Материал для учителя 1 год обучения. Что значит для человека имя



страница1/6
Дата23.05.2018
Размер1.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Часть 1.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1 год обучения


    1. . ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИМЯ

В древности имя считалось очень важным для человека. Оно было частью личности. Чаще всего имя до взросления держали в тайне. Эта традиция сохранилась до сих пор у многих северных народов. Ребёнка звали по имени рода, или по прозвищу, которое охраняло его в жизни. Русичи ни под каким видом не говорили: «Моё имя...», а говорили уклончиво: «Меня называют...». Но ещё лучше, если имя называл кто-то третий. До сих пор правилами хорошего тона считается, чтобы двоих незнакомых людей представил кто-то третий.

В словаре В.И. Даля имя-названье, наименованье, слово, которым зовут, означают особь, личность. Имя предмета - названье; имя животного - кличка; имя человека - собственно имя, по угоднику, ангельское, крёстное и рекло - которое встарь не оглашалось; отчество или вич; прозвание, родовое - фамилия; прозвище - данное в семье или народом в прибавку к родовому. Крестное, ангельское даётся по Святому, но иных обычных имён нет в Святых: Богдан, Нектарий, Ростислав, Рафаил, Серафим, Болеслав, Воин и пр. Рекло давалось по святцам, а имя по обычаю, нередко языческое. Имя человека или вещи, иносказательно - качество его, а потому слава его или известность, достоинство. Он приобрёл имя, он человек с именем... Именовать-давать имя; называть, звать по имени; означать людей или вещи поимённо, по названью. Людей именуют по имени и прозванью, чествуют по отчеству, величают по званию и сану, наименовать - назвать. Поименовать всех сряду - обозвать именем. Переименовать - прозваться - называться...Именины - день ангела, соимённого кому-либо свято го... Именитые люди стар. - лучшие граждане...


1.2. РОД И РОДОСЛОВНАЯ

Без роду без племени. Так говорят о людях, не помнящих родства. В старинных былинах и сказках у героев в первую очередь спрашивают какого они роду - племени. Так что же такое "род"? И снова приходится обращаться к словарю В.И. Даля: Род - рождение и произведение. Земля принялась за свой род - о весне, когда всё в рост пошло. Он родом таков - отродясь, рождён таким. Он родом татарин, родом из Касимова. Поколение, из которых каждое вновь нарождается. Связь членов семьи, обоего пола, от общего родоначальника, хотя не одного прозванья; то же зовут: племя, колено, поколение, потомство, порода семейная. Знатного, простого, дворянского, царского роду. Князья Одоевские считаются рюриковского роду. Ты скажись, молодец, родом - племенем - как честить тебя. В естественных науках: собрание близких, родных видов... Родина - родимая земля, чьё-либо место рождения; в обширном значении - земля, государство, где кто-либо родился, в тесном - город, деревня. Родины - пора родов и празднование их, обряды при них. Бабушку на родины позвали. Родитель, -ница - отец, мать. Родители - отец и мать; предки, старики, деды, прадеды... родственник, -ница, родич, родня - сродный, сродник, с кем кто-либо в родстве, кровный, свой, единокровный, близкий по родству...Родовитый - хорошего, известного, знатного рода, племени. Родовитый дворянин. Родовое поместье. Родословные книги, в которых пишется родословие дворян. Родословные люди стар. - именитые, дворяне, бояре, знать; не родословные - чернь, народ, простолюдины. Родословец стар., родословник - родословная или книга родословий.

В глубокой древности любой человек воспринимался другими людьми не столько как отдельная личность, сколько как член определённого рода. Все члены рода всем владели сообща. Главой рода мог быть не только мужчина, но и женщина, при этом глава был и первым работником. Страшно было оказаться изгнанным, «изгоем». Если было много рабочих рук, то и род процветал» а одному прожить было почти невозможно.
1.3. ЗЕМНОЕ УСТРОЕНИЕ СЛАВЯН

Существует мнение среди ученых, что славяне представляли себе мир как большое яйцо. Сохранились отзвуки легенд, что это яйцо снесла "космическая" птица Великая Мать. Ученые полагают, что ее имя было Жива, или Живана. Земля была в этом яйце подобна желтку, который окружали девять небес. Верхняя часть желтка была миром людей. Нижняя - миром мертвых. Девять небес очевидно потому, что девять - трижды три - священное число у самых разных народов. А может, древние были правы, т.к. ученые современности делят воздушный покров нашей планеты на определенные слои. Каждое из девяти небес имело свое назначение: одно - для солнца и звезд, другое - для месяца, еще для туч и т.д. Седьмое небо считалось «твердым». Там хранятся запасы живой воды, дожди.

Славяне считали, что на небо можно взобраться по Мировому Древу. Вспомним сказку о горошине, проросшей через крышу избы (прообраз Мирового Древа). Прорастая через седьмое небо, Мировое Древо держит на своих ветвях остров, где живут прародители всех животных, птиц, людей. Этот чудесный остров называли Буяном, Ирием, Вирием (раем). Недаром А.С. Пушкин в "Сказке о царе Сантане" называет остров Буяном, райским.


    1. БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Все народы знают самого первого бога - это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Думающий и чувствующий Космос. Он один и его одновременно много. В "Книге Велеса" записано: "Бог - един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов". Всё, что существует, - лишь малая часть Его. И у Него великое множество имён. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего или проще - Вышня. Другой арийский народ, индийцы, называли этого бога Вишну. Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын - Род.

РОД -этот бог начал создавать видимый мир. Всё, рождённое Родом, до сих пор несёт в себе его имя. Это самые важные понятия: Родина, природа, родня, родители. Этот сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, где обитают боги, средний - где находится мир человека, нижний - куда уходили предки, это мир прошлого.

СВАРОГ. Со священного языка санскрита, слово "сварог" переводится как "ходящий по небу". В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог - это Отец Небесный, верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Все основные боги славянские - дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.

ДАЖЬБОГ - это сын Сварога, бог солнца и его олицетворение. Он податель тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до нас молитве: "Дай, Боже!". В "Ипатьевской летописи сказано: "И после Сварога царствовал сын его именем Солнце, его же нарекают Дажь- бог...Солнце-царь, сын Сварогов, иже есть Дажьбог, был муж силён..."

Идол его стоял на холме в Киеве при князе Владимире, Дажьбогов день, или Велик-день, праздновали весной (это время совпадает с христианской Пасхой). В этот же день хоронили или сжигали Кострому-Кострубоньку или Зиму, пекли сладкие хлебцы, а яйца красили луковой шелухой в солнечный красный цвет.

СЕМАРГЛ - божество древних славян, сын Сварога. Это земное воплощение огня в переносном его значении: та пламенная сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою, зажигает сердца храбрых витязей, делая их неустрашимыми героями. Кроме того, Семаргл — покровитель приношений в жертву огню, посредник между богами и людьми. На связь меж Небом и Землёй указывают и некоторые изображения его в'виде крылатой собаки. Это был небесный посланец. В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, а в их пламени стал виден огненный бог Семаргл.

ПЕРУН - грозное славянское божество. Сын Сварога. Молнии были его оружием (меч и стрелы), радуга его лук, тучи - борода и кудри, гром - далеко звучащее слово (обычный эпитет Перуна - громовник), ветры и бури - дыхание, дожди — оплодотворяющее семя.

У Перуна мысли быстры,

Что захочет - так сейчас.

Сыплет искры, мечет искры

Из зрачков сверкнувших глаз.

К.Бальмонт


Князья и воины Руси сделали Перуна своим предводителем. Его идол стоял в Киеве с идолом Дажьбог. Христианская замена Перуну-Илья-пророк. Идол Перуна был вырезан из дерева, имел серебряные глаза, золотые уши и усы. Ноги выкованы из железа. Перед ним горел неугасимый пламень, за небережение коего жрец наказывался смертью. Из посвященных ему вещей были целые леса и рощи, из коих взятие всякого сучка почиталось достойным смерти святотатством. День Перуна 20 июня. Священное дерево Перуна - дуб, символ крепости и здоровья.

МАКОШЬ /Мокошь/ - богиня мать - Сыра Земля. Десятого мая справляли именины Земли. В этот день её нельзя беспокоить, пахать, копать. Земля была свидетельницей клятв, при этом её касались ладонью. Частицу родной земли брали с собой в путешествие. На могилу в чужой стороне клали горсть родной земли. "Ма - понятно, мать, мама, "кошь" — жребий, судьба, а также короб, большая корзина для урожая. Макошь - Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Земля. В христианстве этот образ слился с образом Пятницы.

СТРИБОГ - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню "стрег", что означает "старший". По одним источникам, Стрибог родился от дыхания Рода, по другим - был сыном Семаргла. Он может вызвать и укротить бурю. Ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океана. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских богов. Вероятно, ветер, как дождь и солнце, считался важнейший для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал "ветра в парус". У ветра много внуков и сыновей.

Посвист - старшин ветер, считается богом бури. Подага - жаркий, иссушающий ветер. Живёт в пустыне на юге. Погода - тёплый, лёгким ветерок.

БЕЛБОГ у славян — воплощение света, божество добра, удачи, счастья, блага. Первоначально его отождествляли со Святовидом, но затем он сделался символом солнца. Белбог олицетворяет светлый день. Своим волшебным посохом сгоняет стада белых облаков, чтобы открыть путь светилу. Белбог непрестанно борется с Чернобогом, как день с ночью, а добро со злом.

Славяне призывали Белбога, когда отдавали спорное дело на решение третейского суда. Служат Бел богу солнечный пёс Хоре и птица Гамаюн.

ЧЕРНОБОГ - ужасное божество древних славян-, олицетворение всех злоключений и бед. Это воплощение земного мрака, вечной вселенское тьмы. В сказках и преданиях упоминается злой волхв Чернобог, ему подчинены Черногор-птицы. Наши предки верили, что когда чаша людских пороков переполнится, на земле по воле Чернобога вырастет ядовитая чёрная трава - чернобыль. Чернобог изображался в виде человекоподобного идола, окрашенного в чёрный цвет, с серебряным усами. Ему приносили жертвы, часто кровавые и человеческие, перед выступлением в военный поход.

ВЕЛЕС или волос - славя, некий "скотий бог", олицетворение хозяйской мудрости. В раннем своём воплощении Велес считался звериным богом и принимал облик медведя. Он был покровителем охотничьей добычи, "богом мертвого зверя". Бога Велеса в древности воображали в виде красивого молодого человека, облачённого в шкуру наружу мехом, перехваченную широким кожаным поясом - "чересом". На поясе весел калита - кованый кошель. В калите Велес хранил земные блага, а в чересе - духовные. Но главным деянием Велеса стало то, что он привёл сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь, за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу - Посолонь. Символом этого движеншГот Тьмы к Свету, Нави к Прави является знак солнцеворота, или на санскрите - свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево - то движение будет идти по "часовой стрелке" - Посолонь - слева направо, к Прави. Если же верхний конец свастики повёрнут вправо, то движение жизни пойдёт вспять - Осолонь, "против часовой стрелки" от мира богов - Прави, к чёрной Нави, обители Чернобога, такой символ является "гербом" сил Тьмы. Не зря же мы и в наши дни трижды плюём через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим, что оно правое, то есть правильное. Этот закон правильности движения дал миру Велес. Он записал в священной Книге Велеса. А толковали о нём волхвы, служители великого (Это слово образовано от имени Велеса) бога.

ХОРС - бог солнечного жёлтого света. По другому мнению, Хоре - бог солнечного диска. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих словах: хороший, похорошеть, хоровод. У многих народов словом "хоро" обозначали солнечным диск, круг, отсюда и название танца по кругу. Хоре считался заботливым помощником земледельцев.

ЯРИЛО - обаятельное славянское божество. Красоты Ярило неописанной. На русых кудрях венок из полевых цветов, в левой руке ржаные колосья, ноги у Ярилы — босые. Его имя, образованное от слова "яр", имеет несколько значениий: пронзительный весенний свет и тепло, юная стремительная сила, плодородие. Ярый означает вспыльчивый, разъярённый. Ярица - поле пшеницы.



Волочился Ярило по всему свету,

Полю жито родил,

Людям детей плодил,

Где он ступит,

Там жито стеной,

А куда взглянет,

Там колос зацветет.

Прообразом Ярилы является греческий бог Дионис. Праздник Ярилки отмечают 27 апреля. Выбирали невесту для Ярилы и нарекали её Ярилихой. Девушку одевали во всё белое, голову украшали венком и водили вокруг неё хороводы. С наступлением темноты зажигали "ярилины огни". Имя Ярилы сохранилось в названиях славянских селений, названии рощи: Яриловки, Яриловая роща, ярилово поле. Даже имена носят отзвук этого бога: Ярополк, Яромир, Ярослав, Ярина.

Рожаницы - это богини особо "ответственные" за процветание и приплод всего живого в природе, а также за преумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Рожаниц было две: Мать Лада и дочь Леля. Они помогали в различных женских заботах, а также при рождении детей. "Лада", "Ладо - ласковое обращение, "Ладины";- свадебный сговор. Великую Ладу считают матерью 12 месяцев. Вторую, младшую Рожаницу, звали Леля, Ляля - была богиней весенних ростков, первых цветов, юной женственности.

Лелю - весну закликали, - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у её матери Лады, отпустит ли она свою дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22 - 23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, а потом всю ночь жгли костры: огромный в честь Лады, вокруг него ещё 12 поменьше - по числу месяцев года. Праздник этот был только женский.

ЧУР был божеством не очень высокого ранга, однако его имя до сих пор знают и чествуют.



Он почитался покровителем границ земельных владений, а впоследствии и всего нажитого человеком. Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму короткого обрубочка толщиной в руку. На нём вырезали условные знаки владельца участка. Сохранились слова с именем бога Чура: чурка, чурбак. Для того чтобы Чур берёг добро, говорили: "Чур меня", что значило: "Чур, сбереги моё добро!" Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет что- то неприятное, зачурай его: "Чур тебе на язык" - злое пожелание не сбудется. А если кто-то посягает на твою собственность, то можно сказать: "Чур, моё".



    1. ДРЕВНИЕ ДУХИ

Славянские духи воздушных стихий.

Гамаюн - сказочная райская птица. Летает в поднебесье, но живёт в море. У неё женское лицо и грудь. Иногда изображают просто большой птицей, взлетающей из морских глубин. Если кричит птица Гамаюн, пророчит счастье.

Змиулан - змеевидный демон, который живёт в дупле древнего дуба. В славянских преданиях Змиулан вступает в брак с женщиной, от брака рождается Змей Огненный Волк. Сын и отец часто сражаются, от чего бывает огненный вихрь. В заговорах Змиулана вызывают как волшебное существо, способное внушить страсть к женщине.

Вечорка, Зорька, Полуночка - три небесных богатыря, герои русских устных преданий и сказок, символизирующие основные мотивы суточного, солнечного цикла: вечер, зарю и полночь. Главным среди них является зорька, Он и побеждает драконов.

Берегини - воздушные девы, оберегающие людей от упырей. Стараются держаться поближе к человеческому жилью. Они весёлые, шаловливые, привлекательные создания, поющие чарующие песни прекрасными голосами. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоёмов.

Вилы -— женские духи, прекрасные девушки с распущенными волосами, в лёгких одеждах, обитающие в горах. Вилы имеют крылья, летают, как птицы, владеют колодцами и озёрами. Если отнять у них крылья, то вилы становятся простыми женщинами. Кто отнимет у вил одежду, тому они подчиняются. К людям относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам, умеют лечить. предсказывают будущее.

Планетники - демоны облаков. Эти духи пребывают в дождевых тучах, управляют их движением. Они тянут тучи по небу, пасут их, с помощью радуги толкут лёд, превращая его в град. Посылают на землю дожди или сдерживают их, наказывают градом за грехи. Могут предстать в виде орла, змея, дракона,

Сирин — райская птица, имеющая человеческий облик. Птица радости, удачи, славы. Прекрасное пение птицы Сирин вызывает у людей хорошее настроение; в то же время только счастливому человеку дано услышать её пение. Не всякий может увидеть её: она исчезает так же быстро, как слава и удача

Алконост — сказочная райская птица грусти и печали. Изображалась полудевой—полуптицей. Несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы забывает обо всём на свете: имя, родных, дом.

Славянские водяные духи.

Анчутка - злой дух, бесёнок, обитающий в болоте и имеющий крылья. Помощник водяных и болотных. В сказках он беспятый, потому что волк откусил ему пятку.

Лобасты - русалки, живущие в камышах. По поверьям, это дети, умершие некрещеными, или де- вушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, они проводят в играх и шалостях всё время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь в хороводе и сделать её своей подругой - лобастой.

Болотняник - дух болота, живёт в большом каменном доме с женой и детьми. Жена — болотница, дева - утопленница. Состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.

Водяной - дух рек н озёр. Всегда голый, в чёрной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелёными волосами и бородой. Вместо рук у него лапы с перепонками, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как раскалённые угли. Обычно сидит на коряге и звонко хлопает по воде. Когда рассердится, рвёт плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит вводу. Водяница — жена водяного. Утопленница из крещёных, потому и не принадлежит к нечистой силе. Она предпочитает лесные и мельничные омуты, но больше всего любит пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Иногда водяницы резвятся и тогда могут рвать сети и портить жернова. Водяниц часто называют шутихами или шутовками.

Мавки - злые духи, часто смертоносные. Само имя этих лесных русалок образовано от слова <навь» - покойницы. Они бестелесны и не отражаются в воде, не имеют тени, спины у них нет, поэтому видны их внутренние органы.

Ичетик - злой дух из рода водяных. Не обладает могучими свойствами своего старшего сородича, да и меньше ростом, но такой же зелёный, весь в пиявках и водорослях. Всплывает в сопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотно пьет с ними бражку, а если пакостит, то понемногу - посевы заливает, подмывает мостики и крутые берега. Хотя не упускает возможности утянуть под воду ребёнка или пьяницу взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никиту вешнего (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября).

Бродницы — духи, охранители бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут.

Дана — славянская богиня воды. Светлолицая девушка - река, напевающая свою журчащую жизнерадостную песню. Уставшего путника напоит, омоет рану воина, а поднявшись в небо, упадёт благодатным дождём на нивы. Её имя означает «Вода Мать» («Да» - «вода», «неня» - «мать») и осталось в названии многих рек (Днепр «Данаприс», Днестр, Дунай, Двина, Донец). Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

Славянские домашние духи.

Чур — древний бог очага, охранитель границ земельных владений. Очаг и тёплая изба — место его обитания. Он освящает право собственности и определяет необходимое количество работы Через чур!»). Его изображение - деревянная чурка.



Дворовый — покровитель двора, помощник домового. Дружит с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, особенно если они белой и светлой масти. Часто ссорится с соседскими дворовыми. Подношения — хлеб с солью — этому мохнатому дедушке приносят на вилах и оставляют в яслях.

Ночницы — ночные демоны, которые чаще всего нападают на новорожденных детей и не дают им спать. Проникают через окно и истязают ребёнка. Также лазят по деревьям, забираются в птичьи гнёзда, выпивают яйца. Могут иметь самый разный вид: птиц, летучих мышей, привидений, блуждающих огней, реже - старух с длинными седыми волосами в чёрных одеждах. Ночницами становятся (после смерти) колдуньи, не имеющие детей.

Шерстнатый — ночной демон, давящий спящего человека. Мохнатый, лысый, с хвостом, руки с острыми длинными ногтями. Сердить его нельзя - может задушить.

Банник — голый старичок с радужными глазами, который обитает в нетопленой бане, но исчезает, едва там начинают париться. Может погубить человека, решившего помыться в неурочное время: усыпляет его, потом длинными толстыми губами обволакивает рот и загоняет в лёгкие горячий воздух. Отогнать его можно банным веником.

Чудинко - злой домашний дух в виде деревянной или тряпичной куклы, которую недоброжелатели подкладывают во время строительства соседской избы. Чудинко по ночам пугал хозяев стуком, треском - чудил. Избавиться от него можно было, только найдя и уничтожив куклу.

Злыдни - злые существа, маленькие, со сморщенными мордочками, в сером или чёрном одеянии, их всегда несколько, и пакости они творят сообща. Поселившись в каком-нибудь доме, на беду хозяина, губят урожай, наводят болезни на домашний скот, ссорят домашних. Разорят хозяйство и уходят к себе на мельницу, чтобы подыскать новую жертву.

Кикимора — злой и вредный домашний и дворовый дух, враг домового. Маленькая, сморщенная старушка в плохонькой одежде. Пугает пряжу, бьет посуду, насылает на кур «вертун», когда те кружатся до изнеможения и падают околев; выстригают всю шерсть у овец. Особо усердствует на святки.

Шиш — нечистая сила, обычно живущая в овинах, там же справляющая свои свадьбы. Голова у него с кулачок, нос длинный и вертлявый - словом похож на кукиш. «Хмельные шиши» мучают пьяниц, допившихся до белой горячки.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница