Муниципальное бюджетное учреждение «Киришский центр методического и психолого – педагогического сопровождения»



Скачать 380.28 Kb.
Дата24.12.2017
Размер380.28 Kb.
ТипРеферат


Муниципальное бюджетное учреждение

«Киришский центр методического и

психолого – педагогического сопровождения»
Вид работы: продукт инновационной образовательной деятельности
«Образовательная кинезиология в практике

коррекционно – развивающей работы педагога – психолога»

(методические материалы)

Павлова Зельфира Нурлыгаяновна

Педагог - психолог

г. Кириши

2015 г.


Содержание

Введение 3

Образовательная кинезиология в практике работы педагога – психолога 7
1. Методологическая основа 7

2. Причины неравномерности развития психических функций детей дошкольного возраста 9


3. Описание кинезиологических упражнений 10

4. Условия использования кинезиологических упражнений 13

5. Структура коррекционно – развивающего занятия с использованием кинезиологических упражнений 15

6. Сравнительный анализ уровня развития межполушарного взаимодействия и

зрительно – моторной координации воспитанников подготовительной группы 16

Заключение 24

Список литературы 25

Приложения:

- Отзывы

- Фотоиллюстрации

- Пример коррекционно – развивающего занятия

- Комплексы кинезиологических упражнений

- Система транслируемости инновационного метода

Введение

Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитания всем категориям детей. Поэтому одним из важнейших направлений работы в образовательных учреждениях рассматривается организация коррекционно-развивающей работы с целью помощи детям. Проблема коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими затруднения в развитии, обучении чрезвычайно широка и многогранна. Ее рассматривали отечественные педагоги и психологи еще в начале 20-го века (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, П. О. Эфрусси и др.).

Изменения в развитии образования в Российской Федерации потребовали изменений в содержании и организации коррекционно – развивающей работы педагога – психолога.

В современной системе психолого – педагогического сопровождения существенно повысили свою значимость такие факторы как:



  • тенденция роста направленности и осознания ориентированности на личность, здоровьесбережение;

  • расширение и освоение знаний и новых развивающих технологий.

Это важно, так как известно, что детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Перед родителями и педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без психолого – педагогического сопровождения, без деятельности педагога – психолога.

В дошкольном учреждении наблюдаются дети с различными нарушениями в развитии, с ММД, с трудностями усвоения содержания основной образовательной программы детского сада, с неблагоприятным течением адаптации. С этими детьми педагогом - психологом проводится коррекционно – развивающая работа для укрепления психического здоровья, для преодоления имеющихся у детей нарушений, для профилактики отставания в развитии.

Надо подчеркнуть, что не все методы коррекционно – развивающей работы приносят интегративно стабильные, положительные результаты при развитии когнитивных процессов, развитии коммуникативных навыков, моторных умений, произвольности и контроля поведения, для уменьшения утомляемости, укрепления физического и психического здоровья.

Для оптимизации психолого – педагогического воздействия требуется включать в комплексную психокоррекционную работу технологию, способствующую развитию межполушарного взаимодействия, улучшению протекания психических процессов, гармонизации работы головного мозга.

Таким составляющим элементом работы с воспитанниками дошкольного учреждения, а также с педагогами и родителями является образовательная кинезиология: «гимнастика мозга», комплекс кинезиологических упражнений, которые органично, благоприятно и продуктивно вписываются в структуру индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий педагога – психолога.

Данный инновационый методический материал является описанием использования в практике педагога – психолога образовательной кинезиологии – приемов, направленных на улучшение функционирования и повышения продуктивности протекания психических процессов ребенка дошкольного возраста.



Актуальность данного инновационного продукта заключена в том, что в развитии детей, даже без патологических нарушений, есть психологические трудности, требующих развития и коррекции. Нельзя забывать о том, что с возрастом снижаются возможности компенсации, и эффективность коррекции уменьшается. В связи с этим стоит проблема оптимизации коррекционно – развивающей работы педагога - психолога посредством внедрения инновационных эффективных средств совершенствования развития познавательной, двигательной, эмоциональной сфер, оздоровления ребенка.

Современные психологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушарий к интеграции.

Основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога дошкольных и школьных учреждений могут составлять программы, ориентированные на развитие межфункциональной организации мозговых структур.

Для улучшения интегративной функции мозга у многих детей, для устранения причин проблемного развития ребенка служат специфические двигательные кинезиологические упражнения.

Регулярные занятия с кинезиологическими движениями позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Российской Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находиться в прямой зависимости от степени сформированности моторики. И. М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса. П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа может быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению).

Актуально, что данная работа – результат достаточно длительного теоретического и практического поиска, результат многократных проб и ошибок в коррекционной работе с детьми. Внедряя в практику работу кинезиологические комплексы, я делилась своим знанием и практикой в дошкольных учреждениях, в учреждении дополнительного образования. Каждое выступление (их было 6) является для меня ресурсом моего развития, мерилом убежденности в эффективности применения образовательной кинезиологии.

Концептуальность данного инновационного продукта исходит из следующих положений:

- недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития;



- эффективность коррекционно – развивающей работы для исправления отклонений в психическом развитии человека (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и т. д) зависит от создания оптимальных психологических условий. Одним из этих условий является кинезиологический подход;

- основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

На развитие межполушарного взаимодействия влияют регулярные кинезиологические тренировки, вследствие которых в организме наступают положительные структурные изменения: сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. А это основа интеллекта.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Используя движения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов;

- единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т.д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий;

- проблема неуспешности как у взрослых, так и у детей, может быть решена, если в процессе жизни используется работа целостного мозга. Специальные движения и упражнения "Гимнастики мозга", направленные на переобучение работы мозга, дают человеку возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не были задействованы в познании;

- наше тело и мы – это одно целое. Образовательная кинезиология - это целостный подход к человеку, объединяющий работу с телом, мозгом, эмоциями, чувствами и мыслями. Основной задачей является интеграция тела и мышления (тело делает то, что необходимо для мозга).

Инновационность данного материала заключена в использовании нового подхода к развитию интеллектуальных способностей, эмоционально – волевой сферы на основе интеграции движения и мышления через метод межполушарного взаимодействия. Здесь учитывается согласованное развитие 2-х систем: эмоциональной и интеллектуальной, соблюдая иерархию развития высших психических функций (ВПФ), что необходимо для гармоничного развития дошкольника.

В идеале между мышлением, телом и эмоциями должен быть баланс, при котором каждый элемент вносит свой оптимальный вклад в решение жизненных ситуаций. Созданию баланса способствует кинезиологическая гимнастика.

В рамках дошкольного учреждения кинезиологическая работа нацелена на определение интеллектуальной и психоэмоциональной готовности ребенка к школе, способствует качественному усвоению материала, подготовки к обучению детей чтению, письму и арифметике, улучшению адаптационных возможностей, профилактике стрессовых расстройств - в этом также проявляется инновационный компонент.

Результативность выражается в том, что использование кинезиологических упражнений оптимизирует коррекционно – развивающую работу с детьми подготовительной группы в предшкольный период. Результат деятельности педагога – психолога в выявлении причин трудностей детей и систематической работы для оптимального развития психических функций ребенка. Данные психологических обследований подтвердили гипотезу о положительном использовании образовательной кинезиологии, как науки развития умственных способностей и физического развития через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта, развития и гармонизации нервной системы ребенка, в целом.

Диагностические мероприятия помогли определить уровень развития функционального взаимодействия полушарий, ведущую модальность, уровень психологической готовности к школьному обучению. Анализ обследования детей показал динамику развития когнитивных функций, эмоциональной сферы. Анализ представлен в работе.

Практика показала, в результате работы создались равные стартовые возможности для развития индивидуальности каждого ребенка в будущем.

О реализации инновационного подхода свидетельствуют отзывы коллег и работников различных образовательных учреждений.



Транслируемость продукта проявляется в использовании метода работниками образовательных учреждений, сферы культуры, спорта, здравоохранения. На сайте zelfirapavlova.edusite.ru имеется страница «Здоровье, интеллект, эмоции», на которой опубликованы: «Программа упражнений гимнастики ума», «Комплекс кинезиологических упражнений». В приложении представлены система траслируемости инновационного метода и занятие из программы «Дети в школу собирайтесь» с использованием кинезиологического комплекса. Данная программа является авторской.

Презентационность продукта истекает из подачи структурированного, последовательного изложения содержания, включающее в себя методологическую основу использования образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе, описание кинезиологических движений, достаточно выполнимых условий использования кинезиологических упражнений, результативность использования данного метода на основе анализа психологического обследования.


Образовательная кинезиология в практике работы

педагога – психолога
Методологическая основа

В настоящее время известна та тенденция, что возросло число детей, которым требуется та или иная психологическая поддержка (нарушения в поведении, в эмоционально-личностном развитии, в когнитивном развитии). Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ.

Проблема выбора методов коррекции отклоняющегося развития сложна и многогранна. Традиционно методы развития и коррекции детей разделяются на два направления. Первое – когнинивные методы, направленные на формирование психических функций. Второе – двигательные методы, использующиеся как инструмент преодоления психологических проблем самочувствия и взаимоотношений с другими людьми. А.В. Семенович аргументировала, что когнитивные и двигательные методы должны применяться с учетом их взаимодополняющего влияния («Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»). Именно двигательные методы по мнению А.В. Семенович, активизируют, восстанавливают, простраивают взаимодействие между различными уровнями психической деятельности. Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей детей.

В рамках работы по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста возникла потребность в обновлении содержания и реализации коррекционно – развивающих методов в целях подготовки детей к школьному обучению.

Эффективным психолого-педагогическим условием решения задач развития и коррекции для меня стал кинезиологический подход.

Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений раскрыты в трудах А. Л. Сиротюк («Коррекция развития интеллекта дошкольников»). Но еще древняя философская система (Конфунций), учение Гиппократа показали роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума, для поддержки работы мозга в активном состоянии.

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.

Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Этот вопрос лег в основу науки о кинезиологии.

Сам термин «кинезиология» отражает суть метода – греческое «кінесіс» означает движение, а «логос» – наука. Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируются, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Надо отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы.

По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение. Образовательная кинезиология и призвана оживить, оптимизировать процесс обучения. Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Исследования ученых-физиологов подтвердили связь между интеллектуальным развитием и пальчиковой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.




Причины неравномерности развития психических функций детей дошкольного возраста.

Многие серьезные проблемы в обучении и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям. У большинства людей ведущим является левое полушарие. Левое полушарие « отвечает» за движение правой половины тела: правой руки, ноги, правого глаза; и наоборот, правое полушарие приводит в действие левую половину. Нервные волокна к частям тела и органам чувств идут, скрещиваясь, от противоположного полушария.

Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое « своей» половиной тела, но и выполняют разные функции. Условно левое полушарие можно обозначить как аналитическое («стараюсь», «хочу»), а правое – как рефлекторное («могу»).

Между двумя полушариями существует анатомическая связь - большая спайка головного мозга, по-другому называется «мозолистое тело» Однако для слаженной совместной работы обоих полушарий ее недостаточно, требуется их функциональная связь.

Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним « сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученных опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Важно, что именно способность выразить нечто вовне дает нам сигнал, что мы поняли это «нечто» и готовы к дальнейшему шагу в познании. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.

Отсутствие этой слаженности - основная причина трудностей в учебе, в том числе и развитии интеллекта. Вот поэтому интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия – вот путь устранения трудностей в познании ребенком , а так же в различных видах деятельности. Каждый ребенок рожден на свет наделенным мощным инстинктом познания. Поэтому так важно помочь детям, имеющим некоторые проблемы в развитии, своевременной помощью.

При наблюдении за малышами видно, что те, кто мало ползал в раннем детстве, потом имеют нарушения в работе полушарий, и это в дальнейшем сказывается на процессе обучения и восприятия информации. Ведь ребенок, демонстрируя преобладание левого полушария, теряет энергию, необходимую для познания.

Деятельность полушарий является совместной. При этом правое полушарие получает возможность воздействовать на одноименную половину тела, передавая сигналы через левое полушарие. Мозолистое тело становится связью, мостом между полушария.

Активность одного из полушарий « выключает», блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует. Нарушается и взаимодействие мозга - тело. Вот тогда и происходят препятствия в нормальном развитии всех аспектов личности. Во время наблюдений за детьми видно, что часть детей может проявлять слабую мускульную реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и это сказывается в познавательной деятельности. Причина этих проявлений в слабом или отсутствующем взаимодействии между полушариями.

Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Этим и привлекла она меня. Так интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе тренировок от кинезиологических упражнений наблюдается динамика в развитии мыслительных операций, и это сказывается на развитии интеллекта и эмоциональной сферы, мотивационной сферы.

Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к различным нарушениям. Это, безусловно, влияет в дальнейшем на восприятие и усвоение любого обучающего материала и на здоровье.
Описание кинезиологических упражнений

Основная цель образовательной кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

Развитие межполушарной специализации;



Синхронизация работы полушарий;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;

Развитие речи;

Формирование произвольности;

Снятие эмоциональной напряженности;

Создание положительного эмоционального настроя;

Профилактика дислексии и дисграфии;

Кинезиологические упражнения делятся на четыре группы.

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения».

Примером упражнения из этой группы может служить упражнение «Перекрестные шаги»: «Встаньте прямо, макушка к небу. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтём руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтём левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идёте. Голова остаётся на месте» (также можно касаться ноги противоположной ладошкой в зависимости от физических возможностей человека).



Вторая группа - это упражнения, энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Примером упражнения из этой группы может быть «Энергетическая зевота»: «Изображая зевание, плотно закройте глаза и массируйте или мягко надавливайте вот этого места (показ зоны, где соединяются челюсти в районе нижних и верхних коренных зубов)». Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания. Упражнение выполняется в течение 1 минуты.





Третья группа - растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле. Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.
Примером упражнения из этой группы может быть упражнение «Активация рук»: «Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки. Правую руку положите на левую ниже локтя. Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырёх сторон относительно головы: вперёд, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться. Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела. Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы. Повторите упражнение со второй рукой».

Четвертая группа - упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому. Полезный результат - повышает способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимает стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.

Например, упражнение «Позитивные точки»: «Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос (показ места). Мягко надавливайте и думайте о хорошем, это упражнение можно сделать самому, а можно попросить друга».

Все четыре направления включают следующие методы и приемы:

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Массаж – воздействует на биологически активные точки.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.


Подробные описания кинезиологических упражнений даны в приложении.
Условия применения кинезиологических упражнений

Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагогу необходимо сначала самому освоить все упражнения, уже после этого обучать каждого ребенка. Важно питье теплой воды перед выполнением движений.

Уже со старшего дошкольного возраста главной задачей я ставлю интеллектуальное эмоциональное развитие через метод кинезиологии.

В своей практике мною используется кинезиологические упражнения из программы А.Л. Сиротюк «Нейропсихологическое развитие и коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» и комплексы упражнений из программы «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона. Эти упражнения пробуждают систему "интеллект-тело" и приводят её в готовность к обучению.

Упражнения органично включены в структуру группового и индивидуального коррекционно – развивающих занятий для детей старшей и подготовительных групп. Кинезиологические упражнения используются в качестве динамической паузы на занятиях.

Также выполнение 3-4 движений используются мною вначале обследования психологической готовности к школьному обучению и ходе диагностической работы с целью улучшения умственной работоспособности и снижения утомления, как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Детям интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам, олимпийские чемпионы перед соревнованиями. Такие стимулы важны детям, кроме того, они выполняя упражнения всегда знают, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать.

Я стремилась на занятиях добиваться того, чтобы дети не просто выполняли кинезиологические упражнения, а осознанно подходили к каждому движению, я рассказала о каждом упражнении. Детям был показан фильм об использовании гимнастики мозга (демонстрация дошкольницей кинезиологических упражнений).

Здесь надо отметить, что комплексы кинезиологических упражнений также можно проводить в качестве полноценного занятия (методика проведения описана А.Л. Сиротюк). Дополнительно кинезиологическая гимнастика может использоваться педагогами ежедневно в качестве утренней гимнастики (после обучения педагогов). Несколько минут (от 5 до10) дают высокую умственную энергию.

Все занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Результативность занятий зависит от систематической работы.

Методика проведения динамической паузы на занятии подразумевает усложнение упражнений, увеличение объема заданий, наращивание темпа выполнения заданий.

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

подключение движений глаз и языка к движениям рук, ног;

подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Использование кинезиологического комплекса на специальных занятиях, а также в качестве физкультурной паузы, даёт как немедленный, так и накопительный эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния.

У детей наблюдается определенный прогресс: повышается способность к управлению своими эмоциями. Наблюдается улучшение внимания, мыслительной деятельности, повышение стрессоустойчивости и самооценки, понижение тревожности, повышается способность концентрироваться на выполняемом задании.

Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:

- систематичность выполнения

- постепенное увеличение темпа и сложности

- точность выполнения движений и приемов

- выполнение заданий желательно чередовать с кинезиологическими упражнениями;

- при вовлечении детей в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее. Это объясняется тем, что творческие виды работы связаны с работой правого полушария и должны выполняться при полном погружении в работу.

- занятия, связанные с деятельность левого полушария (логика, знаки, чертежи) могут быть прерваны динамической кинезиологической паузой.

Следует отметить, что кинезиологические методы можно выполнять с детьми с 4 лет. Данные методы не требуют материальных затрат, удобны в применении.

Местом использования кинезиологических упражнений могут быть любые учебные классы - от дошкольного заведения до курсов повышения квалификации. Они помогают молодым людям подготовиться к обучению, а пожилым - сохранить активное мышление и память.


Структура коррекционно – развивающего занятия с использованием кинезиологических упражнений

Каждое занятие состоит из 3-х частей:



Первая часть – приветствие, включает в себя упражнение на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.

Вторая часть – основная, которая выполняет всю смысловую нагрузку. Предложенные в этой части игры и упражнения перекликаются друг с другом – есть и интеллектуальные и кинезиологические упражнения. Разнообразие приемов дает возможность быть детям в тонусе, поддерживать интерес на протяжении всего занятия Конечно дети меняют положения – то сидя, то стоя, то в кругу, то за столами. Занятие в этой части построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 4 блоков заданий

  1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.

  2. Дыхательно-координационные упражнения (кинезиология) Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

  3. Симметричные рисунки (кинезиология) направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

  4. Упражнение для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия (кинезиология).

На занятии получается каждый раз выполнить по 4-6 кинезиологических упражнений в зависимости от поставленной задачи.

Третья часть - заключительная – прощание. Основная цель - создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Пример занятия дан в приложении 6.
Сравнительный анализ уровня развития межполушарного взаимодействия и зрительно – моторной координации воспитанников подготовительной группы

Анализ проведен количественно и качественно по данным психологических исследований за период с 2013 – 2014г.г., 2014 – 2015г.г. В обследовании участвовали дети двух подготовительных групп (согласие родителей получено).

При изучении проблемы эффективности коррекционно – развивающей работы и влияния использования кинезиологических упражнений на результативность занятий с детьми в рамках деятельности по готовности воспитанников подготовительной группы к обучению в школе возникла необходимость в исследовании уровня развития межполушарного взаимодействия мозга к успешному усвоению школьной программы. Так как в развитии психических познавательных процессов немаловажную роль играет физиологическое развитие мозга, а именно гармоничная работа полушарий головного мозга (межполушарное взаимодействие).

Методологически исследование опирается опирается на теорию А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга, на учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации, на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов). Методически – на адаптированный вариант базовых нейропсихологических психотехник.



СХЕМА адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников старшего дошкольного возраста

Проба на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь» (автор Н.И. Озерецкий)

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:

ладонь на плоскости,

сжатая в кулак ладонь,

ладонь ребром на плоскости стола,

снова распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.

Задание доступно детям 6 лет и старше.

Данный тест чувствителен к двум видам ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них.

Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое



Проба на динамический праксис - степень сохранности премоторной зоны

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.



Проба на пальцевый гнозис и праксис

все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед.

1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак.

указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак.

2-й, 3-й пальцы расположены в виде буквы Х

2-й, 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак

2-й, 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.

2-й, 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы V, 1-й, 4-й, 5-й собраны в кулак («зайчик»).

1-й, 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
Проба на исследование орального праксиса

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:

улыбнуться; надуть щеки; сделать губы трубочкой (как при звуке «у»);



сделать губы как при звуке «о»; «покатать орешки за щеками» (кончиком языка);




высунуть язык лопаткой (широким); высунуть язык и сделать кончик узким


поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу;


опустить кончик языка и положить его на нижнюю губу;


поместить кончик языка в правый угол рта; то же – в левый угол рта;


Проба на пространственный праксис - развитие навыка ориентировки в схеме тела

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Проба на слухо – моторные координации - Исследование сукцессивных функций (ритмы)

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и, после того как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются:

Простые ритмы - II II II III III III II I I II

Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки - задание прекращают.

Более сложные ритмы - II III II III II III II III II III II II I I II II I I I I II I III

Сложные ритмы – III II I II II I III I II III I


Количественный анализ выполнения заданий детьми

(выполнено: +; не выполнено: -)


Год (количество детей)

критерии


Проба на динамичес-кий праксис «Кулак-ребро-ладонь»

Проба на пальцевый гнозис и праксис

Проба на динамический праксис

Проба на исследование орального праксиса


Проба на пространственный праксис

Проба на слухо – моторные координации (ритмы)





Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

2013 – 2014 учебный год (19)

6+

13-


16+

3-


8+

11-


17+

2-


2+

17-


12+

7-


11+

8-


14+

5-


8+

11-


12+

7-


5+

14-


11+

8-


2014 – 2015 учебный год (18)

4+

14-


14+

4-


7+

11-


18+

3+

15-


10+

8-


9+

9-


13+

5-


5+

13-


12+

6-


2+

16-


9+

9-


Общее количество за два года (37)

10+

27-


30+

7-


15+

22-


35+

2-


5+

32-


22+

15-


20+

17-


27+

10-


13+

24-


24+

13-


7+

30-


20+

17-

Количество ошибок по заданию: проба на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»


Количество ошибок по заданию: проба на пальцевый гнозис и праксис



Количество ошибок по заданию: проба на динамический праксис




Количество ошибок по заданию: проба на исследование орального праксиса



Количество ошибок по заданию: проба на пространственный праксис





Количество ошибок по заданию: проба на слухо – моторные координации (ритмы)


Полученные данные свидетельствуют о том, что не у всех детей достаточно сформированы межполушарные связи, которые будут обеспечивать успешное усвоение материала школьной программы.

Анализируя результаты диагностики, мною сделано предположение, что отсутствие слаженности в работе левого и правого полушарий может быть причиной трудностей в развитии познавательных процессов у ребенка.

Ошибки детей были следующие: не могут найти нужный набор движений, перебирают пальцы, помогают другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев, выставляет и другие. Неправильно располагают руку в пространстве, воспроизводят позу зеркально (вместо 2 и 3 пальцев показывает 4 и 5). С трудом переключаются на новую позу, повторяют одно из предыдущих движений. Не могут одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производят изолированно, уподобляют движения обеих рук. Воспроизводят движение только правой рукой, игнорируют левую руку. Не могут определить количество ударов, сказать, одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма. Не могут воспроизвести ритмы по заданному образцу, не улавливают структуру ритма. Дают лишние удары, затрудняются при переходе от одного ритма к другому, персеверируют прежний ритм. Забывают заданный ритм, теряет структуру ритма.

Наибольшие трудности вызывают задания на перебор пальцев, ритмирование, пространственную ориентацию на своем теле.

Данный анализ станет ориентиром для включения в коррекционно – развивающей работы соответствующих упражнений, игр в работе педагога – психолога, инструктора по физкультуре, воспитателей группы, музыкального руководителя, учителя – логопеда, а также родителей.

В то же время сравнительный анализ диагностических данных показал, что в целом за год коррекционно – развивающей работы в группах наблюдается положительная динамика в развитии у детей межполушарного взаимодействия, что служит основой развития интеллекта ребенка и содействует повышению уровня подготовленности к школьному обучению.

Это говорит о том, что психолого-педагогическое воздействие в рамках модели коррекционно-развивающей работы имеет положительные результаты при подготовке детей к школе.


Сравнительные данные обследования зрительно – моторной координации на основе пособия Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика трудностей обучения»

Психологическое обследование проводилось в подготовительной группе в сентябре 2013г., 2014г. и в апреле 2014г., 2015г. В первой группе – 19 воспитанников, во второй группе - 18 воспитанников. Для сравнения критериев в данной моей работе был взят один критерий: зрительно - моторная координация.

Психологическое обследование зрительно – моторной координации у воспитанников подготовительной группы в сентябре 2013г. (зрительно – графический гештальт - тест Бендер /Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе»/) показало следующие результаты направлению.

По итогам обследования у 63% детей уровень развития зрительно – моторной координации соответствует возрастной норме и у 37% воспитанников уровень развития данного показателя соответствует слабому уровню.

Психологическое обследование зрительно – моторной координации у воспитанников подготовительной группы в апреле 2014г. (зрительно – графический гештальт - тест Бендер /Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе»/) показало результативность работы по этому направлению.

По итогам обследования у 73% детей уровень развития зрительно – моторной координации соответствует возрастной норме и у 27% воспитанников уровень развития данного показателя соответствует слабому уровню.




Уровни развития

Начало года

(19 воспитанников)

Конец года

(19 воспитанников)

Возрастная норма

37% (7)

73% (14)

Слабый уровень

63% (12)

27% (5)


Психологическое обследование зрительно – моторной координации у воспитанников подготовительной группы в сентябре 2014г. (зрительно – графический гештальт - тест Бендер /Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе»/) показало следующие результаты:

По итогам обследования у 38% детей уровень развития зрительно – моторной координации соответствует возрастной норме и у 62% воспитанников уровень развития данного показателя соответствует слабому уровню.

Психологическое обследование зрительно – моторной координации у воспитанников подготовительной группы в апреле 2015г. (зрительно – графический гештальт - тест Бендер /Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе»/) показало результативность работы по этому направлению.

По итогам обследования у 78% детей уровень развития зрительно – моторной координации соответствует возрастной норме и у 22% воспитанников уровень развития данного показателя соответствует слабому уровню.


Уровни развития

Начало года

(18 воспитанников)

Конец года

(18 воспитанников)

Возрастная норма

38% (7)

62% (11)

Слабый уровень

78% (14)

22% (4)


Анализируя данные всего обследования, можно сделать вывод о том, что воспитанники продемонстрировали хороший уровень умственного развития, достигнуты стабильные средние и хорошие показатели в конце года, благодаря применению кинезиологических упражнений, помимо традиционных методов развития.



Заключение

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что предложенные системы кинезиологических упражнений эффективны в практике деятельности педагога – психолога. Применение системы иновационных форм работы способствует привлечению интереса детей, развитию пальчиковой моторики, памяти, внимания, мышления; совершенствует координацию движений, расширяет словарный запас, а так же благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации детей в целом.

Таким образом, вариативность использования разнообразных традиционных и нетрадиционных форм работы в развитии детей говорит о явных преимуществах: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетические затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в развитии детей.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. При работе с детьми необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: воспитателей, психолога, логопеда, инструктора по ФИЗО.

Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса людьми, отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности (способность к обобщениям и умозаключениям). Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Данный инновационный опыт может использоваться специалистами с целью повышения уровня теоретической и практической психолого-педагогической грамотности. Предлагаемый вариант опыта может служить хорошим дидактическим и методическим «подспорьем» для педагогов, решающих задачи коррекции развития в режиме дня в дошкольном учреждении. Данный опыт может применяться в практике обучающей, развивающей, воспитательной работы педагогами школьного, дошкольного образования (коррекционные и массовые классы, группы), дополнительного образования.

На практике распространения материалов по образовательной кинезиологии я убедилась, что педагогические работники образовательных учреждений вносят в практику свое деятельности методы образовательной кинезиологии. Я получила положительные отзывы не только на свои выступления, а также отзывы по практическому применению гимнастики мозга. На персональном сайте (zelfirapavlova.edusite.ru) для родителей и педагогов опубликованы материалы по кинезиологии.



Список использованной литературы

1. В. Ф. Базарный Здоровье и развитие ребенка. - М., Аркти, 2005г.

2. П. Деннисон Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М., Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.

3. В.С. Колганова Нейропсихологичсекие занятия с детьми. М., Айрис – пресс, 2014

4. А.В. Семенович Нейропсихологическая корреция в детском возрасте. – М., генезис, 2011г.

5. А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и корректировка в детском возрасте. Практикум. – М., Академия, 2002г.

6. Э.Г. Симерницкая Мозг человека и психологические процессы в онтогенезе. – М.; МГУ, 1985г.

7. А.Л. Сиротюк Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М., Аркти, 2003г.

8. А.Л. Сиротюк Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М., ТЦ Сфера, 2008г.

9. А.Л. Сиротюк Коррекция обучения и развития школьников. – М., ТЦ Сфера, 2002г.

10. Е.Д. Хомская Нейропсихология. – М., МГУ, 1987г.

11. Л.С. Цветкова Методика нейропсихологической диагностики малышей. – М.; Педагогическое общество РФ, 2002г.





Каталог: files -> pages
pages -> Правила производства полетов в гражданской авиации Республики Казахстан
pages -> Методические рекомендации по выполнению проекта методические рекомендации по оформлению проекта 10
pages -> Все гениальное просто
pages -> Правила реализации и финансирования работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию, диагностике, паспортизации и инструментальному обследованию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения Глава Общие
pages -> Стандарт организации оказания анестезиологической и реаниматологической помощи в Республике Казахстан Глава Общие положения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница