Образовательная программа дошкольного образования санкт-Петербург детство-пресс



страница1/30
Дата18.05.2019
Размер6.57 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Программа « ДЕТСТВО»

по которой работает педагогический коллектив

МКДОУ Елизаветовский детский сад

ДЕТСТВО

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Санкт-Петербург

ДЕТСТВО-ПРЕСС

2014


Авторский коллектив

Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы:

кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук,

профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева.

Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г.

Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К.

Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О.

В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.



Д38 Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.

И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.

ISBN 978-5-906750-00-0

Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства

Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

представляет новый вариант Примерной образовательной программы дошкольного

образования «Детство».

Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования.

ISBN 978-5-906750-00-0

ББК 74.102

Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В.

Солнцева, 2014

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Методические рекомендации по проектированию основной образовательной

программы

Основы проектирования образовательной программы

Основы проектирования основной образовательной программы

Планируемые результаты освоения программы



Раннее детство

Дошкольное детство

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет

Игра как особое пространство развития ребенка третьего года жизни

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях



Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет

Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях



Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

программы

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик



Особенности образовательной деятельности разных видов

Культурные практики

Способы и направления поддержки детской инициативы

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников

Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга

Педагогическая диагностика в детском саду

Мониторинг образовательного процесса в детском саду

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания



Методическое обеспечение программы «Детство», разработанное

авторами программы и преподавателями кафедры дошкольной

педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена

Методическое обеспечение подготовки педагогов к реализации

программы «Детство», разработанное авторами программы и

преподавателями кафедры дошкольной педагогики Института детства

РГПУ им. А. И. Герцена

Методические пособия, разработанные в Санкт-Петербурге и других

регионах России

Рабочие тетради для детей дошкольного возраста. Учебно-наглядные

пособия издательства «Детство-Пресс», Санкт-Петербург

Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры издательства

«Корвет», Санкт-Петербург

Наглядно-дидактические пособия и игры издательства «Оксва», Санкт-

Петербург

Наглядно-дидактические пособия и игры издательства «Саркисов Р. В.»,

Санкт-Петербург

Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет

Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада



Действия воспитателя, способствующие успешной адаптации ребенка

раннего возраста к условиям детского сада

Распорядок и режим дня

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды



Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет

Распорядок и режим дня

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды



СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Методический комплект к «Примерной адаптированной программе

коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей

направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим

недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с

родным городом» для части программы, формируемой участниками образовательных

отношений

Приложение 2. Примерная парциальная образовательная программа

«Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками

образовательных отношений

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников

Приложение 3. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с

английским языком» для части программы, формируемой участниками

образовательных отношений
Уважаемые педагоги, родители и все взрослые, заинтересованные в

полноценном развитии и дошкольном образовании ребенка от рождения до 7 лет!

Перед вами — программа «Детство», которая является результатом многолетней

научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики

Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.

И. Герцена.

В основе программы «Детство» — теоретические идеи петербургской

(ленинградской) научной школы дошкольной педагогики.

Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой.

Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация

которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию

комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного

возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы

под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой.

В 90-е гг. авторским коллективом интенсивно велась работа над

концептуальными идеями и содержанием образовательной программы «Детство»,

которая в 1997 году получила гриф Министерства образования РФ и рекомендована как

комплексная программа для дошкольных учреждений России. Издается серия

методических пособий под общим названием «Библиотека программы „Детство“».

В 2011 году авторский коллектив представил обновленный, соответствующий

Федеральным государственным требованиям, вариант программы дошкольного

образования «Детство».

Программа «Детство» 2014 года — это вариативная примерная образовательная

программа дошкольного образования (Примерная программа), которая разработана на

основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013

года).

Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать ее при



разработке основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО).

Каковы цели программы «Детство»?

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается

связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается

фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления

личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому

программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей

дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации —

индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей,

возможностей и способностей.

Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для

развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в

разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на

развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности,

социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение,

деятельность и отношение ребенка к миру.

Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:

— развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и

деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и

физиологических особенностей;

— создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его

позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих

способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в

соответствующих возрасту видах деятельности;

— создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой

систему условий социализации и индивидуализации детей.



Каковы задачи программы «Детство»?

Программа «Детство» 2014 года, разработанная на основе ФГОС дошкольного

образования, ориентирована на:

— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе

их эмоционального благополучия;

— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации,

языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том

числе ограниченных возможностей здоровья);

— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего

образования;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с

самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе

правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,

нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной

деятельности;

— обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и

организационных форм дошкольного образования, возможности формирования

программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и

способностей детей;

— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.



Какие задачи развития и воспитания ребенка решает программа

«Детство»?

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

— укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование

основ его двигательной и гигиенической культуры;

— целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов

деятельности;

— обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс

социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и

способностей;

— развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной

отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного

отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

— развитие познавательной активности, любознательности, стремления к

самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и

речи ребенка;

— пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания

включаться в творческую деятельность;

— органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное

взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным

искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией,

математикой, игрой;

— приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к

другим народам и культурам;

— приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы

дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей

сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.



В чем особенности содержания программы Детство?

Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на

воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова).

Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных

дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с

изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком,

миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и

двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание

становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для

удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях

дошкольного детства.

Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном,

ценностном и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы

предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство

детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в

разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих

умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей

самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального

принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате

дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который

становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Каковы ведущие условия реализации программы «Детство»?

Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с

удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем

пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии

его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы —

«Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные

линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей

целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-

эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения

дошкольника к миру. Реализация программы нацелена на:

— создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия

возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания

состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании

сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;

— обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной

для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования,

предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская

деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;

— ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание

эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного

развития.



Каким принципам соответствует программа «Детство»?

1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства

(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)

детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится

активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом

дошкольного образования.

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Принцип сотрудничества с семьей.

6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства.

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Каковы научные основы и базовые идеи программы «Детство»?

Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления

человека в период дошкольного детства. Фундаментальность научной идеи о

возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и

необходимости разработки педагогических условий такого развития по сути определяет

инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».

Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает

дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а

источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие

бы то ни было инновационные преобразования.

Базовые идеи программы

1. Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.

2. Идея о феноменологии современного дошкольного детства.

3. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного,

интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно

действовать и творить образовательного процесса.

4. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий,

ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений —

инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.
Почему программа «Детство» — программа, ориентированная на

современного ребенка?

Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние

все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами

программы, позволяют нам наметить штрихи современного дошкольного детства,

которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.

Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в

современном пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью,

своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.

Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо

ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он

готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса,

утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы

на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с

уверенностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах

предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной,

литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их,

объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он

органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы

жизнедеятельности. Он — носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и

отличающей его от детей другого возраста и взрослых.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой,

сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше

разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где

он реализует принципиальные для себя потребности. Поэтому детский сад — это

вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные

дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с

возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный

телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями

одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны,

выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в

рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-

прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть,

сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности

современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть

объединению, разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности,

таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов,

коллекционирование, импровизация, современных детей привлекают сам процесс,

возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов,

возможность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в

программе.

Какова новая структура программы «Детство»?

В обновленной программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

— выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный;

— представлены содержание и особенности организации образовательного

процесса в группах раннего возраста (раннее детство) и в дошкольных группах

(дошкольное детство);

— дана характеристика особенностей развития детей и планируемых

результатов освоения программы в каждой возрастной группе;

— определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности

в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: «Социально-

коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»;

— раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;

— описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации

программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных

практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности

организации педагогической диагностики и мониторинга;

— охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с

семьями воспитанников;

— даны методические рекомендации по проектированию основной

образовательной программы;

— определено содержание методических материалов и средств обучения и

воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период

адаптации ребенка к условиям детского сада; раскрыты особенности традиционных

событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей

предметно-пространственной среды;

— в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для

части программы, формируемой участниками образовательных отношений.


Из чего будет состоять методический шлейф программы?

За 20 лет существования библиотеку программы «Детство» составили более 170

пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На

современном этапе программа «Детство» будет представлять собой единый



программно-методический комплекс, включающий:

— программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;

— методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных

образовательных организациях и в семье;

— методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к

реализации программы «Детство».

— мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях

реализации программы «Детство».



Почему программу «Детство» можно назвать комплексной?

Авторы программы являются сторонниками целостного развития ребенка в

период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют

педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-

образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе,

педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим

переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения

соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать

впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а

знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения

способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную,

эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от

педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический

процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе

педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного

подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений детей в

освоении содержания программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе; задача

воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для

естественного индивидуального личностного роста.



Почему игра стала самостоятельным разделом программы «Детство»?

При построении педагогического процесса основное образовательное

содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в

совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника

видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием

и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы

включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с

дошкольниками. Поэтому особым разделом программы стал раздел «Игра как особое

пространство развития ребенка...»

Каковы перспективы работы по совершенствованию и развитию программы

«Детство»?

Ближайшие планы авторов программы — разработка полноценного

методического комплекса, который был бы адресован всем субъектам дошкольного

образования: детям и их родителям; педагогам и руководителям; будущим педагогам и

их преподавателям.

Особое значение для авторов имеет серия пособий «Из опыта работы по

программе „Детство“», в которой каждый педагог может опубликовать свои авторские

методические находки и результаты инновационного опыта.

]Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Младенчество и ранний возраст. Период раннего детства имеет ряд

качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют

создания специальных условий для развития детей этого возраста.

Помимо того что период раннего детства — один из самых насыщенных в

познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается

заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей

раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту

рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения.

Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается

кризис трех лет.

Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и

функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на

весьма неблагоприятном фоне — при незрелости психофизиологических функций

организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены

заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого

уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую,

соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие —

неустойчивое эмоциональное состояние.

Взаимосвязь физического и психического развития — это общая

закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется

особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций

организма.

Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и

зависимость умственного и социального развития от физического состояния и

настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к

окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция,

дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные). Яркая

специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем

возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия —

уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации

любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности,

отвлекаемость, упорство и внимание).

Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных

психофизиологических потребностей:

— сенсомоторной потребности;

— потребности в эмоциональном контакте;

— потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное

общение в 2—3 месяца; познавательное общение в 3—10 месяцев; вербально-

невербальное общение в 10 месяцев—1,5 года; игровое и деловое общение в 1,5—3

года).


Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются:

— легкость выработки условных рефлексов, но при этом же — сложность их

изменения;

— повышенная эмоциональная возбудимость;

— сложность переключения процессов возбуждения и торможения;

— повышенная эмоциональная утомляемость.

Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что

выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.


На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в

весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями.

Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с

окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые

способы действий, но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать

свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к

действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению

в среде сверстников.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко

подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так

как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и

выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за

чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом)

на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного

мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для

детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют.

Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем

полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее

становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они

начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских

высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова,

придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение

грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам

ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения,

воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное

развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития

дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и

эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое,

сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того,

познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом,

объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из

нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые

поручения.



Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым

выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем

желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями

таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю,

доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к

эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и

поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно

развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное

отношение к окружающему.

Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения,

связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом

возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей,

взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения

навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) —

самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым

платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу

четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой

поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки

основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним

из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная

активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает

осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений

стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно

воспроизвести движение и др.).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах

предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у

ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы

основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый,

синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов

(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда

незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух

предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или

меньший.


В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры),

групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них

складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под).

Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится

пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и

наречия).

Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле

сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий

(в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет

представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая

машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач,

шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды,

снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий,

твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок

рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет

дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу

некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных,

наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость

зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может

сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может

длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет

яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту

информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий

(понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших

его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает

задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки,

пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только

начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним

предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки,

камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности.

Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание

ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают

игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают

первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года

жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе

детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты

игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.

Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним

приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить.

Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам

ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных

игр, использовать речевые формы вежливого общения.

В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со

сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему

все еще нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.

Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы

обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем

речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям

развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного,

запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться

интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется

новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется

изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы

предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил

ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может

конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех

частей.


Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и

синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при

организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию

и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые

свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко

и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным

видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-

ритмическим движениям).



Средний дошкольный возраст (4—5 лет). Дети 4—5 лет все еще не осознают

социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться

обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти

годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и

«пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они

могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые

обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются

представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети

хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого,

но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь

импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все

еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости

придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания,

купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по

назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой

платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических

навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое

самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной

принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а

не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об

особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах

отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и

мужских качествах.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с

окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость,

конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок

активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих

отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают

проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих

действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и

только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале

дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого

значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей.

Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники

становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по

игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых

сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование

обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют

представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин.

Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в

окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится

осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но

уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется

практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо

отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится

все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то

уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем

развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу —

первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети

начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и

подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается

память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15),

изображенных на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее

образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в

мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в

игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности

ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со

взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно

стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах

(почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию

познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских

ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность

в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года

жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему

тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом,

продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей

появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова

участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать

его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства

интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм,

темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети

используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности,

вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более

связной и последовательной.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным

усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка

становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при

этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов,

зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в

мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально

откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства,

художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы

различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей.

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная

деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк.

В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу

изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.

Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети

замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.



Старший дошкольный возраст (5—6 лет). Ребенок 5—6 лет стремится

познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает

осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения

— формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те

требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не

отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу

(убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным

благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и

обязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе.

Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок

наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел

бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-

Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми

этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на

сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах,

их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность

и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют

успешностью того или иного ребенка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей

гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества,

особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором

существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При

распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и

попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование

действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу

самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются

сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно

рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети

внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста

способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при

этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю

одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков

и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные,

уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об

окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать

вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные

цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка

одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут

рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит

труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например,

расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним

соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка

ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут

заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут

вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу,

которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее

устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные

приемы и средства.

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,

которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием

обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах

различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст

овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает

приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя

ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.

Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.

Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают

складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры

рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность

действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети

начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений

слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется

существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений

(библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими

трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями,

отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной

деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги,

осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в

описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его

настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной

тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми,

сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем

информации, ему доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет.

Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением

эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого).

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть

перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия

собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда

выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение

детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений

музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того

(произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с

помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те

произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения,

различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления

становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности

продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности

дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).


Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально-

нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как

субъект деятельности и поведения.

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития

таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать

добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его

представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных

представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои

поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает

правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо.

Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное

недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием

эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в

эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая

эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой

стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу

дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления,

что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет

на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только

отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять

неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут

кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере

поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом

интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым.

Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на

работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми

людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п.

Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их

избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается

детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них

наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они

стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у

них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и

конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с

гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов

поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и

культурой здоровья.

В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные

события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть

несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети

этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения

одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими

партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и

самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о

самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются

ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется

гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и

бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут

организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей

о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно

обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на

единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу

дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного

внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и

длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.

Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти,

что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.

Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и

оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже

на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное

или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных

продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности

действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети

стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках

— передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.

п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать

его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое

позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных

наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах

различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например,

при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как

правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям

даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и

классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс

мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за

взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений

приводит к появлению первых понятий.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом

людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только

правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение

морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно

сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей

речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с

сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный

запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам

задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.

Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут

последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом

развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого

периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной

деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий

самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и

формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой

самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению

получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных

шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают

проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений

музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут

целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от

своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать

все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на

реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и

усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям,

собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала,

дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в

разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных

произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в

данной образовательной области является овладение композицией.

]Методические рекомендации по проектированию основной образовательной

программы

]Основы проектирования образовательной программы

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации»,



Каталог: resources
resources -> Муниципальное учреждение дополнительного образования
resources -> Первый раз, в детский сад
resources -> Республика Абхазия
resources -> Принципы этиопатогенетической терапии острых фарингитов
resources -> Инструкция по работе с модулем "Запрос цен для осуществления закупки у единственного поставщика"
resources -> Как эффективная профилактика снижения заболеваемости
resources -> Лекция 15. Прикладные задачи адсорбции
resources -> Технические требования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница