозиции есть архитектурное сооружение, которое словно бы изменило исходное состояние, приобретя угол наклона. Найдите его, вспомните название страны, в которой оно находится. Первая буква в названии на как раз и понадобится»
Ребята наблюдают оптический эффект преломления. На стене музея, в качестве иллюстрации к открытиям Галилея можно увидеть изображение Эйфелевой башни (также имеющей наклон). Как известно башня находится в Италии

Приложение 2


3

S

Текст: «А вот еще один интересный предмет – призма. Он доказывает, что мы не всегда видим природу многих привычных явлений. Понаблюдайте, что делает с белым светом обычная призма. А заодно вспомните, что делает птица, которой интересуется человек с ружьем. Первая буква глагола, обозначающая действие птицы должна быть записана под номером 3»
В данном случае мы имеем дело с дисперсией - эффектом разложения белого цвета. Ребята в результате эксперимента с призмами наблюдают радугу. Их задача вспомнить известную фразу «Каждый охотник желает знать, где Сидит фазан» (Приложение 3)

4

Q

Уже нашли

1

U

Уже нашли

6

E

Текст: «Номер этой буквы в латинском алфавите равен показанию часов, которое вы видите в зеркале. При этом будем считать, что сейчас утро».
Необычные часы в экспозиции музея мы видим посредством отражения в зеркале. Вначале может показаться, что они показывают 7 часов. Но на самом деле часовая стрелка указывает на 5.



  1. Желтый конверт. Второе слово


Прибор, который сделает нас зоркими, как сокол, стоит на столе. И все три буквы второго слова мы должны отгадать, не отходя от него.
Напротив кафедры, где расположены телескоп и бинокль установлена экспозиция «История радио». На одном из радиприобров (радиола 1950-х годов) прикреплена табличка с искомым словом (SUA). Рассмотреть ее можно, лишь используя оптические приборы.

В ходе эксперимента ребята знакомятся с устройством телескопа и бинокля. Изучают принципы их действия


  1. Синий конверт. Третье слово


TIREVON
Поднеся листок с данной надписью к зеркалу, ребята обнаруживают искомое слово - NOVERIT




Четвертое слово
IRE
Это слово написано очень мелко. Ребята читают его с помощью лупы.



  1. Красный конверт. Четвертое слово


В витрине музея можно увидеть фототехнику ХХ века. Чтобы снимать таким фотоаппаратом, нужно было знать много премудростей, о которых владелец современной мыльницы или смартфона даже не догадывается.

Например, зачем нужно вот это важное колесико?

Разберитесь и запишите в первую клетку букву, с которой начинается название показателя, устанавливаемого с помощью этого регулятора.




1

2

3







А


Кроме Зенита в нашей экспозиции представлены и другие пленочные фотоаппараты. Один из них производили на Украине. Название этого фотоаппарата на украинском языке пишется почти также, как на русском. Вот только одну буку придется заменить Она-то и есть вторая буква в нашем слове.

В ходе решения этой загадки ребята изучают экспозицию «История фототехники». Им предстоит познакомиться с инструкцией к фотоаппарату и разобраться с понятиями «выдержка», «диафрагма» и «светочувствительность».

(Приложение 4,5)
Наконец мы добрались до последней буквы!

Она единственная сохранилась в загадочной фразе.

И вот настал волнующий момент! Мы можем прочесть ответ мудрого профессора.
Участники игры составляют искомую фразу
Unusquisque sua noverit ire via
Обратимся к словарю крылатых латинских фраз и переведем его.

(Приложение 6)
Unusquisque sua noverit ire via

Каждый должен знать свой путь
Рефлексия:
Что же имел в виду мудрый профессор? О чем он хотел напоследок сказать своим ученикам?

Согласны ли вы с тем, что это и есть самое важное знание?
Приложение 1

ТИПЫ ЛИНЗ





Приложение 2

Преломление света



Приложение 3

Приложение 4




Приложение 5
Выдержка — это временной промежуток, когда затвор фотокамеры открыт и матрица получает световой поток. Чем больше выдержка, тем больший световой поток получает матрица, тем ярче получается фотография.

Диафрагма — это механический "зрачок" объектива, который может открываться и прикрываться, тем самым меняя интенсивность светового потока, попадающего на матрицу. При открытой диафрагме (расширенный зрачок) световой поток максимален, при закрытой диафрагме (суженный зрачок) — минимален.

Чувствительность ISO — степень восприимчивости матрицы к свету. Изменение этого параметра позволяет матрице не "ослепнуть" от дневного света (для этого нужно задать низкую чувствительность) и не страдать "куриной слепотой" в темном помещении и делать в нем кадры без вспышки (для этого чувствительность нужно увеличивать).

Приложение 6
Ab altero expectes, alteri quod feceris.
Жди от другого того, что сам ты сделал другому.

Aut viam inveniam, aut faciam.
Или найду дорогу, или проложу ее сам.

Ut ameris, amabilis esto. 
Чтобы тебя любили, будь достоин любви.

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas Счастлив тот, кто мог познать причины вещей
Unusquisque sua noverit ire via

Каждый должен знать свой путь
Ubi concordia - ibi victoria

Где согласие - там победа 
Usus est optimus magister

Опыт - наилучший учитель 


Nulla regula sine exceptione

Нет правил без исключений 


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница