Проект «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера»



Скачать 79.31 Kb.
Дата24.04.2018
Размер79.31 Kb.

Проект «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера»
Авторы проекта: Донская Марина Степановна, Миронова Любовь Николаевна.
Обоснование проекта.

В Республике Саха (Якутия) в связи с интенсивным развитием промышленного сектора экономики, направленного на активное освоение природных ресурсов, остро встает вопрос формирования общественного экологического сознания и экологической культуры природопользования, повышения уровня информированности молодого поколения через экологическое образование и просвещение.

Природа Якутии, расположенной на севере-востоке Восточной Сибири, отличается своей уникальностью. Огромная площадь республики в сочетании с очень низкой плотностью населения позволяют сохранять в первозданном виде целые природные комплексы. На Якутию приходится 10% нетронутого ландшафта всего мира, а потому она играет крайне важную стабилизирующую роль для устойчивого биологического развития планеты. Почти вся территория Якутии представляет собой зону сплошной вечной мерзлоты, где представлены разнообразные природные ландшафты тундры, лесотундры, арктической пустыни, тайги. Здесь находится бесчисленное количество рек и озер, а Лена является одной из десяти величайших рек мира, и некоторые из ее притоков являются многоводнее ряда знаменитых европейских рек. Среди уникальных водных объектов встречаются наледи (по якутски – тарыны). Самая мощная в мире наледь – Улахан Тарын расположена на реке Индигирка и достигает в иные годы 72 км в длину.

Многочисленные экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами происходят по вине человека и в ближайшем будущем лягут тяжким бременем на плечи сегодняшних школьников. Их решение будет невозможно без качественного изменения экологической культуры населения, где главную роль должно сыграть экологическое образование школьников. Современные выпускники должны уметь понимать и видеть прямые и обратные связи развития и взаимодействия любых экологических систем, прогнозировать и планировать возникающие при этом противоречия и проблемы.

Развитие экологической компетентности с позиции деятельностного подхода затрагивает не только рамки предметов естественнонаучного цикла, но и математики, литературы, обществоведения, экономики, технологии, а также предусматривает широкое развитие системы дополнительного экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный, интегральный и социокультурный характер. При этом предусматривается изучение моделей контроля и оценки поведения человека с разных точек зрения, а также соединение экологических знаний с собственным опытом учащихся и постановку их в субъектную позицию в природоориентированной деятельности.

В Республике Саха (Якутия) в настоящее время создана системы экологического образования и просвещения, для успешного функционирования которой разработана и действует нормативно-правовая база: «Концепция экологического образования и просвещения» (1995), «Государственная экологическая политика» (1996), принятый 2005 году Закон «Об экологическом образовании и просвещении» и Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещений в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года (2008).



Цель проекта: формирование у школьников экологической компетентности через организацию условий по развитию практических действий по решению экологических проблем природопользования и охраны уникальной северной природы.

Задачи:

  1. Организация повышения профессионального научно-методического уровня молодых педагогов;

  2. Привлечение учащихся к научно-исследовательской и практической работе;

  3. Активизация деятельности школьников в пропаганде современных идей охраны природы.

Участники проекта: учащиеся и молодые учителя школ республики.

Планирование реализации проекта:

  1. Ознакомление с содержанием работы по проекту молодых учителей биологии, географии, химии, экологии

  2. Семинар для молодых учителей «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера: прикладные экологические исследования»

  3. Юниорский лесной конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам «Подрост»

  4. Региональный этап всероссийского конкурса водных проектов старшеклассников

  5. Республиканская НПК юных экологов

  6. Республиканская НПК юных краеведов.

  7. Республиканская экологическая акция «Природа и мы»

  8. Научно-методический семинар для молодых учителей: «Растения Якутии: интродукция»

  9. Научно-методический семинар для молодых учителей: «Растения Якутии: лесная наука»

  10. Научно-методический семинары для молодых учителей: «Растения Якутии: биоразнообразие», «Растение Якутии: интродукция»

  11. Республиканский конкурс детских рисунков и плакатов «Берегите лес от пожаров»

  12. Республиканский конкурс рисунков и плакатов «Дети Республики Саха (Якутия) в защиту родной природы»

  13. Республиканский конкурс детских краеведческих объединений «Возрождение Севера в руках юных краеведов»

  14. Региональный этап всероссийского экологического форума «Зеленая планета»

  15. Установочный семинар «Подготовка к республиканской научно-образовательной экологической экспедиции «Три реки»

  16. Однодневные экспедиции в пригородные леса г. Якутска

  17. Экологические экскурсии в Городской парк культуры и отдыха г. Якутска

  18. Республиканская научно-образовательная экологическая экспедиция «Три реки» в местности с. Мегино-Алдан Томпонского района.

  19. Республиканская научно-образовательная экспедиция в национальный природный парк «Ленские столбы»

  20. Итоговая научно-практическая конференция по результатам экспедиции

  21. Летняя очная сессия республиканской очно-заочной экологической школы в с. Антоновка, Нюрбинского района

  22. Участие в проводимых республиканских научно-практических конференциях по экологической направленности

  23. Подготовка экологических научно-исследовательских и практических проектов школьников

  24. Участие в Государственной олимпиаде школьников по экологии, конференциях, конкурсах

  25. Республиканский экологический форум школьников «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера»

Оценка эффективности проекта.

  1. Активное участие школьников и учителей в работе проекта.

  2. Разработка исследовательских и практических экологических проектов и научных работ.

  3. Результаты участия школьников в конкурсах и научно-практических конференциях по экологической направленности.

Ожидаемые результаты проекта.

  • Расширение географии практического экологического образования школьников в республике по изучению природных объектов с целью выявления экологических проблем и выработки практических рекомендаций по их решению.

  • Привлечение общественности республики к экологическим проблемам природных экосистем.

  • Защита экологических идей школьников на научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах.

Перспективы реализации проекта.

Реализация проекта «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера» будет способствовать активному привлечению внимания молодого поколения республики к экологическим проблемам Крайнего Севера и выработки современных научных подходов к охране и решает социальные и экологические задачи:



  1. Геоботаническое исследование окрестностей с. Мегино-Алдан Томпонского района и пригородов г.Якутска, местности Буотама национального природного парка «Ленские столбы».

  2. Гидробиологическое исследование озер Хатыыстаах, Сибиттэлээх с. Мегино-Алдан Томпонского района.

  3. Составление гидрохимической характеристики рек Алдан и Амга.

  4. Рекомендации по охране рек, озер, окружающей среды.

  5. Расширение познания школьников по взаимосвязям природных, экологических, экономических аспектов окружающей среды и научились видеть и выявлять противоречия и проблемы при их изменении.

Заключительные положения.

Вовлечение подрастающего поколения в реальное участие в изучение местных природных экосистем, выявление экологических проблем и поиск путей их решения будет способствовать формированию у них общественного экологического сознания и экологической культуры природопользования. Сформированная экологическая компетентность школьников – главный результат экологического образования и ее следует трактовать как образовательную ценность, которая изменит общую парадигму образования.

Содержание проекта включает обучение учащихся действиям, направленных на социальное партнерство, формирует умение работать в команде, совместно решать взаимосвязанные экологические, экономические и социальные проблемы, прежде всего на уровне местного сообщества. Проект эффективен привлечением школьников и молодых учителей к природоохранной деятельности, исследовательской работе, возможностью участия школьников в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях различных уровней.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
Республиканская научно-образовательная экспедиция: «Три реки» (2011, 2012гг. Томпонский район с.Мегино-Алдан).

Проведены: комплексная оценка экологического состояния природных экосистем рек Алдана, Амги и Томпо; геоботанические, дендрологические, энтомологические, гидрохимические и гидробиологические исследования.



c:\users\любовь\старые документы\старый пк диск d\три реки\три реки-2\p1010476.jpg

c:\users\любовь\старые документы\старый пк диск d\три реки\три реки фото\dsc00089.jpgc:\users\любовь\старые документы\старый пк диск d\три реки\три реки фото\dsc00055.jpg

Республиканская научно-образовательная экспедиция: «Нефтяной транзит» (2013г. Олекминский улус) по изучению экологического состояния реки Бирюк



c:\users\марина\desktop\утс окт-2013\утс\201310a0\19102013281.jpgc:\users\любовь\desktop\бихоны =13 фото\dscn3125.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\новая папка\sam_1490.jpg

Республиканская научно-образовательная экспедиция: «Помоги бизонам» в рамках международного проекта молодежи и учащихся Республики Саха (Якутия) и Канады «Позаботься о бизоне» (2013, 2014гг. Хангаласский улус, природный парк «Ленские столбы») по изучению восстановления лесных бизонов в Якутии


e:\документы 2013\все фото\фото бизоны\img_5257.jpg
e:\документы 2013\все фото\фото бизоны\img_5375.jpg

Республиканский детский экологический форум

«Юные экологи земли Олонхо за будущее планеты»
e:\документы 2013\форум\форум2\фото клары\img_1350.jpg

Смена «Экогород» на базе республиканского центра оздоровления и отдыха детей «Сосновый бор»


e:\документы 2013\форум\форум2\фото клары\img_1308.jpg

Достижения участников проекта:

  • 7 лауреатов всероссийского конкурса детского экологического форума «Зеленая планета-2013»;

  • 1 лауреат международного конкурса детского экологического форума «Зеленая планета-2013»;

  • 1 победитель регионального этапа всероссийской олимпиада по экологии (2013, 2014 гг.);

  • 1 победитель регионального этапа всероссийской олимпиады по биологии (2014г.);

  • 5 дипломантов республиканской НПК «Шаг в будущее» (2014г.);

  • 2 лауреата республиканского научно-методического семинара для молодых учителей биологии и экологии.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница