Социально-экономического развития Заинского муниципального района



страница1/10
Дата11.02.2019
Размер1.56 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ПРОЕКТ

СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

Заинского муниципального района

Республики Татарстан

на 2016-2021 годы

и плановый период до 2030 года

г. Заинск, 2016 год

Содержание

ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ.……….…………………………………………………….4




  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………5

    1. Цели и задачи……………………………………………………………...5

    2. Горизонт планирования…………………………………………………..5

    3. Основные принципы разработки Стратегии и

методологические подходы……………………………………………………6

    1. Система преемственности Стратегии

Заинского муниципального района на поселенческом уровне ………………7


  1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ…………………………………………………...8

    1. Существующий потенциал и социально-экономическое

положение Заинского муниципального района……………………………..8

    1. Анализ конкурентных преимуществ, возможностей,

проблем угроз и рисков………………………………………………………28
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ И ОБРАЗ БУДУЩЕГО…………….34

3.1. Сценарии развития………………………………………………………..34

3.2..Стратегические ценности…………………………………………………36

3.3. Образ Заинского муниципального района к 2030 году………………..37


4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ………………………………………….41

4.1. Накопление и развитие человеческого капитала………………………..41

4.2. Современное состояние и развитие пространственной

инфраструктуры………………………………………………………………...51

4.3.Создание благоприятных экономических условий………………………53

4.4. Управление территорией: эффективное взаимодействие



членов местного сообщества и общественных институтов, власти ……….58
5.ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ…………………………………...60
6.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….63


Паспорт

Стратегии социально-экономического развития Заинского муниципального района на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года





Ответственный исполнитель по разработке стратегии

Исполнительный комитет Заинского муниципального района

Соисполнители стратегии

Органы местного самоуправления поселений Заинского муниципального района, структурные подразделения Исполнительного комитета Заинского муниципального района, гражданские формирования, представители бизнес-сообществ, предприятия и учреждения

Цели стратегии

Повышение качества жизни населения Заинского муниципального района на основе развития межмуниципальных кооперационных связей, повышения инвестиционной привлекательности и создания высокопроизводительных рабочих мест.

Задачи стратегии

  1. создание условий для воспроизводства и развития человеческого капитала;

  2. ускоренное развитие малого и среднего бизнеса;

  3. укрепление конкурентных позиций района в республике;

  4. улучшение инвестиционного климата района;

  5. обеспечение условий для развития района, как экологически безопасной территории, с комфортным и доступным жильем, качественными дорогами, транспортом, парками;

  6. создание условий для активного участия жителей в управлении территорией на основе сотрудничества между гражданами и властью;

  7. продвижение имиджа и бренда Заинского муниципального района

Основные результаты и сроки реализации стратегии

К 2030 году:

  • увеличение ВТП на душу населения в 2,3 раза;

  • ожидаемая продолжительность жизни – 75,3 лет;

  • обеспеченность жильем – 30 кв.м.;

  • доля населения, занятого в сфере малого бизнеса – 32%;

  • сокращение оттока трудоспособного населения

Стратегия состоит из трех трехлетних этапов (2016-2018, 2019-2021, 2022-2024) и определяет дальнейший вектор до 2030 года.

Финансирование стратегии

Объем финансирования определяется ежегодно при формировании и принятии местного бюджета (для мероприятий с софинансированием из местного бюджета).

Объем финансирования за счет средств бюджета республики определяется на этапе формирования межбюджетных отношений и корректируется в процессе принятия бюджета Республики Татарстан - формируется муниципальными образованиями, входящими в экономическую зону в целях реализации совместных проектов




1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стратегия социально-экономического развития Заинского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года (далее – Стратегия ЗМР) разработана в соответствии с основными положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закона Республики Татарстан от 16 марта 2015 года № 12-ЗРТ «О стратегическом планировании в Республике Татарстан» и Закона Республики Татарстан 15 марта 2015 года № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (далее Стратегия – 2030), Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан».


    1. Цели и задачи

Целью Стратегии социально-экономического развития Заинского муниципального района является повышение качества жизни населения Заинского муниципального района (далее – стратегия ЗМР) на основе развития межмуниципальных кооперационных связей, повышения инвестиционной привлекательности и создания высокопроизводительных рабочих мест.

Для достижения поставленной цели повышения качества жизни необходимо решение следующих задач:

создание условий для воспроизводства и развития человеческого капитала;

ускоренное развитие малого и среднего бизнеса;

укрепление конкурентных позиций района в республике;

улучшение инвестиционного климата района;

обеспечение условий для развития района, как экологически безопасной территории, с комфортным и доступным жильем, качественными дорогами, транспортом, парками;

создание условий для активного участия жителей в управлении территорией на основе сотрудничества между гражданами и властью;

продвижение имиджа и бренда Заинского муниципального района


    1. Горизонт планирования

Горизонт планирования Стратегии ЗМР соответствует периодичности разработки документов стратегического планирования по закону Республики Татарстан от 16 марта 2015 года № 12-ЗРТ «О стратегическом планировании в Республике Татарстан». При разработке и реализации Стратегии ЗМР планируется использовать метод трехлетнего скользящего планирования в диапазонах, определенных Стратегией 2030 – 3, 6 и 15 лет. В связи с этим основные мероприятия Стратегии ЗМР сконцентрированы на первые три года – 2016-2018 гг.

Ежегодно по результатам выполнения плана мероприятий и, исходя из внешних и внутренних факторов развития ЗМР, детализируются мероприятия на очередной трехлетний плановый период (2017-2019гг., 2018-2020гг., 2019-2021гг.). По завершению основного этапа Стратегии ЗМР в 2021 году при необходимости в нее будут внесены соответствующие изменения, а также разработан план мероприятий на очередной шестилетний период также с использованием трехлетнего скользящего планирования.

Решение вопросов социально-экономического развития ЗМР основывается на перечне и причинно-следственных связях проблем, препятствующих развитию.


    1. Основные принципы разработки Стратегии и методологические подходы

Методологическая особенность подхода – использование схемы, задающей логику стратегического анализа, целевых направлений и построение системы управления, ориентированной на рост конкурентоспособности района и его предприятий.

Разработка стратегии основана на следующих положениях:



  • Стратегия – «рабочий инструмент» муниципального управления развитием Заинского района.

  • Стратегия – документ общественного согласия.

  • Стратегия отражает индивидуальность Заинского муниципального района, направлена на сохранение неповторимого образа и «духа» территории.

  • Стратегия – система целей и задач, критериев и показателей с выходом на перечень программ и проектов.

  • Всесторонний учет ситуации – как внешней, так и внутренней.

  • Необходимость развивать район с проработкой нескольких сценариев.

  • Реализуемость. Финансовые возможности реализации отдельных программ и проектов должны подкрепляться имеющимся потенциалом – качеством человеческого ресурса, состоянием согласованности действий между всеми участниками реализации стратегии.

Разработка Стратегии 2030 Заинского муниципального района в качестве основной идеи включает выявление образа желаемого будущего на основе ценностей заинцев и установление миссии района, смысла его существования и развития, а также системы стратегических целей, задач, критериев и показателей. В качестве основных методов сбора использовались отчетные документы о социально-экономическом развитии, экспертные оценки, материалы «мозговых штурмов» разных категорий населения, а также за счет открытого обсуждения в интернете и средствах массовой информации. При этом состав экспертных групп был сбалансирован по полу, возрасту, стилям поведения, соотношения представителей общественности, руководителей и специалистов органов местного самоуправления Заинского муниципального района.


    1. Система преемственности Стратегии Заинского муниципального района на поселенческом уровне

В соответствии с утвержденным Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым и согласованным премьер-министром Республики Татарстан И.Ш.Халиковым и председателем Президиума Совета муниципальных образований М.З.Шакировым плана совместных мероприятий исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан (далее – ИОГВ) и органов местного самоуправления Республики Татарстан (далее – ОМС) по итогам Х съезда муниципальных образований Республики Татарстан от 03.03.2016 № 01-2264 сельские поселения ЗМР разрабатывают в рамках Стратегии ЗМР собственные планы социально-экономического развития. Мониторинг их выполнения обеспечивает исполнительный комитет ЗМР (далее – ИК ЗМР).

Порядок мониторинга, использование его результатов описаны в разделе 6 «Механизм реализации Стратегии».



2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Стратегический анализ построен на изучении социально-экономического потенциала территории, существующего положения дел, конкурентных преимуществ, возможностей территории, а также имеющихся проблем, ограничений и рисков. Кроме того, проанализированы внешние факторы, которые оказывают влияние на развитие района и его поселений и требуют учета при разработке Стратегии ЗМР.
2.1. Существующий потенциал и социально-экономическое положение Заинского муниципального района
Административно-территориальная характеристика. Территория Заинского муниципального района - 1900 кв. км, в том числе площадь земель сельскохозяйственного назначения - 1223,8 кв. км.
численность на начало 2016 года - 56,164 тыс. человек, число населенных пунктов – 83. На территории Заинского муниципального расположено 23 муниципальных образований: 1 городское поселение (г.Заинск) и 22 сельских поселений. Плотность населения – 29,78 человек на кв.м. Доля городского населения – 72,6%. Застроенные территории составляют – 3,8%, водные поверхности – 1,1%, леса – 25%, земли сельскохозяйственного назначения -64%, прочие территории (открытых ландшафтов) – 5,1%.

Демографический потенциал. В районе сохраняется превышение показателей смертности, хотя и незначительная (таблица 2.1.1.). Район пока входит в число районов со снижением естественного прироста населения в 2015 г. (-78 чел.), в 2014 году (- 22чел.), в 2013 году (- 2 чел.).

Таблица 2.1.1.


Основные демографические показатели


Наименование показателя

Ед.изм.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Рождаемость

на 1000 чел

12,2

12,6

13,9

13,5

12,8

11,4

Смертность

на 1000 чел

13,6

13,3

13,6

13,5

13,6

12,7

Естественный прирост/убыль

на 1000 чел

-1,4

-0,7

0,3

0

-0,8

-1,3

Миграция

чел

-12

-249

-401

-387

-307

-366

Численность пенсионеров

чел

14 470

14 897

15 077

15 370

15 668

15 999

Численность пенсионеров к численности населения

%

24,9

25,8

26,3

27,0

27,7

28,5

Численность населения на конец периода

чел

58 025

57 729

57 345

56 962

56 614

56 170

Численность населения от 0 до 15 лет (чел.)

чел

10 127

10 203

10 285

10 347

10 427

10462

Коэффициент естественного прироста на 1 тыс. населения в 2015г. составил -0,14%, в 2014г. -0,04 (по РТ +0,27).

За последние 3 года численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 915 чел. (с 12 566 чел. в 2012 году до 13 481 чел. в 2015 году), в среднем на 305 чел. ежегодно.

Устойчивая тенденция увеличения доли населения пенсионного возраста при одновременном уменьшении численности населения трудоспособного возраста отрицательно влияют на социально-экономическую ситуацию в районе.

Средний возраст мужчин составляет 36,8 лет, женщин – 41,1 лет. Численность женщин в районе превышает численность мужчин. Сильная диспропорция в пользу женщин нарастает в возрасте 55-64 лет, хотя она начинается уже после 25 лет, и проявляется наиболее заметно в возрасте свыше 65 лет.

Численность жителей города в 2011г. составляла 41590 человек, на начало 2016 года 40878 человек, сократившись на 712 человек. В сельских поселениях численность населения снизилась за это же время на 1149 человек. Снижение численности наблюдается по 20 сельским поселениям, по двум незначительный рост.

Таблица 2.1.2.


Динамика численности населения в разрезе сельских поселений

(на начало года)




Наименование СП

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г

Аксаринское

1502

1546

1549

1544

1542

1528

Александро-Слободское

597

597

598

577

578

565

Багряжское

860

852

850

808

790

768

Бегишевское

1077

1056

1051

1038

1035

982

Бухарайское

714

707

692

698

702

678

Верхненалимское

447

445

441

428

424

417

Верхнепиячинское

799

787

766

752

749

726

Верхнешипкинское

1242

1206

1188

1162

1156

1140

Гулькинское

499

487

483

461

458

455

Дуртмунчинское

617

616

601

568

562

562

Кадыровское

678

669

665

650

657

657

Нижнебишевское

880

877

870

844

838

811

Новоспасское

474

463

476

466

464

458

Поповское

290

310

309

283

282

273

Поручиковское

839

836

825

794

793

790

Савалеевское

1079

1075

1088

1087

1084

1089

Сармаш-Башское

467

453

447

430

422

412

Светлоозерское

793

795

784

757

747

749

Старомавринское

391

392

400

381

378

369

Тюгеевское

473

461

457

446

449

437

Урсаевское

404

405

395

377

369

367

Чубуклинское

859

847

850

838

834

800

Кроме естественной убыли, свою негативную роль в демографической ситуации Заинского муниципального района играет отрицательная миграция населения, в первую очередь молодежи, в поисках более высокооплачиваемой работы. Как правило, миграция происходит в Казань, Москву и соседние города Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны.

Таблица 2.1.3.

Миграционное сальдо населения




Года

2011

2012

2013

2014

2015

Миграция

-249

-401

-387

-307

-366




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница