Секция «мсб, выход бизнеса из тени, развитие предпринимательской активности и конкуренции» и «Восстановление экономики «простых вещей»



Скачать 139.68 Kb.
Дата20.04.2018
Размер139.68 Kb.
ТипЗаседание




Секция «МСБ, выход бизнеса из тени, развитие предпринимательской активности и конкуренции» и «Восстановление экономики «простых вещей»

30 ноября 2016 года в Москве в рамках XI Национального Конгресса при содействии Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» состоялось отдельное заседание, посвященное вопросам развития малого и среднего бизнеса России, «МСБ, выход бизнеса из тени, развитие предпринимательской активности и конкуренции» и «Восстановление экономики «простых вещей».

Модератор Секции Алехнович Анастасия Олеговна, Руководитель аналитического центра, Вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Исполнительный директор ЦОП «Новая индустриализация», обозначила основные направления работы круглого стола: «Для нас любая экономическая активность важна и нужна. И тот бизнес, который оказывает услуги, поставляет дешевые доступные товары нашему населению. И второй сектор – производственные высокотехнологичные МСБ, работающие в сфере IT, программирования и в прочих секторах экономики с высокой добавленной стоимостью. Каждую историю успеха необходимо рассматривать и по возможности тиражировать». Еще одни важный вопрос – восстановление экономики простых вещей: сейчас ситуация такова, что большая часть бытовых товаров в России не производится».

Агеев Александр Иванович, генеральный директор Института экономических стратегий РАН (ИНЭС), остановился на проблемах неоднородности российского бизнеса, ограниченной капитализации активов и вектора развития отечественной образовательной модели. Неоднородность деловой среды требует применения столь же различных методов регулирования и поддержки бизнеса. Для полноты капиталообразования необходимы серьезные изменения в учетной политике и оценке активов. Что касается образовательной политики, спикер подчеркнул: «Необходимо радикально менять образовательные акценты. Мы до сих пор воспитываем и через СМИ, и через образовательные учреждения людей-«жертв», нахлебников и потребителей. Для того, чтобы в бизнес приходили люди-лидеры, нужна совершенно другая система».

Золотарева Наталия Михайловна, Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации, поделилась наблюдением: «Общемировая тенденция заключается в том, что у выпускников среднего профессионального образования высокий потенциал занятости, или самозанятости. Именно эти выпускники в дальнейшем устраиваются в таких сферах, как строительство, сервис, информационные технологии». Министерство образования и науки РФ отреагировало на данную тенденцию, разработав новые образовательные стандарты, в которых введена обязательная компетенция планирования предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. «Это образовательные стандарты, их основная задача – подготовка к труду. На выходе мы получим специалистов в отрасли строительства, транспорта, машиностроения, сферы услуг, информационных технологий. Но мы считаем обязательным дополнительно дать эту компетенцию, чтобы выпускник имел представление о том, как запустить свое дело», - пояснила докладчик.

Романов Борис Анатольевич, Директор экспортоориентированной компании якутского производителя бриллиантов ООО «Север Алмаз Технологии», назвал ключевые проблемы алмазогранильной отрасли и привел возможные пути их решения: в связи с дефицитом собственных оборотных средств и высокой потребностью во внешних финансовых источниках оказать поддержку предприятиям алмазообрабатывающей отрасли путем развития механизма субсидирования процентной ставки через крупные государственные банки и другие финансовые институты; снизить налоговую нагрузку на предприятия; в целях обеспечения алмазным сырьем производителей создать одноуровневый непрямой канал сбыта, предполагающий участие в процессе реализации алмазного сырья брокера или агента по сбыту, который станет связующим звеном между добывающим предприятием (ПАО АК «Алроса») и огранщиком субъекта предпринимательства; пересмотреть действующий классификатор сортировки алмазного сырья и упростить процедуру перепродажи алмазов, неэффективных к огранке в России. «Государство мало внимания уделяет нашей отрасли, - высказал сожаление эксперт, - хотя это же ювелирные изделия, это дизайн, это выход на международный уровень. И в условиях одинаковых мировых цен на сырье, наши предприятия проигрывают из-за различных административных барьеров».


Пашаян Валерий Арутович, Заместитель директора по финансам ООО «ПКФ Элвин», предложил сменить несправедливые неуправляемые налоги на более справедливые и легко собираемые. «Понимая, что главное условие трудового договора – сумма зарплаты, мы также понимаем, что, предоставляя лучшие условия для трудового коллектива, мы получаем худший экономический результат и стремление предпринимателя управлять налогом посредством серой зарплаты», - отметил спикер. Эксперт убежден, что в России пора вводить прогрессивную шкалу налогов, причем верхний предел НДФЛ установить на уровне 20%, нижний - 10%. «И никого от уплаты НДФЛ не освобождать, иначе мы получим неполноценных граждан», - прокомментировал Валерий Арутович. С целью накопления фондов и для компенсации части НДС необходимо ввести новый налог – налог на списание материалов, товаров, полученных услуг, комплектующих. «Для производственной компании этот налог будет более приемлемым, чем для торговой», - подчеркнул докладчик.
О поддержке малого и среднего предпринимательства рассказала Битюкова Наталья Викторовна, Начальник отдела информационного обеспечения и методологии организации закупок у МСП Дирекции информационного и методического содействия организации закупок у субъектов МСП АО «Корпорация «МСП».
Корпорация проводит работу по повышению информированности о закупках крупнейших заказчиков. Также проводятся обучающие семинары с участием крупнейших заказчиков. Кроме того, в настоящее время запущен в тестовую эксплуатацию бизнес-навигатор, который создан в рамках информационной и маркетинговой поддержки. Это мощный информационный ресурс, который предназначен, в первую очередь, для граждан РФ, планирующих открыть свой бизнес, или субъектов МСП, желающих его расширить. Корпорация оказывает и финансовую поддержку, в настоящее время осуществляются мероприятия по координации финансовой поддержки объема закупок крупнейших заказчиков. «В дальнейшем будем продолжать взаимодействие с банками-партнерами, направленное на снижение процентных ставок по кредитам, и расширять нашу информационную поддержку», - поделилась планами эксперт.
Продолжил тему финансовой поддержки предприятий Андреев Артем Сергеевич, Начальник Управления по взаимодействию с МСП Банком, разработке и продвижению продуктов АО «Корпорация «МСП». Корпорация работает в трех основных направлениях: гарантийная поддержка; кредитно-гарантийная поддержка; механизм «Инвестиционный лифт», когда компании несырьевого высокотехнологичного сектора получают финансовую поддержку в партнерских институтах развития. Гарантийная поддержка обеспечивается на 50% - 70% от суммы кредита. Объемы кредитно-гарантийной поддержки на сегодня составляют уже 104 миллиарда рублей. «Гарантии корпорации заменяют твердый залог для предпринимателей и снимают серьезное препятствие в получении кредитной поддержки – недостаток залогового обеспечения», - обозначил одно из преимуществ спикер.

Ключевым продуктом корпорации является, по сообщению докладчика, совместная с Банком России «Программа 6,5», объем которой на данном этапе увеличен с 75 до 125 миллиардов рублей. Конечная кредитная ставка для субъекта 9,6% или 10,6% годовых. Срок получения кредитной поддержки до 3 лет. Приоритетные отрасли: сельское хозяйство, включая предоставление услуг в данной области, обрабатывающее производство, производство и распределение газа и воды, строительство, транспорт, связь, обрабатывающая индустрия, внутренний туризм, высокотехнологичные проекты.



Репина Татьяна Анатольевна, Директор по общественным связям Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, дополнила выступления коллег, доложив о кредитовании в столице. Сравнивая стандарты работы гарантийных организаций, эксперт отметила: «Стандарты, по которым работает наш Фонд на сегодняшний день, проще, доступнее и понятнее, чем те национальные стандарты, которые будут для нас фактически спущены сверху». Если говорить о результатах, в 2016 году Фонд предоставил поручительств больше, чем на 3 миллиарда рублей, и больше, чем на 6 миллиардов, выдано кредитов и гарантий. В заключение спикер напомнила о деловой этике: «Как для структуры господдержки, для нас важно, чтобы предприятие платило налоги, чтобы это не была так называемая техническая компания. Поэтому мы призываем всех, кто хочет обратиться в Фонд за помощью и поддержкой: лучше честно рассказать об имеющихся в компании проблемах».

К методам наставнической работы с бизнесменами обратился Евланников Егор Евгеньевич, Руководитель проекта "Эквиум"- платформа поддержки предпринимателей с высоким потенциалом. Миссия проекта - развитие высокоэффективного бизнес-сообщества с опорой на лучших сограждан. «Связность ярких индивидуальностей порождает великие значимые вещи», - передал слова Игоря Рыбакова, создателя «РЫБАКОВ ФОНД», господин Евланников. Согласно исследованиям специалистов Фонда, доля ключевых проблем устойчивого развития малого и среднего бизнеса зачастую состоит в отсутствии достаточного уровня компетенции предпринимателей. Одним из ключевых элементов платформы и механизмом кратного роста является именно бизнес-наставничество. «У нас есть результат, есть динамика: у 30% участников рекордный рост прибыли. Поэтому сейчас перед нами стоит задача региональной экспансии проекта», - поделился положительным опытом эксперт.



Волков Алексей Александрович, Заместитель начальника управления организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, напомнил участникам заседания, что Правительством РФ реформы контрольно-надзорной деятельности объявлены приоритетным национальным проектом. В рамках этой реформы определено 8 направлений деятельности: рискоориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности, новая система оценки эффективного контроля и надзора, система профилактики нарушения обязательных требований, исключение дублирующих и избыточных требований, новая кадровая политика в органах контроля и надзора и система антикоррупционного мониторинга в контрольно-надзорной деятельности. Федеральной службой ведется широкая просветительская деятельность: все материалы, касающиеся прошедших и запланированных проверок, публикуются на официальном сайте. «На сайте в открытом доступе размещен план проверок на следующий год и перечень объектов, которые отнесены к категориям риска. Предприниматель может увидеть, будет ли его предприятие проверяться и к какой категории риска оно отнесено. И если бизнесмен считает, что должен относиться к более низкой категории риска, у него есть возможность и право обратиться в Федеральный орган для изменения статуса риска», - объяснил докладчик.

Комментарии экспертов:



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области, НО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан», Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области, Московский институт предпринимательства и права, ООО «Фонд Социальных Инвестиций», Академия труда и социальных отношений, Российский Союз ректоров, Российская ассоциация бизнес-образования, АО «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса», Экспертно-аналитический центр РАНХиГС при Президенте РФ, Комитет по образованию ООО «Деловая Россия», Экспертный совет по конкуренции в сфере образования ФАС РФ, ГБУ «Малый бизнес Москвы», Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Центральный банк Российской Федерации, НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», НП «Центр поддержки малого и среднего бизнеса», АНО Консалтинговая группа «Гений жизни», ГБУ МО «Московский областной фонд развития малого и среднего предпринимательства», Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, Ассоциация российских банков, Центр экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ», Группа компаний «РУСКОМПОЗИТ», Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет, Институт организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС, АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД», Российский микрофинансовый центр, Национальное партнерство участников микрофинансового рынка, «Микрофинансовая организация «Архангельский региональный фонд микрофинансирования», ГАОУ ДПО Центр «Профессионал», Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж предпринимательства № 11», Международный институт менеджмента ЛИНК, «Международная школа бизнеса (Институт) Финансового университета при Правительстве РФ», Международная Общественная Академия связи, НИТУ «МИСиС», Некоммерческое партнерство «Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров», АНО ВО «РосНОУ», МОО «Московская ассоциация предпринимателей».
Эксперты обратили внимание на следующие сложности в развитии малого и среднего бизнеса в России:

  • неразвитость в России экономики простых вещей, высокая зависимость российского рынка от импорта бытовых товаров;

  • небольшое количество предприятий малого бизнеса;

  • низкий уровень реальной производительности малого и среднего бизнеса в России;

  • неверная образовательная модель: и через СМИ, и через образовательные учреждения воспитываются не лидеры, а пассивные потребители;

  • нестабильная обстановка в российском алмазно-бриллиантовом комплексе;

    • высокие риски ведения ювелирной и алмазогранильной деятельности;

    • высокий уровень вывоза алмазного сырья с территории РФ за границу;

    • незагруженность производственных мощностей алмазогранильных предприятий;

    • неэффективная налоговая и таможенная политика страны: налоговое бремя на российские предприятия одно из самых высоких в мире – 57,8%; высокие пошлины на ввоз импортного оборудования;

    • режим временного вывоза бриллиантов, который сегодня не позволяет предприятиям реализовывать свою продукцию на выставках;

  • дефицит собственных оборотных средств и высокая потребность во внешних ключевых финансированиях предприятий малого бизнеса;

  • административные и таможенные барьеры;

  • продолжает действовать потерявшее свою актуальность законодательство, а также устаревшие СанПины и гигиенические нормативы;

  • проблема теневого бизнеса как угрозы национальной экономической безопасности;

  • избыточный пакет документов, который требуется от предпринимателей при получении кредитной поддержки; избыточная отчетность, в частности по возврату кредитов и целевому использованию средств;

  • низкая информированность бизнес-сообщества о мерах государственной поддержки, оказываемой субъектам МСП;

  • отсутствие достаточного уровня компетенции и наличия опыта у предпринимателей;

  • непростая ситуация в современной российской экономике: с одной стороны, существует широкий спектр возможностей для реализации предпринимательского потенциала, освоения незанятых рынков, реализации импортозамещения, имеются различные меры государственной поддержки; а с другой стороны, существуют риски неудачи и изменчивости трендов в современной рыночной экономике, необходимость выдерживать серьезную конкуренцию.



В качестве мер, необходимых для повышения эффективности работы российского малого и среднего бизнеса, участники Секции предложили:

  • провести налоговую реформу: усилить администрирование, особенно это касается «теневого» бизнеса, перейти на прогрессивные западные технологии, например, ввести налог с продаж, освободить российский малый бизнес от уплаты налогов, в первую очередь высокотехнологичные предприятия;

  • менять образовательную модель: воспитывать лидеров, ответственных руководителей и компетентных работников для российской экономики необходимо начинать уже с детского сада и школы;

  • создавать условия, чтобы среднестатистические работники имели представление, как устроено бизнес-предприятие, и могли участвовать в его работе;

  • скоординировать деятельность сообщества предпринимателей и федеральных учебных методических объединений по разработке контрольно-измерительных материалов; тематически соединить демонстрационный экзамен в рамках государственной итоговой аттестации, соревнования «WorldSkills» и ситуации, с которыми выпускники столкнутся в профессиональной деятельности;

  • в целях развития алмазногранильной отрасли в России:

  • в связи с дефицитом собственных оборотных средств и высокой потребности во внешних финансовых источниках оказать поддержку предприятиям алмазообрабатывающей отрасли путем развития механизма субсидирования процентной ставки через крупные государственные банки и другие финансовые институты;

  • в целях обеспечения алмазным сырьем производителей создать одноуровневый непрямой канал сбыта, предполагающий участие в процессе реализации алмазного сырья брокера или агента по сбыту, который станет связующим звеном между добывающим предприятием (ПАО АК «Алроса») и огранщиком субъекта предпринимательства;

  • Министерству финансов РФ - пересмотреть действующий классификатор сортировки алмазного сырья;

  • упростить процедуру перепродажи алмазов, неэффективных к огранке в России, в части оперативной и финансовой составляющей;

  • упростить процедуру таможенного контроля при временном вывозе алмазных изделий за границу (для участия в выставках и т.п.);

  • в целях сокращения времени и транспортных издержек открыть в Якутске специализированный таможенный пост, деятельность которого будет связана с продукцией алмазогранильных предприятий;

  • внести поправки в Федеральный закон N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в части расширения территориального охвата с учетом расположения городов РФ;

  • возложить на контролирующие органы ответственность за создание равных налоговых условий для всех участников рынка;

  • рассмотреть возможность введения прогрессивной шкалы налогов на доходы физических лиц, верхний предел НДФЛ установить на уровне 20%, нижний - 10%;

  • с целью накопления фондов и для компенсации части НДС ввести налог на списание материалов, товаров, полученных услуг, комплектующих;

  • ограничить стоимость банковских операций по конвертации и переводу средств;

  • в целях создания конкурентной среды, снижения стоимости продукции и удовлетворения потребности заказчиков проводить мероприятия по выращиванию субъектов МСБ, которые способны производить продукцию конкурентного уровня;

  • рекомендовать предприятиям для получения финансовой поддержки обращаться в АО «Корпорация «МСП» и МСП Банк («Программа 6,5», «Инвестиционный лифт»), в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы;

  • в рамках внедрения рискоориентированных подходов актуализировать и пересмотреть некоторые требования Роспотребнадзора к субъектам МСП;

  • в целях самообучения рекомендовать предпринимателям, студентам и всем заинтересованным лицам принимать участие в глобальной программе «Global management challenge» – чемпионате по управлению бизнесом;

  • в целях повышения конкурентоспособности российских предпринимателей на международных рынках развивать систему профессиональной общественной аттестации кадров высшей квалификации по международным стандартам;

  • создать единый образовательный портал, где будут размещены предложения всех образовательных и необразовательных учреждений по продвижению малого и среднего бизнеса; на основании рекомендаций разрабатывать менторские программы;

  • воспользоваться имеющимся опытом по поиску и поддержке людей с предпринимательским потенциалом, на примере проекта «Образ будущего»;

  • стимулировать развитие высшей школы для малого и среднего бизнеса;

  • приравнять диплом к национальному стартапу; защиту дипломных работ проводить не в стенах вуза, а в коллективных технологических центрах; у студентов должно быть 2 руководителя: академист и предприниматель, который будет выстраивать индивидуальную карьерную стратегию выпускника;

  • работать со статусом профессионалов: профессиональное пространство должно быть более четко структурировано;

  • повышать уровень информирования предпринимателей об инструментах государственной поддержки и микрофинансирования.

Все предложения и решения, прозвучавшие на Национальном Конгрессе войдут в его Итоговую резолюцию, которая будет направлена в качестве рекомендательной информации в профильные органы государственной власти, институты развития и крупнейшие общественные организации по вопросам поддержки предпринимателей.



В продолжение сотрудничества, приглашаем Вас принять участие в Национальном Конгрессе «Модернизация промышленности России: приоритеты развития», который продолжит свою работу в декабре 2017 года.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница