Предшественников



страница1/59
Дата24.06.2018
Размер8.79 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

ВВЕДЕНИЕ
Наука прошла большой и сложный путь развития — от египетских и

вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество прошло и проходит длительный и трудный

путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и

несовершенное знание все более полным и совершенным.


Обычно принято говорить о преемственности в науке. Без Евклида и

Архимеда не было бы Ньютона, без Ньютона не было бы Эйнштейна и

Бора и т.д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками. Однако из всякого правила есть исключения. Вот, например, немецкий математик Гаусс — воистину феноменальный ученый.

Мало того, что он начал помогать считать отцу уже в три года. Поразительно, что Гаусс в юности, не имея доступа к математической литературе, самостоятельно воспроизвел большинство результатов своих великих

предшественников.
Так что утверждение» что нет таких работ, которые делались бы на

пустом месте и каждое новое поколение начинает с того, на чем остановилось предыдущее, верно до некоторой степени. А, как известно, всякий

уважающий себя ученый интересуется в первую очередь исключениями!
Эта книга начинается с рассказа о Пифагоре, Гиппократе и других

ученых древности. Затем следуют биографии ученых, живших на рубеже

XV и XVI веков. Вдумчивый читатель, вероятно, обратит внимание на

гигантский разрыв между годами жизни Архимеда и Коперника. Почти

1700 лет! Удивительный разрыв. Еще более удивительно, что мало кто

обращает внимание на такой провал в жизни человечества. Конечно, наука могла знать и знала мрачные времена упадка и застоя, но трудно поверить, что ум человеческий мог столько спать. Стремление к знаниям,

любопытство, наконец, присуще природе человека. Невозможно представить, что за такой гигантский срок никто не совершил ни одного открытия! Можно долго говорить о тяжелых временах средневековья и инквизиции, но никакие казни не смогли остановить прогресса науки.
Может все-таки прав академик математик А.Т. Фоменко, утверждающий, что история ранее второго тысячелетия еще ждет своего изучения.

А пока против концепции ученого дружно выступили многочисленные

апологеты традиционной науки. Слишком уж дерзкой выглядит попытка

пересмотреть устоявшийся взгляд на прошлое.


Может быть, такой же дерзкой, как «аш-теорема» Людвига Больцмана. Ее противники, к своей радости, обнаружили зияющие, непростительные, казалось бы, для такого великого ученого, как Больцман, изъяны.

Оказалось, что если принять за истину гипотезу ученого, то надо принять

за веру и такое чудовищное, не укладывающееся ни в какие рамки здравого смысла допущение. Рано или поздно, а точнее, уже сейчас, где-то во

Вселенной должны идти процессы в обратном второму началу направлении, то есть тепло должно переходить от более холодных тел к более горячим! Это ли не абсурд.


Однако Больцман этот «абсурд» отстаивал, он был глубоко убежден,

что такой ход развития Вселенной наиболее естественный, ибо он является неизбежным следствием ее атомного строения. Не выдержав травли,

ученый покончил жизнь самоубийством, а его правота была позднее полностью подтверждена.
Больцман, Ламарк, Мендель — список ученых, чьи открытия не были

признаны при жизни, можно продолжить И есть только один объективный арбитр — время. Ведь существуют и примеры иного рода: множество

«великих открытий» прошлого сегодня способны вызвать лишь улыбку
Время действительно великий судья. С течением веков нередко трансформируется и оценка ученого и его достижений. Кеплер считал своим

главным достижением «открытие» мифической связи между орбитами

планет и правильными многогранниками. Ни одно свое открытие Галилеи не ценил так, как ошибочное утверждение, что приливы и отливы

доказывают истинное движение Земли. Гюйгенс считал своим важнейшим достижением применение циклоидального маятника в часах, который оказался полностью бесполезен на практике, да и вообще Гюйгенс

скорее всего чувствовал себя неудачником, так как не смог решить главной своей задачи — создать морской хронометр.
Самые великие люди не защищены от ошибок в прогнозах. Сегодня и

мы лишь гадаем: куда идет наука? Что несет она людям в будущем? Разрушение и уничтожение или расцвет человечества.


Последними словами великого Лапласа были: «То, что мы знаем, так

ничтожно по сравнению с тем, что мы не знаем».


ПИФАГОР
(ок. 580 — ок. 500 до н. э.)

В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства

стала Иония — группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и

гравера Мнесарха родился сын. По преданию, в Дельфах, куда приехали

Мнесарх с женой Парфенисой, — то ли по делам, то ли в свадебное путешествие — оракул предрек им рождение сына, который прославится в

веках своей мудростью, делами и красотой. Бог Аполлон, устами оракула,

советует им плыть в Сирию. Пророчество чудесным образом сбывается —

в Сидоне Парфениса родила мальчика- И тогда по древней традиции Парфениса принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына

нарекает Пифагором, то есть предсказанным пифией.
В легенде ничего не говорится о годе рождения Пифагора; исторические исследования датируют его появление на свет приблизительно

580 годом до нашей эры. Вернувшись из путешествия, счастливый отец

воздвигает алтарь Аполлону и окружает юного Пифагора заботами, которые могли бы способствовать исполнению божественного пророчества.
Возможности дать сыну хорошее воспитание и образование у Мнесарха были. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что сын будет продолжать его

дело — ремесло золотых дел мастера. Жизнь рассудила иначе. Будущий

великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает

знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас

заставлял его учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал юному Пифагору любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая

Школа, — говорил Гермодамас, — твои чувствования происходят от Природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».


8
Прошло несколько лет, и по совету своего учителя Пифагор решает

продолжить образование в Египте, у жрецов. Попасть в Египет в то время

было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и

властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки.

При помощи учителя Пифагору удается покинуть остров Самое. Но пока

до Египта далеко. Он живет на острове Лесбос у своего родственника

Зоила. Там происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом —

другом Фалеса Милетского. У Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим обязательным для

того времени наукам. Пифагор прожил на Лесбосе несколько лет. Оттуда

путь Пифагора лежит в Милет — к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. От него принято вести историю греческой философии.


Пифагор внимательно слушает в Милете лекции Фалеса, тогда уже

восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллегу и ученика Анаксимандра, выдающегося географа и астронома. Много важных знаний

приобрел Пифагор за время своего пребывания в Милетской школе. Но

Фалес тоже советует ему поехать в Египет, чтобы продолжить образование. И Пифагор отправляется в путь.


Перед Египтом он на некоторое время останавливается в Финикии,

где, по преданию, учится у знаменитых сидонских жрецов. Пока он живет

в Финикии, его друзья добиваются того, что Поликрат — властитель Самоса, не только прощает беглеца, но даже посылает ему рекомендательное

письмо для Амазиса — фараона Египта. В Египте благодаря покровительству Амазиса Пифагор знакомится с мемфисскими жрецами. Ему удается

проникнуть в «святая святых» — египетские храмы, куда чужестранцы не

допускались. Чтобы приобщиться к тайнам египетских храмов, Пифагор,

следуя традиции, принимает посвящение в сан жреца.
Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним

из самых образованных людей своего времени. К этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь Скончался фараон Амазис, а его преемник по трону не выплатил ежегодную дань Камбизу, персидскому Царю, что послужило достаточным поводом для войны. Персы

не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы, их

убивали или брали в плен. Так попал в персидский плен и Пифагор.


Согласно старинным легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Халдеи познакомили Пифагора со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков: астрономией и астрологией, медициной и арифметикой. Эти науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучаний философии и математике Пифагора...
ДИФАГОР 9
Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока его не

освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом

греке. Пифагору уже шестьдесят, он решает вернуться на родину, чтобы

приобщить к накопленным знаниям свой народ.


С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие

изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в

Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали

там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумывает

Пифагор создать собственную философскую школу.
Довольно быстро он завоевывает большую популярность среди жителей. Энтузиазм населения так велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, девушка по имени Теано, становится вскоре женой

Пифагора.


В это время в Кротоне и других городах Великой Греции растет общественное неравенство; вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей

города Сибариса) бок о бок соседствует с бедностью, усиливается социальная угнетенность, заметно падает нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избирают

мудрого старца цензором нравов, своеобразным духовным отцом города.

Пифагор умело использует знания, полученные в странствиях по свету.

Он объединяет лучшее из разных религий и верований, создает свою собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в нерасторжимой взаимосвязи всего сущего (природы, человека, космоса) и в

равенстве всех людей перед лицом вечности и природы.


В совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы

светлой истиной». В Золотых стихах Пифагор выразил те нравственные

правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда того, чего ты не знаешь,

но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную

жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него;
приучайся жить без роскоши.
Со временем Пифагор прекращает выступления в храмах и на улицах,

а учит уже в своем доме. Система обучения была сложной, многолетней.

Желающие приобщиться к знанию должны пройти испытательный срок

от трех до пяти лет. Все это время ученики обязаны хранить молчание и

только слушать Учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение, скромность.
Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы

вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки,


10
математики и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь.

Исследователями становились и его ученики. Пифагор развил теорию

музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов:
найденные соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том,

что движение небесных тел подчиняется определенным математическим

соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии

приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе

Пифагора.
Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема носит его имя. Достаточно глубоко исследовал Пифагор и

математические отношения, закладывая тем самым основы теории пропорций. Особенное внимание он уделял числам и их свойствам, стремясь

познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался даже

осмыслить такие вечные категории бытия, как справедливость, смерть,

постоянство, мужчина, женщина и прочее.
Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц —

«единиц бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам. Число для Пифагора было и материей, и

формой Вселенной. Из этого представления вытекал и основной тезис

пифагорейцев: «Все вещи — суть числа». Но поскольку числа выражали

«сущность» всего, то и объяснять явления природы следовало только с их

помощью. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики — теории чисел.


Все числа пифагорейцы разделяли на две категории — четные и нечетные, что характерно и для некоторых других древних цивилизаций.
Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное — нечетное», «правое — левое» имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК, в знаменитых опытах Пастера с поляризацией винной кислоты, в нарушении четности элементарных частиц и других теориях.
Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел.

Они считали, что точка имеет одно измерение, линия — два, плоскость —

три, объем — четыре измерения.
Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел

(1+2+3+4=10), где единица — выражение точки, двойка — линии и одномерного образа, тройка — плоскости и двумерного образа, четверка —

пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна?
При суммировании всех плоских геометрических фигур — точки, линии и плоскости — пифагорейцы получали совершенную, божественную

шестерку.


ПИФАГОР
11
Справедливость и равенство пифагорейцы видели в квадрате числа.

Символом постоянства у них было число девять, поскольку все кратные

девяти числа имеют сумму цифр опять-таки девять. Число восемь у пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные восьми имеют уменьшающуюся сумму цифр.
Пифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими Нечетное число — оплодотворяющее и, если его сочетать с четным,

оно возобладает; кроме того, если разлагать четное и нечетное надвое, то

четное, как женщина, оставляет в промежутке пустое место, между двумя

частями. Поэтому и считают, что одно число свойственно женщине, а

другое мужчине. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского, нечетного числа три и женского, четного числа два Брак — это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине прямоугольный треугольник

со сторонами три, четыре, пять был назван ими «фигура невесты».


Четыре числа, составляющие тетраду — один, два, три, четыре —имеют

прямое отношение к музыке: они задают все известные консонантные

интервалы — октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4). Иными словами,

декада воплощает не только геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту космоса. Среди свойств десятки отметим еще и то, что в нее входит равное количество простых и составных

чисел, а также столько же четных, сколько и нечетных.
Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала

Вселенную. Поскольку число десять — идеальное, рассуждали они, на

небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были

известны лишь Солнце, Земля и пять планет.


Знаменитая тетрада, состоящая из четырех чисел, повлияла через пифагорейцев на Платона, который придавал особое значение четырем материальным элементам: земле, воздуху, огню и воде. Пифагорейцы знали

также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось

число, равное сумме своих делителей Дружественные — числа, каждое из

которых — сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название.


Кроме чисел, вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было

окружено «хорошими» числами. Примером тому может служить знаменитое число тринадцать — чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев.


Попытку Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми

отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе изучения

природы пифагорейцы наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями выдвинули и рациональные способы познания
12
тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям ученых понять мир еще глубже.
После смерти Пифагора в Метапонте (Южная Италия), куда он бежал

по окончании восстания в Кротоне, его ученики обосновались в разных

городах Великой Греции и организовали там пифагорейские общества.
В новое время, особенно благодаря бурному развитию естествознания, астрономии и математики, идеи Пифагора о мировой гармонии приобретают новых поклонников. Великие Коперник и Кеплер, знаменитый

художник и геометр Дюрер, гениальный Леонардо да Винчи, английский

астроном Эддингтон, экспериментально подтвердивший в 1919 году теорию относительности, и многие другие ученые и философы продолжают

находить в научно-философском наследии Пифагора необходимое основание для установления закономерностей нашего мира.


ГИППОКРАТ
(ок. 460 — ок. 370 до н. э.)

Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа.


Когда он получает диплом, то произносит клятву, освященную его

именем. Кроме другого греческого врача — Галена, жившего несколько

позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины
Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов — корпорации врачей,

притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия, великого врача гомеровских времен (Асклепия стали считать богом только

после Гомера.) У Асклепиадов чисто человеческие медицинские познания

передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Сыновья Гиппократа,

его зять и многочисленные ученики были врачами
Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой,

сохраняла в V веке до нашей эры, как и всякая культурная корпорация

того времени, чисто религиозные формы и обычаи; так, например, у них

была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если

он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.
Первоначальное медицинское образование получил от отца — врача

Гераклида — и других врачей острова, затем с целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в

разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.
14
История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы,

относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя

Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным

именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых

ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу.

Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер — 18, а Ковнер — несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова

кодекса.
Это трактаты — «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диете при острых болезнях», первая и третья книги «Эпидемий», «Афоризмы» (первые четыре раздела), наконец — хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах», являющиеся шедеврами «Сборника».
К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», которые в конце V и начале IV века до

нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.


Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не

боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.


Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и

очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные

науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой

свои границы.


Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная

наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы

его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах,

из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую

славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую

Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.


Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением

болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года,

ветра, воды и их результат — физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и

данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно


ГИППОКРАТ 15
изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы,

наследственности и личные — условия жизни и труда, питания (диеты),

возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.
В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда

познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он

расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг «Эпидемий» представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал мимоходом одну из мыслей,




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница