Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине оп. 01



страница1/4
Дата11.02.2019
Размер0.66 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4





Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Методические рекомендации

по организации и проведению

внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине ОП.01 «Химия».

Специальность

19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

2016 г

Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский Республиканский техникум строительных и промышленных технологий».


Разработчик: Назимова Л.Г. преподаватель химии и биологии
Рассмотрена на ЦК общеобразовательных дисциплин, протокол № ___от _____ 20____ г.

Председатель ЦК /______________/

Утверждена заместителем директора по учебной работе: Бурантарова Е.А. /_____________/

«______»______________


СОДЕРЖАНИЕ




1.

Пояснительная записка                                                            




2.

План выполнения самостоятельной внеаудиторной работы                                        




3.

Самостоятельные работы и рекомендации к выполнению



4.
5.
6.
7.

Лист учета знаний
Вывод
Список основной литературы
Приложения




\

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



На внеаудиторную самостоятельную работу по химии учебным планом отводится:

для специальности 190210 «Технология продукции общественного питания»-41час.

  Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, объема, уровня сложности,  конкретной тематики.
При выполнении самостоятельной работы применяются различные :


  • индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов,  исследовательские  работы и др.);

  • тестирование в учебных компьютерных классах  разработанных преподавателем;

  • подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

  • отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;

  • изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;

  • подготовка к практическим, лабораторным занятиям;

  • выполнение контрольных, самостоятельных работ;

  • подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя);

  • работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.);

    Самостоятельная внеаудиторная  работа может проходить в  кабинете химия во внеурочное время по согласованию с преподавателем, во время внеурочных мероприятий, дома.

    Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

  Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня. 


    Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы в ходе изучения предмета Химия студенты должны уметь планировать и выполнять свою работу.  Самостоятельная работа  является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 

Критерии оценки

внеаудиторной самостоятельной работы

студентов
Оценка «5» ставится, если:

1.задание выполнено в полном объеме, соответствует заданной теме, правильно изложено;

2. даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

3.может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

4.правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
данного материала.

Оценка «4» ставится, если:


  • неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;

  • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;

  • даёт правильные формулировки, точные определения,
    понятия терминов;

  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;


Оценка «3» ставится, если:


  • неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;

  • при изложении была допущена не более одной существенной ошибки;

  • знает и понимает основные положения данной темы, но
    допускает неточности в формулировке понятий;

  • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;

  • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.


Оценка «2» ставится, если:


  • неполно (менее 50% от полного) изложено задание;

при изложении были допущены существенные ошибки.

2.План выполнения самостоятельной внеаудиторной работы



Наименование темы самостоятельной работы



Кол-во

часов

Виды заданий

Сроки выполнения
Раздел 1 Неорганическая химия

Тема 1.1 Повторение программного материала курса неорганической химии

2

1.

Классификация неорганических соединений



2

Составление схемы «Классификация неорганических соединений»

сентябрь
Раздел 2.Органическая химия

Тема 2.1 Строение и реакции органических соединений

5

2.

Биография А.М. Бутлерова



2

Доклад
3.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения.

2

Решение задач


4.

Основы номенклатуры органических соединений.

1

Составление названий органических веществ



октябрь
Тема 2.2 Углеводороды

10

5.

Природные источники углеводородов



3

Реферат
6.

Алканы

3

Презентация


7.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы углеводородов

2

Решение задач



ноябрь

8.


Каучуки и резина

2

Сообщение



Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

9

9

Влияние алкоголя на организм человека



2

Сообщение


10.

Расчетные задачи на вычисление по уравнениям реакций

2

Решение задач



декабрь

11.



Карбоновые кислоты




3

Презентация


12

Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворе

2

Решение задач



Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения

4

13.


Биологические функции белков

2

Презентация



январь

14.


Задачи на вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного

2

Решение задач



Тема 1.1 Строение атома Периодический закон и периодическая система химических элементов
3

15.


Электронное строение атомов

1

Составление электронных, графических формул атомов ХЭ


16.

Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ

1

Характеристика химического элемента (по плану)


17.

Значение периодического закона

1

Сообщение



Тема 2.1 Строение атома

8

18.


Дисперсные системы

3

Презентация



февраль

19.


Теория химического строения органических соединений

2

Составление формул изомеров и гомологов


20.

Полимеры


3

Презентация

март
Итого:

41 час

3. Самостоятельные работы и рекомендации к выполнению


Самостоятельная работа№1
Тема: Классификация неорганических соединений
Цель: повторить классификацию неорганических соединений





Задание 1: Изучить схему «Неорганические вещества»

http://www.studfiles.ru/html/2706/45/html_sl5louxpfr.il7h/htmlconvd-fjaroc_html_d2f694.jpg

Задание 2: Заполнить таблицу

металлы

неметаллы

оксиды

основания

кислоты

соли

















Критерии оценивания:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • аккуратность и грамотность изложения и представления
    работы;

  • работа сдана в срок.



Самостоятельная работа№2
Тема: Биография Александра Михайловича Бутлерова
Цель: познакомиться с биографией ученого-химика
Задание: Выполнить конспект с составлением плана

Написание конспекта первоисточника (учебника, книги, статьи и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч.



Роль преподавателя:

•        усилить мотивацию к выполнению задания подбором


интересной темы;

•        консультирование при затруднениях.



Роль студента:

  • прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • записывать только то, что хорошо уяснил;

  • выделять ключевые слова и понятия;

  • заменять сложные развёрнутые обороты текста более
    лаконичными (свертывание);

  • разработать и применять свою систему условных сокращений.

Критерии оценивания:

  • содержательность конспекта, соответствие плану;

  • отражение основных положений, результатов работы
    автора, выводов;

  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

  • наличие схем, графическое выделение особо значимой
    информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • грамотность изложения;

  • конспект сдан в срок.



Самостоятельная работа № 3

Тема: Нахождение формул углеводородов по их плотности и массовой доле элементов, выраженной в процентах

Цель: закрепить умение решать задачи на нахождение молекулярной формулы углеводорода

Задание:

Решить задачи:

1.Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 80%, а относительная плотность по водороду равна 15.

2.Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 81,82%, а плотность которого (при н. у.) равна 1,96 г/см3.

3.Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 75%, а относительная плотность по кислороду равна 0,5.

4.Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором составляет 82,75%, а плотность которого (при н. у.) равна 2,59 г/см3.

Образец выполнения задач:

Задача: Определить формулу вещества, если оно содержит 84,21% С и 15,79% Н и имеет относительную плотность по воздуху, равную 3,93.

Решение:

Пусть масса вещества равна 100 г. Тогда масса С будет равна 84,21 г, а масса Н — 15,79 г.

Найдём количество вещества каждого атома:

ν(C) = m / M = 84,21 / 12 = 7,0175 моль,

ν(H) = 15,79 / 1 = 15,79 моль.

Определяем мольное соотношение атомов С и Н:

С : Н = 7,0175 : 15,79 (сократим оба числа на меньшее) = 1 : 2,25 (домножим на 4) = 4 : 9.

Таким образом, простейшая формула — С4Н9.

По относительной плотности рассчитаем молярную массу:

М = D(возд.) • 29 = 114 г/моль.

Молярная масса, соответствующая простейшей формуле С4Н9 — 57 г/моль, это в 2 раза меньше истинно молярной массы.

Значит, истинная формула — С8Н18.

Примечание: Есть гораздо более простой метод решения такой задачи, но, к сожалению, за него не ставится полный балл. Зато он подходит для проверки истинной формулы, т.е. с его помощью вы можете проверить своё решение.

Находим истинную молярную массу (114 г/моль), а затем находим массы атомов углерода и водорода в этом веществе по их массовым долям.

m(C) = 114 • 0,8421 = 96; т.е. число атомов С 96/12 = 8

m(H) = 114 • 0,1579 = 18; т.е число атомов Н 18/1 = 18.

Формула вещества — С8Н18.

Критерии оценивания:

        Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.


Самостоятельная работа №4

Тема: Основы номенклатуры органических соединений.

Цель: Закрепить умение давать названия органическим веществам по международной номенклатуре

Задание:

1. Дайте названия изомерам положения:

а) СН3—СНВг—СН2—СН2Вг

б) СН3—СН2—СН2—СНВг2

в) СНз—СНВг—СНВг—СН3

г) СНз—СН2—СВг2—СН3

2. Составьте формулы изомеров положения: а) трихлорэтана, б) тетрахлорэтана и дайте им названия по систематической номенклатуре.

3. Дайте названия углеводородам по систематической номенклатуре:

а) СН 3—СНСН3—СН2—СН2—СН2Вг

б) СН3—СН2—СН2—С (СН3)2—СН3

в) СН3—СH2—СНСН3—СНСН3—СН3



4. Дайте названия изомерам положения:

а) СНз—СН2—СНCl—СН2Сl

б) СНз—СН2—ССl2—СН3

в) СН3—СНСl—СН2—СН2Сl

г) СН3—СН2—СН2—СНСl2

5. Составьте формулы четырех изомеров положения тетрабромпропана и дайте им названия по систематической номенклатуре

6. Составьте формулы пяти изомеров гексана и дайте им названия по систематической номенклатуре.

Алгоритм названия веществ ациклического строения:

1. Выбрать самую длинную углеродную цепь.

2. Пронумеровать её с той стороны, к которой ближе радикалы, или старший заместитель, или кратная связь (в зависимости от класса вещества ).

Порядок старшинства основных групп указан на странице 36 учебника.

3. Указать в префиксе (те же приставки, но специфические, химические)

положение (номер атома углерода) и название радикала, заместителя, функциональной группы в алфавитном порядке.

4. Записать корень, соответствующий числу атомов углерода в главной цепи.

5. Если есть двойная связь, то после корня поставитьсуффикс -ен с указанием положения связи в цепи; длятройной связи использовать

суффикс -ин. Если кратных связей нет – суффикс -ан.

6. После этого указать суффикс, соответствующий кетону, альдегиду или кислоте, если есть соответствующие функциональные группы. Для кетонов указывается положение функциональной группы.

7. Если в веществе несколько одинаковых радикалов, заместителей, связей или функциональных групп, то они называются вместе, с использованием числительных:

2 – ди, 3 – три, 4 – тетра и т.д.

8. При написании названия все цифры отделяются друг от друга запятыми, а от букв – дефисами.

Пример:


5 4 3 2 1

СН3 – СН – СН – СН – СООН

| | |

СН3  СН3  NH2 2 -амино – 3,4 – диметилпентановая кислота.



1.Поскольку в главной цепи пять атомов углерода, основа названия - пентан.

2. В молекуле есть функциональная группа – -СООН карбоксильная . На её присуствие указывает -овая кислота

3. В главной цепи есть три заместителя:

амино –группа, её положение указывается цифрой 2,

и две метильные группы. На число метильных групп указывает частица ди-, а на положение в цепи цифры 3,4. Между цифрами есть запятая, цифры от букв отделены дефисом.


Критерии оценивания:

      Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

      Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

      Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.

      Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.


Самостоятельная работа № 5

Тема: Природные источники углеводородов

Цель: Дать характеристику важнейшим природным источникам углеводородов

Задание: Из рекомендуемых тем выбрать тему и написать реферат:

Темы:


1.Природный газ

2.Применение попутных нефтяных газов

3.Фракционная перегонка нефти

4.Крекинг нефтепродуктов

5.Пиролиз и риформинг нефтепродуктов

Методические рекомендации по написанию рефератов:

Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.



Этапы работы над рефератом

1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).

3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии



Содержание работы должно отражать

  • знание современного состояния проблемы;

  • обоснование выбранной темы;

  • использование известных результатов и фактов;

  • полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

  • актуальность поставленной проблемы;

  • материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.

Структура реферата

  • Титульный лист

  • План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).

  • Введение с актуальностью

  • Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы

  • Заключение

  • Литература

  • Приложения

Защита реферата

Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.

На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).

Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.


Критерии оценивания:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • соответствие оформления реферата требованиям.


Самостоятельная работа № 6




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница