Л. А. Саркисян, Т. Х. Латышева, Э. К. Белозеров, Н. А. Государев, Н. А. Корягин



страница1/12
Дата18.05.2019
Размер2.17 Mb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Л.А. Саркисян, Т.Х. Латышева, Э.К. Белозеров,

Н.А. Государев, Н.А. Корягин,

Е.Е. Олесов, В.В. Чураков


ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Научный руководитель и редактор доктор физико-математических наук, профессор Л.А. Саркисян

Монография представляет обобщение научно-методических и практических результатов по лечебной педагогике, предложенной и реализованной в Московском институте-интернате с целью поддерж­ки учебного процесса в специализированном высшем учебном заве­дении для инвалидов-опорников с дополнительными психосоматиче­скими заболеваниями.

Эта поддержка осуществляется медицинской, оздоровительной, психологической и логопедической помощью.

Для специалистов, работающих в учебных заведениях различного типа и уровня, в которых обучаются лица с психосоматическими за­болеваниями, и, в первую очередь, в специализированных средних и высших учебных заведениях для лиц с ограниченными возможностя­ми здоровья.

ISBN 5-87819-056-7

Л.А. Саркисян, Т.Х. Латышева, Э.К. Белозеров, Н.А. Государев, Н.А. Корягин, Е.Е. Олесов, В.В. Чураков, 2000

Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, 2000
Введение

В историю отечественного высшего образования инвалидов не­сомненно войдет 1988 г., когда Л.А. Саркисян выдвинул и обосновал предложение о создании специализированного очного высшего учеб­ного заведения интернатного типа для инвалидов-опорников - вуза интерната в связи с отсутствием в стране «безбарьерной среды». Речь шла об учебном заведении инвалидов как с врожденной, так и приобретенной инвалидностью (спинальниках, ампутантах, с детским церебральным параличом, с заболеваниями костной и мышечной систем). Это предложение было поддержано созданным в мае 1988 г. Московским городским обществом инвалидов, в состав правления которого на общественных началах был избран Л.А. Саркисян, а так­же созданным в июле Всероссийским обществом инвалидов, в кото­ром он возглавил комиссию ЦП ВОИ по народному образованию.

Обращение обществ инвалидов в Правительство страны о созда­нии вуза-интерната не сразу было принято. Освещение этой пробле­мы на телевидении и по радио, публикации в прессе, тысячи писем поддержки свидетельствовали об актуальности проблемы. Прошло несколько лет «борьбы» и лишь 11 октября 1990 г. вышло постанов­ление Совмина СССР о создании в Москве института-интерната для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (МИИ). Это был первый прорыв в стране в области высшего специального обра­зования инвалидов. Создание МИИ являлось одним из реальных и значимых дел Всероссийского общества инвалидов в период его ста­новления. Позднее были созданы для инвалидов с различной патоло­гией специализированные институты в Москве, Новосибирске и Волоколамске, а также открыты факультеты, отделения, центры и группы в традиционных вузах (Красноярск, Челябинск, Санкт-Петербург, Владимир, Нижний Новгород и др.). Обсуждается вопрос о создании институтов-интернатов в Махачкале и Ижевске.

Уже в 1991 г. стало ясно, что наряду с «безбарьерной средой», ин­валиды-опорники нуждаются в комплексной медицинской, оздорови­тельной и психологической помощи. Этот вывод подкрепился в 1992/93 учебном году при создании и в период работы подготовительного от­деления МИИ, многие слушатели которого были подвержены, наряду с основной патологией, дополнительным психосоматическим заболева­ниям. Начиная с 1993 г., институт пошел по пути пятилетнего срока обучения (ежегодный прием 50 студентов на конкурсной основе) при поддержке учебного процесса «лечебной педагогикой» (медицинской,

оздоровительной, психологической и логопедической помощи), на ко­торую в расписании занятий выделены дополнительные академиче­ские часы. Благодаря лечебной педагогике сохраняются здоровье и работоспособность студентов, низок отсев по психосоматическим за­болеваниям. Обучение на пяти факультетах (юридическом, экономиче­ском, лингвистики и межкультурной коммуникации, редакционно-издательском и прикладной математики) осуществляется на основе государственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования без адаптации программ.

За семь лет в институт было принято 362 студента из различных регионов России, а также СНГ. Распределение студентов по группам инвалидности: 25% - первая, 50% - вторая и 25% - третья. 70% сту­дентов имеют диагноз - детский церебральный паралич. Обычно ин­валиды первой группы обучались на дому, а не в школах-интернатах. В МИИ они обучаются очно, что стало возможно благодаря лечебной педагогике.

Семилетний опыт практической работы института свидетельству­ет, что создано новое научное направление в педагогике очного выс­шего специального образования инвалидов-опорников. Начиная с 1998 г. осуществлен выпуск специалистов трех наборов в количестве 116 человек, многие из которых трудоустроились. Это свидетельству­ет о реальной интеграции инвалидов в общество благодаря высшему профессиональному образованию.

Настоящая монография представляет обобщение научных и практи­ческих результатов, полученных МИИ. Введение, главы I-IV и заключе­ние написаны ректором института, доктором физико-математических наук, профессором Л.А. Саркисяном, глава V - проректором по учебной работе, кандидатом технических наук, профессором Э.К. Белозеровым, глава VI - заведующим студенческим реабилитационным отделением Городской поликлиники № 41 В.В. Чураковым, глава VII - заведующим кафедрой лечебно-оздоровительной физкультуры, кандидатом педаго­гических наук, профессором Н.А. Корягиным, глава VIII - заведующим проблемной лабораторией, кандидатом медицинских наук Н.А. Госуда­ревым, глава IX - старшим научным сотрудником проблемной лаборато­рии, кандидатом педагогических наук, доцентом Е.Е. Олесовым, глава X - проректором по научной работе, кандидатом экономических наук, до­центом Т.Х. Латышевой. Общее научное руководство осуществлял про­фессор Л.А. Саркисян.

Авторы монографии надеются, что разработанные методики и достигнутые результаты по лечебной педагогике окажутся полезными для специалистов, работающих в учебных заведениях различного типа и уровня, где обучаются лица с психосоматическими заболева­ниями и, в первую очередь, в специализированных средних и высших учебных заведениях лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Глава I Специальное образование

Возникновение и развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и с проблемами в поведе­нии в различных странах осуществлялось в соответствии с уровнем политико-экономического развития, национальными интересами, со­стоянием духовности, культуры и гуманностью общества. Повсемест­но основной целью специализированного образования является ин­дивидуальный подход с целью воспитания и развития обучаемого, получения им профессии для последующей интеграции в общество.

Первое специализированное учебное заведение было создано в Нидерландах в 1790 г. для глухих. Через 20 лет открылась аналогич­ная школа для слепых. Россия стала второй страной, открывшей спе­циализированные школы для глухих (1806 г.) и слепых (1807 г.). Ши­рокое развитие специализированные школы для лиц с ограниченны­ми возможностями здоровья и «проблемных» детей получили в нача­ле двадцатого века, особенно после второй мировой войны.

По данным ООН в мире насчитывается примерно 10% инвалидов, т.е. около 600 млн. человек. В промышленно развитых странах этот коэффициент еще выше. Так, в Швеции при населении 8,5 млн. насчи­тывается около 1,8 млн. инвалидов (около 21%). Численность инвали­дов в США составляет 46 млн. человек (примерно 18% населения).

В России, по данным Минтруда РФ, число инвалидов примерно рав­но 11 млн. (около 7% населения). Ежегодно, начиная с 1995 г., впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек и половина из них лица трудоспособного возраста. Восстанавливают способность к труду 2,2% инвалидов. В России трудоустроено только 15% инвалидов.

Наряду с врожденной инвалидностью (родовые травмы, воздей­ствие неблагополучной экологии и др.), люди приобретают анатоми­ческие дефекты в результате несчастных случаев (в армии, на произ­водстве, в быту, на транспорте, из-за стихийных бедствий). Многие из пострадавших имеют законченное среднее и незаконченное высшее образование и зачастую не в состоянии учиться дальше из-за отсут­ствия «безбарьерной среды».

За последние годы положение инвалидов в России резко ухудши­лось, что обусловлено развалом экономики, растущей инфляцией, ростом цен и низкими пенсиями. Далеки от цивилизованного уровня решения проблем жилья и трудоустройства, низок уровень медицин­ского и транспортного обслуживания, неудовлетворительно качество и количество инвалидной техники, несовершенна система образова­ния инвалидов и не решена проблема высшего профессионального образования.

В современных условиях наличие профессии имеет решающее значение при трудоустройстве любого физического лица и особенно инвалида. Полноценная интеграция инвалидов в общество малове­роятна, если они не имеют профессионального образования, особен­но высшего. Для получения образования и последующего трудоуст­ройства инвалидам должны быть созданы соответствующие условия [1, 2]. Принятие законов в отношении образования и трудоустройства инвалидов и реальное претворение их в жизнь будут свидетельство­вать о готовности каждой страны к интеграции инвалидов в общество. Таким образом, встает основной вопрос, готова ли каждая страна к интеграции инвалидов в общество.

Законы «О специальном образовании» (об образовании лиц с ог­раниченными возможностями здоровья и с проблемами в поведении), согласно которым государство берет на себя расходы по функциони­рованию специального образования, были приняты в Нидерландах (1901 г.), Италии (1923 г.), Дании (1933 г.). Китае (1951 г.), Швеции (1955 г.), Бельгии и Восточной Германии (1970 г.), Западной Германии (1973 г.), США (1975 г.), Финляндии (1977 г.), Японии (1978 г.), Вели­кобритании и Греции (1981 г.), Франции (1989 г.).

Несмотря на функционирование в России разветвленной сети специализированных учебных заведений, до сих пор отсутствует за­кон «О специальном образовании», обсуждение которого в Феде­ральном собрании РФ началось в 1995 г. Дважды этот закон, приня­тый Федеральным Собранием РФ, не утверждался Президентом РФ - в 1997 и 1999 г.г. Новое рассмотрение закона начнется в 2000 г.

Система специализированного образования имеет как вертикаль­ную, так и горизонтальную структуру. Первая основывается на возрас­тных особенностях обучаемых и уровнях образовательных программ, вторая - учитывает психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушений.

В России вертикальная структура специального образования со­стоит из 5 уровней:

- период раннего младенчества (от 0 до 3 лет);

- дошкольный период (от 3 до 7 лет);

- период обязательного обучения (от 7 до 16 лет);

- период среднего образования и профессиональной подготов­ки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года для слепых, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата);

- период обучения взрослых-инвалидов.

Дети с отклонениями в развитии получают образование на основе:

- специальной (коррекционной) школы (дневная или вечерняя);

- специальной (коррекционной) школы-интерната;

- реабилитационного центра;

- коррекционного класса при общеобразовательном учрежде­нии;

- индивидуального обучения в общеобразовательном учрежде­нии;

- обучения на дому;

- экстерната;

- обучения в условиях стационарного лечебного заведения;

- школы-профилактория.

Лица с отклонениями в развитии получают среднее и профессио­нальное образование в учреждениях:

- специальных средних школах;

- специальных производственных мастерских;

- центрах социально-трудовой реабилитации;

- специальных профессиональных училищах.

Для взрослых лиц с отклонениями в развитии функционируют:

- вечерние школы;

- специальные техникумы;

- специальные группы в техникумах и вузах;

- реабилитационные центры;

- учебные и производственные мастерские от общества слепых, глухих и инвалидов;

-специализированные вузы с 1990 г. (Минобразования, Мин-

культуры, Всероссийского общества слепых). Горизонтальная структура специального образования осуществ­ляется 8 видами специальных (коррекционных) учреждений для детей с отклонениями в развитии:

I - для глухих (классы для умственно отсталых детей);

II - для слабослышащих (классы для умственно отсталых

детей);


III - для слепых (классы для умственно отсталых детей);

IV - для слабовидящих (классы для умственно отсталых де-

тей);

V - с тяжелыми нарушениями речи;



VI - с нарушениями опорно-двигательного аппарата (классы

для умственно отсталых детей);

VII - с задержкой психического развития;

VIII - для умственно отсталых детей (специальные классы для

глубоко умственно отсталых детей, классы для детей с комбинированными и сложными дефектами).

12

Изменение численности учащихся со специальными нуждами в России с 1990 по 1995 г. г. представлено в таблице 1 [3].



Таблица 1

Динамика соотношения численности учащихся со специальными нуждами в России




Категории учащихся

Количество учащихся



1900/1991 уч. год

1992/93 уч. год

199*95 уч. год



тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

Всего учащихся, в том числе:

365,1




397,1




423,1




- с нарушением интеллекта

258,7

70,8

228,6

57,6

214,5

50,7

- с задержкой психического развития

52,9

14,5

112,3

28,5

154,0

36,4

- с нарушением слуха

23,7

6,6

22,7

6,2

22,6

5,8

- с нарушением зрения

11,5

3,2

10,7

3,1

10,9

2,7

- с тяжелым нарушением речи

10,8

3,1

11,0

3,0

11,5

2,9

- с нарушениями двигательной сферы

6,5

1,8

6,0

1,6

6,1

1,6

В настоящее время 1,8 млн. детей (4,5 процента), проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

На 1999 г. в системе Минобразования России из 352 тысяч детей дошкольного возраста 127,8 тысяч посещают 1629 дошкольных обра­зовательных учреждения компенсирующего вида и 224,2 тыс. - ком­пенсирующие группы при 6841 дошкольных образовательных учреж­дениях. Число школьников - 480,7 тыс. человек, из них 277,7 тыс. обучаются в 1889 специальных образовательных учреждениях 8 ви­дов и 203 тысячи посещают специальные классы общеобразователь­ных учреждений [4].

Подростки и молодежь, имеющие отклонения в развитии, имеют возможность (пока ограниченную) для продолжения обучения в учреж­дениях профессионального образования или в их структурных подраз­делениях- в специальных, или в форме интегрированного обучения:

• начального профессионального образования - 48;

• среднего профессионального образования - 9;

• высшего профессионального образования - 20.

К сожалению, система специального образования детей-инвалидов охватывает лишь 50 процентов нуждающихся, что приво­дит к необходимости интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Это требует создания нормативно-правовой и материальной базы.

Необходимы учебники нового поколения, новые учебные планы и программы, учебно-методические пособия, технические средства обуче­ния. Большую помощь окажет ранняя диагностика состояния здоровья, если перенести начало коррекционной работы на дошкольный возраст. Требуется увеличение числа профессиональных учебных заведений (начального, среднего и высшего уровня образования).

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии работают около 90 тысяч педа­гогов. Только 10 процентов из них имеют специальное (дефектологи­ческое) образование. Подготовка учителей-дефектологов ведется по пяти специальностям (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофре­нопедагогика, логопедия и специальная педагогика) на специальных факультетах и отделениях 27 педагогических вузов страны. Суммар­ный выпуск дипломированных специалистов составляет ежегодно около 3 тысяч человек.

На 1999 г. в системе Минтруда России инвалиды получают про­фессиональное обучение в 42 специальных техникумах и ПТУ на ос­нове интернатов, входящих в систему социальной защиты населения, в которых обучаются около 7 тысяч инвалидов и где готовят специа­листов по 12 специальностям среднего профессионального образо­вания и 29 профессиям начального профессионального образования.

Из 13 техникумов в 5-ти готовят бухгалтеров и экономистов, в 2-х обучают изготовлению изделий из кожи, в 2-х изучают швейное про­изводство, в 1-м готовят мастеров по ремонту радиоэлектронной тех­ники, в 2-х готовят организаторов социальной работы, в 1-м - музы­кальных работников.

В 29 профтехучилищах готовят мастеров для бытового обслужи­вания: по ремонту часов (4 заведения), бытовой техники (10 заведе­ний), телевизоров и радиоприемников (6 заведений), одежды и обуви (7 заведений), портных и швейников (30 заведений). Поскольку быто­вое обслуживание во всех регионах сворачивается из-за убыточно­сти, шансов устроиться на работу у выпускников техникумов и ПТУ крайне мало, что свидетельствует о необходимости переориентации профессий.

До 30 тысяч инвалидов ежегодно нуждаются в обучении и пере­обучении. Однако эта потребность не удовлетворяется, ибо она свя­зана со строительством новых профессионально-реабилитационных учреждений и поиском новых современных организационных форм и решений.

Отметим, что в связи с войнами и индустриализацией отмечается значительный рост лиц с приобретенной инвалидностью - ампутантов и спинальников, имеющих законченное среднее или незаконченное выс­шее образование. Так, если ежегодный выпуск по всей России школ-интернатов с ДЦП составляет 150 человек и столько же выпускников техникумов-интернатов всех видов инвалидности, то число лиц, полу­чивших увечья на транспорте, за один год составляет 180 тысяч человек и число раненых в Чеченской Республике военнослужащих за последний год составило около 6,8 тысяч человек (на 1 июня 2000 г.). Сюда не включены инвалиды из числа коренных жителей республики.

Знакомство с системой образования инвалидов в развитых стра­нах Европы, Азии и США показало, что среднее образование инвали­ды получают как в государственных, так и в частных специализиро­ванных школах и спецклассах обычных школ, интегрирование - в обычных школах, а также на дому. Получили распространение в 15 странах малые (частные) Кемпхилльские школы.

Число детей в различных типах специальных учреждений в Дании приведено в таблице 2 [5].

Таблица 2

Число детей в различных типах специальных учебных

заведений Дании и их процентное соотношение к общему числу

населения (по статистическим данным на 1992 г.)



Формы специального образования

Число

%

Связанное с массовой школой:







- в классе

- в клинике/группе

- индивидуальное

Не связанные с массовой школой: - спец. класс при массовой школе

- спец. школа муниципальная

- спец. школа районная

- индивидуальное

Школы наблюдения

Итого

Другие типы спец. образования



12451

45977


10387

6033


1258

2378


418

527


79429

4083


1,97

7,28


1,64

0,96


0,20

0,38


0,07

0,08


12,57

0,65


Состояние со специальным образованием в Западной и Восточ­ной Германии до их объединения представлено в таблицах 3-6.

В 1986 г. специальным образованием в Западной Германии было охвачено 261464 учащихся. Численность таких учащихся по разным оценкам составляют 7% от общего числа учащихся. Выделяются сле­дующие категории учащихся с отклонениями в развитии (таблица 3) [6]:

Таблица 3

Распределение учащихся (процентное) с отклонениями в развитии



Виды категорий учащихся с отклонениями в развитии

Численность

- с трудностями в обучении

- с нарушениями речи

- с нарушениями поведения

- умственно отсталые

- с двигательными нарушениями

- слабослышащие

- слабовидящие

- глухие


- слепые

2,5

2,0


1,0

0,6


0,3

0,3


0,3

0,05


0,012

Итого:

7,062

Эта численность детей с отклонениями в развитии сохраняется таковой примерно и сегодня. По данным статистики в Западной Гер­мании среди всех детей и подростков (от новорожденных до 19 лет) в настоящее время насчитывается 940 000 детей и подростков, нуж­дающихся в специальной педагогической помощи. Среди учащихся 10-летней обязательной школы их число составляет 490 000! Понят­но, что для такого большого числа детей нет экономических условий и бессмысленно создавать специальные учреждения для их обучения.

Таблицы 4 и 5 иллюстрируют состояние со специальным образо­ванием в Восточной Германии в 1989 г.


Каталог: modules -> Books -> files
files -> Русская софиология и антропософия
files -> Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459
files -> Фрэнсис Бэкон
files -> Вернер кристиан симонис ребенокдосемиле т
files -> А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор
files -> Книга первая тысячелетию крещения Руси посвящается "и ангелу Филадельфийской церкви напиши так: се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего"
files -> Книга умирает не тот, кто старый, а тот, кто поспелый! Глава «пусть начнется, что еще не началось…»
files -> Эренфрид Е. Пфайффер Плодородие земли, его поддержание и обновление


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница