Тема: «Человек на войне»



Скачать 121.86 Kb.
Дата10.06.2019
Размер121.86 Kb.
ТипУрок

«Нехватка одного – того «Ключа», которым – бы завести все это»

А. Твардовский.

Урок России «Время несбывшихся надежд»

(1945-1953)
Цели урока:

Образовательная – охарактеризовать состояние советской экономики после войны, проанализировать альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы; выяснить причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития, проследить ход восстановления и развития промышленности и сельского хозяйства.

Развивающая - способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная - Формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, поддержать интерес к истории своей страны, края, города, способствовать осознанию нравственного долга перед поколениями тех лет.
Тип урока: Получение нового знания

Оборудование: презентация, иллюстрации плакатов послевоенного периода, экран




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Включение в учебную деятельность

Приветствие.

Сегодня наш урок посвящен истории России, он имеет эпиграф.

Работа с эпиграфом. Дайте, пожалуйста, аннотацию к уроку исходя из темы и подтемы.


На уроке мы будем говорить о СССР в период 45-53 это послевоенное время

Д\з к уроку

Характеристика СССР на мировой арене

Экономические последствия ВОВ войны.

Мы будем говорить о послевоенной экономике


актуализация

По ходу ответов ребят выписывает понятия «холодная война». «План Маршала», «доктрина Трумэна», Железный занавес, Восточная Европа.

Предположите, какие внеочередные задачи стояли перед страной



СССР-сверх держава, противостояние двух политических и экономических систем , отказ от экономической помощи, Комиинформ

Огромные людские потери – 27 млн. человек. Значительные материальные потери: - более 1710 городов и поселков; -25 млн. человек лишилось крова; -выведено из строя около 32 тыс. промышленных предприятий; - посевные площади сократились на 36,8млн.га; -сожжено и разрушено более 70 тыс. сел; -разорено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС; -общий экономический ущерб превышал национальный доход за 1940 г. в 20 раз. .Экономика страны была полностью ориентирована на потребности войны.

Задачи

1. восстановление экономики страны



2. перевод хозяйства на мирные рельсы

3. Повышение обороноспособности, оснащение новой военной техники



Постановка проблемы

Историческая справка

Восстановлено и построено 6200 предприятий

1947-отмена карточной системы

1948-достигнут довоенный уровень промышленного производства


С другой стороны послевоенное время является временем несбывшихся надежд

Проблемный вопрос

Какие надежды оказались несбыточны, почему?

Гипотезы


*после войны люди надеялись на новую жизнь, а пошли по старому пути

Планирование деятельности




План

  1. Настроения и ожидания людей после войны

  2. Пути развития экономики

  3. Промышленность

  4. Сельское хозяйство

  5. Наука

  6. Быт людей

  7. Политический режим

8.Культура и образование

Открытие нового знания

К мирной жизни не вернулось почти 27 миллионов человек. У кого-то погиб отец, муж, сын. У кого-то – вся семья. Как вы думаете, на что были направлены мысли, чувства, желания людей? Вот что писал в своих фронтовых письмах Ю.В.Никулин: «Победа! Кончилась война, а мы живы!!! Война позади, а мы живы! Могу жить дальше, приобрету гражданскую профессию, женюсь, начну самостоятельную жизнь. Коли пережили эту страшную войну, то всё остальное как-нибудь преодолеем».

Парадокс войны состоит в том, что она породила два типа личности

Самостоятельность в принятии решения

Смелость и риск

Критически мыслить

Победа в войне предоставила нашей стране возможность демократического обновления-развиваться вместе со со всем цивилизованном миром


О чем мечтали люди?

Из учебника

С другой стороны война способствовала формированию человека-исполнителя, верящего в правильность довоенного режима.


И на протяжении 2 уроков нам предстоит выявить причины несбыточности надежд народа привели к тому, что критический запал победителей оказался нереализованным.

Можем ли мы предположить причину, зная материал всеобщей истории

Но это не значит, что не существовало альтернативы
Победита точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построения коммунизма. А это означало: и возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.
Проанализируем справочный материал и охарактеризуем промышленность и сельское хозяйство, науку
Из хроники событий, о чем еще мы можем судить? О Развитии научных знаний.

Послевоенное десятилетие было трудным и интересным временем, в сознании многих сложилось впечатление как о времени, когда в магазинах было все, когда происходило постоянное снижение цен, когда уровень жизни населения рос

Так ли это?


Самое страшное позади, теперь надо радоваться жизни, а если живы мы все преодолеем, нам все по плечу.

Демократия

Роспуск колхозов
Победили благодаря курсу Сталина

СССР отказалась от помощи США, нужен был вызов, ответ на доктрину Трумэна


Анализ слайда
После войны осталась довоенная модель развития экономики: приоритет т.п. в ущерб л.п.используя внутренние резервы страны (трудовой подвиг людей и ресурсы деревни)

версия


страна была в изоляции, прежняя модель была результативна

при помощи административного давления и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50-х гг. удалось добиться выведение сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства.

Работа в парах

Анализ


Науке отдавалось приоритетное направление,
Сообщение на тему



Выражение решения

Учитель выписывает ключевые слова урока для формулирования вывода

Проверка гипотезы, ответ на проблемный вопрос урока



Несмотря на высокие темпы развития экономики страны в послевоенный период, возврат СССР к довоенной модели экономического развития приведет в дальнейшем к негативным последствиям: неразвитость легкой промышленности, низкий уровень жизни, отставание в экономическом развитии. В тоже время выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря неустанному труду и самоотверженности миллионов простых советских людей.

Применение нового знания

тестирование




д\з

Надежды народа на экономическую альтернативу не оправдались, прежняя модель была сохранена. Оправдались ли надежды на послабление тоталитарного режима, начались ли демократические перемены ,это тема нашего следующего урока

П. 26 до конца тема сообщений

Послевоенный кинематограф

Послевоенная литература








Рабочие материалы к уроку « Время несбывшихся надежд» 1945-1953
1.Ознакомьтесь с документом, и выскажите предположение, какая точка зрения победила в дискуссии о развитии экономики и почему ?
Из речи И. Сталина 1946 г.

«Это был скачок (в 30-е гг.), при помощи которого наша Родина превратилась из отсталой страны в передовую, из аграрной в индустриальную.

Партия намерена организовать новый мощный подъем народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности … втрое по сравнению с довоенным».
Чем, по-вашему, можно объяснить победу сторонников возврата к довоенной модели экономического развития?


  1. Заполните кластер, используя материал учебника стр 271 – 272 и справочный материал

Какие трудности возникли в восстановительный период

?


Распределение капиталовложений в промышленность:

Тяжелая - ?

Легкая - ?


За какой срок произошло восстановление промышленности

?


Промышленность



(1946-1950-х гг.)



Сколько восстановлено и заново построено предприятий

?


Источники восстановления

?
?

Таблица 1



Промышленное производство в ценах на 1927 г


Виды промышленности

1940

1943

1945

1946

1947

Валовая продукция

138

125

152

147

172

Группа А

84

101

122

109

123

Группа Б

54

22

30

38

49

Военная техника

24

69

74

38

33


Таблица 2



















Показатели

1940 г.

1945 г.

1950 г.

Электроэнергия

(млрд. квт. ч)

48

43

91

Нефть

(млн. т)

31

19

38

Уголь

(млн. т)

166

149

261

Сталь

(млн. т)

18

12

27


Хроника экономической жизни
1946г

Приняты постановления, препятствовавшие переходу рабочих с предприятие на предприятие. Повышены нормы выработки. В деревне ведется борьба с «разбазариванием колхозных земель» и возвращение приусадебных участков в колхозы. Закупочные государственные цены на с\х составляли 1\7 от себестоимости

Сталин поставил особую задачу для советской науки: «В ближайшее время не только догнать, но и превзойти достижения науки за пределами Советской страны».
1947г

Повышены показатели пятилетнего плана, разворачивается коллективизация в Прибалтике, западной Украине и Белоруссии. На Украине, в Молдавии, Нижнем Поволжье, Крыму, Центральной России население голодает (погибло от голода около миллиона человек) . Отменена карточная система, проведена конфискационная денежная реформа

Был произведен запуск первой радиоуправляемой ракеты.
1949

Успешные испытания на полигоне Семипалатинска атомной бомбы



1948г

Повышены налоги на приусадебные участки. Крестьянам «рекомендовано» продать мелкий скот государству что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2 млн. голов).

Принят сталинский план преобразования природы, проекты строительства крупных ГЭС. Проведена сессия ВАСХНИЛ, разгромившая генетику как «лженауку». Начались гонения на кибернетику

1950г

Идет укрупнение колхозов

Под руководством С. Лебедева в Институте электротехники в была изготовлена первая в Европе электронная цифровая вычислительная машина.
1952г

Выходит работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР»

3.На основании хроники экономической жизни, заполните схему «Аграрная политика», охарактеризуйте положение колхозников в послевоенные годы.

Примите во внимание

Для того чтобы купить килограмм масла, колхозник должен был отработать 60 трудодней. Колхозники в начале 50х получали 16,4 рубля в месяц (в 5 раз меньше рабочих и служащих)
Из докладной записки начальника управления МГБ

по Хабаровскому краю генерал-полковника С,Гоглидзе

министру госбезопасности генерал-полковнику В.С.Абакумову

«О состоянии сельского хозяйства в Хабаровском крае»

14 февраля 1947г.



<…> Посевные площади колхозов в 1947г. еще не достигли довоенного уровня, хотя они и в 1940г. далеко не удовлетворяли потребности в сельскохозяйственных продуктах население городов, промышленных предприятий и частей Советской Армии и Флота, расположенных на территории Хабаровского края.

<…> Колхозы края все еще продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. Так, например, если средняя урожайность зерновых культур в 1940г. составляла 11,6 цнт. с гектара, то в 1945г. она снизилась до 7,7, а в 1946г. упала до 4,1 цнт.сё гектара… Всего же в 1947г. колхозы не додали государству 24,5 тыс.тонн хлеба и около 1,5 млн.пудов, что составляет 28% по отношению к первоначальному плану хлебозаготовок.

<…> Низкая урожайность, снижение валовых сборов сельхозпродуктов полеводства и овощеводства и низкая продуктивность животноводства привели к резкому сокращению продукции, распределяемой между колхозниками на трудодни, к резкому снижению стоимости трудодня основная масса колхозников получила менее 500 гр. зерна на трудодень. Около половины колхозов выдали колхозникам менее 300 граммов, тогда как в 1940г. свыше половины колхозов выдали на трудодень от 1 до 5 кг. хлеба.


Политика в отношении деревни





?


?

?

?

?

Результаты аграрной политики






4.Сделайте вывод о развитии науки в послевоенный период используя хронику событий







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница