Образовательная программа Мифодизайн социокультурной реальности



страница1/8
Дата11.02.2019
Размер1.27 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Институт философии

Кафедра культурологии, философии культуры и эстетики

Зав. кафедрой Культурологии,

философии культуры и эстетики

д.ф.н. Соколов Б. Г.

_______________________



Председатель ГАК, главный научный сотрудник, Институт русской литературы РАН,

д. филол. н. Котельников В.А.

_________________________



Выпускная квалификационная работа на тему:

Визуальная мифологема престижа в новых медиа и рекламе

Направление подготовки, магистратура – 51.04.01 Культурология

Образовательная программа – Мифодизайн социокультурной реальности






Выполнил студент

Ряполова Анастасия Дмитриевна

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

Ноговицын Никита Олегович

___________



Санкт-Петербург

2016


Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3

Глава 1. Престиж как социокультурный феномен……………………….. 7

1.1. Категория престижа в контексте теории элит...……………………… 7

1.2 Мифологизация и символизация престижа…………………………… 33

Глава 2. Визуализация престижности в современной культуре…………. 64

2.1 Технологии конструирования мифа: реклама и новые медиа…..…… 64

2.2 Визуализация мифологемы престижа в рекламе и новых медиа. …… 78

Заключение…………………………………………………………………. 92

Список использованной литературы……………………………………… 97

Приложение 1……………………………………………………………….. 106

Приложение 2……………………………………………………………….. 108

Приложение 3……………………………………………………………….. 110

Приложение 4……………………………………………………………….. 113

Приложение 5……………………………………………………………….. 116

Приложение 6……………………………………………………………….. 121

Приложение 7……………………………………………………………….. 122Введение

Актуальность темы исследования. В современном обществе отношение человека к себе, к другим людям, окружающей действительности оказывается под сильным воздействием современной мифологии. Медийные технологии, глубоко проникнувшие в жизнь человека XXI века, являются также технологиями мифотворческими. Создаваемые в информационном пространстве современной культуры мифологемы во многом определяют сознание и поведение людей, их восприятие и оценки. Престижные оценки являются одним из механизмов, в значительной степени влияющим на социальные взаимодействия. При этом престиж социальных объектов существует только в форме мифологемы, то есть текста о том, что обществом признается как престижное, а что таковым не считается. В условиях глобальных социальных трансформаций представления о престижности нуждаются в философско-рефлексивном осмыслении.

Особенности мифологемы престижа зависят от условий конкретной социокультурной системы. Сегодня формирование и воспроизведение представлений о престиже осуществляется преимущественно с помощью рекламных образов. Эти представления укореняются в массовом сознании и активно воспроизводятся, в частности, с помощью имиджей, которые создаются пользователями новых медиа. Таким образом, для изучения современной мифологемы престижа оказывается крайне важным рассмотрение способов её визуализации в рекламе и новых медиа.



Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на то, что престиж является значимым социокультурным феноменом, отсутствуют фундаментальные философские и культурологические работы, всецело посвященные этой актуальной исследовательской проблеме.

В силу того, что в данной работе престиж рассматривается в его связи с такой социальной группой как элита, мы обратились к работам основоположников теории элит – В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса, а также концепциям других авторов, осмыслявших проблему элиты - Х. Ортеги-и-Гассета, Р. Миллса, Г. Лассуэлла, Д. Рисмена, Ж. Бодрийяра.

Так как престиж функционирует в качестве мифологемы, для его изучения представляется важным исследование особенностей мифологического сознания, которое осуществлялось в сферах философии, лингвистики, психологии, этнографии, истории различными исследователями, например, Р. Бартом, М. Элиаде, Э.Дюркгеймом, З. Фрейдом, К. Г. Юнгом, М. Моссом, К. Леви-Строссом, А. Ф. Лосевым, В.Н. Топоровым, В. Я. Проппом и многими другими.

Престиж и его значение в системе социальной стратификации впервые стали объектом изучения в сфере социологии. Этим вопросом занимались такие ученые как М. Вебер, Т. Парсонс, В. В. Радаев, В.И. Ильин и др.

Для осмысления особенностей мифологемы престижа в современную эпоху крайне важны идеи таких философов как Ж. Бодрияйр, Г.Маркузе, Г. Дебор, П. Бурдье, Ж. Батай.

Особое значение для данной работы имеют идеи авторов, которые рассматривали феномен престижного потребления – Т. Веблена, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, Ж. Бодрийяра.

Различные аспекты рекламы как механизма формирования современных мифологем рассматриваются в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, У. Эко, С. Жижека, А. Н. Лебедев-Любимова, А. В.  Ульяновского.

С целью изучения специфики новых медиа и их влияния на жизнь современного человека были использованы работы М. Маклюэна, М. Кастельса, В. В. Савчука, Н. Б. Кирилловой.



Объектом исследования является мифологическое пространство современной культуры.

Предмет исследования – образ престижа в современной медиакультуре.

Цель исследования состоит в анализе мифологемы престижа в современной культуре, в выявлении способов её визуализации.

В соответствии с поставленной целью в ходе данного исследования решаются следующие задачи:

- выделить критерии престижности, присутствующие в основных концепциях элиты;

- выявить особенности формирования мифологемы престижа в современной культуре;

- определить роль рекламы и новых медиа в создании и воспроизводстве представлений о престиже;

- рассмотреть основные способы визуализации мифологемы престижа на примере рекламных образов и саморепрезентаций пользователей социальных сетей.



Структура работы. В первой главе «Престиж как социокультурный феномен» дается определение феномену престижа, рассматриваются его основные характеристики, а также выделяются особенности мифологемы престижа в современной культуре. В параграфе 1.1. «Категория престижа в контексте теории элит» автор обращается к наиболее популярным теориям элит и на их основе выделяет критерии престижа, традиционно присущие элитарным группам. Делается вывод, что современная эпоха задает новые тенденции существования мифологемы престижа. В параграфе 1.2. «Мифологизация и символизация престижа» на основе теорий М. Вебера, П. Бурдье, М. Элиаде, Ж. Батайя, Т. Веблена, Ж. Бодрийяра выявляются основные способы формирования текста о престиже в современной культуре. Престиж рассматривается в его связи с такими понятиями как стиль жизни, крипторелигиозность, непроизводительная трата, потребление. Вторая глава «Визуализация престижности в современной культуре» посвящена современному мифологическому сознанию и таким механизмам его воспроизводства, как реклама и новые медиа. Подчеркивается преобладание визуального компонента в современной массовой культуре, рассматривается реализация мифологических представлений о престиже в визуальных образах. В параграфе 2.1. «Технологии конструирования мифа: реклама и новые медиа» дается характеристика таким явлениям современности как реклама и новые медиа с точки зрения их роли в формировании и воспроизводстве современных мифологем, в том числе, мифологемы престижа. Указывается на значение брендов в становлении представлений о престиже. Подчеркивается, что Интернет сегодня выступает одним из основных пространств репрезентации мифологического характера сознания. В параграфе 2.2. «Визуализация мифологемы престижа в рекламе и новых медиа» на основе выделенных особенностей мифологемы престижа делается анализ способов визуализации престижности в рекламной продукции и виртуальных репрезентациях пользователей Интернета.

Глава 1. Престиж как социокультурный феномен.

Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Проблемы перевода пользовательских соглашений
11701 -> Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
11701 -> Притулюк Юлия Леонидовна Туризм в Абхазии: основные аспекты и перспективы развития Выпускная квалификационная работа бакалавра
11701 -> Оценка выводов компьютерной экспертизы и их использование в доказательстве мошенничества
11701 -> Костная пластика на нижней челюсти с использованием малоберцовой кости и гребня подвздошной кости
11701 -> Выбор вида и способа анестезии на детском стоматологическом приеме


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница