Рабочая программа учебной дисциплины «История» Специальность 15. 02. 08 Технология машиностроения



Скачать 319.88 Kb.
Дата10.06.2019
Размер319.88 Kb.
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Оренбургский государственный университет»



УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Предметно-цикловая комиссия социально-гуманитарных и

общеобразовательных дисциплин


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

директора по учебной работе

Э.А.Хажумарова

(подпись, расшифровка подписи)

«____»_____________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Специальность



15.02.08 Технология машиностроения

(код и наименование специальности)

Программа подготовки



базовая

(базовая, углубленная)


Форма обучения

очная


Оренбург 2016

Рецензент

преподаватель предметно-цикловой комиссии социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Университетского колледжа ОГУ Русанова И. Ф.



Рабочая программа дисциплины «История» /сост.

К.В. Русяев - Оренбург: Университетский колледж ОГУ, 2016. - 26 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания базовой дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной формы обучения по специальности 15.02.08 Технология машиностроения в 4 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 15.02.08. Технология машиностроения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 350.

Составитель _____________ К.В. Русяев

11.01.2016 г. (подпись)




Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………….

4

2

Место дисциплины в структуре ППССЗ…........………………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины...................

5

4

Структура и содержание дисциплины (модуля)....…………………………

7

4.1

Структура дисциплины, объем и виды учебной работы……..................

7

4.2

Содержание разделов дисциплины.................................................................

8

4.3

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….…………...

14

5

Образовательные технологии..........................................................................

15

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.............................................................................

16


6.1

Образцы тестовых заданий для рубежного среза знаний………………….

17

6.2

Перечень вопросов к экзамену……………………..………………………

18

6.3

Примерные темы рефератов (задания для самостоятельной работы)…….

20

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......................…

21

7.1

Основная литература…………………………………………………………

21

7.2

Дополнительная литература…………………………………………………

21

7.3

Периодические издания.....……………………………………….………….

21

7.4

Интернет-ресурсы.............................................................................................

22

7.5

Методические указания к лекционным занятиям …………………………

23

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий .....................................................................

23


8

Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………...

23




Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………….

25




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………….

26

1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цель:

Основная цель курса – формирование целостного представления исторического пути России и мира на рубеже ХХ – XXI вв.

А также:


  • дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании современного мира; понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений;

  • рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе;

  • показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;

  • развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация;

  • научить использовать опыт, накопленный человечеством.

Задачи:

Способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории XX – XXI вв.; стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории; сформировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, историческими картами и учебно-методическими пособиями;


обеспечить понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира; формировать историческое мышление: умение сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
2 Место дисциплины в структуре ППССЗ

Данная дисциплина относится к базовым дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла ППССЗ для специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

Учебный курс предмета «История» предполагает изучение основных процессов политического, экономического развития ведущих государств мира и России на рубеже веков (XX – XXI вв.) и направлен на воспитание гражданских и патриотических качеств студентов, содействие формированию личностного отношения к истории как своей страны, так и других государств, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории.

Дисциплина даёт возможность подготовить всесторонне развитых, критически мыслящих специалистов; личности, способной к целостному видению и анализу путей развития общества, умеющей обосновать и отстаивать свою гражданскую позицию.

Изучение дисциплины «История» связано с изучением таких предметов, как обществознание, культурология, основы социологии и политологии, основы философии, литература, основы права, поэтому основные положения дисциплины должны быть использованы  при изучении данных курсов.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ППССЗ по данной специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

а) общих (ОК): Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического.

В результате изучения должно происходить формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-комуникационные технологи в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

б) профессиональных (ПК): как предмет общеобразовательного цикла «История» участвует в формировании профессиональных компетенций опосредованно.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать/понимать:


  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков XX и XXI вв.;

  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.


Уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире;

  • выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


4 Структура и содержание дисциплины (модуля)

4.1 Структура дисциплины, объем и виды учебной работы.

По специальности 15.02.08 Технология машиностроения.



Вид работы

Трудоемкость, часов

4 семестр

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

48

48

Лекции (Л)

2

2

Комбинированные уроки (КУ)

42

42

Повторительно-обобщающие (П-О)

4

4

Самостоятельная работа:

24

24

Реферат (Р)

12

12

Самостоятельное изучение разделов

12

12

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)


экзамен



Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре




раз-


дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа


Вне-

ауд.


работа

СР


Л

КУ

П-О

С

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».

10

2

4

-

-

4

2

Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века.

32

-

22

2

-

8

3

Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй пол. XX - XXI вв.

12

-

6

-

-

6

4

Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.

18

-

10

2

-

6




ВСЕГО:

72

2

44

4




24


4.2 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1



Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».

1.1 Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

Интересы СССР, США, Великобритании в Европе и мире после войны.

Образование Организации Объединенных Наций (ООН).

Итоги Потсдамской конференции 1945г. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны».



1.2 Первые конфликты и кризисы «холодной войны».

Первые международные кризисы: Берлинский 1949 г. Корейская война 1950 – 1953гг. Берлинский кризис. Карибский кризис. Итоги, историческое значение.



1.3 Образование международных организаций.

Организации Североатлантического Договора (НАТО), Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).



Основные понятия:

сверхдержава, биполярный мир, «холодная война», железный занавес, политика сдерживания, Информбюро, «план Маршалла», НАТО, СЭВ, ОВД, культ личности, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, колониальная система, метрополии, колонии, деколонизация.



С, РК, ИД


2

Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века.

2.1 Ведущие капиталистические страны мира: США.

США: внутренний и внешнеполитический курс администраций президентов с 1945 – 2012 гг.



2.2 Ведущие капиталистические страны мира: Англия, Франция.

Англия – «младший партнер» США. Потеря колониальных территорий. Экономические кризисы 70-80-х годов. М. Тетчер и консервативная политика «защиты истинных ценностей британского общества». Лейбористы и политика Э.Блэра. Англия и Россия – современные политические и экономические отношения.

Франция: создание Конституции, установление режима Четвертой республики.

Шарль де Голь. Пятая республика. Ослабление колониального режима. Выход из НАТО. Заключение договора с СССР. Правительство Ф.Миттерана. Националистические настроения в обществе в период руководства Ж.-М.Ле Пена («Франция для французов»). «Голлизм» Ж. Ширака и Н. Саркази. Политическое взаимодействие Франции и России на современном этапе.



2.3 Германия после войны. Феномен немецкого экономического чуда.

Германия: провозглашение Федеративной Республики Германии и образование Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии. Успешное восстановление экономики к 1950 г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны». Германо-американские отношения на современном этапе. Российско-германские отношения на современном этапе.



2.4 Япония после второй мировой войны. Японское экономическое чудо.

Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны. Японское «экономическое чудо». Утверждение самостоятельной роли Японии в мире. Глобализация японской внешней политики.



2.5 Советская концепция «нового политического мышления».

Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. Провал экономических реформ «перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины. Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной войны».



2.6 Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века.

Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.

Организация Варшавского договора (ОВД). Нарастание экономических и социальных проблем. Особый путь Югославии. События в Венгрии, Чехословакии. Политические кризисы. «Доктрина Брежнева».

Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма»



2.7 Китай: социально-экономическое и политическое развитие.

Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминдановский Юг. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство». Китай на современном этапе развития.



2.8 Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй.

«Атлантическая хартия». Независимость Индии и африканских государств. Страны третьего мира. Неоколониализм.



2.9 Индия: социально-экономическое и политическое развитие.

Экономическое положение Индии после второй мировой войны. Подъем освободительного движения.

Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950г. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг. национальный вопрос в Индии. Реформы 90-х гг. Выборы 2004г.

2.10 Страны Азии и Африки: проблемы модернизации.

Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине XX в., борьба за демократические преобразования. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия). Латиноамериканские страны в 1990-е гг.



2.11 Латинская Америка: между диктатурой и демократией.

Латинская Америка после второй мировой войны. Модели развития в Латинской Америке: правая диктатура и социалистические режимы. Перонизм. Кубинская революция. Чили при С. Альенде и А. Пиночете. Латинская Америка и неолиберализм.



2.12 Повторительно-обобщающее занятие по разделу.

Основные понятия:

«оттепель», «экономическое чудо», модернизация, неоконсерватизм, интеграционные процессы, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, «застой», перестройка, либерализация, рентабельность, ЕЭС, ЕАСТ, разрядка, межнациональные конфликты.



С, П, СТ,Т


3

Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй пол. XX – XXI вв.

3.1 Новая эпоха в развитии науки и техники.

НТР и социальные сдвиги в западном обществе.



3.2 Основные направления в развитии зарубежной культуры.

Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Культура молодежного бунта. Новые левые. Постмодернизм в философии и массовой культуре.



3.3 Духовная жизнь в советском и российском обществах.

Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины XX века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.



Основные понятия:

наукоемкие технологии, идеологизация, постмодернизм, духовность, компьютерная революция, виртуальная реальность, поп-арт, массовая культура.



Р, П,

ОК, СТ



4

Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.

4.1 Информационное общество и его структура.

Распространение информационных технологий. Информатизация общества. Автоматизация и компьютеризация.



4.2 Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации.

Происхождение глобальных проблем современности. Глобалистика и политическая сфера. Геополитические факторы в мировом развитии и современность. Геополитическое положение и национальные интересы России. Новая Россия в новом мире. Россия и НАТО.

Глобализация в политической, социально-экономической и духовной сферах как новый цивилизационный процесс XXI века: достижения, противоречия.

4.3 Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности.

Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.

Разоружение и проблема выживания человеческой цивилизации. Комплекс проблем разоружения: прекращение разработки и производства оружия массового уничтожения; ограничение и прекращение ядерных испытаний; демилитаризация зон вооруженных конфликтов. Международные соглашения в области разоружения.

4.4 Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму.

Международный терроризм как социально- политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России. Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма.



4.5 Россия и международные отношения начала XXI века.

Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве. Проблемы социально-экономического и культурного развития страны в условиях открытого общества. Многосторонние и двусторонние финансово-экономические связи России. Международные культурные связи России.



4.6 Повторительно-обобщающее занятие по курсу дисциплины.

Основные понятия:

постиндустриальное общество, интеграция, одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.



Т, Б, С

Для определения форм текущего контроля учебного материала используются следующие обозначения: ФО – фронтальный опрос; Б – беседа; Р – рефераты; РК – работа по карточкам; С – сообщения, ИД – исторический диктант, СТ – составление таблиц; ОК – опорный конспект, Т – тестирование; П – презентации.

4.3 Самостоятельное изучение разделов дисциплины

раздела


Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

1

Политика «маккартизма» в США.

4

2

Нарастание социальных проблем в американском обществе в 60-х гг. Антивоенное и студенческие движения. (Подготовка рефератов по данной теме)


4

3

Ухудшение советско-китайских отношений и сближение с Западом.

4

4

Нравственные и духовные проблемы в странах Запада и России.

6

5

Разоружение и проблема выживания человеческой цивилизации. Комплекс проблем разоружения: прекращение разработки и производства оружия массового уничтожения; ограничение и прекращение ядерных испытаний; демилитаризация зон вооруженных конфликтов. Международные соглашения в области разоружения.

6

5 Образовательные технологии
При подготовке и проведении учебных занятий предполагается применять такие педагогические технологии, как педагогика сотрудничества, личностно-ориентированная технология, предметно-ориентированная технология, технология коллективного способа обучения.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует познавательную деятельность учащегося, развивает общие творческие способности.




При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

– работа с первоисточниками (анализ исторических документов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);

– подготовка сообщений, докладов, рефератов.

При организации контроля используются такие его формы, как зачеты, устные ответы, тестирование, сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, исторические ролевые игры, исторические викторины, семинары и т.д.




При организации учебного процесса применяются такие формы уроков как:


- лекционные занятия;

- семинарские занятия;

- частично-поисковый метод в комбинированном уроке;

- исследовательские работы;

- уроки развития творчества (реферативная работа);

- уроки – видео-экскурсии;

- уроки-презентации;

- комбинированные уроки с элементами видеофильмов;

- урок-зачет и т.д.

Безусловно, способствуют развитию творческой составляющей и нестандартные формы уроков: «Мозговой штурм», деловая игра, урок-семинар, урок-диспут и др.

Из современных образовательных технологий используются такие методы, как: проектные методики, исследовательская работа, творческие отчеты.

Задействованы и современные компьютерные технологии: мультимедийный комплекс, электронные учебники и энциклопедии, современные образовательные Интернет-ресурсы, что позволяет провести урок-кинофильм, урок с использованием видеофрагментов, урок-презентация.



6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения семинарских занятий, устного опроса, выполнения письменных или устных как индивидуальных, так и групповых заданий (работа по карточкам, тестовым заданиям), контрольных работ, подготовки рефератов и сообщений.

Достоинства: систематичность, непосредственно коррелирующая с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента.


Виды контроля по способу формируемых компетенций
Устный опрос

Достоинства: позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя.


Письменные работы

Достоинства: экономия времени преподавателя; возможность поставить всех студентов в одинаковые условия, объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя, проверить обоснованность оценки; субъективности при оценке подготовки студента.



Итоговая аттестация

Основная форма: дифференцированный зачет

Осуществляется в конце семестра и завершает изучение дисциплины.

Достоинства: помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

Для текущего контроля успеваемости (промежуточной аттестации) используются тесты рубежного среза знаний.
6.1 Образцы тестовых заданий для рубежного среза знаний:
Раздел: «Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине XX – начале XXI вв.».

Тема: «Научно – техническая революция и культура».
1. В каком году произошел запуск первого в мире искусственного спутника Земли?

а) 1965г.

б) 1961г.

в) 1956г.

г) 1957г.

2. Какое событие произошло в 1961 году?

а) Полет Ю.А.Гагарина;

б) Год изобретения водородной бомбы;

в) Год высылки творческой и научной интеллигенции;

г) Полет В. Терешковой – первой в мире женщины-космонавта.

3. Кто из перечисленных имен является участником правозащитного движения?

а) Е.Евтушенко;

б) С.Королев;

в) А.Солженицын;

г) С.Вавилов.

4. Проявление «оттепели» в культурной жизни СССР:

а) Прекращение гонений на писателей со стороны партаппарата;

б) Отмена государственной цензуры;

в) Поощрение властями развития всех направлений искусства;

г) Публикация произведений о заключенных ГУЛАГа.

5. В сфере культуры и науки России в 1990-е гг. произошло изменение:

а) Увеличение финансирования культуры;

б) Усиление партийного влияния в области культуры;

в) Приоритетное развитие фундаментальных отраслей науки;

г) Широкое распространение продукции массовой культуры.

6. Обращение со словами: «Невероятно, чтобы творчество писателей могло составить государственное преступление», является выражением взглядов:

а) Представителей партийной номенклатуры;

б) Руководителей КПСС;

в) Писателей-коммунистов;

г) Диссидентов.

7. Сфера деятельности – физика связана с именем

а) С.Королева;

б) Н.Вавилова;

в) И.Курчатова;

г) В.Вернадского.

8. И.Пырьев, Л.Гайдай, А.Тарковский были

а) Скульпторами»

б) Композиторами;

в) Кинорежиссерами;

г) Учеными.

9. Каким термином называют развитие ФРГ, Италии, Японии, связанных с полосой общей экономической стабилизации, подъема производства после поражения во Второй мировой войне, находящихся в трудном экономическом положении

а) «Экономическим чудом»;

б) «Культурной революцией»;

в) «Битвой за республику»;

г) «Уотергейтское дело».

10. В 1990-е годы в сфере культуры и науки России произошло изменение:

а) Увеличение бюджетного финансирования культуры;

б) Насильственная изоляция от достижений западной науки;

в) Приоритетное развитие фундаментальной науки;

г) Широкое распространение продукции массовой культуры.

11. Как называется политика в сфере идеологии, образования, культуры, проводившаяся коммунистическими режимами?

а) «Бархатная революция;

б) «Культурная революция»;

в) «Научно-техническая революция»;

г) «Новый курс».

12. Укажите в списке имена деятелей отечественной культуры, чьи произведения после многих лет умолчания были возвращены читателям в годы перестройки:

а) Н.Бердяев;

б) Н.Гумилев;

в) С.Есенин;

г) И.Бунин;

д) В.Соловьев;

е) В.Набоков;

ж) А.Твардовский;

з) В.Ключевский.


6.2 Перечень примерных вопросов к экзамену:


  1. «Холодная война» понятие, причины, последствия.

  2. План «Маршалла» и раскол Европы.

  3. Берлинский кризис. Создание двух германских государств.

  4. «Холодная война» в Азии. Гражданская война в Китае 1946 – 1949 гг.

  5. «Холодная война» в Азии. Война в Корее и ее последствия.

  6. Создание Совета Экономической Взаимопомощи.

  7. Организация Североатлантического договора.

  8. Послевоенное восстановление экономики СССР.

  9. Идеология и политика в конце 1940 – 1950 гг. новый виток репрессий.

  10. СССР после смерти И.В. Сталина. Борьба за власть.

  11. Противоречивая политика Н.С. Хрущева.

  12. США после Второй мировой войны.

  13. Распад колониальной системы: причина и основные этапы.

  14. Локальные конфликты в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

  15. Охарактеризуйте реформы А. Косыгина конца 60-х начала 70-х гг.

  16. СССР и Суэцкий кризис 1956г.

  17. Карибский кризис и его последствия.

  18. США в 1960 - 1970 годах.

  19. Экономическое чудо Германии.

  20. Начальный этап европейской интеграции.

  21. Япония после Второй мировой войны.

  22. «Застой» и его суть. Почему он стал возможен.

  23. Кризис 1968 г. в Чехословакии и его последствия.

  24. Война во Вьетнаме. Кризис доверия в США.

  25. Предпосылки перехода к политики разрядки.

  26. Охарактеризуйте Движение неприсоединения.

  27. СССР в середине 40-х – середине 50-х годовXXвека. Апогей сталинизма.

  28. Политические альтернативы после смерти Сталина.

  29. Попытка десталинизации в СССР. ХХ съезд КПСС.

  30. Внешняя политика СССР в 1945–1953 годах.

  31. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов (неосталинизм, застой, кризис системы).

  32. «Перестройка» в СССР (1985–1991 гг.). Распад СССР.

  33. Образование суверенной Российской Федерации и ее развитие в 1990-е годы.

  34. Внешняя политика СССР в 1985-1991 годах.

  35. Конфликт в межнациональных отношениях в СССР в 1980 –1990 гг.

  36. Политические реформы в России в 1990-е годы.

  37. Экономические реформы в России в 1990-е годы.

  38. Конституция России 1993 года.

  39. Неоконсервативная идеология.

  40. Национальная политика и -межнациональные отношения в российской Федерации в 1990-е годы.

  41. Духовная жизнь общества. Российское образование, наука и культура в

  42. 1990-е годы.

  43. Внешняя политика Российского государства в 1990-е годы.

  44. Политика Разрядки и ее перспективы.

  45. Кризис разрядки: причины и последствия.

  46. Основные направления развития науки техники во второй половине 20 века.

  47. Информационное общество: основные черты.

  48. Интеграционные процессы и глобализация.

  49. Демократические революции в странах Восточной Европы.

  50. Экология и проблемы модернизации стран «Юга».

  51. Страны Западной Европы на рубеже XX – XXI вв.

  52. Восточная Европа после социализма.

  53. США на рубеже XX – XXI вв.

  54. Россия и международные отношения начала XXI века.

  55. Особенности развития культуры в начале XX века. Массовая культура и ее особенности.

  56. Глобальные проблемы современности: характер, причины возникновения, пути решения.

  57. Дайте характеристику одному из наиболее значительных государственных деятелей второй половины XX – начала ХХI в.

  58. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации.

  59. Латинская Америка: между диктатурой и демократией.


6.3 Примерные темы рефератов (задания для самостоятельной работы)


  1. Послевоенное устройство мира.

  2. Страны Европы после Второй Мировой войны.

  3. Европейская интеграция во второй половине XX века.

  4. Развитие СССР в 50-80-е гг. XX века.

  5. Н.С. Хрущёв: политический портрет.

  6. Смена власти и смена курса в октябре 1964года.

  7. Советское общество в 60 – 70-е гг. XXвека.

  8. Политический портрет Л.И. Брежнева.

  9. Жизнь советского человека в 70-х начале 80-х гг.

  10. Страны «народной демократии» Восточной Европы в конце 80-х годов.

  11. «Бархатные революции» в странах Восточной Европы.

  12. Вооружённые конфликты 40-80-х годов XX века.

  13. Перестройка в СССР и её последствия.

  14. Распад СССР: закономерность или случайность?

  15. Мир и Россия в конце XX- начале XXI века.

  16. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

  17. Глобализация в политической, социально-экономической и духовной сферах как новый цивилизационный процесс XXI века.

  18. Проблемы национальной безопасности в международных отношениях

  19. Международный терроризм как социально- политическое явление.

  20. Российская Федерация: проблемы социально-экономического и культурного развития.

7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

7.1 Основные источники

  1. Артемов, В.В. История Отчества: с древнейших времен до наших дней: учебник для студентов ссузов. / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 16-е изд. – М.: Академия, 2011. – 360 с.

  2. Загладин, Н.В. История России. ХХ – начало XXI века: учебник для 11 кл. / Н.В. Загладин. – 11-е изд. – М.: ТИД «Русское слово – РС », 2012. – 400 с.


7.2 Дополнительная литература

  1. Владимирова, О.В. История России в XX – XXI веках (1941 - 2009) / О.В.
    Владимирова. – М.: Весть, 2010. – 383 с.

  2. Данилов, А.А. История России, ХХ век: учебное пособие для 9 кл. / А.А. Данилов Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 383 с.

  3. Деревянко, А.П. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А Шабельникова. – 4-е изд. – М.: Право и закон, 2010. – 800 с.

  4. Игнатов, А.В. История России. XX – н. XXI в.: метод. пособие / А.В. Игнатов. – М.: Дрофа, 2010. – 240 с.

  5. Щетинов, Ю.А. История России. ХХ – начало XXI века: 11 класс / Ю.А. Левандовский, Мироненко С.В. Щетинов, А.А. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 416 с.


7.3 Периодические издания

  1. Вопросы истории / учредитель ООО «Редакция журнала «Вопросы истории», Российская Академия наук. – 2000, янв. – 2009. – М.: Академиздатцентр «Наука» РАН, 2000 - 2009. – Ежемес.

1990, № 1– 12; 1991, № 2 – 12; 1992, № 1 – 12; 1993, № 1 – 12; 1994, № 1 – 12; 1995, № 1 – 12; 1996, № 1– 4, 7 – 12; 1997, № 1 – 12; 1998, № 1 – 12; 1999, № 1 – 12; 2000, № 1 – 12; 2001, № 1 – 12; 2002, № 1 – 12; 2004, № 1 – 12; 2005, № 1 –12; 2006, № 1 – 12; 2007, № 1 – 12; 2008, № 1– 12; 2009, № 1 – 12


  1. Новая и новейшая история / учредитель Российская академия наук (РАН), Институт всеобщей истории РАН. – 1994. янв. – 2008, янв. – М.: АРСМИ, 1992 – 2009. – 6 раз в год.

2004, № 1 – 6; 2005, № 1 – 6; 2006, №1 – 6; 2007, №1 – 6; 2008, №1 – 6; 2009, № 1 – 6.


  1. Отечественная история / учредитель Российская академия наук, институт российской истории РАН. – 1992, фев. – 2009, янв. – М.: Академиздатцентр «Наука» РАН, 1992 – 2009. – 6 раз в год.

1992, № 2 – 3, 5 – 6; 1993, № 1 – 6; 1994, № 1 – 6; 1995, №1 – 6; 1996, № 1 – 6; 1997, № 1 – 6; 1998, № 1 – 6; 1999, № 1 – 6; 2000, №1 – 6; 2001, №1 – 6; 2002, № 1 – 6; 2004, № 1 – 6; 2005, № 1 – 6; 2006, № 1 – 6; 2007, № 1 – 6; 2008, № 1 – 6.


  1. Родина / учредитель Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации, – 1989, янв. – 2009, дек. – М.: Агентство «Роспечать», 1989 – 2009. – Ежемес.

1989, № 2, 3, 4, 5/2, 6, 7, 8, 9, 11, 12/2; 1990, № 1/2, 2/2, 3 – 7, 9 – 12; 1992, № 1 – 4, 5/2, 6– 7/2, 8, 9, 10/2, 11 – 12; 1993, № 1, 2, 3/2, 4/2, 5/2, 6/2, 7, 8/2, 9/2, 10/2, 11/2, 12/2; 1994, № 1 – 12/2; 1995, № 1 – 7, 8/2, 9, 10/2, 11/2. 12/2; 1996, № 1 – 8/2, 9, 10 – 12/2; 1997, № 1/2, 2, 3 – 4/2, 5/2, 6, 7 – 12/2; 1998, № 1/2, 2/2, 3/2, 4, 5 – 6/2, 7, 8/2, 9/2, 10 – 12/3; 1999, № 1/3, 2/2, 3/3, 4/2, 5/2, 6/2, 7/2, 8/3, 9/3, 10/3, 11/2, 12/2; 2000, № 1 – 2/3, 3 – 7/3, 8/2, 9 – 12/3; 2001, № 1 – 2/3, 3/3, 4/2, 5– 8/3, 9/2, 10/3,11/3,12/3; 2002, № 1– 10; 2004, № 1– 12; 2005, № 1– 12; 2006, № 1 – 12; 2007, № 1 – 12; 2008, № 1 – 12; 2009, № 1 – 5, 7 – 12.


  1. Человек без границ: Философия. Психология. История. Наука. Искусство / учредитель Некоммерч. партнерство «Культурный центр «Новый Акрополь». – 2006, янв. – 2010, янв . – М.: ИПО «Лев Толстой»: Культурный центр Новый Акрополь», 2006 – 2010. – Ежемес.

2006, № 1 – 12; 2007, № 1(13) – 12(24); 2008, № 1(25) – 13(37); 2009, № 1(38) – 12(49); 2010, № 1(50), 7;

7.4 Интернет-ресурсы

  1. Титов, Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России [Электронный ресурс]. – учеб. пособие: полное содержание всех правовых документов X – XX веков / Ю.П. Титов. – М.: 2009. - Режим доступа: history.tom.ru/titovpo-istorii-gosudarstva.html/, свободый. – Загл. с экрана.

  2. История России. Всемирная, мировая история [Электронный ресурс]. – Электрон. журнал. – М.: 2008. - Режим доступа: http://www.istorya.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

  3. Россия на рубеже третьего тысячелетия [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002. - Режим доступа: http://www.1c.ru/news/info.jsp?id=1840/, свободный. – Загл. с экрана.

  4. Россия . XX  век [Электронный ресурс]. – Электронный альманах. – СПб.: 2011. - Режим доступа: hitp://www.idf.ru/almanah.shtml/, свободный. – Загл. с экрана.

  5. История России: XX век [Электронный ресурс]. – Мультимедиа-учебник. – М.: Клио Софт, 2008. - Режим доступа: http://www.history.ru/histr.htm/, свободный. – Загл. с экрана.

7.5 Методические указания к лекционным занятиям

  1. Коротина, А.Г. История: методические указания к повторительно-обобщающим урокам. / А.Г. Коротина. – Оренбург: КЭиБ ГОУ ОГУ, 2008. – 18 с.

  2. Коротина, А.Г. История: методические указания к семинарским занятиям. / А.Г. Коротина. – Оренбург: КЭиБ ГОУ ОГУ, 2008. – 21 с.

  3. Коротина, А.Г. История: методические указания к теоретическим занятиям. / А.Г. Коротина. – Оренбург: КЭиБ ГОУ ОГУ, 2003. – 15 с.

7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий.

  1. Готовимся к Единому государственному экзамену. История. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Интерактивная линия, 2004.

  2. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. История. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

  3. История. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: «Новая школа», 2006.

  4. История: материалы для подготовки к семинарам, экзаменам, написанию и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.

  5. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Клио Софт, 2010.

  6. Энциклопедия истории России. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Коминфо, 2006.


8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для успешного освоения дисциплины в наличии 3 оборудованные аудитории: 1316 и 2103. Аудитория 2316 оборудована телевизором, DVD-плеером и музыкальным центром для просмотра документальных и художественных фильмов исторической тематики, прослушивания аудиокниг и аудиолекций. Имеется в наличии необходимое количество учебной и методической литературы в каждом кабинете. Раздаточный, иллюстративный и выставочный материал. В каждом кабинете имеется банк лучших рефератов и творческих работ студентов.



Аудиокниги:

1. Боханов А.Н. История России XX-век [Звукозапись] / А.Н. Боханов. – М.: ИД «Равновесие», 2009. – 1 мк.



Карты:

1. Вторая мировая война действия в Европе и Северной Африке в 1942 – 1945гг. [Карты] : / сост. и подгот. к изд. ООО «Издательство ДИК» в 1998г.; ред. А.Л. Окатова, Т.И. Мартынова; картограф М. И. Коломейченко, О.А. Смагина. – М.: Роскартография, 2001. – 1к.: цв., табл.; 70х100 см.

2. Содружество независимых государств [Карты] : / сост и подгот. к изд. ООО «Издательство ДИК» в 1998г.; ред. С.А. Фролова, картограф Т.И.Тяпко. М.: Роскартография, 2002. – 1к.: цв., табл.; 140 х 100 см.

3. СССР 1946-1991гг. [Карты] : / сост и подгот. к изд. ООО «Издательство ДИК» в 1998г.; ред. С.А. Фролова, картограф С.В. Михина. М.: Роскартография, 2002. – 1к.: цв., табл.; 140х100 см.


Таблицы:

1. Государственные символы России [Изоматериал] : наглядное пособие по предмету «История» : [комплект таблиц] / авт. сост. М. Н. Зуев, худож. И. Р. Захаркина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. 3 отд. л; 84x108 см.

2. Новейшая история: 9 класс [Изоматериал] : наглядное пособие по предмету «История» : [комплект таблиц] / авт. сост. Р. Н. Лебедева, худож. И. Р. Захаркина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. 6 отд. л; 84x108 см.

ЛИСТ

согласования рабочей программы дисциплины

Специальность:



15.02.08 Технология машиностроения

Шифр и наименование

Программа подготовки: базовая .



(базовая, углубленная)

Дисциплина: история .

Форма обучения: очная .

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год 2015 – 2016


РЕКОМЕНДОВАНА на заседании предметно - цикловой комиссии социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин .

наименование ПЦК

протокол № ____от "___" __________ 20__г.


Ответственный исполнитель, председатель предметно - цикловой комиссии

_____________________________________________________________________________________



наименование цикловой комиссии подпись расшифровка подписи дата
Исполнители:

преподаватель ___________ _________________________ _______

должность подпись расшифровка подписи дата

____________________________ ___________ _________________________ _______



должность подпись расшифровка подписи дата

ОДОБРЕНА на заседании методического совета, протокол № ___ от "___" _______ 20__ г.


Председатель методического совета колледжа

___________________________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАННО:


Заведующий библиотекой колледжа

_____________________________________________________________________________________

личная поопись расшифровка подписи дата

личная подпись расшифровка подписи дата





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница