Разработка проекта



Скачать 314.21 Kb.
Дата09.08.2019
Размер314.21 Kb.
ТипРеферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Разработка проекта

Русские усадьбы: «Грабцево» Калужской губернии

и «Узкое» в г. Москва.

Автор:

Учитель истории и обществознания



МКОУ «Погореловская ООШ»

Пустовая Т. И.

2016г.

Содержание.



Введение…………………………………………………………………………..стр.3

Глава I. Усадьба Еропкиных «Грабцево»……………………………………….стр.4-

Глава II. Усадьба «Узкое»………………………………………………………...стр.

Заключение…………………………………………………………………………стр.

Список источников и литературы………………………………………………..стр.

Введение.

Разгром дворянских усадеб, который последовал после революции 1917 г., справедливо называют «культурной трагедией России в чрезвычайно широких масштабах»1. Культурные потери определяются, во-первых, громадными невосполнимыми утратами художественного наследия; во-вторых, утратой «письменного следа», т. е. письменных свидетельств об этом наследии, по которым можно хотя бы зафиксировать, понять, что мы имели в тот период истории. Семейные и родовые архивы содержали коллекции исторических документов и фотографий, научные работы, сведения генеалогического характера, закрепляли в виде дневников, писем, мемуаров много- образный исторический социокультурный опыт нескольких поколений. Наряду с выяснением вопроса об объёме и содержании утраченного не менее важна задача понимания сути культурного конфликта. Понимание «культурно-цивилизационного оттенка» революционного процесса, особенно заметный в отношении к усадьбам, так как многие из них были сосредоточением как европейской культуры, так и земли, и богатства, а традиционная культура бытовала в крестьянских низах в условиях бедности, безземелья, необразованности.2

Калужская область не стала исключением, ее окрестности со многими усадебными и храмовыми комплексами также не пощадил молох революции и гражданской войны. Однако особенностью развития Калужской земли в течение последних трех столетий было то, что подъем сельского каменного храмового, усадебного и промышленного зодчества пришелся здесь на XVIII век, а не на XIX — как это происходило во многих других регионах.

В данной работе речь пойдет о таких памятниках времени, как калужской усадьбе «Грабцево» и московской помещичье вотчине «Узкое». Задача – выяснить и проследить исторический путь имений, узнать, что было утрачено, потеряно навсегда и что уже восстановлено, отреставрировано заботой благотворительных фондов, участием простых граждан и попечением государства.

Глава I. Усадьба «Грабцево».

На окраине Калуги, в северо-восточной ее части, расположено старинное село Грабцево, имевшее первоначальное название Мальцево. В писцовых книгах 1631 года записано: «Деревня Мальцево, Грабцево тож, по овражку речки Городенки была в поместье по «половинам» за Д.С.Давыдовой и С.В.Исуповым».

Во второй половине XVII века сия вотчина была пожалована стольнику Михаилу Андреевичу Еропкину, назначенному великим государем Михаилом Феодоровичем воеводою в Калугу, где он служил с 1654 по 1657 год.

Дворянский род Еропкиных происходил от Рюрика и князей смоленских. В первой части Российской родословной книги, в статье о князьях вяземских, линия Еропкиных ведется от Ивана Остафьевича Еропки. Правнук калужского воеводы Дмитрий Федорович, генерал-поручик, был губернатором в Риге, а сын его, Петр Дмитриевич, сенатор, генерал-аншер и главнокомандующий в Москве, прославился как усмиритель «чумного бунта», а фактически спас столицу от чумы в 1771 году. Он же и был последним из Еропкиных владельцем Грабцево.

Примечателен такой факт в характеристике Петра Дмитриевича: после усмирения бунта Екатерина II хотела наградить его, прислав 30 тысяч рублей, дарственную на 4000 дворов крестьян и Андреевскую ленту. Вельможа всеподданнейше поблагодарил императрицу за внимание, при этом от крестьян и от денег отказался, а принял только Андреевскую ленту.

Само село Грабцево ведет отсчет своей истории от 1633 года.Первоначально усадьба представляла собой деревянный господский дом с парадным двором, цветником и хозяйственным двориком с отдельными воротами. Поместье окружали три регулярных сада и конный завод, в котором содержались немецкие и неаполитанские лошади. На берегу Городенки Еропкины разбили регулярный парк, имевший уклон к реке и сохранившийся поныне. Обнесен он был каменной оградой с готическими двухъярусными башнями, среди которых уцелела только одна. Архитектурный комплекс Грабцева сложился к концу XVIII - началу XIX века во многом благодаря усилиям сенатора Петра Дмитриевича Еропкина, который с размахом вельможи екатерининской эпохи взялся за обновление и переустройство всей усадьбы: заново отреставрирована жилая часть с парадным двором, возведен целый ряд хозяйственных служб.

Сведения об истории дома крайне противоречивы. Евгений Викторович Николаев в своей книге "По калужской земле " ("Искусство", Москва, 1968 год) пишет: "Дом в Грабцеве был деревянный. Перед ним - парадный двор с цветником, справа - хозяйственный дворик с отдельными воротами. Ни старый дом, ни флигели, ни хозяйственные постройки (кроме одной) не сохранились. Та единственная, что уцелела, имеет стрельчатые окошки. Похоже, что и дом был "готический"."



Другие источники утверждают, что Еропкинский дом был изначально кирпичный. Далее мнения опять расходятся: то ли во второй половине 19-го века новые хозяева Грабцева на месте сгоревшего деревянного дома выстроили новый каменный, то ли просто перестроили старый кирпичный, сильно упростив его фасады. При этом ни одна из версий не имеет документальных подтверждений.

Часовня Адриана и Наталии стала местом упокоения Петра Дмитриевича в 1815 году. Он частенько жил в усадьбе и любил устраивать сельские праздники, гуляния, фейерверки. Пруд, где гости катались на лодках, можно увидеть и сейчас.

По причине бездетности Петра Дмитриевича и его супруги по смерти их владение перешло сестре Еропкина - Марии Дмитриевне, по мужу Татищевой, завещавшей имение своим внучкам.

Первое время богатые наследницы благоустраивали Грабцево, но в дальнейшем из-за ухудшения финансовых дел продали усадьбу богатейшему калужскому купцу А.М. Чернову. Род Черновых владел поместьем более полувека, а с 1893 года Грабцево оказалось во владении последнего своего хозяина - князя Михаила Михайловича Кантакузина.

Происходил из обрусевшего румынского рода Кантакузенов. Его отец Михаил Егорович (1827-80) приходился племянником государственному канцлеру А. М. Горчакову и шурином его преемнику Н. К. Гирсу. Михаил Михайлович окончил Пажеский корпус (1879), был выпущен подпоручиком в 3-ю гвардейскую и гренадёрскую артиллерийскую бригаду.

Имел следующие чины: поручик (1879), подъесаул (1884), есаул (за отличие, 1888), войсковой старшина (за отличие, 1895), полковник (за отличие, 1901), генерал-майор (за отличие, 1908), генерал-лейтенант (1914).

Также М. М. Кантакузен служил адъютантом командующего войсками Туркестанского военного округа (с 1884) и адъютантом великого князя Михаила Николаевича по званию генерал-фельдцейхмейстера (с 1889).

В русско-японскую войну командовал 3-м дивизионом 31-й артиллерийской бригады (1904—1905). Находился в распоряжении наместника на Дальнем Востоке.

В 1905—1907 годах служил в Оренбургской казачьей артиллерии. Позднее командовал: 1-м дивизионом 31-й артиллерийской бригады (1907—1908), 9-й артиллерийской бригадой (1908—1909) и 3-й артиллерийской бригадой (1909—1913).

В Первую мировую войну служил инспектором 23-го армейского корпуса (1913—1917). После революции эмигрировал в Италию. Умер в городке Бордигера.

В апреле 1892 года женился на Ольге Николаевне Николаевой (1868—1950), внебрачной дочери великого князя Николая Николаевича старшего и балерины Екатерины Гавриловны Числовой (1845—1889). Их дети: Ирина Нарышкина (1895—1945), Ольга (1899—1983).3

Надо отдать ему должное, хозяйственные дела вел он справно: на полях росли рожь, овес, ячмень, гречиха, в питомнике плодоносили фруктовые деревья, в усадьбе стояли мельница и сыроваренный завод, продукция которого сбывалась в Москву. Однако революционные события 1917 года положили предел процветанию усадьбы и вынудили Кантакузиных покинуть Россию.

Пожалуй, в памяти потомков из всех владельцев Грабцева наиболее яркий след оставил славный род Еропкиных. И не столько благодаря усадебному строительству, сколько церковному: представители этого рода в разное время вложили огромные деньги на возведение красивого храмового ансамбля - Успенской, Никольской церквей и колокольни. Позже, в 1815 г., над могилами владельцев усадьбы был построен еще один храм - святых мучеников Андриана и Натальи, небесных покровителей христианского супружества. Через полвека, когда церковь совсем обветшала, на этом месте на средства князя А.Н.Волконского была возведена часовня в честь святых покровителей супружества, дожившая до наших дней.



Необычно сочетание на маленьком участке земли культовых построек, различных по стилю: позднее «нарышкинское» барокко - Успенская церковь, зрелый классицизм - Никольский храм и русский романтизм - колокольня, русский ампир - часовня. Наиболее древнее сооружение из них - Успенский храм - датируется 1719-1722 годами.

Дело было так: в 1719 г. полковник Дмитрий Федорович Еропкин в поданном в патриарший казенный приказ прошении обязался построить каменную церковь взамен обветшалойОдигитриевской с приделом Николая Чудотворца. Через три года строительство церкви было окончено, после чего был издан указ: новый храм «нарещи во имя Успения Пресвятой Богородицы». В 1732 г. помещиком Андреем Федоровичем Еропкиным в Грабцеве был построен зимний деревянный Никольский храм.

Отдельно стоящая колокольня пристроена уже при вышеупомянутом усмирителе чумного бунта. Предполагают, что она строилась по проекту М.Ф.Казакова. Много-много лет назад выдающийся историк искусств, архитектор-реставратор Михаил Андреевич Ильин высказал предположение об участии в строительстве ансамбля грабцевской усадьбы зодчего Матвея Казакова. Стилистика грабцевской колокольни вполне соответствует почерку мастера. Так что вполне возможно, что обустраивал еропкинские владения если и не сам именитый архитектор, то, по крайней мере, один из учеников его школы.4Это полуразрушенное сооружение до сих пор выглядит нарядно: узоры белого камня, как кружево, покрывают яркий кирпичный фон.



По архитектуре это многоярусная, восьмигранная в плане башня, завершенная не-обычным соединением шатра, купола с крупнымилюкарнами и главы-луковицы с крестом. Специалисты угадывают несомненное сходство грабцевской колокольни с чертежами несохранившейся колокольни Зачатьевского монастыря. Через 11 лет на средства того же сенатора Еропкина возводится каменный Никольский храм, выполненный в форме корабля.

Обратим внимание на одну особенность: в декоративном убранстве грабцевских храмов широко использовались белокаменные детали: сложно-профилированные карнизы, базы, капители колонн, придающие нарядность и изысканность облику зданий. Общая декоративность возрастала и благодаря применению двуцветной окраски.

Архивные материалы свидетельствуют о том, что в вотчине Еропкиных существовал небольшой кирпичный завод, обслуживавший, очевидно, нужды владельцев. Так, Никольская церковь строилась из кирпича, который изготавливали на месте.

Когда-то в грабцевский приход входило восемь ближайших населенных пунктов, на самом приходе находились две школы: двухклассная министерства народного просвещения и земская в Ольговке.

В 1938 г. храмы были закрыты. В 1950-м в усадьбе разместилось Калужское авиатехническое училище, которое окончила, между прочим, летчик-космонавт Светлана Савицкая.



В начале второго тысячелетия, когда церковный ансамбль пришел в аварийное состояние, в Грабцеве вновь создается Успенский приход. Возрождение ансамбля приходской совет начал с малого - с часовни святых Адриана и Натальи. С тех пор здесь и утвердился новый общегородской православный праздник - Натальин день, который по церковному календарю выпадает на 8 сентября по новому стилю. Благочестивые Натальи, их родственники и друзья стараются в этот день непременно побывать в часовне на водосвятном молебне с акафистом, обойти крестным ходом церковный ансамбль и завершить празднование за дружеской трапезой в складчину в соседнем доме.

Намоленное многими поколениями место не оставлено без внимания. Стараниями и.о.настоятеля Успенского прихода, а ныне настоятеля Михайлоархангельского в пос. Северном о.Константина Комарова церковный комплекс включен в государственную программу восстановления памятников истории и культуры федерального значения.

С мая 2003 в Грабцеве начались восстановительные работы и сейчас уже отстроена часовня в честь Андриана и Наталии, а также церковь Николая Чудотворца.5



Главный дом в два этажа из кирпича с флигелями, башнями-привратниками и оградой в готическом стиле в настоящее время утратил многое из своего прежнего облика, но сохранились хозяйственные корпуса и парк за домом с аллеей, ведущей к реке. Тогда как фруктовый сад был, к сожалению, утрачен. Усадебный дом в центральной части Грабцево вместе с территорией ныне находится в ведении Калужского летного училища, а прежде аэроклуба, где проходили обучение А. Ф. Соломатин, ставший впоследствии Героем Советского Союза, и А. Т. Карпов, получивший это звание дважды. Известно, что и летчик-космонавт С. Е. Савицкая делала свои первые шаги в небо именно здесь.



Храмовый ансамбль, являющийся культурным объектом федерального значения, и усадебный комплекс полностью вошли в государственную программу возрождения памятников архитектуры и искусства федерального значения, идет процесс реставрации.6





Осталось лишь добавить, что владельцами усадьбы в разное время были: с 1631 г. - С.В.Исупов и Д.С.Давыдова, с конца XVII в. - Еропкины, М.Д.Татищева, В.Д.Лаптев, а после 1815 г. - Власовы, Черновы, с 1893 г. - Кантакузины.

Из сохранившихся отдельных частей комплекса усадьбы остались: трехэтажный главный дом, два служебных здания, летняя Успенская церковь 1722 г., зимняя Никольская церковь 1791 г., часовня Адриана и Наталии 1815 г., двухъярусная башня усадебной ограды, парк с прудом.

Нельзя не сказать о том, что, исследуя материалы интернета, я наткнулась на одну любопытную статью, посвященную как раз старинным усадьбам и храмовым постройкам прошлых веков в Калужской области. Так вот, автор статьи упомянула и усадебный комплекс в Грабцево, отметив большие недостатки в реставрации этого ансамбля. Чтобы не быть голословной, привожу текст статьи практически полностью.

«Другой, гораздо более известный образец архитектуры — неоготическая колокольня 1790-х годов в ближней к Калуге усадьбе Грабцево, принадлежавшей московскому генерал-губернатору П.Д.Еропкину. «Увидев грабцевскую колокольню, я скоро почувствовал, что всей душой полюбил это фантастическое, немного несуразное сооружение. Построена она в том живописном стиле, который называют то русской псевдоготикой, то национально-романтическим стилем… Представьте себе вещи заведомо несовместимые: русское и английское средневековье, а часто и элементы восточной архитектуры, и еще “проросшие” классицизмом… конца XVIII века, — какой уродливый гибрид должен был получиться! А вышел стиль живой, органичный. В грабцевской колокольне тоже сплавились самые разные формы, но сквозь них пробивается классическое начало… кирпич силой искусства превращен в драгоценный художественный материал. Узоры белого камня, как кружево, покрывают яркий кирпичный фон колокольни. Качество строительных работ выше всякой похвалы. Здесь, как нигде, чувствуешь, какие молодцы были русские каменщики…» — писал в 1960-е годы Е.В.Николаев14. Именно такой мы застали грабцевскую колокольню в начале 2000-х годов. Правда, стволы трехчетвертных колонн нижнего яруса внизу имели большие утраты и требовали восстановления, но еще цела была подлинность памятника, его великолепные белокаменные детали. Прошло менее десяти лет, мы снова приехали в Грабцево осенью 2011 года и увидели вместо изысканного по деталировке сооружения — искаженное здание с замененными на новые белокаменными элементами, с ухудшенными грубыми профилями, с толстыми кривыми швами на стыках. Вынутые из кладки подлинные белокаменные части грудой валялись тут же, у ограды церковного участка. Проведенную «реставрацию», к сожалению, никак нельзя назвать научной и грамотной. К великому несчастью, этот памятник безнадежно испорчен, и теперь в подлинном состоянии его можно увидеть только на старых фотографиях. А ведь пройдет еще 20–30 лет, о проведенных в начале XXI века работах забудут, и следующие поколения станут относить эти кривоватые формы к концу XVIII века!»7

Хочется верить, что не все так печально, и мы еще сможем полюбоваться на былое величие и красоту галантного века.

Глава II. Усадьба «Узкое».

Прикоснуться к историческим памятникам и отдохнуть под наблюдением опытных докторов, погулять по тенистым аллеям старого парка и полюбоваться великолепными полотнами знаменитых художников – все это Вы сможете осуществить, посетив одно из старейших лечебно – профилактических учреждений в системе Академии наук – Санаторий «Узкое» РАН.

Заповедный уголок с девственной природой в черте огромного мегаполиса является бывшей усадьбой князей Голицыных, графов Толстых, князей Трубецких. Старинный липовый парк и террасовые пруды воссоздают атмосферу тишины и спокойствия старого дворянского гнезда. На территории санатория находится действующий храм в честь иконы Казанской Божией Матери, выстроенный по уникальному проекту воспитателем и сподвижником Петра I – Тихоном Стрешневым.

Основной профиль санатория – лечение и профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, вегетативной нервной системы. В настоящее время в санатории работают кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории, обеспечивающие круглосуточные дежурства и готовые в любой момент оказать квалифицированную медицинскую помощь.8

http://www.san-uzkoe.ru/images/glavnay/%d0%b2%d1%8b%d0%b2%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b0.jpg

http://www.san-uzkoe.ru/images/dosug/uzkoe2.jpg

Построена усадьба Узкое была более двух столетий назад. Происхождение названия доподлинно неизвестно. В народе бытует мнение, что название пошло от ужей, обитавших здесь. Но ученые склоняются к мысли, что слово «Узкое» связано с одним из первых владельцев поместья. Из исторических источников известно, что парк и дом принадлежали таким знаменитым фамилиям, как Толстые, Голицыны, Трубецкие. Последние годы жизни здесь провел философ-мыслитель с мировым именем В. Соловьев.

Внутри барского дома сокрыта от посторонних глаз богатая коллекция картин, мебель и предметы старинного интерьера XVII века. Все эти вещи могли бы украсить лучшие из музеев столицы. Пока находишься во внутренних покоях усадьбы, не верится, что на дворе уже XXI век – здесь все как и в те времена, когда жили дворяне. Правда, от коллекции Трубецких, владевших имением последними, осталось не так много. Уцелело около ста экспонатов, и даже это небольшое количество делает усадьбу непохожей на другие имения. Поэт Борис Пастернак в свое время описал эти места как «дом невиданной красы».

В парке при усадьбе есть липовая аллея, по которой любила гулять Анна Ахматова, мимо чудесного каскада прудов в английском стиле. Здесь так спокойно, что чудится, будто время замерло, что находишься в капсуле, сотканной из тишины и покоя. Если идти вниз от ворот по дороге, то становятся видны церковные купола. Это храм иконы Казанской божьей Матери, откуда, по преданию, Наполеон мрачно смотрел на свою армию, в спешке покидающую Москву. В усадьбе Узкое снимали несколько известных фильмов, например «Утомленные солнцем-2» и «Анна Каренина». От съемок осталась специально построенная беседка, которая так гармонично вписалась в интерьер, что ее было решено оставить.

Сейчас для посещения доступен только пейзажный парк. Поездка сюда может доставить большое удовольствие. Вдоль дороги установлено несколько кормушек для белок и птиц, при желании можно сделать очень интересные снимки. Усадьба Узкое является собственностью Академии Наук РФ, войти на ее территорию официально нельзя и снимать достопримечательность тоже запрещено. Но т.к. охрана не очень хорошая, любители таких мест постоянно проникают через отверстия в заборе. Остается надеяться, что вскоре музей в этом чудесном месте будет открыт для настоящих ценителей прекрасной старины.

Усадьба Узкое (Россия, г. Москва, Профсоюзная ул., д. 123-А)

Усадьба расположена в черте г. Москвы, недалеко от МКАДа, в огромном лесопарковом массиве. Для посещения доступны только церковь и пейзажный парк.


Поездка в Узкое может доставить большое удовольствие, главное располагать временем. Наиболее протяженный пеший маршрут (машину придется припарковать рядом с проезжей частью) пролегает от Профсоюзной улицы по Санаторной аллее. Идти довольно далеко, но вдоль дороги имеются кормушки для птиц и белок, так что появляется возможность сделать интересные снимки.
Казанская церковь является действующий, а вот подобраться к бывшему господскому дому не получится – он на закрытой территории санатория Российской Академии наук.
Вот как описывал С. Веселовский усадьбу в своей книге «Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв.», М., 1962, с.308-310.
«В Узком (в 2-х км от Ясенево) хорошо сохранилось бывшее дворянское гнездо. После Октябрьской революции здесь открыт дом отдыха для научных работников. 


усадьба узкое, ворота въезда в усадьбуВ начале XVII века во время польской интервенции весь район на юг от Москвы, по речкам Сетуни, Сосенке и Обитце, как и другие окрестности Москвы, был опустошен. 
В 1630-х годах царское правительство, чтобы поощрить заселение пустых земель, стало распродавать их частным лицам. Этим воспользовался родственник царя Михаила М.Ф. Стрешнев и скупил у казны и частных владельцев ряд пустошей и в том числе Узкое. С 1691 г. Узкое, в то время небольшое селение, становится владением Т.Н. Стрешнева, сподвижника Петра I. С 1689 г. он в течение многих лет управлял Разрядом (служебно-военное ведомство), был одним из первых членов правительствующего Сената.
В конце XVIII столетия Узкое переходит во владение П.А. Толстого, большого знатока и любителя садоводства и сельского хозяйства. При нем в усадьбе была построена оранжерея, конный двор и посажена прекрасная аллея лиственниц. 
При Толстом Узкое по-прежнему оставалось малонаселенным, и в середине XIX века, когда сельцом владели Трубецкие, в нем насчитывалось всего 19 крестьянских дворов».
усадьба узкое дворецУсадебный дом поместья перестроен в 1880-х гг. архитектором С.К. Родионовым, в наружном декоре прослеживаются переходные формы от барокко к классицизму. Объёмно-планировочная композиция здания традиционна – дом соединен переходами с двумя флигелями. Надворные постройки (службы, дом управляющего, кузница) так же дошли до нашего времени.
Интересным памятником прошлого является пятикупольная, с четырехлепестковым планом, церковь Казанской иконы Божией Матери, сооруженная в стиле московского барокко в 1697 г. (впрочем, некоторые исследователи датируют эту постройку более поздним временем – первым десятилетием XVIII века).
Парк, с цепью живописных прудов, имеет регулярную и пейзажную части.
В принципе, попасть на территорию санатория можно вполне легально, если заказать экскурсию на официальном сайте в разделе форум.

Наталья Бондарева



план усадьбы узкое

  1. Главный дом с флигелями 2. Церковь 3. Службы 4. Дом управляющего 5. Кузница 6. Конный двор 7. Оранжерея 8. Ворота 9. Пруды9

Узкое

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 июля 2015; проверки требуют 7 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Узкое (значения).

Историческая местность в Москве

Узкое


Изображение

История


Первое упоминание

XVI век


В составе Москвы с

1960 год


Другие названия

Уское


Расположение

Округа


ЮЗАО

Районы


Ясенево

Станции метро

Коньково, Тёплый Стан, Ясенево

Координаты

55°37′24″ с. ш. 37°32′20″ в. д. (G) (O) (Я)Координаты: 55°37′24″ с. ш. 37°32′20″ в. д. (G) (O) (Я)

Шаблон: просмотр • обсуждение • править

У́зкое — подмосковная усадьба князя П. Н. Трубецкого (1858-1911), ныне в составе Юго-Западного административного округа Москвы, в районе Ясенево. Существующий усадебный дом выстроен в 1880-е годы.

Содержание

1 Расположение

2 История

3 Санаторий Академии наук

4 Храм Казанской Иконы Божией Матери

5 Транспорт

6 Примечания

7 Ссылки

Расположение[править | править вики-текст]

Усадьба находится по адресу: Профсоюзная ул., 123а, 123б. От улицы расположена на расстоянии более полутора километров на восток по Санаторной аллее. От Севастопольского проспекта через усадьбу проходит Тютчевская аллея. В 200 метрах на юго-запад от усадьбы — гостиница «Узкое» (Литовский бульвар, 3а). Усадьба окружена Битцевским парком, к западу — живописные пруды. Именем «Узкое» названы также расположенные неподалёку посёлок, спорткомплекс и горнолыжный спуск.

История[править | править вики-текст]

В начале XVII века пустошь Узкое (Уское) принадлежала князю А. Ф. Гагарину и П. Г. Очину-Плещееву. В конце 1620-х гг. она была куплена в Поместном приказе Максимом Стрешневым, двоюродным братом царицы Евдокии Лукьяновны, который до 1641 года выстроил здесь усадьбу.

У одного из его потомков, окольничего Дмитрия Яковлевича Стрешнева, в 1692 году, Узкое купил Тихон Никитич Стрешнев — представитель другой ветви этого рода. Именно он заказал тут строительство пятиглавой церкви, сооружённой к 1697 году с оригинальным четырёхлепестковым планом, все её 5 глав-башен одинаковой высоты, в одной из них (над входом) устроена колокольня (после реставрации 1970-х гг. главы получили луковичные купола — предыдущие купола конца XVIII века были другими, более вытянутыми вверх). Эта пятибашенная церковь, посвящённая Казанской иконе Божией Матери, уникальна для русской архитектуры. В краеведческой литературе ошибочно считается, что автором её проекта был Осип Старцев, который работал над некоторыми важными киевскими кафедральными соборами и в Москве (документальными данными работа О. Старцева в Узком не подтверждается). Реальный автор церкви в Узком неизвестен.

Внучка Тихона Софья вышла замуж за князя Бориса Васильевича Голицына, впоследствии адмирала. При нём в усадьбе существовали регулярный парк и несколько террасных прудов. Их сын, генерал-майор и московский уездный предводитель дворянства князь Алексей Борисович Голицын, выстроил в усадьбе новый дом и хозяйственные постройки. Его старшая дочь Мария Алексеевна Толстая была женой генерала от инфантерии графа Петра Александровича Толстого, который в 1826 году вместе со своими детьми унаследовал Узкое. При нём получило своё дальнейшее развитие оранжерейное хозяйство.

В начале 1880-х гг. усадьба перешла от Толстых к их родственникам Трубецким, при которых старый дом был перестроен в неоклассическое здание архитектором С. К. Родионовым, а дорога, соединявшая усадьбу и Калужское шоссе (ныне Профсоюзную ул.), была обсажена лиственницами. В кабинете владельца Московского губернского предводителя дворянства князя П. Н. Трубецкого в Узком 31 июля 1900 года после двухнедельной болезни в возрасте 47-ми лет умер великий русский философ Владимир Соловьёв. Его тело до похорон, состоявшихся 3 августа в Новодевичьем монастыре, находилось в церкви Узкого.

Санаторий Академии наук[править | править вики-текст]

После Революции 1917 года почти все князья Трубецкие уехали в эмиграцию. Из семьи владельцев Узкого в советской России остался лишь Владимир Сергеевич Трубецкой, который был расстрелян в 1937 году вместе с дочерью Варварой. В 1922 году усадьба была отдана Центральной комиссии по улучшению быта учёных (с 1931 г. Комиссия содействия учёным), а в 1937 году — академии наук СССР. Усадьба до сих пор используется как санаторий для членов Академии наук. В нём перебывали практически все крупнейшие учёные и деятели культуры. Лев Ландау любил кататься на лыжах[1], а Андрей Колмогоров предпочитал плавать в местных прудах[2].

Гости санатория в Узком:

директор петроградского Политехнического института А. С. Посников (скончался в Узком 12 августа 1922 г.),

академики и члены-корреспонденты Академии наук: Д. Н. Анучин, Д. Д. Благой, М. М. Богословский, В. В. Виноградов, В. И. Вернадский, братья Н. И. и С. И. Вавиловы, С. П. Глазенап, Н. Д. Зелинский, И. А. Каблуков, Н. И. Кареев, Н. М. Кижнер, П. П. Лазарев, Н. Н. Лузин, В. А. Обручев, А. С. Предводителев, А. Н. Северцов, А. А. Сидоров, А. Е. Ферсман, А. Н.Филлипов, С. А. Чаплыгин, О. Ю. Шмидт;

профессора: Б. З. Коленко, С. А. Котляревский, А. И. Косыгин и его сын академик Ю. А. Косыгин, А. Н. Реформаторский, А. Н. Розанов, М. Н. Розанов, Б. И. Сыромятников, А. Б. Фохт, В. К. Хорошко, И. А. Ефремов (профессор-палеонтолог и член СП СССР);

художники и скульпторы: Н. А. Андреев, А. М. Васнецов, И. Я. Гинцбург, И. Э. Грабарь, И. Н. Жуков, А. И. Кравченко, С. Д. Милорадович, И. Н. Павлов, В. Д. Фалилеев,

актёры и режиссёры: К. С. Станиславский, Н. А. Подгорный, О. Л. Книппер-Чехова, Н. А. Луначарская-Розенель, О. С. Соболевская, В. С. Соловьева (Жилинская), А. А. Яблочкина;

писатели и поэты: Г. В. Алексеев, В. В. Вересаев, С. Я. Елпатьевский, С. А. Есенин, П. Н. Зайцев, Вс. В. Иванов, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, С. Я. Маршак, И. С. Рукавишников, Б. Л. Пастернак, Б. И. Пильняк, Н. Д. Телешов, И. П. Уткин, А. И. Цветаева, К. И. Чуковский, О. Е. Форш, Ю. М. Нагибин;

композиторы и музыканты: А. Б. Гольденвейзер и Л. Л. Сабанеев, директор Московского народного хорового училища (бывшего Синодального) А. Д. Кастальский;

бывший верховный главнокомандующий в 1917 г. А. А. Брусилов, председатель комиссии «Старая Москва» П. Н. Миллер, бывшие революционеры-народники Н. А. Морозов и В. Н. Фигнер и др.

Храм Казанской Иконы Божией Матери[править | править вики-текст]

Основная статья: Храм Казанской иконы Божией Матери в Узком

Храм Казанской Иконы Божией Матери в Узком (1698—1704).

В 1930 году храм был закрыт, иконостасы XVII века были уничтожены. После этого здание использовалось в качестве книгохранилища, в котором, среди прочих, находились архивы и книги репрессированных писателей, памятники церковно-богослужебной литературы, библиотеки и архивы, вывезенные в конце войны из Германии в качестве трофеев.

В 1990 году здание было передано Русской православной церкви, храм был освящён в 1992 году, после вывоза книг.

В ходе работ по восстановлению здания были допущены искажения его исторического облика: в нарушение законодательства об охране памятников была уничтожена белокаменная паперть 2-й половины XVIII века вокруг него, заменённая в 1998 году новой, более широкой (остатки старой паперти частично использованы при оформлении цветников и палисадников за церковью). С обликом храма диссонируют козырёк над главным входом, новые мраморные ступени и двойная оградка, которой он был обнесён со стороны входа в санаторий. Восприятию памятника с западной стороны мешают современные дом священника и церковная лавка.

В апреле 2015 года приход храма был оштрафован на 100 тысяч рублей за самовольное строительство здания на территории объекта культурного наследия федерального значения.10




История храма http://uzkoe.narod.ru/u_lin.gif

http://uzkoe.narod.ru/foto_files/church.jpg





  • Церковь в честь Казанской Иконы Божьей Матери, что в усадьбе "Узкое" города Москвы, построена в 1698 году боярином Тихоном Никитичем Стрешневым. Этот храм является прекрасным образцом усадебной архитектуры в стиле московского "нарышкинского" барокко.



Пятиглавая церковь в плане представляет собой крест. Четыре купола, ориентированные по сторонам света, возвышаются над плавными полукружиями кирпичных побеленных стен. Центральный золоченый купол придает особую стройность силуэту церкви. Необычно используется в качестве звонницы западный барабан, купол которого является резонатором звука. По преданию, с этой звонницы император Наполеон наблюдал за отступающей французской армией в 1812 году. Внутренние интерьеры храма, несмотря на разрушения, которым подвергся храм, поражает своим изяществом. Высокое пространство под центральным куполом и в боковых приделах, освященных в честь Обретения главы Иоанна Предтечи и Святителя Николая, удивительных по своей красоте, обеспечивают уникальную акустику.



  • На протяжении двух столетий храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был центром духовной жизни усадьбы "Узкое", владельцами которой в разные годы являлись древние фамилии русских князей Голициных, Гагариных, Стрешневых, Оболенских, Нееловых, Толстых.



  • Последним владельцем усадьбы "Узкое" был Петр Николалевич Трубецкой, получивший имение в 1890 году в наследство от своей тетки Софии Васильевны Толстой. 

Название усадьбы навсегда останется связанным с именем гениального русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева. Он был частым гостем в имении "Узкое", где жили его друзья, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. В этой подмосковной усадьбе 31 июля 1900 года в возрасте 47 лет Владимир Соловьев скончался. Имеются воспоминания С.А.Беляева, священника Казанской церкви в "Узком", о несомненно православном настроении Владимира Соловьева перед смертью.

  • Храм, закрытый в 1928 году, в течение долгих десятилетий использовался как хранилище ценнейших книг, которые в разные годы были изъяты из научного и культурного обращения. Это русский антиквариат, архивы и книги репрессированных писателей, редчайшие памятники церковно-богослужебной литературы, трофейные немецкие библиотеки и архивы, вывезенные из Германии в конце войны.



  • В 1990 году группа благочестивых православных христиан испросив благословение священноначалия Русской Православной Церкви, стала ходатайствовать о передаче храма православной общине. Это благое начинание увенчалось успехом, и уже в сентябре 1990 года в храм, переданный православной общине, Святейшим Патриархом Московским и всей Руси Алексием был назначен настоятель............

В канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы 1990 года от настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, где я тогда служил, протоиерея Геннадия Нефедова я услышал, что назначен настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Узком. Так я впервые услышал название "Узкое".. Несмотря на то, что я коренной москвич,. я ничего не знал об этой усадьбе, и даже не подозревал о существовании дивного храма, с которым Господь навсегда связал мою жизнь, проходившую под благодатным покровом Пресвятой Богородицы. Теперь, спустя десять лет я ясно увидел, что Сама Пречистая Дева указала место моего служения.

Когда я впервые увидел храм с его золотыми куполами, то испытал духовный восторг. Это чувство не покидает меня до сих пор. Когда я подошел ближе, то увидел, что над закрытыми на замки церковными дверями сохранилась икона Божией Матери, и лик Девы кротко смотрел на меня, наполняя душу благодатным покоем.

Передавая мне Патриарший указ о назначении настоятелем Казанского храма в Узком, секретарь Его Святейшества протопресвитер Матфей Стаднюк посоветовал мне не предпринимать сразу никаких решительных действий, и тем уберег меня от ошибок в самом начале моего служения в Узком. С первого взгляда было понятно, что предстоит много потрудиться прежде, чем можно будет возобновить в храме богослужения.

Храм находился на территории академического санатория "Узкое", директор которого Валентина Андреевна Солонец отнеслась ко мне с пониманием и оказала мне большую поддержку. Поддержали меня и другие работники санатория, а встреча с Александром Михайловичем Барковым, который вот уже 10 лет является моим ближайшим помощником, оказалась для меня поистине промыслительной.

Но здание храма было заполнено книгами, которые числились на балансе Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук. Так и не освоенное книжное собрание являло собой плачевное зрелище: уникальные книги громоздились от пола до высоты четырех этажей, и во всем храме не было ни одного целого стекла, которое защищало бы их от непогоды. Дирекция ИНИОНа не проявляла никакого желания к сотрудничеству и обещала освободить храм к началу третьего тысячелетия. В этих условиях можно было просто ждать, когда наступят лучшие времена, или постепенно налаживать приходскую жизнь. 25 ноября 1990 года было проведено учредительное приходское собрание и избран Приходской совет. С этого дня наш приход получил права юридического лица и началась упорная и изнурительная борьба за храм.

История его открытия и возобновления в нем богослужений полна драматизма: в течение полутора лет с августа 1990 по февраль 1992 года прихожане не имели возможности войти в храм, по всем законам принадлежащий общине...

А община - сложилась! По праздникам мы собирались для молитвы у запертых церковных дверей. На улице перед Казанской иконой Божией Матери стали регулярно служить молебны, в арендованном помещении бывшего клуба проводили водосвятия, крестили.

Постепенно стала налаживаться приходская жизнь. На первом же Приходском собрании было решено создать детский церковный хор...

В сентябре 1991 года я подал прошение Святейшему Патриарху об освобождении меня от послушания в Преображенском храме вБогородском, чтобы все силы посвятить Казанскому храму. Прошение было удовлетворено и началась изнурительная борьба за храм в Узком. Занятия с хором стали для меня единственной отДУШИной.

Наша духовная семья выстояла в этой долгой борьбе. Утомительно и горестно вспоминать, какие формы она принимала. Достаточно упомянуть, что в конфликт вынуждена была вмешаться прокуратура г. Москвы.

Знаменательно, что богослужения в нашем храме возобновились в день Святой Пасхи 1992 года. Все благочестивые прихожане, кто был причастен к подготовке храма к этой незабываемой Пасхальной службе, являются живыми свидетелями благодатной чудесной помощи Божией в этом святом деле.

Господь постоянно посылал и посылает мне людей, которые хотели и имели возможность помочь храму. Основной нашей задачей в то время было освободить храм от книг. Для их хранения необходимо было большое и специально приспособленное помещение, и в этом неоценимую материальную и моральную помощь оказал нам Валерий Николаевич Шевелев, возглавлявший в те годы Научно-исследовательский технологический центр "Технология - 2000".

Тогда же состоялась моя первая встреча с Борисом Михайловичем Инякиным, который впоследствии принял на себя основные труды по воссоздано внешнего и внутреннего великолепия нашей древней святыни.

Памятным морозным февральским днем 1992 года Приходской совет храма, благочестивые прихожане после многочисленных безответных просьб к руководству ИНИОНа освободить храм твердо заявили о своих правах. Уповая на помощь Божию, прихожане, большинство из которых составляли тогда люди пожилые, на свои средства заказали транспорт для перевозки книг, и организованно, с чувством благоговения к святому месту и ответственности за сохранность уникальных книг, стали освобождать храм.

Нам во всем помогал Господь, постоянно веял Дух Божий. В то время, когда конфликт с дирекцией ИНИОНа достиг кульминации, в санатории "Узкое" находились на отдыхе два весьма уважаемых академика - Евгений Петрович Челышев и Никита Ильич Толстой. Трогательно было видеть, как они посильно участвовали в погрузке книг. Главное, что уважаемые академики защитили интересы церковной общины во время напряженной беседы с представителями ИНИОНа, состоявшейся в присутствии помощника прокурора...

В результате скоординированных усилий, в течение нескольких недель с помощью Божией храм был освобожден от книг и очищен от многолетнего мусора. Все прихожане трудились, забывая об отдыхе и еде, всех согревало и вдохновляло желание успеть привести храм в порядок к празднику Святой Пасхи.

И свершилось чудо! К Лазаревой субботе, когда Святая Церковь вспоминает воскрешение четверодневного Лазаря, все работы по подготовке храма к богослужению были завершены. В Великую Субботу храм был освящен малым чином.

И вот, наконец, настала та долгожданная минута, когда под древними сводами храма раздался торжественный возглас священника: "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа... !", - и ликующая песнь "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ... ", как свидетельство необоримости Церкви Христовой силами зла, молитвенно понеслась к небесам.

С этой чудесной Пасхальной ночи в храме стали совершаться регулярные богослужения. Молитва укрепляла наши духовные силы, объединяла всех нас. К храму потянулись люди, которые помогали во всем.

К началу 1994 года в основном сформировалась наша духовная семья, которая продолжала быстро расти. Высокий профессиональный уровень воспитанников нашей Церковно-певческой школы придавал исключительную стройность и красоту богослужениям, вызывая даже у человека, впервые пришедшего в храм, трепетное и благоговейное чувство. В храме стала все острее ощущаться потребность во втором священнике и для духовного окоромления прихожан, и для исполнения возросшего числа треб. А главное - все мы остро чувствовали духовную потребность в увеличении числа богослужений.

Наши приходские проблемы чудесным образом разрешились в связи с величайшим делом воссоздания Храма Христа Спасителя. Когда в 1990 году российская околоцерковная общественность впервые подняла вопрос о воссоздании Храма Христа Спасителя, это дело казалось мне совершенно безнадежным, вплоть до того, как в сентябре 1994 года по инициативе Святейшего Патриарха Алексия и мэра Москвы Ю.М. Лужкова был учрежден Общественный наблюдательный совет по воссозданию Храма. Участие в этом проекте Святейшего Патриарха стало для меня свидетельством того, что возможно, совершится чудо. Но еще не верилось что, наше поколение станет свидетелем его осуществления, и основное мое внимание было по-прежнему сосредоточено на наших, в то время очень непростых, приходских делах.

15 ноября 1994 года я был вызван на прием к Святейшему Патриарху Алексию. Патриарший викарий епископ Истринский Арсений предложил Его Святейшеству мою кандидатуру на должность Председателя только что учрежденного Фонда воссоздания Храма Христа Спасителя. С благодарностью ответил я Святейшему Патриарху, что с благоговением приму от него это почетное послушание, потому что считаю за счастье быть современником этого великого деяния, а о возможности быть причастным к воссозданию Храма Христа Спасителя не мог и мечтать.

Мой ответ, видимо, удовлетворил Святейшего Патриарха, поскольку он сразу же перешел к вопросу о состоянии дел на моем приходе. Когда был поставлен вопрос о назначении в Казанский храм в Узком второго священника, Его Святейшество спросил, нет ли у меня конкретного кандидата на это место. Без промедления я назвал имя отца Димитрия Толкачева, который с первых дней моего настоятельства поддерживал меня не только духовно, но и при малейшей возможности сослужил мне и помогал во всех моих приходских делах вместе с матушкой Валентиной Федоровной. Святейший Патриарх сразу же поручил Владыке Арсению подготовить указ о переводе протоиерея Димитрия Толкачева в Казанский храм в Узкое.

Обо всем происшедшем я в тот же вечер известил матушку Валентину Федоровну и отца Димитрия. Эту новость все восприняли с большим удовлетворением. Через месяц, на праздник иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" отцу Димитрию был вручен Патриарший указ о назначении его в храм Казанской иконы Божией Матери в Узком. Так по милости Заступницы усердной рода христианского мы с отцом Димитрием, возросшие под благодатной сенью Ее Покровского храма "на Землянке", вновь встретились под покровом Пресвятой Девы, чтобы вместе предстоять Алтарю Господа Славы.

Воистину эта была великая радость для всех наших прихожан, которые уже успели узнать отца Димитрия и ощутить его отеческую заботу. Вместе с отцом Димитрием сразу же был решен вопрос об увеличении количество служб, и в начале 1995 сложилось то богослужебное расписание, которое существует в нашем храме до сих пор.11

усадьба узкое книга.jpg

Аннотация: 
Расположенная на юго-западе Москвы, усадьба Узкое строилась на протяжении нескольких столетий представителями самых знаменитых дворянских родов России: Стрешневыми, Голицыными, Толстыми, Трубецкими. Усадьба принимала выдающихся деятелей
российской науки и культуры, включая В.С. Соловьева, который провел там последние дни своей жизни. В советское время Узкое обрело широкую известность как санаторий Академии наук, где побывали почти все самые крупные отечественные ученые.
Предлагаемая читателю книга построена как на опубликованных, так и на архивных документах из государственных хранилищ и частных собраний. Книга иллюстрирована современными и редкими архивными фотографиями, дающими представление о прошлом и настоящем виде архитектурного ансамбля, портретами владельцев и выдающихся людей, посещавших усадьбу.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся прошлым и настоящим города Москвы, историей отечественной культуры и науки.

Об авторе:

Михаил Юрьевич Коробко (31 марта 1968, Москва) — российский историк, писатель, архивист, москвовед, топонимист, публицист, журналист. Автор более 100 публикаций о Москве и Подмосковье и усадебном наследии русской провинции.





1Рузвельт П. Судьба усадеб России и их сокровищ. 1917–1930// Русская усадьба: Сб ОИРУ. Вып. 15 (31). – М.: Улей, 2009. Взято с интернет. Ресурса / file:///C:/Users/%D0%AF/Downloads/razgrom-dvoryanskih-usadeb-1917-1919-ofitsialnye-dokumenty-i-krestyanskie-praktiki.pdf/02.11.2016г

2 Л. В. Рассказова «Разгром дворянских усадеб 1917-1919гг. Официальные документы и крестьянские практики». / file:///C:/Users/%D0%AF/Downloads/razgrom-dvoryanskih-usadeb-1917-1919-ofitsialnye-dokumenty-i-krestyanskie-praktiki.pdf/

3 Википедия. Статья «Михаил Михайлович Кантакузен». / https://ru.wikipedia.org/wiki/

4 //Усадьба в Грабцево. Сайт. http://www.nashi-progulki.ru/ru/list/article.php?id=3385/

5 Наталья Пестова. «Грабцево. История и современность». Калужский историко-краеведческий форум http://www.kalugakrai.com/forums/topic/3142-grabtcevo-istoriia-i-sovremennost/

6http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/kaluga/placeofinterest/24278

7 Екатерина Шорбан // «Руины былого Калужского края». http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11308.php

8http://www.san-uzkoe.ru/

9http://nataturka.ru/muzey-usadba/usadba-uzkoe.html

10https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D0%B5

11Из воспоминаний настоятеля Казанского храма в УзкомАрхимандрита Петраhttp://uzkoe.narod.ru/hist_vozr.htm

Каталог: sveden -> files
files -> Экология агроландшафтов
files -> 530 учащихся, на конец года – 519 учащихся в 24 классах-комплектах
files -> К рабочей программе «Английский язык, 10 класс»
files -> Рабочая программа по учебному предмету «историческое краеведение»
files -> К рабочей программе по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 классов
files -> В. Д. Шадриков 27 марта 2000 года Номер государственной регистрации 260гум/сп Вводится в действие с момента утверждения государственный образовательный стандарт
files -> I. Целевой раздел


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница