Методразработки Стомы



страница1/5
Дата14.08.2018
Размер0.51 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5


Методическая разработка

Практического занятия по предмету:



«Основы сестринского дела»

Тема:


«Уход за стомой».

Разработала: преподаватель Иванникова Зинаида Алексеевна


2015 год

Пояснительная записка.
Одной из основных задач модернизации российского здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи. Проблема качества медицинской помощи связана с работой не только врачебного, но и безусловно сестринского персонала. Одной из задач совершенствования сестринской деятельности является определение профессиональных требований и ответственности сестринского персонала, расширение профессиональной компетентности и увеличение профессиональной самостоятельности. К медсестре вполне может перейти часть функциональных обязанностей врача и часть функций по отношению к пациенту, которые на сегодняшний день либо не выполняет никто, либо де – юре обязан выполнять же врач – это обучение пациентов и их родственников по вопросам ухода и профилактики.

Задача медсестры помочь пациенту, научить жить с новыми проблемами: качество жизни меняется и человек имеет новые физиологические и социальные проблемы. К решению этих проблем необходимо привлекать родственников, близких людей для пациента, которые могли бы оказывать моральную поддержку.

Выбор темы связан с ее актуальностью. Для ухода за пациентами мы должны готовить специально обученный медицинский персонал Поэтому, подробное изучение данной темы позволит выполнить поставленную задачу.

Обоснование темы.

Данная тема предусмотрена программой по предмету «Основы сестринского дела», для специальностей 060109, 060101. На изучение темы «Уход за стомами» выделяется 6 академических часов.

Изучение данной темы имеет большое, как теоретическое, так и практическое значение.

Методическая разработка практического занятия по предмету «Основы сестринского дела» по теме: ”Уход за стомами” предназначена для помощи преподавателю в обучении будущих средних медицинских работников и помощь студентам для самостоятельной подготовки к занятию.

Методическая разработка предусматривает подготовку медицинских сестер согласно квалифицированной характеристики способную:

Знать:


  • виды стом

  • цель наложения стомы

  • виды трахеостомических канюль, калоприемников и мочеприемников

  • особенности их применения, фиксации, дезинфекции и утилизации

Уметь:

  • психологически подготовить пациента к наложению стомы

  • осуществлять уход за стомами: трахеостомой, колостомой, илеостомой, гастростомой

После изучения темы студент должен уметь обучить пациента:

  • правилам ухода за стомой в домашних условиях

  • технике смены калоприемника

  • принципам питания при наличии коло- и илееостомы

  • технике питания при наличии гастростомы.


Педагогическая характеристика практического занятия
При проведении занятий по данной теме, преподаватель учитывает, что эта тема имеет огромное значение в будущей работе медицинской сестры, так как от знаний медсестры особенностей общения с тяжелобольным, нарушением строения тела человеком, его семьей и близкими, зависит психологическое состояние пациента и ее собственное. Приемы работы студентов: получение задания, участие в беседе, ответы на вопросы, решение ситуационных задач, ознакомление с методическими указаниями.

Выполнение тренировочных работ, фиксация и анализ результатов, составление алгоритма действия при решении ситуационных задач – позволяют преподавателю наиболее обстоятельно изучить со студентами данную тему.

Хорошее оснащение занятия помогает максимально приблизить студентов к реальным обстоятельствам.

При проведении контроля знаний могут быть использованы различные методы опроса (устный, письменный, фронтальный, тест-контроль) с привлечением студентов к уточнениям, дополнениями и исправлениям устных ответов. Взаимопроверка ответов позволяет активизировать внимание и познавательную деятельность студентов всей группы.

Во время проведения вводного инструктажа при самостоятельной работе используется беседа с постановкой дополнительных, уточняющих вопросов.

Самостоятельная работа студентов организовывается с учетом уровня подготовленности студентов к занятию и оснащения рабочих мест.

При подведении итога практического занятия используются следующие педагогические приемы: поощрение и предоставление помощи нуждающимся в ей студентам.

Итоговая оценка отдельным студентам выставляется после с суммирования следующих данных: внешний вид студента, дисциплина на занятии, ведение дневника практики, учет устного ответа, тест - контроля, решения ситуационных задач, самостоятельная работа.

Итоговая общая оценка деятельности всей группы зависит от степени реализации поставленной цели в начале занятия.

Преподаватель отмечает, что поставленная цель достигнута: студенты приобрели знания и умения по данной теме.



Структура методической разработки.

1. Цели практического занятия.

2. Карта необходимого оснащения занятия.

3. Хронологическая карта практического занятия.

4. Учебная карта самостоятельной работы студентов на занятии.

5. Этапы планирования практического занятия и методические советы.

6. Задания на самоподготовку для студентов.

7. Дидактический материал.

8. Приложение:


  • Алгоритмы практических манипуляций;

  • Таблицы;

  • Рисунки;

  • Кроссворды.


Карта необходимого оснащения занятия.
1. Наглядные пособия, таблицы.
Таблица №1 «Гастростома»;

Таблица №2 «Трахеостома»;

Таблица №3 «Колостома»;
2. Аппаратура и приборы.


  • Функциональная кровать;

  • Стул;

  • Тонометр;

  • Фонендоскоп;

  • Секундомер;

3. Предметы ухода за пациентом.

  • Комплект нательного и постельного белья;

  • Корнцанг, пинцет, ножницы;

  • Судно, мочеприемник, калоприемник;

  • Лотки

  • Трахестомические трубки

  • Паста Лассара, паста Стомагезив, глицерин

  • Бумажное полотенце, мешок, лейкопластырь

  • Салфетки, ватные и марлевые шарики;

  • Калия перманганат, фурацилин

4. Медицинская документация.

Сестринская история болезни (лист динамического наблюдения за пациентом).



5. Дидактический материал.

  • Схема интегративных связей темы.

  • Литература для преподавателя.

  • Тестовые задания для итогового контроля знаний с эталоном ответов Контрольные вопросы).

  • Ситуационные задачи с эталонами ответов

  • Алгоритмы действия медицинской сестры при выполнении следующих манипуляций:

  1. Уход за трахеостомой

  2. Уход за гастростомой

  3. Уход за колостомой

  4. Применение калоприемника

  5. Применение мочеприемника


ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.


Этап занятия

Цель

Краткое описание занятия

Время

преподавателя

студента

1. Организационный момент.

Обеспечить готовность к занятию, создать рабочую обстановку.

Приветствует студентов, обращает внимание на санитарное состояние учебной комнаты, внешний вид студентов. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места. Староста группы перечисляет отсутствующих.

5 минут

2. Ознакомление с темой, планом и целью занятия.

Раскрыть практические значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Знакомит студентов с темой, планом занятия; объявляет поставленные перед ними цели. Объясняет, что студенты должны знать после этого занятия.

Записывают в дневник дату, тему, план, цели занятия. Осмысливают план занятия и ставят перед собой цели.

5минут

3. Исходный контроль знаний.

Определить исходный уровень знаний студентов.

Проводит фронтальный опрос по вопросам, данным накануне для самоподготовки. Проводит тестовый контроль.

Отвечают на вопросы преподавателя; внимательно слушают, исправляют и дополняют ответы.

20 минут

4. Изложение нового материала.

Подготовить студентов самостоятельно на фантомах осуществить уход за кожей вокруг стомы,

сменить кало- и мочеприемник



Проводит изложение нового материала путем рассказа с демонстрацией манипуляций уход за стомами. Демонстрирует применение мочеприемника, калоприемника.

Демонстрирует пациентов со стомами.



Внимательно слушают, записывают основные моменты в дневник.

25 минут

5. Самостоятельная работа.

Отработка навыков: катетеризация мочевого пузыря;

Тренинг по отработке умений:

Уход за трахео-,

гастро-,


колостомами. Применение кало и мочеприемников.

По ходу работы указывает на допущенные ошибки, исправляет их. Главная задача – точность выполнения манипуляций.

В группах по 2-3 человека отрабатывают необходимые манипуляции. Работают в КДП и отделениях стационара.

185 минут

6. Итоговый контроль уровня знаний.

Выяснить, как студенты усвоили данный материал, закрепить тему.

Проводит тест-контроль, решение ситуационных задач.

Выполняют тесты, решают задачи, дополняют ответы товарищей.

10минут

7. Оформление дневников и манипуляционный тетрадей.

Документально оформить практическое занятие.

Предлагает сделать записи о проделанной работе.

Делают записи о проделанной работе.

10 минут

8. Подведение итогов занятия.

Краткая оценка проделанной работы.

Комментирует результаты работы каждого студента. Указывает на положительные и отрицательные моменты.

Участвуют в оценке работы друг друга, делают выводы.

5 минут

9. Задание на дом.

Нацелить на подготовку к занятию.

Сообщает задание, перечень необходимой литературы.

Записывают домашнее задание, приводят в порядок рабочие места.

5 минут


Хронологическая карта практического занятия.



  1. Организационный момент – 5 минут.

  2. Определение целей и задач занятия – 5 минут.

  3. Контроль знаний по предыдущей теме -20 минут

  4. Изложение нового учебного материала –25 минут.

  5. Самостоятельная работа студентов – 185 минут.

  6. Оформление дневников – 10 минут.

  7. Контроль результатов усвоения нового материала – 10 минут.

  8. Задание на дом – 5 минут.

Методическая карта практического занятия

по теме: “Уход за стомами.”

Цели занятия

  1. Учебная:

Студент должен знать:

  1. Классификация стом

  2. Показание для наложения различных видов стом

  3. Предметы и средства ухода за стомами

  4. Особенности питания при наличии стом пищеварительного тракта

  5. Возможные проблемы пациента, например: чувство физической утраты, инфицирование и повреждение стомы, в связи с неправильным уходом

  6. Принципы психологической подготовки пациента к наложению стомы

  7. Принципы обучения пациентов в домашних условиях

  8. Принципы реабилитации пациента со стомами

Студент должен уметь:

  1. Провести смену повязок при гастро-, илео -, колостоме

2.Фиксировать трахеостомическую трубку

3.Осуществлять уход за кожей стомы

4.Психологически подготовить пациента к наложению стомы.

Студент должен иметь навыки:

1.Осуществить уход за кожей вокруг стомы

2.Сменить кало- и мочеприемник

2.Воспитательная: показать значение этики и деонтологии при уходе за пациента со стомами, проявлять чуткость, внимание, сострадание, воспитывать аккуратность, ответственность при уходе за пациентами в терминальных состояниях.

3.Развивающая: развить у студентов интерес и умение работать с дополнительной литературой. Развить личностные качества медицинской сестры. Развить умение быстро, четко и медицински правильно принимать решения в сложных ситуациях.
Место проведения: КДП
Время: 6 академических часа..

Гастростома

Гастростомия (gastrostomy)


хирургическая операция, заключающаяся в создании искусственного наружного свища желудка. Обычно гастростомия выполняется для обеспечения непосредственного поступления пищи и жидкости в желудок, когда проглатывание невозможно вследствие какого-либо заболевания или непроходимости пищевода. Иногда гастростомия выполняется временно после операций на пищеводе для облегчения процесса его заживления.





Показанием к гастростомии является рак пищевода, рубцовые стриктуры пищевода, химические ожоги пищевода.

Виды обезболивания

Операция производится под общим или местным обезболиванием.



Выполнение операции

Небольшим разрезом вскрывается брюшная полость в проекции желудка. Передняя стенка желудка прошивается специальными швами и между нитями этих швов в просвет желудка вводится толстая стомическая трубка. Затем эта трубка выводится через прокол брюшной стенки наружу, а стенка желудка подшивается нитями к брюшной стенке вокруг трубки, что предупреждает затекание желудочного содержимого в брюшную полость.



Сестринский процесс:

Пациент с гастростомой.

I – этап сестринского процесса.

Сестринское обследование.

Основная задача медицинской сестры оценить состояние кожи пациента и определить, может ли возникнуть какая либо задержка в заживлении послеоперационной раны в связи с наличием системных заболеваний ( например, сахарный диабет, рак).

В послеоперационном периоде оцениваются:


  • Потребности пациента в жидкости и пище

  • Состояние гастростомической трубки и послеоперационного шва с точки зрения развития инфекции.

  • Оценивает реакцию пациента на изменения в строении его организма и понимания способов питания.

II этап сестринского процесса: постановка диагноза.

Сестринские диагнозы.

На основании результатов оценки состояния пациента могут быть установлены следующие сестринские диагнозы:


  • Несбалансированное питание;

  • Риск развития инфекции в связи с наличием раны и гастростомической трубки;

  • Нарушенное восприятие строение тела в связи с наличием гастростомы;

  • Риск недостаточного выполнения терапевтического режима в связи с недостатком знаний об уходе.

III – этап сестринского процесса.

Планирование и цели.

Основными целями для пациента могут быть:


  • Достижение оптимального уровня питания

  • Предотвращение инфекции

  • Поддержание целостности кожных покровов

  • Приспособление к изменениям в строении организма

  • Приобретение знаний и навыков самообслуживания и предотвращение осложнений.



Планирование сестринского вмешательства.

1. Удовлетворение потребностей в питании
Первое жидкое кормление проводится через два часа после операции, обычно вводят воду и 10% глюкозу. При первом кормлении вводят не более 30 – 60 мл жидкости. На второй день увеличивают до 180 – 240 мл, при этом проверяется, как переносится питание и нет ли протекания жидкости вокруг гастростомической трубки. Постепенно объем вводимой пищи увеличивают до 250 -500 мл, а число кормлений уменьшают до 4 раз. Иногда больному разрешают самостоятельно разжевать пищу, но не глотать, при таком варианте кормления сохраняется рефлекторное возбуждение желудочной секреции.

Пища должна быть высококалорийной, жидкой или полужидкой, теплой. Для получения однородной смеси ее можно смешать в миксере. В смеси вводят сырые яйца, мясные и молочные супы, протертое мясо, фрукты, овощи, сливки, сметану, масло, соки, для лучшего усвоения добавляют желудочный сок.


2. Обеспечение ухода за гастростомой и предотвращение инфекции.

Медицинская сестра проверяет положение трубки, оценивает остаточный объем в желудке и один раз в день проворачивает трубку или стабилизирующий диск, чтобы закрепить стому в желудке.

Над отверстием гастростомической трубки накладывают асептическую повязку. Повязка защищает кожу вокруг стомы от затекания желудочных кислот и смесей для кормления.

Кожа вокруг стомы требует специального ухода, поскольку на ней может возникать раздражение от ферментативного действия желудочного соков, просачивающихся вокруг трубки. Без обработки кожа мацерируется, кровоточит и становится болезненной.

План сестринского вмешательства ухода кожей вокруг гастростомы:


  1. Кожу вокруг гастростомы гладко выбрить.

  2. Промыть теплой кипяченной водой или раствором фурацилина 1: 5000, или 10% раствором танина, или 0,5 % раствором марганцево – кислого калия.

  3. Подсушить с помощью салфеток.

  4. По назначению врача нанести индифферентную мазь, пасту, присыпку: цинковая паста, паста Лассара, дерматоловая паста, мазь “Стомачетив”; присыпки: сухой танин, тальк, каолин.

  5. После впитывания остатки снять салфеткой.

3.Адаптация пациента к изменениям в схеме тела.

Пациент с гастростомой испытывает стресс связанный с выраженным нарушением строения организма. Прием пищи, как физиологический и социальный акт в привычном смысле для него не существует. Пациент также осознает, что такое терапевтическое вмешательство, как гастростомия, проводится только в случае наличия тяжелого, хронического или возможно смертельного заболевания.

Медсестре необходимо обсуждать цели и режимы кормления через гастростому. Проводить беседы помогающие пациенту принять ожидаемые перемены и избавиться от потрясения. Приспособление к изменениям в строении организма занимает определенное время и требует поддержки и понимания со стороны семьи. Необходима проверка наличия существующей системы поддержки семьи.
V- этап сестринского процесса. Оценка результатов.

Ожидаемые результаты со стороны пациента.

Ожидаемые результаты со стороны пациента могут быть следующими:

1.Достигнут достаточный уровень поступления питательных веществ



  • Переносится количество и частота кормлений через гастростому;

  • Перед каждым кормлением остаточный объем в желудке не превышает 50 мл;

  • Вес стабилен или увеличивается.

2. Нет признаков инфекции или нарушения целостности кожи.

  • Кожа вокруг выхода гастростомы интактна;

  • Нет отделяемого из послеоперацинного шва.

3.Принимаются изменения в строении организма

  • Возможно обсуждение ожидаемых перемен;

  • Просьба пообщаться с кем – то, кто перенес такую же процедуру.

4. Демонстрируются навыки управления режимом питания;

  • Обращается с оборудованием надлежащим образом;

  • Демонстрирует, как поддерживать проходимость гастростомической трубки;

  • Ведет точные записи о приеме пищи.

5.Не допускаются осложнения

    • Рана зажила;

    • Гастростомическая трубка остается в норме на протяжении всей терапии.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница