«Профилактика наркомании и других вредных привычек основа формирования здорового образа жизни»



страница1/7
Дата09.08.2019
Размер1.31 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №17» г. Псков

Подпрограмма

Программы перспективного развития МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №17» « Образование ради нового качества жизни»
« Профилактика наркомании и других вредных привычек – основа формирования здорового образа жизни».

Город Псков

2013 год.

1.Характеристика проблемы.
 Злоупотребление наркотическими средствами стало в последние годы одной из наиболее тревожных тенденций в обществе. Тенденция ухудшения наркоситуации наблюдается и в настоящее время. Либерального подхода к проблеме наркотиков приводит к вседозволенности. Больные наркоманией не лечатся, часто совершают преступления. Все они находятся среди нормальных граждан, в том числе учащихся. Это создает угрозу вовлечения учащихся в наркоманию. Приобщение несовершеннолетних и молодежи к наркомании идет еще более высокими темпами и характеризуется более опасной тенденцией. Она заключается в том, что употребление наркотиков и психоактивных веществ становятся определенной ценностью, «молодежной культурой потребления», т.е. начинает быть «образом жизни». Отмечается рост наркомании и таксикомании в младших возрастных группах. Происходит «омоложение» наркомании, которой предшествует в детско-подростковом возрасте ранняя алкоголизация. Возраст приобщения к алкоголю, психоактивным веществам снизился у мальчиков и девочек.

Этим определяется необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной профилактики употребления подростками наркотических средств, основанной на реальном и действенном взаимодействии медицинских и школьных психологов, педагогов, психиатров - наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов.


2.Принципы профилактики.

1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.

Администрацией школы составлен план организации работы по защите прав детства, профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.

Организуя сотрудничество с различными субъектами профилактики, педагогический коллектив школы учитывает Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образования, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательном учреждении.

В рамках реализации программы налажено тесное взаимодействие с различными субъектами системы профилактики: Управление образования, центр психолого-медико-социального реабилитации детей и подростков, туристско-экологический центр, детская юношеская библиотека, учреждения культуры.



2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.

Так, при планировании и реализации работы с младшими школьниками, основной целью ставим формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни.

Задачи профилактической работы с подростками –научить содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; построению реальных жизненных планов и поиску пути их реализации; осознанию негативные последствия вредных привычек, приема наркотиков, умению отказаться от вредных привычек.

3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью нами проводится целенаправленная работа с учащимися школы.

4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Учитывая этот принцип, администрацией разработана многоаспектная, комплексная программа “Здоровье”, в которую включены разнообразные формы, методы работы.

5 принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.
3. Основные цели программы.

 

1. Создание в образовательном учреждении необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающих нормальное развитие обучающихся.



2. Помочь педагогическому коллективу школы обновить содержание воспитания и дополнительного образования на принципах общечеловеческих ценностей, исключающих наркотики, табакокурение, алкоголизм.
4.Главные педагогические задачи.

 

1. Качественно обновить содержание воспитания школьников, усилить в нем культурный компонент.



2. Использовать систему мер, ориентированных на создание благоприятных условий для личностно – ориентированного социального воспитания учащихся.

3. Стимулировать работу классных руководителей, педагогов, родителей по антинаркотической пропаганде среди подростков, родителей.

4. Ориентировать педагогов на воспитание в детях лучших черт характера, стремление сохранить и обогатить лучшие традиции народной жизни.

5. Создавать условия для формирования у учащихся желания вести здоровый образ жизни, бережно относиться к своему здоровью.



5.Преемственность целей и задач.

Начальное общее образование

Цель первичной профилактики наркозависимости в начальной школе:

адаптация учащихся к школе.
задачи:

- налаживание взаимодействия школы и семьи;

- оптимизация педагогических стилей учителей, работающих в начальной школе;

- формирование традиций в каждом конкретном классе: празднование дней рождения детей, общепринятых праздников (Новый год, День Учителя и т.д.), специфических праздников для данного класса, совместные походы и т.д.;

- Формирование у детей здорового образа жизни.
Основное общее образование

Цели первичной профилактики наркозависимости в средней школе:

- предотвращение употребления подростками ПАВ;

- формирование у подростков здорового образа жизни.


Задачи:

- формирование ответственности за свое поведение;

- представление информации о влиянии вредных привычек на человека;

- формирование умения четко формулировать аргумент против вредных привычек;

- формирование умения противостоять давлению сверстников;

- обсуждение влияния СМИ на приобщение к вредным привычкам;

- формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению.

Профилактические занятия проводятся в виде социально- психологического тренинга, посвящены в основном причинам приобщения к вредным привычкам и формированию навыков социальной и личностной компетентности в контексте проблемы ПАВ. Тренинги направлены на формирование навыков, которые определяют поведение в пользу здорового образа жизни:

- умение принимать решение

- критически оценивать информацию

- сопротивляться групповому давлению

- конструктивно решать конфликтные ситуации

- регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях.

Среднее общее образование

Цели первичной профилактики наркозависимости в старшей  школе:

- предотвращение употребления ПАВ старшими подростками;

- воспитание, формирование в старших подростках желания, умения, способности пропагандировать здоровый образ жизни в среде сверстников;

- формирование представления о влиянии вредных привычек в различных сферах жизни взрослого человека.

Задачи:


- формирование позитивного отношения подростков к себе

- формирование ответственности за свое поведение



- формирование у подростков негативного отношении я к наркотикам и их употреблению.

6.Этапы реализации программы.

Задачи подготовительного этапа ( 2013 г.):

  1. Изучение нормативно-правовой базы.

  2. Обучение педагогических работников.

Задачи практического этапа( 2013-2016 г.г.):

  1. Совершенствование работы по профилактике ПАВ.

  2. Расширение методов и приемов профилактической работы:
    -использование игровых элементов;
    -создание банка презентаций по профилактике ВП;
    -разработка тренинговых занятий по профилактике ПАВ;
    - проведение различных мероприятий по борьбе с вредными привычками.

  3. Создание условий, позволяющих вести пропаганду, направленную на снижение уровня употребления ПАВ.

  4. Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.

Задачи аналитического этапа( 2016 год.):

  1. Анализ проделанной работы: выявление основных проблем, определение наиболее интересных форм профилактической работы.

  2. Создание методической базы школы по профилактике употребления ПАВ.

  3. Выпуск методических рекомендаций.


7. Циклограмма работы школы.

Сентябрь

  • Классный час "влияние никотина на организм подростка".         Кл. руководители

  • Психологический кружок "Азбука нравственности".                            Психолог

  • Правовой всеобуч  "Законы школьной жизни"  .                               Соц. педагог

  • Урок здоровья "Влияние никотина на организм человека"   .          Соц. педагог

  • Встреча с инспектором ИДН.                                                              Соц. педагог

  • Выявление учащихся склонных к употреблению спиртных и токсических веществ .    Кл. руководители, соц. педагоги, администрация

  • Дисциплинарная линейка (каждый месяц.)                            Зам. директора по ВР

  • Операция "Подросток"  .                                                                    Администрация

  • Оформление стенда "Права ребенка, права человека"   .                     Соц. педагог

  • Лекция школьного врача "Профилактика детского травматизма" .

  • Лекция школьного врача "Правильное питание – залог здоровья" .

Октябрь

  • Вечерний социально-педагогический рейд в микрорайоне школы. Посещение  детей на дому.   Социальные педагоги, Кл. руководит.

  • Изучение личности учащихся . Склонность к вредным привычкам.  Кл. руководитель, соц. педагог

  • Лекция школьного врача "Влияние алкоголя и никотина на организм подростка" .Соц. педагог, врач

  • Изучение семьи (семейных отношений) .Кл. руководитель, соц. педагог

  • Изучение интересов и способностей учащихся    .                                   Психолог , кл.руководители

  • Вовлечение учащихся  с кружковую деятельность.    Кл. руковод., соц. педагог

  • Индивидуальная консультация для родителей: "Роль семьи в развитии способностей ребенка".                                                                              Психолог

  • Совет профилактики "Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся"   .                                                                                               Комиссия

  • Консилиум "Оказание социально-педагогической и психологической помощи, нуждающимся детям"  .                                                                           Консилиум

  • Урок здоровья "Алкоголь и алкоголизм"    .                                          Соц. педагог

  • Лекция врача "Пагубное влияние никотина и алкоголя на организм человека»   .                                                                                       

Ноябрь

  • Разработать рекомендации психолога по работе с "трудными" подростками для классных руководителей, для учителей предметников, для родителей. . Психолог

  • Индивидуальные консультации психолога для родителей "Как организовать досуговую деятельность детей".    Психолог

  • Встреча учащихся с врачом наркологом "Вредные привычки и здоровье" . Кл. руководитель, соц. педагог

  • Организация спортивной секции для  "трудных" подростков. Учителя физ-ры

  • Консультация для родителей,  на тему: "Психологическая помощь и реабилитация".                Психолог

  • Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью "трудных" подростков и группы риска  .                                      Кл. руководители, соц.педагог

  • Административно-педагогический патруль. Посещение "трудных" подростков и группы риска на дому в вечернее время суток.                           Администрация

  • Уроки психологического здоровья.    Психолог

  • Правовой всеобуч "Уголовная ответственность несовершеннолетних" .Социальный педагог

  • Урок здоровья "Алкоголь – шаг к преступлению" .                  Кл. руководитель

  • Встреча с работниками УВД    .                                            Социальный педагог

  • Лекция врача   "Алкоголь и алкоголизм"    .               

Декабрь

  • Консультация для родителей "Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка".     Соц. педагог

  • Рейд-проверка учащихся на дому в вечернее и дневное время суток. Социально-психологическая служба

  • Совет профилактики "Профилактика курения, пьянства, употребления токсических веществ".                                                                             Комиссия

  • Психологический кружок "Нравственная грамматика"  .                  Психолог

  • Правовой всеобуч "Наркотики – путь заражения СПИДом".Соц. педагог

Кл. руководитель

  • Урок здоровья " Что надо знать о СПИДе" .

  • Воспитательное мероприятие "СПИД – угроза человечеству".    Соц. педагог

  • Лекция врача гинеколога "Особенности переходного возраста" .Соц. педагог

  • Классный час "Взаимоотношения мальчиков и девочек: мужчин и женщин" .Классные руководители

  • Воспитательное мероприятия "Борьба с сексуальной эксплуатацией детей в РБ"      .    Соц. Педагог

Январь

  • Консультация для родителей, на тему: "Возможности дополнительного образования вашего ребенка".   Соц. педагог, психолог

  • Вечерний социально-педагогический патруль в микрорайоне школы, посещение семей на дому.   Социально-психологическая служба

  • Психологический кружок "Азбука нравственности" .                         Психолог

  • Уроки общения "Умей сказать: "нет"   .                                  Кл. руководитель

  • Воспитательное мероприятие "Тяжелый дурман"  .                       Соц. педагог

  • Конкурс рисунков "Наркотики или жизнь"  .                           

  • Лекция врача "Здоровье наших зубов"  .               

  • Воспитательное мероприятие "Деструктивные секты"            Соц. педагог

Февраль

  • Встреча родителей учащихся с узкими специалистами.                     Соц. педагог

  • Психологический тренинг "Помоги себе сам". Психолог

  • Совещание при директоре "Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке".       

  • Вечерний социально-педагогический патруль в микрорайоне школы. Посещение подростков, нуждающихся в социальной защите на дому.                  Соц. педагог

  • Совет профилактики "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка".

Комиссия

  • Психолого-педагогический консилиум  .                                                    Комиссия

  • Правовой всеобуч "Подросток и наркотики в современном мире"   .    Соц. пед.

  • Урок здоровья "Болезни передающиеся половым путем"  .               Соц. педагог

  • Лекция врача венеролога "Венерические болезни"    .          Кл. рук., соц. педагог

  • Воспитательное мероприятие "Токсикомания".                Классные руководители

Март

  • Организация  лечения для нуждающихся детей.                                 Соц. педагог

  • Тренинг по развитию коммуникативных способностей детей. Психолог

  • Родительский университет для родителей на "Влияние алкоголя и никотина  на интеллектуальное и физическое развитие подростков"   .                         Психолог

  • Урок здоровья "Береги свою жизнь"     .                                      Кл. руководитель

  • Совет профилактики "Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка" .                                                                                    Комиссия

  • Лекция врача психиатра "Алкоголь, никотин, психотропные вещества" .

Апрель

  • Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в нравственно-половом развитии детей"  .                         Социальный  педагог.

  • Психологический кружок "Азбука нравственности".                             Психолог

  • Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы. Посещение подростков на дому.  Социально-психологическая служба

  • Совет профилактики  "Роль семьи в формировании интересов детей  и в выборе будущей профессии"  .                                                                                 Комиссия

  • Урок здоровья "Как не стать жертвой преступления" .                            Психолог

  • Видеофильм "Алкоголь и подросток"    .                                           Соц. педагог

  • Лекция врача "Что такое птичий грипп?"   .                 

Май

  • Индивидуальные беседы с учащимися группы риска и трудными подростками "Организации летнего отдыха. Поведение в общественных местах". Кл. руководители, соц. педагоги

  • Брейн-ринг "Чем опасен никотин, алкоголь, героин". Кл. рук., соц. педагог

  • Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы. Посещение подростков на дому.  Социально-психологическая служба

  • Совет профилактики "Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей".   Комиссия

  • Индивидуальные беседы с родителями об организации летнего отдыха детей .Соц. педагог

  • Лекция врача "Профилактика пищевых инфекций"     .

8.Формы профилактической работы .

Начальное общее образование

 


Мероприятия

Кто проводит

  Диагностика уровня адаптации детей к школе.

психолог

Диагностика учащихся с целью выделения «группы риска».

психолог

Занятия по программе «Здоровье».

классные руководители

Беседы на формирование установки на ведение здорового образа жизни.

классные руководители

Профилактические мероприятия для формирования умений и навыков отказа.

классные руководители, психолог

 

Общее общее образование


Мероприятия

Кто проводит

    Обучающие семинары для работников школы с целью введения их в проблему, включение в деятельность по реализации данной системы профилактики.

 


администрация

Лекции, семинары для классных руководителей.

Темы:


- «Возрастные особенности подростков».

-  «Особенности отношения детей к наркотикам».

- «Факторы риска наркозависимости».

- «Стиль педагогического общения как стрессовый 

    фактор».


зам. директора по ВР

психолог


Выявление индивидуально-личностных особенностей подростков.

  Выявление «группы риска».



психолог

Выявление объема знаний и представлений подростков о наркотиках.

классные руководители


Встречи со специалистами.

классные руководители

Профилактические мероприятия для выработки навыка  ведения здорового образа жизни.

классные руководители

Реализация программы «Здоровье».

классные руководители

Тематические всеобучи для родителей (лекции, семинары, беседы).

администрация школы, классные руководители

Проведение тематических бесед, дискуссий с подростками по различным аспектам проблемы.

классные руководители, психолог

Тренинги для подростков с целью формирования ответственности за свое поведение.

психолог

Организация досуговых мероприятий с целью формирования у подростков принятия себя через вовлечение в новые виды деятельности.

зам. директора по ВР, классные руководители


Среднее общее образование.

 


Мероприятия

Кто проводит

Анкетирование учащихся с целью определения их занятости во внеучебное время.

Анкетирование учащихся с целью определения отношения к ПАВ и их употреблению.



классные руководители, психолог

Активные методы изменения отношения подростков к ПАВ и их употреблению:

- групповые дискуссии;

- ролевые игры;

- мозговой штурм;

- тренинги и т.д.


классные руководители, психолог

Формирование инициативной группы из подростков для организации внутришкольной работы по профилактике наркозависимости.

психолог, учащиеся 9-11 кл

Проведение культмассовых мероприятий в школе для организации досуга подростков.

кл. руководители, зам. директора по ВР

Спортивные мероприятия.

учителя физкультуры

Выпуск школьной газеты по пропаганде здорового образа жизни.

учащиеся   9-11 кл

Родительские собрания с целью введения родителей в проблему.

Индивидуальные консультации для родителей.



классные руководители

Семинары и тренинги для педагогов по различной тематике.

специалисты




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница