Пояснительная записка Программа курса географии 5–9 классов составлена на основе



страница1/11
Дата14.08.2018
Размер2.2 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Пояснительная записка

Программа курса географии 5–9 классов составлена на основе: • федерального государственного образовательного стандарта общего образования; • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; • Фундаментального ядра содержания общего образования; • примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию; • программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся; • идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

География — учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественно-научного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения. Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен. Основная цель географии в системе общего образования — познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а так- же экологически грамотного поведения в окружающей среде.



Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает: • понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности; • понимание главных особенностей взаимодействия при- роды и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; • формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности; • приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней; • формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования. Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как: • умение пользоваться одним из «языков» международного общения — географической картой; • умение пользоваться современными информационными технологиями; • владеть научными географическими понятиями; • видеть проблемы и ставить вопросы; • анализировать информацию, классифицировать и группировать её; • наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать. В процессе освоения школьниками предметного географического содержания , формируемые в процессе обучения, знания и виды деятельности, должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание программы по географии структурировано в два блока «География Земли» и «География России». В таком подходе реализован принцип логической целостности, от общего к частному, т. е. от общей модели устройства Земли к рассмотрению природы, населения и хозяйства крупных регионов и стран. В программе сохраняются некоторые традиционные подходы к структуре школьной географии. Блок «География Земли» традиционно разделён на две части — «Начальный курс географии» и «Материки, океаны, народы и страны». К каждой части помещены пояснительные записки, изложены цели и задачи, требования к результатам обучения «Начальный курс географии» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается

формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.

Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 34 ч (из расчёта 1 ч в неделю).



Основная цель «Начального курса географии» — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

• развить познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

• научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Обучение в курсе 7 класса даёт возможности предусмотренного стандартом формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Результаты обучения приведены в конце в графе "требования к уровню подготовки семиклассников", которые сформированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя, некоторые оцениваются у каждого учащегося Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

В соответствии с обновлённым стандартом (стандартом второго поколения), на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования комплексный курс географии 8–9 классов образует второй блок базового содержания дисциплины «География» основной школы. Блок носит название «География России», который изучается в течение двух лет: 68 ч в 8 классе (2 ч в неделю) и 68 ч в 9 классе (2 ч в неделю). В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на Введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население Рос сии», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире»

Кроме основного содержательного блока (инвариантная часть примерной программы), содержание некоторых тем расширено за счёт включения историко-географических, культурологических, этно-географических, геоэкологических знаний, знаний об источниках географической информации и методах исследования географии. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, на основе комплексного, системно-деятельностного и историко-географ ческого подходов. Важнейший подход при построении курса — комплексный — реализуется через объединение взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов «природа — население — хозяйство» в географическом пространстве России. Особое место в реализации комплексного подхода принадлежит региональной части курса, в которой рассматриваются комплексные природно-хозяйственные регионы. При построении содержания курса «География России» особый акцент сделан на темах, характеризующихся мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся. Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны, народы и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Главная цель географии— формирование системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира; развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т. е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. При изучении курса формируются умения и навыки использования географических знаний в практической деятельности

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.


Задачами изучения географии в основной школе являются: • формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира; • познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину; • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; • понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира; • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами; • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости; • понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой; • формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде

Место предмета в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 68 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы. Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии. Согласно учебному плану школы для более успешного изучения предмета в 6 классе было добавлено 35 часов, в результате преподавание географии в 6 классе в 2015-2016 учебном году будет вестись из расчёта 68 часов , 2 раза в неделю (34 часа - инвариант и 34 часа вариативная часть)

Время выделено для успешного достижения основной цели курса географии 6 класса, а так же для решения следующих задач: (Программа 5-9класс, стр.12)

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир» (из школьного компонента добавлено время на повторение тем из курса 4 и 5 классов);

- развивать познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира (добавлено время на решение учебно-познавательных задач, проектную деятельность)

- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; ( добавлено время на изучение родного края) (Программа краеведческого курса «Познай свой край» под ред. Никифоровой Н. А.)

- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний (добавлено время на поведение практических работ). Распределение данных часов проведено по показателям сложности усвоения, большому объёму учебного материала и практической направленности обучения в курсе.

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 7 класса теперь входит в первый блок базового содержания дисциплины « География» основной школы. Блок носит название « География Земли», который изучается в течение трёх лет, в 5 и 6 классах и в 7 классе-68 ч.( 2ч. в неделю) .В блок « География Земли» входит 4 раздела. Из раздела блока « География Земли» включены новые элементы знаний, выделен раздел « Население Земли». Построение учебного блока « География Земли» осуществлено по принципу его логической целостности, от общего к частному, т. е. от рассмотрения природы Земли в целом к знакомству с материками, океанами, историко-культурными регионами мира и с расположенными в их пределах странами. В соответствии со школьным базисным планом на изучение курса в 7ом классе отводится 68 часов (34 недели); добавлены часы в раздел « Страноведение» с 34 до 37, так как это основной блок в курсе географии 7 класса, за счёт резервного времени (отмечено *)

На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство»

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит



136 часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю. Согласно учебному плану школы в 8 классе на изучение курса отводится 66 часов с учетом проведения переводных экзаменов. За счёт резерва времени включена региональная тема: « География Астраханской области»
Требования к результатам обучения географии

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются: 1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много- образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основное содержание учебного предмета
Начальный курс географии

5 класс. 34 ч


Содержание

Введение. Географическое познание нашей планеты 4ч.

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии



Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

Земля как планета Солнечной системы 4 ч. Планета Земля Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

Геосферы Земли (25 ч)

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин



Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска»

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды

Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

Степи. Лиственные леса. Тайга

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница