Путь героя. Нравственные уроки литературной сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»



Скачать 196.99 Kb.
Дата15.12.2018
Размер196.99 Kb.
ТипУрок

Авторы: Жукова Инна Витальевна, Маутер Светлана Анатольевна, Сударикова Светлана Геннадьевна, Чигинцева Виктория Викторовна.

Полное название образовательного учреждения: Томская область, г. Колпашево муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»

Предмет: литература

Тема: Путь героя. Нравственные уроки литературной сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Класс: 5

Учебно-методическое обеспечение: Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях
Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2015. Ч.1 - 303с.; Ч.2 - 303с.

Время реализации занятия: 45 минут.

Цель урока: Проследить путь главного героя – Фильки. Понять, какие нравственные уроки он извлёк. Каковы нравственные уроки литературной сказки К. Паустовского.

Задачи урока:

  • Образовательные:

-формировать навыки осмысленного, акцентированного чтения, умения выделять ключевые слова или слова-концепты;

-научиться искать и выде­лять необходимую информацию;

- уметь пользоваться разными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым – это где работа с эпизодами;

- формировать умение работать в группе и выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.



  • Развивающие:

- формировать умение работать по алгоритму, сверяя свои действия с целью, уметь анализировать, делать выводы.

  • Воспитательные:

-приобщать к нравственным ценностям, понятиям, таким как добро, милосердие, умение прощать и т.д.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (типология уроков в соответствии с ФГОС ООО).

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютерная презентация, аудио- и видеоматериалы, раздаточный дидактический материал.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Подготовительный этап.

Во время перемены

Организационный момент.

20 сек.

Этап мотивации (проблемная ситуация).

3 мин. 40 сек.

Этап актуализации знаний.

6 мин.

Этап открытия новых знаний. Организация исследовательской работы учащихся в группах.

26 мин.

Этап первичного закрепления.

2 мин.

Подбор домашнего задания.

3 мин.

Этап итоговой рефлексии.

4 мин.

Ход урока.

Подготовительный этап. Произвольно делим детей на группы в игровой форме (приём «пазлы»): учащимся предложено выбрать фрагмент картинки из текста произведения, а затем найти этот фрагмент на целом изображении. Для каждой группы были предложены свои картинки-пазлы, связанные с основными героями сказки. Это была своеобразная мотивация учащихся до начала урока.

I.Организационный момент.

Слайд 1

- Здравствуйте. Садитесь. Я не устаю поражаться тому, как много удивительного в нашей жизни. И сегодня на уроке мы узнаем много нового и познавательного.



II. Проблемная ситуация.

Слайд 2

-Посмотрите на слайд. В этой упаковке продаётся товар в магазине. Как вы думаете, что может быть так упаковано для продажи?



Ответы учащихся.

Слайд3

- На самом деле – содержание этой упаковки необычно.17 июня 2007 года в новостях сообщили что в Шанхае открылся магазин духовных ценностей. Стоит такая баночка не более 10 долларов, так что теперь вечные ценности стали доступны всем. В магазине много покупателей, т.к. оригинальный товар пользуется спросом. Автор идеи (хозяин) духовного магазина – датчанин Мадс Ханстром, по его словам, – хотел заставить современного потребителя задуматься о по – настоящему важных вещах.[2]



- Как вы считаете, какие же духовные ценности решил продавать Мадс Ханстром?

- Скажите, пожалуйста, а на самом деле можно ли купить добро? Милосердие? Честность? Отзывчивость? А ту же совесть?

- А позаимствовать? Взять на время?


Слайд 4

А если нельзя купить, если нельзя позаимствовать, то как можно стать обладателем этих ценностей?

- Кто или что может помочь нам узнать что такое «добро», «честность», «честь»?

- Что помогает формировать эти ценности?

- Семья помогает? А еще что? (самовоспитание, опыт/ пример др. людей, на уроках литературы, жизнь)

- Спасибо!

- Действительно, литература заставляет нас задуматься о том, что такое «милосердие», что такое жестокость, она дает нам возможность понять, что есть человеколюбие и ответственность, где грань между добром и злом.

Вот и сегодня на материале литературной сказки Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб» мы будем вести разговор о нравственных ценностях и нравственном выборе.

- Но для начала я предлагаю вам повторить материал предыдущего урока.
III. Актуализация знаний.

Слайд5

- Дайте определение литературоведческим терминам.



1. Определите соответствие:

В первой колонке даны сами литературоведческие термины, а во второй - их определения.

Ваша задача - найти соответствия термина и его определения.

- Кто прочитает определение и найдет соответствующий термин?

- Что такое «сюжет»?

- Что такое «эпизод»?

- И последний термин «герой литературного произведения»?

- С работой справились успешно. Молодцы!

2. Следующее задание «Узнай героя по описанию».

Слайды 6 - 10

- Я вам предлагаю фразы из текста, по которым вы должны определить героя. Знаком готовности к ответу является поднятая рука.

- «ранен во время войны», «выполнял тяжелую работу», «побирался» (Конь)

- «скорый на работу», «сердитый», «быстрые глаза»,«мучная пыль навек въелась в него», «мельник». (Панкрат)

- «У меня вместо ноги деревяшка», «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», «покряхтел, изловчился, поднял корку». (Старый солдат)

- Именно этот герой рассказал Фильке историю о старом солдате. (Бабка).



- И еще один герой: Его любимая фраза «Да ну тебя» (Филька)

- Молодцы! Продолжаем работу.

3. Третье задание – «Восстанови сюжет»:

Слайды 11 - 12

На слайде в произвольном порядке расположены основные эпизоды литературной сказки. Ваша задача – восстановить последовательность сюжета. Т.е. какой эпизод должен быть первым? Вторым? Далее? Следующий? И, наконец, последний?

- Затрудняетесь ответить? Сформулирую по-другому: каким героем объединены эти эпизоды?

- Так чем же интересен этот герой? Какой путь он прошел? Какие уроки извлёк?

Слайд13

- Именно на эти вопросы мы должны найти сегодня ответы, анализируя эти эпизоды. Тема нашего занятия - Путь героя. Нравственные уроки литературной сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

- Сегодня вы работаете в группах. И для того, чтобы работа была успешной, я предлагаю вам повторить правила совместной работы.

Слайд14

- Пожалуйста, ...прочитай первое правило. ..., озвучь второе. ..., тебя я попрошу прочитать третье правило.



  1. Будьте добросовестными по отношению к товарищам, работайте в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.

  4. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать другие варианты решения.

- Ребята, мы с вами видим, что работа в группах - это не соревнование, а совместный путь достижения цели, где каждый помогает друг другу. Договорились?
IV. Открытие новых знаний. Организация исследовательской работы учащихся.

Слайд15

- Вначале проследим путь героя, который представим в виде лестницы, где каждый этап - новая ступенька.

- Ребята, а какие эпизоды нам важны для того, чтобы понять этот путь и самого героя?

- Назовите эти эпизоды по порядку. Какой нам нужен первый эпизод? (по сюжету, т.е. соблюдая последовательность событий)

- Вот теперь каждая группа будет анализировать отдельный этап пути нашего героя.

- Для этого у вас на партах лежат листы. Возьмите лист под номером 1. Здесь для вас предложены задания. Посмотрите.

- А теперь возьмите лист под номером 2. Здесь вам предлагается алгоритм, т.е. последовательность вашего ответа.

Слайд16

Ваша задача:

1) дать анализ эпизода по предложенной схеме;

2) для того чтобы ваша работа была успешной, определитесь, кто из вас будет записывать варианты решений, а кто будет выступать с ответом. Прочитав свой эпизод, вы сможете ответить на 5 предложенных вопросов по алгоритму. Вам понятно задание? На работу вам дается 6 минут. (Приложение)

- Ваша работа в группах закончена. Положите ручки, ответы.

-Пожалуйста, первая группа, слушаем ваши ответы. Кто у вас в группе должен отвечать? Выходи к доске. Слушаем тебя.

- Возможно, кто-то из группы хотел бы дополнить предложенный ответ?

-Наши ответы совпали! Слайд17

- Вторая группа, кто у вас отвечает? Пожалуйста, к доске, слушаем тебя. Есть дополнения в группе? Потрудились на совесть!

- И здесь я с вами согласна! Слайд17

- Третья группа - ваша очередь. Выходи к доске. Слушаем ваш ответ. Есть дополнения в группе? Молодцы, умеете работать! Слайд17

- Четвертая группа - ваша очередь. Выходи к доске, слушаем тебя. Есть дополнения в группе? Отлично, слаженная работа! Слайд17

- Посмотрите на эту лестницу. Работая в группах, мы проследили этапы пути героя от начала к концу повествования.

- Какой же путь проходит Филька? От чего к чему пришел наш герой? Слайд17

- Верно, путь Фильки – путь от зла к добру. Именно таков сюжет сказки.

- Но этот путь автор показывает нам не только через сюжет, поступки героя и его чувства. Внутренние изменения, которые происходят с Филькой, напрямую связаны с состоянием природы.

- Предлагаю вам вновь поработать в группе.

Работа с «тёплыми» и «холодными» словами.

- Ваша задача – проследить, как изменяется состояние природы и как эти изменения связаны с Филькой.

- Для этого вы должны будете взять лист под номером 2, на котором вы будете работать, перечитать эпизод и подчеркнуть «холодные» и «тёплые» слова, которые описывают состояние природы:

Слайд18

1) перечитайте эпизод,

2) в самом эпизоде подчеркните «холодные» и «тёплые» слова, которые описывают состояние природы.

- Ребята, будьте внимательны: возможно, в вашем эпизоде вы найдете только одну группу слов: «тёплые» или «холодные». Повторяющиеся слова не подчеркивайте. Выделяем только слова, передающие состояния природы, а не человека. Ребята, вам понятно задание? На работу дается не более 2 минут.

- Все, ребята, работа закончена. Отвечаем с места.

- Пожалуйста, какие «тёплые» или «холодные» слова нашла первая группа.

-Кто у вас будет отвечать? Слушаем. Слайд19

-Вторая группа, у вас отвечает... Пожалуйста. Слайд19

- Третья группа. Слушаем вашего отвечающего... Слайд19

- Предоставляем слово четвертой группе. Кто у вас отвечает? Пожалуйста,... слушаем. Слайд19

- Посмотрите на нашу лестницу-путь. Как состояния природы отражают изменения, которые происходят с героем? (Филька совершает злой поступок, и природа холодна и враждебна. Филька совершает добро и природа становится «тёплой»).

- Молодцы! Вы точно сформулировали ответ на вопрос!

- Какие же уроки извлёк Филька из этой ситуации? Что осознал и над чем задумался наш герой? (сумел задуматься о том, что совершил; нужно уметь понять свои ошибки)

- Что понял Филька? (то, что ты делаешь, отражается на окружающих)

-Очень точно подмечено! Как камень, брошенный в воду, даёт круги, так и наши поступки, плохие или хорошие, отражаются на окружающих, имеют свои последствия.

Работа с названием сказки.
- Ребята, мы сейчас с вами выделяли «холодные» и «тёплые» слова, передающие состояния природы.

-А что еще «теплого» в сказке? О чем ещё «тёплом» идёт речь? (слово «теплый» есть в названии - «Теплый хлеб».



Слайд20

- Почему же сказка, в которой рассказывается о Фильке и его поступках, названа не в честь главного героя, а «Теплый хлеб»? Ребята, а что вы представляете, когда слышите слова «тёплый хлеб»?

- Какой смысл вкладывает автор в это название?

Для начала предлагаю вам прослушать аудиофрагмент.[1]

- Итак, почему же «тёлый хлеб»? Давайте выясним, исходя из прослушанного фрагмента, что же значит «теплый хлеб» для наших главных героев.

- А что значит «тёплый хлеб» для коня, который приносит ему Филька? (жизнь, еда).

- Принимает ли конь этот подарок из рук Фильки? (Да, но не сразу).

- Почему же все - таки принимает? (простил)

- Как повел себя конь, когда съел весь хлеб? (положил голову на плечо Фильки).

- А это означает, что Филька и конь помирились (примирение).



Слайд21

- А теперь давайте посмотрим, что значит «тёплый хлеб» для Фильки. Почему именно Филька понёс хлеб коню? (испытывает чувство вины; лично решил исправить свой злой поступок - раскаяние, возможность исправить злой поступок).

- А если Филька решил исправить свой поступок, то о чём это говорит? (осознает и признает свою вину) - осознание, признание.

- Т.е. Филька, который совершил злой поступок – обидел коня, теперь совершает доброе дело.

-Значит «тёплый хлеб» - это и символ Добра.

-Посмотрите на доску. Здесь все наши с вами ответы.

- А теперь давайте в целом посмотрим, какой же смысл вкладывает К.Г. Паустовский в слова «тёплый хлеб».

Слайд22

Продолжите фразу:

«Тёплый хлеб - это символ (чего?)______________________».

- Я с вами согласна.



V. Первичное закрепление знаний.

Слайд23

Тёплый хлеб – это и символ признания и исправления своей ошибки, это и символ добра, которое торжествует над злом, это и символ жизни, которую можно сохранить искренностью, сердечностью, чуткостью и отзывчивостью.



Слайд24

- От кого или от чего зависит, что победит в нашей жизни: зло или добро? От кого или от чего зависит, каков будет наш путь? Я предлагаю вам познакомиться с притчей.


Слайд25

Просмотр видео-притчи.[3]
Слайд26

- Ребята, как вы поняли: от кого или от чего зависит, каков будет наш путь.

- Только от нас зависит, какой волк в нас победит.

-Только от нас зависит, по какому пути мы пойдем: по пути зла или по пути добра.



VI. Подбор домашнего задания.

Слайды 27 - 28

В Нескучном саду в Москве открыт «памятник доброты». Скульптурная композиция представляет собой изображение одуванчика, с пушинками в виде раскрытых ладошек, на которых нарисованы открытые глаза. Автором памятника является Григорий Потоцкий. Его скульптуры доброте уже установлены в восьми странах мира: Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Китае, Эстонии, Латвии и Украине.

Вот и я вам в качестве варианта домашнего задания предлагаю создать свой «памятник Доброты» разными способами: словесно, при помощи красок или пластилина, картона или спичек и т.д.
Слайд29

- В качестве другого варианта я вам предлагаю поработать с эпиграфом к произведению. Для этого вам необходимо из предложенных пословиц выбрать ту, которую можно считать эпиграфом к произведению, т.е. нужно выбрать ту пословицу, которая отражаем суть произведения и объяснить свой выбор. Можете предложить свою пословицу.


Справочный материал:

  1. Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).

  2. Не бойся первой ошибки, избегай второй.

  3. Ошибка красна поправкой.

  4. Спешите делать добро.

- Перечисленные задания были на выбор.

- А в качестве обязательного задания вам необходимо продолжить фразу: «Основная идея сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» заключается в том, что__________________________________________________

Это домашнее задание (и основное, и его варианты) напечатано для каждого из вас на карточках, которые лежат на столах. (Приложение 2)

-Все взяли себе задание?



VII. Итоговая рефлексия.

- И последняя наша с вами работа. Весь урок мы описывали путь Фильки, анализировали, какие уроки он извлёк. А теперь я предлагаю вам описать свой путь, который вы прошли на этом уроке. Этот путь, как и путь Фильки, представлен в виде лестницы.



Слайд30

- На первой ступеньке нужно ответить на вопрос, «что я повторил»?

-На второй ступеньке - продолжить фразу «я задумался о том, почему...».

- А на третьей ступеньке - дополнить фразу «я понял, что..»

- Я вам предлагаю не более двух минут, чтобы каждый из вас выполнил эту работу.

«Мой путь»

- я повторил:…..

- я задумался о том, почему…

- я понял, что…

- Время вышло. Слушаем ваши ответы с места.



Слайд31

- Ребята, я очень благодарна вам за урок! Благодарна за то, что вы были такими активными, отзывчивыми. Я думаю, то мы с вами можем заполнить пятую ступеньку нашего пути. Сегодня все поработали хорошо!

- Оценку «отлично» за урок я хотела бы поставить________. Жду ваши дневники для выставления отметок.

Приложение 1.

Группа 1.

Задания.


1. Восстановите эпизод, используя слова и выражения для справок:

    • жалобно, протяжно

    • раненый конь

    • нехотя

    • закинул хлеб

    • злорадного

    • «Да ну тебя!»

    • наотмашь ударил

    • «…на вас не напасёшься»

3. Какие слова и выражения из восстановленного эпизода характеризуют состояние Фильки?

4. Какая фраза является формулой жизни Фильки? С каким чувством он произносит её в данном эпизоде?

5.Выберите из предложенных вариантов тот, который наиболее полно раскрывает Фильку в этом эпизоде: исправил свою ошибку, задумался о своем поступке, признал свою ошибку, совершил злой поступок.

План выступления ответственного в группе.

Своё выступление постройте по образцу.

1.Наша группа восстановила эпизод следующим образом (зачитать….)

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: __________________________________________________________

В один из таких тёплых серых дней ___________ постучал мордой в калитку к Филькиной бабке.

Филька ___________ встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и ______________________________________.коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька________________далеко в рыхлый снег и закричал:

- ___________, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

И вот после этого ___________________ окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал___________________, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.

3. Состояние Фильки характеризуют такие слова, как__________________________

4. Формулой жизни Фильки является фраза «______________», которую он произносит с (со)___________________________________________________________

5. Этот эпизод показывает нам Фильку как человека, который_____________________



Группа 2.

Задания.


  1. Восстановите эпизод, используя слова и выражения для справок:

    • засмеялся

    • «Что ж теперь делать?»

    • лютый мороз

    • всхлипывая

    • злобы людской

    • «Да ну вас!»

    • дурной человек

    • охлаждения сердца

3. Какие слова и выражения из восстановленного эпизода характеризуют состояние Фильки?

4. Формулой жизни Фильки является фраза «Да ну тебя (вас)!», которую герой произносит несколько раз. С каким чувством он произносит её в данном эпизоде?

5.Выберите из предложенных вариантов тот, который наиболее полно раскрывает Фильку в этом эпизоде: исправил свою ошибку, задумался о своем поступке, признал (осознал) свою ошибку, совершил злой поступок.

План выступления ответственного в группе.

Своё выступление постройте по образцу.

1..Наша группа восстановила эпизод следующим образом (зачитать….)



<….> Вечером колючий мороз прошёл по деревне. Бабка, плача, рассказывала Фильке, что их ждёт неминучая смерть.

Филька тоже заплакал от страха и кричал на мышей: «___________! Проклятые!» - _________________ <….> и весь трясся, слушая причитания бабки:

- От_____________сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз. Шёл через деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин возьми и дай только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул и говорит: "Вот тебе! Жуй!".

- «Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка." - Раз дюже голодный - подымешь, - ___________ мужик. Солдат поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Тогда он вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, а потом ударил___________________. И мужик тот помер.

- Отчего же он помер? – хрипло спросил Филька.

- От _______________, - ответила бабка. - Знать, и нынче завелся в Бережках _________________ и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

- _______________,бабка? - спросил Филька из-под тулупа.- Неужто помирать?

- Зачем помирать? Надеяться надо.

- На что?

- На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

- А как его исправить? - спросил,______________, Филька.

2. Состояние Фильки характеризуют следующие слова_________________________



3. Фразу «Да ну вас!» Филька произносит, испытывая чувство __________________________________________________________________________

4. Этот эпизод показывает нам Фильку как человека, который_____________________



Группа 3.

Задания.


1. Восстановите эпизод, используя слова и выражения для справок:

  • «…соберу со всей деревни ребят»

  • присел от страха

  • «Да ну его!»

  • выскочил

  • всеобщее спасение

  • твоей вины

  • придумывал

  • раненого коня

3. Какие слова и выражения из восстановленного эпизода описывают действия (глаголы) Фильки? Как эти слова характеризуют его состояние?

4. Формулой жизни Фильки является фраза «Да ну тебя!», которую герой произносит несколько раз. С каким чувством он произносит её в данном эпизоде?

5.Выберите из предложенных вариантов тот, который наиболее полно раскрывает Фильку в этом эпизоде: исправил свою ошибку, задумался о своем поступке, признал (осознал) свою ошибку, совершил злой поступок.

План выступления ответственного в группе.

Своё выступление постройте по образцу.

1.Наша группа восстановила эпизод следующим образом (зачитать….)

Филька запахнул тулупчик, __________________ на улицу, побежал к мельнице и постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, …………… на корточки, затаился.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел ____________________ и как из-за этого упал на деревню мороз. Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.

- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет____________________. И перед раненой лошадью – тоже.

Филька в это время сидел на лавке, ёрзал,_____________________________.

- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт,_________________. Возьмём мы ломы, будем рубить лёд, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо мельницы. Она разогреется, станет тёплой и начнёт молоть. Будет и мука, и вода, и ____________________________.

- А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

- ________________!- уверенно сказал Филька.- Пробьём мы и такой лёд!

2. Действия Фильки описываются такими словами и выражениями, как____________________________________. Эти слова показывают, что Филька чувствует.



3. В этом эпизоде Филька тоже произносит свою ключевую фразу «Да ну вас!». Но уже произносит её (как?) ___________________________________________________

4. Этот эпизод показывает нам Фильку как человека, который_____________________



Группа 4.

Задания.


1. Восстановите эпизод, используя слова и выражения для справок:

  • мирись

  • протянул хлеб

  • заплакал

  • горячая мука

  • тёплого хлеба

  • осторожно

  • скалывали лёд

  • улыбался

3. Какие слова и выражения из восстановленного эпизода описывают действия (глаголы) Фильки? Как эти слова характеризуют его состояние?

4. Формулой жизни Фильки является фраза «Да ну тебя!», которую герой произносит несколько раз. Почему в этом эпизоде он её не произносит?

5.Выберите из предложенных вариантов тот, который наиболее полно раскрывает Фильку в этом эпизоде: исправил свою ошибку, задумался о своем поступке, признал свою ошибку, совершил злой поступок.

План выступления ответственного в группе.

Своё выступление постройте по образцу.

1.Наша группа восстановила эпизод следующим образом (зачитать….)

На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Филька, ребята и старики ______________________ у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня задул тёплый ветер. Ветки ив оттаяли, и в воздухе запахло весной.

Старое колесо скрипнуло, заскрежетали жернова, из – под них полилась в мешки _______________________. Ночью по деревне стоял запах _________________________________. с румяной коркой.

На следующее утро Филька принёс к мельнице буханку свежего хлеба, разломил её, посолил и _______________________. коню. Но тот не взял. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко ___________________.

Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

- Не пужайся, Филька не злой человек. Бери хлеб, _____________________!

Конь помотал головой, подумал, потом ________________________. вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька _____________сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

2. Действия Фильки описываются такими словами и выражениями, как____________________________________. Эти слова показывают, что Филька чувствует……………

3. В этом эпизоде Филька не произносит свою любимую фразу «Да ну тебя!», потому что____________________________________________________________

4. Этот эпизод показывает нам Фильку как человека, который_____________________



Приложение 2

Домашнее задание

1. Задания на выбор:

Вариант 1.

Создайте свой «Памятник доброты» разными способами: словесно, при помощи красок или пластилина, картона или спичек и т.д.



Вариант 2.

Из предложенных пословиц выберите ту, которую можно считать эпиграфом к произведению. Объясните свой выбор. Можете предложить свою пословицу.



  1. Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).

  2. Не бойся первой ошибки, избегай второй.

  3. Ошибка красна поправкой.

  4. Спешите делать добро.

2. Обязательное задание для всех:

Продолжите фразу: «Основная идея сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» заключается в том, что ___________________.



Список источников:

1 Литературные чтения. К. Паустовский «Теплый хлеб» ВКонтакте.



http://yandex.ru/video/search?filmId=kcWLHQn-0Cw&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&path=wizard

  1. Степанова Г.В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2014.

  2. http://xitfilms.ru/online/Rk42bUNhVkxnMVk=



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница