Программа профилактики пав (табакокурение, алкоголизм, наркомания) «Здоровье это здорово!»» 2014 год



страница1/4
Дата23.06.2019
Размер0.88 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


Утверждена приказом

по МБОУ «Пламенская СОШ»

№99 от 29.08.2014 г.



Программа  профилактики ПАВ

(табакокурение, алкоголизм, наркомания)
«Здоровье – это здорово!»»

2014 год

Программа  профилактики ПАВ

(табакокурение, алкоголизм, наркомания)

«Здоровье – это здорово!»»

Цели данной программы:

1)      предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

2)      обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи:

1.      предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о

психоактивных веществах;

2.      способствовать формированию положительного «образа — Я»;

3.      развивать навыки самоуважения;

4.      учить навыкам анализа чувств и преодоления стресса;

5.      прививать навыки эффективного общения;

6.      способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей;

7.      формировать навык принятия обоснованных решений;

8.      формировать навыки постановки и достижения цели;

9.      формировать навыки сопротивления социальному давлению.
Концепция программы

Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».

В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

Название программы «Здоровье – это здорово!» отражает ее основную идею — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности учащегося.



«Полезные привычки»

Цель: предупредить употребление табака и алкоголя.

Задачи:

дать учащимся знания о табаке и алкоголе; — способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению табака и алкоголя;

способствовать формированию навыков ответственного поведения.

«Полезные навыки»

Цель: предупредить  употребление наркотиков подростками, предупредить ВИЧ-инфекцию у учащихся.

Задачи:

дать учащимся необходимые по возрасту знания об наркотиках и ВИЧ;

способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению наркотиков;

способствовать формированию навыков ответственного поведения.

Каждая ступень программы включает в себя четыре основных раздела: информирование, положительный «образ — Я», эффективное общение, принятие решения.


Цели первичной профилактики наркозависимости:

1. Предотвращение употребления подростками ПАВ

2. Формирование у подростков здорового образа жизни

Задачи:

Формирование позитивного отношения подростков к себе

Формирование ответственности за свое поведение

Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению

 

Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д. В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии, ролевые игры.



Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т.д.)
Критерии отслеживания эффективности 
предложенной программы

1.    Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в

мероприятия.

2.    Изменение отношения к возможному приему ПАВ

3.    Уровень конфликтности в подростковой среде

4.    Оптимизация внутрисемейных отношений


Критерии отслеживания эффективности 
предложенной программы

Предлагается два способа отслеживания эффективности



1.      Отслеживание эффективности всей программы в целом.

Критерии:

1.1.     Появление у подростков устойчивых интересов

1.2.     Повышение успеваемости

1.3.     Изменение количества подростков, стоящих на учете

1.4.     Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»

1.5.     Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»


2.      Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия. 

          Целевая группа: учащиеся «группы риска»(5-11 классы)


Ожидаемые результаты

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей

профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать  курению «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.



Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

- вредное влияние ПАВ на организм человека.



Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.



Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

 

Основные мероприятия по реализации программы


п/п


Номер занятия

Наименование мероприятие

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный

1

1 занятие

Анкета, направленная

на изучение характера отношения подростков к наркомании

Анкетирование при входе в программу.


Анкетирование

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог,

педагог-психолог



2

2 занятие

Биологические факторы риска Мотивы потребления наркотиков.

Социальные факторы риска.

Возрастные поведенческие реакции подростков как фактор риска. Психологические факторы риска. Стресс как фактор риска. Социально – психологические факторы, препятствующие формированию наркозависмости. Личностные факторы, препятствующие формированию наркозависимости. Подсказки для родителей.


Лекция

сентябрь

Педагог-психолог

3

3 занятие

 

« Как влияет курение на молодой организм»




Лекция

октябрь

Учитель биологии

4


4 занятие

Дебаты

« Курение-дело серьезное!»



Дебаты

октябрь

Социальный педагог

5


5

занятие


Ролевая игра «Суд над сигаретой»

 


Ролевая игра

октябрь

Заместитель директора по ВР

6

6 занятие

Тренинг

«Скажи «НЕТ» ПАВ!»

 


Тренинг

ноябрь

Волонтеры клуба «Тайро»

7

7 занятие

Акция

«Всемирный день без табака»

 


Акция

ноябрь

Социальный педагог

8

8 занятие

Тест «АССОЦИАЦИИ»

 


Тестирование

декабрь

Социальный педагог

9

9 занятие

Лекция о вреде алкоголизма и наркотической зависимости

 


Лекция

февраль

Врач Сяськелевской амбулатории

10

10 занятие

Тренинг для родителей

« Мы в ответе за тех, кого воспитали»



Тренинг

март

Педагог-психолог

11

11 занятие

Тренинг: «Умей противостоять зависимости»

Тренинг

Март

Волонтеры клуба «Тайро»


12

12 занятие

Тренинг: «Молодежь против наркотиков»

Тренинг

Март

Волонтеры клуба «Тайро»


13

13 занятие

Тренинговое занятие

«Пути достижения жизненных целей»

 


Тренинговое занятие

апрель

Педагог-психолог

14

14 занятие

Классный час: «Профилактика алкоголизма в подростковой среде».

Классный час

апрель

Педагог-психолог, классные руководители

15

15 занятие

Дебаты «Пиво - молодежный напиток?»

 


Дебаты

май

Педагог-психолог, классные руководители

16

16 занятие

Анкетирование по завершении программы

 


Анкетирование

май

Социальный педагог

 

СЛОВАРЬ

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде – ингалянты: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь.

Наркотики – психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических веществ (то есть изготовление, хранение, перевозка и распространение этих веществ влечет за собой юридическую ответственность)

Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний)

Абстиненция – воздержание от употребления наркотиков или алкогольных напитков, будь то по принципиальным соображениям или по другим причинам.

Абстинентное состояние (синдром отмены) – резкое ухудшение самочувствия, вызванное прекращением приема или уменьшением употребления психоактивного вещества, которое принималось многократно, обычно в течение длительного времени и больших дозах. Состояние может сопровождаться признаками физиологического расстройства.

Аверсивная терапия – терапия, которая подавляет патологическое влечение к приему ПАВ путем ассоциирования его с болезненными или неприятными переживаниями. Термин относится к любой разновидности лечения алкогольной или наркотической зависимости, в основе которого лежит создание условно-рефлективного отвращения при виде, запахе вкусе и мысли об алкоголе или наркотике.

Адаптация – приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. В психотерапии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную – приспособление человека к определенным формам социальной деятельности.

Акцентуированные личности – понятие и термин, введенное немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 году: различные, еще не ставшие патологией особенности характера, являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям. Скрытые акцентуированные личности у подростков легче, чем явные, при правильном воспитании компенсируются и исчезают; ошибки воспитания способствуют их переходу к неврозам и психопатиям.

Акцентуированные личности – понятие и термин, введенное немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 году: различные, еще не ставшие патологией особенности характера, являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям. Скрытые акцентуированные личности у подростков легче, чем явные, при правильном воспитании компенсируются и исчезают; ошибки воспитания способствуют их переходу к неврозам и психопатиям.

Арттерапия – терапия средствами искусства; Основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве.

Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность, с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

Барьер общения – психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию. Вербализация – отражение опыта в речи, является речевым показателем личности.

Внушение – воздействие на психику человека, при котором путем преимущественно не осознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов. Внушение реализуется, если оно соответствует логическим построениям, присущим мышлению пациента.

Воздействие педогогическое – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возрастной подход – учёт и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Воспитательные отношения – разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т. п. развитие и совершенствование.

Группа риска наркотизации – группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующихся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:

– лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;

– экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ;

– имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отклонениями.



Группа взаимопомощи – группа, члены которой поддерживают друг друга в выздоровлении или в поддержании выздоровления от алкогольной или другой наркотической зависимости либо оберегают друг друга от воздействия чьей-либо зависимости, причем без профессиональной терапии или руководства.

Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, методы и формы обучения.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиоллогического статуса ребёнка новой социальной ситуации.

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры по заданным правилам.

Диагноз педагогический – определение характера и объёма способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учёбе, отклонений в поведении.

Диагностические тесты на наличие психоактивных веществ – медицинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохроматографического выявления в моче испытуемого психоактивных веществ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамины и др.). Используются монотесты и мультитесты, последние применяются для

«Дом на полпути» – организационная форма оказания реабилитационной помощи, в том числе больным наркологического профиля. Создаются для больных, прошедших курс реабилитации в специализированных центрах (резиденских центрах), стационарах, общинах и проч., и нуждающихся в поддерживающей противорецидивной терапии.



Задача педагогическая – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятия на этой основе решений и плана действий.

Защита психологическая – неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержания у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или снижения чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) – неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющие негативные медицинские, психологические и социальные последствия.

Медицинская модель профилактики – основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании.

Мониторинг наркотической ситуации – повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (рапространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница