Методика проекта реконструкции православных храмов в учебном проектировании специальности «архитектура»



Скачать 69.75 Kb.
Дата05.03.2019
Размер69.75 Kb.

О.Н. КЛОЧКОВА, Н. РЕЙД
МЕТОДИКА ПРОЕКТА РЕКОНСТРУКЦИИ

ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В УЧЕБНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АРХИТЕКТУРА»
Православные храмы России относятся к памятникам истории и культуры и требуют охраны и восстановления. В связи с общим духовным подъемом общества, начало третьего тысячелетия является ренессансом – духовным возрождением и восстановлением утраченных православных святынь. Возрождение духовной жизни России невозможно без осуществления реконструкции многочисленных православных храмов, разбросанных по территории страны. Древнее зодчество, живопись и музыкальная культура, письменность и книгопечатание зародились и окрепли благодаря церкви. За период насильственного отчуждения общества от своих духовных корней, от своей исконной культуры, многие художественные традиции и бесценные святыни были утрачены. Большинство храмов, монастырей, богословских школ было закрыто, заброшено, разрушено. Сохранилась лишь небольшая их часть, где обычно размещались театры, музеи, спортивные залы, а то иногда и зерносклады, ремонтные мастерские и т.п.

Период 80-90-х годов XX века в России знаменуется началом возрождения утраченных православных святынь и традиций. Уцелевшие храмы возвращаются верующим, восстанавливаются и государством оказывается помощь в восстановлении, реставрации и строительстве новых церковных объектов. В Саратовской области сохранилось достаточное количество православных храмов, находящихся в разной степени сохранности.

В сельских районах Саратовской области наиболее частым типом церковного строительства в ХVIII – ХIХ вв. был храм, соединяющий воедино основной объем и колокольню. Это был период экономического роста России, церковное строительство активно осуществлялось как в городах, так и селах. В Саратовской губернии активному строительству способствовало восстановление Саратовской епархии в 1828 году. Важной вехой церковного строительства было создание альбомов образцовых проектов церквей (1824 г.)

Разновидностью стилистических предпочтений был вариант классического типа с использованием характерных для этого стиля элементов – портиков, треугольных фронтонов, массивных барабанов, крупных полусферических куполов. «Корабль» здания строился по трехчастной системе: притвор – храм-алтарь. Этот композиционный тип храма использовался с конца ХVII до первой трети ХХ века, также и популярен в наши дни [1].

В учебном проектировании выбирается визуальный способ обследования с фотофиксацией здания, выявления утрат и искажений первоначального облика. Остановимся на конкретном примере проекта реконструкции, чтобы на нем показать методику учебного проекта реконструкции. Это будет церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Урицком Лысогорского района Саратовской области. Объект проектирования выбран в связи с необходимостью поддержания и развития духовной и культурной функции в районах Саратовской области.

В обследовании церкви принимали участие 3 человека – руководитель преддипломного проекта доцент О.Н. Клочкова, автор проекта – Бережных Юлия и студент 5 курса кафедры «Архитектура» Чеботарев Алексей. Обследование, фотофиксация и обмеры произведены в ноябре 2012 года.

Целями данного диплома являются:

> возрождение духовной жизни в селе Урицкое и окрестностях путем реконструкции храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы;

> спасение одного из сохранившихся на территории Саратовской области памятников классицизма.

Место положение. Село находится в центре Лысогорского района, в 18 км от районного центра Лысые Горы, в 100 км от г. Саратова. Село расположено в живописной местности, в 3 км от реки Медведицы. С юго-запада село окружает смешанный лес, с северо-востока - степи.

История села и церкви. По преданию село было основано в 1677 году крестьянами, бежавшими от власти помещиков. Они обосновались на берегах реки Чивка недалеко от впадения её в Медведицу среди лесов, богатых дичью. Село было названо Голицыно в честь князя, отдавшего во владение это село одной из своих дочерей. В 1840 году была построена каменная церковь, на месте ранее стоявшей деревянной. Церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По названию церкви село часто называли Покровское. В 1918 году было переименовано в Урицкое в честь революционера С. М. Урицкого.

Сохранившаяся в Урицкое каменная одно престольная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была построена на средства помещика Устинова и местных прихожан в 1840 году на месте старой деревянной церкви и является одной из старейших на территории Саратовской области.

Церковь располагается на въезде в село и служит своеобразной визитной карточкой, а так же является архитектурной доминантой в структуре застройки села. В свое время возле церкви была построена церковно-приходская школа, сейчас там располагается обычная сельская школа.

В 1930 году во время советской власти храм был закрыт. Здание приспособили под мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники до Великой Отечественной войны. С 1941 года здание использовалось под военные нужды, там хранилось оружие и бронетехника. После окончания войны храм приспособили под зернохранилище. В 1980 году храм перешел в ведение Саратовской епархии, а затем в 2012 году – в ведение Балашовской епархии. В настоящее время здание находится в заброшенном состоянии.

Существуют различные способы реконструкции зданий – от реставрации до воссоздания по образу и чертежам утраченного объекта. Способ и метод реконструкции выбираются в зависимости от физического состояния здания после обстоятельного натурного обследования.

Было выявлено, что церковь находится в удовлетворительном физическом состоянии с рядом утрат и небольшим количеством позднейших встроек, нарушивших первоначальный облик. Церковь принадлежит к базиликальному типу, однонефная с ярко выраженным классицистическим декором. Колокольня соединена с храмом в один объем. В плане имеются четыре проявленных объема – квадратная в плане колокольня, через которую осуществляется вход, прямоугольный притвор, квадратный основной объем, полукруглая апсида. Церковь хорошо спропорционирована, отличается гармоничными формами как в плане, так и во внешнем объеме. Три стороны колокольни в плане оформлены компактными дорическими портиками с двумя колоннами и треугольными фронтонами. На фасаде портики придают облику торжественную монументальность и сдержанную строгость. Прямоугольный объем притвора снабжен 6-ю окнами и перекрыт крестовым сводом. Монументальность зданию придает и крупный 10-ти метрового диаметра барабан с узкими окнами. Форму латинского креста в плане образуют два портика с севера и юга, ныне утраченные в объеме, но ясно зафиксированные на существующих стенах. Особую величественность храму придает массивный полусферический купол. Единственная апсида перекрыта полусферическим куполом.

Визуальное обследование, фотофиксация и обмеры позволили сделать следующие выводы. Церковь в годы советской власти не эксплуатировалась по прямому назначению, что привело к ряду утрат. Среди них полная утрата северного и южного портиков, значительная деформация, утрата фронтонов портиков колокольни, заложены окна барабана, утрачена лестница в колокольне и перекрытие на уровне звонницы, утрачена штукатурка портиков и покраска фасада в белый цвет, заложен дверной проем с северной и южной стороны красным кирпичом, заменена входная дверь, ремонтируется купол. Проекта реконструкции церкви не имеется. Итак, в ходе натурных обследований были выявлены следующие утраты и разрушения:

- входные портики северный и южный в средней части храма полностью утрачены;

- входные портики колокольни частично утрачены. Целые только колонны. Практически разрушена карнизная часть;

- повреждено скатное покрытие трапезной, средней части (частично отсутствует) и абсиды;

- разрушены фрагменты горизонтальных карнизных поясков;

- отсутствует входная дверь с западной стороны храма;

- боковые входы в среднюю часть храма заложены кирпичом, что противоречит пожарным нормам;

- часть оконных проемов также заложена кирпичом. Отсутствует ряд оконных рам и решеток;

- в колокольне нет лестницы, ведущей на второй ярус, и отсутствуют колокола;

- в алтарной части храма отсутствует солея с клиросами.

Восстановление утраченных элементов церкви в проекте реконструкции произведено в том числе с использованием аналогов исследуемой церкви. Примерами подобных аналогов послужили ныне утраченные саратовские церкви: Рождества Богородицы в Саратове (перестроена в 1801); Казанской иконы Божьей Матери (перестроена в 1814 г.); Михаила Архангела в селе Михайловка (1825 г.); Вознесенско-Горянская (1849 г.).

Проектируемый храмовый комплекс делается в соответствии с рекомендациями по проектированию православных комплексов для сельской местности. По генеральному плану в территорию храма, обнесенного оградой, включается собственно церковь Покрова, церковь-часовня, причтовый дом с помещениями воскресной школы, свечная лавка, фруктовый сад, аптекарский огород, рекреационная зона с небольшим прудом и беседками, мощение для крестного хода, аллею с елями, клумбы.

Территория храмового комплекса подразделятся на функциональные зоны: * входную; * храмовую; * вспомогательного назначения; * хозяйственную.

Во входной зоне предусмотрен въезд для автотранспорта и вход для прихожан. В этой зоне располагаются киоск по продаже церковных принадлежностей, пост охраны, места для отдыха прихожан. Входная зона связана с храмовой зоной.

Храмовая зона, предназначенная для проведения религиозных, обрядов имеет непосредственную связь с входной и вспомогательной зонами. Вокруг храма обеспечен круговой обход для прохождения Крестного хода во время церковных праздников шириной 5 м с площадками шириной по 6 м перед боковыми входами в храм и напротив алтаря.

Вспомогательная зона, предназначенная для организации приходской, учебной, благотворительной и иной деятельности связана с входной и храмовой зоной. В этой зоне размещается: * церковно-причтовый дом, * храм-часовня, * дом священника, * площадки для отдыха, * туалеты для прихожан, * плодовый сад. Хозяйственная зона приходского храмового комплекса имеет собственный подъезд.

Зарубежные коллеги поддерживают методику проектирования православных храмов, учитывающую своеобразие проектирования соответствующих объектов.

___________________



  1. Антипенко М.В. Памятники православного культового зодчества Саратовской области // Проблемы сохранения историко-культурного наследия Саратовской области в современных условиях. Саратов, СГТУ, 2008. – С. 50-58.

  2. Православные храмы. Т.2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница