Последние годы сталинского правления Работа с заданиями базового уровня сложности 1 План Маршалла предусматривал



Скачать 172.7 Kb.
Дата22.06.2019
Размер172.7 Kb.
ТипГлава

ГЛАВА 9

Последние годы сталинского правления

Работа с заданиями базового уровня сложности

9.1 План Маршалла предусматривал:

1) программу помощи Европе после Второй мировой войны;

2) создание НАТО;

3) усиление влияния СССР в Западной Европе;

4) доктрину сдерживания коммунизма.

1

9.2 Восстановление в правах гражданства и возвращение на родину лиц, оказавшихся в силу обстоятельств на территории других государств, называется:



1) демобилизацией;

2) репатриацией;

3) конверсией;

4) репарацией.

9.3 Измените первую часть предыдущего задания так, чтобы другие варианты ответа поочерёдно стали верными. Рядом с каждым вариантом первой части обязательно указывайте номер верного ответа.

9.4 Режиссёр, снявший фильмы «Александр Невский», «Иван Грозный»:

1) В. И. Пудовкин;

2) Г. М. Козинцев;

3) СМ. Эйзенштейн;

4) И. А. Пырьев.

9.5 Что характерно для развития сельского хозяйства в 1945—1953 гг.:

1) снижение государственных налогов на личное подсобное хозяйство колхозников;

2) высокие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую колхозами;

3) отказ от колхозов, насаждение хуторских хозяйств;

4) проведение кампании по укрупнению колхозов?

9.6 Автор романа «Молодая гвардия»:

1) Б. Н. Полевой;

2) В. П. Некрасов;

3) А. А. Фадеев;

4) Э. Г. Казакевич.

9.7 Придумайте варианты ответов к тестовому заданию. Три ответа должны содержать неверную информацию (полностью или частично), и лишь один ответ — правдивую.

«Железный занавес» — это:

1)_

2)

3)



4)

Работа с заданиями повышенного уровня сложности

9.8 Расположите в хронологической последовательности события:

A) приход коммунистов к власти в Китае;

Б) разрыв отношений между СССР и Югославией;

B) речь У. Черчилля в Фултоне; Г) начало Корейской войны.

Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

_ I


9.9 Какие страны вошли в НАТО в момент создания организации? Укажите три страны из шести предложенных.

1) Австрия;

2) ФРГ;

3) Дания;



4) Бельгия;

5) Турция;

6) Канада.

Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

9.10 Установите соответствие между событиями и годами, в которые они произошли. К каждому из четырёх событий подбирается один год. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу.


СОБЫТИЯ

ГОДЫ



















1)

испытание СССР водородной бомбы

А) 1946







2)

испытание СССР атомной бомбы

Б) 1947







3)

принятие Закона о четвёртом пятилетнем плане

В) 1949










восстановления и развития народного хозяйства

Г) 1952







4)

переименование ВКП(б) в КПСС

Д) 1953






















Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу.

9.11 Что из перечисленного относится к периоду 1945—1953 гг.? Укажите три события из шести предложенных:

1) появление первых колхозов;

2) введение погонов в Красной армии;

3) 1-й Всесоюзный съезд композиторов;

4) создание ГУЛАГа;

5) переименование наркоматов в министерства;

6) XIX съезд партии.

Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

9.12 Прочитайте отрывок из выступления академика Н. Г. Беленького на сессии ВАСХНИЛ в 1948 г. и впишите название науки, дважды пропущенное в тексте.

Известно, что в наши дни советский дарвинизм, новая советская биология атакуется реакционными зарубежными биологами, а также некоторыми учёными СССР, именующими себя представителями классической _. В основе этой так

называемой классической_лежит, как вы слышали в докладе, учение

о веществе наследственности. Представители этого формалистического направления в биологии полагают, что особое вещество наследственности передаётся от родителей к потомкам через воспроизводящие клетки в виде особых частиц-генов, которые обусловливают воспроизведение у потомков признаков, сходных с признаками родителей.

Задания высокого уровня сложности Анализ исторического документа

9.13 Прочитайте отрывок из ответов И. В. Сталина на вопросы корреспондента газеты «Правда» и ответьте на вопросы.

Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесённую им в Соединённых Штатах Америки?

Ответ. Я расцениваю её как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.

Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?

Ответ. Безусловно, да. По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, — у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединённых Штатах Америки.

Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные должны господствовать над остальными нациями мира...

Вопрос. Как Вы расцениваете ту часть речи господина Черчилля, где он нападает на демократический строй соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские взаимоотношения, установившиеся между этими государствами и Советским Союзом?

Ответ. Эта часть речи господина Черчилля представляет смесь элементов клеветы с элементами грубости и бестактности.

...Во-первых, совершенно абсурдно говорить об исключительном контроле СССР в Вене и Берлине, где имеются Союзные Контрольные Советы из представителей четырёх государств и где СССР имеет лишь 1/4 часть голосов. Бывает, что иные люди не могут не клеветать, но надо всё-таки знать меру.

Во-вторых, нельзя забывать следующего обстоятельства. Немцы произвели вторжение в СССР через Финляндию, Польшу, Румынию, Венгрию. Немцы могли произвести вторжение через эти страны потому, что в этих странах существовали тогда правительства, враждебные Советскому Союзу. В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек1. Иначе говоря, Советский Союз потерял людьми в несколько раз больше, чем Англия и Соединённые Штаты Америки, вместе взятые. Возможно, что кое-где склонны предать забвению эти колоссальные жертвы советского народа, обеспечившие освобождение Европы от гитлеровского ига. Но Советский Союз не может забыть о них. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ума, квалифицировать эти мирные стремления Советского Союза как экспансионистские тенденции нашего государства?..

1) В каком городе была произнесена речь У. Черчилля, о которой идёт речь в отрывке? Когда и где она была произнесена?

2) С кем И. В. Сталин сравнивает У. Черчилля? Укажите две характеристики, по мнению И. В. Сталина общие для У. Черчилля и политического деятеля, с которым он его сравнивает.

3) О каких обвинениях в адрес СССР, высказанных У. Черчиллем, идёт речь в отрывке?

4) Каковы аргументы И. В. Сталина против каждого из указанных вами обвинений?

5) Как И. В. Сталин комментирует людские потери СССР?

6) Начало какого процесса связано с указанной речью У. Черчилля? Приведите две его характеристики.

9.14 Прочитайте отрывок из докладной записки начальника управления МГБ по Хабаровскому краю генерал-полковника С. Гоглидзе министру госбезопасности генерал-полковнику В. С. Абакумову «О состоянии сельского хозяйства в Хабаровском крае».

...На каждого члена семьи (приходится земли) по 130 гектаров и на трудоспособного колхозника 256 гектаров, из них 16,4 га пахотной земли. Из 725 сельхозартелей 666 обслуживается МТС, в которых почти все работы выполняются тракторами.

При такой земельной обеспеченности, высоком уровне механизации, сравнительно плодородных почвах и благоприятных климатических условиях сельское хозяйство в колхозах Хабаровского края должно успешно развиваться.

В действительности же этого на деле не происходит, особенно за последние годы...

Колхозы края всё ещё продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. Так, например, если средняя урожайность зерновых культур в 1940 г. составляла 11,6 цнт с гектара, то в 1945 г. она снизилась до 7,7, а в 1946 г. упала до 4,1 цнт с гектара...

Низкая урожайность, снижение валовых сборов сельхозпродуктов полеводства и овощеводства и низкая продуктивность животноводства привели к резкому сокращению продукции, распределяемой между колхозниками на трудодни, к резкому снижению стоимости трудодня... основная масса колхозников получила менее 500 граммов зерна на трудодень...

В связи с наличием таких факторов отмечается уход значительной части трудоспособных молодых колхозников на работу в промышленность...

В период хлебоуборочной кампании и сдачи хлеба государству в 1947 г. в погоне за мнимым выполнением и перевыполнением плана госпоставок со стороны местных партийных и советских органов по отношению к колхозам применялись недопустимые меры принуждения для вывозки и сдачи на склады «Заготзерно» в счёт госпоставок семенного зерна, снятого с семенных и сортовых участков... В ряде колхозов, даже успешно справлявшихся с выполнением плана госпоставок зерна государству, членам артели, по указаниям партийно-советских органов, 15-процентный аванс на трудодни не выдавался, а весь хлеб вывозился на элеваторы...

Создавшееся положение в колхозах порождает отдельные отрицательные настроения не только со стороны колхозников, но и со стороны руководителей колхозов. Так, председатель колхоза «Красный уссуриец» Вяземского района Муравченко 4 февраля 1948 г. на заседании райисполкома в своём выступлении о положении в колхозе заявил: «Никакой разницы между условиями жизни в нашем колхозе и условиями жизни заключённого в тюрьме я не вижу». Член колхоза им. Куйбышева Тамбовского района Саяпин В. С. 15 октября 1947 г. заявил: «Хлеба нет. За что же работать?

Мне колхоз должен 20 цнт хлеба, а ни одного килограмма не дали, всё вывезли государству. Вот поэтому народ и не хочет работать в колхозе».

Председатель колхоза «Верный путь»... длительное время затягивал уборку овса и при этом колхозникам говорил: «Нечего торопиться с овсом. Если его убрать, то всё равно предложат сдать государству». Зафиксирован ряд случаев, когда колхозники по этим же причинам подают официальные заявления о своём выходе из колхозов... Создавшуюся тяжёлую обстановку в колхозах края пытаются использовать в своих целях антисоветские элементы.

Так, в селе Аносово Кумарского района Амурской области в течение 19, 20 и 21 января 1948 г. неизвестным лицом наклеивались на стенки почтового ящика антисоветские листовки, направленные на дискредитацию колхоза и его руководителей.

1) На какое противоречие указывает автор отрывка?

2) Каковы, по мнению автора, последствия снижения производства колхозами сельскохозяйственной продукции? Укажите не менее двух.

3) Сформулируйте причину существования данного противоречия. Используя факты, изложенные в отрывке, приведите два аргумента в пользу своего мнения.

4) Каково, на ваш взгляд, отношение автора к государственной политике в колхозах? Приведите два аргумента в подтверждение своей точки зрения.

9.15 Прочитайте отрывок из воспоминаний И. Г. Эренбурга и ответьте на вопросы.

Мне казалось, что после победы советского народа тридцатые годы не могут повториться, а всё напоминало прежнее — собирали писателей, кинорежиссёров, композиторов, выявляли «соучастников», каждый день список провинившихся пополнялся новыми именами: обвиняли Пастернака и Шостаковича, Эйзенштейна и Пудовкина, Козинцева и Трауберга, Погодина и Сельвинского, Кирсанова и Гроссмана, Эйхенбаума и Берггольц, Л. И. Тимофеева и Садофьева, Межирова и А. Гладкова.

Начала выходить газета «Культура и жизнь», её статьи выглядели как обвинительные заключения. Зощенко и Ахматова изображались главными врагами, о них говорили и писали куда резче, чем о Черчилле, призывавшем показать русским военную мощь англосаксов, или чем о некоторых американских сенаторах, уже поговаривавших о «превентивной войне».

Тогда же и в докладе Жданова, и в статьях, ему посвященных, впервые была объявлена «борьба с низкопоклонством перед Западом».

А. А. Жданова я помнил по Первому съезду писателей. Сталин, видимо, считал его специалистом по литературе и искусству — и ещё в 1934 году поручил направить

писателей на путь истинный, но тогда мы слушали и не пугались. Снова я увидел Жданова в 1947 году — он пригласил пять или шесть литераторов, среди них и меня, мы должны были войти в редакционную коллегию журнала «Знамя». Я наотрез отказался и молча просидел до конца заседания — Жданов объяснял, какой должна быть советская литература. В начале 1948 года С. С. Прокофьев и Д. Д. Шостакович рассказывали, что в связи с очередным постановлением, на этот раз о музыке — Жданов пригласил композиторов и объявил им, что в музыке самое ценное — это мелодия, которую можно напевать. Помню, как в Варшаве ночью меня разбудил телефонный звонок. А. А. Фадеев сказал: «Ужасное сообщение — умер Жданов! Сойдите вниз, мы в ресторане...»

С М. М. Зощенко я встречался очень редко; как-то вышло, что мы мало знали друг друга, однако я всегда считал его одним из лучших наших писателей. Однажды, в начале пятидесятых годов, я его встретил на Пушкинском бульваре; он был мрачен, выглядел больным. Общие друзья рассказывали, что он чрезвычайно мучительно всё переживал. У Анны Андреевны я был в 1947 году. В маленькой комнате, где висел её портрет работы Модильяни, она сидела, как всегда печальная и величественная; читала Горация. Несчастья рушились на неё, как обвалы, и нужна была необычайная душевная сила, чтобы сохранить достоинство, внешнее спокойствие, гордость в хорошем смысле этого слова.

1) Кто, по мнению автора отрывка, изображался властью «главными врагами»? В каком постановлении ЦК содержалась критика в их адрес? Когда оно было издано? Укажите месяц и год.

2) Кратко сформулируйте главную идею данного отрывка. В чём причины действий властей, описанных в данном отрывке? Назовите не менее двух причин.

3) Каково, на ваш взгляд, отношение автора отрывка к А. А. Жданову, М. М. Зощенко, А. А. Ахматовой? Почему вы так решили? Аргументируйте своё мнение.



Обобщённая характеристика, систематизация исторического материала

9.16 Назовите три международные организации, появившиеся в первые послевоенные годы. Для каждой организации укажите цель создания и не менее трёх стран-участниц.

1.

Цель создания



Страны-участницы

2. _


Цель создания

Страны-участницы

3. _

Цель создания_



Страны-участницы

9.17 Назовите два приоритетных направления развития промышленности СССР в первые послевоенные годы. Укажите не менее двух событий, произошедших в рамках каждого из этих направлений.

1-е направление _

События _

2-е направление События _

9.18 Назовите два направления внутренней политики властей в СССР в первые послевоенные годы, явившихся реакцией на изменение общественно-политической атмосферы в обществе. Укажите не менее трёх мероприятий, осуществлённых властями в рамках каждого из названных направлений.

1-е направление _

Л/Г


Мероприятия _

I

о



2-е направление Мероприятия _

Отметьте две характерные черты денежной реформы 1947 г. Назовите два её последствия.

Характерные черты _

Последствия

Анализ исторических версий и оценок, аргументация

9.19 Ниже приведены две точки зрения на проблему, связанную с поиском виновников начала «холодной войны»:

1. В развязывании «холодной войны» виновны страны Запада.

2. «Холодная война» вызвана объективными причинами, и обе стороны в равной степени ответственны за её разжигание.

Какая из точек зрения представляется вам более убедительной? Приведите не менее двух аргументов в подтверждение своего выбора. При аргументации обязательно используйте исторические факты.

9.20 Ниже приведены две точки зрения на проблему, связанную с оценкой эффективности экономики СССР первых послевоенных лет:

1. Экономика СССР первых послевоенных лет была неэффективна.

2. Послевоенная экономика СССР справилась с теми задачами, которые объективно перед ней стояли.

Какая из точек зрения представляется вам более убедительной? Приведите не менее двух аргументов в подтверждение своего выбора. При аргументации обязательно используйте исторические факты.

9.21 Ниже приведены две точки зрения на итоги правления И. В. Сталина:

1. К концу правления И. В. Сталина СССР доказал эффективность своего общественно-политического строя и экономики, что давало надежды на успешное развитие страны в будущем.

2. К концу правления И. В. Сталина в Советском Союзе уже существовали предпосылки будущего упадка.

Какая из точек зрения представляется вам более убедительной? Приведите не менее трёх аргументов в подтверждение своего выбора. При аргументации обязательно используйте исторические факты.

Анализ исторической ситуации

9.22 Разберите историческую ситуацию, связанную с образованием ФРГ и ГДР. На основе анализа ситуации сделайте вывод.

1) Время.

2) Люди (или социальные группы), которые были связаны с данной ситуацией.

3) События и явления, связанные с данной ситуацией. Как были связаны (устно)?

I

4) На основе анализа ситуации укажите не менее трёх причин разделения Германии на два государства — ФРГ и ГДР.



5) Какие другие два народа оказались разъединены на два государства в первые послевоенные годы?

9.23 В первые послевоенные годы было принято решение о довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, приоритетном развитии тяжёлой промышленности, сохранении колхозов. Проанализируйте историческую ситуацию, связанную с принятием данного решения. На основе анализа ситуации сделайте вывод о причинах этого.

1) Люди (или социальные группы), которые были связаны с данной ситуацией.

2) Какова точка зрения на модель послевоенного развития экономики, альтернативная реализованной?

3) События и явления, связанные с данной ситуацией. Как они были связаны (устно)?

4) На основе анализа ситуации укажите не менее двух причин принятия данного решения.

9.24 После Великой Отечественной войны изменилась общественно-политическая атмосфера в советском обществе по сравнению с довоенным периодом. Проанализируйте историческую ситуацию, связанную с данным явлением. На основе анализа ситуации сделайте вывод о его причинах.

1) Какие перемены произошли в общественно-политических настроениях каждой из социальных групп советского общества?

2) События и явления, которые повлияли на общественно-политические настроения.

3) Сформулируйте не менее двух причин изменения общественно-политических настроений.

Сравнение

9.25 Сравните международное положение и внешнюю политику СССР и США в первые послевоенные годы, выделив три общие черты и два различия.

Ответ оформите в виде таблиц. Самостоятельно сформулируйте линии сравнения, сделайте вывод. Общее:


Линии сравнения

Общие черты



















Различия:

Линии сравнения

СССР

США



















Вывод

9.26 Сравните процессы и условия создания двух противоборствующих лагерей — капиталистического и социалистического в первые послевоенные годы, выделив три общие черты и три различия.

Ответ оформите в виде таблиц. Самостоятельно сформулируйте линии сравнения, сделайте вывод.

Общее:


Линии сравнения

Общие черты



















Различия:

Линии сравнения

Социалистический лагерь

Капиталистический лагерь




























Вывод

9.27 Сравните характерные черты развития и состояние промышленности СССР в военные и первые послевоенные годы, выделив три общие черты и три различия.

Ответ оформите в виде таблиц. Самостоятельно сформулируйте линии сравнения, сделайте вывод.

Общее:


Линии сравнения

Общие черты



















Различия:

Линии сравнения

1941—1945 гг.

1945—1953 гг.




























Вывод_

Работа с картой

9.28 Выполните задания к контурной карте «Европа в 1945—1953 гг.» (см. с. 45).

1) Обозначьте на карте европейские страны, вошедшие в НАТО в момент его создания.

2) Укажите страны, объединившиеся в СЭВ в момент его создания.

3) Какие страны заштрихованы на контурной карте? Как вы считаете почему?

Выполните задания к контурной карте «СССР в 1945—1965 гг.» (см. с. 46-47).

1) Проведите примерную границу территории СССР, пострадавшей от немецкой оккупации.

2) Обозначьте на контурной карте промышленные объекты, созданные или восстановленные в период 1945—1953 гг.

Работа со статистической и с визуальной информацией

Изучите информацию диаграммы «Производство важнейших видов продукции в 1940 г. и в 1950 г.» и ответьте на вопросы.

1) Запишите виды продукции, производство которых увеличилось.







3) В чём причины изменений?

4) Можно ли на основе этих данных утверждать, что в 1950 г. электроэнергии было произведено примерно в 3 раза больше, чем стали? Почему?

I

9.29 Внимательно рассмотрите изображение и выполните задания.



Когда мог быть создан плакат?

Объясните, почему он не мог появиться: 1) ранее указанного вами времени

2) позже указанного вами времени

I Проанализируйте информацию таблицы и ответьте на вопросы.

Цены на отдельные товары в 1945—1952 гг. (при средней зарплате 500 р. в месяц)


Количество товара

Цена

Количество товара

Цена

1 кг хлеба

3—4 р.

1 десяток яиц

Ир.

1 кг мяса

28—32 р.

1 шерстяной костюм

1500 р.

1 кг сливочного масла

62 р.







1) Подсчитайте, какое количество указанных в таблице продуктов можно было купить на среднюю зарплату.

2) Узнайте, какова сегодня зарплата, а также цены на указанные продукты, и сделайте те же вычисления для нашего времени. Каков результат?



3) Сравните современный уровень жизни и уровень жизни в 1945—1952 гг.

Каталог: fr
fr -> При неисправной автоматики автомобиля ток зарядки может быть недостаточным или привести к перезаряду при повышенных значениях
fr -> Модуль заряда Li-ion аккумуляторов на микросхеме tp4056
fr -> Автозарядка автомат
fr -> Многофункциональное зарядное устройство Ni-Cd/Ni-mh аккумуляторов на контроллере max713
fr -> Труды института
fr -> Питание для спортсменов
fr -> Мириманова Е. В. М 63 Система минус 60, или Мое
fr -> Государственное казначейство украины
fr -> Руководство по переносу системы «Клиент-банк» на другую ЭВМ
fr -> Работа с программой Outlook Express


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница