Методические рекомендации по профилактике жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения



страница1/3
Дата30.04.2019
Размер0.72 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

Управление образования администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области

Информационно-методический центр



Методические рекомендации

«Профилактика жестокого обращения с детьми

и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения»

Омутнинск

2013

Автор сборника: Керова Л.Р., педагог-психолог информационно-методического центра Управления образования Омутнинского района



В данный сборник включены диагностические материалы, методические рекомендации по профилактике жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.

Предлагаемый материал будет полезен социальным педагогам, педагогам-психологам, заместителям директоров по воспитательной работе, и другим специалистам, работающим по проблеме профилактике жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.



Содержание



  1. Введение 1-2

  2. Понятие «насилие» и «жестокое обращение» 3-6

  3. Основные причины насилия над детьми 7-10

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми:

  1. Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия 11-13

  2. Особенности профилактической работы по предупреждению насилия 14-17

  3. Алгоритм деятельности специалистов образовательного учреждения в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком 18-19

  4. Организация работы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения 20-34

Психологическая диагностика последствий жестокого обращения с детьми 20-26

Этапы психологического сопровождения ребенка27-34

Заключение 35

Библиография 36

Приложение 1 Психологическая диагностика последствий жестокого обращения с детьми

Приложение 2 Рекомендации, памятки по работе с детьми, пережившими насилие

Приложение 3 Памятки для родителей и детей « Не бейте детей»

Приложение 4 Памятка для детей и подростков, подвергшихся насилию

Приложение 5 Памятка подростку

Приложение 6 Памятка для родителей

Приложение 7 Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения

Приложение 8 Правила поведения с детьми

Приложение 9 Памятка для родителей «Как уберечь ребенка от нападения. Советы для мам и пап»

Введение

В условиях экономических, политических и социальных изменений в стране, обусловивших ухудшение качества жизни, снижение жизненного уровня населения, социальную напряженность, дети и подростки становятся одной из наиболее социально уязвимых групп.

Неблагоприятные демографические процессы в обществе сопровождаются ухудшением состояния здоровья детей и подростков, что находит отражение в ежегодных государственных докладах "О состоянии здоровья населения в Российской Федерации", "О положении детей в Российской Федерации" и др. Особую тревогу вызывает снижение рождаемости, высокие показатели младенческой и детской смертности. Так, если травмы и отравления среди причин общей заболеваемости детей и подростков занимают 4-5-е место, то в структуре причин смертности детей в возрасте 0-4 года они выходят на второе, а в возрастных группах 5-9, 10-14 и 15-19 лет на твердое первое место.

Вопросы жестокого обращения с детьми в настоящее время становятся глобальной проблемой, что было подчеркнуто и участниками специально организованного международного форума с участием представителя от России (проф. Т.Я. Сафоновой) - первого совещания ВОЗ по стратегиям в области защиты ребенка (Италия, октябрь 1998 г.). Отмечено, в частности, что сегодня в Европе дети все меньше ценятся как работники, опора для родителей в старости или как будущие защитники, в то время как возрастает их роль в удовлетворении эмоциональных потребностей родителей в любви и в осознании последними своей силы. Общество же расценивает подрастающее поколение лишь в качестве потребителей.

Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что ухудшение психического здоровья под воздействием переживаемых трудностей - социальной нестабильности общества, неуверенности в завтрашнем дне, влиянием стрессогенных ситуаций в условиях кризисных явлений в государстве, ослаблением института семьи и других факторов не может не отразиться на прежде всего психическом здоровье подрастающего поколения, зачастую оказывающегося один на один с фактами жестокости и насилия над ним со стороны взрослых.

Научными исследованиями, практикой показано, что любая форма насилия, как правило, наносит ощутимый вред, здоровью ребенка, нередко являясь причиной смерти детей, провоцируя их на самоубийство или попытку суицида.

По данным статистики ежедневно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. В 1,7 раза возросло число случаев умерщвления грудных младенцев матерями.

Насилие в семье – огромная социальная и социально-психологическая проблема. Домашние тираны и деспоты – это принадлежность любых классов и сословий, они есть среди людей с самым разным уровнем образования и любой национальности. Безусловно, причины макросоциального характера, т.е. кризисные явления в социально-экономической сфере непосредственно влияют на семью и ее микроклимат. Падение жизненного уровня и качества жизни у многих семей приводят к стрессам, общественной изоляции, алкоголизму и наркомании, а также изначальной подверженности насилию, особенно в отношении детей. Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношениях между супругами и в их отношении к детям. Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается. В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, вынуждены искать неадекватные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них – ложь, хитрость, лицемерие, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами детского характера. Длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка приводит к формированию личностных деформаций и последующих отклонений в поведении.

1

Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома, бродяжничество, проституция, суицид. Эти явления приобретают все более широкие масштабы и превращаются в серьезную социальную проблему.



Проблема жестокого обращения с детьми на сегодняшний день остается одной из самых актуальных для современного общества, так как насилие над ребенком создает ситуацию, «непригодную для его жизни», и формирует особую личностную структуру, характеризующуюся как диффузная самоидентичность, привязанность самооценок к оценкам других людей, способствует формированию чувства страха, неуверенности, отчужденности, деструктивных действий, направленных против себя и других, и в конечном итоге, приостанавливает психическое развитие ребенка, наносит непоправимый вред его личности и обществу в целом.

2

Понятие «насилие» и «жестокое обращение»

В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».

В нормативно-правовых документах насилием называется «воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)». Следовательно, насилие – это действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека. Способами достижения подобной власти и контроля являются унижение, оскорбление, угрозы, запугивание, манипуляции, шантаж, угроза физического воздействия, чрезмерное ограничение, а также использование физического, психологического и экономического насилия.

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию. Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:


психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка,
физическое, сексуальное.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации. 

Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.
Отвержение неприятие ребенка, принижение его достоинства:
•    враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;
•    высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.);
•    превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:
•    угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха);
•    угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»);
•    угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).
Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.
Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:
•    нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
•    взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
•    отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.

3


Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия:
•    0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;

•    1-3 года: недостаточность активного внимания (не задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;


•    3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;
•    6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который
уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение;
•    подростки (неспецифические признаки): депрессия,
низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические
заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).

Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка. Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.


Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается
в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих,
удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития
физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения адекватного образования.
Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:

- недостаточный возрасту вес и рост; 


- санитарно-гигиеническая запущенность;
- попрошайничество;
- воровство пищи;
- непосещение школы, плохая успеваемость; 
- повышенная утомляемость, апатичность; 
- задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального,  социального, поведенческого компонентов; 
- беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше.
Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или
других близких людей.
Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и внимания.

4

Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов,



которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход. Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия


являются синяки (до 90% всех повреждений). О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.

Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:

1.    Для детей до 3 лет: малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.


2.    Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение;псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.
3.    Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (ребенок не переодевается нафизкультуру), нежелание возвращаться домой после
школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.
4.    Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.
Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка можно, если наблюдаются:
1.    Неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).
2.    Несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.
3.    Немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка.
4.    Наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут
провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические
заболевания, неусидчивость, родились недоношенными).
5.    Предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.

Некоторые дети являются более устойчивыми к физическому насилию. С этим связан миф о «пользе» физического наказания. Но, не смотря ни на что, ни при каких обстоятельствах применение физических наказаний по отношению к детям недопустимо.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время
совершения им интимных процедур.
Классификация сексуального насилия:
1.    Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.

5


2.    Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.
3.    Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.

Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого возраста. Сексуальное насилие в отношении ребенка зачастую совершается в семье. Сексуальное насилие в семье (инцест) – это серьезное нарушение внутрисемейных отношений, которому всегда предшествует более или менее выраженное эмоциональное пренебрежение или плохое обращение. Это намерение родителя удовлетворить свои сексуальные потребности, пренебрегая своими родительскими обязанностями. Перечисленные виды жестокого обращения и насилия редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.

6

Основные причины насилия над детьми
К наиболее типичным причинам насилия над детьми можно отнести:

• Многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего порку как лучшее воспитательное средство. Это отразилось в русском фольклоре: «За одного битого двух небитых дают», «Больше тумаков – меньше дураков» и др.

• Пропагандируемый в современном обществе культ жестокости, пик которого, по мнению социологов, приходился на 1994–1996 годы и не пошел на спад в дальнейшем.

• Низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.

• Вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.

В целом можно выделить 4 теории возникновения причин семейного насилия над детьми.

1. Социологическая модель подчеркивает влияние социокультурных факторов (усвоенных в детстве и принятых в данной социальной группе стереотипов семейных отношений), жилищных и материальных условий, порождающих хронический психологический стресс и посттравматические расстройства.

2. Психиатрическая, медицинская теории рассматривают жестокое обращение и пренебрежение ребенком как следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации.

3. Социально-психологическая теория объясняет жестокое обращение с ребенком личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством.

4. Психологическая теория основывается на том, что ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.

На этом фоне можно говорить об отсутствии единой теории, способной полностью объяснить истоки и причины домашнего насилия. Поэтому насилие можно трактовать как многоаспектное явление, порождаемое взаимодействием

а) личностных особенностей родителей и ребенка,

б) внутрисемейных процессов,

в) социально-экономических условий.


В результате многочисленных исследований специалистов в области семейной психологии были определены факторы и условия, которые способствуют жестокому обращению с детьми.

• Семья родителя-одиночки, а также многодетность семьи. В неполной семье больше предпосылок для переживания стресса, чем в обычной семье (более тяжелое материальное положение, дефицит свободного времени у родителя, приоритетное внимание одному ребенку в ущерб другим и т. д.). Осложняющим фактором является нестабильность семьи, когда мать часто меняет сожителей, что существенно затрудняет формирование семейной системы. Во-первых, отношения между детьми и сожителем складываются по- разному и часто неопределенны; во-вторых, они отличаются непостоянством, что во многом обусловлено статусом нового члена семьи — «калиф на час».

• Отчим в семье или приемные родители (риск сексуального насилия над девочкой увеличивается в семьях с отчимом).

• Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи. Исследованиями подтверждается, что родители, применяющие насилие при разрешении конфликтов между собой, склонны использовать его с целью подчинения и по отношению к детям. Женщины, испытывающие насилие от мужа, достоверно чаще проявляют его к своим детям. В семьях с неравномерным распределением власти между родителями — при доминирующей гиперпротекции — применение насилия над детьми наиболее вероятно. Также семьи с размытыми, неопределенными семейными ролями и функциями, с двойственным типом воспитания, когда к детям применяются непоследовательные и противоречивые требования, имеют высокий риск применения насилия к ребенку. Семьи, в которых проявляют насилие к детям, отличают недостаточные и нарушенные эмоциональные связи и коммуникация между членами семьи,

7

как следствие этого — несформированная и неэффективная психологическая поддержка, что соответствует низкому уровню



семейной сплоченности (Михайлова Н. Ф.,Зиновьева Н.О. «Психология и психотерапия насилия» 2003 г.).

• Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки и пр.). Характер получаемой эмоциональной поддержки влияет на психологическое благополучие матери и в конечном итоге — на ее отношения с детьми. Брошенная или неудовлетворенная отношениями с мужем женщина с высокой степенью вероятности не сможет проявить нежность и установить близость со своим ребенком. В то же время ревнивые отцы могут воспринимать ребенка как соперника, вследствие чего они склонны эмоционально отвергать его и вступать в борьбу за любовь и привязанность матери, вместо того чтобы поддерживать и помогать ребенку.

• Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности. Насилие для них — первичный и привычный способ разрешения социальных конфликтов. Родителей, страдавших в детстве от насилия, отличает низкая самооценка, социальная изолированность, переживание хронических повседневных стрессов, трудности при формировании близких отношений, особенно со своими детьми. Травматический опыт детства снижает их родительскую компетентность. Пережитая ими заброшенность, пренебрежение и отсутствие любви, иногда в сочетании с требованиями беспрекословного подчинения, сформировали недоверие к людям и собственному ребенку в частности. Очень часто они повторяют ту же модель поведения: суровые требования и наказания.

• Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка. Если между родителем и ребенком не формируется привязанность, то растет риск насилия. Кроме того, в старшем возрасте у ребенка могут быть трудности в формировании самостоятельности и близких отношений, поскольку отсутствуют подходящие условия и образцы для приобретения основных навыков общения с людьми, усвоения действующих норм морали, развития умения решать проблемы, устанавливать эмоциональные связи.



Социально-экономические факторы риска насилия в семье

• Низкий доход и постоянная нехватка денег вызывают напряженность, связанную с неудовлетворенностью основных потребностей членов семьи.

• Безработица или временная работа, а также низкий трудовой статус (особенно у отцов). Работающие матери меньше склонны к насилию.

• Многодетная семья. Большая семья требует больших эмоциональных и материальных затрат.

• Молодые родители. Рождение первого ребенка, в сочетании с незрелостью личности родителей, низким уровнем образования и профессиональной подготовки ухудшает социально-экономические условия семьи.

• Неполная семья. Наличие только одного родителя-кормильца значительно ухудшает материальное положение. Доход неполной семьи в два раза меньше полной.

• Принадлежность к групповому меньшинству. Принадлежность к религиозной секте, проживание в узком кругу людей — деревне, маленьком городке, в сочетании с безработицей и низким уровнем образования приводят к социальной изоляции и ограничивают возможности поддержки и социального контроля.

• Плохие квартирные условия, перенаселенность жилой площади приводит к дополнительной напряженности, которая может спровоцировать насилие.

• Отсутствие социальной помощи, как от государства, так и от общественных организаций оставляет семью наедине со своими проблемами. Хронические стрессовые ситуации вызывают у родителя фрустрацию и беспомощность, влияя на психологический климат семьи. Поскольку ребенок зависим от родителя, то для него высок риск стать «козлом отпущения».

Факторы риска, обусловленные личностью родителя

• Особенности личности родителя. Риск насилия возрастает, если родители обладают такими психологическими особенностями, как ригидность, доминирование, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации.

8

• Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса.



• Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты — наличие проблемы отрицается, чтобы не принимать помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх обвинения, стыд, вину и т. д.

• Психическое здоровье родителя. Выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.

• Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др.проблемы.

• Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаще всего характерен для молодых, умственно отсталых или психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как часто испытывает страх, что не справится с требованиями и не обладает необходимыми знаниями о развитии и воспитании ребенка. Боясь потерять контроль над ребенком, молодые родители часто используют авторитарный метод воспитания, а наказание рассматривают как способ коррекции поведения ребенка. Иногда это обусловлено незнанием других возможностей. Есть категория родителей, которые убеждены, что ребенок существует для удовлетворения их эмоциональных потребностей, что он должен быть послушным, чутким, ласковым, понятливым, не огорчать, любить и радовать их. Таким образом, ответственность за проблемы детства перекладывается на самого ребенка, роль взрослого в них отрицается.



Личность ребенка как фактор насилия

Ряд исследований выявил целый ряд свойств личности ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими проблемами в психическом и физическом развитии:

• нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;

• недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

• дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);

• дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);

• с расстройствами и особенностями поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

• с определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, в значительной степени внушаемый);

• с привычками, «действующими на нервы родителям»; с низкими социальными навыками;

• с особенностями внешности , с которыми родители никак не могут примириться, или ребенок «не того» пола;

• дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Социальные и культурные факторы риска применения насилия.

Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия:

• отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний;

• демонстрация насилия в средствах массовой информации;

• нарушение права граждан на неприкосновенность частной жизни;

• отсутствие эффективной превентивной политики государства;

• недостаточное понимание обществом насилия как социальной

проблемы;

9

• низкая правовая грамотность населения;



• плохая осведомленность детей о своих правах.

Таким образом, насилие над ребенком следует рассматривать в социально- культурном и психологическом контексте, что следует учитывать при превенции, выявлении и вмешательстве. Необходимо помнить также и о том, что к насилию всегда ведет совокупность негативных факторов риска окружающей среды, семьи и личности.

10




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница