Пояснительная записка примерные рабочие программы вариант русский язык. Класс 9



страница1/24
Дата15.04.2019
Размер6.72 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24




Оглавление


Оглавление 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 9

ВАРИАНТ 7.2 9

РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС 9

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС 39

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 КЛАСС 92

МУЗЫКА. 1 КЛАСС 114

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 КЛАСС 128

ТЕХНОЛОГИЯ. 1 КЛАСС 146

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС 191

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС 222

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: РИТМИКА. 1 КЛАСС 253

ВАРИАНТ 7.2 266

РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 266

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 292

МАТЕМАТИКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 307

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 332

МУЗЫКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 357

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 370

ТЕХНОЛОГИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 389

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 410

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 435

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 469

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: РИТМИКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 503



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2 отражает современные подходы к образованию этой группы школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывает наличие особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Он послужил основой для разработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП), в которой предусмотрена реализация семи предметных областей и коррекционно-развивающей области.

Примерные рабочие программы (ПРП) составлены по восьми учебным предметам, относящимся к шести предметным областям и трем курсам коррекционно-развивающей области в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР. Предлагаемый комплект ПРП составлен для 1 и 1 дополнительного классов по первому варианту примерного учебного плана.

Предполагается, что обучающиеся по варианту 7.2 получают образование вместе с детьми, имеющими сходные проблемы, т.е. в специальных классах или школах. Реализация представленных ПРП в условиях инклюзивного образования будет затруднена, поскольку для обучающихся с ЗПР задается другой темп изучения учебного материала. Поэтому в ситуации инклюзивного образования будет необходимо искать возможности индивидуальной работы ребенка с учителем-дефектологом и учителем начальных классов, прошедшим профессиональную переподготовку по специальности «Олигофренопедагогика».

При разработке комплекта ПРП авторы ориентировались на требования ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ, указанные особые образовательные потребности обучающихся, предметное содержание, определенное ПрАООП, а также на содержание адаптированных программ, разработанных Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенковой, С.Г. Шевченко,
Г.М. Капустиной и другими авторами, на их методические позиции и конкретные рекомендации к обучению школьников с ЗПР.

Инновационные для содержания образования обучающихся с ЗПР курсы коррекционно-развивающей области разрабатывались с опорой на имеющиеся диагностические материалы, адаптированные программы и методические разработки. В области логопедии таковыми являются работы Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой,


Р.И. Лалаевой, О.А. Ишимовой, О.И. Азовой и др. В области психокоррекции в основу легли разработки Н.В. Бабкиной, адресованные непосредственно обучающимся с ЗПР, а также теоретические взгляды на психологические механизмы, позволяющие корригировать нежелательные варианты развития Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, В.В. Брофман, Г.М. Бреслава, Е.О. Смирновой, К.Н. Поливановой, Г. А. Цукерман и др.

Содержание программ базируется на принципах дифференцированного и деятельностного подходов. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Все ПРП учитывают не только общие, но и специфические образовательные потребности обучающихся с ЗПР и конкретизируют их в соответствующих разделах пояснительных записок, в определении содержания образования, в календарно-тематическом планировании и ожидаемых результатах.

Придание результатам образования социально и личностно значимого характера определяется вниманием к формированию сферы жизненной компетенции обучающихся. Все программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области соотнесены с критериальными показателями развития сферы жизненной компетенции.

Прочность усвоения обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения определяется увеличенными часами на изучение сложных для понимания тем, межпредметными связями, предполагающими неоднократное обращение к изучаемому предметному материалу на уроках и во внеурочной деятельности. Примером подобного согласования являются ПРП по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и коррекционному курсу «Логопедические занятия».

Повышение мотивации и интереса к учению планируется достигать в первую очередь за счет обеспечения обучающимся с ЗПР необходимой им ситуации успешности. В пояснительных записках приведены конкретные по работе с обучающимися рекомендации, реализующие пошаговый и наглядно-действенный характер обучения, облегчающие перенос получаемых знаний в другой контекст, наконец, просто создающие положительный эмоциональный настрой.

Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития предполагается на основе формирования универсальных учебных действий. Выделяются соответствующие учебным предметам критерии оценки проявлений сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а также конкретизированы личностные результаты образования, что в полной мере соотносится с формированием сферы жизненной компетенции.

Сущность дифференцированного подхода в наибольшей мере отражается в программе курса коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия», предполагающего модульный принцип ее реализации. Выбор модулей базируется на индивидуально-типологических характеристиках конкретных обучающихся. Вариативность предполагается и при организации логопедических занятий. Она заключается в выборе форм работы с ребенком в зависимости от степени выраженности логопедических проблем и уровня сформированности познавательной деятельности и системы произвольной регуляции.

При реализации ПРП учебных предметов вариативность также будет определяться уровнем сформированности познавательной деятельности и системы произвольной регуляции обучающихся. Учителю надо будет предусматривать варианты «продвинутых» и «минимальных» заданий, поскольку «усредненный», не учитывающий потенциал ребенка и меру испытываемых им трудностей, подход к обучающимся с ЗПР непродуктивен.

Содержание разработанного комплекта ПРП с одной стороны, соответствует ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и опирается на предметную линию учебников «Школа России», с другой стороны учитывает многочисленные особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР, которые и определяют их особые образовательные потребности. Материал учебников в соответствии с предлагаемыми рабочими программами используется выборочно, но предполагает более тщательную проработку.

Объем учебного материала, изучаемого детьми без ограничений по возможностям здоровья в 1 классе, разбит на два года. Для обучающихся с ЗПР 1 класс выполняет функцию подготовительного. Предполагается, что в нем будут обучаться дети с наиболее очевидным отставанием в развитии, которым ПМПК не сможет порекомендовать обучение по варианту 7.1. Соответственно, все разработанные ПРП отводят на этот год меньший объем учебного материала, предполагают довольно длительный пропедевтический период. Работа с учебником в 1 классе предполагается не по всем учебным предметам. В частности, по предмету «Окружающий мир» использование учебника не предполагается, а рекомендуется использовать пособия для дошкольников. Не используется учебник и при обучении предметам «Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство».

В 1 дополнительном классе должны обучаться школьники, получившие соответствующую рекомендацию ПМПК уже в процессе обучения в 1 классе. Соответственно, предполагается, что они овладели в какой-то мере школьно-необходимыми навыками, основами грамоты и счета. В то же время, поскольку уровень готовности осваивать образовательные программы у учеников одного класса может оказаться очень разным, фактически вся первая четверть предполагает повторение учебного материала, изученного в 1 классе.

В ПРП конкретизируются задачи каждого года обучения и результаты их решения. В отношении личностных, метапредметных универсальных учебных действий и развития сферы жизненной компетенции оценка предусматривается в соответствии с ПрАООП по завершении периода начального образования. Соответственно, их формулировки остаются неизменными.

В представленный комплект включено 22 ПРП: 16 по учебным предметам и 6 по курсам коррекционно-развивающей области:

Русский язык (165 часов)

Литературное чтение (132 часа)

Математика (132 часа)

Окружающий мир (66 часов)

Музыка (33 часа)

Изобразительное искусство (33 часа)

Технология (66 часов)

Физическая культура (99 часов)

Логопедические занятия (66 часов)

Психокоррекционные занятия (66 часов)

Ритмика (33 часа)

Каждая ПРП состоит из пояснительной записки, основного содержания учебного предмета, календарно-тематического планирования, рекомендаций по учебно-методическому и материально-техническому обеспечениюи описания планируемых результатов.

В пояснительной записке обозначается цель, общие и конкретные задачи изучения учебного предмета или курса коррекционно-развивающей области в соотнесении с психологическими особенностями и особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР, определяющими необходимость разработки специальных учебных программ. Цели и общие задачи по каждому предмету формулируются в полном соответствии с приведенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР.

В разделе пояснительной записки общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета (курса) упор делается именно на коррекционно-развивающее значение предмета, которое также соотносится с особыми образовательными потребностями детей. Там же отражается специфика учебного предмета или курса, даются некоторые рекомендации для успешной реализации обучения, разъясняются методические или методологические основания выбора содержания и приемов обучения.

В следующем разделе пояснительной записки значение предмета (курса) в общей системе коррекционно-развивающей работы коррекционная сущность конкретного предмета соотносится с его ролью в целях освоения других предметов или курсов коррекционно-развивающей области, а также с необходимыми для реализации программами внеурочной деятельности.

В разделе место предмета (курса) в учебном плане приводится общее количество учебных недель и часов, отводимых по учебному плану на предмет (курс), а также указывается ступенчатая в соответствии с ПрАООП длительность занятий. В некоторых случаях приводятся дополнительные указания организационного характера (в соответствии с ПрАООП).

Далее приводится основное содержание предмета (курса), выбранное из ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР. При необходимости оно дополнительно расшифровывается (например, в коррекционном курсе «Ритмика»).

Важнейшим разделом всех ПРП является календарно-тематическое планирование (КТП). Оно приведено по четвертям с выделением часов на четверть и на раздел. Учебный материал в КТП соотнесен с соответствующими учебниками и пособиями, в нем детально продумана рекомендованная пошаговость изучения. КТП содержит три графы: раздел, примерные темы, примерное содержание. Авторы сознательно отказались от граф оценки результатов. Для обучающихся с ЗПР (в связи с их психологическими особенностями) прогнозировать достижение определенного результата в ограниченный по времени срок (особенно когда речь идет о личностных и метапредметных результатах) совершенно невозможно.

По этой же причине авторы ПРП старались избегать определения количества часов на ту или иную примерную тему, а также поурочного планирования. Познавательные возможности обучающихся с ЗПР могут существенно отличаться, так же как и субъективная сложность для них того или иного учебного содержания. Вместе с тем в ряде случаев разбивка на часы произведена, поскольку авторы соответствующих программ предполагали, что их опыт позволяет судить о том, сколько времени надо тратить на ту или иную тему. Однако педагог будет составлять КТП самостоятельно. Настоящие программы являются ПРИМЕРНЫМИ, представляют собой общее руководство, нуждаются в каждом конкретном случае в переработке через призму собственного опыта и реальной ситуации. Вместе с тем представляется обязательным соблюдение обозначенной в КТП последовательности изучения определенных тем, наличие предусмотренного повторения – закрепления изученного материала.

Следующий раздел ПРП – рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного предмета (курса). Помимо учебников и рабочих тетрадей, используемых непосредственно в обучении, приводятся перечни методических публикаций, научных статей и пр., которые могут принести пользу учителям, занятым образованием обучающихся с ЗПР.

Материально-техническое обеспечение реализации каждого учебного предмета (курса) также носит примерный характер и зависит от финансовых возможностей конкретной образовательной организации. Вместе с тем ориентировка на приведенные перечни оборудования является желательной, поскольку обучающиеся с ЗПР нуждаются в разнообразной наглядности и практических действиях, облегчающих достижение ожидаемых результатов образования.

Последним разделом ПРП являются планируемые результаты, которые, как было сказано выше, складываются из предметных, личностных, метапредметных и отражающих формирование сферы жизненной компетенции результатов. Предметные результаты указаны как общие, так и конкретные, соответствующие задачам на каждый год обучения.

Представленные ПРП составлены на основе существенного опыта практической педагогической работы с обучающимися с ЗПР, и авторы надеются на их пользу для учителей.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница