Методическая разработка творческого занятия «Москва Третий Рим»



Скачать 113.38 Kb.
Дата10.04.2019
Размер113.38 Kb.
ТипМетодическая разработка

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова



Московский приборостроительный техникум





Методическая разработка творческого занятия

«Москва – Третий Рим».



Преподаватель:

Гайкова Н.Н.

Москва 2014г.

Содержание.

Введение стр.1

Теоретическая часть стр. 1 -5

Литература стр. 5

Практическая часть стр. 6-10

Примечания стр. 11

Введение.

Москва, какой огромный,

Странноприимный дом!

Всяк на Руси бездомный –

Мы все к тебе придём.

(М.И.Цветаева)

Наша древняя столица манит к себе золотыми куполами с крестами, уходящими в небо, колокольным звоном, плывущим над суетой. Москва - центр русской соборности во все времена - даже тогда, когда официальной столицей был ориентированный на Запад Петербург! Сколько названий сменил некогда блистательный Петербург – а Москва собою осталась. Да и старше она совей постоянной «соперницы» более чем на пять веков. Даже возомнивший себя властителем мира Наполеон рвался не к официальной столице, а к сердцу России – к сердцу Православия – и «напрасно ждал…Москвы коленопреклонённой с ключами Старого Кремля». И увидел «великий завоеватель» над Москвою Небесное Воинство во главе с Преподобным Сергием Радонежским - и понял, что в сердце Святой Православной Руси сражается и Воинство небесное.



«Всe вынесут кремлевские бока» - эти слова той же М.И.Цветаевой – истинно московского поэта прозвучали пророчески. «Вынесли» и в 1812г., и в 1941.

Теоретическая часть

Наш великий соотечественник – славянофил, поэт, философ и публицист Алексей Степанович Хомяков, прах которого покоился в самом древнем московском монастыре – Свято-Даниловом (пока наших великих соотечественников не «потревожили в вечном сне» пришедшие к власти бесы) впервые определил понятие «Соборность» как духовное единство людей. Конечно, это - нравственный принцип жизни России, каждого порядочного человека, когда в единстве каждыё несёт личную духовную ответственность за свои поступки, свой образ жизни. Неслучайно было такое понятие «Московское благочестие». («Петербургского» не было).



«Два Рима пали, Третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не быти» - сказал старец Псково-Печёрского монастыря Филофей в очень непростое для Руси время. Именно «Московское Царство» - без Москвы нет и России. Эти пророческие слова спустя почти четыре века процитировал в своей книге «Византизм и Росси» один из тех, для кого благочестие москвича и человека из профессорской семьи было не пустым звуком, - философ и поэт В.С.Соловьёв, остро ощущающий грядущую трагедию России. Сам он и ещё трое из этой замечательной московской профессорской семьи – отец С.М.Соловьёв – знаменитый историк, старший брат Вс.С. Соловьёв – писатель и П.С. Соловьёва – поэт Серебряного века – похоронены в некрополе Новодевичьего Монастыря. Это уже говорит само за себя и разъяснений не требует.

«Вековечный ритм труда и молитвы России» - слова эти принадлежат удивительному русскому мыслителю – тоже потомственному москвичу - Ивану Александровичу Ильину, как и мысли об «овнутрении» и любви, без которых не может быть христианской культуры; о том, что истинная национальная культура – это «гимн Творцу» или «духовная симфония»; об «умении иметь царя»; о том, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное». Из Москвы в Петербург доставят его в 1922г. под конвоем, чтобы навсегда выслать из России. (Слава Богу, что не расстреляли, как изначально планировали).

«Вековечный ритм труда и молитвы России» - так отозвался он о повести, возродившей образ Святой Руси в непростом, если говорить о духовном состоянии людей, 19-ом веке. Повесть эта с библейским названием «Лето Господне», известная ныне во многих странах, тоже была создана тем, кто родился и вырос в древней нашей златоглавой столице, потомком известочного московского благочестивого купеческого рода - И.С.Шмелёвым.

«Отец смотрит на Москву долго – долго. И будто говорит сам с собой: - А там …Донской монастырь, розовый…А вон, Казанская наша… а то – Данилов… Симонов… Сухарева башня…Подходит Горкин, и начинают оба показывать друг дружке. А Крынкин гудит над ними. Я сую между ними голову, смотрю на Москву и слушаю… - А Кремль-то наш…ах хорош! – говорит отец, - Успенский, Архангельский…А где же Чудов?... Что-то не различу… А отец всё на Москву любуется… И вижу я – губы у него шепчут, шепчут… - и будто вспоминает что-то…задумался. И вдруг, - вычитывать стал стишки! Любимые мои стишки. Я их из хрестоматии вычитывал, а он – без книжки! И всё, сколько написано, длинные - длинные стишки. Так всё и вычитал, не запнулся даже… Я шепотком повторял за ним и всё-таки сбивался… В первый раз я слышал, чтобы он говорил стишки. Он любил насвистывать и напевать песенки, напевал молитвы, заставлял меня читать ему басни и стишки, но сам никогда не сказывал. А теперь на Воробьёвке, на высоте, над раскинувшейся в тумане красавицей – Москвой нашей, вдруг начал сказывать…. – и как же хорошо сказывал! С такой лаской и радостью, что в груди у меня забилось, и в глазах стало горячо». Наверное, так думать и чувствовать может только тот, кто кровно, «корневой системой» связан с «сердцем нашей Родины». ( У незаслуженно забытого гимна России на музыку М.И.Глинки есть слова «Здравствуй, Древняя Столица – Сердце Родины – Москва…» - комментарии не нужны).

И.С.Шмелёву принадлежат и горькие слова, приведённые выше, о «потревоженных в вечном сне». А вот и написанные им в вынужденной разлуке с Родиной незадолго до конца жизни слова, о том, чем жива Москва, а вместе с ней и вся Россия, все люди русские.

«Москва стоит живая. Чем держится? Не сказать ли народным словом «Николай - Угодником» держится? Не под незримым ли Покровом – Омофором ? Услышаны ночные перекликанья стражи с кремлёвских стен: «Пресвятая Богородица, спаси нас!...» - Преподобный Отче Сергие, моли Бога о нас!...»

Чем же она стояла эти века нашествий, пожаров, ига? Летописцы, мыслители, поэты … - по сие время раскрывают это чудо – стояние. После всего, что творилось с Москвой в эти восемь веков, - кажется. И следа не должно бы уцелеть на этом открытом месте, на этом пересечении ста дорог! А Москва всё стоит и ширится. Не только стоит, а явила миру новое чудо бытия: отбила нашествие западных «монголов», повергла их и раздавила в прах. Откуда это чудо? Откуда все чудеса минувшего: от Веры, от русского хотенья, от исконного нашего инстинкта – быть, свершать данное нам в удел. Это не объяснить словами: это от недр, подспудное, дремлющее в неясной грёзе, и, вдруг, в страшный урочный час, взрывающее свой спуд стихийно. Эта сила являет себя в водительстве русских Святых Угодников; толкуется мудрецами, русской мыслью и русским чувством; Вскрывается вдохновением поэтов. Это – стихийное, «русский дух», никем ещё неосознанный. Это хранило и сохранило Москву – Россию для нас, - для человечества, может быть. Так вещают духовные водители России, истолкователи российского удела. Этим путём, ищущим вечного, нетленного, вели русский народ его святые, давая собой пример. И народ шёл за ним, сердцем, бессознательно чувствуя величие удела, взыскуя Града». (Статья «800 – летие Москвы»).

В гимназии будущего писателя учил дядя М.И.Цветаевой – брат её знаменитого отца.

Какое удивительное переплетение судеб, жизненных путей.

Так же ощущал свою причастность «Граду» и вы росший в московской княжеской семье Е.Н.Трубецкой. Его известные всей Москве, да и не только, «Три очерка о русской иконе» - прежде всего впечатление детства - прогулок вместе с мамой в Кремле.

«При взгляде на наш московский «Иван Великий» кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою; а многоглавые кремлёвские соборы и многоглавые церкви суть как бы огромные многосвешники. И не одни только золотые главы выражают собою идею этого молитвенного подъёма. Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город, со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется, что он весь горит многоцветными огнями. А когда эти огни мерцают издали среди необозримых снежных полей, они манят к себе как дальнее потустороннее видение града Божьего». (Понятно, почему отрекшиеся от бога и совести большевики обстреливали именно Кремль, а потом наша Главная Святыня была на долгие годы закрыта, и православные люди были от неё отлучены).

Москва, как сказала о ней упоминаемая не раз М.И.Цветаева, - «Спасительница царств». Москва – «самый справедливый город земли», - как написал много лет спустя автор песни о Великой Отечественной войне к фильму «Битва за Москву».

И нельзя забывать, что столица – понятие отнюдь не только географическое, а прежде всего духовное.

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и Вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы —

Неоспоримо первенство Москвы.

— И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Думаю, совершенно очевидно, что строки эти, написанные М.И.Цветаевой сто лет назад, вне времени. А потому преемственность, непрерывная связь времён и причастность Вечному лежит в основе музыкально-литературной композиции, посвящённой Столице Нашей Родины.



Исходя из вышеизложенного, Целью данного занятия является показ на деле русской соборности, на которой зиждется Россия, показ духовного начала русской словесности, единства и взаимопроникновения всех видов искусства на примере самостоятельной творческой работы студентов; осознание; понимание значения Москвы как духовного начала всей России.

Задачи:

- приобщение к русской культуре на примере словесности и музыки;

- развитие ассоциативного мышления на примере услышанного; развитие чутья родного языка и умения воспринимать философскую мысль, заложенную в произведениях искусства;

- нравственное воспитание студентов на примере жизни и творчества наших великих соотечественников, воспитание чувства ответственности, единства и сопричастности, чувства патриотизма.

Литература.

  1. И.С.Шмелёв «Лето Господне».

  2. И.С.Шмелёв Сборник статей.

  3. И.С.Шмелёв «Солнце мёртвых».

  4. И.А.Ильин «Путь духовного обновления».

  5. И.А.Ильин «Путь к очевидности».

  6. Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе»

  7. И.А.Ильин. Статьи разных лет

  8. М.И.Цветаева циклы: «Москва», «Москве».

  9. Поэтический сборник «Стихи о Москве».

  10. Все литературные, музыкальные произведения, указанные при проведении беседы.



Ход занятия.

1 Вступление.

Композиция начинается с чтения преподавателем стихотворения Ф.Н. Глинки «Город чудный…» и отрывка из повести И.С.Шмелёва «Лето Господне» о Москве.



Далее студенты читают стихи А.С.Пушкина: отрывки из седьмой главы романа «Евгений Онегин» и «На тихих берегах Москвы», - а также стихотворение К.С.Аксакова «Москва».





2. Образ величия Москвы.

В этом разделе студенты читают стихи Л.Н..Мея «Москва» и В.Я. Брюсова «Нет тебе на свете равных…».

Перед последним преподаватель вкратце рассказывает о роли В.Я. Брюсова в создании Музея Серебряного века русской поэзии.



3 Образ златоглавой Москвы.

Раздел начинается с чтения преподавателем отрывка из статьи И.С.Шмелёва «800-летие Москвы». Далее преподаватель говорит о значении образа Святого Николая для Москвы и для России в целом на примере повести И.С.Шмелёва «Пути Небесные», так как в статье говорится об этом святом.



Звучит песня на стихи М.И.Цветаевой «Белизна» в исполнении православного композитора и исполнителя Владимира Щукина.

Тему Москвы в творчестве М.И.Цветаевой продолжают студенты чтением цикла стихов «Москва»: «Облака вокруг…», «Москва. Какой огромный, странноприимный дом…», «Семь холмов», « Над синевою подмосковных рощ…».

Преподаватель читает стихи того же цикла: «Над городом, отвергнутым Петром…», «Из рук моих…», «У меня в Москве…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Ты проходишь на запад, солнце…» - и стихотворение О.Э. Мандельштама «О этот воздух…».

Чтение сопровождается колокольным звоном.



4 Московские святыни.

Раздел начинается с чтения студентами стихов И.А.Бунина «Шестикрылый» и Е.Л.Милькеева «Молитва Иверской».



Тему заступничества Богородицы через Её чудотворные иконы продолжает стихотворение С.И.Городецкого «У Казанской Божьей Матери» в исполнении преподавателя.

Чтение сопровождается Великим Славословием из Литургии Иоанна Златоуста П.И.Чайковского.





  1. Образ Московского Кремля.

Раздел начинается с чтения студентами стихов Е.Л.Милькеева «Иван Великий» и К.К.Павловой «Разговор в Кремле». После этого преподаватель читает отрывок из книги М.И.Макарова «Из жизни Православной Москвы двадцатого века» об Успенском соборе Московского Кремля.

Далее студенты читают стихотворение Я.В.Смелякова «Кремлёвские ели».

Раздел завершается небольшими отрывками о Московском Кремле из книги А.Н.Добровольского «Воспоминания православного христианина» и «Трёх очерков о русской иконе» Е.Н.Трубецкого - первым очерком, которые читает преподаватель. Далее преподаватель рассказывает о Троице - Сергиевой Лавре и о философе П.А.Флоренском.





Чтение сопровождается другим колокольным звоном.

6.Восхождение Москвы.

Преподаватель рассказывает о Святом Благоверном Князе Данииле Московском, о его роли становлении Москвы и России в целом.



Звучит песня «Святой Князь Даниил Московский» в исполнении архидиакона Романа.

Преподаватель вкратце рассказывает об основании Свято - Даниловой обители.





7. Связь веков.

Раздел начинается с чтения преподавателем стихотворения М.И.Цветаевой «Домики старой Москвы» и отрывка из статьи И.С.Шмелёва «Душа Москвы».

Далее студенты читают стихотворение В.Я. Брюсова «я люблю большие дома…».

Продолжает тему творчество Б.Ш.Окуджавы.

Преподаватель читает стихотворение «Пускай моя любовь, как мир, стара…».



Звучит «Песенка об Арбате» в исполнении автора.

Преподаватель читает стихотворение «Песня о Московском Муравье».



Звучит «Песня о московском троллейбусе» в исполнении автора.



8. Образ вечности.

Студенты читают стихотворение К.К.Павловой «Москва».

Композицию традиционно завершает преподаватель. В его исполнении звучит стихотворение о Святом Благоверном Князе Данииле Московском из финала книги М.И.Макарова «Из жизни Православной Москвы двадцатого века» о восстановлении обители.

Звучит песня « О ублажаем, тя Данииле …» в исполнении архидиакона Романа.

Преподаватель завершает композицию напоминанием о духовной роли Москвы для России, о роли Святого Благоверного Князя Даниила Московского; напоминает известные слова старца Филофея «Два Рима пали, Третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не быти…»





Примечания к данному занятию

Композиция сопровождается показом слайдов монастырей и храмов Москвы и Подмосковья, видами Московского Кремля, изображениями святых, памятников великим москвичам







Во время проведение занятия «Москва-Третий Рим»
Каталог: attachments
attachments -> Методические указания и контрольные задания для студентов заочников по специальности: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
attachments -> Кодекс ткп 45 04-78-2007 (02250) установившейся практики
attachments -> Кодекс ткп 45 04-208-2010 (02250) установившейся практики
attachments -> Технический кодекс ткп 2006
attachments -> Информация об актуальных внутриполитических событиях в Республике Абхазия, Республике Южная Осетия, Украине и Республике Молдова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница