С. Ф. Самойлов «15» июня 2016 г



страница1/25
Дата11.02.2019
Размер4.24 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Кафедра философии и социологии

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

философии и социологии

подполковник полиции

С.Ф. Самойлов

«15» июня 2016 г.

СОЦИОЛОГИЯ

Для всех специальностей


ЛЕКЦИИ


обсуждены и одобрены

на заседании кафедры

протокол № 23

от «15» июня 2016 г.



Подготовил:

преподаватель кафедры

старший лейтенант полиции

А.А. Тимченко








Краснодар

КрУ МВД России

2016тема 1



Предмет социологии и ее место в системе

общественных наук
План лекции

Введение


  1. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии.

  2. Объект, предмет, задачи и методы социологии как науки.

  3. Структура социологического знания.

  4. Научный статус общей социологии, ее место в системе общественных наук.

Заключение
Литература

Основная

  1. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – Изд. 3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. C. 7–28.

  2. Карнаушенко Л.В., Кубякин Е.О., Стригуненко Ю.В. Социология: учеб. пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России. 2012. C. 7–28.


Дополнительная

  1. Социология: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

  2. Социология: учебник / под ред. В.К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

  3. Социология для юристов: учебное пособие / Кравченко А.И., Бельский В.Ю., Курганов С.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

  4. Социология права: учебник / под ред. В.М. Сырых – М.: Юстицинформ, 2012.

  5. Социология: учебное пособие / Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т. – М.: Дашков и К, 2010.

  6. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник / Тощенко Ж.Т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

  7. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: учеб. пособие / Г.Ф. Шафранов-Куцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2012.

Введение

Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов. Социология – молодая наука, которая активно развивается, разделяется на все новые направления. Социология – слово, состоящее из латинского «социос»- общество, общественный и греческого «логос» - знание, наука, то есть это наука или учение об обществе. Однако это буквальный перевод термина «социология», ведь есть и другие науки, изучающие общество. К ним можно отнести и социальную философию, и политологию, и культурологию, и юридические науки. Отличием социологии, имеющей свой предмет исследований, является рассмотрение общества как среды человеческой деятельности, как совокупности потенциальных возможностей (средств, способов) для реализации личности, социальной группы либо общества как целого. В самом приближенном представлении социологию можно охарактеризовать как теорию, исследующую закономерности человеческой деятельности, ограниченной уровнем развития окружающей социальной среды. Однако это недостаточно точное определение. Для того, чтобы дать явное определение предмета науки (кстати, не только социологии), необходимо определить и систематизировать предпосылки ее возникновения и утверждения в системе знания, в данном случае – знания гуманитарного.

В общем и целом можно определить, что социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества как целого. Движущих сил развития общества. Она касалась, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества.

Социология - это сложный процесс исследования жизни современного общества. Знание закономерностей этого процесса помогут увидеть многообразие окружающего социального мира, откроют новые возможности для принятия жизненно важных решений.

Курс учебной дисциплины «Социология» дает возможность познакомиться с основными закономерностями и формами регуляции социального поведения, научиться выделять и анализировать особенности социальных групп и общностей, овладеть основами социологического исследования, приобрести навыки социологического мышления. Изучение социологии позволяет человеку анализировать свою жизнь в контексте общественных явлений и событий, увидеть индивидуальные проблемы как часть общесоциальных процессов.

Вопрос 1. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии

Первые теоретические представления об обществе, месте и роли в нем человека, о взаимодействии индивидов, групп и организаций в общественной жизни появились в самом начале возникновения и развития человеческих цивилизаций, примерно 8-10 тысяч лет тому назад. Более или менее развитые системы таких теоретических воззрений первоначально формировались в ходе становления и функционирования философских школ в Древней Индии, Китае, Вавилонии, Египте, Греции, Риме. Наибольшую известность приобрели теоретические воззрения выдающихся древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля о государстве, о роли политики и искусства в развитии общества.



Аристотель и Платон. Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам – Платону (428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелю (384-322 до н.э.).

Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге «Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.



Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

В его главном произведении «Государь» описываются принципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.



Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?» – и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу,– это «война всех против всех», абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование.

Джамбаттиста Вико (1668-1744) в эпоху Просвещения разрабатывал принципы исторического метода и познания «гражданского мира», полностью сотворенного людьми. По Вико, происхождение всех общественных учреждений следует искать в «модификациях сознания» людей, а не в какой-либо внешней силе, управляющей людьми как марионетками. Причем социальный порядок возникает и развивается «естественным путем... при известных обстоятельствах человеческой необходимости или пользы».

Термин «социология» ввел в научный оборот Огюст Конт (1798-1857) в многотомной работе «Курс позитивной философии», опубликованной им в 1830-1842 гг. Однако в данном случае для нас интересен вопрос, почему именно в этот период появляется потребность в такой науке. Иначе говоря, каковы предпосылки ее возникновения? На наш взгляд, можно выделить экономическую, социальную и научную предпосылки.



Среди прочих одной из первых мы выделим экономическую предпосылку возникновения социологической науки. Ознаменовавшийся в конце ХVIII – начале ХIХ веков переход от цехового к фабричному производству и утверждение в Западной Европе (да и в Америке) капиталистического способа производства и рыночной системы распределения, материальных благ. По своей сути это время триумфа естествознания, его идеалом является опытное «позитивное» знание, наука не знает границ, естественно-научному знанию подвластно все, в том числе мораль, право и общественное устройство – все то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.1

Для большинства участников процесса производства и даже для его организаторов вполне возможно обойтись без интуитивных методов познания социально-экономических процессов; достаточно использовать анализ и синтез – распространенные логические операции, которые используются уже в первом классе общеобразовательной школы. Проще говоря, вначале необходимо проанализировать имеющуюся информацию в интересующей вас области деятельности (будь это производство, финансы, расследование преступления и т.д.), а затем отобрать (синтезировать) те способы и методы работы, которые наиболее часто приносят положительный результат. Таким образом возможно определить законы или общие закономерности определенного вида деятельности и предложить их к использованию на практике. В этом и состояла научная предпосылка возникновения социологической науки - отсутствие в конце ХVШ – начале ХIХ веков гуманитарной науки, способной получать с помощью своей методики конкретные знания о социальных объектах и процессах, которые было бы возможно применить в практической деятельности.

Третьей, социальной предпосылкой возникновения социологии является появление новых общественных групп со своими экономическими, политическими и культурными особенностями и интересами. С их появлением социальные отношения все более усложнялись; стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в деятельности государственного управленческого аппарата выявили комплекс проблем общественного развития, требующих конкретного решения.


Вопрос 2. Объект, предмет, методы и функции социологии

Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов. Социология – молодая наука, которая активно развивается, разделяется на все новые направления. Социология – слово, состоящее из латинского «социос»- общество, общественный и греческого «логос» - знание, наука, то есть это наука или учение об обществе. Однако это буквальный перевод термина «социология», ведь есть и другие науки, изучающие общество. К ним можно отнести и социальную философию, и политологию, и культурологию, и юридические науки. Отличием социологии, имеющей свой предмет исследований, является рассмотрение общества как среды человеческой деятельности, как совокупности потенциальных возможностей (средств, способов) для реализации личности, социальной группы либо общества как целого. В самом приближенном представлении социологию можно охарактеризовать как теорию, исследующую закономерности человеческой деятельности, ограниченной уровнем развития окружающей социальной среды. Однако это недостаточно точное определение. Для того, чтобы дать явное определение предмета науки (кстати, не только социологии), необходимо определить и систематизировать предпосылки ее возникновения и утверждения в системе знания, в данном случае – знания гуманитарного.

В общем и целом можно определить, что социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества как целого. Движущих сил развития общества. Она касалась, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества.

Социология - это сложный процесс исследования жизни современного общества. Знание закономерностей этого процесса помогут увидеть многообразие окружающего социального мира, откроют новые возможности для принятия жизненно важных решений.

Курс учебной дисциплины «Социология» дает возможность познакомиться с основными закономерностями и формами регуляции социального поведения, научиться выделять и анализировать особенности социальных групп и общностей, овладеть основами социологического исследования, приобрести навыки социологического мышления. Изучение социологии позволяет человеку анализировать свою жизнь в контексте общественных явлений и событий, увидеть индивидуальные проблемы как часть общесоциальных процессов.

С древнейших времен человек задавался множеством вопросов, касающихся не только его существования в физическом, природном мире, но и внутри коллектива себе подобных. Почему люди объединяются в племена, поселения, общности, группы? Что заставляет их сотрудничать или враждовать между собой? В чем заключаются причины разделения на богатых и бедных? Как можно управлять такими огромными массами людей, как например, население страны?

Поиск ответов на эти и многие другие вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свои взгляды на человека и общество, в котором он живет. Уже в те далекие времена люди пытались осмыслить общество, выразить свое отношение к нему; пытались объяснить свое поведение и повседневную жизнь посредством теоретических моделей (напр., Платон, Аристотель).

Действительно, нет другой науки об обществе, так тесно соприкасающейся с жизнью людей, как социология. Ее интересуют экономика и политика, быт и досуг, образование и наука, семья, трудовой коллектив, преступления, крупные общественные движения и многое другое. Интересы социологии многогранны, как многогранна и сама общественная жизнь.

Благодаря тому, что социология является не только наукой, но и своеобразным способом мышления, способом изучения людей, она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы с самых разных точек зрения, исследуя многочисленные срезы связей и отношений между людьми. Социология активно внедряется в основные сферы общественной жизни. Она изучает учебу, работу, быт, свободное время, общественную деятельность. Нет ни одной социальной группы, которая не находилась бы в фокусе внимания социологов.

Итак, как видно приведенного выше определения, объектом социологического познания является общество. Но выделение понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к обоснованию научного статуса социологии, равно как и любой другой науки, лежит в различии ее объекта и предмета.

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью.

Правильный выбор предмета и объекта исследования для социологии имеет принципиальное значение, так как, с одной стороны, он очерчивает круг изучаемых проблем, а с другой — выступает структурообразующим моментом, который определяет характеристики средств и методов наблюдения, теоретический строй знания и одновременно методологический статус дисциплины в целом, ее место и роль в научной системе.

Предмет и объект исследования в методологии рассматриваются как единый и почти нерасчленимый комплекс. Они дополняют друг друга. Дополнительность возникает в результате неотделимости трех элементов познания: субъект, объект и условия наблюдения.

Специфика науки определяется не методом и даже не объектом, а ее предметом. Большинство научных методов нейтральны по отношению к данной науке. Наблюдением, как методом сбора информации, пользуются психологи, социологи, экономисты, физики, культурологи и другие специалисты. То же самое можно сказать об эксперименте и опросе. Все они междисциплинарны и общенаучны. Мы уже знаем, что объект может быть один, а теорий много. На человека как на объект изучения одинаково внимательно смотрят философы, психологи, социологи, антропологи, педагоги и другие специалисты, но каждый под своим углом зрения. А угол зрения определяется предметом исследования. Иначе говоря, предмет – это определенный аспект, сторона объекта, взятая данной наукой в качестве главной. В человеке психолога интересует его внутренний мир, его душа, врача – тело, социолога – совокупность социальных качеств и так далее. А философ или культуролог найдут свой угол зрения.

Использование объекта (людей, транспорта, предметов быта или труда) не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на тот объект, который она больше всего изучает. И еще: назвав объект, нельзя сказать, что он только или исключительно физический, социологический, антропологический и тому подобное.

Использование метода, будь то анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент, анализ статистики или теоретический анализ, не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на перечисленные методы. Любая из них может пользоваться описанием и измерением, даже философия, которая имеет дело с самыми высокими абстракциями и самыми общими закономерностями. Все стремятся к точному измерению объекта, но делают это, выбирая наиболее соответствующий своему предмету метод сбора и обработки данных.

Предмет науки – модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой – условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами. Он отражает специфику соответствующей науки. Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований, т.е. с помощью понятий мы описываем социальную реальность, а проблемы указывают на темы эмпирических исследований.

Итак, предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном.

1.На всеобщем уровне социология – это наука об обществе.

2.На частном уровне социология – это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп и функционировании социальных институтов. Когда мы начинаем расшифровывать, что такое большие социальные группы и институты, то обязательно всплывают все другие фундаментальные категории социологии: статусы и роли, социальные структуры, социальная стратификация и т.д. Итак, если мы расшифровываем частное определение социальных групп и институтов, у нас всплывают другие фундаментальные категории, которые описывают эти два понятия. Таким образом, на частном уровне мы выявляем предмет социологии как взаимосвязанную систему основных понятий.

3. На единичном уровне мы получаем очень широкое определение социологии как совокупности всех тем эмпирических исследований. При помощи этого тематического перечня проводимых исследований мы определяем, насколько полно описана социальная реальность, на что был направлен исследовательский интерес ученых, какова плотность достигнутых результатов.

Объектом социологии мы буме считать - объективную реальность (под которой обычно понимается определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней).

Методы социологии

Прежде, чем кратко остановиться на рассмотрении этого вопроса, хотелось пояснить, что основные характеристики и объяснения связанные с методами социологических исследований будут даны в параграфе № 10. Социология в своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и другие. Но, кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:



  • Наблюдение – т.е. непосредственное наблюдение за поведением человека или людей в определенной ситуации, с фиксацией результатов. В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной процедуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

  • Социальный эксперимент – разновидность углубленного, аналитического социологического исследования и, одновременно, как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия эксперимент имеет большую научную и практическую ценность. В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определенных критериев их выбора. В качестве таких критериев выступают, прежде всего, характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрены требованиями и условиями эксперимента. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость: изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

  • Опрос – представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение каждой анкеты; ситуацией опроса, его условиями, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента над предложенными ему вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами: анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию.


  • Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница