Роль физических упражнений на снижение уровня психоэмоционального напряжения учащихся средней общеобразовательной школы



Скачать 172.06 Kb.
Дата09.08.2019
Размер172.06 Kb.



Роль физических упражнений на снижение уровня психоэмоционального напряжения учащихся средней общеобразовательной школы.

МБОУ СОШ №7 г. Железнодорожный Московской области

учитель физической культуры и спорта Локтионов А.А.

Приступая к рассмотрению вопросов связанных c нагрузкой и напряженностью на психоэмоциональное состояние учащихся, следует остановиться на основных понятиях:


Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофи­зических и физиологических систем и функций организма под влияни­ем определенной трудовой деятельности.

Работоспособность - потенциальная возможность челове­ка выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов челове­ка. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособ­ность.

Утомление – особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной но интенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторным влияниям коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается качество, а затем и количество работы.

Переутомление - накопление утомления по причинам нера­ционального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного вос­становления. Влечет за собой снижение работоспособности и продук­тивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстрой­ство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровож­дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла­бости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил ор­ганизма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случа­ях.

Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникаю­щее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего со­стояния физиологического и психологического комфорта или дискомфор­та.

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества обученности, является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность школьников. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существую­щих противоречий, к которым относятся:


  • противоречия между большим объемом учебной и научной ин­формации, и, дефицитом времени на ее освоение;

  • между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

  • между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с уче­том личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное на­пряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии школьников.

Учет и понимание школьников такого рода противоречий необхо­димы для нормального протекания их учебной деятельности.

Школьный возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения.

Школьный возраст является также этапом по­ступательного возрастного развития психофизиологических и двигатель­ных возможностей организма. Ученики в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, обществен­ной деятельности, занятиям спортом.

Трудности обучения в школе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных умений и навыков. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии .

К ним относится целый ряд обстоятельств школьной жизни:

- методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладе­нии учебным материалом;


  • отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, а стало быть, и группового контакта, что характерно для всякого школьного коллектива;

  • сопутствующие поступлению в вуз или другие учебные заведения новые заботы

Особенно в затруднительном положении оказываются школьники младших классов. С одной стороны, они должны включаться в работу, требующую применения еще неокрепших сил и способностей, с другой, - само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение школьников младшего возраста в но­вую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряже­нием, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой ак­тивности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудно­стями процесса адаптации. При анализе Анкеты № 2 (для учащихся начальных классов) были выявлены не большие трудности в адаптации у некоторых учащихся занимающихся под моим руководством в школьной группе по греко-римской борьбе. У Крюкова Артема была выявлена высокая напряженность, что видно по его характеру поведения на тренировочных занятиях, выражающихся в многочисленных конфликтных ситуациях с ребятами. По характеру-холерик, была проведена беседа с мамой по изменению режима дня и уменьшению учебной нагрузки. В аналогичной ситуации находится ученик 3 класса Суняев Женя, бывает часто неспокоен и неусидчив , высокий уровень напряженности. При беседе с папой ,было указано на его недостатки, предложено изменить режим дня. Оценивая уровень функционального состояния в этой группе(1- 4кл) и среди учащихся 5 а класса, было проведено анкетирование-Анкета № 1.Cреди учащихся начальных классов(группа греко-римской борьбы) наблюдается умеренное напряжение, учащиеся не в полной мере способны правильно спланировать свой учебный день. Например: Зазерский Макар, Суняев Женя. Высокий уровень напряженности первого объясняется его высокой занятостью в учебной и общественной жизни школы. Предложено родителям обратить внимание на планирование учебного дня ребенка.Посоветовал временно прекратить занятия в спортивной секции до нормализации функционального состояния организма.Такое же анкетирование было проведено среди учеников 5а класса-общий уровень функционального состояния низкий, что говорит о хорошей адаптации учащихся к реалиям школьной жизни. Ученики более приспособлены к учебной нагрузке, чем младшие школьники

Серьезным испытанием организма является информационная пе­регрузка школьников, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает, что выражается в высоком уровне напряженности. Для учащихся средних классов 9 кадетский и 9 б было проведено соответствующее анкетирование-анкета №3. Учащиеся кадетского класса обучаются по 5-дневной учебной программе с двумя выходными днями в неделю. Учащиеся 9б класс обучаются по обычной 6-дневной программе. В результате подсчета было выявлено что в 9к классе из 19 опрошенных высокий уровень напряженности у 21%,средний уровень напряженности у 31% и низкий –у 47%.В 9б классе эти показатели несколько ниже: высокий уровень у 13%,средний у 20% и низкий у 62%.Уровень успеваемости у кадетов несколько выше и учебная и общественная нагрузка выше в сравнении с 9б классом. Кадеты чаще заняты в участи в конкурсах, соревнованиях и смотрах. Нахожу объяснение в разнице уровня напряженности именно в большей загруженности. В преддверии участия 9 к класса в смотре строя и песни и по его окончании, было проведено анкетирование с целью определения уровня напряженности. Оказалось, что уровень перед началом конкурса был значительно выше, чем после его проведения, что говорит о высокой степени ответственности учащихся.Руденко Влад завоевал звание лучшего командира взвода. Таким образом, с уменьшением нагрузки у учащихся уменьшается уровень напряжения.

Критическим и сложным фактором перенапряжения учащихся является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуа­ции, характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неоп­ределенности.

Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммар­ном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одно­временно и принимают хронический характер.

Что касается увеличение числа заболеваний сердеч­но-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди школьников является следствием все увеличивающейся интенсификации умст­венного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.

К факторам риска, способствующим появлению нервных и психических напряжений, относятся также соци­альные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, конфликты в классе и дома.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечи­вается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность школьников претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в те­чение дня, недели, полугодия (четверти), учебного года.

Учебный день школьники, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сра­зу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 3-5мин, прежде чем работоспособность достигает опти­мального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет про­должительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние школьника характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период - период полной компенсации, характеризуется по­явлением начальных признаков утомления, которые компенсируются воле­вым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарас­тает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также коле­бания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспо­собности, которое перед окончанием работы может смениться кратковре­менным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конеч­ный порыв).

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, про­исходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения ра­ботоспособности и угасания .

Учебный день школьника кроме школьных занятий включает подготовку домашнего задания. Наличие второго подъема работоспособности при подготовке домашнего задания объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий .

Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность школьников характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности .

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособно­сти в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода враба­тывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели.

Типичная кривая работоспособности может изменяться при на­личии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполне­ние контрольной работы, участие в открытом мероприятии и т.п.

Учебный год.

В начале учебного года в течение 2-3 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работо­способности. Затем на протяжении 2-3 месяцев на­ступает период устойчивой работоспособности. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливает­ся. В период каникул работоспособность восстанавливается к ис­ходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с пер­вым полугодием до 1 недели. Дальнейшие изменения работоспособно­сти характеризуются устой­чивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособно­сти, обусловленные возникающим утомлением. В период окончания учебного года(май) наблюдается период повышенной активности, поскольку, учащиеся усиливают работоспособность с целью улучшить успеваемость.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье че­ловека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью.

От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной деятельности школьников..

В настоящее время существуют два кардинально различных кон­цептуальных подхода к оценке состояния здоровья школьного контин­гента: первый - все школьники практически здоровы и во время учебы могут и должны выдерживать требуемую умственную и физическую на­грузку; второй - все ослаблены, больны и нуждаются в срочных рекреаци­онных мероприятиях, при этом физической культуре отводится в основном лишь лечебно-корригирующая роль. Видимо, более правильным будет нечто среднее между первым и вторым, т.е. подход к каждому школьнику должен быть дифференцированным с учетом индивидуальных возможностей и необходимо средствами физической культуры помочь каждому получить достаточный объем навыков и умений по поддержанию своего организма в работоспособном состоянии. Поэтому, в нашем учебном заведении, этому аспекту уделяется большое внимание. Учащиеся школы имеют возможность посещать спортивные секции по следующим видам спорта: настольный теннис, греко-римская борьба, восточные единоборства ,гимнастика для детей младшего школьного возраста и получивший популярность у ребят старших классов-воркаут. Кроме того, учащиеся участвуют в многочисленных внутришкольных и городских соревнованиях г.Железнодорожного по видам спорта.

Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резерв­ных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективно­сти .

Обучение в школе требует от школьника значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период контрольных работ или экзаменов до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и дру­гие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам. Касаемо учеников с отклонением состояния здоровья, постоянная учеба в условиях нервно-эмоционального напряжения вызывает у боль­ных, по сравнению со здоровыми людьми, более значительную дестаби­лизацию функций нервной и сердечно-сосудистой систем. Значительно ухудшаютcя показатели работоспособности, различные конфликты, неблагоприятные микросоциальные отношения в коллективе и быту, а также другие негативные нервно-эмоциональные воздействия.

Таким образом, учеба связанная со значительным нервно-эмоциональным напряжением, многим больным противопоказана. Такие учащиеся нуждаются в сокращении учебных нагрузок и определенных режимах учебы и отдыха. Для облегчения обучения у учащихся такой категории существует коррекционная система обучения. Учащиеся 7школы с отклонением в здоровье занимаются в специальных медицинских группах.

Малоподвижный образ жизни современного человека приводит к тому, что нарушается функциональное состояние всех систем организма. На протяжении миллионов лет эволюции для того, чтобы выжить, организм человека приспосабливался к интенсивной мышечной нагрузке. Деятель­ность всех систем организма была направлена на хорошее обеспечение работоспособности мышц и в свою очередь стимулировалась и совершен­ствовалась под влиянием интенсивных мышечных усилий.

При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движе­ний происходят нежелательные и существенные изменения функциональ­ного состояния мозга и сенсорных систем. Наряду с изменениями в дея­тельности высших отделов головного мозга снижается уровень функцио­нирования и подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус и др.) или ведающих жизненно важными функциями (дыханием, кровообращением, пищеварением и т.д.). Вследствие этого, наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний.

Для данного состояния характерны повышенная утомляемость, крайняя неустойчивость настроения, ослабление самообладания, нетерпе­ливость, нарушение сна, утрата способности к длительному умственному или физическому напряжению. Все эти симптомы могут проявляться в раз­личной степени. Наиболее действенной альтернативой ги­подинамии в современных условиях могут выступать средства физической культуры, увеличение объема и интенсивности мышечной деятельности.

Задача учителей физической культуры и спорта заключается в определении для каждого человека «нормы» двигательной нагрузки, не­обходимой для поддержания физических возможностей и здоровья на та­ком уровне, который обеспечивал бы нормальное протекание жизненно важных функций, активное долголетие, «радость жизни», высокую работо­способность.

Среди мероприятий направленных на повышение умственной ра­ботоспособности , на преодоление и профилактику психоэмо­ционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:



  • систематическое изучение учебных предметов ;

  • ритмичную и системную организацию умственного труда;

  • постоянное поддержание эмоции интереса;

  • совершенствование межличностных отношений между собой и преподавателями , воспитание чувств;

  • организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

  • отказ от вредных привычек;

  • физическую тренировку, постоянное поддержание организ­ма в состоянии оптимальной физической тренированности;

  • обучение методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной кор­ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигатель­ной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха свя­зано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умст­венной деятельности, где подобранные соответствующим образом физиче­ские нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные заня­тия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мы­шечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время актив­ного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстано­вительных процессов. Cледует использовать малые формы физической культуры.

К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда школьников в нашей школе проводится утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде с использованием физиче­ских упражнений (физкультминутки для учащихся 1-4кл).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включе­ния школьников в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаля­ет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеваритель­ных органов, способствует более продуктивной деятельности коры голов­ного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффектив­ное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха школьников и повышения их работоспособности.

С учетом динамики работоспособности школьников в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомен­дуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хо­рошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших уча­стие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкуль­турной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде школьников с использованием физи­ческих упражнений (физкультминутки) полезны в связи с тем, что в умст­венном труде школьников в силу воздействия разнообразных факторов воз­никают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относи­тельно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные ди­намическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов-мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис.).

При продолжительной напряженной умственной работе реко­мендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упраж­нения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, напри­мер, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.





Рис. Комплекс позотонических упражнений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде школьников играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Эффективность обучения требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физиче­ским совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое ис­пользование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активно­сти и работоспособности школьников. Обеспечение данной функции физи­ческого воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

Динамика работоспособности в течение рабочего дня характери­зуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в ре­зультате наступившего утомления.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время подготовки домашнего задания, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наи­больший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время подготовки домашнего задания. В течение учебной недели положи­тельное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последую­щих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в не­посредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно по­вышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уро­вень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Применяемые спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивный соревновательный характер.

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде­ления нагрузок является своего рода испытанием организма школьников. Происходит сни­жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ­ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого школьника использо­вании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физи­ческой культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высо­кой работоспособности школьников в учебно-трудовой деятельности, явля­ются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; уско­ренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбиваю­щим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы, что в итоге положительно влияет на снижение функциональной напряженности учащихся и повышении уровня обучаемости.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница