Муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан



страница1/6
Дата22.06.2019
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей (внешкольное учреждение) детский эколого-биологический центр

г. Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ (ДОД) ВУ

ДЭБЦ г. Ишимбая

_________Г.Р. Мичурина

«_____»____________ 20___г.


ПЛАН



педагогической деятельности муниципального

бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

(внешкольное учреждение)

детский эколого-биологический центр

г. Ишимбая Республики Башкортостан

на 2015 - 2016 учебный год


Принято на педагогическом совете МБОУ ДОД (ВУ) ДЭБЦ протокол №__ от __ ______2015 г.

Ишимбай, 2015 г.



1. Общая характеристика

МБОУ ДОД (ВУ) детский эколого-биологический центр


1.1. Информация об учреждении.

Название по Уставу

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей (внешкольное учреждение) детский эколого-биологический центр города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

Тип и вид

Тип – учреждение дополнительного образования детей Вид – детский эколого-биологический центр

Организационно-правовая форма

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Учредитель

Администрация МР Ишимбайский район Республики Башкортостан

Юридический адрес

453203, Россия, Башкортостан, город Ишимбай, улица Промысловая, дом 13 а

Реквизиты

ИНН/ КПП

0226005441 026101001

Расчетный счет 40701810900001000018

Лицевой счет 20101141000



Телефон

8(34763) 2-21-21

e-mail

ish_debc@mail.ru

Лицензия

№ 0592 от 23 марта 2012 г., срок действия бессрочно


Анализ деятельности ДЭБЦ за 2014 – 2015 учебный год


В 2014-2015 учебном году целью работы коллектива ДЭБЦ было создание личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа была направлена на достижение уставных целей, на выполнение задач, соответствующих реализуемому этапу развития образовательной и воспитательной системы, и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, основной задачей которого является формирование гармонично развитой личности и воспитание гражданина. Для достижения данной цели решались следующие задачи:

- организацию и проведение мероприятий осуществлять, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей детей.

- скорректировать систему образовательной и воспитательной работы, исходя из принципов сохранения и укрепления здоровья детей.

- обеспечивать реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий.

- стимулировать творческие способности детей во всех аспектах образовательной и воспитательной работы.

1. Методическая работа ДЭБЦ.

Методическая деятельность Центра – это целостная система мер, способствующая повышению качества и результативности образовательного процесса, обеспечению роста методической культуры, творческого потенциала и профессионального мастерства педагога дополнительного образования. Основной целью методической работы являлось создание условий для повышения уровня профессионального мастерства педагога дополнительного образования и педагогического коллектива.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

- Обеспечение педагогов необходимой информацией по основным направлениям развития дополнительного образования.

- Обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства педагогов.

- Оказание методической помощи педагогам в разработке, апробации и реализации образовательных программ, способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса.

- Формирование теоретической и практической готовности педагогов к инновационной деятельности через внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий (проектной, исследовательской).

- Осуществление методической и консультативной поддержки педагогов, заинтересованных в освоении и внедрении проектной, исследовательской технологий, технологии интерактивного обучения.

- Оказание помощи педагогам в подготовке к аттестации.

- Выявление, обобщение и распространение опыта педагогической работы.

В 2014-2015 учебном году коллектив ДЭБЦ работал по единой теме: «Разработка и реализация образовательных программ, учебно-исследовательских проектов и их взаимосвязь с профильной подготовкой». Эта тема сегодня актуальна, научно обоснована, имеет практическую значимость для учреждения и ориентирована на повышение творческого потенциала педагога и ребёнка.

Реализуя задачу обеспечения педагогов необходимой информацией по основным направлениям развития дополнительного образования, методическая служба стала консультативным центром по вопросам дополнительного образования. Планирование консультативной помощи осуществляется, исходя из запросов и уровня подготовленности кадрового состава педагогов. Также оказывалась методическая помощь по экологическому воспитанию в ДОУ и школах района и города.

Всего за прошедший год было дана 41 консультация (из них 29 – внутренние ПДО и 12 – внешние учителям и воспитателям д/с).

В 2014-2015 учебном году большое внимание уделялось проблемам:

– инновационной деятельности учреждения;

– проектной и исследовательской деятельности;

– программно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса.

Кроме того, проводилась работа:

– по пополнению фонда учебно-методической литературы, аудио и видеозаписей; банка методических и дидактических разработок, методических материалов на бумажных и электронных носителях;

– по накоплению материала по обобщению опыта работы педагогов ДЭБЦ;

– по оформлению методического уголка, где представлены методические рекомендации, информация для педагогов;

- консультации по благоустройству, озеленению ОУ (СОШ№15,11, лицей№12);

- консультации для ПДО по составлению общеобразовательных программ

- консультации для ПДО по ведению документации.

Сбор методической информации и применение по темам:

-«Школа экологических знаний»;

-«Природоохранные мероприятия»;

-«Благоустройство территорий школ и ДОУ»;

- Паспортизация природных объектов Ишимбайского района.

Инновационная деятельность методической службы Центра осуществляется посредством ознакомления педагогов с достижениями педагогической науки и практики, оказания помощи педагогам в овладении педагогическими и компьютерными технологиями, разработке образовательных программ.

В 2014-2015 учебном году в детском эколого-биологическом центре были проведены методические советы:

- «Согласование плана работы методической работы, общеобразовательных программ педагогов дополнительного образования, тем по самообразованию».

- «Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей».

-Круглый стол «Итоги открытых занятий».

-«Новинки программно-методического обеспечения образовательного процесса»

В течение учебного года были проведены заседания методических объединений. Тема методических объединений «Организация учебных занятий в объединениях».

- практикум «Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность», Бикташева Г.Х., Кулбаева Г.Х., «Организация проектно-исследовательской деятельности в рамках дополнительной общеобразовательной программы ПДО» Нигаматуллина Р.Р.,

- Практикум «Патриотическое воспитание детей в условиях учреждений дополнительного образования», Лабзина А.А., Большаева Т.А., Кулбаева Г.Х.,

-Практикум «Использование ИКТ на занятиях объединений», Исхакова Г.А., Басырова Ф.М.

-Практикум «Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной программе посредством современных педагогических технологий».

Решение задач программного обеспечения осуществляется в соответствии с современными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ по дополнительному образованию детей. Так как программа является нормативно-правовым документом, то все программы, разработанные педагогами, рассматривались на методическом совете и утверждались педагогическим советом Центра. Программы отвечают конкретным образовательным потребностям социума – заказчика образовательных услуг.

Были проведены педагогические советы.



- «Эффективное развитие дополни тельного образования в МБОУ ДОД (ВУ) ДЭБЦ и повышение результативности деятельности учреждения»

- «Развитие профессионально-педагогической компетентности – залог успеха современного педагога».

-«От разнообразия форм к качеству образования».

Публикации

1.Старт в науку: Сборник материалов 7 Республиканской научно-практической конференции студентов и школьников, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, 2015 г./ Отв.ред.Л.Н.Маркелова. – Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015.-187с.

-Голубков Никита, Исхакова Гульсирень «Комплексные исследования шихана Торатау Ишимбайского района», руководитель Басырова Ф.М..

- Иванов Родион «Лопух, такой же ли он лопух?», руководитель Кулбаева Г.Х.

-Фейлер Антон «Экологическое состояние пришкольного участка», руководитель Кулбаева Г.Х.

-Вахитова Елизавета «Мой прадедушка – Герой!», руководитель Кулбаева Г.Х.

-Ишимбаева Лейсан «Определение витамина С в фруктово-ягодных культурах и соках», руководитель Нигаматуллина Р.Р.

-Шарафутдинова Алина «Зависимость динамики нарастания зеленой массы лука репчатого от диаметра луковицы», руководитель Нигаматуллина Р.Р.

- Санкина Екатерина «Ландшафтный проект учебно-опытного участка детского эколого-биологического центра», руководители Нигаматуллина Р.Р., Кулбаева Г.Х.

2. «Совенок-2015. Исследование как метод познания..» Сборник материалов республиканской научно-практической конференции учащихся общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан. -В III ч.-Ч.III / Под общей редакцией А.Ф.Пономарева.- Бирск: Бирский филиал Баш.гос.ун-та. 2015.-336с.

-Голубков Никита, Исхакова Гульсирень «Комплексные исследования шихана Торатау Ишимбайского района», руководитель Басырова Ф.М..

- Иванов Родион «Лопух, такой же ли он лопух?», руководитель Кулбаева Г.Х.

-Фейлер Антон «Экологическое состояние пришкольного участка», руководитель Кулбаева Г.Х.

-Вахитова Елизавета «Мой прадедушка – Герой!», руководитель Кулбаева Г.Х.

-Ишимбаева Лейсан «Определение витамина С в фруктово-ягодных культурах и соках», руководитель Нигаматуллина Р.Р.

-Мухаметова Раушания «Изменение активности фермента каталазы у пчелы медоносной под влиянием лекарственных растений», руководитель Бикташева Г.Х.

3. «Восход». Газета муниципального района Ишимбайский район:

- 09.09. 2014 г., «Открыли для себя Югру», Аюпова Камилла, Янтурина Аделина, учащиеся объединения «Юный исследователь», руководитель Мичурина Г.Р.

-07.11.2014г. «Удивили Сочи нарядами Юрматы», Ишимбаева Лейсан, руководитель Мичурина Г.Р.

-09.12.2014 г. «Мы в ответе за тех, кого приручили», ПДО Таратунина А.Г.

-16.01.2015 г. «Пригласили в «столовую» друзей», ПДО Лабзина А.А.

-20.02.2015г. «Зимние забавы», фотоконкурс, объединение «Радуга талантов», ПДО Большаева Т.А.



2. Работа с педагогическими кадрами.

Чётко спланированная система методической работы способствовала профессиональному росту педагогов. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов положительно влияет на качество образовательного процесса в объединениях Центра. С этой целью педагоги проходят курсы повышения квалификации.

Курсы по повышению квалификации в 2014 -2015 учебном году прошли

- «Организация исследовательской деятельности в системе дополнительного естественнонаучного образования детей», ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ, г. Москва, Мичурина Г.Р., Басырова Ф.М.

на базе ИРО РБ (дистанционные) по теме «Педагогические и психологические аспекты деятельности педагогов и методистов УДОД в условиях реализации ФГОС»: Антипина А.И, Бикташева, Г.Х. Кулбаева, Г.Х. Исхакова Г.А.

В 2014-2015 учебном году аттестацию на высшую квалификационную категорию прошли педагоги ДО Мичурина Г.Р., Кулбаева Г.Х., на соответствие аттестовалась педагог ДО Исхакова Г.А.

Обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства педагогов осуществлялось методической службой через участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях на различных уровнях, открытых занятиях, взаимопосещении занятий:

-Всероссийская научно-практическая конференция «Современные аспекты дополнительного естественнонаучного образования детей: традиции и инновации» - г.Москва, 24-27 ноября 2014г., ФГБОУ ДОД «ФДЭБЦ», Басырова Ф.М.,

- Республиканское совещание работников дополнительного образования детей «Новые правила аттестации педагогических работников», РЦДЮТТ, 31 октября, 2014 года, Басырова Ф.М.

- Республиканский семинар «Профессиональные конкурсы как фактор роста педагогического мастерства и обобщения творческого опыта педагогов республики», ИРО РБ, 26 сентября, 2014 год, Кулбаева Г.Х.

- Республиканский семинар для педагогов дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству», ГБОУ ДОД РЦД(Ю) ТТ, 12,13 ноября, 2014 г., Большаева Т.А., 16 часов

- Республиканская учебно-методическая школа для педагогов дополнительного образования «Подготовка участника Республиканского слета-конкурса юных экологов и лесоводов», 11-13 ноября, 2014 г, 26 часов, Нигаматуллина Р.Р., Бикташева Г.Х.

- Международная научно-практическая конференция Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы», ИРО РБ, 27 марта, 2015, Басырова Ф.М.

Были проведены открытые занятия, мероприятия:

- Большаева Т.А., открытое мероприятие «Праздник «Веселый арбузник»», октябрь,

- Большаева Т.А., открытое занятие «Следы на снегу», декабрь,

- Кулбаева Г.Х., Бикташева Г.Х., открытое мероприятие для детей с ограниченными возможностями ДЭБЦ и СОШ №18 «Путешествие по заповедникам РБ», декабрь,

- Исхакова Г.А., открытое занятие «Деревья нашего края», апрель,

- Бикташева Г.Х., открытое занятие «Млекопитающие», май.

ПДО Кулбаева Г.Х. участвовала в муниципальном конкурсе «Фестиваль методических идей». Тема методической идеи «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития личностной активности обучающихся», 03.04.2015 г.



3. Руководство и контроль.

Важнейшими элементами контроля учебно-воспитательного процесса в МБОУ ДОД ВУ детский эколого-биологический центр стали:

- комплектование учебных групп, посещение учащимися занятий;

- уровень выполнения программ дополнительного образования;

- качество ведения педагогами документации: журналов учета работы в системе дополнительного образования;

- проведение диагностики результативности выполнения программ;

-выполнение решений педагогических советов и производственных совещаний.

Основные формы контроля за процессом обучения, используемые в МБОУ ДОД ВУ детский эколого-биологический центр:

-предварительный контроль - состояние учебных кабинетов на начало учебного года, паспортизация учебных мест, организационные собрания в творческих объединениях, сверка личных дел педагогов;

- тематический контроль – методическая работа педагогов дополнительного образования, молодые и вновь принятые педагоги, отслеживание текущих результатов в деятельности объединений;

- сравнительный контроль – сохранность контингента детей, контроль выполнения образовательных программ, профессиональный рост педагогических кадров;

- текущий контроль – работа по расписанию, посещаемость учащимися занятий в объединениях, работа с родителями;

- обзорный контроль - анализ организационного периода в МБОУ ДОД ВУ детский эколого-биологический центр, организация каникул, состояние охраны труда и техники безопасности при организации образовательного процесса;

-заключительный контроль - анализ выполнения дополнительных общеобразовательных программ, оценка результативности деятельности педагогических кадров, анализ деятельности объединений МБОУ ДОД ВУ детский эколого-биологический центр.

В ходе контроля были посещены занятия всех объединений центра, установлено, что педагоги ДЭБЦ проводили занятия согласно утвержденным календарно-тематическим планам, наполняемость в группах соответствовала требованиям. Педагоги дополнительного образования Большаева Т.А., Лабзина А.А., Кулбаева Г.Х, Нигаматуллина Р.Р. проводили занятия в объединениях на высоком учебно-методическом уровне, используя в своей работе методы индивидуального подхода к каждому ребенку в объединении. Хорошие результаты дают работы педагогов–совместителей ДЭБЦ Миннехановой Г.Ф. (гимназия № 1), Багаутдиновой З.А. (СОШ с.Верхнеиткулово), Абдрахимовой А.А. (СОШ №2).

Журналы учета работы педагога в объединении ведутся в соответствии с инструкцией, заполняются регулярно. Ведется учет массовой работы, творческих достижений, проводятся инструктажи по ТБ. Нарушение инструкции по ведению журналов встречаются эпизодически, основной причиной является невнимательность педагогов.

Все замечания своевременно устраняются педагогами, о чем свидетельствуют записи в справках по итогам контроля. В учреждении ведется целенаправленная работа с педагогическими кадрами.

4.Работа по благоустройству и озеленению.

Детским эколого-биологическим центром ведется систематическая работа по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений города и района.

В 2014-2015 учебном году были проведены муниципальные этапы республиканских конкурсов «Зелёный наряд школы, ДОУ», «Зеленый мир ДОУ», «Учебно-опытный участок». В течение года в рамках конкурсов провели в 3 этапа выездные проверки благоустройства территорий школ и детских садов г. Ишимбая и Ишимбайского района.

По итогам Республиканского конкурса «Учебно-опытный участок - 2014» коллектив МБОУ СОШ с.Верхнеиткулово стали призерами.

5 марта 2015 г. ДЭБЦ был проведен районно-городской теоретико-практический семинар для заведующих УОУ школ, ДОУ, УДОД. Участвовали заведующие УОУ из 41 школ, ДОУ города и района, УДОД, были рассмотрены вопросы:

- «Актуальные вопросы по благоустройству образовательных учреждений»;

- «Эстетика и экология образовательных учреждений городского поселения города Ишимбай МР Ишимбайский район»;

-«Из опыта работы по оформлению территории ДОУ№14 - победителя муниципального конкурса «Зеленый мир ДОУ-2014 г.»;

- «Ландшафтный дизайн и проектирование УОУ»;

-«Классификация сортов петуний и бархатцев»;

-«Организация опытнической учебно- исследовательской работы на учебно-опытных участках»;

-Обмен опытом цветоводов, обмен семенами цветочно-декоративных культур.

Для участия в республиканском конкурсе «Лучшее благоустроенное городское поселение» оформили альбом «Эстетика и экология образовательных учреждений городского поселения города Ишимбай и МР Ишимбайский район».

ДЭБЦ ежегодно организуются экологические акции «Посади дерево» по посадке деревьев и кустарников в ОУ и ДОУ. В 2014 году было посажено 3073 штук.

На территории СОШ №18 ДЭБЦ был заложен Дендропитомник на 200 саженцев сосны, 50 ели. Выращивается рассада цветочных культур для реализации ОУ и ДОУ в количестве 1000 штук.

5. Программное обеспечение образовательного процесса

объединений проводилось на основе дополнительных общеобразовательных программ педагогов ДЭБЦ. Всего 31 программ: 30 - модифицированных и адаптированных к местным условиям, одна экспериментальная, проходит апробацию. Педагоги дополнительного образования ДЭБЦ работали согласно утвержденным на 2014-2015 учебный год учебно-воспитательным планам.



Дополнительные общеобразовательные программы,

реализуемые в МБОУ ДОД (ВУ) ДЭБЦ



Направленность программы

Всего программ

1

Эколого-биологическая

17

2

Художественно-эстетическая

5

3

Туристско-краеведческая

2

4

Естественно-научная

6

5

Социально-педагогическая

1

Всего

31

.

Образовательные программы соответствуют возрастным особенностям учащихся.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья организован образовательный процесс по 2 дополнительным общеобразовательным программам с учетом психофизического развития данных учащихся.

6. Контингент учащихся (основные количественные данные, в т.ч. по возрастам и направленностям)

Обучение проводилось в 58 объединениях, из них 7 в сельской местности, 51 – в городской, с охватом детей в 806 человек, из них:


Сведения о работе объединений по направленностям:



Направленность объединений

Число объединений

Численность занимающихся в объединениях

1

Эколого-биологическая

39

566

2

Туристско-краеведческая

2

30

3

Художественно-эстетическая

10

124

4

Социально-педагогическая

1

25

5

Естественно-научная

6

61

В данном учебном году охват детей остался на прежнем уровне. В объединениях увеличилось количество детей, занимающихся 4-5 лет, что показывает заинтересованность детей в занятиях и удовлетворенность родителей результатами обучения.

За последние 3 года произошло увеличение количества групп, работающих в рамках ФГОС:

2012-2013 учебном году 17 групп: СОШ №2,3,11,лицей №12,15, 18, 19, БГИ№2.

2013-2014 учебном году 26 группы СОШ №2,3,11, лицей №12, 18,19, БГИ№2.

В 2014-2015 учебном году 31 группы: СОШ №2,3,11,лицей №12, 18,19.

с охватом учащихся 329 человек.



Возрастной состав детей в объединениях в 2014-2015 г.

Возраст

всего

6-9

412

10-14

316

15-18

78




806

Из таблицы видно, что среди обучающихся центра преобладают дети младшего школьного возраста 51 %. Доля обучающихся среднего школьного возраста составила 39 %, меньше всего обучающихся старшего школьного возраста – 10 %.

Детский эколого-биологический центр предоставляет возможность дополнительного образования для различных социальных групп детей. Анализ разделов общих сведений о детях в журналах учета работы объединений и анкетных данных детей, родителей (законных представителей), которые заполняются педагогами, дают возможность выявления социального состава участников образовательного процесса.



Социальный состав детей в объединениях:




2014-2015

2013-2014

2012-2013

Состоящие на учете в КДН

1

1




Многодетные семьи

57

56

68

Неполные семьи

52

95

88

Малообеспеченные семьи

39

81

74

Сироты

3

13

17

Классы коррекции

62

38

21

Инвалиды

3

2




Неблагополучные семьи, состоящие на учете в КДН

12







Детский эколого-биологический центр работает на базе СОШ №18, где создаются условия для работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, также предоставляет возможность дополнительного образования для различных социальных групп детей. На базе центра занимаются 12 учащихся из неблагополучных семей, 62 детей - классы коррекции, 28 с девиантным поведением, 3 ребенка-инвалида. С детьми данных категорий проводится индивидуальная работа в течение учебного года.

В связи с социальной расслоённостью общества многие дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, не имеют возможности посещать платные кружки, объединения ДЭБЦ являются бесплатными, что даёт дополнительные преимущества для занятий детей в объединениях различных направленностей.



Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляется по показателям:

- количественный анализ по приказам по зачислению и передвижению детей (анализируется: возрастной состав, дается анализ по годам обучения, количество мальчиков и девочек, количество учебных групп).

- результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживается путем проведения начальной, промежуточной и итоговой аттестации учащихся, в сентябре, декабре и мае.

Формы проведения этапов диагностики: анкетирование, опрос, контрольный срез, участие в олимпиадах, слетах, конкурсах, выставках.

План внутреннего контроля ДЭБЦ предусматривает контроль сохранения контингента учащихся. Сохранность контингента на конец года составляет 97%, что является показателем стабильности состава учащихся в течение учебного года.

По результативности образовательных программ были предоставлены диагностические материалы, разработанные педагогами, протоколы по итогам диагностики, представленные руководителями методических объединений.

Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы в период с 25 декабря 2014 по 11 января 2015 г. была проведена промежуточная аттестация учащихся в объединениях МБОУ ДОД (ВУ) ДЭБЦ г. Ишимбая.

С 18 мая по 31 мая была проведена итоговая аттестация учащихся МБОУ ДОД (ВУ) ДЭБЦ г. Ишимбая в 58 объединениях. Итоговая аттестация проводилась в следующих формах:

- тестирование 29 объединений;

- защита исследовательских и проектных работ - 13 объединений;

- выставочные работы - 12 объединений;

- конкурсные работы – 3 объединения;

- спектакль - 1 объединение.

В 2014-2015 году увеличилось количество объединений, которые провели итоговую аттестацию в форме защиты исследовательских, проектных, творческих работ: 2013-2014 - 45%, 2014-2015 – 50%. Диагностика результатов обучения, воспитания и развития показала высокий уровень заинтересованности и активное участие учащихся в освоении учебных программ и их реализации на индивидуальном уровне учащихся. Анализ работ учащихся объединений показал, что все учащиеся освоили образовательные программы и справились с комплексными работами на базовом уровне.



7. Учебно-воспитательная работа.

Непосредственной основой работы центра являются «Программа развития ДЭБЦ», воспитательные программы «Духовно-нравственное воспитание», «Одаренные дети», «Здоровье».

Педагогами дополнительного образования центра были разработаны планы учебно-воспитательной работы объединений. Все педагоги дополнительного образования использовали различные методы и формы работы, такие как:

-аудиторные занятия (групповые и индивидуальные);

-практические занятия;

-выставки детского творчества;

-конкурсы, фестивали;

-учебные и познавательные экскурсии, походы;

-экологические акции;

- профильный лагерь.

В 2014-2015 учебном году воспитательная работа детского эколого-биологического центра проводилась по следующим направлениям:


  • Экологическое воспитание.

  • Патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

  • Спортивно-оздоровительное воспитание.

  • Трудовое воспитание

  • Эстетическое воспитание. Организация досуга.

  • Работа с родителями.

Содержание экологического воспитания усваивается детьми в их различной деятельности. Участие в природоохранных акциях нацелено на формирование активной гражданской позиции, умения применять теоретические знания в практической деятельности, носят массовый характер, реализуются в течение нескольких месяцев, предполагают исследовательские проекты в природе, а также природоохранные и природовосстановительные работы.

Объединения ДЭБЦ активно участвуют в природоохранных акциях «Ёлочка», «Кормушка», «Весна», «Скворец», «Первоцвет», «Живая вода Башкортостана».

Для привлечения птиц в город и облегчения их существования в суровых зимних условиях, ребята изготавливают кормушки и организовывают «Птичьи столовые», проводят подкормку зимующих птиц. Обучающиеся принимали участие в Республиканском интернет-конкурсе «Птицы Башкирии», зима, весна. В ходе акций «Весна» и «Скворец» велись наблюдения за погодными условиями, прилетом перелетных птиц, их гнездованием, обучающиеся ремонтируют старые скворечники и изготавливают новые птичьи домики. По итогам акций оформлена папка для участия в Республиканском конкурсе «Пернатые друзья Башкортостана».

По акции «Первоцвет» продолжена работа по выявлению мест произрастания и сохранению раннецветущих растений шихана Торатау и Макаровского заказника, картирование, изготавливаются и вывешиваются листовки, проводились творческие мероприятия.

В ходе проведения акции «Зеленый целитель» объединениями «Росток», «Экомир» на УОУ центра велась работа по интродукции лекарственных дикорастущих растений, проводилась опытническая работа.

В акции «Ёлочка» велась пропаганда в защиту хвойных растений. В творческом конкурсе «ЭКО-Новый год», проведенном национальным парком «Башкирия», приняли участие школы города и района. Объединения ДЭБЦ организовали выставку новогодних композиций из природного материала.

Республиканская акция «Живая вода Башкортостана»: объединения «Экомир», «Исследователи природы» работают в рамках Всероссийского сетевого проекта «Комплексное изучение водных объектов, сохранивших естественное состояние», исследовали родники Ишимбайского района, проводят мониторинг экологического состояния рек Белая, Тайрук. В объединениях ДЭБЦ проводятся познавательные мероприятия, посвященные гидрологическим памятникам природы.

Республиканская акция «С любовью к России делами добрыми едины»: объединения «Юный эколог», «Юный исследователь» ведут работу в рамках Всероссийского сетевого образовательного проекта «Космический экологический дозор», проводят наблюдения за экологическим состоянием территорий г.Ишимбая, с.Верхнеиткулово. Обучающиеся объединений ДЭБЦ принимают участие в экологических субботниках, посадке деревьев, оформлении цветочных клумб.

Участие в Республиканской природоохранной акции «Марш парков»: практическая деятельность по охране и исследованию охраняемых природных территорий Ишимбайского района, особо охраняемых природных территорий республики - изучали экологическое состояние памятников природы Ишимбайского заказника, шихана Торатау, озера Тугар-Салган, проводили субботники по очистке территорий, вели активную агитационную деятельность.

В текущем учебном году ДЭБЦ активно сотрудничает с Национальным парком «Башкирия». Ребята из объединений центра принимали участие в выставках и конкурсах, организуемых отделом просвещения нацпарка. Это выставка «Они должны жить», конкурс детских рисунков «Мир заповедной природы».

С целью создания комфортных, экологических и здоровых условий проводятся конкурсы ''Зеленый наряд школы'', УОУ. Привлечение школьников к работам по озеленению, благоустройству территорий школ, населенных пунктов и декоративному оформлению интерьеров внутренних помещений воспитывает в них чувство прекрасного, трудолюбия, творчески развивает их.

В течение 2014-2015 учебного года в ДЭБЦ были проведены следующие мероприятия для школ города и района:



сентябрь:

  • Дни открытых дверей. Центр посетили классы из БГИ №2, СОШ №2, 3, 11.

октябрь:

  • муниципальный этап республиканского конкурса исследовательских работ «Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду». В конкурсе приняли участие 29 учащихся из МБОУ СОШ №2, 3, 11, 14, 18, гимназия №1, БГИ №2, СОШ с. Верхнеиткулово, СОШ с. Сайраново, СОШ д. Васильевка, СОШ д.Макарово, МБОУ ДОД (ВУ) ДЭБЦ.

ноябрь:

  • муниципальный этап республиканского конкурса «Мой край родной Башкортостан». В конкурсе приняли участие 28 учащихся из МБОУ СОШ №2, 3, 11, 16, 18, гимназия №1, БГИ №2, СОШ с. Урман Бишкадак, ООШ д. Сайраново, СОШ д. Васильевка, СОШ с. Новоаптиково, МБОУ ООШ д. Тимашевка, ГБОУ БКК ПФО, МБОУ ДОД (ВУ) ДЭБЦ, МБОУ ДОД (ВУ) ДДЮТ.

Декабрь

  • муниципальный этап олимпиады по экологии. Участвовали СОШ №2,3,11,15,16,18,19, гим.№1, лиц.№12, БРГИ №2, БКК ПФО, СОШ с. Верхнеиткулово.

Январь

  • муниципальный творческий конкурс «Шихан Торатау – жемчужина Ишимбайского района». Приняли участие 119 работ учащихся школ №2,3,11, 16, 18, 19, лицея №12, БКК ПФО, БГИ №2, ДДЮТ, ДЭБЦ, Новоаптиково, Кинзебулатово, Скворчиха, Петровское, Ахмерово.

Февраль

  • Муниципальный этап Республиканского слета юных экологов. В слете участвовали 45 учащихся из гимназии №1, школ № 2,3,11, 16,17,18, БГИ №2, лицей №12, СОШ с. Макарово.

I место – команда МБОУ гимназия №,

II место – команда МБОУ СОШ №2,

III место – команда МБОУ СОШ №2.

Март


  • Конкурс «День птиц» для школ района.

I место – команда МБОУ ООШ с.Тимашевка,

II место – команда МБОУ СОШ с.Петровское,

III место – команда МБОУ СОШ д.Биксяново,

III место – команда МБОУ СОШ д.Кинзебулатово.

В течение года были проведены 11 тематических познавательных мероприятий для учащихся школ города и района, во время которых проводятся мастер-классы по оригами, обережным куклам, игровые программы, экскурсии по живому уголку.

Очень серьезное внимание уделяется исследовательской работе – одному из важнейших компонентов инновационной педагогической практики, определяющий высокий уровень творческого развития личности. Объектами исследований, прежде всего, являются флора и фауна РБ. При выполнении учебно-исследовательских работ обучающиеся получают субъективно новые знания, могут как самостоятельно, так и совместными усилиями решить экологическую проблему, синтезируя необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Педагоги и обучающиеся ДЭБЦ принимали активное участие в муниципальных, Республиканских и Всероссийских конкурсах ученических исследовательских работ и проектов, показывая высокие результаты.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница