Монография Нижний Новгород 2014



страница1/33
Дата20.04.2018
Размер2.73 Mb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики

Нижний Новгород

М.В. Плотников

О.С. Чернявская

Ю.В. Кузнецова

ТЕХНОЛОГИЯ CASE-STUDY

Монография

Нижний Новгород

2014


Плотников М.В., Чернявская О.С., Кузнецова Ю.В. Технология case-study / учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2014 – 208 c.

В книге подробно и целостно описана теория и практика преподавания с помощью кейс-метода (метода конкретных ситуаций, ситуационной методики) в высшем профессиональном образовании и бизнес-образовании. Книга представляет собой практическое руководство для преподавателей вузов, преподавателей программ бизнес-образования, корпоративных и бизнес тренеров. Текст построен в форме конкретных ответов на наиболее значимые и часто задаваемые вопросы в этой сфере, изложенных простым, доступным, но профессиональным языком. В числе рассматриваемых вопросов: теория и методика преподавания, структура и типы кейсов, организация учебного процесса и пространства, подготовка к проведению занятий, написание новых кейсов, оценивание работы обучаемых, типовые трудности и способы их преодоления.

Авторы обобщают опыт преподавания в Harvard Business School, бизнес-школах Европы и России, российских вузах, на программах корпоративного обучения и предлагают наиболее полную разностороннюю и адаптированную к отечественным реалиям методику успешного обучения на основе кейс-метода. Книга дополнена полнотекстовыми примерами кейсов и методических указаний по их преподаванию в сфере предпринимательства, менеджмента, маркетинга и финансов, а также ссылками на соответствующие русскоязычные и англоязычные информационные ресурсы.

Оглавление


ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В КЕЙС-МЕТОД

1.1.Что такое учебный кейс? 4

Формы учебных кейсов 5

Признаки хорошего учебного кейса 7

Типы кейсов 9

Структура кейсов 10

1.2.Что такое кейс-метод? 12

Активные методы обучения 12

Составляющие кейс-метода 14

Способы введения кейса 15

Кейс-метод и различные формы работы 16

Структура кейс-метода 17

Административное обеспечение, оценивание и контроль 20

Организация учебного пространства 22

Формирование единого информационного пространства 23

Организация социальной среды обучения 24

2.1. Как учиться при помощи кейсов? 26

Как готовиться к занятию 27

Работа в группе 28

Как получить максимум от анализа кейса 28

2.2. Как готовиться к занятию? 30

С чего начать 30

Думать, а не просто читать 30

Работа с разными типами кейсов 31

Принципы анализа кейса 34

Процесс анализа кейса 36

«А что, если моя гипотеза неверна?» 41

2.3. Как обсуждать кейс? 42

Особенности работы с кейсом 42

Ошибки восприятия работы с кейсом 43

Цели обсуждения 44

Снижение риска – проигрышные варианты 45

Снижение риска – выигрышные варианты 47

Социальный фактор 49

Слушая, вы тоже принимаете участие 50

Не забывайте о юморе 51

Размышляйте о том, чему научились 52

2.4. Как писать эссе о кейсе? 53

Общие рекомендации 53

Эссе по кейсу-проблеме 54

Эссе по кейсу-решению 55

Эссе по кейсу-суждению 56

3.1. Как готовиться к занятиям? 58

Планирование дискуссии 58

Лучше меньше, да лучше! 59

Вопросы 60

Время 61


Использование доски 62

3.2. Как проводить занятия? 64

Создание учебной атмосферы 64

Формирование учебного контракта 66

Управление дискуссией 68

Слушание и реагирование 73

Сочетание с другими активными методами 76

3.3. Как оценивать успешность занятия и студентов? 80

3.4. Как написать хороший кейс? 82

Основное содержание кейса 82

Источники информации для кейса 84

Предварительная подготовка 85

Проведение встреч 85

Написание чернового варианта кейса 86

Приложение 1.1. Кейс «Случай с Ивановым» 89

Приложение 1.2. Кейс «R&R» 96

Приложение 1.3. Кейс «Nantucket Nectars» 115

Приложение 1.4. Кейс «IKEA завоевывает Америку» 145

Приложение 2.1. Методические указания к кейсу «Случай с Ивановым» 172

Приложение 2.2. Методические указания к кейсу «R&R» 177

Приложение 2.3. Методические указания к кейсу «Nantucket Nectars» 185

Приложение 2.4. Методические указания к кейсу «IKEA завоевывает Америку» 193

Приложение 3. Пример плана занятия 211

Приложение 4. Список литературы по кейс-методу 215

Приложение 5. Список интернет-ресурсов по кейс-методу 217

Приложение 6. Пример организации учебного пространства 221

Приложение 7. Информация об авторах 225


Часть 1.

Введение в кейс-метод
    1. Что такое учебный кейс?


Учебный кейс – это средство достижения образовательных целей. Это описание случая из профессиональной практики – ситуации, в которой специалист принимает решения, действует и сталкивается с последствиями этих действий.

Не всякий текст является учебным кейсом. Можно выделить, как минимум, четыре содержательных компонента, которые формируют учебный кейс: проблема, решение, ситуация и контекст.

В основе каждого учебного кейса лежит проблема – значимая профессиональная ситуация, требующая решения. Сложность и масштаб проблемы могут быть различными: от разработки системы оплаты труда конкретного сотрудника до разработки корпоративной стратегии. Не сформулированная в тексте явно, проблема составляет ядро кейса и наполняет его смыслом. Работа над проблемой – её распознавание, анализ, структурирование и предложение вариантов решений – актуализирует изучаемые теории и модели, развивает аналитические и дискуссионные навыки, формирует взаимосвязанные представления о предмете и объектах исследования и создает необходимую мотивацию к обучению.

Помимо проблемы учебный кейс должен описывать решение – выбор, размышления и действия участников описываемой ситуации. Необязательно это правильное решение, но оно всегда персонифицированное – это решение конкретного человека (или группы), действующего в известных условиях, движимого определенными мотивами, целями и ценностями. Представленное в кейсе решение позволяет:



  1. изучить пример успешного или неудачного профессионального выбора и поведения, а также их прямых и косвенных следствий;

  2. детально оценить действия героя, проанализировать их уместность в заданной ситуации, выявить причины их успеха или неудачи;

  3. разработать и предложить альтернативные решения, или решения, устраняющие негативные последствия (или развивающие успех) уже совершенных действий.

Решения в учебных кейсах помогают сформировать у студентов адекватное представление о современной практике работы с рассматриваемыми ситуациями, о вероятных последствиях тех или иных действий, о факторах, влияющих на успешность разработки и реализации решений.

Проблема и решение формируют предмет обсуждения. Ситуация описывает объект – группу и организацию – людей, их взаимоотношения, интересы, позиции, правила и процедуры – все то, что формирует проблему и непосредственную среду действия главного героя кейса. Подробно описанная ситуация является для студента основным источником информации и опорой для оценивания и принятия решений.

Более широкий контекст представляет описание условий возникновения и развития ситуации – факторы внешней среды, историческую справку об организации и действующих лицах, дополнительные сведения о целях и ценностях заинтересованных лиц и т.п. Контекст позволяет студентам лучше понять рассматриваемую ситуацию, скорректировать оценки и суждения, найти дополнительные аргументы и, что немаловажно, найти возможности изменения ситуации и предложить качественно иное решение.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница