Программа подготовки по плаванию для начальных классов маоу «сош №16» г. Альметьевска. Рт



страница1/11
Дата28.11.2017
Размер1.68 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 16»

___________ Парфилова Н.В.

«__»__________2011г.


ПРОГРАММА

подготовки по плаванию

для начальных классов

МАОУ «СОШ № 16» г. Альметьевска. РТ

2011 – 2012 учебный год

Тренер Загидов Ш.Ш.



ПЛАВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту

Программа подготовлена авторским коллективом кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в составе:



  • А.А. Кашкин, профессор, доктор педагогических наук;

  • О.И. Попов, профессор, доктор педагогических наук;

  • В.В. Смирнов, доцент, кандидат педагогических наук;

  • Рецензент: Т.М. Абсалямов, профессор, доктор педагогических наук.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

  2. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1999.

  3. Викулов А.Д. Плавание. - М.: Владос-пресс, 2003.

  4. Волков Н.И., Олейников В.И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов.

  5. - М.: Спортакадемпресс, 2001.-80 с.

  6. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

  7. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. - М.:Физкультура и-спорт, 1981.

  8. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Высшая школа, 1980.

  9. Дубровский В.И. Гигиенический массаж и русская баня. - М.: Шаг, 1993.

  10. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2002.

  11. Золотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте. - Киев.: Здоро-в'я, 1990.

  12. Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

  13. Макаренко Л.П. Юный пловец. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

  14. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования / Под ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. - М.: ФиС, 1983.

  15. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ /Составители: В.Г. Бауэр, Е.П. Гончарова, В.Н. Панкратова. - М.: 1995.

  16. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

  17. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М.: Астрель, 2003.

  18. Плавание. Программа для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) / Под ред. Л.П. Макаренко и Т.М. Абсалямова. - М., 1977.

  19. Плавание. Поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / Под общ. ред. Л.П. Макаренко. - М., 1983.

  20. Плавание. Методические рекомендации (учебная программа) для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. А.В. Козлова. - М., 1993.

  21. Плавание: Учебник / Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2000.

  22. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред Н.Ж. Булгаковой. -М., Физкультура и спорт, 2001.

  23. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997.

  24. Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (СДЮШОР). -М.: Советский спорт, 1987.

  25. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР).

  26. Система подготовки спортивного резерва / Под. ред. В.Г. Никитушкина. -М., 1993.

  27. Талаче Ежи. Энциклопедия физических упражнений. -М.: Физкультура и спорт, 1998.

  28. Уильямс М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки. - Киев: Олимпийская литература, 1997.

Программа по плаванию для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) по плаванию разработана в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года, нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ (Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - М., 1995.), и Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ (Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 "Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР)".

Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных (УТ) группах, группах спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), которые организуются в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Кроме того, программа может быть использована для работы с пловцами в спортивных клубах, училищах олимпийского резерва (УОР) и коллективах физической культуры.

Правовые вопросы данной программы регламентируются различными законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения Гражданского кодекса РФ (ГК), закона "О физической культуре и спорте в РФ" № 80-ФЗ, закона "Об образовании", закона "Об общественных организациях".

Настоящая программа по плаванию реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в ст. 2 № 80-ФЗ:



  • o непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

  • учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;

  • признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;



  • создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций.

Программу можно рассматривать как нормативную основу подготовки спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации, осуществляемой в соответствии с уставами физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, спортивных клубов и коллективов физической культуры (п. 5 ст. 8 № 80-ФЗ).

Создание и функционирование спортивных школ в виде учреждений дополнительного образования регламентируется в соответствии с ФЗ № 3266-1 от 17.07.92 г. "Об образовании".

Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режимы учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки.

В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических качеств. Представлены типовые учебные планы по годам подготовки, схемы построения годичных циклов, приводятся допустимые тренировочные нагрузки и методические рекомендации по планированию тренировочного процесса. Для каждого этапа многолетней подготовки рекомендуются основные тренировочные средства. Описаны средства и методы педагогического и врачебного контроля, основной материал по теоретической подготовке, воспитательной работе и психологической подготовке, инструкторской и судейской практике. Дана классификация основных восстановительных средств и мероприятий.

Нормативные показатели деятельности спортивных школ и методические рекомендации разработаны с учетом предыдущих программ для спортивных школ по плаванию [1977 г., 1983 г., 1993 г.] и являются итогом многолетних наблюдений за учащимися детско-юношеских спортивных школ, анализа отечественных и зарубежных систем многолетней подготовки спортсменов.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Спортивная школа создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке. Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке лицензии (разрешения).

Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления физической культурой. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих звание "Мастер спорта" или занявших 1-6 места на первенствах, чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских играх.

Основные цели спортивной школы:


  • формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

  • профессиональное самоопределение;

  • укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

  • достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.

Задачи деятельности спортивных школ различаются в зависимости от этапа подготовки. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения нормативных показателей по общей, специальной физической и спортивно-технической подготовке. При невыполнении нормативов учащиеся могут пройти обучение повторно, но не более одного раза на данном году обучения.

Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП).

К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В группах СОП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.



Основные задачи подготовки:

  • укрепление здоровья и закаливание;

  • устранение недостатков физического развития;

  • овладение жизненно необходимым навыком плавания;

  • обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

  • развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

  • формирование устойчивого интереса, мотивации к занятием плаванием и к здоровому образу жизни;

  • воспитание морально-этических и волевых качеств.

Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих заниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортивной школы может принять решение о спортивной ориентации детей на занятия плаванием в группах НП либо СОП на основе комплексной оценки соответствия двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения требованиям плавания. Продолжительность этапа 2-3 года. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Основные задачи подготовки:

  • улучшение состояния здоровья и закаливание;

  • устранение недостатков физического развития;

  • привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятием плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;

  • овладение жизненно необходимых навыков плавания;

  • обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

  • приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

  • воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

  • поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и

  • двигательной одаренности.



  • 2. КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ

  • Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения в спортивной школе. Состав нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения. Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом контролирующий характер, тогда как для групп начального обучения, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования выполнение нормативов является, кроме того, и важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап многолетней спортивной тренировки.

  • В спортивно-оздоровительных группах возраст занимающихся - от 6 до 17 дет, в них могут заниматься как начинающие, так и спортсмены, прошедшие подготовку на других этапах. Поэтому нормативы, представленные в табл. 2, являются ориентировочными исходными величинами. Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.



  • Таблица 1

  • НОРМАТИВЫ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП



  • Контрольные упражнения

    Мальчики

    Девочки

    Общая физическая подготовка

    Челночный бег 3 х 10 м; с

    9,5

    10

    Бросок набивного мяча 1 кг; м

    3,8

    3,3

    Наклон вперед с возвышения

    +

    +

    Выкрут прямых рук вперед-назад

    +

    +

    Кистевая динамометрия

    +

    +

    Прыжок в длину с места

    +

    +

    Техническая подготовка

    Длина скольжения

    6 м

    6 м

    Техника плавания всеми способами:







    а) с помощью одних ног

    +

    +

    б) в полной координации

    +

    +

    Выполнение стартов и поворотов

    +

    +

    Проплывание дистанции 100 м избранным способом

    +

    +



  • Примечание: + норматив считается выполненным при улучшении показателей.

  • Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Примерные контрольные требования на первом году занятий представлены в табл. 3.

  • Нормативы для групп 2-го года обучения являются приемными для зачисления в учебно-тренировочные группы (табл. 4). Зачисление в учебно-тренировочные группы проводится на конкурсной основе по результатам контрольных испытаний, причем наиболее важными являются нормативы по технической подготовке.

  • Критериями оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы.

  • Таблица 2



  • КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ



  • Контрольные упражнения

    Мальчики

    Девочки

    Общая физическая подготовка

    Бросок набивного мяча 1 кг; м

    3,8

    3,3

    Наклон вперед стоя на возвышении

    +

    +

    Выкрут прямых рук вперед- назад

    +

    +

    Челночный бег 3 х 10 м; с

    10,0

    10,5

    Техническая и плавательная подготовка

    Длина скольжения; м

    6

    6

    Оценка техники плавания всеми способами, баллы:







    а) 25 м с помощью одних ног

    +

    +

    б) 25 м в полной координации

    +

    +

    Проплывание дистанции 200 м

    Проплыть всю дистанцию технически правильно

    Интегральная экспертная оценка

    Сумма баллов

  • Примечание: + норматив считается выполненным при улучшении показателей.

Каталог: upload -> images -> files
files -> Н. И. Сулейманов Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения профессионального модуля разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
files -> Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
files -> Дополнительного образования города набережные челны «детско-юношеская конно-спортивная школа «тулпар» им. Р. С. Хамадеева»
files -> Ротавирусная инфекция (рви)
files -> Дефектолог docx docx
files -> Инфекционные заболевая
files -> Слухоречевое развитие детей после кохлеарной имплантации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница