«Окислительно-восстановительные реакции». 11 класс



Дата09.08.2018
Размер65.2 Kb.
ТипУрок

Орлова С.В.

Гимназия №34 имени Чумаченко Д.М.



Тема урока: «Окислительно-восстановительные реакции». 11 класс

Цели: обучающие: сформировать представление о влиянии различных факторов на процесс окислительно-восстановительных реакций через организацию исследовательской деятельности на уроке, выработать умения записывать окислительно-восстановительные реакции с помощью метода электронного баланса.

Развивающая: развитие интеллектуальных способностей при выполнении мыслительных операций; выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли;

Воспитательная: сформировать следующие компетентности: информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую, компетентность личностного совершенствования.

Задачи: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений обучающихся; приобщить школьников к методологии научного познания, самостоятельно работать с информацией.

Оборудование и реактивы: проектор, экран для мультимедийной презентации, штативы с пробирками, спиртовки, спички, пробиркодержатели; цинк, алюминий, медь, железо, растворы соляной кислоты, разбавленной и концентрированной азотной и серной кислот, сульфат железа (II), хлорид железа (III), хлорной воды, иодида калия, раствор перманганата калия, сульфита натрия, гидроксида калия.

Методы обучения: проблемно-поисковый и исследовательский.

Вид урока: семинар-практикум

Тип урока: обобщающий – совершенствование и закрепление изученного материала.

ХОД УРОКА

1.Актуализация знаний

Как известно, после Бородинского сражения ( 26.08.1812), главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал М.И.Кутузов принял нелегкое решение – сжечь Москву: «Мы оставим Москву, но спасем армию, а значит и всю Россию»

Москва горела шесть дней. Погибло три четверти построек. Пожар уничтожил и монетный двор. В последствие при разборе пожарища были обнаружены медные монеты, покрытые черным налетом. Монеты промыли, но налет остался.

Объясните причину образования черного налета на медных монетах?

Запишите уравнение данного процесса.

Химическая разминка. Окислитель – это….

Восстановитель – это….

Окисление – это…

Восстановление – это

Какие реакции называются окислительно-восстановительными?

По изменению степени окисления элемента определите и запишите в приведенных схемах число отданных и принятых электронов:

А) окислители Fe3+ → Fe2+ процесс восстановления

S0 S-2

N+2 N-2

Б) восстановители процесс окисления

Al0 → Al+3

Fe0 → Fe+2


  1. Изучение нового материала

Постановка проблемы урока.

На интерактивной доске демонстрируются фрагменты химического эксперимента: взаимодействие меди, цинка, железа с соляной кислотой; взаимодействие меди с конц. серной и азотной кислотами.

Учащиеся выдвигают различные варианты решения увиденного эксперимента. Учитель просит сформулировать тему и цель урока и подводит их к формулировке, которая наиболее правильно отражает ход исследования, предлагает сделать проект по теме «ОВР и их зависимость от различных факторов»

Проблема: почему одно и то же вещество в процессе ОВР может давать различные продукты реакции?

Гипотеза: продукты реакции зависят от влияния различных факторов (активности и концентрации реагентов, степени окисления реагентов, характера среды)

Объект исследования: ОВР

Предмет исследования: факторы, влияющие на ОВР.

Исследовательский этап.

Учитель. Сегодня вы будете работать в группах. Каждая группа получает инструкцию и проводит собственное исследование.

Темы исследования учащихся.

1.Зависимость протекания ОВР от активности реагента.

2. Влияние концентрации реагента на продукты ОВР.

3.Особенности протекания ОВР в различных средах.

4. Зависимость процессов окисления и восстановления от степени окисления реагента.

Работа в группах

Задание группе 1.

Цель: установить зависимость протекания ОВР от активности реагентов.

Инструкция по выполнению эксперимента

В четыре пробирки налить по 2-3 мл раствора соляной кислоты. В пробирки опустить железо, цинк, алюминий, медь. Какие металлы реагируют с кислотой? Сделать вывод, составить ОВР, используя метод электронного баланса.

Результат работы группы - составление ОВР с использованием метода электронного баланса; установление зависимости протекания ОВР от активности реагента. Особое внимание учащиеся обращают на алгоритм составления ОВР методом электронного баланса.

Задание группе 2

Цель: установить зависимость протекания ОВР от концентрации реагентов.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Положить в пробирки по кусочку меди. В одну из них прилить 2-3 мл разб. азотной кислоты, а в другую – концентрированной (под тягой). Наблюдать выделение газов, обратить внимание на цвет. Какой газ образуется в первой пробирке, какой во второй? Сделать вывод, написать уравнение ОВР, уравнять методом электронного баланса.

Результат работы группы – составление ОВР с использованием метода электронного баланса; установление зависимости ОВР от концентрации реагента.

Задание группе 3

Цель: установить зависимость процессов окисления и восстановления от степени окисления реагента.

Инструкция по выполнению эксперимента


  1. В пробирку налить 2-3 мл раствора сульфата железа (II) и туда же добавить хлорной воды. Обратить внимание на изменение цвета раствора. Записать уравнение методом электронного баланса по схеме: FeSO4 +Cl2 + H2O → … + HClO + H2SO4

  2. Налить в пробирку 2-3 мл раствора хлорида железа (Ш) и добавить несколько капель иодида калия. Что наблюдаете? Как изменится окраска? Записать уравнение, используя метод электронного баланса по схеме FeCl3 + KI → … + I2 + KCl

Результат работы группы - составление ОВР с использованием метода электронного баланса; установление зависимости процессов окисления и восстановления от степени окисления реагентов; привести примеры практического значения окислителей.

Задание группе 4

Цель: установить зависимость протекания процессов ОВР в различных средах.

Инструкция по выполнению эксперимента


  1. Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия, подкислить несколькими каплями серной кислоты и добавить сульфит натрия. Наблюдать исчезновения фиолетовой окраски, характерной для иона MnO4-

Реакция идет по схеме:

KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + ….



  1. Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия, добавить сульфит натрия. Наблюдать через некоторое время выделение из раствора бурых хлопьев оксида марганца (IV). Реакция идет по схеме:

KMnO4 + Na2SO3 + H2O → MnSO4 +MnO2 + ….

  1. Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия, 1-2 мл концентрированного раствора щелочи и добавить 4-5 мл сульфита натрия. Наблюдать через некоторое время появление зеленой окраски характерной для ионов MnO42-

Реакция идет по схеме

KMnO4 + Na2SO3 + КOН → К2MnO4 + Na2SO4 + ….

Результаты работы группы:

Составить уравнения ОВР методом электронного баланса; установить особенность протекания ОВР в различных средах.



  1. Защита проектов.

Учащиеся представляют результаты своей работы, которая отражает уравнения ОВР, продукты эксперимента, выводы, подтверждающие гипотезу.

  1. Закрепление полученных знаний

Задание С1 из сборника «Химия. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ»

( автор В.Н.Доронькин, Т.В.Сажнева, А.Г.Бережная, В.А.Февралева)

FeSO4 + KMnO4 + … → … + MnSO4+ … + H2O

Mg + H2SO4 (конц.) → MgSO4 + … + ...

Рефлексивно-оценочный этап.

При подведении итогов каждый из участников дает самооценку деятельности.



Домашнее задание.

Подготовить презентацию «ОВР в медицине», «Распространение ОВР в природе»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница