Пояснительная записка борьба вольная это единство двух спортсменов. С помощью различных технических приемов каждый из соперников стремится положить другого на лопатки и добиться победы. История вольной борьбы насчитывает многие десятки лет



страница1/21
Дата24.03.2019
Размер2.82 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


\\uch-avdalyan\cyss\программы\вольная борьба.jpg\\uch-avdalyan\cyss\программы\вольная борьба1.jpg

\\uch-avdalyan\cyss\программы\вольная борьба2.jpg\\uch-avdalyan\cyss\программы\вольная борьба3.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Борьба вольная – это единство двух спортсменов. С помощью различных технических приемов каждый из соперников стремится положить другого на лопатки и добиться победы. История вольной борьбы насчитывает многие десятки лет. Названа она вольной в связи с тем, что в ней в отличие от борьбы классической, правилами установлено меньше ограничений, то есть борцу предоставлена большая свобода в выборе приемов для достижения победы.



В отличие от греко- римской борьбы, в борьбе вольной разрешается выполнять захваты за ноги и делать подножки, подсечки. В партере допускается переворачивать противника на спину, используя для этого любые захваты, обхваты и действия руками и ногами.

Характерная отличительная черта спорта - соревнования. Победители соревнований пользуются почетом и уважением, становятся кумирами нашего народа, являются примером для подрастающего поколения. Их достижения способствуют развитию борьбы, с помощью привлечения молодого поколения в данный вид спорта.

Но все же, не смотря на все положительные моменты, к настоящему времени в борьбе накопилось не мало проблем: снижается количество наших спортсменов в списках сильнейших мира, на последнем чемпионате Европы по борьбе в отличии от чемпионата Европы 2007 года,доминировали зарубежные спортсмены. И тому есть свои причины. Молодые тренера, желая побыстрее проявить себя, забывают о разносторонней подготовке своих воспитанников, форсируя их тренировку. На соревнованиях часто заметно, что молодые спортсмены имеют низкую техническую, функциональную и физическую подготовленность, в то время как для достижения высоких спортивных успехов в соревнованиях по борьбе необходима определенная подготовленность. Борец, добивающийся более высокой степени подготовленности, имеет преимущество над соперниками. 

В настоящий момент в вольной борьбе произошло много изменений: уменьшилось количество весовых категорий(из 11 осталось на данный момент 7), в связи с чем многим спортсменам приходится прибегать к сгонке веса, что отрицательно влияет на здоровье спортсмена, сократилось время схватки, поединок стал более динамичен, а, следовательно, теперь от спортсменов требуется большая скоростная выносливость. Для всех типов соревнований каждая весовая категория должна проводиться в течение одного дня, что так же требует от борца хорошей физической подготовки.

В следствии всего выше сказанного, становится понятно, что решающую и основополагающую роль в подготовке борца играет физическая подготовка, общая и специальная выносливость.

Модифицированная образовательная программа охватывает комплекс параметров подготовки спортсменов на весь многолетний период обучения и тренировки – от начального обучения до спортивного совершенствования. Предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса становления спортсменов, тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности. Преемственность в решении задач, направленных на укрепление здоровья юных спортсменов, воспитания стойкого их интереса к занятиям спортом, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по вольной борьбе составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Типовым положением о дополнительном образовании детей (Приказ Минобрнауки России от 26.06.2012г. №504), нормативными документами Министерства образования РФ Нижегородской области и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (за № 329 от 04.12.2007г.). Модифицированная программа по вольной борьбе составлена на основе «Примерной программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва \Б. А. Подливаев, Д. Г. Миндиашвили, Грузных Г.М., Купцов А.П. М.: Советский спорт, 2003г.».

Образовательная программа является модифицированной, по направленности – физкультурно-оздоровительной, по уровню освоения – углубленной, по способу подачи содержания и организации учебного процесса – комплексной. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью вовлечения обучающихся в социально-активные формы деятельности, а именно в вольную борьбу. Отличительной особенностью данной программы является объект – объектные, объект-субъектные отношения, субъект-субъектные отношения между тренером-преподавателем и воспитанником. Стремление к общим стандартам техники, средств и методов технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями обучающихся. При этом следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого из обучаемых редко вполне соответствуют типовым характеристикам, о которых написано в руководствах. Следовательно, главной задачей процесса совершенствования личности обучаемых в теоретическом, техническом и тактическом развитии является усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики, кинематики и ритма с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.



Цель и задачи программы

Цель – многолетняя подготовка спортивных резервов для вольной борьбы, подготовка спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных сил.

Задачи:

  1. Формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

  2. Профессиональное самоопределение;

  3. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

  4. Достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков;

  5. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости.

Условия реализации программы

Программа занятий рассчитана на 10 лет комплексного обучения и воспитания детей и подростков в возрасте от 9 до 18 лет.Программа рассчитана на обучение учащихся в группах начальной подготовки (3 года), в тренировочных группах (5 лет), в группах совершенствования спортивного мастерства (2 года). Изложение программного материала для практических занятий носит характер последовательного перечня и описания основных средств подготовки учащихся в соответствии с этапами обучения.Срок реализации программы может сокращаться в зависимости от возраста поступления ребенка в учреждение и качества освоения программы (выполнение нормативов и требование ЕВСК).



В основе обучения вольной борьбе лежат дидактические принципы педагогики: сознательность и активность, наглядность, систематичность, постепенность, доступность и прочность освоения знаний, принцип всестороннего развития, а также основополагающие принципы спортивной подготовки.

Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медико-биологического контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы в многолетнем учебно-тренировочном процессе учесть преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и величин нагрузок, направленных на решение определенных задач подготовки.
В настоящей программе выделено 3 этапа многолетней подготовки:

  • этап начальной подготовки (НП). В ГНП зачисляются учащиеся, успешно освоившие дополнительную общеразвивающую программу по вольной борьбе, достигшие 9-летнего возраста, желающие заниматься по предпрофессиональный программе, не имеющие противопоказаний к занятиям и прошедшие просмотр и тестирование по виду спорта «Вольная борьба». На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники самбо, выполнение контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап; просмотр и тестирование осуществляется по нормативам ОФП и СФП для зачисления в ГНП. Этап начальной подготовки является важным этапом отбора спортивно одаренных детей для их последующей многолетней подготовки в спортивной школе.

  • тренировочный этап. Тренировочные группы начальной специализации (1,2годы обучения) формируются из учащихся, не имеющих противопоказаний к занятиям по вольной борьбе, успешно прошедшие аттестацию. Тренировочные группы углубленной специализации (3,4,5года обучения) формируются из учащихся, не имеющих противопоказаний к занятиям по вольной борьбе, успешно прошедшие аттестацию, имеющие положительную динамику итогов выступления на соревнованиях, а также к окончанию 5года обучения выполнить спортивный разряд кандидата в мастера спорта.

  • этап совершенствования спортивного мастерства. Группы формируются из учащихся, мотивированных на преодоление больших тренировочных нагрузок, успешно прошедших этап подготовки в тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Данные группы открываются по согласованию с учредителем. Продолжительность этапа до 3 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.

Перевод учащихся на следующий год обучения, этап обучения производится при условии освоения образовательной программы и успешного прохождения итоговой аттестации в форме соревнований, тестирования, сдачи контрольных нормативов.

Учащиеся не соответствующие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, выполнившие контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовки, программные требования следующего года обучения, этапа обучения, при наличии разрешения врача письменного заявления учащегося или родителей (законных представителей) могут переводиться раньше срока при составлении индивидуального плана подготовки, по программе ускоренного обучения и решения Педагогического совета Учреждения.

Основными формами тренировочного процесса являются: групповые тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным планам обязательна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.



Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  1. Стабильность состава обучающихся (посещаемость).

  2. Сохранение и укрепление здоровья, уровень физического развития обучающихся (антропометрия, динамометрия, измерение ЧСС).

  3. Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся (тестирование).

  4. Повышение уровня спортивной подготовки (участие в соревнованиях).

  5. Судейская и инструкторская практика в организации и проведении спортивных мероприятий.

На этапе начальной подготовки ставится задача привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

На тренировочном этапе подготовки ставится задача улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие, и повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.



На этапе совершенствования спортивного мастерства ставится задача привлечения к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Учебная программа - это документ, в котором определено содержание спортивной тренировки, соревновательной и вне соревновательной деятельности учащихся спортивных школ и клубов. Приведены целесообразные способы организации обучения двигательным действиям. Учебная программа является информационной моделью педагогической системы, представляющей собой организованную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности с качествами, необходимыми обучающемуся для достижения высоких спортивных результатов. Учебная программа играет ведущую роль в раскрытии содержания обучения вольной борьбы и применении организационных форм обучения и совершенствования подготовки борцов, направленной на выработку навыков, усвоение знаний и формирование важных личностных качеств обучающихся в условиях многолетней подготовки.

В программе предусматривается освоение не только объема знаний, двигательных умений и навыков, но и развитие мышления учащихся на основе формирования умственных действий посредством анализа, синтеза, оценки обстановки, принятия решений из данных наблюдений за действиями противников, а также оценки своих возможностей.

Структурирование учебного материала программы построено по принципу «расширяющейся спирали», благодаря чему одна и та же мыслительная операция отрабатывается на занятиях периодически многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами, на основе углубленной проработки каждого двигательного действия. При этом мыслительной операцией является акт мышления, благодаря которому решается элементарная задача, неразложимая на более простые.

Личность одаренного спортсмена характеризуется тем, что в основе ее творческой деятельности лежат мотивы, интересы, потребности, непосредственно связанные с содержанием тренировочной и соревновательной деятельности. Спортивная деятельность, мотивированная на данной основе, позволит борцу успешнее развивать интеллектуально-творческие способности. Однако общеизвестно, что успехов в реализации своих творческих способностей добивается часто не тот спортсмен, который обладает высоким интеллектом и способностью к творческому мышлению, а тот, кто более настойчиво и упорно идет к своей цели.

Учебный материал представлен по видам подготовки: технико-тактической, физической, психологической, методической, соревновательной. В технико-тактической подготовке предусматривается изучение техники и тактики вольной борьбы. Тактика борьбы изложена в разделах: тактика проведения приемов, тактика ведения поединка, тактика участия в соревнованиях. Физическая подготовка делится на общую и специальную. Специальная физическая подготовка представлена средствами, принадлежащими вольной борьбе, общая - средствами других видов деятельности. Психологическая подготовка базируется на развитии волевых и нравственных качеств. Методическая подготовка содержит учебные материалы по теории и методике вольной борьбы и судейской практике.

В нормативной части изложены параметры зачетных требований по основным разделам подготовки по годам обучения. Расчетно-плановая часть включает: учебный план и планы-графики расчета учебных часов по годам обучения.

Для достижения физического и нравственного совершенства необходимо решить три группы задач: образовательных, воспитательных, оздоровительных. Группа образовательных задач состоит из усвоения теоретических и методических основ вольной борьбы, овладения двигательной культурой борьбы и овладения навыками противоборства с противниками, включая подготовку к соревнованиям (тренировку).

Решение воспитательных задач предусматривает воспитание нравственных, волевых качеств. Оздоровительные задачи позволяют контролировать развитие форм и функций организма, сохранять и укреплять здоровье на основе использования восстановительных и медицинских мероприятий.

На теоретических занятиях борец овладевает историческим опытом и элементами культуры вольной борьбы, осваивает методические основы (планирования, методов обучения, тактики), овладевает способами наблюдения, регистрации и обобщения тренировочных и соревновательных данных. Занятия подразделяются на учебные, тренировочные, контрольные и модельные, а соревнования - на главные, основные, отборочные и контрольные.

На учебных занятиях изучают различные элементы техники и тактики, исправляют ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми бросками, способами защиты, техническими действиями. В тренировочных занятиях многократно повторяют хорошо освоенные элементы техники и тактики, закрепляют их варианты в условиях различного объема и интенсивности их выполнения. В них осваивают новый учебный материал и закрепляют пройденный. Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки и оценки подготовленности борца по разделам подготовки - технической, тактической, физической, волевой. Модельные занятия предусматривают соответствие содержания занятий с программой предстоящих соревнований, их регламентом и контингентом участников. Занятия по развитию физических и психических качеств состоят из занятий по вольной борьбе и занятий по другим видам спорта. Из вольной борьбы используются тренировочные и контрольные занятия, из других видов - круговая тренировка, тренировочные и контрольные типы занятий. Рекреационные занятия характеризуются малыми объемом, интенсивностью, а также эмоциональностью - прогулки по лесу, посещение сауны, применение массажа, душа, ванн, использование бассейна, помещения для гигиенического сна.

В практических занятиях важное значение имеет разминка. В разминку включают различные упражнения - упражнения для крупных групп мышц, малых групп мышц, а также растирание ушных раковин, носа, области грудино-ключичных сочленений, реберных дуг, суставов рук, ног, мышцы шеи, акробатические упражнения, упражнения с партнером, имитационные упражнения. Тренеру рекомендуется показывать бросок или прием в обе стороны (в левую и в правую), из стандартного положения, при передвижении по ковру. Борцам следует выполнять броски в левую и правую стороны, что позволит увеличить силу мышц слабой стороны тела. Процесс противоборства борцы должны почувствовать в первые дни занятий, что закрепит их интерес к вольной борьбе. После разучивания технического действия следует дать им возможность побороться.

В первые годы обучения не следует злоупотреблять обучением борцов пассивным защитам. Активная защита изучается на последующих занятиях после освоения броска. При изучении сложных и трудных бросков рекомендуется использовать более мягкое покрытие, чем татами. Это предупредит от возникновения устойчивого чувства страха у юношей. При этом показательные выступления являются хорошим средством для совершенствования сложных и трудных бросков.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств планируются с небольшим приростом показателей. Не рекомендуется часто применять упражнения, требующие чрезмерных напряжений.

Культура поведения, доброжелательность старших по отношению к младшим, примеры трудолюбия, скромности, честности играют большую роль в спортивной биографии спортсмена. Одинаковые права и единые требования к учащимся облегчают построение педагогического обучения вольной борьбе.

Интеграция видов обучения позволит в большей мере индивидуализировать подготовку юных борцов (см. табл. 3).

Классификация видов обучения


п/п

Виды обучения

Действия тренера и спортсмена

1

Сообщающее

1. Тренер сообщает учебную информацию.

2. Борец слушает, воспринимает, копирует способ действия, выполняет учебное задание.

2

Программированное

1. Тренер предлагает программу, расчлененный учебный материал по дозам (шагам).

2. Контроль тренера и самоконтроль борца. Спортсмен усваивает учебную информации последовательно, по частям.

3

Проблемное

1. Тренер ставит проблему, выделяет основные ее части.

2. Тренер заинтересовывает (вскрывает противоречие), борец формирует побудительные стимулы к решению проблемы.

3. Борец осознает, понимает проблемную ситуацию, осуществляет поиск ответа, обеспечивает процесс разрешения проблемы, получает результат, усваивает знания, вырабатывает способ их приобретения.

4

Игровое

1. Присвоение ролей субъектов обучения, игровой эксперимент, результат, обсуждение, выводы.

5

Самостоятельное

1. Спортсмен находит, осознает, творчески преобразовывает, усваивает, применяет, вырабатывает способы формирования умений, использует знания, умения, навыки в практике.


Ознакомление с двигательным действием происходит в соответствии с принципом сознательности и активности с помощью рассказа, объяснения, демонстрации и практического опробования (в целом или по частям), что позволяет выделить и использовать имеющиеся в двигательном опыте спортсмена готовые элементы и подсистемы координации, которые будут служить предпосылкой для построения движения.

Обучение двигательным действиям представляет собой процесс познания системы движений, входящих в состав конкретного действия, и закономерности связей между ними. Это относится как к форме, так и содержанию двигательных действий.

На этапе первоначального обучения двигательному действию ведущими методами являются расчлененное разучивание его отдельных частей и применение систем подводящих упражнений. Целостное воспроизведение движения играет ведущую роль по мере того, как спортсмен овладевает его частями.

На этапе детализированного разучивания применяются формы словесных методов в определенной логической последовательности: разбор, анализ, самоотчет. С целью углубленного осмысления действия используются формы зрительной и двигательной наглядности.

В дальнейшем происходит переход ведущей роли управления движениями к двигательному анализатору и связанное с этим «сужение ведущей афферентации», что затем позволяет исключить зрительный контроль над движением.

На этапе достижения двигательного мастерства происходит совершенствование техники выполнения движения и повышение уровня развития специальных физических качеств.

Общие требования к организации тренировочной работы

1. В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства (выполнения норматива мастера спорта России, среднего стажа занятий и возраста обучающихся).

2. Увеличение недельной тренировочной нагрузки и перевод обучающихся в следующие группы обучения обусловливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов.

3. Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.

4. Установленная недельная тренировочная нагрузка является максимальной.

5. Количество установленных в отделении учебных групп (начальной подготовки, тренировочных) является минимальным.

6. На период тренировочных сборов, оздоровительно-спортивного лагеря наполняемость учебных групп и режим тренировочной работы устанавливаются в соответствии с наполняемостью и режимами работы специализированных классов.

7. В зависимости от уровня спортивной подготовленности обучающихся, а также от условий проведения занятий разрешается сокращение недельной нагрузки, но не более чем на 25% (начиная с тренировочных групп).


В таблицах 1-4 представлены режимы и основные параметры тренировочных занятий и соревнований на этапах подготовки, а также контрольные нормативы (подробное описание в гл.5.7).
Таблица 1

РЕЖИМЫ ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

И ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ, ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Год

обучения


Минимальный возраст для

зачисления



Наполняемость

групп


Максимальное

количество учебных

часов в неделю


Требования по физической,

технической, спортивной подготовке на конец учебного года



максимум

минимум

Группы начальной подготовки

До 1 года

10

20

12

6

Выполнение нормативов по ОФП

Свыше 1года (2,3)

11

16

12

8

Выполнение нормативов ОФП, СФП, III и IIюн.раз.

Тренировочные группы

1-й

12-13

14

12

12

Выполнение нормативов по ОФП, СФП, ТТП, II и Iюн.раз.

2-й

13-14


14

12

12

Выполнение нормативов по ОФП, СФП, ТТП, Iюн.раз. и IIIраз.

3-й

14-15

12

10

18

Выполнение нормативов по ОФП, СФП, ТТП, III и IIраз.

4-й

15-16

12

10

22

Выполнение нормативов по ОФП, СФП, ТТП, II и Iраз, КМС

Группы совершенствования спортивного мастерства

До 1 года

16

8

8

24

KMC Выполнение
нормативов по ОФП,
СФП, ТТП, спортивных
результатов

Свыше 1года

17-18

6

6

28

Максимальный состав групп определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях. Недельный режим тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Обще годовой объем тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%.
В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с тренировочных групп третьего года обучения, недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах обще годового учебного плана, определенного данной учебной группе. Так, во время каникул и в период пребывания в лагерях, вовремя тренировочных сборов учебная нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем годового учебного плана каждой группы был выполнен полностью.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план – это основной документ, в котором распределены по этапам и годам обучения средства многолетней подготовки юных борцов. При составлении многолетнего учебного плана необходимо основываться на принципах планирования подготовки борцов, специфических особенностях борьбы, задачах этапов, необходимости достижения на каждом из них модельных значений тактико-технической и физической подготовленности. Типовой проект такого плана приведен в табл.3.



Таблица 2

Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения (%)


Разделы подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (период базовой подготовки и спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

До 1года

Свыше 2-х лет

До 2-х лет

Свыше 2-х лет

До 1 года

Свыше 2-х лет

Максимальное количество учебных часов в неделю

6

8

12

18

24

28

Теория и методика физической культуры и спорта (%)

3

3,5

3

2

2

2

Общая физическая и специальная подготовка (%)

45

40

31

26

17

15

Избранный вид спорта (%)

40

45

50

55

65

73

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)

2

3

4

7

8

2

Приемные и контрольные нормативы, медицинское обследование (%)

5

5

8

8

6

6

Другие виды спорта и подвижные игры (%)

5

3,5

4

2

2

2

В нормативной части программы хотелось обратить внимание на распределение учебных часов в план-графике.

Таблица 3
Примерный учебный план распределения часов в многолетней подготовке борцов на 52 недели

п/п

Виды подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап

Этап совершенствования спортивного мастерства

До 1года

Свыше 2х лет

До 2-х лет

Свыше 2х лет

До 1 года

Свыше 2лет

1

Теория и методика физической культуры и спорта

9

13

16

19

22

25

2

Общая и специальная физическая подготовка

129

140

209

214

212

220

2.1

Общая физическая подготовка

75

70

95

90

80

80

2.2

Специальная физическая подготовка

54

70

114

124

132

140

3

Избранный вид спорта

110

167

255

485

759

901

3.1

Техническая подготовка

70

100

125

257

365

460

3.2

Тактическая подготовка

30

55

117

208

369

410

3.3

Психологическая подготовка

10

12

13

20

25

31

4

Медицинское обследование

6

8

17

22

25

44

5

Инструкторская и судейская практика, соревнования

6

10

15

35

38

29

6

Система контроля и зачетные требования

6

10

25

35

30

40

7

Другие виды спорта и подвижные игры

10

14

15

18

18

29

Итого (46недель)

276

362

552

828

1104

1288

Тренировочные занятия в условиях оздоровительного лагеря или по индивидуальному плану на период летнего активного отдыха (6недель)

36

54

72

108

144

168

ВСЕГО (52недели)

312

416

624

936

1248

1456



Таблица 4

Формы подведения итогов реализации программы

Выполнение контрольно-переводных нормативов по этапам подготовки:


Этап обучения

Группа


Возраст


Нормативные требования для перевода на следующий год обучения

Общая и специальная физическая подготовка

Техническая подготовка

Участие в соревнованиях

Этап начальной подготовки


НП-1

НП-2


НП - 3

9-10

10- 11


11-12

27 баллов

30 баллов

32 балла


-

-

-



1

2

2-3



Тренировочный этап

УТГ-1

УТГ-2


УТГ-3

УТГ-4



12-13

13-14


14-15

15-17



37 баллов

45 баллов

52 балла

58 баллов




2 юн. 25%

от группы

2 юн. 50%

от группы

2 юн.

I юн. 50%



от группы

2

2-3


3

3-4



Этап совершенствования спортивного мастерства

СС-1

СС-2


СС-3


16-17

17 и старше

17 и старше


58 баллов

58 баллов

58 баллов


КМС

подтвердить КМС

-“-


Выступать на Чемпионате УрФО, Первенстве России

-“-


-“-

Планируемые показатели
соревновательной деятельности по виду спорта спортивная борьба


Виды соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Контрольные

-

-

3-4

4-5

5-6

5-6

Отборочные

-

-

1

1-2

1-2

1-2

Основные

-

-

1

1

1-2

1-2

Главные

-

-

-

1

1

1

Соревновательных схваток

8-12

8-12

14-38

14-38

40-44



3.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1.Основы многолетней подготовки борцов

Многолетняя подготовка борцов — это единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:



  1. Строгая преемственность задач, средств и методов тренировки обучающихся;

  2. Неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется;

  3. Непрерывное совершенствование спортивной техники;

  4. Неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

  5. Правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;

  6. Осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

Формы занятий по спортивной борьбе определяются в зависимости от контингента обучающихся, задач и условий подготовки и различаются по типу организации (урочные и неурочные), направленности (общеподготовительные, специализированные, комплексные), содержанию учебного материала (теоретические, практические). Основной формой являются урочные практические занятия, проводимые под руководством тренера по общепринятой схеме согласно расписанию, которое составляется с учетом режима учебы и работы обучающихся, а также исходя из материальной базы. Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа в течение 10-12 мин в начале практического урока). При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения теории подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, таблицами, рисунками и др. наглядными пособиями. Их лучше изготовить в виде слайдов и диапозитивов, что позволит создать со временем хороший методический комплекс, не требующий много места для хранения. Практические занятия могут различаться по цели (на учебные, тренировочные, контрольные и соревновательные), количественному составу обучающихся (индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые), степени разнообразия решаемых задач (на однородные и разнородные). На учебных занятиях усваивается новый материал, осуществляется обучение основам техники и тактики борьбы. На тренировочных занятиях, наряду с разучиванием нового материала и закреплением пройденного, большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности борцов. В процессе тренировочных занятий осуществляется совершенствование физической, психологической и специальной подготовленности «борцов, а также создаются предпосылки для повышения эффективности ранее изученных технико-тактических действий. Контрольные занятия обычно применяются в конце отдельных этапов подготовки или в случаях проверки качества работы тренеров. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится сдача контрольных нормативов (п.3.0). Соревновательные занятия применяются для формирования у борцов соревновательного опыта. Они проводятся в форме неофициальных соревнований - классификационные соревнования, прикидки для окончательной коррекции состава команды, матчевые встречи.

Годичный цикл включает в себя следующие этапы: общеподготовительный (ОПЭ), специально-подготовительный (СПЭ), контрольно-подготовительный (КПЭ), этап непосредственной подготовки к соревнованиям (ЭНПС), соревновательный (СЭ), восстановительно-разгрузочный (ВРЭ).



Подготовительный период. Задачи: укрепление здоровья обучающихся, улучшение их общей физической подготовленности, изучение техники и тактики борьбы, совершенствование моральных и волевых качеств, теоретическая подготовка.

Соревновательный период. Задачи: дальнейшее развитие физических, моральных и волевых качеств, изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, достижение высокого уровня тренированности, специальная подготовка и участие в соревнованиях, приобретение инструкторских и судейских навыков.

В этом периоде особое внимание уделяется непосредственной подготовке учащихся к предстоящим соревнованиям.

В зависимости от количества крупных соревнований соревновательный период может состоять из 2—3 циклов подготовки. Соревнования по борьбе проводятся согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий.

Переходный период. Задачи: активный отдых, поддержание достигнутой общей и специальной физической подготовленности.

Обучающимся, уезжающим на каникулы, тренер-преподаватель должен дать индивидуальное задание по общей и специальной физической подготовке.

Не исключая вариантов построения тренировочных занятий, апробированных каждым из тренеров, следует обратить внимание на их содержание, отвечающее задачам каждого из периодов тренировки. В частности, в практические занятия на ковре необходимо включать
следующие средства подготовки.

1. Акробатические упражнения, выполняющие функцию разминки, для подготовки опорно-связочного и мышечного аппарата к работе, что будет способствовать предотвращение травм.

2. Игры (6—8 мин) для развития качеств маневрирования, повышения внимания, быстроты переключения.

3. Тренировочные задания, связанные с освоением атакующих и блокирующих захватов, включая борьбу за территорию в определенном захвате.

4. Тренировочные задания по решению захватов (или ситуаций поединка) приемами (6—8 мин).

5. Тренировочные задания по решению захватов дебютами (6—8 мин).

При этом следует иметь в виду, что игровые задания предусматривают поочередное решение поставленных задач. Специализированные игровые комплексы, которые можно применять в процессе тренировки представлены в приложении 15.

Задания по осуществлению или решению захватов выполняются как в стойке, так и в партере. Между заданиями необходимо предусматривать перерывы (от 30-ти с до 2-х мин) для повышения эффективности освоения учебного материала, предотвращения излишней потливости.

Возможные варианты примерного содержания разминки, тренировочных занятий в недельных микроциклах разных периодов подготовки, рекомендации по методике развития физических качеств борцов представлены в приложениях 2-16.

3.1. Сенситивные периоды в развитии основных физических качеств борцов

Современная система подготовки спортивного резерва и отбора наиболее одаренных спортсменов в связи с некоторым омоложением возраста обучающихся в отдельных видах спорта, а также чемпионов, требует глубокого изучения роста и развития детского организма. Понятие о росте и развитии организма относится к числу основных понятий в биологии. Под термином «рост» понимаются количественные изменения, происходящие в организме - увеличение длины, объема и массы тела, связанные с изменением количества числа клеток и их органических молекул в детском и подростковом организме. Термин «развитие» обозначает все качественные изменения организма, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и т.д.

Количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, поскольку количественные изменения, происходящие в организме, приводят к образованию новых качественных особенностей. Например, формирование двигательных функций связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего осуществление этих функций.Рост и развитие всех органов и систем происходит, непрерывно - развитие живого организма без длительных остановок по определенному генетически детерминированному плану; неодновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно (разновременность созревания - например, зрительный анализатор созревает к 6-7 годам, а двигательный - к 8-9 годам). Неравномерность развития выражается в том, что отдельные возрастные периоды характеризуются бурными изменениями различных функций. Например, возраст в пубертатном или подростковом периоде для мальчиков приходится на 13-16 лет. Причем границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, поскольку сроки начала и завершения процесса биологического созревания в зависимости от ряда факторов существенно варьируют в сторону более старшего или младшего возраста.

Известно, что на начальном этапе отбора чаще всего набор обучающихся тренеры осуществляют на основе морфологических показателей. Поэтому вполне возможно, что основной контингент обучающихся групп начальной подготовки ДЮСШ составляют дети с ускоренными и средними темпами развития, т.к. среди детей ретардированного типа развития большинство имеют плохое физическое развитие. Например, разница между средними показателями длины тела у акселератов и ретардантов составляет у мальчиков в 13-15 лет до 14 см. Отмечают, что между детьми этих типов существуют большие различия в уровне развития физических качеств и функциональных систем.

Практика спортивной деятельности свидетельствует о том, что большинство юных чемпионов впоследствии не способны показывать высокие спортивные результаты, кроме того, среди них редко встречаются спортсмены экстра-класса, потому что свои первые победы они достигают за счет высоких темпов физического развития в подростковом возрасте. Это временное преимущество над сверстниками объясняется высоким уровнем физического развития, отдельных физических качеств и функциональных систем организма. Часто через несколько лет систематических занятий в ДЮСШ акселератов начинают обгонять дети с нормальными и поздними сроками биологического созревания, поскольку, имея позднее половое созревание, они растут дольше, обладают более высоким потенциалом развития и в окончательном периоде полового созревания (18-19 лет) достигают больших размеров тела и высокого уровня развития физических качеств.

Исходя из сказанного, проблема выбора объема, интенсивности, направленности физической нагрузки в соответствии с качественными и количественными изменениями, происходящими в детском организме, на начальном этапе занятий борьбой требует серьезного анализа и осмысления. Вопреки общепринятому мнению, процесс роста не является непрерывным и сбалансированным.

Различные части тела, органы и системы развиваются неравномерно. Например, с 12 до 19 лет происходит окостенение различных гребней, костей, суставных площадей с крестцом и седалищного бугра. Этот процесс заканчивается к 20-25 годам. В 14-16 лет происходит слияние трех костей в одну тазовую кость. Ядро окостенения большеберцовой кости появляется в 12-14 лет. Следует отметить, что на рост костей активно влияют доза механической нагрузки и нормы реакции организма. Если при средних нагрузках сохраняется нормальный рост костей, то при больших и максимальных - кость растет не снаружи, а изнутри. Иррациональная адаптация может привести к травме. В школьные годы происходит интенсивное развитие двигательных функций. С возрастом уменьшается разница в показателях точности движений рук и ног. У детей 9-10 лет эта разница равна 1,7°, 13-14 лет - 0,7°. Латентный период двигательной реакции уменьшается в 9-10 лет особенно интенсивно, затем замедляется к 14-15 годам и продолжает уменьшаться до 20-25 лет. Также происходит перестройка вегетативных и соматических функций организма. Все эти изменения, происходящие в организме наряду с фазами биологического созревания на различных возрастных этапах, связывают с наиболее благоприятными периодами развития всех систем и функций. Эти периоды называют критическими, чувствительными, сенситивными. Одни авторы под критическими периодами развития понимают обусловленные генетически и внешней средой взаимосвязанные периоды интеграции процессов, регулирующих клеточный метаболизм, в результате чего наступает стойкий морфологический или физиологический сдвиг (Н. Кретчмер, Р. Гринберг, 1967). Другие же авторы эти периоды рассматривают как фазы наибольшей реализации потенции организма в онтогенезе и как периоды, когда специфическое воздействие на организм вызывает определенную повышенную ответную реакцию (И.А. Аршавский, 1975; Т.В. Карсаевская, 1970). Фазы, в пределах которых можно получить оптимальный результат от такого воздействия, называются сенситивными периодами. Многочисленными исследованиями установлено, что критические периоды в физическом развитии детей и подростков представляют особо благоприятные возможности для направленного воздействия на совершенствование их двигательных способностей. Выделяют следующие сенситивные фазы развития отдельных физических качеств (табл. 5).

Обобщая многочисленные данные, можно отметить следующие особенности сенситивных периодов, имеющих значение для занятий спортивной борьбой.

Росто-весовые показатели. Наибольший прирост прослеживается у детей в годы полового созревания. У мальчиков период бурного созревания этих показателей начинается с 12 до 15 лет. К 16 годам организм с точки зрения костного скелета считается сформированным. При этом, как уже отмечалось выше, слишком высокие нагрузки сдерживают рост трубчатых костей.Сила. Естественный рост силы мышц незначителен до 11-12 лет. С началом полового созревания (с 12 до 14 лет) темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14-17 лет.

Таблица 5

Сенситивные периоды развития физических качеств



Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

  7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост
















+

+

+

+







Мышечная сила
















+

+

+

+







Быстрота







+

+

+



















Скоростно-силовые качества










+

+

+

+

+










Сила
















+

+

+










Аэробные возможности




+

+

+













+

+

+

Анаэробные возможности







+

+

+










+

+

+

Гибкость

+

+

+

+






















Координационные способности







+

+

+

+
















Равновесие

+

+




+

+

+

+

+










Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет. Наиболее интенсивные темпы естественного роста этого качества происходят от 9 до 11 лет, и в момент полового созревания от 14 до 15 лет и позже.

Скоростно-силовые качества. Наибольший прирост приходится на возраст от 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост этих качеств продолжается в основном под влиянием целенаправленной тренировки.

Выносливость. Аэробные возможности организма и, в частности, аэробная мощность, характеризуемая показателем максимального потребления кислорода (МПК), увеличиваются с возрастом.

Наиболее интенсивно увеличиваются показатели аэробной мощности в период полового созревания (14-15 лет) и замедляются только после 18 лет. При этом относительный показатель МПК (мл/мин/кг) почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.

Анаэробно-гликолитические возможности имеют тенденцию к незначительному росту до 12-13 лет и к более значительному росту после 16 лет, т.е. в период достижения биологической зрелости. В связи с этим дети гораздо легче переносят соревнования в беге на 3000 м, нежели на 200-300 м.

Креатинфосфатный энергетический механизм наиболее интенсивно развивается по достижении биологической зрелости в возрасте 16-18 лет.

Гибкость. Рост этого качества интенсивно увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет. Максимальный скачок в развитии этого качества приходится на 10 лет. В последующие годы гибкость развивается в основном под влиянием специальной тренировки.

Координационные способности развиваются наиболее интенсивно с 9- 10, до 11-12 лет.

Следует иметь в виду, что сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости. С учетом этих особенностей следует определять преимущественную направленность тренировочного процесса по годам обучения.

3.3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА:

Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений, и навыков.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница